Введение
В экономики развитых государств мира высокий удельный вес в валовом внутреннем продукте занимает именно торговля: он порой колеблется от 20 до 30%. В сфере обращения, которой и является торговля, не только происходит реализация произведенной продукции, но и осуществление связи производителя с потребителей, при этом происходит обеспечение нужно баланса между рыночным спросом и рыночным предложением. Чем более эффективным и стабильным образом функционирует торговля как отрасль, тем большую выгоду получают не только определенные участники сделок оптового и розничного характера, но целиком все общество.
В современных экономических условиях торговля является самой динамичной отраслью народного хозяйства. Оборот розничной торговли выступает в качестве основного показателя рынка, в котором отражаются результаты развития экономики страны. Выступая главным объемным показателем торговой деятельности, оборот розничной торговли определяет все основные показатели развития торговли: состояние материально-технической базы, потребность в торговых кадрах, в финансовых ресурсах и др., а также, являясь сложной экономической категорией, показывает различные стороны отношений социально-экономического характера в данной стране.
Становление модели рыночных отношений в современных условиях вызвало расширение зоны неопределенности, которая связана с достаточно быстрой изменчивостью конъюнктуры экономики, с обострением уровня конкуренции, возникновением новых видов ведения конкурентной борьбы, достаточно широкомасштабным распространение новшеств и изобретений технического и технологического значения.
Новые условия веления предпринимательства, современный кризис настоятельным образом требуют разработки научно обоснованных рекомендаций, которые направлены на сохранение позиций на рынке организаций торговли, на минимизацию уровня торговых рисков, и в итоге – на максимизацию прибыли.
Цель выпускной квалификационной работы – определение актуальных проблем и перспектив развития торговли.
Данная цель раскрывается благодаря решению следующих задач:
1) раскрыть сущность и значение торговли;
2) представить виды торговых предприятий в современных условиях;
3) оценить основные показатели развития торговли;
4) представить организационно-экономическую характеристику торгового предприятия;
5) провести оценку эффективности развития предприятия торговли;
6) рассмотреть среду функционирования предприятия торговли;
7) выявить актуальные проблемы
8) представить направления улучшения развития торгового предприятия.
Объект исследования – ИП Дряхлова О. Н.
Предмет исследования – формирование показателей торговли.
Методы исследования: анализ экономической литературы, методы индукции и дедукции, сравнительный анализ, горизонтальный и вертикальный анализ, коэффициентный метод, метод элиминирования (определение влияния факторов).
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы нормативно-законодательные акты, труды российских и зарубежных экономистов, материалы бухгалтерской и статистической отчетности ИП Дряхлова О.Н.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ.
1.1 Понятие и особенности торговли
Товарное производство и обусловленное им товарное обращение – категории исторические. Различают два вида товарного обращения: обращение средств производства, которое осуществляется непосредственно в пределах фазы производства в виде обращения сырья, материалов, оборудования, и обращение предметов потребления, составляющее фазу товарного обмена.
Товарное обращение предметов потребления означает их переход из производства в сферу личного потребления в порядке свободной купли-продажи. В процессе товарного обращения происходит окончательное распределение предметов потребления в соответствии с денежными доходами населения.
По предметам потребления товарное обращение обособилось в отдельную отрасль экономики – торговлю. Представляя собой форму товарного обращения предметов потребления, торговля вместе с тем является отраслью национального хозяйства с соответствующей материально-технической базой, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Сущность торговли находит свое отражение в выполняемых ею функциях. Каждый товар имеет потребительную стоимость (набор качественных характеристик) и стоимость. В соответствии с этим в процессе товарного обращения одновременно происходит обмен потребительных стоимостей товаров (т.е. реализация произведенных продуктов как общественных потребительных стоимостей) и смена форм стоимости, которые имеют различное функциональное назначение.
Реализация общественных потребительных стоимостей непосредственно связана с удовлетворением покупательского спроса на отдельные товары, а тем самым и с удовлетворением в целом материальных и культурных потребностей населения. Поэтому основной функцией торговли является реализация потребительных стоимостей товаров, то есть товаров в их вещественно-натуральной форме, в соответствии с покупательским спросом населения. Именно эта функция способствует достижению основной цели торговли и определяет содержание работы торговых организаций и предприятий по изучению и удовлетворению покупательского спроса населения, развитию материально-технической базы, рациональной организации торговли и т.д.
Вторая функция торговли состоит в смене форм стоимости товаров. В реализации стоимости и выражается в купле-продаже товаров. В процессе осуществления этой функции создаются условия для непрерывного воспроизводства, общественному производству возмещаются в денежной форме произведенные затраты на изготовление и продажу товаров, обеспечивается реализация чистого дохода (в виде НДС и прибыли, включаемых в цену товара).
Торговля существует почти столько же, сколько существует человеческая цивилизация. Сначала это была торговля между племенами теми товарами, которые были в избытке в одном месте, но отсутствовали в других. Расцвет торговли связан с появлением городов. Отрыв городского населения от сельского потребовал обмена сельхозпродуктов на ремесленные изделия.
Но торговля не просто служила удовлетворению потребностей в обмене. Она была двигателем цивилизации. Купцы становились географами, дипломатами, и то и военными или пиратами. Ведь Колумб не собирался открывать новый континент, он искал более короткий путь в Индию, чтобы доставка индийских пряностей обходились дешевле и приносила больше прибыли. И большинство великих географических открытий имело ту же судьбу.
Так что историческая роль торговли не только в передаче товара от производителя к потребителю. Торговля сыграла также огромную роль в политической и культурной истории человеческой цивилизации.
Путь товара от производителя до потребителя может быть разной длины. В некоторых случаях товары продает непосредственно тот, кто их производит. Но в большинстве случаев товар проходи целую цепочку посредников, прежде чем достигнет нас – конечных потребителей.
От длины этой цепочки напрямую зависит цена товара. Ведь каждый посредник вкладывает в дело свои силы и средства, а поэтому желает получить прибыль. Так что, как правило, чем короче цепочка, тем дешевле товар. Однако, как мы уже говорили, цена далеко не всегда должна быть решающем фактором при покупке товара, необходимо учитывать и непрямые затраты и выгоды, в том числе затраты времени и денег на дорогу до производителя (если, конечно, по чистой случайности он не расположен у вас рядом с домом), и выгоды от качественного обслуживания в магазине. Ведь торговые предприятия все же не только выполняют роль посредника, но и предоставляют вам определенные удобства: по доставке товаров в магазин ближе к вашему дому, услуги продавцов-консультантов, которые помогут вам выбрать товар, услуги по сбору в одном месте товаров разных производителей из многих стран – чтобы вы могли сравнить разные товары.
Поэтому та часть цены, которая приходится на долю торговли (ее еще называют торговой наценкой) получается ею вполне заслуженно. Кроме того понятно, почему покупка одинакового товара в фирменном оформленном магазине с квалифицированными продавцами обойдется дороже, чем в палатке, торгующей всем, от «Сникерсов» до магнитофонов – все это дополнительные издержки торгового предприятия и дополнительные удобства для нас, потребителей, за которые приходится платить.
В стране очень много делается для поддержки наименее защищенных слоев населения: увеличиваются пенсионные выплаты, поднят уровень минимальной заработной платы, принимаются меры по оказанию адресной поддержке малообеспеченных граждан. Не стоят в стороне и торгующие организации, создающие совместно с местными органами исполнительной власти льготные условия при обслуживании указанных категорий населения. К таким предприятиям следует отнести магазины и предприятия общественного питания, рассчитанные на малообеспеченных граждан. Это дискаунты и их российский вариант, например магазин «Светофор». Эти предприятия, построенные за собственный счет, уже работают и отвечают принципам торговли по сниженным ценам. Магазины «Ветеран», столовые «социального питания», имеющиеся во многих регионах страны, частные магазины, так же принимают участие в этой работе.
В 1997 году была приватизирована основная масса предприятий розничной торговли. Бурно развивалась сеть палаток, ларьков, киосков, появились так называемые мелкооптовые рынки. В розничную торговлю хлынул поток случайных, не подготовленных ни в профессиональном, ни в правовом аспектах людей. Прошли года и начали появляться прекрасные магазины, торговые сети, к руководству которых пришли уже специалисты, соответствующим стал подбор работников в эти структуры. На наш взгляд, подобным положительным переменам способствовали и уже работающие на российском потребительском рынке зарубежные операторы.
Фальсифицированная, некачественная, опасная продукция на прилавках магазинов, рынков – наша постоянная боль. Появление на потребительском рынке такой продукции совпало с бурным ростом количества мелких оптовиков – посредников. Сейчас количество товаров в сфере торговли контролируется, в основном, на конечной стадии – в розничной торговле.
Обязательная сертификация осуществляется для подтверждения соответствия оказываемых услуг в розничной торговле обязательным требованиям Закона «О защите прав потребителей», нормативно-правовым актам, регулирующим розничную куплю-продажу. На основании данных таблицы 1.1 основной целью сертификации является приведение деятельности каждого конкретного торгового предприятия в соответствии с действующими нормативами и правилами.
Таблица 1.1 — Решения проблем деятельности торговых предприятий
в соответствии с действующими нормативными актами
Проблемы | Пути и их решения |
1. Низкий уровень культуры рыночных отношений | Создание цивилизованных предприятий, обеспечивающих эффективную розничную торговлю, хранение и продвижение товары с минимальными затратами |
2. Недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение | Совершенствование нормативно-правовых основ функционирования розничной торговли |
3. Незначительный уровень развития инфраструктуры розничной торговли | Развитие структурных организационных форм управления функционирования инфраструктуры |
Торговое предприятие – это основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителя к потребителю и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.
Наиболее распространенным, раскрывающим экономическую сущность является следующее определение торговли: это форма товарного обращения, осуществляемого при помощи денег.
Рассматривая торговлю в пространственно-временном аспекте, ее можно определить как процесс. В понятие торговли как процесса входит деятельность по обслуживанию условий акта купли-продажи, и в первую очередь договоренность о цене, устраивающей как покупателя, так продавца, т.е. о равновесной цене. Следовательно, торговля – это процесс организации обмена товара на деньги.
Суть торгового предпринимательства согласно стандарту сводится к осуществлению торгово-обменных операций, описываемых формулой К. Маркса: Д-Т-Д. Между тем не следует забывать, что сущность торгово-предпринимательской деятельности заключается в оказании услуг двоякого свойства: производителю и потребителю.
Определяя экономические функции торговли, А. Крие и Ж. Жаллэ отмечают, что «коммерсанты, находясь между производителями и потребителями, оказывают услуги и тем и другим». В частности, они отмечают, что «предприниматели, действующие в сфере обращения, освобождают производителей от необходимости вступать в контакт с огромной массой потребителей, синхронизируют ритм производства и потребления, а также способствуют стабилизации денежных доходов потребителей».
С другой стороны, они расширяют возможности производства по удовлетворению запросов потребителей. Исходя из этого торгово-предпринимательская деятельность может быть определена как процесс оказания услуги, представляющей совокупность операций, осуществляемых торговыми предприятиями и заключающихся в предоставлении материальных благ потребителям в таком виде, в такое время и в таком месте, которые соответствуют их потребностям.
Таким образом, можно констатировать наличие нескольких понятийных уровней «торговли» (табл. 1.2).
Таблица 1.2 — Понятийные уровни «торговли»
Понятийный уровень | Содержание понятия «торговля» |
С позиций экономической теории | Форма товарного обращения |
В пространственно-временном аспекте | Процесс организации обмена товаров на деньги |
По месту и роли в народном хозяйстве | Отрасль национальной экономики |
Сфера приложения предпринимательской инициативы | Вид предпринимательской деятельности |
Торговля и торговая деятельность – понятия не тождественные. Торговая деятельность состоит в продвижении товаров от производителя к потребителю путем реализации их за деньги. Наличие выручки от реализации товаров свидетельствует о наличии торговой деятельности. Субъектами торговой деятельности могут быть как торговые посредники, так и производители. Торговля же – это деятельность торговых посредников, обособившихся в самостоятельную отрасль экономики.
Во внутренней торговле выделяют оптовую и розничную.
Оптовая торговля – это продажа товаров с целью их последующей перепродажи или для профессионального использования.
Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного и домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Розничная торговля товары получает от оптовых посредников или производителей и реализует их конечным потребителям.
Функции розничной торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями розничной торговли являются:
реализация произведенной потребительной стоимости (товаров). Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением;
доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя
данную функцию, торговля организует перемещение товаров от производителей к потребителям, осуществляя при этом операции по
продолжению процесса производства в сфере обращения (например,
транспортирование, хранение);
поддержание баланса между спросом и предложением с одновременным активным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;
сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат
покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования
технологии продаж, расширения информационных услуг и т.д.
маркетинг (разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса
и др.).
Очень важными функциями розничной торговли, связанными с влиянием на производителей, являются разработка новых продуктов, проведение рыночных исследований, формирование реальной ценовой политики, организация рациональных систем распределения, обеспечение послепродажного обслуживания производимых товаров и других полезных для потребителя видов предпринимательской активности.
1.2 Виды торговых предприятий в современных условиях
Подторговым предприятием понимают организованное на частных началах соединение средств личного и имущественного характера, которое направлено на извлечение нужной прибыли посредством ведения планомерного хозяйствования8.
Данного рода определение можно разложить на такие моменты.
Образование материального состава предприятия происходит из тех ценностей, которые изначально были вложены в дело, и тех, которые выступают в качестве результатафункционирования непосредственно самого предприятия.
1. Сюда можно отнести, прежде всего, само торговое заведение, т.е. место деятельности данного торгового предприятия, которое обставлено всеми средствами, являющимися приспособленными к данной цели. Таковыми являются магазины, заводы. К торговому заведению можно отнести и контору предприятия, хоть она и располагается в другом помещении. Наоборот, торговое заведение не должно смешиваться с торговым помещением, в котором только складываются товары, которые были заготовлены или изготовлены.
2. К материальному составу предприятия относят товары в форме ли сырого материала, в форме ли полуфабрикатов. Сюда же можно присоединить материалы, которые являются вспомогательными: дрова, каменный уголь, нефть, масло и т.п.
3. Каждое отдельно взятое предприятие располагает так называемой кассой, т.е. той денежной наличностью, которая составляет его оборотный капитал. Это денежные средства данного предприятия.
4. Материальным же составом предприятия являются те права исключительного характера, которыми охраняются интересы промышленного характера данного предприятия в борьбе его с иными. Таковыми являются права на фирму, на знак, на разного рода изобретения, на фабричные модели, дипломы на медали, которые были получены на выставках.
С целью приведения в действие всей данной имущественной массы необходимыми являются соответствующе личные средства.
1. Лицо, которым организуется торговое предприятие, предоставляет ему собственное имя, выделяет для него часть собственного имущества, несет на себе определенный риск успеха и получает все выгоды, его называют предпринимателем. Не всегда все данные признаки бывают видны. Организация дела может быть поручена доверенному лицу, так же, как и все ведение дела. Капитал, который предназначен в дело, может быть, не отщеплен от общего имущества данного предпринимателя, а взят в целом у иного лица. Имя предприятия может быть совершенно особым от имени предпринимателя. Даже воля, которая направляет сам ход предприятия, может не иметь значения решающего характера: с ней едва ли приходится считаться в акционерных компаниях, — она совершенно парализована у малолетнего, которому принадлежит предприятие, но который отстранен от дела опекуном. То, что безусловным образом связано с само2й личностью предпринимателя, является риском, который лежит на нем. Прибыль предприятия принадлежит ему, однако и неуспех падает на него.
2. Предприятие в условиях рыночных отношений- организованное сообщество. Предприниматель призывает к соучастию большее или меньшее число сотрудников, при этом распределяя между ними разного рода задачи экономической деятельности. Таковыми являются управляющие, техники, рабочие и т.п. Все они в совокупности являются вспомогательным персоналом. Их деятельность направляется волей предпринимателя или доверенного лица. Их труд вознаграждается за счет предпринимателя9.
Организованное предприятие имеет в качестве собственной задачи доставление предпринимателю нужной прибыли. Данным признаком отличается торговое предприятие от хозяйства, которое имеет собственной целью обеспечение существования, непосредственного характера удовлетворение потребностей субъекта экономики.
Данная задача выполняется тем, что ставится определенного рода экономическая цель, к которой предприятие имеет стремление по известному плану. Определенного рода цель исключает возможность браться за различные отрасли экономической деятельности; определенный план лежит в основании разделения труда, которое и дает право говорить об организации.
Организованное таким образом торговое предприятие представляется в качестве самостоятельного члена экономического оборота, самостоятельного менового хозяйства. Экономически оно ведется независимым образом от частного имущества предпринимателя. Оно составляет особое имущество, которое растет, уменьшается, восстановляется как отдельно взятая имущественная масса. Предприниматель, согласно началам двойной бухгалтерии, является как бы посторонним предприятию, лишь только он выходит из роли организатора или распорядителя, — он становится должником или кредитором своего собственного предприятия. Все иного рода меновые хозяйства, которые вступают в сношения с последним, имеют в виду предприятие, а не его хозяина. Готовность с их стороны оказать кредит обусловливается не столько личностью данного хозяина, которая часто остается совершенно неизвестной для них, сколько ходом дела предприятия. Покупатели и вообще весь круг клиентов знают предприятие и его товары и часто мало интересуются узнать, кто его собственник сегодня, к кому оно перейдет завтра.
Торговое предприятие представляет собой имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. Включает в себя участки земли, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, наименование фирменное, товарные знаки, знаки обслуживания и др.
Совокупность торговых предприятий, которые расположены в пределах определенной территории или находятся под общим управлением, называют торговой сетью. Торговая сеть может быть стационарной и нестационарной. Стационарная торговая сеть представляет собой сеть, которая расположена в специальным образом оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях. Нестационарной торговой сетью является сеть, которая функционирует на принципах торговли, которая являетсяразносной и развозной (это палатки, автолавки, автоцистерны и т.п.).
Торговое предприятие может оптовым или розничным. Предприятие оптовой торговли представляет собой предприятие, которое осуществляет куплю-продажу товаров с целью их дальнейшей перепродажи, а вместе с тем оказывает услуги по организации оптового оборота товаров. Предприятие розничной торговли является торговым предприятием, которое осуществляет куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям с целью их использования в личных, семейных, домашних целях (таковыми являются магазины, павильоны, киоски и палатки)10.
Предприятия розничной торговли могут быть классифицированы по ассортименту реализуемых товаров. Различают при этом универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а вместе с тем смешанным ассортиментом товаров.
Универсальный магазин представляет собой предприятие розничной торговли, которое реализует универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров.
Специализированный магазин является предприятием розничной торговли, которое реализует одну группу товаров или ее отдельную часть.
Магазин с комбинированным ассортиментом товаров представляет собой предприятие розничной торговли, которое реализует несколько групп товаров, которые связаны общностью спроса и удовлетворяют отдельно взятые потребности11.
Магазин со смешанным ассортиментом товаров представляет собой предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров
Предприятия торговли можно классифицироватьсогласно виду, торговой площади и формам покупательского торгового обслуживания (к примеру, универмаг, универсам, магазин «Ткани», магазин «Продукты» и т.д.).
Торговое объединение представляет собой договорное объединение добровольного характера, которое создано торговыми предприятиями, которые сохраняютсобственную самостоятельность и права юридического лица, с целью координации ведения предпринимательской деятельности, представления и защиты общих интересов имущественного характера и являются некоммерческой организацией.
Торговый комплекс представляет собой совокупность торговых предприятий, которые реализуют универсальный ассортимент товаров и оказывают широкий набор услуг, а вместе с тем централизуют функции хозяйственного обслуживания всего торгового процесса.
Торговый центр является совокупностью торговых предприятий и (или) предприятий по оказанию услуг, которые реализуют универсальный ассортимент товаров и услуг, которые расположены на определенного рода территории, спланированы, построены и управляемыв качестве единого целого и предоставляют в границах собственной территории стоянку для автомобилей12.
Торговый дом представляет собой многопрофильное торговое предприятие, которое интегрировано в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.
Магазин является специально оборудованным стационарным зданием (или его частью), которое предназначено для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспечено помещениями торгового, подсобного, административно-бытового назначения, а вместе с тем помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к реализации.
В качестве самых распространенных видов оптовой торговли со склада выступают такие13:
а) личный отбор товара на складе;
б) по письменной заявке (к примеру, высылка факса) или устной заявке по телефону со стороны предприятий розничной торговли;
в) через выездных торговых представителей (агентов, менеджеров по сбыту);
г) при помощи активных звонков из диспетчерской;
д) торговля на проводимых оптовых выставках и ярмарках.
Выбор вида торговли для оптового торговца определяется с учетом желания и размера (мощности) розничных торговых предприятий.
Оптовая торговля с личным отбором является целесообразной в том случае, когда розничный торговец хочет быстро сделать закупку (подходят к концу складские запасы), рассчитывает на месте сформировать ассортимент, сделать выбор товаров-новинок, получить скидки за самовывоз. Личный отбор зачастую применяется при закупке тканей, швейных и трикотажных изделий, марочных вин, меховых товаров и т.д. С целью демонстрации некоторого вида товаров, товаров-новинок, оптовый торговец оборудует демонстрационный или выставочный зал.
При личном отборе маркетологи оптовых организаций могут проводить опрос клиентов, провести тестирование товаров, учесть замечания как со стороны розничных торговцев, так и покупателей.
Для многих стандартных товаров личный отбор организуют с применением метода самообслуживания. Для перемещения отобранного товара применяют средства малой механизации: грузовые тележки, транспортеры рольганги, штабеллеры и т.д.
Оптовая торговля по письменной заявке или по телефону происходит на основе предварительно подписанного договора между покупателем и продавцом. В нем же определяются условия оплаты каждого заказа. Доставка товара в розничное предприятие может быть произведена транспортом оптового торговца или самого получателя. В первом случае становится более экономным время работника магазина, которому не надо ехать за товаром к оптовику, но может увеличиться время доставки заказанного товара в магазин.
Оптовая торговля при помощи разъездных сбытовых агентов и менеджеров достаточно широко распространена, как наиболее активная форма сбыта. Для этого оптовой компанией организуется агентская сеть с целью поиска покупателей — юридических лиц (более мелких оптовиков и магазинов). Разъездные агенты поддерживают контакты со своими клиентами, отслеживают наличие товаров в торговом зале магазина, контролируют своевременность расчетов за товары и т.д. С целью лучшей координации сбытовых агентов они могут быть закреплены за определенного рода регионом, за группой клиентов или реализовывать только определенного рода товары.
Оптовая торговля при помощи активных (выходящих) звонков из офиса или отдела сбыта. Для данной цели существует диспетчерская, где работают специальным образом обученные продавцы. Все полученные сведенияпо поводу потенциальных покупателей диспетчерами-продавцами передаются менеджерам по сбыту. Диспетчерская служба вместе с тем может принимать заказы от старых покупателей, исполнять маркетинговые опросы по телефону, вести статистику продаж14.
Оптовая торговля на выставках и ярмарках дает возможность заключать договоры на поставку во время посещения выставки представителями покупателя или проводить предварительные переговоры. Выставки и ярмарки притягивают к себе большое количество профессиональных деятелей рынка (товаропроизводителей, посредников, потребителей), в связи с чем на них можно провести большой объем исследований маркетингового характера, получить последние сведения о товарах-новинках. На выставке должны обязательным образом находиться полномочные представители службы сбыта, которые несут ответственность за эффективность работы на ней.
Специализирующиеся на оптовой торговле организации должны быть разделены на:
— крупные оптовые структуры общенационального (федерального) масштаба (оптовые организации первого звена);
— оптовые организации регионального масштаба (оптовые организации второго звена15.
Оптовые организации общенационального масштаба должны сосредоточить под своим контролем огромные массы товаров различных отечественных производителей, экспортируемой и импортируемой продукции. Они реализуют оптовые партии товаров потребителям по всей территории России.
В числе такого рода потребителей могут быть самостоятельные оптовые организации, крупные розничные организации и объединения, конечные потребители, в качестве которых выступают, как правило, производители.
Прямую оптовую торговлю осуществляет товаропроизводитель, создавая свои торговые филиалы. Коммерческие оптовые предприятия, которые являются независимыми фирмами, приобретают право собственности на товар в целях его дальнейшей перепродажи. Такого рода фирмы могут выполнять как все функции, которые присущи оптовой торговле, так и часть из них.
Агенты и брокеры обеспечивают выполнение отдельно взятой функции оптовой торговли, не имея при всем этом права собственности на товар, который они предлагают для продажи. Агенты представляют, как правило, несколько производителей, товары, которые являются взаимодополняющими и не конкурирующими16.
Оптовые фирмы представляют собой торговые предприятия, которые имеют достаточно широкий ассортимент продукции, а вместе с тем оказываютпотребителям разного рода услуги — транспортировку и доставку, хранение, комплектацию, нарезку, упаковку и т.п.
Оптовые фирмы приобретают товар в собственность, имеют свои собственные склады и складские запасы, средства транспорта, торговую марку. Торгуют от собственного имени, на собственный страх и риск, по собственным ценам, которые получают посредством установления определенной наценки на каждый отдельно взятый вид продукции.
Оптовые организации второго звена являются, прежде всего, организациями регионального масштаба. Закупая товары у оптовой организации первого звена и непосредственно у товаропроизводителей как в регионе размещения, так и на остальной территории России, они доводят их до организаций розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности.
В качестве отличительной особенностиданных оптовых организаций выступает то, что в большинстве своем они представлены средними и малыми предпринимательскими структурами.
После рассмотрения основных видов торговых предприятий необходимым является проведение оценки основных показателей развития торговля в России.
1.3 Современные направления развития торговли в России и за рубежом
Изучение современного состояния торговли начнем с исследования динамики изменения оборота оптовой торговли по РФ (рис. 1.1).
По данным рисунка видно, что оборот оптовой торговли постоянно возрастает, было небольшое снижение только в 2018-19 году по причине пандемии, однако далее наблюдается постоянный рост. В 2022 году по сравнению с 2021 годом оборот оптовой торговли увеличился на 5,3% (45174,4/42883,8*100), в том числе по организациям оптовой торговли – на 6,7% (35805,5/33558,4*100). По сравнению с базовым 2009 годом оборот оптовой торговли возрос более чем в 10 раз (45174,4/4256,8), такая тенденция наблюдается и по обороту организаций оптовой торговли. Следовательно, можно отметить, что именно организации оптовой торговли являются важнейшим «игроком», формирующим оптовый оборот.
На рисунке 1.2 представлен индекс физического оборота оптовой торговли.
Рис. 1.2. Индекс физического объема общего оборота оптовой торговли (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Физический объем оптового оборота наиболее точно отражает развитие оптовой торговли, так как не учитывает влияние изменения цен. Как видно из данных рисунка 1.2, в последний 2022 год больший прирост (на 6,2%) был у физического объема оборота оптовой торговли организаций оптовой торговли, следовательно, это подтверждает предыдущий вывод о том, что организации оптовой торговли формируют основной объем оптового оборота.
При этом нужно отметить, что оптовая торговля постоянно развивается, что подтверждается ростом физического объема оборота (рис.
Выводы по главе
Все представленное в данной главе позволяет отметить следующее:
— представляя собой форму товарного обращения предметов потребления, торговля вместе с тем выступает в качестве отрасли национального хозяйства с соответствующей материально-технической базой, трудовыми и финансовыми ресурсами.Сущность торговли находит отражение в выполняемых ею функциях. В процессе товарного обращения одновременно происходит обмен потребительных стоимостей товаров (то есть реализация произведенных продуктов как общественных потребительных стоимостей) и смена форм стоимости, которые имеют различное назначение функционального характера;
— в РФ в последние годы оптовая и розничная торговля имеют положительные тенденции развития, что отражается в росте товарооборота. Однако розничная торговля по причине ее приближенности к покупателю развивается более быстрыми темпами, при этом растет и предпринимательская уверенность в развитии розничной торговли.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Организационная характеристика деятельности исследуемой организации
Индивидуальный предпринимательДряхлова Ольга Николаевназарегистрирована 30 июня 1998 г.;
Регистратор: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 15 ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Реквизиты ИП Дряхлова О.Н.:
— ИНН:525801226541;
— ОГРНИП304525821200131от 30 июля 2004 г.;
Адрес регистрации ИП Дряхлова О.Н.:
Нижегородская область, город Нижний Новгород
ИП Дряхлова О.Н. включает несколько магазинов, специализирующихся на розничной торговле продуктами питания. Магазины предлагают большое количествотоваров и продуктов разных производителей.
Существующая концепция ИП Дряхлова О.Н. состоит в том, что магазины предлагают качественныепродукты питания, которые отражают последние мировые тенденции, в сочетании с доступным уровнем цен. Ассортимент товаровявляется достаточно насыщенным,при этом обновляется каждую неделю.
Виды деятельности в соответствии с классификатором ОКВЭД.
Основной:
Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках прочими товарами (47.89)
Дополнительные:
Торговля розничная продуктами из мяса и мяса птицы в специализированных магазинах (47.22.2)
Торговля розничная кондитерскими изделиями в специализированных магазинах (47.24.2)
Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией (47.81)
Организационная структура управления представлена на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Организационная структура ИП Дряхлова О.Н.
Как видно, организационная структура организована по линейно-функциональному признаку. То есть структура управления ИП Дряхлова О.Н. является структурой органов управления, которая состоит из:линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;обслуживающих функциональных подразделений.
При линейно-функциональном управлении линейными звеньями принимаются решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения.
Следовательно, в данной компании такая структура должна приводить к эффективности хозяйствования.
Прибыль является обобщающим показателем финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а показатели рентабельности (прибыльности) представляют собой показатели результативности его работы.
Необходимо проанализировать основные экономические показатели хозяйственной деятельности ИП Дряхлова О.Н.(табл. 2.1).
Таблица 2.1 — Динамика финансовых результатов ИП Дряхлова О.Н.за 2020-2022 гг.
Показатель |
Ед. изм. |
2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | Отклонение 2022/2021 (гр.5-гр.4), (+,-) | Темп роста, 2022/2021 (гр.5/гр.4•100%, % |
Выручка от продажи | Тыс.руб. | 287540 | 310420 | 379610 | 69190 | 122,3 |
Себестоимость продаж | Тыс.руб | 139457 | 152280 | 182328 | 30048 | 119,7 |
Валовая прибыль | Тыс.руб | 148083 | 158140 | 197282 | 39142 | 124,8 |
Коммерческие расходы | Тыс.руб | 41659 | 44680 | 46010 | 1330 | 103,0 |
Управленческие расходы | Тыс.руб | 30078 | 33240 | 34120 | 880 | 102,6 |
Прибыль от продаж | Тыс.руб | 76346 | 80220 | 117152 | 36932 | 146,0 |
Прочие расходы | Тыс.руб | 31042 | 33460 | 35530 | 2070 | 106,2 |
Налогооблагаемая прибыль | Тыс.руб | 45304 | 46760 | 81622 | 34862 | 174,6 |
Текущий налог на прибыль | Тыс.руб | 9061 | 9350 | 16322 | 6972 | 174,6 |
Чистая прибыль | Тыс.руб. | 36243 | 37410 | 65300 | 27890 | 174,6 |
Данные таблицы 2.1 показали, что за рассматриваемый период ИП Дряхлова О.Н. является коммерчески успешной компанией, получает от своей деятельности значительные суммы прибыли.
При этом выручка стабильно растет и превышает себестоимость, что говорит об улучшении показателей прибыли.
Далее необходимо проанализировать основные показатели эффективности функционирования малого предприятия.
По данным табл. 2.1 можно рассчитать показатели рентабельности, которые оценивают финансовые результаты (прибыль, затраты).
Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж к объему деятельности):
— 2020 год: 76346/287540•100 = 26,55%;
— 2021 год: 80220/310420•100 = 25,84%;
— 2022 год: 117152 / 379610 • 100 = 30,86%;
— изменение за 2022 год: 30,86-25,84 = +5,02%.
Рентабельность затрат (отношение чистой прибыли к себестоимости):
— 2020 год: 36243 / 139457 • 100 = 25,99%;
— 2021 год: 37410 / 152280 •100 = 24,57%;
— 2022 год: 65300 / 182328 • 100 = 35,81%;
— изменение за 2022 год: 35,81 – 24,57 = +11,24%.
На рис. 2.2 показана динамика показателей рентабельности организации.
Рис. 2.2. Динамика показателей рентабельности
ИП Дряхлова О.Н.за 2020-2022 гг.
Как видно по произведенным расчетам и представленным на рис. 2.2 данным, рентабельность продаж повысилась на 5,02% и составила 30,86%. Следовательно, каждые 100 руб. выручки стали содержать в себе больше суммы прибыли. Расчетная рентабельность повысилась в 2022 г. на 11,24% и стала равной 35,81%. Следовательно, каждые 100 руб. произведенных затрат ИП Дряхлова О.Н. стали приносить 35,81 руб. чистой прибыли.
Все вышеизложенное свидетельствует о росте эффективности деятельности ИП Дряхлова О.Н.
Финансовое состояние субъекта хозяйствования характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, которые необходимы рыночному субъекту для нормального функционирования, целесообразным их размещением и оптимальным использованием, финансовыми взаимоотношениями с иными физическими и юридическими лицами, платежеспособностью и кредитоспособностью, а также финансовой устойчивостью. Базой анализа финансового состояния является финансовая отчетность, прежде всего, бухгалтерский баланс.
Данные для горизонтального анализа баланса ИП Дряхлова О.Н. представлены в табл. 2.2. Исходя из данных таблицы, можно сделать следующие выводы.
Таблица 2.2 — Данные для горизонтального анализа баланса
ИП Дряхлова О.Н.за 2020-2022 гг., тыс.руб.
Показатели | На конец 2020 г. | На конец 2021г. | На конец 2022 г. | Отклоне-ние (гр.4-гр.3), тыс.руб. (+;-) | Темп роста (гр.4/гр.3•100%, % |
АКТИВ |
|
|
|
|
|
1. Внеоборотные активы |
|
|
|
|
|
Основные средства | 33120 | 34460 | 36020 | 1560 | 104,5 |
Итого по разделу 1 | 33120 | 34460 | 36020 | 1560 | 104,5 |
2. Оборотные активы |
|
|
|
|
|
Запасы | 5710 | 7010 | 18310 | 11300 | 261,2 |
Дебиторская задолженность | 5410 | 5670 | 12140 | 6470 | 214,1 |
Денежные средства | 2510 | 1240 | 7590 | 6350 | 612,1 |
Прочие оборотные активы | 3570 | 7020 | 0 | -7020 | 0,0 |
Итого по разделу 2 | 17200 | 20940 | 38040 | 17100 | 181,7 |
БАЛАНС | 50320 | 55400 | 74060 | 18660 | 133,7 |
ПАССИВ |
|
|
|
|
|
3. Капитал и резервы |
|
|
|
|
|
Уставный капитал | 100 | 100 | 100 | 0 | 100,0 |
Нераспределенная прибыль | 24160 | 37410 | 65300 | 27890 | 174,6 |
Итого по разделу 3 | 24260 | 37510 | 65400 | 27890 | 174,4 |
4. Долгосрочные обязательства |
|
|
|
|
|
Итого по разделу 4 | 0 | 0 | 0 | 0 |
|
5. Краткосрочные обязательства |
|
|
|
|
|
Кредиторская задолженность | 26060 | 17890 | 8660 | -9230 | 48,4 |
Итого по разделу 5 | 26060 | 17890 | 8660 | -9230 | 48,4 |
БАЛАНС | 50320 | 55400 | 74060 | 18660 | 133,7 |
По ИП Дряхлова О.Н.валюта баланса повысилась за отчетный год на 33,7% и в 2022 году составила 74060 тыс.руб.
При увеличении валюты баланса в 2022 г. на 33,7% выручка от продажи увеличилась на 22,3% (из данных табл. 3), что говорит о неэффективном использовании средств, вложенных в имущество компании.
Стоимость внеоборотных активов повысилась в 2022г.на 1560 тыс.руб., или на 4,5%, сумма по оборотным активам увеличилась на 17100 тыс.руб., или на81,7%.
Отрицательной оценки заслуживает увеличение в 2022 г.дебиторской задолженности на 6470 тыс.руб., или на 114,1%, а также прирост запасов на 161,2%, так как это медленно реализуемые активы.
Но при этом повышение суммы денежных средств на 6350 тыс.руб., или на 512,1%, говорит о том, что ИП Дряхлова О.Н.стал больше вкладывать в работающие (мобильные) активы, чем во внеоборотные активы.
В составе оборотных активов наибольшее снижение наблюдается по прочим оборотным активам в размере 7020 тыс.руб., на конец года их нет совсем. Положительной оценки заслуживает уменьшение в 2022 г. суммы краткосрочных обязательств, представленных кредиторской задолженностью, на 9230 тыс.руб., или 51,6%.
При этом прирост суммы собственного капитала на 27890 тыс.руб., или на 74,4%, а также отсутствие долгосрочных обязательств говорит о повышении финансовой устойчивости организации.
В табл. 2.3 представлен структурный баланс ИП Дряхлова О.Н.по укрупненной номенклатуре статей.
Исходя из данных табл. 2.3, можно сделать следующие выводы. Доля оборотных активов повысилась в отчетном периоде на 13,56%, что свидетельствует о большем вложении средств в работающие активы в отчетном периоде и положительно характеризует структуру баланса.
Таблица 2.3 — Структура баланса ИП Дряхлова О.Н.за 2020-2022 гг., в % к итогу
Показатели | На конец 2020 года | На конец 2021 года | На конец 2022 года | Отклонение (гр.4-гр.3), (+;-) |
АКТИВ |
|
|
|
|
1. Внеоборотные активы |
|
|
|
|
Основные средства | 65,82 | 62,20 | 48,64 | -13,56 |
Итого по разделу 1 | 65,82 | 62,20 | 48,64 | -13,56 |
2. Оборотные активы. |
|
|
|
|
Запасы | 11,35 | 12,65 | 24,72 | 12,07 |
Дебиторская задолженность | 10,75 | 10,23 | 16,39 | 6,16 |
Денежные средства | 4,99 | 2,24 | 10,25 | 8,01 |
Прочие оборотные активы | 7,09 | 12,67 | 0,00 | -12,67 |
Итого по разделу 2 | 34,18 | 37,80 | 51,36 | 13,56 |
БАЛАНС | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 0,00 |
ПАССИВ |
|
|
|
|
3. Капитал и резервы |
|
|
|
|
Уставный капитал | 0,20 | 0,18 | 0,14 | -0,04 |
Нераспределенная прибыль | 48,01 | 67,53 | 88,17 | 20,64 |
Итого по разделу 3 | 48,21 | 67,71 | 88,31 | 20,60 |
4. Долгосрочные обязательства |
|
|
|
|
Итого по разделу 4 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
5. Краткосрочные обязательства |
|
|
|
|
Кредиторская задолженность | 51,79 | 32,29 | 11,69 | -20,60 |
Итого по разделу 5 | 51,79 | 32,29 | 11,69 | -20,60 |
БАЛАНС | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 0,00 |
По ИП Дряхлова О.Н.часть оборотных средств отвлечена на дебиторскую задолженность, ее доля повысилась и составляет на конец периода 16,39% к итогу баланса, что говорит об иммобилизации средств.
Положительной оценки заслуживает повышение в структуре активов денежных средств на 8,01%. Их доля составила на конец 2022г.10,25%. Это говорит о росте ликвидности баланса организации.
Анализируя структуру пассива баланса ИП Дряхлова О.Н., следует отметить, как положительный момент высокую долю капитала и резервов, то есть собственных источников финансирования, эта доля повышается в отчетном периоде на 20,6% и достигает значения 88,31%. На фоне повышения стоимости капитала и резервов снижается доля краткосрочных обязательств на 20,6% и становится равной 11,69%. Это говорит о росте финансовой устойчивости организации.
Следовательно, организация достаточно платежеспособна и финансово устойчива.
Проведем анализ эффективности развития предприятия.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф