Заявка на расчет
Меню Услуги

Актуальные проблемы и перспективы развития сферы торговли на современном этапе

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

Содержание

Введение. 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Глава 1. Торговля в системе народного хозяйства. 6

1.1. Этапы развития товарного обращения и формирования отрасли торговли  6

1.2. Актуальные вопросы ассортиментной политики как предпосылка развития торговли  9

1.3. Государственное регулирование торговой деятельности. 19

Глава 2. Анализ развития розничной торговли (на примере ООО «Дивас Трейд») 28

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Дивас Трейд». 28

2.2. Товарооборот и ассортиментная политика торговой организации. 37

2.3. Анализ маркетинговой среды компании. 54

Глава 3. Основные направления повышения эффективности розничной торговли  63

3.1. Выявление проблем и формирование предложений по повышению эффективности работы ООО «Дивас Трейд». 63

3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий. 70

Заключение. 75

Список использованной литературы.. 77

Приложения. 81

Введение

Розничная торговля — это сфера экономики, в которой осуществляется купля-продажа готовой продукции или услуг.

Экономика строится на товарном обращении, начинающимся созданием благ, востребованных обществом, а заканчивающимся их полным потреблением. Распределение и сбыт осуществляется, в том числе, с помощью розничной торговли.

Так, в условиях обострения конкурентной ситуации на потребительском рынке эффективность функционирования коммерческой организации, ее конкурентоспособность на рынке зависят не только от масштаба деятельности и эффективности использования отдельных ресурсов, но и в значительной степени от товарной стратегии, степени оптимальности ассортимента с точки зрения соотношения цен, получаемой прибыли и текущих затрат в разрезе отдельных видов продукции. При неэффективной товарной стратегии происходит снижение как потенциального, так и реального уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, -снижение экономической устойчивости предприятия.

Товарная политика — это сложная многоступенчатая деятельность любой организации. Одним и главным условием выживания и процветания фирмы является выпуск на рынок нового либо модифицированного товара. Товарная политика является составной частью маркетинговой политики организации. Она включает в себя исследование рынка, потребителей, конкурентов; разработку производственной программы; прогнозирование жизненного цикла товара, а также и его анализ.

Следует отметить, что совокупность всех продуктов, предлагаемых рынку товаропроизводителем, называется программой. В промышленности, сельском хозяйстве говорят о производственной программе, в торговле закрепилось понятие ассортимента. В рамках осуществления товарной политики предусматривается решение следующих задач: оптимизация ассортимента, обновление ассортимента в целом или отдельных выпускаемых товаров, определение оптимального соотношения между новыми и устаревшими товарами, разработка программы выхода на рынок с новыми товарами, обоснование сроков изъятия из производства морально устаревших товаров.

Но товарная политика -это не только целенаправленное формирование ассортимента и управление им, но и учет внутренних и внешних факторов воздействия на товар, его создание, производство, продвижение на рынок и реализацию, юридическое подкрепление такой деятельности, ценообразование как средство достижения стратегических целей товарной политики и другое.

Актуально исследования заключается в том, что эффективная товарная политика совместно с составляющими комплекса маркетинга способна не только дать организации положительные результаты и выгоды, но и эффективно воздействовать на стратегию всей маркетинговой деятельности.

Объект исследования- компания ООО «Дивас Трейд».

Предмет исследования- особенности ведения торговли в компании ООО «Дивас Трейд».

Цель выпускной квалификационной работы – разработка путей совершенствования торговли компании ОО «Дивас Трейд».

Задачи выпускной квалификационной работы:

  • указать цели, задачи и функции товарной политики предприятия;
  • обозначить этапы формирования товарной политики предприятия;
  • ознакомиться с процессом формирования товарного ассортимента на предприятии;
  • дать организационно-экономическую характеристику компании ООО «Дивас Трейд»;
  • провести анализ динамики и товарной структуры товарооборота компании ООО Дивас Трейд»;
  • описать формирование товарного ассортимента компании ООО «Дивас Трейд»;
  • проанализировать маркетинговую среду компании ООО «Дивас Трейд»;
  • оценить товарную политики компании ООО «Дивас Трейд»;
  • выделить проблемы формирования товарной политики;
  • дать ряд рекомендаций, направленных на совершенствование товарной политики;
  • рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий.

Теоретической базой исследования явились учебные пособия, учебники, и статьи периодической печати, посвящённые вопросам торговли на предприятии.

Информационную базу составили данные по торговле, товарной политике, бухгалтерская отчетность и показатели товарооборота компании ООО «Дивас Трейд».

Вопросы торговли широко освещены в работах следующих  авторов: О.А Артемьевой, А.В. Антошкиной, А.Н. Александровой, А.А. Брикуновой, Е.Г. Гончаровой, А.А. Драгомир, З.А. Джураевой, А.С. Казарцевой, П.В. Манина, Я.И. Никоновой, А.Д. Рожковой, М.О. Строева и др.

Практической значимостью выпускной квалификационной работы являются разработанные мероприятия по совершенствованию торговли, которые могут быть применены на практике в компании ОО «Дивас Трейд».

 

Глава 1. Торговля в системе народного хозяйства

1.1. Этапы развития товарного обращения и формирования отрасли торговли

Обмен продуктами труда – это один из важнейших элементов воспроизводства, занимающий промежуточное место между производством, распределением и потреблением.

По мере развития производства на высшей его стадии происходит отчуждение (отделение) от производителя продуктов труда на основе эквивалентного обмена их в товарной и денежной формах. Различают три формы товарного обмена, сложившиеся в результате длительного исторического развития отношений производства и обмена:

1) непосредственный товарный обмен (Т–Т) в виде бартерных сделок;

2) товарный обмен с помощью денег (Т–Д–Т);

3) товарное обращение (Д–Т–Д’).

Непосредственный товарный обмен (товарный бартер) – это обмен, в процессе которого один конкретный товар обменивается на другой конкретный товар без участия денег и посредника (Т–Т). Он широко используется на низших ступенях развития хозяйства, когда общественное разделение труда развито слабо. Такой обмен обычно затруднен и может состояться лишь в том случае, если оба товаровладельца – участника обмена располагают товарами, взаимно удовлетворяющими их потребности. При этом необходимо определить эквивалентные количества товара, которые справедливо возместят каждому из участников обмена его затраты труда, сырья и других ресурсов.

Вторая форма – товарный обмен с помощью денег. Появилась эта форма тогда, когда из относительного многообразия товаров выделились те, что могли выполнять некоторые функции денег (выступать мерой стоимости, средством сохранения стоимости) и обладали более высокой ликвидностью по сравнению с другими товарами. Постепенно эти товары стали использоваться в качестве денег и только много позже были заменены теми деньгами, без которых не может обойтись ни одна современная экономическая система. Деньги стали инструментом, позволившим упростить и ускорить обмен товаров. Благодаря использованию денег появилась возможность разделения одномоментного акта обмена товаров на два самостоятельных элемента:

  • продажа произведенного товара (Т–Д),
  • покупка товара, необходимого для потребления (Д-Τ’).

При этом в выигрыше оказываются те участники рынка, у которых на руках есть деньги, так как они могут выбирать товар, ждать снижения цены, отложить покупку. Продавцы же оказываются перед выбором: либо пойти на условия покупателей (предоставить скидку с цены), чтобы быстрее продать товар, либо ждать, когда найдется покупатель, который согласится на условия продавца. Так как не все товары могут долго храниться, выявляется основное преимущество денег перед товаром – они более ликвидны и лучше сохраняют стоимость, в то время как товары по мере хранения могут снижаться в цене и портиться.

На следующем этапе среди участников рынка стали выделяться те, кто мог выполнять торговые операции с наибольшим экономическим эффектом (прибылью). Накопленный денежный капитал эти участники рынка вкладывали в приобретение товара, который в дальнейшем планировали продать с прибылью. Торговые операции, совершаемые с целью увеличения капитала, а не с целью приобретения конкретного необходимого товара, стали профессиональной деятельностью этих участников рынка, они превратились в посредников. В течение продолжительного периода времени их называли купцами и они представляли интересы торгового капитала. При этом торговля перестала быть побочной функцией производителя, она стала основным видом деятельности купцов и посредников. Производство стало ориентироваться на рынок в гораздо большей степени, чем раньше, и большинство производителей стали работать исключительно на рынок.

С отделением торгового капитала от промышленного его главной функцией стала функция обслуживания обмена товаров с целью получения прибыли.

Кругооборот торгово-промышленного капитала можно описать схемой:

Д-Т… П … Т’-Д’,

где П – стадия производства, на которой капитал, авансированный на стадии «Д–Т» в закупку сырья, материалов, оборудования, оплату труда работников и других экономических ресурсов, превращается в некий «Τ'» – произведенный товар, который должен быть продан за «Д'» – сумму денег, которая не только покроет авансированную сумму «Д», но и гарантирует получение прибыли (т.е. Д’ = Д + АД).

Па стадии «Д–Т» происходит закупка товаров для производственного потребления, на стадии и «Т–Д'» – реализация товаров в сферы производственного и личного потребления. Обе стадии относятся к сфере деятельности торговой отрасли, их включение в процесс обращения товаров позволяет сделать обмен товаров регулярным и массовым, такой обмен принято называть «товарным обращением». Таким образом, товарное обращение представляет собой обмен товаров с помощью денег и посредников. От числа и качества работы посредников, а также от состояния денежного обращения зависят скорость оборота товарно-денежной массы, уровень цен на потребительские товары.

Именно на последнем этапе товарное обращение как самостоятельная отрасль обособляется от промышленного производства. Эта отрасль не производит новых товаров, но выполняет операции с уже существующими товарами (хранит их, осуществляет подсортировку, фасовку, упаковку, доставляет потребителям, выявляет новые потребности и информирует о них производителей и т.д. В результате этих операций улучшаются потребительские свойства товаров, а в их стоимости появляется добавленная стоимость, созданная именно в торговле. В этом смысле торговую отрасль можно условно приравнять к производящим отраслям народного хозяйства – они также создают добавленную стоимость, из которой формируется валовой внутренний продукт. А он является основным показателем результативности экономической деятельности на уровне государства и одним из источников формирования национального богатства.

1.2. Актуальные вопросы ассортиментной политики как предпосылка развития торговли

Известно, что спрос является важнейшим элементом рыночного механизма. Спрос определяет емкость рынка – ту часть товарного предложения, которая должна быть реализована в обмен на платежные средства субъектов рынка.  При формировании ассортимента производится группировка товаров по функционально-потребительским признакам. На основе этой группировки разрабатывается потребительский комплекс – перечень разновидностей групп товаров, направленных на формирование ассортимента и удовлетворение комплексного спроса. Сбалансированность спроса и предложения позволяет соответствовать требованиям всех субъектов рынка.  Можно выделить следующие требования, соблюдение которых необходимо при формировании ассортимента предприятия розничной торговли:

1) Ориентация на маркетинговые исследования. Выявление неудовлетворенных потребностей и запросов покупателей на том сегменте рынка на котором планируется предприятием осуществлять свою основную деятельность и координация взаимосвязанных видов деятельности в сфере обращения (исследование конъюнктуры рынка, обеспечение сбалансированного спроса и предложения, организация товародвижения).

2) Дифференциация и модификация товаров предполагает систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом, принятие решений об оставлении или изъятии товаров из ассортиментной программы[1].

Товарный ассортимент — совокупность любой продукции, которая реализуется магазинами (торговыми предприятиями). В зависимости от различных факторов он может иметь несколько видов:

  • простой товарный ассортимент (виды товаров отличаются по одному-двум признакам);
  • сложный товарный ассортимент (товары представлены разнообразными видами, которые характеризуются тремя и более свойствами);
  • укрупненный товарный ассортимент (наличие нескольких товарных групп, товары в которых объединены по каким-либо свойствам);
  • развернутый товарный ассортимент (товар представлен большим количеством различных товарных групп, подгрупп и видов)[2].

Более широкое понятие товарного ассортимента подразумевает совокупность всех товаров, реализуемых магазином, сформированную не только на основании анализа потребительского спроса, но и с учетом конкретной ценовой категории, особенностей территориального расположения торговой точки, размера торговых площадей магазина, анализа деятельности конкурентов и многих других факторов.

Наиболее важными принципами формирования товарного ассортимента для магазина считаются следующие:

  1. Товарный ассортимент должен соответствовать потребительскому спросу. Не пользующиеся спросом товары должны быть заменены более актуальными, поскольку могут привести к убыткам, при этом неликвидная продукция обязательно должна присутствовать на витрине.
  2. При учете товарного ассортимента необходимо правильно рассчитывать его структуру, которая выражается, как правило, в процентном соотношении количественных показателей различных групп товаров к общему объему продукции магазина. Для обеспечения хорошего товарного оборота % конкретной продукции на витрине должен соответствовать % прибыли, получаемой от реализации данного товара.
  3. Товарный ассортимент магазина должен быть представлен достаточной широтой и полнотой. Избыточность товара в торговой точке может столь же отрицательно повлиять на продажи, как и его недостаток. Если в товарный ассортимент магазина входит несколько групп товаров (широта ассортимента), нужно следить за тем, чтобы каждая из этих групп была представлена как можно более полно (полнота ассортимента).
  4. Товарный ассортимент должен быть устойчивым. Если покупатель знает, где продается конкретный товар, он пойдет именно туда. Колебания широты и полноты ассортимента допустимы при наличии утвержденного ассортиментного минимума — перечня товаров, которые обязаны всегда быть в наличии.
  5. Ассортимент должен периодически обновляться. Даже ассортиментный перечень требует актуализации на основе данных анализа продаж и потребительского спроса.

Процесс формирования товарного ассортимента сводится к следующим последовательным операциям:

  • анализ потребительского спроса на конкретном рынке продукции;
  • анализ конкурентной составляющей и ассортимента конкурирующих магазинов;
  • анализ технических возможностей магазина для обеспечения полноты ассортимента;
  • оценка ассортимента с позиции покупателя, определение уникальных предложений;
  • формирование ассортимента с учетом полученных данных;
  • разработка и утверждение ассортиментного минимума;
  • определение необходимости ротации групп или видов товаров на основании данных анализа продаж;
  • управление товарным ассортиментом и товарными запасами.

Среди основных методов формирования товарного ассортимента следует выделить теории, предложенные Ф. Котлером, Е. Дихтль и X. Хершген, П. С. Завьяловым.  Этапы формирования товарного ассортимента, с точки зрения Ф. Котлера, представлены на рисунке 1

Рисунок 1 —  Формирование товарного ассортимента с точки зрения Ф. Котлера

Основываясь на предложенной Ф. Котлером схеме можно отметить, что первый этап, предложенный им методики важен для формирования ассортимента, так как именно анализ является основой дальнейших действий и решений в этом процессе. А второй этап недостаточно полон для процесса полного формирования ассортимента, помимо расширения товарной линии, ассортимент необходимо обновлять, гармонизировать, балансировать и т.д.

В работе Ю.Л. Труш по формированию ассортимента рассматриваются необходимые составляющие системы формирования ассортимента: определение текущих и перспективных потребностей покупателей, особенности покупательского поведения, оценка существующих товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами и. т.д. Однако автор не приводит алгоритма формирования и управления товарным ассортиментом, что является существенным недостатком[4].

Ассортимент характеризуется широтой, глубиной, полнотой, устойчивостью (стабильность), новизной, структурой и гармоничностью.

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:

Кш=Гф/Гн                                                      (1)

где Гф-количество групп товаров на момент определения, ед.;

Гн-общее количество групп товаров, ед.;

Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу. Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяется по формуле:

Кп=Вф/Вн                                                               (2)

где Вф-фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки) ед.;

Вн-количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр.

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле:

Кг=Рф/Рн                                                           (3)

где Рф-фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки;

Рн-количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т.п., ед.

Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле:

Ку=1-(Рф1+Рф2+…..Рфn/Рн*n)                                   (4)

где Рф1+Рф2+…..Рфn/Рн*n- фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже на момент отдельных проверок, ед.;

Рн- количество разновидностей (видов)товаров, предусмотренное ассортиментом перечнем, ед.;

n-количество проверок.

Новизна ассортимента характеризуется появлением новых разновидностей товаров за определенный период времени и будет оценена при помощи коэффициента новизны:

Ко=Ро/Рф                                                            (5)

где Ро- количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед.;

Рф- среднее количество разновидностей, ед.

Гармоничность определяет качественную характеристику ассортимента, но может измеряться количественно. Гармоничность ассортимента товаров определяется по формуле:

К гар= nгар/ Шд                                                       (6)

где nгар- количество товаров различных наименований или торговых марок, одинаковых с утвержденным перечнем и принятых за образец.

Шд-широта ассортимента.

Анализ различных методик формирования товарного ассортимента и их особенностей позволили выявить определенное сходство между ними. Все методики основаны, в целом, на исследовании рыночного восприятия продукции и на оценке товарного ассортимента с точки зрения экономической эффективности предприятия.  Формирование ассортимента особенно важно при наличии свободы выбора сферы и направления деятельности. Для формирования ассортимента необходима информация о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен. В основе формирования ассортимента предприятия лежит тот факт, что каждый товар в ассортименте в той или иной степени оказывает влияние на финансовое состояние предприятия. В рамках формирования ассортимента можно предложить алгоритм для торговых предприятий[5].

На основе анализа достоинств и недостатков рассмотренных точек зрения различных авторов, представляется возможным к инструментам формирования ассортимента отнести количественные и качественные методы (рисунок 2).

Рисунок 2 —  Методы формирования товарного ассортимента

Согласно этому правилу, 20% ассортиментных позиций обеспечивает 80% прибыли. Данный метод позволяет определить наиболее приоритетные позиции в ассортименте, выделить аутсайдеров процесса и показать, что является базовым ассортиментом. По сути, АВС-анализ – это ранжирование ассортимента по разным параметрам. В рамках общего рейтингового списка выделяют три группы объектов – А, В и С, которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль предприятия.  Группа А — товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров. Эти объекты требуют тщательного планирования. Группа В — следующие за группой А товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50 до 80% от общей суммы параметров. Эти объекты в меньшей степени важны для предприятия и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного). Группа С — остальные товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 80 до 100% от общей суммы параметров.

Эти товары характеризуются упрощенными методами планирования, учета и контроля.  Алгоритм проведения АВС анализа состоит из следующих этапов:

1) Определение объектов анализа, (клиент, поставщик, товарная группа/подгруппа, номенклатурная единица, и т.п.);

2) Выявление параметров, по которым будет проводиться анализ объекта. (Средний товарный запас, руб.; объем продаж, руб.; доход, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт. и т.п.)

3) Сортировка объектов анализа в порядке убывания значения параметра.

4) Определение групп А, В и С. Для определения принадлежности выбранного объекта к группе необходимо: — рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов; рассчитать эту долю с накопительным итогом; присвоить значения групп выбранным объектам.

XYZ-анализ. Статистический метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность продаж отдельных видов товаров и колебания уровня потребления тех или иных ресурсов. Этот метод обычно применяется для ранжирования и группирования ассортиментных позиций по степени прогнозируемости объема спроса. Товары подразделяются на три группы — X, Y, Z исходя из значения коэффициента вариации за определенный период времени. Этот анализ делит объекты по степени отклонения от среднего показателя, высчитываемого за несколько периодов. XYZ-анализ показывает стабильность или нестабильность спроса. Категория X — товары характеризуются стабильностью продаж и как следствие — высокими возможностями прогноза продаж. Коэффициент вариации не превышает 10%. Колебания спроса незначительны, спрос на них устойчив, следовательно, можно по этим товарам делать оптимальные запасы и использовать математические методы прогноза спроса и оптимального запаса. Категория Y — товары, имеющие колебания в спросе и как следствие средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет 10-25%. Отклонение от средней величины продаж существует, но оно колеблется в разумных пределах (в пределах 25%). Категория Z — товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая. Коэффициент вариации превышает 25% и может быть более 100%. Это может быть группа товаров, доставляемая по заказу клиентов или недавно поступившая в продажу.

Алгоритм проведения XYZ анализа состоит из следующих этапов:

1) Определение коэффициента вариации для анализируемых ресурсов.

2) Группировка ресурсов в соответствии в возрастанием коэффициента вариации.

3) Распределение по категориям X, Y, Z.

4) Графическое представление результатов анализа. Коэффициент вариации – это отношении среднего квадратического отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых значений ресурса[6].

Совмещенный АВС и XYZ-анализ. Совмещенный анализ позволяет в полной мере проанализировать ассортимент и принять необходимые управленческие решения. Данный вид анализа позволяет:

  • повысить эффективность управления товарными запасами и закупками товара;
  • выработать оптимальную закупочную политику в отношении каждого вида товара;
  • выявить товары – «звезды» и товары – аутсайдеры;
  • грамотно распределить усилия персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта.

В результате данного совмещенного анализа выделяется 9 групп объектов анализа по двум критериям – степень влияния на конечный результат (АВС) и стабильность этого результата (XYZ) Так, товары группы AX являются наиболее важными в структуре ассортимента компании, а товары группы CZ – это кандидаты на выведение из ассортимента.

Методика сравнительной оценки объектов с помощью семантического дифференциала. Суть данной методики состоит в следующем:

а) Для оценки ассортимента торгового предприятия выбирается следующий набор шкал, состоящий из 8 наиболее важных характеристик: глубина, широта, обновление, полнота, устойчивость, гармоничность, инновативность, сбалансированность.

б) Указываются крайние значения этих характеристик, размерное поле между ними делится на баллы. При делении применяется семибалльная шкала (от 0 до 7), если респонденту сложно дать оценку какой-либо характеристике, по шкале ставится оценка «0».

в) По результатам оценки респондентов подсчитываются средние значения для каждой характеристики, затем на каждой шкале, обозначающую конкретную характеристику ставится точка.

г) Соединив точки прямыми отрезками, можно получить профиль ассортимента по созданным семантическим шкалам. Конечно, может вызвать сомнение то, что покупатели могут качественно ответить на такие сложные вопросы за один сеанс. Однако это возможно, поскольку многое зависит от опыта интервьюера, от того, насколько правильно он проинструктировал респондента. Именно интервьюер объясняет респонденту то, что означает каждая характеристика. Всё это сокращает продолжительность интервью и позволяет получить качественные оценки.

д) Для сравнительной оценки может дополнительно вводиться профиль, созданным по оценкам руководителя (идеальный профиль). Описанный выше подход выигрывает по экономичности у других подходов, основанных на последовательности – качественное, а затем количественное исследование. При использовании описанной методики семантического дифференциала время и стоимость исследования уменьшаются[7].

Таким образом, оптимально подобранный ассортимент непродовольственных товаров предприятия прямо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет управлять чистой прибылью предприятия. При несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия.

1.3. Государственное регулирование торговой деятельности

Государственное регулирование торговой деятельности представляет собой комплекс осуществляемых законодательными, исполнительными и судебными органами власти мер, направленных на создание предпосылок эффективного развития торговли.

Регулирование торговли в условиях рыночной экономики необходимо прежде всего для обеспечения безопасности и качества товаров и услуг, защиты прав потребителей, повышения качества их обслуживания, а также для увеличения поступления в государственный бюджет денежных средств от товарооборота.

В соответствии с Федеральным законом “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” основными методами государственного регулирования торговой деятельности являются:

  • установление требований к ее организации и осуществлению;
  • антимонопольное регулирование;
  • информационное обеспечение;
  • государственный контроль (надзор);
  • муниципальный контроль.

Для применения перечисленных методов данным Законом установлены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в торговой деятельности.

Согласно Федеральному закону “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” правовое регулирование отношений в области торговой деятельности может осуществляться:

1) Гражданским кодексом РФ;

2) Законом РФ “О защите прав потребителей” и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Так, Федеральный закон “ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Федеральный закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов” регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека. Им, в частности, установлены требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их перевозках, хранении, фасовке, упаковке и реализации, а также требования к работникам, деятельность которых связана с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере розничной торговли ими.

Федеральным законом “О техническом регулировании” регулируются отношения, возникающие при:

  • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • оценке соответствия.

Этим законом определены:

  • содержание, применение, порядок разработки и принятия технических регламентов — документов (например, федеральных законов), устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования;
  • цели и принципы стандартизации, правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организаций;
  • цели и принципы подтверждения соответствия (в форме добровольной и обязательной сертификации, а также декларирования соответствия).

Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” установлены права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов, обязанности органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля являются:

  • преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
  • недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
  • ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
  • финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
  • разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Законом установлен перечень лицензируемых видов деятельности, т. е. видов деятельности, на осуществление которых юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям требуется получение специального разрешения.

Федеральным законом “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” установлена обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг на территории Российской Федерации, применять включенную в Государственный реестр контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт. Этим же законом определены виды деятельности, для которых такие расчеты могут производиться без применения соответствующей техники.

Федеральный закон “О рекламе” регулирует отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Закон РФ “О защите прав потребителей” регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Положения перечисленных и других федеральных законов находят развитие в серии подзаконных нормативных правовых актов (правил, стандартов и пр.), перечень которых приведен в конце учебника.

Предусматриваемые вышеперечисленными законами и подзаконными актами запреты и ограничения обеспечиваются нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выводы по главе 1

Таким образом, необходимо сделать следующие выводы.

Торговля в любой стране является двигателем экономического развития и роста. Переход к рыночной модели хозяйствования способствовал укреплению позиций торговли, переведя ее из разряда спекулятивных доходов к одному из легальных предпринимательских видов заработка. Розничная торговля в России выполняет следующие экономические функции:

  • Формирование торгового ассортимента.
  • Удовлетворение покупательского спроса.
  • Сбор информации о ценах, соотношении предложения и спроса.
  • Организация товародвижения, доведение товаров до покупателей.
  • Рекламно-информационная работа.
  • Стимулирование сбыта.
  • Оптимизация каналов сбыта, методов продаж.
  • Оказание комплекса услуг на этапе продажи и пользования товарами.
  • Развитие технологий розничной торговли.

Наиболее привычными формами розничной торговли в России являются стационарная и нестационарная торговля, ярмарки выходного дня, рынки, региональные ярмарки, специализированные ярмарки и фестивали. Стационарная торговля представлена розничными магазинами с различным ассортиментом. Они имеют специализированные здания или строения. Сюда относят так же торговые центры, магазины, павильоны и киоски. Нестационарная торговля осуществляется с помощью развоза или разноса готовой продукции. Для поддержания работников сельскохозяйственного сектора в некоторых городах проводятся ярмарки выходного дня, где можно приобрести товары фермерского животноводства и растениеводства. Рынки в своей классической форме практически перестали существовать. Теперь рыночная торговля осуществляется в павильонах, где действует множество продавцов, перепродающих товар. Могут организовываться специализированные ярмарки для производителей и иных юридических лиц.

Товарная политика предприятия – это один из ведущих элементов управления приятием, являющейся  составной частью маркетинговой стратегии. Разработка товарной политика для каждого предприятия в современных условиях и выработка своей рыночной стратегии является важным направлением в их деятельности.

Основными целями товарной политики являются: обеспечение прибылью и увеличение товарооборота; увеличение доли рынка, на котором функционирует предприятие; снижение расходов и повышение имиджа предприятия, а также сведение к минимум всех рисков.

Товарная политика формируется на основании следующих этапов: 1 этап (аналитическая работа); 2 этап (выбор стратегических зон хозяйствования); 3 этап- формирование модели товаров и планирование структуры товарного ассортимента); 4 этап (оптимизация товарной политики).

Для оценки ассортимента предприятия используются такие показатели, как: полнота, глубина, ширина, устойчивость, новизна ассортимента.

Формирование товарного ассортимента происходит при помощи количественных и качественных методов. Преимущественно на практике используются количественные методы, к которым относятся: АВС-анализ, XYZ-анализ; совмещенный анализ.

Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф