Меню Услуги

Анализ безработицы и занятости населения Астраханской области и направления их регулирования. Часть 2.


Страница:   1   2


2.1 Общая экономическая характеристика Астраханской области

Современный рынок труда Астраханской области сформировался в условиях реформирования экономики. Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда зависят от влияния демографических, миграционных, экономических, образовательных, социальных и других факторов.

Социально-экономическое развитие Астраханской области уже в 2009 году в результате негативного влияния финансового кризиса характеризовалось снижением ряда основных макроэкономических показателей. Индекс промышленного производства составил 84,3 процента к предыдущему году. Объем инвестиций в основной капитал снизился на 10,8 процента по сравнению с 2008 годом, объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» составил 64,4 процента. Доля убыточных предприятий в 2009 году составила 35,2 процента. Индекс потребительских цен по всем товарам и услугам в декабре 2009 года возрос на 9,0 процента к декабрю 2008 года. Реальные располагаемые денежные доходы населения по сравнению с предыдущим годом возросли на 3,2 процента. Изменения в социально-экономическом развитии области оказали негативное влияние на сферу занятости населения.

В настоящее время рынок труда Астраханской области испытывает последствия финансового кризиса не только 2008, но и 2009 года, обусловившего нестабильное финансово-экономическое состояние ряда организаций и, как следствие, сокращение спроса на рабочую силу, рост предложения рабочей силы на рынке труда и увеличение безработицы среди населения.

Среднегодовая численность населения, занятого в экономике области, в результате кризиса сократилась с 463 тысяч в 2008 году до 457 тыс. в 2009 году. Общая численность безработных (лиц, не занятых трудовой деятельностью, активно ищущих работу и готовых приступить к ней), определяемая Федеральной службой государственной статистики по методологии Международной организации труда (МОТ), в 2009 году в среднегодовом исчислении в целом по Астраханской области возросла до 52,9 тыс.против 40,3 тыс. в 2008 году. Уровень общей безработицы увеличился с 7,5 процента в 2008 году до 10,0 процента в 2009 году.

Снижение объемов производства в отдельных отраслях экономики, высвобождение работников, ликвидация неэффективных производств способствовали увеличению объемов движения рабочей силы. Уровень выбытия работников на крупных и средних предприятиях области увеличился в 2009 году до 34,2 процента к среднесписочной численности работающих против 31,8 процента в 2008 году. Прием работников составил 31,3 процента к среднесписочной численности работающих .Из-за увольнений из организаций по различным причинам рынок труда области в 2009 году пополнили более 54 тыс. граждан.

В отраслевом разрезе в основном увеличение численности безработных происходило за счет граждан, уволенных с предприятий и организаций: государственного управления, обеспечения военной безопасности, соцобеспечения, сельского хозяйства, торговли, строительства, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг, рыболовства и рыбоводства, транспорта и связи.

Основная доля выбывшей рабочей силы (до 70 процентов) приходилась на граждан, увольняющихся в силу различных обстоятельств по собственному желанию. Под влиянием кризиса в Астраханской области отмечалась активизация процессов высвобождения работников в связи с сокращением штатов, по причине ликвидации предприятий в связи с банкротством, сменой собственника, реструктуризацией и т.д. Так, если в 2008 году количество высвобожденной рабочей силы составило 3,3 тыс. человек или 1,4 процента от среднесписочной численности работающих, то в 2009 году этот показатель достиг 5,7 тыс. человек или 2,4 процента.

Большинство граждан, уволенных в связи с сокращением численности штата организаций, становятся клиентами службы занятости. В течение 2009 года в целом по Астраханской области в центры занятости населения в поиске работы обратились 5,6 тыс. граждан, уволенных в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятий и организаций, что в 1,8 раза больше, чем в предыдущем году.

Ежегодно в Астраханскую область привлекается до 12-15 тыс. иностранной рабочей силы, в основном в сельское хозяйство. Квалифицированная иностранная рабочая сила привлекается, преимущественно, в строительство и судостроение.

При наличии избыточного предложения рабочей силы на региональном рынке труда необходимо регулирование процесса привлечения иностранной рабочей силы на территорию Астраханской области, включая меры по повышению конкурентоспособности безработных граждан с целью замещения привлекаемых иностранных работников российскими гражданами.

