Заявка на расчет
Меню Услуги

Актуальны вопросы установления опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

Содержание

Введение
1 Теоретические и правовые основы установления опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации
1.1 История возникновения и развития института опеки и попечительства над несовершеннолетними
1.2 Понятие и сущность опеки и попечительства
1.3 Правовой статус детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2 Проблемы установления опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации
2.1 Порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними
2.2 Анализ правоприменительной практики по вопросам установления опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации
2.3 Проблемы установления опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации и пути их решения
Заключение
Список использованных источников

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

В настоящее время вопросы регулирования правоотношений по опеке и попечительству несовершеннолетних приобрел в России особую значимость.
Сегодня без поддержки государства многие несовершеннолетние, оказавшиеся в наиболее тяжелых, сложных жизненных условиях, не в состоянии решить большинство социальных, жилищных, финансовых вопросов, что влечет появление многих острых проблем, таких, как пьянство, высокая смертность, преступность, в том числе и подростковая, беспризорность и т.д.
В этой связи одним из наиболее удачных решений проблемы устройства несовершеннолетних, обеспечения их надлежащими условиями жизни, питания, образования, воспитания можно назвать опеку и попечительство. Данная форма воспитания несовершеннолетних является одним из традиционных форм обеспечения, гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов.
Вопросы устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, всегда привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность, проявлением которой стали разработка и принятие Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ (в ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве». Основной целью совершенствования традиционной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение и гармонизация интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание.
Опека и попечительство представляют собой форму временного индивидуального устройства несовершеннолетних детей, которая предназначена для восполнения интересов, в частности, применительно к несовершеннолетним, воспитания, обеспечения достойных условий жизни и т.д.
В настоящее время активно проводится политика по решению государственной проблемы по изменению существующего порядка защиты прав несовершеннолетних, нуждающихся в особом внимании в силу ряда причин, в частности, возраста, положения и факторов риска.
Очевидные преимущества опеки и попечительства для государства вполне могли бы привести к широкому их распространению на практике, однако большая часть детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему содержатся в специальных детских учреждениях. Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой. Однако не может не радовать, что последние изменения в законодательстве направлены на изменение этого положения, расформирование детских домов и семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Изложенные выше обстоятельства предопределили выбор темы исследования, так как теоретическая и практическая проработка проблем опеки и попечительства над несовершеннолетними является актуальной и на сегодняшний день для науки права и современной жизнедеятельности любого гражданина и государства в целом.
Объект ¬ общественные отношения, возникающие по поводу применения опеки и попечительства над несовершеннолетними как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет ¬ анализ правовых норм, регулирующих как правоотношения по опеке и попечительству над несовершеннолетними в Российской Федерации, так и процедуру установления опеки и попечительства, и правовые последствия ее применения.
Цель ¬ исследовать актуальность опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Задачи:
Исследовать историю возникновения и развития института опеки и попечительства над несовершеннолетними;
Рассмотреть понятие и сущность опеки и попечительства ;
Охарактеризовать правовой статус детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Исследовать порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними;
Проанализировать правоприменительную практику по вопросам установления опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации ;
Рассмотреть проблемы установления опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации и пути их решения.
Нормативно-правовую основу составили: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка,
Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектико-материалистический метод познания, а также частно-научные методы: статистический, формально-юридический, системный, сравнительный, а также методы анализа, синтеза и логического изложения.
Структура: работа составлена из двух глав, которые включают в себя по три параграфа, заключения, списка литературы, приложений.

1 Теоретические и правовые основы установления опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации

1.1 История возникновения и развития института опеки и попечительства над несовершеннолетними

Исторически сложилось, что в случае потери родителей, ребенок нуждался в опеке как способе замены родительского воспитания. Такой подход берет свое начало еще со времен патриархальной семьи. Впервые об опеке было упомянуто в летописи в конце IX века. Данное упоминание заключалось в том, что в случае смерти отца опекуном ребенка становится близкий родственник мужского пола. Если же таких не оказалось, то право воспитывать детей доверялось матери (например, в Х веке, после смерти князя Игоря от рук древлян, опекуном его сына Святослава стала мать- княгиня Ольга). Задачей опекунов была забота о воспитании сироты, защита его от любых негодований и бед. Естественно ни о каком имущественном праве в то время не упоминалось, так как оно принадлежало всему роду, при этом родственники строго следили за сиротой, их слово и мнение было непререкаемым.
Следующее письменно упоминание об опеке содержалось в сборнике правовых норм Киевской Руси (Русская Правда) в статье 99. В ней говорится, что в случае смерти отца опекуном становился самый близкий родственник, а если жена выходила замуж еще раз, то опекать сироту мог отчим. Впрочем, отец перед кончиной мог назначить опекуном совершенно постороннее лицо. В данном же своде законов, говорилось о том, что тому, кто опекал ребенка-сироту, предоставлялось право временного пользования его имуществом, получая за это вознаграждение от доходов имущества. При этом не были регламентированы вопросы воспитания ребенка и сроки осуществления опеки. Впервые такие записи появились в 1722г.
В то далекое время не было понятия «опека». Первоначально забота и защита ребенка обозначалась выражением «иметь у себя на руках», а опекун назывался печальником. Термин «опека» был взят русским законодательством из литовского права.
Со временем вопросы установления опеки подверглись детальному правовому регулированию. Нововведением стало определение опекуна по завещанию родителя, которого ему необходимо было выбрать при жизни. В случае отсутствия такого завещания, опека назначалась властным органом, в роли которого выступала церковь. В случае смерти родителя и отсутствия завещания, опекуна назначала церковь, так как ей поручалось ведение семейных, наследственных и опекунских дел. Независимо от того, кто был назначен опекуном, родственники ребенка должны были следить за опекуном, на которого в свою очередь уже юридически возлагалась обязанность вернуть имущество опекаемого после достижения им полной самостоятельности.
Следующим шагом на пути становления органов опеки и попечительства стали реформы Петра I. В них было указано, что обязанность смотреть, чтобы сироты не оставались без опекунов, возлагалась на высшие органы городского управления (так называемые магистраты). Данным органам были вменены обязанности назначать опекунов и контролировать их. Таким образом, опека получила статус государственного учреждения, которое осуществляло надзор за деятельностью опекунов. При этом опекун также мог быть назначен по завещанию, а нововведением стало назначение их в соответствии с положениями закона, или же распоряжением правительственных органов.
До начала XX в. установление опеки подчинялось принципу сословности, а выбор опекуна осуществлялся по завещанию или по назначению. При этом, не смотря на указанного родителем в завещании опекуна, выбранного человека могли и не утвердить на эту роль, если он подходил хотя бы под одно ограничение, прописанное в Указе. Кроме указанных выше правил, строгой регламентации подвергалась деятельность опекуна, а также его права и обязанности, основу которых до начала ХХ века составляли правила, принятые Указом 1775 года.
Гражданское законодательство вводит такие понятия как правоспособность и дееспособность. Если же правоспособностью обладают все лица с момента рождения, то дееспособностью, то есть способностью осуществлять данные им права и обязанности, могут только при наличии определенных условий, таких как наступление совершеннолетия либо при эмансипации. Для того чтобы лица могли осуществлять свои права и обязанности до наступления дееспособности существует институт опеки и попечительства.
На протяжении всей истории отечественного законодательства, принципы и задачи института опеки и попечительства несколько менялись, от того и менялось их положение в правовой системе.
Так, в период дореволюционного развития законодательства институт опеки и попечительства полностью относился к институтам гражданского права, и регулировал характерные для гражданского права правоотношения. Гражданское право обозначало две обязанности опекуна:
1. попечение над опекаемый, если он в силу возраста или физического состояния не мог осуществлять свои права и обязанности.
2.управление над имуществом человека, который состоит под опекой. В дореволюционной России опека и попечительство регулировалась нормами гражданского законодательства
При этом можно утверждать, что основные обязанности опекуна были обязанности по представлению имущественных интересов именно в гражданских правоотношениях.
И лишь только с началом революции, институт опеки и попечительства стал частью семейного права, так нормы об опеке и попечительстве были закреплены в Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, однако эти нормы также в большей степени относились к имущественным правам подопечных лиц. Так, закон говорил, что «…опекуны охраняют все личные и имущественные интересы подопечных, являясь их законными представителями, попечители назначаются для совершения отдельных сделок или уполномочиваются на управление имуществом вообще .
Уже в 1926 году был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР, в положениях которого, посвященных опеке над несовершеннолетними, на первом месте оказывается забота о воспитании ребенка, защита его личности, законных прав и интересов. Опека и попечительство устанавливаются для защиты личности недееспособного, его законных прав и интересов, а равно для охраны имущества в случаях, законом предусмотренных…» .
Самые главные изменения в данном институте произошли в 1969 году, когда был принят Кодекс о браке и семье РСФСР. В данном нормативно-правовом акте закреплялись не только обязанности опекунов по обеспечению имущественных прав опекаемых, но и такие важные обязанности, как воспитание и защита прав и законных интересов подопечных.
С того момента, институт опеки и попечительства стал относится к институтам семейного права, одновременно в науке возникает дискуссия, согласно которой такой вопрос как дееспособность граждан по гражданскому законодательству и институт опеки и попечительства, теперь уже по семейному законодательству, являются тождественными институтами или разными институтами разных отраслей права.
После распада СССР российское законодательства активно стало проецировать и воссоздавать нормы права зарубежных стран и возвращаться к опыту дореволюционного периода, когда право развивалось естественно и соответственно времени. Так, переняв нормы зарубежных стран и нормы международного в области защиты прав несовершеннолетних лиц, отечественный законодатель включил институт опеки и попечительства к ведению в рамках гражданского права и регулированию данных правоотношений нормами Гражданского кодекса. Так, в двух отраслях права появились правоотношения, предмет регулирования, которых совпадает, однако методы регулирования были и есть совершено разные.
Кобелев Д.А. отмечает, что «…субъекты правоотношений юридически равноправны, однако фактически равны далеко не всегда, поскольку одной из сторон является недееспособное или ограниченно дееспособное лицо, которое нуждается в повышенной защите со стороны государства. В этом вопросе семейному праву в большей степени, чем гражданскому, свойствен элемент императивности регулирования отношений с помощью предписаний и запретов…». Действительно, семейное право предусматривает императивное регулирование прав, а гражданское – диспозитивное. Исходя из этого, институт опеки и попечительства является институтом со смешанным правовым регулирование, так как цели данного института, несмотря на различность методов регулирования, являются едиными – создание благоприятных условия для подопечного и защита его личных и имущественных прав и законных интересов .
Дальнейшее развитие гражданского законодательстве естественным образом пришло к тому, что в новый Гражданский кодекс РФ были включены новые нормы, устанавливающие правила об установлении, осуществлении и прекращении опеки как в отношении недееспособных взрослых, так и в отношении детей. При этом и в Семейном кодексе РФ сохранились нормы, посвященные опеке и попечительству. При этом смело можно сказать, что после принятия Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48ФЗ «Об опеке и попечительстве» отношения в этой сфере стали предметом гражданско-правового регулирования, а нормы гражданского права заняли ведущее место в правовом регулировании отношений по опеке и попечительству .
Как и ранее, на данный момент институт опеки и попечительства относится и к семейному праву, и к гражданскому. Так, данные отрасли разделили предмет регулировании:
1. отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации,
2. особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным Российской кодексом Федерации.
Нечаева А.М. отмечает, что «опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством. Семейный кодекс Российской Федерации не содержит понятия опеки и попечительства над несовершеннолетними, он лишь определяет ее цели: опека и попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов…» .
Таким образом, в такой сложившейся ситуации каким-либо способом определить единство института опеки и попечительства в рамках одной отрасли не видеться возможным. Поэтому обоснованным является дифференциация элементов предмета регулирования, так, с точки зрения семейного права опека над несовершеннолетним – это способ семейного устройства осиротевшего ребенка, а с точки зрения гражданского права – способ восполнения его дееспособности.
Терегулова А.А. пишет, что «…институт опеки и попечительства следует рассматривать в двух аспектах Во-первых, это институт права, то есть комплекс положений, которые регулируют соответствующие правоотношения, а во-вторых, это деятельность органов опеки и попечительства, а также опекунов и попечителей, связанная с защитой прав и законных интересов подопечных…» .
Наибольший предмет регулирования устанавливается Гражданским кодекс Р. Так, гражданским законодательствам урегулированы цели опеки и попечительства, комплекс прав и обязанностей опекунов и попечителей, правовой статус и полномочия органов опеки и попечительства, порядок доверительного управления имуществом подопечных, порядок освобождения и отстранения опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей, а также порядок прекращения опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 31 ГК РФ базовыми целями опеки и попечительства являются защита прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан, то есть граждан, которые по состоянию здоровья либо возрасту не могут самостоятельно принимать участие в гражданских правоотношениях.
Михеева Л.Ю. пишет, что «…вопрос об отраслевой принадлежности института опеки и попечительства над несовершеннолетними, утратившими родительское попечение, относится к числу дискуссионных тем. Выделение приоритетной цели установления опеки и попечительства над несовершеннолетними определяет сущность и назначение этого института. Это важно не только с теоретической, но и с практической точки зрения, так как оказывает влияние на принципы выбора опекуна, характер и объем его прав и обязанностей по отношению к подопечному, особенности контроля деятельности опекунов, специфику оснований ненадлежащее прекращения осуществление опеки и ответственности обязанностей…» .
Таким образом, безусловно, дискуссионный вопрос о сущности института опеки и попечительства является одним важнейших, но при этом важно помнить, что данные институты касаются непосредственно прав тех лиц, которые не могут самостоятельно реализовать свои права и интересы, и защитить их, поэтому использую нормы опеки и попечительства, следует иметь ввиду, что этот сложный, носит смешанный характер, поэтому упускать нормы любой из отраслей недопустимо.

 

1.2 Понятие и сущность опеки и попечительства

Понятие социальной группы – дете й-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей было впервые сформулировано в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» .
Согласно ст. 1 указанного Закона, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба родителя или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В этом законе установлен круг лиц, которые считаются детьми сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей. Первая категория состоит из детей-сирот возрастные рамки, которых не достигают восемнадцати лет и у которых умерли оба или единственный родитель, вторая категория дети, оставшиеся без попечения родителей – дети в возрасте менее восемнадцати лет, которые остались без присмотра отца и матери из-за следующих обстоятельств:
1. отсутствие родителей или лишение их родительских прав;
2. ограничением родительских прав у родителей;
3. признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, ограниченными в дееспособности или находящиеся в лечебных учреждениях, объявление их умершими;
4. отбывание родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы или нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.
Необходимо отметить, что вопрос о правовом статусе (правовом положении) лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подвергался в юридической литературе специальному исследованию. Работы специалистов посвящены в большей части проблемам реализации жилищных прав данной категории лиц и не затрагивают всего комплекса их конкретных прав и обязанностей.
Поскольку категория «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закреплена законодательно, данные лица должны быть наделены не только общими, но и специфическими правами, а следовательно, обладать как общим, так и специальным правовым статусом.
Принадлежность лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к специальным субъектам права предполагает наделение их конкретными правами и обязанностями, которые регулируются разными отраслями права и потому имеют комплексный характер. В связи с этим их правовой статус обладает рядом особенностей, что отчетливо проявляется при его сравнении с правовым статусом как совершеннолетних дееспособных лиц, так и несовершеннолетних лиц – детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основное содержание общего правового статуса составляют конституционные права и обязанности личности, момент возникновения которых совпадает как у совершеннолетних дееспособных лиц, так и у лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет.
Очевидно, что правовое положение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется наличием у них прав, которые расширяют общие права и обязанности их обладателей за счет наделения их правом на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в отличие от дееспособных совершеннолетних лиц, не обладающих таким статусом.
Наделение специальным правовом статусом обусловлено определенными юридическими фактами. К числу правообразующих юридических фактов относятся возрастной период от 18 до 23 лет и утрата родительского попечения, имевшая место до достижения совершеннолетия.
Следует отметить, что последний признак является определяющим и в отношении установления правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, утрата родительского попечения в возрасте до достижения 18 лет (абз. 3, 4 ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ) выступает общим основанием его возникновения у обеих категорий [8, с.23].
Следует предположить, что право на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке указанных лиц также не должно иметь существенных отличий, что прямо следует из содержания ст. 2 Федерального закона № 159-ФЗ.
Действительно, предусматривая дополнительные федеральные гарантии права на образование (ст. 6), на медицинское обслуживание (ст. 7), на имущество и жилое помещение (ст. 8), на труд и социальную защиту от безработицы (ст. 9), закон распространяет свое действие как на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и на лиц из их числа, упоминая конкретно каждую категорию.
Вместе с тем, следует отметить непоследовательность законодателя при обеспечении специальных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, Закон предусматривает право на судебную защиту и право на бесплатную юридическую помощь исключительно для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не распространяя данное право на лиц из их числа (ст. 10 Федерального закона № 159-ФЗ). Имеющийся законодательный пробел частично восполняет Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [9], где в ст. 6 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, непосредственно указаны в качестве субъектов, имеющих право на бесплатную юридическую помощь. Вместе с тем данный Закон не конкретизирует порядок ее оказания, который может существенно различаться в зависимости от субъекта Российской Федерации, а потому эффективность реализации этого права существенно снижается [26].
В настоящее время нет единого мнения о характере правового регулирования отношений по опеке над детьми. С точки зрения семейного права опека над несовершеннолетним, утратившим родительское попечение – это способ семейного устройства осиротевшего ребенка, а с точки зрения гражданского права – способ восполнения его дееспособности. Поэтому отраслевая принадлежность опеки и попечительства над несовершеннолетними напрямую зависит от определения семейного права как самостоятельной отрасли.
Однако в науке до сих пор отсутствует единое мнение относительно отраслевой принадлежности семейных правоотношений. А соответственно и вопрос об отраслевой принадлежности опеки над несовершеннолетними, утратившими родительское попечение, относится к числу дискуссионных тем. Тем более что Семейный кодекс РФ не содержит понятия опеки и попечительства над несовершеннолетними. Закрепляя основные составляющие содержания опеки, он лишь определяет ее цели: согласно п. 1 ст. 145 СК РФ, опека и попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов, но представляется целесообразным дополнить Семейный кодекс РФ понятием опеки и попечительства.
Вывод: на основании вышеизложенного, можно сказать, что пробельность законодательства проявляется еще в ряде случаев. Так, в ст. 4 Федерального закона № 159-ФЗ обеспечение и охрана государством дополнительных гарантий по социальной поддержке предусматривается только в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В продолжение этого статья 5 данного Закона говорит о финансовом обеспечении дополнительных гарантий только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

1.3 Правовой статус детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Чтобы в полной мере обеспечить защиту интересов данной категории детей, дать им дополнительные права и гарантии, а также обеспечить права российских граждан в сфере усыновления (удочерения), опеки и попечительства над детьми, а также поощрения приемных семей, принимается множество нормативных правовых актов на международном и национальном уровне.
Международный уровень включает акты международных организаций (например: ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства.
Важнейшими из них являются документы, принятые ООН: Женевская декларация прав ребенка от 26.11.1924; Всеобщая Декларация прав человека, от 10.12.1948[2]; Декларация прав ребенка от 20.11.1959; Конвенция о правах ребенка6 от 20.11.1989 .
Именно они закрепляют принцип наилучшему обеспечения интересов ребенка, применение принципов демократии, равенства, недискриминации, мира и социальной справедливости, определенные обязанности взрослых перед детьми (материальное обеспечение, образование, обеспечение здоровья и пр.), помощь от государства.
Например: «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
На национальном уровне принципы правового регулирования в первую очередь закреплены Конституцией: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» .
Гражданский кодекс РФ содержит общие нормы права в отношении опеки и попечительства (ст. 31-40) [6, с.17].
Семейный Кодекс, ФЗ №48 «Об опеке и попечительстве» устанавливают формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок выявления таких детей, устройства их в семьи, а при невозможности – в интернатные учреждения, условия содержания детей, права и обязанности опекунов, попечителей, приемных родителей, положения, касающиеся материального обеспечения (пенсионное обеспечение) и пр.
Дополнительные гарантии на образование, медицинское обслуживание, труд, имущество и жилое помещение, денежное содержание (пенсии) закреплены в ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [8].
Данные мероприятия финансируются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Каждый регион самостоятельно определяет объем помощи в соответствии с имеющимися ресурсами в местных нормативных правовых актах. Например, Закон Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» — данный закон устанавливает полное государственное обеспечение и поддержку детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей до совершеннолетнего возраста [13, с.19].
Также дополнительные гарантии могут устанавливаться и иными нормативными правовыми актами, например: ФЗ № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» запрещает проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения с участием в качестве пациентов данных категорий детей [10], ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» образовательным организациям вменено в обязанность оказывать дополнительные меры по социальной поддержке (например: бесплатное питание, повышенные стипендии, льготные места для обучения) [11, с.55].
Также помимо нормативных правовых актов в соответствии с Указом Президента России от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» разработан и утверждён план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства. Данный план включает 131 позицию, которые направлены на овышение благосостояния семей с детьми, обеспечение безопасности, в том числе детского отдыха, культурного развития, всестороннего образования, обеспечение качества детских товаров и продуктов питания, и пр. [12, с.47].
Подводя итог, хотелось бы отметить, что правовое обеспечение деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя множество различных нормативным правовых актов как международных, так и национальных, регулирующих различные общественные отношения и правовые институты.
Для оказания более эффективной системы защиты прав детей, лишенных родительского попечения, необходимо постоянно совершенствовать законодательство, с учетом сложившихся изменений в обществе.
Например, упростить процедуру усыновления (удочерения), предусматривая упрощенный порядок оформления временной передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей близким родственникам, чтобы как можно быстрее передать ребенка в семью. Однако, следует учесть материальные возможности и условия содержания детей.
Также следует минимизировать вторжение в личную жизнь семьи. Е.Б. Мизулина, отмечает, что зачастую органы опеки и попечительства, органы внутренних дел и прочих ведомств, администрации образовательных учреждений зачастую нарушают данные границы, устанавливать над ними контроль, ставят на учет в качестве неблагополучных семей и пр., без достаточных на то оснований .
Попечительство и опека устанавливаются с целью охраны интересов и прав людей, которые сами не в состоянии обеспечить себе надлежащую защиту. В соответствии с действующим отечественным законодательством, попечительство (опека) устанавливается над несовершеннолетними лицами, оставшимися без родителей, а также над лицами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Если попечительство (опека) установлено над лицом младше 18-ти лет, то помимо защиты интересов и прав, преследуется еще одна цель – воспитание несовершеннолетнего.
Попечитель (опекун) автоматически является и законным представителем опекаемого. Это значит, что он может представлять интересы подопечного и выступать в его защиту в отношениях с любыми органами, учреждениями и лицами. Попечительство и опека имеют между собой определенные отличия. Так, опека устанавливается в отношении лиц младше 14-ти лет, а также совершеннолетних, но недееспособных граждан, имеющих расстройства психики. Попечительство устанавливается в отношении лиц в возрасте 14-18 лет, а также в отношении граждан, ограниченных в дееспособности судом в связи с наличием наркотической или алкогольной зависимостью.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф