Меню Услуги

Актуализация межкультурного диалога в современном Интернет-пространстве


Страницы:   1   2   3   4   5


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к анализу межкультурной коммуникации

1.1. Межкультурная коммуникация: сущность, специфика, типы

1.2. Межкультурный диалог: понятия, виды и механизмы реализации в современном обществе

ГЛАВА II. Интернет-пространство как средство межкультурной коммуникации в информационном обществе

2.1. Интернет-пространство как вид социального пространства межкультурной коммуникации

2.2. Визуальная коммуникация как средство межкультурной коммуникации в Интернет-среде

ГЛАВА III.  Реализация межкультурного диалога средствами современного интернет-пространства

3.1. Формирование межкультурного диалога в современном Интернет-пространстве

3.2. Роль стереотипов в формировании межкультурного диалога (на примере фотографии)

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Такое явление как «диалог культур» или «межкультурный диалог» пронизывает всю историю человечества, но становится особенно актуальным на современном этапе развития общества, имея при этом качественно новую стадию своего воплощения в контексте глобальной информатизации.

Диалог культур, как и межличностный диалог, основывается на принципе стремления попытки принятия и понимания чужого менталитета, образа жизни и типа восприятия реальности, которая строится на взаимном уважении и доверии. В рамках межкультурного диалога могут решаться проблемы и конфликты, препятствующие созданию мирной и стабильной международной обстановки. Диалог культур – это деятельность, воплощающая в себе идею знакомства с иным мышлением и возможности обогащения своего национального бытия, тем самым достигая межкультурной интеграции.

Важной задачей в рамках межкультурного диалога является создание единого культурного пространства, но при этом сохранение самоидентичности всех человеческих культур. В проблему диалога культур включаются такие категории как взаимопонимание, менталитет, взаимоотношение культуры и языка, толерантность. Основным препятствием в процессе достижения межкультурного взаимопонимания могут выступать предрассудки и стереотипы, рождающие ложное негативное представление об иной культуре. В этом контексте необходимым является воспитание и работа с молодежью в среде межкультурного взаимодействия, так как данная социальная группа является наиболее мобильной группой населения, наименее подверженной предрассудкам и предубеждениям, препятствующим возможность будущего диалога.

Белая книга по межкультурному диалогу Совета Европы, основной документ, определяющий политику в сфере культуры и культурного наследия и утверждающий идею о том, что межкультурный подход предлагает модель управления культурным многообразием, нацеленную в будущее, указывает межкультурный диалог как открытый обмен мнениями на основе взаимоуважения между индивидуумами и группами различного этнического, культурного, религиозного и языкового происхождения.

Для обеспечения межкультурного диалога необходимо реализовывать соответствующие проекты и мероприятия: проведение различных тематических фестивалей и слетов; привлечение при этом популярных общественных деятелей и артистов, выступающих за распространение межкультурного диалога; реализация волонтерских программ по помощи различным группам населения; создание культурно-просветительских продуктов, которые будут демонстрировать единство и дружбу представителей различных культур, распространение в Интернете идею межкультурного диалога – в блогах, социальных сетях, на форумах; проведение международных спортивных мероприятий, способствующих диалогу и коммуникации.

Практическая реализация идеи межкультурного диалога проходит в рамках проведения многочисленных мероприятий как на территории России, так и на европейском и мировом пространствах.

Так, традиционно во всех европейских странах 27 сентября отмечается День Межкультурного Диалога. Фонд «Интеркультура» (AFS Россия) в рамках этого проекта реализует различные мероприятия в сотрудничестве с российскими образовательными учреждениями. Но также в этой общеевропейской акции могут принимать участие все желающие.

Среди многочисленных проектов также необходимо отметить программу «Маршруты культуры» (Cultural routes), которая была открыта Советом Европы в 1987 году. Идея этого проекта заключается в том, чтобы с помощью путешествий в пространстве и во времени обнаружить, как наследие разных стран и культур Европы составляет единое европейское культурное наследие.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Принципом реализации диалога культур в современном информационном обществе является такая категория как межкультурная коммуникация. Межкультурная коммуникация в современном обществе основывается на процессе символического взаимодействия между группами или индивидуумами, имеющими определенные культурные различия. При таком взаимодействии успех коммуникации зависит от правильной интерпретации информации, полученной от другого участника коммуникативного акта, а это в свою очередь возможно только при проявлении предприимчивости и толерантности. На сегодняшний день изучение процесса межкультурной коммуникации происходит в рамках различных теорий и концепций. Авторы предлагают разнообразные методы и подходы для рассмотрения данного явления.

Для более детального анализа процесса межкультурной коммуникации необходимо учитывать существование двух сфер ее функционирования: микрокультуры и макрокультуры, отличающихся по своей природе масштабностью и характером проявления. Общим для всех уровней и сфер межкультурной коммуникации является неосознанность участниками культурных различий в ходе общения. В этом контексте наиболее важным становится использование концепции межкультурного диалога как механизма успешной межкультурной коммуникации.

Элементы межкультурной коммуникации, включающие в себя различные механизмы, стили и уровни осуществления общения, обретают совершенно новые формы, отличающиеся от традиционных. В условиях распространения глобальной сети Интернет и массовой информатизации общества возможности межкультурной коммуникации обретают совершенно новые черты. Повышается степень распространения как прямого межкультурного взаимодействия, так и косвенного.

Интернет, как одно из проявлений глобализации современной культуры,  представляет собой некую  коммуникативную среду и утверждает новые современные принципы жизни человека и его деятельности: виртуальные и интерактивные. Несомненно, что воздействие Интернета на современную культуру во многом очень полезно, но в то же  время есть немало отрицательных факторов этого воздействия. Так, в Интернете сейчас часто наблюдается огромное количество информации на тему расизма, ксенофобии и межнациональной розни. Поэтому появляется необходимость в обеспечении информационной  безопасности человека, отделение его от подобной ненужной и вредной информации. Этого можно достичь благодаря сотрудничеству между странами и развитию в Интернет-пространстве межкультурного диалога.

Для реализации этой цели создаются различные сайты и сообщества для знакомства, обмена различными точками зрения на те или иные события и поддержания толерантности между представителями различных наций. Изучение способов реализации идеи межкультурного диалога в рамках Интернет-пространства на сегодняшний день является чрезвычайно актуальным, так как влияние Интернета является основополагающим в контексте формирования ценностей и оформления мировоззрения современного человека.

Развитие Интернета позволяет ставить вопрос о возможности интенсивного распространения культуры, единения и интеграции различных аудиторий, приобщения их к достижениям мировой культуры. В связи с этим культурная информация по-новому распространяется и функционирует. Появляется возможность эквивалентного и повсеместного распространения и распределения культурных и художественных ценностей. Это связано, прежде всего, с тем, что Интернет, как коммуникативный канал, может доставлять культурную информацию не только во все уголки нашей страны, но и в другие страны.

Качественно новым проявлением явления межкультурной коммуникации в современном Интернет-пространстве являются новые возможности визуального общения. Так как в рамках межкультурного общения теряется такой весомый фрагмент как языковой барьер, эти возможности становятся весьма привлекательными для представителей различных культур.

В этом контексте популярной становится такая социальная сеть как Instagram. Основная идея данной сети заключается в том, что пользователи общаются друг с другом путем выкладывания различных фотографий, комментарии к ним носят лишь второстепенный характер.

Объектом исследования  является межкультурный диалог.

Предметом исследования является интернет-пространство как современное средство осуществление межкультурного диалога.

Цель исследования:  определить особенности реализации идеи межкультурного диалога в сфере современного Интернет-пространства.

Задачи исследования:

  • рассмотреть основы межкультурной коммуникации как средства реализации идеи межкультурного диалога;
  • рассмотреть понятие, основные характеристики и механизмы реализации межкультурного диалога, а также определить перспективы и роль межкультурной коммуникации;
  • рассмотреть интернет-пространство как социальное явление; выделить особенности межкультурной коммуникации в современном Интернет-пространстве;
  • рассмотреть явление визуальной коммуникации в Интернет-среде; рассмотреть фотографию как средство осуществления коммуникации и выделить особенности проявления данного явления в Интернет-пространстве в контексте реализации межкультурного диалога;
  • изучить реализацию межкультурного диалога в современном Интернет-пространстве:
  • провести обзор существующих ресурсов в Интернет-пространстве на предмет реализации идеи межкультурного диалога; провести контент-анализ сообщений социальной сети Facebook для выявления степени реализации межкультурного диалога;
  • применить метод визуальной социологии для анализа межкультурных стереотипов.

Степень научной разработанности проблемы.

Социокультурный аспект диалога, как  основной формы межкультурного взаимодействия в условиях глобализации культур раскрыт в трудах Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.С. Библера, П.С. Гуревича, М.С. Кагана, Б.Ф. Ломова, Л.П. Якубинского, Ю. Хабермаса и др.

Проблему межкультурной коммуникации как собой особой формы диалога представителей различных культур была предметом исследования Пермяковой Т.М., Дробижевой Л. М., Андреевой И.В., Балобановой Л.А., Прохоровой Ю.А., Стерниной И.А., Садохина А.П., Тер–Минасовой С.Г., Скороходова В.П.

Проблема исследования состоит в том, что тема межкультурного диалога в современном Интернет-пространстве недостаточно исследована и требует дальнейшего изучения.

Гипотезы исследования:

  • В рамках социальной сети Facebook постоянно реализуется межкультурный диалог. Многие сообщения содержат в себя информацию культурного обмена.
  • Межкультурный диалог с социальных сетях касается проблем бытового общения, культурных традиций, национальной терпимости, так как это наиболее очевидные и острые темы для общения.
  • Межкультурный диалог в социальных сетях реализуется довольно успешно, представители различных культур успешно общаются между собой, минимальна доля социальных конфликтов.

Методики исследования:

  • Контент-анализ сообщений социальной сети Facebook;
  • Фотография какметод визуальной социологии.

Теоретическая значимость дипломного исследования заключается в изучении и  выявлении возможности реализации идеи межкультурного диалога в рамках современного Интернет-пространства, исследовании проявления характера межкультурного общения в сфере современной популярной социальной сети.

Структура дипломной работы.

Работа состоит из введения, где представлены актуальность проблемы, объект, предмет, цель, задачи, степень научной разработанности проблемы, гипотеза, теоретическая значимость проведенного исследования; теоретико-методологической  главы, где рассмотрены основные подходы к предмету межкультурной коммуникации, основные механизмы и методы межкультурного диалога, определены актуальное состояние и перспективы межкультурной коммуникации. Вторая глава представляет собой результаты изучения таких проблем как Интернет как социальное пространство,  особенности Интернет-пространства в рамках межкультурной коммуникации, а также основы визуальной коммуникации  в современном Интернет-пространстве. Третья практическая глава состоит из обзора существующих ресурсов, созданных с целью реализации идеи межкультурного диалога, эмпирического исследования, основанного на методике контент-анализа сообщений пользователей социальной сети Facebook, а также исследования с применением метода визульной социологии — фотографии.

ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к анализу межкультурной коммуникации

1.1 Межкультурная коммуникация: сущность, специфика, типы

Межкультурная коммуникация представляет собой разновидность сознательного извлечения/сообщения информации в процессе взаимодействия, по крайней мере, двух субъектов при помощи специально созданных для этого или сложившихся исторически средств коммуникации (знаков и правил их комбинирования).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Каждая национальная культура подразделяется на многие субкультуры – этнические, региональные, возрастные, профессиональные, по интересам и так далее.

Межкультурное взаимодействие, в особенности долговременное, как правило, стимулирует сравнение собственной и чужой культур, причем у участника такого взаимодействия нередко возникает желание поделиться результатами своих наблюдений с другими.

Выделяются несколько типов подобного постижения своей или чужой разновидностей культуры (рис. 1):

Рис. 1 Типы постижения культуры

Все перечисленные варианты межкультурного взаимодействия можно отнести к межкультурной коммуникации.

Задача достижения взаимопонимания является особенно актуальной для народов, между которыми в силу тех или иных причин сложились напряженные взаимоотношения. В недавней истории можно отметить целые периоды, проходившие под знаком этой задачи – например, “разрядку” 70-х годов, горбачевскую перестройку (одним из элементов которой была, как известно, концепция “общеевропейского дома”).

Справедливости ради следует сказать, что решалась эта задача в основном политиками и дипломатами, а также обслуживавшими их пропагандистскими аппаратами. Вместе с тем, были и отдельные попытки общественности подключиться к ее решению – вспомним так называемую “народную дипломатию” или популярные одно время “телемосты”.

Межкультурная коммуникация – необходимая предпосылка функционирования и развития культуры. Она обеспечивает информационную связь между социальными группами и общностями во времени и пространстве, делает возможным накопление и передачу социокультурного опыта, организацию и координацию совместной деятельности людей, трансляцию идей, знаний и ценностей.

Изучение иных культур, их особенностей, закономерностей их функционирования и развития обогащает человека, трансфор­мирует его отношение к миру и другим людям, может кардинально изменить его отношение к жизненным ситуациям.

Как показала практика, даже глубокого знания ино­странного языка недостаточно для эффективного общения с его носителем: каждое слово другого языка отражает другой мир и другую культуру, «за каждым словом стоит обусловленное националь­ным сознанием представление о мире» (С.Г Тер-Минасова). Глав­ная задача в изучении иностранных языков как средства коммуни­кации заключается в том, что языки должны изучаться в неразрыв­ном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках.

Межкультурная коммуникация может осуществляться и быть иссле­дована либо на уровне групп, либо на индивидуальном уровне. Дру­гими словами, можно изучать коммуникативные процессы между различными культурными группами (большими и малыми) или между отдельными людьми. Большинство исследований, проводив­шихся на уровне групп, носят характер культурно-антропологичес­ких и социологических исследований, которые рассматривают культурную группу как коллективное единство (целое) и пытаются ее целостно понимать. На рис. 2 представлены уровни коммуникации.


Рис. 2. Уровни межкультурной коммуникации

Анализ научной литературы по коммуникативистике и психологии межкультурных отношений позволил выявить несколько методов обучения, способствующих успешному овладению навыками межкультурной коммуникации и развитию  межкультурной компетентности. Данные методы условно можно разделить на три группы: дидактические, эвристические и эмпирические (рисунок 3).

Рис.3 Методы и формы межкультурного обучения

Дидактические методы обучения, включающие в себя просвещение, ориентирование и инструктаж, направлены на четкое получение информации и теоретических знаний об изучаемой культуре. При этом просвещение представляет собой более длительный и плановый процесс приобретения знаний в области другой культуры, в то время как целью программы ориентирования является быстрое ознакомление человека с основными ценностями, нормами и правилами поведения в другой стране. Примерно на то же направлен и инструктаж, знакомящий человека с проблемами, которые могут возникнуть во время общения с представителями другой культуры.

Данные методы весьма популярны и широко используются в современных программах и курсах обучения. Но, как правило, подобные знания, приобретенные дидактическим путем, носят скорее абстрактный характер и мало помогают в практической деятельности при выстраивании грамотного межкультурного диалога. Более эффективными методами формирования межкультурной компетентности являются эмпирические и эвристические.

Из наиболее распространенных и известных методов подготовки к успешному межкультурному общению мы можем выделить беседы, рассказы очевидцев или представителей разных культурных групп, сбор информации о традициях, истории, культурных ценностях того или иного народа, просмотр и обсуждение видеоматериалов, дискуссии. Приобщение к другим культурам и ценностям, выявление их характерных особенностей и отличий дает возможность учащимся обрести необходимые межкультурные коммуникационные навыки, а также способствует значительному изменению собственного отношения к ценностям родной культуры.

Наиболее продуктивными среди вышеперечисленных методов представляются те из них, которые не дают четких рекомендаций и готовых указаний к тем или иным действиям в реальной жизни, а предлагают разобраться и проанализировать представленные факты в форме проверки и самопознания в конкретных ситуациях поликультурного взаимодействия, переработки и применения приобретенных знаний и навыков для успешного преодоления межкультурных барьеров. В связи с этим, в системе обучения межкультурной коммуникации получили распространение такие активные методы, как: ролевые игры, анализ ситуаций, дискуссии, тренинги, которые позволяют полностью погрузиться в активное контролируемое общение.

В последнее время именно тренинги стали основной формой эмпирического обучения взаимодействию с представителями других культур. Данная форма обучения дает возможность выработать умение замечать различия между разными культурами, пользоваться ими в дальнейшем для осуществления эффективной межкультурной коммуникации. Развитие данных умений является результатом достижения основных задач, на реализацию которых направлен тренинг:

1) дать возможность учащимся воочию получить представление о культурных особенностях и различиях за счет воспроизведения определенных, складывающихся по-разному в той или иной культуре ситуаций;

2) проанализировать данные различия и вывести наиболее характерные особенности изучаемых культур с целью дальнейшего применения приобретенных знаний в подобных и иных ситуациях межкультурного взаимодействия.

Во время тренинга рассматриваются различные конфликтные ситуации, которые предлагается решить с позиций разных культур, а также фиксируется внимание на особенностях и стереотипах родной культуры.

Только такие активные и наглядные методы обучения продуктивной межкультурной коммуникации, как тренинги и ролевые игры, способны в полной мере продемонстрировать проблемы в их развитии благодаря проигрыванию и проживанию участниками различных ситуаций межкультурного взаимодействия. В результате применения именно этих методов учащиеся приобретают необходимые знания, разрабатывают коммуникативные навыки, а также накапливают важный опыт межкультурного взаимодействия, что, в свою очередь, благотворно сказывается на воспитании их уверенность в себе, повышении самооценки и развитии способности к построению компетентного диалога и эффективных взаимоотношений.

Таким образом, методологическую составляющую воспитательного процесса обучения межкультурной компетентности могут составить следующие основные формы и методы обучения:

– диалог, подразумевающий развитие навыков межличностной и межкультурной коммуникации;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

– проблемное обучение, позволяющее подросткам учиться слушать других, анализировать информацию, излагать свое мнение и совместно находить общее решение;

– ролевые игры – игры с межкультурным содержанием, помогающие успешному усвоению материала, способствующие формированию образцов поведения, активизации деятельности на занятиях;

– тренинги, позволяющие показать и проанализировать стереотипы, различия между разными культурами, выработать умение их замечать и пользоваться ими для достижения эффективного межкультурного взаимодействия;

– встречи с представителями других культур, позволяющие формировать интерес, адекватное восприятие и правильные оценочные установки по отношению к другим культурам и ее представителям, способствующие изучению различных культур путем сравнения их сходства и различия;

–   проектная деятельность, развивающая исследовательские качества и кругозор, обеспечивающая самостоятельный поиск информации и активное включение учащихся в диалог культур;

– дискуссии, обсуждения просмотренных видеоматериалов и полученных знаний, позволяющие повышать самооценку и развивать личностные качества подростков, необходимые для построения межкультурного общения.

Данные методы позволяют не только расширить знания в области межкультурной коммуникации, но и развить их личностные характеристики, такие как коммуникабельность, общительность, интерес к окружающим людям, открытость для разных взглядов, высокая самооценка, склонность к сотрудничеству, внутренний самоконтроль, выдержка, толерантность, эмпатия, терпимость к новому и необычному, смелость и настойчивость, которые составляют основу межкультурной компетентности.

Применение перечисленных выше методов и форм работы позволяет осуществлять успешный процесс обучения на пути овладения межкультурной компетентностью, в результате чего должны быть достигнуты следующие цели:

– уметь адекватно интерпретировать процесс взаимодействия и управлять им (толерантно с точки зрения эмпатии воспринимать различные культурные ценности, видеть общие черты в культурах, преодолевать разделяющие их границы, уметь распознавать стереотипы и делать адекватные выводы, соотнося их с собственным опытом, синтезировать и обобщать личный опыт в межкультурном диалоге);

– научиться осваивать другую культуру в ходе коммуникативного процесса через приобретение новых культурных знаний в процессе межкультурного взаимодействия (уметь пересматривать и менять оценки и взгляды на чужую культуру, исходя из полученных навыков и опыта межкультурного общения, отказываться от не отвечающих реальности и собственному опыту стереотипов и предрассудков, менять самооценку в результате постижения иной культуры, принимать полученные знания о другой культуре для глубокого познания своей собственной культуры).

В межкультурной коммуникации выделяют уровни макрокультуры и микрокультуры, в рамках которых происходят коммуникативные процессы. В межкультурном общении на уровне макрокультуры наибольшей популярностью пользуется типологизация культур, предполагающая разделение на восточный и западный типы культуры.

На уровне микрокультуры выделяют несколько типов межкультурной коммуникации:

  • межэтническая,
  • контркультурная,
  • коммуникация среди социальных классов и групп,
  • демографическая (коммуникация между представителями различных половозрастных групп),
  • межрелигиозная,
  • коммуникация между городскими и сельскими группами,
  • коммуникация в деловой культуре (межкорпоративной).

В рамках изучения межкультурного общения важно рассмотреть моделирование межкультурной коммуникации, которое используется как средство постижения сущности и механизмов человеческого общения.

Каждая модель включает отправителя и получателя информации, сообщение, выраженное в вербальной или невербальной форме, (виды межкультурной коммуникации: устная и письменная; аудитивная, визуальная; аудитивно-визуальная, тактильная) и обратную связь. Интерес представляет модель П. Рорлиха , включающую три уровня анализа модели коммуникации: внутриличностный, межличностный и синтетический.

  • На первом уровне основное внимание уделяется индивидуальным чертам личности, уникальности и неповторимости восприятий в результате личного опыта коммуниканта. На этом уровне развивается индивидуальная картина мира, возникает и преодолевается культурный шок, процветает этноцентризм, вступают в противоречие системы внутренних и групповых восприятий и ценностей.

Помимо вербального общения, информация принимается и через прочтение невербальных знаков.

  • Второй – межличностный уровень – является интерпретационным. Здесь происходит столкновение индивидуальных миров и картин мира.
  • На третьем – синтетическом — уровне срабатывает положительный или отрицательный результат обратной связи, осуществляется развитие меж- культурного сознания, понимания, эмпатии, межкультурных коммуникативных умений и навыков, т.е. всего того, что в теории межкультурной коммуникации называется «третьей культурой».

Опыт исследования отечественных ученых Ю.Е. Прохорова и И.А. Стернина показывает, что могут быть предложены три основные модели описания поведения народа в процессе коммуникации: ситуативная, аспектная, параметрическая.

Ситуативная модель предполагает описание процесса в рамках стандартных коммуникативных ситуаций и коммуникативных сфер, строится на эмпирическом материале.

Аспектная модель предполагает описание коммуникативного поведения в рамках выделенных аспектов (вербальный, невербальный, нормативный и т.д., по выбору исследователя).

Параметрическая модель предполагает формализованное описание процесса на основе некоторой заданной исследователем совокупности пара- метров, универсальных для любого коммуникативного процесса. Эта модель является обобщением выявленных особенностей национального коммуникативного поведения (на основе анализа эмпирического материала).

Итак, когда в коммуникацию вступают представители разных культур, тогда сталкиваются различные культурно-специфические взгляды на мир. При этом каждый из партнеров не осознает эти различия, считает свой образ мира нормальным и единственно правильным. «Чужое» понимается как нездешнее, иностранное, еще незнакомое и необычное. И действительно, сталкиваясь с чужой культурой, мы видим в ней много необычного и странного. Только поняв это, мы постепенно сможем прийти к пониманию причин нашей неадекватности в ситуации коммуникации.

Таким образом, межкультурная коммуникация представляет собой многоаспектное и сложное явление. Мы рассмотрели уровни межкультурной коммуникации, виды, подходы к изучению, а также методы овладения навыками успешного общения с представителями других культур. В этом контексте важной идеей реализации межкультурной коммуникации выступает идея межкультурного диалога, в которой воплощаются принципы толерантности, межкультурной терпимости и дружбы.


Страницы:   1   2   3   4   5


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!