Анализ сферы занятости показывает, что на региональном рынке труда сохраняются его основные проблемы:

— активизация процессов увольнения работников, вызванных падением объемов производства под влиянием кризиса, нестабильностью экономического положения отдельных предприятий и организаций;

— несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда по территориальному размещению трудовых ресурсов и рабочих мест, профессиональному, тарифно-квалификационному признаку, уровню оплаты труда, что сдерживает трудоустройство граждан, обратившихся в органы службы занятости;

— значительное влияние сезонного фактора на рынок труда, занятость и безработицу, в результате чего уровень безработицы в области значительно снижается во II и III кварталах и возрастает в I и IV кварталах, что особенно характерно для сельской местности;

— несоответствие объемов и профилей первичной профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях спросу на рабочую силу в профессиональном разрезе, слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работников и их переподготовке;

— пополнение рынка труда выпускниками образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего и высшего образования, не имеющими опыта работы, что осложняет их трудоустройство;

— ограниченность инвестиционных ресурсов, вкладываемых в развитие экономики муниципальных районов области, что сдерживает темпы создания новых рабочих мест;

— высокая дифференциация территориальных рынков труда, различия в ситуации на рынках труда областного центра и муниципальных районов, обусловленные специализацией в значительной степени на сельскохозяйственном производстве и рыбной добыче, наличие в сельской местности населенных пунктов, не имеющих работодателей, а также поселений с низким уровнем занятости проживающего в них трудоспособного населения;

— необоснованно завышенные требования работодателей к претендентам на рабочие места, невысокий уровень оплаты труда (половина заявляемых предприятиями и организациями в службу занятости вакансий с заработной платой ниже прожиточного минимума по Астраханской области);

— сложности в  трудоустройстве отдельных социально-демографических групп населения (женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также имеющих малолетних детей, молодежи, особенно выпускников учебных заведений, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, лиц предпенсионного и пенсионного возраста и других категорий), имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы. Сфера занятости будет характеризоваться сочетанием процессов, обусловленных продолжением структурной перестройки экономики, обеспечивающей дальнейший экономический рост, повышение производительности труда, снижение объемов неэффективной занятости, уменьшение скрытой безработицы, а также сокращением численности занятых на отдельных предприятиях и в организациях в связи с падением объемов производства, ликвидацией неэффективных предприятий.

Планируемое развитие отраслей экономики Астраханской области обеспечит увеличение спроса на рабочую силу и окажет положительное влияние на занятость населения.

В рамках реализации политики повышения уровня занятости населения важное значение придается развитию предпринимательской деятельности и самозанятости населения. Осуществление эффективных инвестиционных проектов, организация самозанятости и малого предпринимательства безработными гражданами позволят создавать новые рабочие места, в результате чего численность занятых в экономике возросла к 2013 году.

Таблица 1- Динамика предприятий и организаций Астраханской области

2011 2012 2013
Число предприятий и организаций(на конец года) 69 82 96
Число малых предприятий(на конец года) 51 62 71
Число предприятий с участием иностранного капитала 1 1

Из таблицы видно, что иностранный капитал не проявляет большого интереса к экономике данной территории. Кроме того, число предприятий и организаций больше аналогичного показателя двух других районов, вместе взятых. Это объясняется, прежде всего, тем, что воды вокруг Астраханской области богаты водными биоресурсами.

Производство важнейших видов промышленной продукции характеризуется следующими показателями (см. таблицу 2).

Таблица 2 – Динамика производства важнейших видов промышленной продукции за 2011-2013 года

Показатели 2011 2012 2013
электроэнергия, млн. Вт ч 29,6 20,9 34,5
нерудные строительные материалы, тыс. куб. метров 23,6 29,1 36,0
пиломатериалы, куб. метров 78 100
улов рыбы, всего, тонн 5985 5372 18696
пищевая рыбопродукция (без консервов), всего, тонн 1830 3414 15681
консервы из рыбы и морепродуктов, всего, тыс. условных банок 3248 2388 2482

В Астраханской области отмечается неритмичная динамика производства пиломатериалов и макаронных изделий. Сборные железобетонные изделия, стеновые материалы, цельномолочная продукция статистикой в данном районе не отмечены.

Согласно официальным статистическим данным произошло уменьшение уловов рыбы в Астраханской области за 2011-2013 года, затем отмечалось значительное увеличение. Данные показатели являются не совсем достоверными, ввиду значительных масштабов браконьерства, оцениваемого потерь для государственного бюджета в год.

С целью обеспечения занятости населения, улучшения и стабилизации ситуации на рынке труда, социальной поддержки безработных граждан в осуществляется реализация мероприятий отраслевой целевой программы «Содействие занятости населения Астраханской области на 2014-2018 годы и на перспективу до 2023 года», утвержденной постановлением Администрации Астраханской области от 15.08.2013 N 38-П

Ожидаемые показатели реализации программных мероприятий за 2014-2018 годы:

— трудоустройство на постоянную и временную работу 90 тыс.ищущих работу граждан;

— профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям более 9,6 тыс. безработных граждан;

— оказание услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке более 100 тыс. граждан;

— организация оплачиваемых общественных работ для 11 тыс. ищущих работу граждан;

— временное трудоустройство около 18 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

-временное трудоустройство более 500 безработных выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые;

— временное трудоустройство около 2 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

— содействие самозанятости более 5 тыс. безработных граждан;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— оказание социальной поддержки свыше 100 тыс. безработных граждан.

В результате реализации мероприятий отраслевой целевой программы «Содействие занятости населения Астраханской области на 2014-2018 годы»численность безработных к концу 2018 года ожидается в пределах 11 тыс.

Содействие трудоустройству ищущих работу граждан, стабилизация и снижение безработицы на региональном рынке труда, оказание социальной поддержки безработным гражданам предполагают осуществление комплекса мероприятий, увязанных по срокам, источникам финансирования, требующих координации деятельности областных государственных казенных учреждений- центров занятости населения, заинтересованных исполнительных органов государственной власти Астраханской области, работодателей, и реализуемых программными методами.

Цели и задачи Программы соответствуют приоритетам развития Астраханской области, указанным в Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года и Программе социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы, направленным на повышение уровня благосостояния граждан, а также приоритетным направлениям Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года в области развития рынка труда.

На сегодняшний день в городском округе действует 78 предприятий малого бизнеса, на которых занято более 900 чел. И 200 индивидуальных предпринимателей. Основная доля малых предприятий осуществляет свою деятельность в рыбной промышленности и торговле.

Показатели уровня жизни городского округа улучшаются – растёт средняя заработная плата, отсутствует задолженность по заработной плате. Пенсии и другие социальные выплаты выплачиваются своевременно. Создаются новые рабочие места. Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 01.01.2011 года составил 0,9%.

2.2 Состояние безработицы и занятости населения в Астраханской области

На 1 января 2013 г. уровень регистрируемой безработицы по Астраханской области составил 2,2 % от экономически активного населения при максимальном значении на конец 1996 г. – 4,7 %, а на 1 января 2014 г. уже – 1,9 % [3].

За январь-м ай 2014 г. в областной служб е занятости зарегистрированы 10691

безработный гражданин, что составляет 79,2 % к соответствующему периоду 2014 г. На 1 июня 2014 г. число безработных составило 9456 человек.

Что касается районов области и г. Астрахани, то наибольшее число безработных зарегистрировано в г. Астрахань, Ахтубинском, Наримановском и Харабалинском районах.

Астраханской области и признанных безработными [3]

За годы деятельности в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве обратилось около 784 тыс. человек. Свыше 476 тыс. человек признаны безработным и из них 467 тыс. человек назначено пособие по безработице. В составе обратившихся основную долю составляют уволенные по собственному желанию, уволенные в связи с сокращением численности персона а, выпускники учебных заведений высшего, сред него и начального профессионального образования и общеобразовательных школ и уволенные из Вооруженных Сил.

Работа Астраханской службы занятости населения проводится в рамках Программы содействия занятости населения, мероприятиями которой ежегодно охвачено до 100 и более тыс. человек. В 2009-2010 гг. дополнительно осуществлялись мероприятия по снижению напряженности на рынке труд а Астраханской области.

Уровень регистрируемой безработицы был значительно высок в 2006 г. В 2011 г. наблюдается значительно меньший процент безработицы, но он не достиг пока своего минимального значения, которое было в 2009 г., вследствие экономического кризиса и других причин.

В рамках работы, которую ведет Правительство, нужно перейти от антикризисной работы, которой все мы занимались в период конца 2008 г., 2009-го и 2010 г., уже к системной работе, означающей более глубокое погружение в проблемы безработицы. И собственно сам набор вариантов должен развиваться от простых мер, которыми мы пользовались на рынке труда а в пик безработицы, к более продвинутым вариантам по мощи нашим людям, прежде всего это индивидуальный пакет для создания собственного дела.

В 2014 г. сохраняются основные проблемы рынка труда Астраханской области:

неравно мерность социально экономического развития областного центра и поселений муниципальных образований, низкая трудовая мобильность населения, ограниченная возможностями проживания в другой местности, сезонный характер работ в муниципальных районах области, в основном связанный с выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции, рыбодобычей и рыбообработкой.

В связи с окончанием сезонных работ число вакансий, заявляемых сельскими работодателями в осенний период, значительно сокращается. Из общего числа вакансий, заявляемых в органы службы занятости на конец года, менее трети приходится на село.

Актуальными на сегодняшний день являются проблемы женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труд а. Данные проблемы могут быть решены с помощью организации для этой категории женщин опережающего профессионального обучения с целью вывода их с вредного производства.

Решение проблемы снижения напряженности и улучшения ситуации на рынке труда области предполагает осуществление комплекса мероприятий, увязанных по срокам, источникам финансирования, требующих координации между центрами занятости, работодателями, муниципальными образованиями, и может быть реализовано программными методами.

Эффективным направлением работы Центра занятости с населением и работодателями является организация ярмарок вакансий, которые дают возможности гражданам подобрать себе работу, встретиться с представителями организаций и непосредственно от них узнать режим труда, систему оплаты и другие вопросы, интересующие безработных и незанятых граждан.

За отчетный период ОКУ центром занятости населения МО «Астраханской области» проведено 5 специализированных ярмарок вакансий: по организации временных  и общественных работ-2, для подростков-2, для молодежи-1. Всего приняли участие 18 предприятий, посетили ярмарки 86 чел, было заявлено 82 вакансии, на которые трудоустроены-73 чел.

Работа по повышению эффективности трудоустройства во многом зависит от взаимодействия Центра занятости с работодателями.

Для привлечения к сотрудничеству работодателей Центр занятости населения Астраханской области использует средства массовой информации, а именно через газету «На рубеже». Центр занятости информирует работодателей об услугах, которые может оказать Центр занятости, о положении на рынке труда, о наличии свободных рабочих мест.

На материальную поддержку безработных граждан затрачено (выплаты пособий по безработице 2283,2 тыс. руб., стипендия — 104,1 тыс. руб.).

Затраты на услуги сбербанку по перечислению соцвыплат составили 48,8 тыс. рублей.

Снизить социальную напряженность в районе частично позволяет проведение временных, сезонных и общественных работ, для которых привлекаются отдельные социально-демографические группы населения, являющиеся  низко конкурентоспособными на общем рынке труда: молодёжь, женщины, инвалиды, сельские жители и т.д.

Анализ мероприятий по содействию занятости населения за 2013 год показал положительную тенденцию в трудоустройстве несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, по оказанию услуг по профориентации, социальной адаптации, самозанятости.

Для организации и проведения временной занятости несовершеннолетних заключено 13 договоров, по которым трудоустроено 57 подростков 14-18 лет, на условиях временной занятости.

Подростки работали на благоустройстве и очистке поселка, на архивных работах, помощниками воспитателей, вожатыми, принимали участие в мероприятиях общекультурного значения, на других работах. Предпочтение при этом отдавалось несовершеннолетним из числа сирот, из семей безработных граждан, неполных и многодетных семей. К сожалению, работодатели неохотно берут на работу несовершеннолетних граждан в основном из-за ограничений трудового законодательства в области подросткового труда.

Ключевое значение в условиях структурной безработицы, повышения профессионализма работников всех уровней приобретают профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации безработных и незанятых граждан.

Одним из главных направлений в работе специалистов Центра занятости является оказание содействия в выборе профессии с дальнейшей учебой и трудоустройством.

В отчетном периоде январь-декабрь 2013 г. на профессиональное обучение за счет средств федерального бюджета направлены всего 6 человек в возрасте до 29 лет. 6 человек завершили курс обучения. После профессиональной подготовки 5 человек сразу трудоустроились. Средняя продолжительность профессионального обучения составила 42 дня. Средние затраты на профессиональное обучение на одного безработного составили 17,3 тыс. рублей. В районе действует только одно учреждение начально-профессионального обучения – МОУ «Центр образования Астраханской области, которое обучает только по двум специальностям: оператор персонального компьютера, водитель категории «В». В январе-феврале 2013 г. в учебное заведение Астраханской области направлено 2 безработных на курсы оператор ПК(2,5 мес.), 2 безработных на курсы водителей-любителей (3 мес.). В апреле 2011 г. был заключен договор о повышении квалификации по специальности медсестра с ГОУ СПО «Астраханский колледж» (направлена 1 безработная, курс обучения составил 3 недели). По окончанию обучения трудоустроена на гарантированное рабочее место медсестры в МДОУ.  В сентябре была направлена на профобучение 1 безработная в ЮСПЭТ на курс «специалист отдела кадров».

В течение отчетного периода из Астраханской области выезжают, как правило, военнослужащие, или по окончанию контракта. Желающих из числа незанятых и безработных граждан переехать на работу в другую местность практически нет.

К сожалению, несмотря на наличие свободных рабочих мест в районе, трудоустройство граждан из других регионов затруднено в связи с отсутствием жилья для специалистов, т.к. 90 % жилого фонда находится в аварийном состоянии.

Уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, поступили от 6 работодателей. Численность востребованных иностранных работников составила 15 человек. Основной причиной замещения свободных рабочих мест и вакантных должностей трудовыми мигрантами является отсутствие работников с необходимыми специальностями: водитель категории «Д», машинисты автогрейдера, экскаватора, тракторист, технолог рыбной промышленности, электрогазосварщик, финансист, товаровед, врач-хирург, анестезиолог-реаниматолог.

В зимний период заметна тенденция резкого снижения потребности в кадрах, соответственно прогнозируем рост безработицы в этот период.

Таким образом, в Астраханской области насчитывается довольно высокое число безработных граждан, по сравнению с прошлыми годами, это число увеличивается и главной причиной, на мой взгляд, является экономический кризис. Службы занятости  проводят большую полезную работу, пытаясь найти рабочее место или место учебы для всех поставленных на учет безработных.

2.3 Направления регулирования безработицы и занятости населения в Астраханской области

В соответствии с постановлением Губернатора Астраханской области от 04.02.2005 N 33 «О структуре исполнительных органов государственной власти Астраханской области» агентство по занятости населения Астраханской области (далее – агентство) является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, до 31.12.2011 осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, а с 01.01.2012 — самостоятельные полномочия в области содействия занятости населения, за исключением полномочия по осуществлению социальных выплат безработным гражданам.

Агентство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, законами Астраханской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Астраханской области и Правительства Астраханской области, а также Положением об агентстве по занятости населения Астраханской области, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 28.12.2006 N 449-П.Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Астраханской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Агентство осуществляет организационно-методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью подведомственных ему 13 областных государственных казенных учреждений центров занятости населения (далее – центры занятости населения).

С целью осуществления координации и контроля за деятельностью подведомственных учреждений агентство ежегодно утверждает планы проведения совещаний и семинаров по вопросам занятости с директорами центров занятости населения, планы проведения проверок по контролю за деятельностью центров занятости населения, оказывающих государственные услуги в сфере содействия занятости населения.

Агентство реализует указанные планы в установленные сроки. Вопросы деятельности центров занятости населения, оказывающих государственные услуги в сфере содействия занятости населения, регулярно рассматриваются на заседаниях коллегии агентства.

В порядке, установленном законодательством, агентство утверждает уставы центров занятости населения, проводит аттестацию директоров центров занятости, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры с директорами центров занятости населения.

Приказом агентства ежегодно утверждаются плановые задания центрам занятости населения по основным показателям деятельности в сфере содействия занятости населения.

Бюджетная политика в сфере содействия занятости населения направлена на создание основ для более эффективного, динамичного, целеустремленного развития занятости населения и консолидированного участия в этом процессе исполнительных органов государственной власти Астраханской области и организаций, участвующих в содействии занятости населения на территории Астраханской области.

Основными источниками финансирования мероприятий в области содействия занятости населения в 2013 году являлись средства федерального бюджета. Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», которые предусматривают, что c 01.01.2012 финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными в 2012 году, является полномочиями Российской Федерации и финансируется из федерального бюджета.

Занятость население вакансия ярмарка

Таблица 1 – Динамика регистрируемой безработицы

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Всего 238 190 120 105
в т.ч. по полу женщин 154 117 76 67
мужчин 84 73 44 38
в т.ч. по месту проживания в городской местности 86 68 57 49
в сельской местности 152 122 63 56
в т.ч. по возрасту в возрасте 16-29 лет 69 52 32 27
в предпенсионном возрасте 11 12 10 9
в других возрастах 158 126 78 69
в т.ч. по образованию имеющих высшее и среднее профессиональное образование 57 48 39 35
начальное профессиональное и среднее общее образование 144 126 75 68
не имеющих полного среднего образования 37 16 6 2
в т.ч. по причине не занятости  уволившиеся из организаций по сокращению штатов, ликвидации 13 11 10 8
 уволившиеся по собственному желанию 56 44 31 28
 выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы 6 5 2 2
 потерявшие работу по другим причинам 163 130 77 67
в т.ч. по продолжительности поиска работы ищут работу до 1 месяца 37 24 15 13
от 1 месяца до года 184 154 96 85
более года (хроническая безработица) 17 12 9 7
Уровень безработицы (%) 5,5 4,4 3,0 2,6

Из приведённой выше таблицы видно, что если реализовать все предложенные ранее мероприятия, то вполне можно к 2014 году сократить уровень безработицы до 2,6%, по сравнению с 5,5%, в 2013 годом.

Необходимо, чтоб службой занятости было оказано содействие в поиске подходящей работы около 600 гражданам республики, из них предполагается трудоустроить большее число безработных граждан.

В 2014-2018 годах планируется обеспечить государственными услугами в области занятости с использованием Мобильных центров занятости:

территории с высокой напряженностью на рынке труда, особенно в сельской местности;

отдаленные населенные пункты с ограниченной транспортной доступностью;

места компактного нахождения граждан, наиболее подверженных риску безработицы: образовательные и социальные (для детей-сирот) учреждения, воинские части, исправительные учреждения и др.

На территории Красноярского района действуют две муниципальные целевые программы: «Программа развития общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Красноярском районе на 2014-2016 годы» и «Программа организации временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в Красноярском районе на 2014-2016 годы». Реализация данных Программ за 2014 год позволила достичь ожидаемых показателей по уровню трудоустройства, трудоустроить 515 несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время и 251 человек на общественные и временные работы. Особое значение организация этого вида работ играет для отдаленных населенных пунктов, где нет работодателей, таких в Красноярском районе насчитывается 20 сел и поселков. Программами предусмотрен объем финансирования из районного бюджета на 2014 г в сумме 1564 тыс. руб. расход на организацию временных работ составил 1391,6 тыс.руб. Освоение финансовых средств -89,0%. Важнейшим итогом реализации мероприятий Программ за отчетный период стало сдерживание уровня регистрируемой безработицы на конец года не более 1,5 %, что является свидетельством результативной совместной работы администрации МО «Красноярский район» и ОГКУ «ЦЗН Красноярского района». Также хотелось бы отметить, что мы занимает лидирующую позицию по Астраханской области по привлечению средств районного бюджета для выплаты заработной платы участникам программ.

2015 г по общим прогнозам не обещает быть простым. Уже на сегодняшний день заявлено сокращение 258 рабочих мест в сфере ЖКХ, управления и культуры. В 2015-2016 гг. в области содействия занятости населения центр занятости планирует:

— трудоустроить не менее 1,2 тыс. человек, в том числе проведение мероприятий по содействию трудоустройству высвобождаемых работников организаций;

— организовать общественных работ для 185 граждан и для 35 граждан, испытывающих трудности в поиске работы ;

— в период летних каникул занять 445 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

— предоставить возможность участия в программе стажировки 8 выпускникам;

— трудоустройство на оборудованные (оснащенные) рабочие места не менее 4 инвалидов,  и  тем  самым  укрепить материально-техническую базу предприятий и учреждений;

— оказать государственные услуги по профессиональному обучению около ПО гражданам, в том числе 100 безработным гражданам, 9 женщинам, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до трех лет, 1 пенсионеру, стремящемуся возобновить трудовую деятельность.

В 2014-2018 годах служба занятости планирует организовать и провести 10 ярмарок вакансий рабочих и учебных мест, планируется охватить профориентационными услугами более 53 человек.

При содействии службы занятости будут проведены общественные работы с участием не менее 200 безработных и незанятых граждан.

Планируется помочь с временным трудоустройством 60 безработным гражданам в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, впервые ищущих работу.

Предполагается оказать содействие в организации самозанятости с оказанием финансовой помощи около 60 безработных граждан, а также оказание социальной поддержки 53 безработным гражданам, которые активно ищут работу, проходят обучение, оформляют досрочную пенсию.

Общая стоимость мероприятий составит 838,8 млн. рублей. Необходимая государственная поддержка республиканского бюджета в виде субвенций федерального бюджета составит 774,2 млн. рублей. На реализацию всех мероприятий будут привлечены также и средства работодателей в сумме 64,6 млн. рублей.

Государственный комитет Астраханской области занятости населения предполагает ежегодно уточнять финансовые затраты на реализацию всех мероприятий, учитывая реальную экономическую ситуацию.

От реализации мероприятий ожидается мультипликативный эффект, так как они обеспечивают стабильность на рынке труда района и снижают социальную напряженность.

Если рассмотреть реализацию мероприятий в цифровых показателях, то вполне можно заметить, что для реализации выше перечисленных мероприятий необходимо затратить 838,8 млн.рублей за 4 года, т.е. в год приходится 209,7 млн.рублей, тогда как на сегодняшний день затрачивается 232,8 млн.рублей.

Если не внедрить предложенные мероприятия, то за 4 года необходимо будет затратить 931,2 млн.рублей, чтоб помочь безработным. А если реализовать мероприятия, то необходимо затратить примерно 838,8 млн.рублей, вместо 931,2 млн.рублей. Из всего этого следует, что экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий будет составлять 92,4 млн.рублей и самое главное, что уровень безработицы Астраханской области будет снижен до 2,6%, что очень хорошо скажется на экономической ситуации в районе и стране в целом!

Заключение

На основании данного исследования нами получены нижеследующие выводы:

проблема безработицы и занятости, является одной из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.

Во всех странах безработица существует на протяжении многих лет и через положение безработного проходит существенная часть населения на протяжении их трудовой жизни. Безработица наносит немалый ущерб жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс, снижаются моральные устои, и растет преступность, теряется самоуважение и распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе. В конечном итоге, подрывается моральное и физическое здоровье общества. Поэтому достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Занятости должна принадлежать одна из приоритетных ролей, а сама занятость должна рассматриваться как неотъемлемая часть социально-экономических программ.

Возможность иметь рабочее место, получать достойную заработную плату, сохранить здоровье, совершенствовать мастерство и развивать творческий потенциал напрямую связана с общей экономической динамикой производства, структурными изменениями в народном хозяйстве, изменением форм собственности, ситуацией в кредитно-финансовой, инвестиционной, внешнеэкономической сферах, ценой труда. Занятость – своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения.

В эффективной рыночной экономике занятость – это картинка, которая отражает степень отлаженности механизма по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы. Таким образом, через рынок труда регулируются все составляющие занятости, включая воспроизводство, использование и распределение людских ресурсов. При этом механизмы регулирования рынка труда действуют в условиях определенной политики занятости, элементы которой охватывают все уровни управления экономикой.

На передний план борьбы с безработицей должны выходить местные власти, которые лучше знают ситуацию на региональном рынке труда и обладают определенными материальными и финансовыми ресурсами для разработки и реализации комплексной системы мер содействия занятости. Становление рынка труда – процесс длительный. Его состояние  в нашей стране далеко от стадии нормального функционирования. Создание атрибутов рынка труда пока отстает по своей динамике от некоторых других сфер экономики, таких как финансовый сектор. Данные обстоятельства становятся дополнительным фактором, часто негативно влияющим на динамику занятости и безработицы. Для достижения стабильного прогресса в деле возвращения к полной занятости требуются фундаментальные изменения институтов, позиций, а также нормативов и положений, регулирующих социально-экономическую систему вообще, и рынок труда в частности. Однако до сих пор не выработаны механизмы эффективного управления в трудовой сфере. Социальные программы, направленные на улучшение ситуации на рынке труда, не работают в полную силу. Следует больше внимания уделять согласованности в действиях между субъектами и объектами на рынке труда. Среди безработных в Астраханской области преобладают мужчины и женщины от 18 – 29 лет, люди с начальным профессиональным и высшим образованием, которые не могут найти работу в условиях становления рыночной экономики по своей профессии. Службы занятости проводят большую полезную работу, пытаясь найти рабочее место или место учебы для всех поставленных на учет безработных. Во всех регионах ежегодно разрабатываются комплексные программы содействия занятости населения, делаются попытки усовершенствовать учебные планы в учреждениях народного образования и согласовать их с прогнозами служб занятости, а также помочь безработным начать свой бизнес и организовать платные общественные работы для временного трудоустройства учащейся молодежи и других категорий безработных. Способов снижения безработицы предлагается сегодня много, но универсальный только один – развитие отечественного производства, экономический рост, причем рост устойчивый и значительный, что приведет к увеличению темпа роста числа занятых в экономике. Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Список использованных источников

Нормативные акты

1. Закон о занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.2005 г. №199-ФЗ РФ, (ред. от 02.07.2013, с изм. от 05.05.2014 . //Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [ Электронный ресурс] /Компания «Консультант Плюс».- Посл. Обновление 06.12.2014.

2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации //Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [ Электронный ресурс] /Компания «Консультант Плюс».- Посл. Обновление 06.12.2014.

3. Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Положения об организации общественных работ»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [ Электронный ресурс] /Компания «Консультант Плюс».- Посл. Обновление 06.12.2014.

4. Постановление Правительства РФ от 02.07.2007 N 422 «О финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения»»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [ Электронный ресурс] /Компания «Консультант Плюс».- Посл. Обновление 06.12.2014.

5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 N 513 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.09.2006 N 8219) «»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [ Электронный ресурс] /Компания «Консультант Плюс».- Посл. Обновление 06.12.2014.

6. Программа содействия занятости населения Астраханской области на 2014-2018 годы и перспективу на 2023года» от 15.08.2013 №38-П

7. Программа развития общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы в Красноярском районе на 2014-2016годы

Научная литература

1. Артамонов, В.С. Макроэкономика: учеб. для вузов В.С.Артамонов, С.А.Иванов, А.И.Попов. СПб.: Питер, 2009.- 288 с.

2.  Бабынина, Л. С.Экономика труда В 2 т. Л.С. Бабынина, Ю.Г. Одегов, Г. Г. Руденко. — М.: Альфа-Пресс ,2010 -924 с.

3. Бодриков М. Трудовая теория ценности: проблемные вопросы и историческое значение  М. Бодриков // учредители НП «Редакция журнала «Вопросы экономики»« и Институт экономики РАН. — М.: Красная Звезда, 2009.

4. Вечканов, Г.С. Экономическая теория Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. СПб.: Питер, 2010. -256с.

5. Генкин, Б. М. Основы организации труда Б. М. Генкин, В. М. Свистунов. -М.: Норма, 2009- 400 с

6. Государственное регулирование рыночной экономики учебник  В.И. Кушлин. — М.: Изд-во РАГС, 2010. — 834с

7. Злоказов, Ю. И. Управление производительностью труда /Ю. И. Злоказов. -М.: Финансы и статистика, 2011. — 160 с.

8. Деметрадзе М.Р., Мугутдинова И.М. Социализирующая роль прав человека в современной социокультурной политике России // Право и политика. — М.: Красная Звезда, 2009.

9. Иванченко, В. К новым социальным императивам России // учредители НП «Редакция журнала «Вопросы экономики»« и Институт экономики РАН. — М.: Красная Звезда, 2012.

10. Казакова, Ф. К. Экономика и социология труда /Ф.К. Казакова, И.В. Белянина. — М.: Издательство МГИУ, 2011. — 48 с.

11. Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и решения / А.В. Кашепов, С.С. Сулакшин, А.С. Малчинов. -М.: Научный эксперт, 2009. — 232 с.

12. Кибанов, А. Я. Экономика и социология труда [Текст]: учебник / А. Я. Кибанов. — М.: Инфра-М, 2012. — 584 с.

13. Коваленко, Е.Г. Региональная экономика и управление /Е.Г. Коваленко. — СПб.: Питер, 2009. -288 с.

14. Корнейчук, Б. В. Рынок труда / Корнейчук Б. В. — М.: Гардарики, 2012. -287 с.

15. Красильников, А. Эволюционные модели в теории экономического роста // учредители НП «Редакция журнала «Вопросы экономики»« и Институт экономики РАН. — М.: Красная Звезда, 2013.

16. Мазин, А. Л. Экономика труда /А.Л. Мазин. — М.: Юнити, 2011. -575 с.

17. О новой концепции долгосрочной стратегии / Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. — 2014. -№ 3-С.37-39.

18. Денисенко, М.Б Основы организации труда: экономические и правовые аспекты практ. пособие. — М.: Норма, 2011. — 528 с

19. Плакся, В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект) монография /В.И. Плакся. — М.: 2013. — 384 с.

20. Попов, Ю. Н. Введение в социологию труда и занятости /Ю. Н. Попов, А. В. Шевчук. — М.: Дело, 2011 г. — 200 с.

21. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь /Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева.- М.: ИНФРА-М, 20010. — 495 с.

22. Сидоренко, В.Н., Денисенко М.Б., Матюхина И.Н. Оценка динамики и региональной дифференциации демографических показателей России за последние 150 лет / В.Н. Сидоренко, М.Б. Денисенко, И.Н. Матюхина // Вестник Московского университета- 2009г. — № 5. — Серия 6. Экономика.

23. Социальная политика государства в сфере и трудовых отношений / Г.Н. Соколова // СОЦИС. — 2012 г. -№ 4. -С. 60-64.

24. Социально-трудовые отношения в условиях переходной экономики / Н.С.  Подшибякина // Общество и экономика. -2013. -№ 4. — С.40-86.

25. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика / Р. А. Капелюшников // Вопросы экономики. — 2013. — № 10 — С.19.

26. Тощенко, Ж. Т. Социология труда /Ж. Т. Тощенко. — М.: Юнити, 2012. — 423 с.

27. Экономика труда: теоретический и практический анализ. — М.: Экзамен, 2012. — 510 с.

28. Экономика труда / Под ред. Н. Горелова. — СПб.: Питер, 2010. -704 с

29.  Федеральная служба по труду и занятости- Москва, 2009. — Режим доступа: www.rostrud.info.ru

30. Интернет портал Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] — Москва, 2013

31. Популярный энциклопедический словарь Большая Российская энциклопедия, 2010. -1583 с.


Страница:   1   2