Страницы: 12
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Основные средства являются важнейшим фактором процесса труда, образуя производственно-техническую базу предприятия. В данной работе поднимается один из важнейших вопросов в бухгалтерском учете — это вопрос об учете амортизации основных средств и методах их начисления.
Основной целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли. Прибыль позволяет организации быть самодостаточной экономической единицей, комфортно осуществлять свою хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Таким образом, рост прибыли, снижение себестоимости, увеличение объема выпуска изготавливаемой продукции находятся в прямой зависимости от эксплуатации и учета объектов основных средств, что обуславливает актуальность данной исследовательской работы. Важную роль в оптимизации деятельности предприятия любого размера и профиля деятельности играет правильный выбор метода начисления амортизации основных средств.
Поэтому целью этой работы будет являться исследование теоретических и практических основ бухгалтерского и налогового учета амортизации основных средств. Для реализации поставленной цели надо рассмотреть понятие основных средств, их классификацию и оценку, проанализировать особенности поступления и выбытия основных средств и отдельно разобрать методы начисления их амортизации.
Объектом исследования является хозяйственная деятельность организации ООО «ХАЙЕР ФРИДЖ РУС», которая является одним из ведущих мировых производителей бытовой техники и электроники. На сегодняшний момент в ассортиментной линейке Haier в России более 100 моделей бытовой техники и электроники — от холодильников до смартфонов.
Предмет исследования – теоретические и практические аспекты бухгалтерского учета основных средств, а также методика учета основных средств и начисления амортизации на предприятии ООО «ХАЙЕР ФРИДЖ РУС».
Есть определенные задачи данной работы, а именно:
- Дать понятие основным средствам.
- Изучить классификацию основных средств.
- Проанализировать особенности организации поступления и выбытия основных средств.
- Исследовать способы начисления амортизации.
- Разработать рекомендации и дать предложения по выбору метода начисления амортизации и организации учета основных средств.
Теоретической и методической базой исследования являются законодательные и нормативные правовые акты РФ, учебно-методическая и учебно-практическая литература, публикации в профессиональных изданиях для бухгалтеров и аудиторов по вопросам, относящимся к области квалификационной работы.
Поскольку актуальность и необходимость исследования вопросов, возникающих при применении на практике норм о различных способах начисления амортизации, не вызывает сомнений, эта тема представляет собой интерес и нуждается в дальнейшем исследовании.
Такие авторы, как: Андреев В.Д., Дмитриева И.М., Алексеева Г.И., Горячих С.П., Гулина А.А., Жирнов И.Ю. — проводили исследования в области бухгалтерского учета и в них они уделяют немалое внимание рассмотрению вопроса об учете амортизации основных средств. В их работах вопросы исследуемой темы отражаются полно и качественно, что позволяет сформировать информационную базу для исследования.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, включает таблицы, рисунки, библиографию из наименования литературных источников и приложений.
Глава 1. СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ УЧЕТА АМОРТИЗАЦИИ
- Понятие основных средств, их назначения и классификация
В рамках цели и задач выпускной квалификационной работы проведен анализ основных понятий по теме исследования. Сложно переоценить значимость эффективного использования основных средств в деятельности предприятия. Результативное использование основных средств предполагает: увеличение уровня производства, повышение отдачи имеющегося производственного потенциала, абсолютное удовлетворение потребностей потребителей, понижение уровня себестоимости выпускаемой продукции или оказываемых услуг, рост показателя рентабельности производства предприятия и накоплений предприятия. Принято полагать, что основные средства, будучи экономической категорией, представляют собой часть средств производства, то есть фактически являются средствами труда. Используя средства труда в производственном процессе, человек оказывает воздействие на предметы труда, видоизменяя их для определенной цели. От предметов труда средства труда отличаются, тем, что они принимают неоднократное участие в процессе производства, при этом сохраняют свою натуральную вещественную форму, и постепенно изнашиваясь частями, переносят свою стоимость на изготовленную продукцию.
Основные средства – часть имущества (активов) организации. Основные средства — это материально-вещественные ценности, которые, в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 отвечают единовременно следующим условиям:
- Используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказания услуг, либо для управленческих нужд организации.
- Используются в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше двенадцати месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает двенадцати месяцев.
- Организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов.
- Способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. [5, ст. 4]
При выполнении всех вышеперечисленных условий в отношении активов, стоимость которых не превышает лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 100 000 рублей за единицу, активы могут отражаться в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности в составе материально – производственных запасов. Организация сама принимает решение и отражает данное решение в учетной политике организации, о том, на каком счете будут отражаться объекты основных средств, либо в составе основных средств (на счетах 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности») или же в составе материально – производственных запасов (на счете 10 «Материалы»). [14, стр. 71]
Основные средства играют огромную роль в процессе работы предприятия, т. к. они в своей совокупности образуют производственно-техническую базу. Основные средства разнообразны по составу и назначению. Их классифицируют по следующим параметрам:
– по видам;
– по назначению;
– по отраслям экономики;
– по степени использования в хозяйственной деятельности;
– по принадлежности.
Органы государственной статистики устанавливают типовую классификацию [2] основных средств по видам, в соответствии с которой основные средства делятся на:
- Здания. Это объекты, предназначение которых — создание условий для труда, хранение материальных ценностей. Сюда же относятся здания, имеющие социально-культурную важность. Например, здания заводов, складов, насосных станций, лабораторий.
- Сооружения. К этой группе классификация основных средств предприятия относит инженерно-строительные объекты, обеспечивающие осуществление процесса производства. При этом под ними понимаются отдельные сооружения, включая устройства, составляющие с ним одно целое. Например: мосты, нефтяные скважины, магистральные трубопроводы.
- Передаточные устройства. Эту часть средств используют для транспортирования жидких и газообразных веществ, передачи энергии на расстояние, перекачки нефти, газа, пара, воды (трубопроводы, если они не являются составной частью агрегата, линии электропередач, связи и др.).
- Машины и оборудование. В данную группу входят устройства, предназначенные для преобразования информации, энергии, материалов. Классификация основных средств предприятия делит данный пункт на подгруппы:
4.1 силовые машины и оборудование;
4.2 рабочие машины и оборудование;
4.3 измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование;
4.4 вычислительная техника;
4.5 прочие машины и оборудование.
- Транспорт, предназначенный для перемещения грузов и людей: вагоны, локомотивы, суда, ледоколы, автобусы, прицепы, самолеты.
- Инструмент. (режущий, давящий, приспособления для крепления, монтажа), кроме специального инструмента;
- Производственный инвентарь и принадлежности. К первому типу относятся емкости, используемые для хранения жидкостей, тара для сыпучих материалов, а также мебель, предназначенная для облегчения производственных операций. Ко второму типу относятся объекты, которые не используются в производственном процессе. Например, предметы противопожарного назначения, часы.
- Хозяйственный инвентарь. офисная мебель (например, столы, стулья, оборудование переговорных комнат, шкафы для хранения документов и т.д.); инвентарь для уборки помещений и территорий организации, рабочих мест (например, ведра, швабры, метлы, веники и т.п.); средства связи (например, телефоны, факсы, рации, планшеты и т.д.); осветительные, обогревательные приборы (например, настольные лампы, тепловые пушки, вентиляторы и т.д.); кулеры, чайники, кофе-машины; материалы, которые используются для хозяйственных нужд, туалетные принадлежности (например, мыло, салфетки, бумажные полотенца, освежители воздуха, посуда и т.д.).
- Рабочий и продуктивный скот. Сюда относятся животные, которые несколько раз или постоянно используются для получения каких-либо продуктов. Например, коровы, верблюды, овцы. Также в эту группу входят животные-производители. Сюда не относится молодняк и скот для убоя.
- Многолетние насаждения. В эту категорию входят различные зеленые насаждения. Например, парковые деревья, растительность, формирующая аллеи.
- Капитальные затраты по улучшению земель (без сооружений).
- Прочие основные фонды.
По характеру участия в хозяйственной деятельности основные средства делят на производственные и непроизводственные.
Основные производственные средства подразделяют на: активную и пассивную часть. К активной части относят машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства и др. К пассивной – те группы основных средств, которые создают условия для нормального выполнения процесса производства (здания, сооружения, передаточные устройства и др.).
Основные средства непроизводственного назначения в процессе производства непосредственно не участвуют, они используются для удовлетворения социальных и культурных нужд работников предприятия. К ним относятся основные средства, используемые в жилищно-коммунальном хозяйстве, основные средства поликлиник, детских садов и т. п.
Кроме того, основные средства делятся на действующие и бездействующие. Действующие основные средства – это средства, находящиеся в эксплуатации, бездействующие – это временно неиспользуемые основные средства, они могут находиться в резерве или на консервации. [20, стр. 118] В резерве находятся станки на складе, которые будут установлены взамен вышедших из строя; законсервированным может быть здание цеха, строительство которого или ввод в эксплуатацию приостановлен по каким-либо причинам.
По принадлежности основные средства делят на собственные и арендованные. Собственные средства числятся на балансе, арендованные принадлежат другому предприятию и эксплуатируются временно. Последние не включаются в баланс, а учитываются на забалансовом счетом 001 «Арендованные основные средства».
Классификация основных средств по отраслям экономики выделяет следующие отрасли: промышленность, сельское хозяйство, связь, транспорт, строительство, торговля и общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, культура, народное образование, физическая культура, социальное обеспечение и др.
Сущность и классификация основных средств определяют их роль в процессе труда. Они характеризуют возможности предприятия по производству продукции. Также они показывают уровень и масштаб технической вооруженности труда. Приумножение основных производственных средств будет повышать эти показатели. Их обновление и улучшение являются важнейшим условием производства высококачественной продукции со снижением трудозатрат, увеличением производительности труда и уменьшением себестоимости продукции. На предприятиях осуществляется регулярная статистическая отчетность, показывающая наличие и движение объектов, их переоценку. Проводятся выборочные обследования.
В этом параграфе работы требовалось изучить понятие основных средств, их назначения и классификации. В ходе изучения были сделаны следующие выводы: Основные средства играют огромную роль в процессе работы предприятия, т. к. они в своей совокупности образуют производственно-техническую базу. Основные средства разнообразны по составу и назначению.
1.2 Сущность и способы амортизации основных средств
Основные средства в процессе производства постепенно изнашиваются и по мере износа передают свою стоимость на готовую продукцию, работы, услуги. Амортизация – это постепенное перенесение стоимости основных средств на себестоимость продукции, работ, услуг. Итак, начисление амортизации – это процесс возмещения затрат, понесенных при приобретении объектов основных средств. [6, стр. 215] Суммы, потраченные на покупку основных средств, возмещаются посредством участия амортизации в составе выручки от продаж продукции, работ, услуг. Таким образом, происходит оборот капитала.
Различают физический и моральный износ основных средств. Физический износ — это утрата основными средствами своей потребительской стоимости в результате изнашивания деталей, воздействия естественных природных факторов и агрессивных сред. [17, стр. 100] Физический износ может быть двух видов: продуктивный и непродуктивный. Продуктивный физический износ — потеря стоимости в процессе эксплуатации, непродуктивный износ характерен для основных средств, находящихся на консервации вследствие естественных процессов старения.
Физическому (материальному) износу основные фонды подвергаются как в процессе их использования, так и при бездействии. В последнем случае физический износ основных фондов заключается в потере ими свойств под влиянием окружающей среды (в частности, атмосферных условий), а также в результате внутренних процессов, происходящих в строении материала, из которого они изготовлены.
Устранимый физический износ предполагает, что затраты на ремонт меньше, чем добавленная при этом стоимость. Неустранимый физический износ рассчитывается, когда затраты на исправление дефекта превосходят стоимость, которая при этом будет добавлена.
На скорость износа влияют следующие факторы:
— качество изготовления;
— специфика технологического процесса;
— наличие или отсутствие защиты от внешних воздействий;
— интенсивность эксплуатации;
— квалификация обслуживающего персонала. [16]
Моральный износ — это утрата стоимости вследствие снижения стоимости воспроизводства аналогичных объектов основных средств, обусловленных совершенствованием технологии и организации производственного процесса. [17, стр. 77]
Существует два вида морального износа:
- Основные средства обесцениваются, так как аналогичные основные средства производятся с меньшими затратами и становятся дешевле;
- В результате научно-технического прогресса появляется более современное и более производительное оборудование.
Моральный износ основных средств не зависит от их физического износа. Физически годная машина может быть настолько морально устаревшей, что эксплуатация ее становится экономически невыгодной. И физический и моральный износ ведет к потере стоимости. Поэтому каждому предприятию следует обеспечить накапливание средств (источников), необходимых для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных средств посредством амортизации. Амортизация обусловлена особенностями участия основных средств в процессе производства. Основные средства участвуют в процессе производства длительный период (не менее одного года). При этом они сохраняют свою натуральную форму, но постепенно изнашиваются. Амортизация начисляется ежемесячно по установленным нормам амортизационных отчислений. Начисленные суммы амортизации включаются в себестоимость выпускаемой продукции или издержки обращения. Амортизационные отчисления производятся по установленным нормам амортизации, их размер устанавливается за определенный период по конкретному виду основных фондов (группе; подгруппе) и выражается, как правило, в процентах на год износа к их балансовой стоимости.
Все материальные активы длительного пользования, кроме земли, объектов природопользования и музейных коллекций имеют ограниченный срок эксплуатации. Из-за ограниченности срока службы стоимость этих активов должна распределяться на издержки в течение всех лет их эксплуатации.
Периодический ремонт и тщательный уход могут сохранить здания и оборудование в хорошем состоянии и значительно продлить срок его службы, но, в конечном итоге, и каждое здание, и каждая машина должны прийти в негодность. Необходимость амортизации не может быть исключена регулярным ремонтом.
Согласно п. 20 ПБУ 6/01 [5, п. 20 ПБУ] срок полезного использования основных средств определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету. При этом учитываются следующие факторы:
— ожидаемый срок использования в соответствии с производительностью или мощностью;
— ожидаемый физический износ, зависящий от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
Амортизацию начисляют ежемесячно, начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта основных средств в эксплуатацию. Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, их выбытия. Если основное средство полностью амортизировано (то есть сумма начисленной по нему амортизации равна его первоначальной стоимости), то его остаточная стоимость равна нулю. Следовательно, стоимость такого основного средства в балансе не отражают и начислять амортизацию по нему также не надо.
Начисление амортизации приостанавливается при реконструкции, модернизации и других видах восстановительных работ на период, продолжительность которого превышает 12 месяцев, а также при переводе основных средств на консервацию на срок более 3 месяцев.
Основные средства организации в зависимости от срока полезного использования относятся к той или иной амортизационной группе для целей налогообложения прибыли.
Амортизационные группы – это группы, на которые подразделяется амортизируемое имущество в соответствии со сроками полезного использования на основании нормативных актов. [13, стр. 27]
Понятие «амортизационная группа» используется прежде всего для налога на прибыль, а также используется для целей бухгалтерского учета.
Основной смысл отнесения конкретного объекта к той или иной амортизационной группе заключается в том, чтобы определить срок полезного использования с целью установления нормы амортизации, и рассчитать сумму амортизации.
В налоговом учете для начисления амортизации в зависимости от срока полезного использования основные средства распределяются по десяти амортизационным группам в порядке возрастания.
- Первая амортизационная группа – все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно.
- Вторая амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно.
- Третья амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.
- Четвертая амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.
- Пятая амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
- Шестая амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно.
- Седьмая амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно.
- Восьмая амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно.
- Девятая амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно.
- Десятая амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.
Срок полезного использования основных средств — это период (количество месяцев), в течение которого компания предполагает использовать основное средство и получать от него экономические выгоды.
Существуют следующие методы начисления амортизации для целей бухгалтерского учета: линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). В налоговом учете амортизация начисляется двумя методами – линейным и нелинейным.
Линейный метод амортизации подразумевает списание стоимости основного средства одинаковыми пропорциональными частями на протяжении всего времени его использования. Основные достоинства линейного метода амортизации:
- Простота вычисления. Расчет суммы отчислений необходимо произвести только один раз в начале эксплуатации имущества. Полученная сумма будет одинакова на всем сроке эксплуатации.
- Точный учет списания стоимости имущества. Амортизационные отчисления происходят по каждому конкретному объекту (в отличие от нелинейных методов, где начисление амортизации идет на остаточную стоимость всех объектов амортизационной группы).
- Равномерный перенос затрат на себестоимость. При нелинейных методах в первоначальный период амортизационные отчисления больше, чем в последующем (списание происходит по убыванию).
Преимуществом является и то, что законодательством предусмотрена возможность использования такого способа как в бухгалтерском учете, так и в налоговом, что позволяет избежать возникновения разниц по ПБУ 18/02.
Линейный метод удобно использовать в случаях, когда планируется, что объект будет приносить одинаковую прибыль в течение всего срока его использования.
Главные недостатки линейного метода.
Метод нецелесообразно применять для оборудования, подверженного скорому моральному износу, так как пропорциональное списание его стоимости не обеспечивает должную концентрацию ресурсов, необходимых для его замены. Производственное оборудование характеризуется снижением производительности при увеличении количества лет эксплуатации. В результате оно будет требовать дополнительных затрат на обслуживание и ремонт, в связи с поломками и выходом из строя. А списание амортизации тем временем будет идти равномерно, теми же суммами, что и в начале эксплуатации, так как иного линейный способ не предусматривает.
Способ уменьшаемого остатка начисления амортизации – это метод, который применим в той ситуации, когда эксплуатация объекта осуществляется неравномерно. По своей сути начисление амортизации методом уменьшаемого остатка целесообразно, когда максимальная нагрузка на основные средства приходится на начальные периоды его использования. Амортизация методом уменьшаемого остатка имеет смысл в тех случаях, когда основные возможности объекта основных фондов реализуются в первые годы после введения в эксплуатацию. Чаще всего данный метод применяется в отношении цифровой и компьютерной техники, так как ее стоимость достаточно быстро снижается несмотря на то, что потребительские характеристики остаются без изменений.
Тем не менее, в некоторых случаях, данный метод себя не оправдывает. Так, не следует использовать способ уменьшения остатка амортизации для объектов, срок полезного использования которых не превышает три года – владелец основных средств не увидит преимуществ.
Как и все нелинейные способы начисления амортизации, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования позволяет списать большую часть стоимости в первые годы использования. Но в отличие от способа уменьшаемого остатка – позволяет списать всю стоимость полностью. Возможность применения способа начисления амортизации, исходя из суммы числе лет срока службы, прописана в п.18 ПБУ 6/01. [5, п.18] Данный метод доступен только в бухгалтерском учете, в налоговых целях его применять нельзя. В связи с этим на практике подобный порядок расчета применяется сравнительно редко. Его использование приводит к расхождениям налогового и бухгалтерского учета, что многие предприятия отталкивает. Нужно помнить, что метод закрепляется не за конкретным объектом основных средств, а за группой однородных основных средств. Смена способа расчета амортизации возможна только с начала следующего года.
Расчет отчислений проводится исходя из следующих параметров:
- первоначальная стоимость объекта;
- дроби, в числителе которой количество лет оставшегося срока полезного использования, а в знаменателе – сумма числе лет всего срока полезного использования.
При выборе такого порядка списания основных средств перерасчет амортизации выполняется ежегодно – определяется количество лет оставшегося срока полезного использования и проводится расчет годовых отчислений. Для расчета ежемесячных отчислений достаточно годовой показатель поделить на 12 месяцев.
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции может быть выбран фирмой как один из вариантов начисления амортизации. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции фирма вправе выбрать по своему желанию из разрешенных способов начисления амортизации. Но такая возможность существует только в бухгалтерском учете — НК РФ не предусматривает такой метод списания стоимости имущества. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) или производительный способ начисления амортизации следует применять в случае прямой зависимости износа основного средства от частоты его применения. Чаще всего он используется в отраслях промышленности, где стоимость объекта списывается пропорционально объему выпущенной продукции.
На автомобильном транспорте способ амортизации пропорционально объему работы применяется для списания стоимости транспортного средства на каждую тысячу километров пробега. Порядок начисления амортизации прописывается в приказе об учетной политике организации. Начисление амортизации начинается со следующего месяца после ввода основного средства в эксплуатацию и прекращается в месяце полного списания стоимости или выбытия объекта.
1.3 Отражение в бухгалтерском учёте поступления, выбытия и износа основных средств
Основные средства могут поступать в организацию различными способами. От этого зависит не только порядок определения первоначальной стоимости объекта основных средств, но и формируемые бухгалтерские записи. Независимо от способа поступления объектов основных средств в организацию их первоначальная стоимость формируется по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». [9, стр. 32] С этого счета в момент ввода объекта основных средств в эксплуатацию сформированная стоимость объекта основных средств списывается, т. е. делается такая бухгалтерская запись:
Дебет счета 01 «Основные средства» — Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Типичный случай поступления объектов основных средств – их приобретение за плату, например, по договору купли-продажи. В этих случаях первоначальная стоимость основного средства складывается из фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление имущества, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Это означает, что в стоимость объекта основных средств включаются, в частности:
- суммы, которые уплачиваются в соответствии с договором продавцу;
- суммы, уплачиваемые за доставку основного средства и приведение его в состояние, пригодное для использования;
- суммы, уплачиваемые организациям по договору строительного подряда;
- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основного средства;
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- невозмещаемые налоги, госпошлина, уплачиваемые при приобретении основного средства;
- вознаграждения посредническим организациям.
При приобретении объекта основного средства за плату проводки по формированию его первоначальной стоимости обычно такие:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» – Кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Если объект основного средства был получен организацией в качестве вклада в уставный капитал, первоначальная стоимость такого имущества определяется как денежная оценка, согласованная учредителями. В организации такая оценка не может превышать стоимость, присвоенную объекту независимым оценщиком, учитывая, что его привлечение при внесении неденежного вклада в ООО является обязательным. [18] Бухгалтерская запись по получению основного средства в качестве вклада в уставный капитал обычно такая (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н): [3, ст. 283]
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» – Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».
При получении объекта основных средств по договору дарения первоначальной стоимостью признается текущая рыночная стоимость имущества на дату принятия к бухгалтерскому учету на счет 08. [5, п. 10 ПБУ] Проводка при этом будет такая:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» – Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов».
Доходы будущих периодов будут относиться на прочие доходы по мере начисления амортизации безвозмездно полученного объекта основных средств:
Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов» – Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».
Если основное средство получено организацией по договору, который предусматривает его исполнение неденежными средствами, первоначальной стоимостью будет считаться стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Эта стоимость равна цене, по которой организация обычно продает такие ценности. Если их стоимость установить нельзя, то она будет равна рыночной стоимости аналогичных основных средств. Сама проводка по принятию основного средства по договору мену не будет отличаться от обычного приобретения за плату:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» – Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Со временем основные средства физически изнашиваются и морально стареют, вследствие чего часть своей стоимости теряют.
Для учета износа основных средств используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». К этому счету могут быть открыты два субсчета:
02-1 «Амортизация собственных основных средств»;
02-2 «Амортизация арендуемых и полученных по лизингу основных средств».
На первом учитывают движение износа основных средств, которые принадлежат организации на правах собственности, на втором – движение износа основных средств по лизинговому имуществу.
Сумму износа по собственным и долгосрочно арендуемым основным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения – 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и других счетов и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».
По основным средствам производственного назначения, сданным в текущую аренду, сумма износа отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 02, а по основным средствам непроизводственного назначения – по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».
На продуктивный скот, библиотечные фонды, сооружения городского благоустройства и автомобильные дороги общего пользования, фонды, переведенные на консервацию, земельные участки, находящиеся в собственности организаций и зачисленные в состав основных средств, износ не начисляется, так же, как и по полностью амортизированным основным средствам.
Если основные средства используются в многономенклатурном основном производстве, то амортизационные отчисления являются косвенными затратами, которые собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы». Если цех основного производства выпускает только один вид продукции, то износ основных средств этого цеха относится на конкретный вид изделий, в этом случае амортизация – прямые затраты, которые должны быть отражены на счете 20 «Основное производство».
Порядок, регулирующий выбытие основного средства, отражен в ч. 5 ПБУ 6/01. [5, ст. 29] В соответствии с указанной нормой выбытие может быть обусловлено следующими причинами:
- списания по причине непригодности к дальнейшему использованию;
- продажи на сторону;
- безвозмездной передачи;
- передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации;
- сдачи имущества в аренду, лизинг;
- реализации по договорам мены и т. д.
Списание основного средства по причине износа фиксируют проводками:
Дебет 01 субсчет «Выбытие» — Кредит 01 «Основные средства» — списана первоначальная стоимость;
Дебет 02 — Кредит 01 субсчет «Выбытие» — списана начисленная амортизация;
Дебет 91 — Кредит 01 субсчет «Выбытие» — списана остаточная стоимость.
В соответствии с п. 30 ПБУ 6/01, [5, п. 30] если списание основного средства производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре. В то же время, говорить о выручке от продажи основного средства не совсем правильно, поскольку выручкой считаются доходы от обычных видов деятельности. А выбывающие основные средства не являются ни готовой продукцией, ни товаром. Ведь в противном случае такие объекты не признавались бы основными средствами и учитывались бы соответственно на счетах 43 «Готовая продукция» и 41 «Товары». Именно поэтому как доходы, так и расходы от продажи основных средств относятся не к доходам и расходам от обычных видов деятельности, а к прочим.
Для учета прочих доходов и расходов Планом счетов и Инструкцией по его применению предусмотрен счет 91 «Прочие доходы и расходы». Доходы от продажи основных средств отражаются по кредиту данного счета, а НДС и расходы, связанные с продажей (в т. ч. остаточная стоимость объекта основных средств) – по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». Помимо отражения доходов и расходов от продажи основного средства необходимо показать в бухгалтерском учете списание амортизации, начисленной на момент выбытия.
Холодильник, ноутбук, станок и любое другое основное средство правомерно вносить в уставный капитал вместо денег. Получить такой взнос может сторонняя компания, у которой учредители — юридические лица. Организация, делающая вклад, фиксирует его проводками:
Дебет 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие» Кредит 01 «Основные средства» — первоначальная стоимость списана;
Дебет 02 «Амортизация основных средств» Кредит 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие» — начисленная амортизация списана;
Дебет 58 «Финансовые вложения» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — зафиксированы финансовые вложения;
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие» — остаточная стоимость основного средства списана со счетов;
Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» — восстановлен НДС;
Дебет 58 «Финансовые вложения» Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — НДС включен в стоимость финансовых вложений;
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» — зафиксирован доход, возникший в результате превышения установленной цены вклада над остаточной стоимостью;
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — зафиксирован расход, возникший в результате превышения остаточной стоимости над установленной ценой вклада.
На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» отражается имущество, которое изначально приобреталось для предоставления в аренду. Поэтому купленное и впоследствии переданное в аренду оборудование по-прежнему следует отражать на счете 01 «Основные средства». Для этого к счету 01 «Основные средства» можно завести отдельный субсчет.
В соответствии с приказом Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 № 94н [3, ст. 94] для отражения операций по выбытию основного средства к счету 01 «Основные средства» открывается субсчет «Выбытие основных средств». Это позволяет сформировать остаточную стоимость по выбывшему ОС на отдельном субсчете, а далее отразить ее в расходах на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. [8, стр. 26]
Согласно инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов. [3] По дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту — сумма износа, выручка от продажи, стоимость оприходованных ценностей.
Для списания основных средств к счету 01 «Основные средства» открывают субсчет, например, 01-В «Выбытие основных средств». Потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки». [4]
В данной главе было рассмотрено сущность основных средств, их классификация и принципы учета амортизации. Исходя из общего положения и опираясь на совокупность всех ранее вышеперечисленных фактов, можно сделать ряд выводов:
- Основные средства играют огромную роль в процессе работы предприятия. Также они разнообразны по составу и назначению.
- Амортизация — это перенос износа основных средств в денежный эквивалент.
- Отражение поступления, износа и выбытия основных средств можно осуществить различными способами, в зависимости от их формы их поступления, классификации и причин выбытия.
Глава 2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ИХ АМОРТИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ХАЙЕР ФРИДЖ РУС»
2.1 Организационная характеристика ООО «ХАЙЕР ФРИДЖ РУС»
Корпорация ХАЙЕР ФРИДЖ является ведущим производителем широкого спектра бытовой техники и разработчиком успешно реализуемых инновационных технологий. В области бытовой техники ХАЙЕР занимает первое место в мире.
Корпорация ХАЙЕР была основана в Гуанчжоу в 1984 году, как завод по производству холодильников. C самого начала развития компании особое внимание уделялось качеству выпускаемой продукции. В результате, небольшое производство, которое было на грани банкротства, переросло в транснациональную компанию. На настоящий момент в корпорации ХАЙЕР работает более 60 000 сотрудников по всему миру, и её товарооборот составляет 2 261 млрд. руб. Оборудование ХАЙЕР имеет широкую популярность и охватывает более 100 стран и регионов мира.
В эпоху развития Интернета ХАЙЕР стремится к созданию открытой инновационной системы для поддержания торговой марки и развития рынка. Будучи мировым лидером в промышленности, ХАЙЕР постоянно внедряет передовые разработки, улучшает технологии и совершенствует продукцию, превратив организационную структуру в полностью связанную платформу, где внешние и внутренние ресурсы взаимодействуют быстро, четко и слаженно.
Подразделения компании сформированы по категориям продукции:
- холодильники — оборот 29,4 млрд. юаней (309,6 млрд. руб.);
- стиральные машины — оборот 17,2 млрд. юаней (181,2 млрд. руб.);
- кондиционеры — оборот 10,8 млрд. юаней (113,7 млрд. руб.);
- кухонная техника — оборот 22,6 млрд. юаней (237,9 млрд. руб.);
- водонагреватели — оборот 1,6 млрд. юаней (16,8 млрд. руб.);
- комплектующие — оборот 1,9 млрд. юаней (20,1 млрд. руб.);
- сбыт и обслуживание продукции — оборот 100,1 млрд. юаней (1 054,1 млрд. руб.).
Главный офис ООО «ХАЙЕР ФРИДЖ РУС» расположен по адресу: ДЦ »ЛОТТЕ ПЛАЗА», Новинский бул., 8, Москва, 121099.
В начале 2000-х годов Чан (генеральный директор и председатель ХАЙЕР) публикует статью под названием «Мое мнение о новой экономике». Он пишет: «Нет Интернета, нет будущего», что означает, что ХАЙЕР навсегда переходит в «Сетевую стадию». «Предпринимательские работники» означают, что работники больше не являются пассивными работниками, а являются активными партнерами — заинтересованными сторонами в фирме. Они поощряются к инновациям и предприимчивости, которые могут расти вместе с фирмой.
«Персонализированный пользовательский опыт» означает, что клиенты больше не пассивные, одноразовые, а долгосрочные пользователи, которые могут участвовать во всех аспектах производственных и инновационных процессов. Эпоха основанного на платформе сетевого предприятия вынуждает ХАЙЕР навсегда ликвидировать пирамиду правления.
Впоследствии ХАЙЕР реорганизуется в небольшие независимые компании (микропредприятия). В настоящее время ХАЙЕР насчитывает более 200 микропредприятий, ориентированных на клиента, и 3 800+ микропредприятий по обслуживанию и поддержке. Это похоже на экосистему стартапов. Каждое микропредприятие обладает полномочиями по принятию решений, подбору персонала и распределению прибыли. Микропредприятия больше не связаны административной связью, а основаны на рыночном механизме заключения договоров.
Ведение бухгалтерского учета в ООО «ХАЙЕР ФРИДЖ РУС»:
- Организация, форма и способы ведения бухгалтерского учета в части документооборота, порядка проведения инвентаризации, учета основных средств и их амортизации установлены на основании действующих нормативных документов.
- Бухгалтерский учет в части основных средств, нематериальных активов, организации документооборота и инвентаризации осуществляется отделом бухгалтерии.
- Установлена компьютерная технология учетной информации, организовано ведение бухгалтерского учета с использованием программного обеспечения «SAP» (Программа SAP предназначена для автоматизации процессов предприятия таких, как управление персоналом и складами, производства, финансов, торговли и бухгалтерского учета).
- Разработаны правила документооборота и технология обработки учетной информации и в случае необходимости пересматриваются и дополняются главным бухгалтером или работниками бухгалтерии; указанные правила подлежат обязательному утверждению руководителем организации и оформляются дополнительными приложениями к учетной политике.
Порядок учета основных средств и начисления амортизации по ним в ООО «ХАЙЕР ФРИДЖ РУС»:
- Организован учет наличия и движения основных средств организации.
- Для организации бухгалтерского учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту основных средств, присваивается соответствующий инвентарный номер.
Страницы: 12
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф