2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ «БОЛЬШЕУЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1»
2.1. Общая характеристика учреждения и его структура
МБДОУ является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества которой является муниципальное образование город Можга.
Функции и полномочия учредителя и собственника имущества в отношении детского сада осуществляются администрацией муниципального образования село Большая Уча Можгинского района.
Отношения между Учредителем и МБДОУ определяются законодательством Российской Федерации.
Управление учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Непосредственное руководство МБДОУ осуществляет заведующая, которая:
— действует от имени учреждения без доверенности, представляет его интересы на территории РФ и за ее пределами;
— действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с законодательством РФ, законодательством Удмуртской республики, муниципально-правовыми актами муниципального образования город Можга, Уставом МБДОУ и заключенным с ней трудовым договором.
Формами самоуправления МБДОУ, обеспечивающими государственно-общественный характер управления учреждением, являются:
- Совет Учреждения
- Общее собрание трудового коллектива
- Педагогический совет
- Общий и групповые родительские комитеты.
Совет Учреждения формируется в целях оказания помощи учреждению в улучшении организационной, финансовой, материально-технической, образовательной и другой деятельности. В Совет учреждения входят представители от Учредителя, родителей (законных представителей), педагогических и других работников учреждения.
В Общее собрание трудового коллектива входят все работники учреждения. Общее собрание осуществляет общее руководство учреждением, представляет полномочия трудового коллектива, возглавляется председателем.
Педагогический совет создается в целях управления образовательным процессом, развития содержания образования, реализации образовательных программ, улучшения качества воспитания и развития воспитанников, совершенствования методической работы учреждения, а также содействия повышению квалификации педагогических работников. В состав Педагогического совета входят все педагогические и штатные медицинские работники детского сада. Председателем Педагогического совета является заведующая учреждения.
Общий и групповые родительские комитеты создаются с целью обеспечения государственно-общественного характера управления МБДОУ. Они содействуют объединению усилий семьи и учреждения в деле воспитания детей. Родительские комитеты действуют на основании Положений, утвержденных Советом Учреждения.
Структура данного учреждения линейно-функциональная, потому что коллективом управляет 1 руководитель, он в свою очередь подотчетен вышестоящему органу.
Из данной структуры видно, что структура управления в учреждении не сложная, так как контролирующую деятельность по обслуживающему детскому саду персоналу ведет заместитель заведующей по АХЧ.
Вся остальная деятельность находится под руководством заведующей, это очень сложно. В данном учреждении нет бухгалтерии, отдела по работе с кадрами, нет методиста. Вся выше перечисленная работа, которую должны вести специалисты целиком ложится на заведующего образовательного учреждения, что плохо влияет на ведение ее прямых обязанностей.

Организация деятельности МБДОУ заключается в правильном обеспечении ухода за детьми, то есть:
— воспитательная функция;
— функция питания детей;
— медицинское обеспечение.
Основная цель основной общеобразовательной программы — создание правильных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей этой программы важное значение имеют:
— забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
— создание в группах доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
— высокое использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
— креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
— вариативность использования образовательного материала которая позволяет развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
— уважительное отношение к результатам детского творчества;
— обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
— координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение семьям участия в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
— соблюдение связи в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания осуществляется только при направленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в нашем детском саду. От педагогического умения каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им моральных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, наши педагоги совместно с семьей стараются сделать счастливым детство каждого ребенка.
Главные цели основной общеобразовательной программы — создание хороших условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, составление основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели осуществляются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Таблица 1 — Основные образовательные программы (2014-2015 учебный год)
1 младшая группа «Кроха» для детей от 2 до 3 лет (24 ребёнка),
2 младшая группа «Капитошки» для детей от 3 до 4 лет (21 ребёнка),
2 младшая группа «Дружная семейка» для детей от 3 до 4 лет (23 ребёнка),
Средняя группа «Звездочки» для детей от 4 до 5 лет (25 ребёнка),
Старшая группа «Любознайки» для детей от 5 до 6 лет (19 ребят),
Подготовительная группа «Солнышко» для детей от 6 до 7 лет (26 детей),
Подготовительная группа «Гномики» для детей от 6 до 7 лет (18 детей).
Для достижения целей основной общеобразовательной программы первостепенное значение имеют:
— забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
— создание в группах гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
-высокое использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
Таблица 2 — Система дополнительного образования
| Направленность | Название объединения | Количество воспитанников |
| Художественно — эстетическая | «Изобразительная деятельность в детском саду» — И.А.Лыкова | 156 |
| «Театр – творчество – дети» — Н.Ф. Сорокина, «Театрализованная деятельность» — Э.Г.Чурилова | 82 |
— креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
— вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
— уважительное отношение к результатам детского творчества;
— обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
— координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
— соблюдение связи в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
2) Учреждение дает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в ДОУ по нормам СанПиН., утвержденным Постановлением главного государственного врача РФ. В детском саду организовано четырех разовое питание для детей:
— первый завтрак
— второй завтрак
-обед
— усиленный полдник.
Для создания питания детей имеется пищеблок, где ведется приготовление пищи. Поставки продуктов питания организованны на договорной основе. Кроме того, в питании детей присутствуют овощи из приусадебного участка (морковь, свекла, различная зелень) прошедшие обследование в соответствии с требованиями СанПиН. Пищеблок обеспечен штатами и необходимым технологическим оборудованием. Питание детей осуществляется в соответствии с 10- дневным меню.
Персонал питается в группе после кормления детей, бухгалтерия учреждения высчитывает из заработной платы стоимость обедов.
МБДОУ обеспечивает предоставление детям правильное питания в соответствии с их возрастом и временем пребывания в детском саду по нормам, утвержденным санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В МБДОУ используется пятидневное меню.
Основные принципы организации питания в МБДОУ:
- Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.
- Сбалансированность рациона питания.
- Высокое разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
- Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
- Учет индивидуальных особенностей питания детей с отклонениями в состоянии здоровья.
- Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.
Организация рационального питания детей в детском саду создается на соблюдении утвержденных наборов продуктов и примерных меню.
В детском саду имеется правильно разработанная картотека блюд, где указаны раскладка, калорийность блюда, содержание в нем белков, жиров, углеводов. Использование таких карточек позволяет легко и просто подсчитать химический состав рациона и при необходимости заменить одно блюдо другим, равноценным ему по калорийности.
Бракераж готовой продукции проводится регулярно с оценкой вкусовых качеств.
График выдачи питания разработан в соответствии с возрастными особенностями детей, санитарно-гигиеническими требованиями и режимом работы детского сада.
Ежедневно родителям сообщают об ассортименте питания ребенка, вывешивая меню.
Контроль организации питания детей в группах включает в себя следующие позиции:
— размещение столовой мебели;
— гигиеническая обстановка;
— санитарное состояние;
— своевременность доставки пищи в группу;
— сервировка стола;
— учет требований сервировки стола в соответствии с возрастом детей;
— эстетика стола;
— оценка деятельности дежурных;
— руководство воспитателя;
— выполнение режима питания;
— подготовка детей к приему пищи;
— настроение детей и их общение;
— организация гигиенических процедур в зависимости от возраста;
— обстановка в группе во время приема пищи;
— посадка детей за столом;
— умение детей пользоваться столовыми приборами;
— культура подачи второго блюда;
— культура поведения за столом.
3) Медицинская деятельность в МБДОУ принято на основании лицензии выданной Департаментом здравоохранения Удмуртской республики №ЛО-23-01-000245 от 27 июля 2008 г.
Медицинское обслуживание детей МБДОУ снабжает штатный медицинский работник: медицинская сестра, в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность и медицинские работники муниципального учреждения здравоохранения. Связь между МБДОУ и муниципальным учреждением здравоохранения регулируются договором.
Медицинская сестра наряду с администрацией МБДОУ несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
Медицинское обслуживание в пределах функциональных обязанностей медицинской сестры оказывается бесплатно.
Важным элементом рациональной организации управления всей деятельностью учреждения является оперативное производственное управление и кадровое управление.
Кадровое управление подкрепляется приказами:
— по личному составу – прием, увольнение, перевод, осуществление доплат работникам учреждения;
— по отпускам и командировкам.
Для приобретения разрешения на перевод, доплаты, совместительства работники обязаны лично подать заявление на имя заведующей. В дальнейшем, после получения положительного ответа в виде грифа «Разрешить» и личной подписи, заявление передается кадровой службе в Управление образования для оформления приказа, который поступает в бухгалтерию Управления образования.

По основной деятельности приказы оформляются без участия заявителя, так как регулируют конкретно хозяйственную деятельность. На рисунке 2 представлена оригинальная авторская версия схемы движения заявления от заявителя к заведующей и направление дальнейшего его распоряжения относительно данного заявления в виде приказа.
Производственное управление учреждением подразумевает основную деятельность и делится на несколько этапов:
— заключение договоров;
— осуществление образовательных услуг;
— работа вспомогательных систем (обслуживающие, контролирующие, и др.).
Любые изменения в системе производственного управления закрепляются приказами заведующей или начальника Управления образования, имеющих право распорядительной функции. Данного рода приказы оформляются в книге приказов по основной деятельности.
Таким образом, важным ответственным лицом по контролю за материально-технической базой учреждения выступает заведующая.
Без здания, конечно, невозможно бы было оказывать образовательные услуги. МБДОУ имеет следующие характеристики, таблица 3.
Состав воспитанников МБДОУ – д/с № 1 в таблице 3.
Общее комплектование учреждения осуществляется на основе очереди по направлениям, выданным Комитетом образования Администрации Можгинского муниципального района.
Таблица 3 — Сведения о количестве групп и воспитанников в МБДОУ «Большеучинский детский сад№1» за 2013,2014,2015гг.
| Виды групп | Количество групп | Количество воспитанников | ||
| 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | ||
| Ясельная группа | 2 | 38 | 36 | 38 |
| Вторая младшая группа | 1 | 19 | 24 | 23 |
| Средняя группа | 2 | 46 | 51 | 53 |
| Старшая группа | 1 | 23 | 27 | 27 |
| Подготовительная группа | 1 | 29 | 29 | 31 |
| Итого | 7 | 155 | 167 | 172 |
По сравнению в предыдущие года количество детей посещающих детский сад было меньше. Из года в год число детей в садике увеличивается не смотря на то , что здание детского сада рассчитано на 140 мест.
В ДОУ сформирован педагогически грамотный, стабильный, работоспособный коллектив. В учреждении работают 13 педагогов.
Педагогический коллектив имеет достаточно высокий уровень профессионализма, творческий потенциал, готов решать сложные задачи внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Таблица 4 — Уровень образования педагогического состава
| Уровень образования педагогов
| Количество, чел. |
| Высшее | 4 |
| Среднее профессиональное | 9 |
| Всего | 13 |
Из таблицы 4 видно, что уровень образования педагогов не высок – всего 4 человека имеют высшее образование.
Эффективность и качество воспитательно-образовательного процесса во многом определяются уровнем квалификации педагогического коллектива. Здесь важное место занимает способность к непрерывному профессиональному совершенствованию.

Так как уровень квалификации педагогических работников слишком низкий следует рассмотреть вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Таблица 5 – Уровень квалификации педагогического состава
| Уровень квалификации
| Количество, чел. |
| Высшая квалификационная категория | 1 |
| Первая квалификационная категория | 11 |
| Соответствие занимаемой должности | 1 |
| Всего | 13 |
Несмотря на низкий уровень образования, педагоги имеют квалификацию.
Таблица 6 – Уровень заработной платы персонала МБДОУ «Большеучинский детский сад №1» в 2013,2014,2015 гг., руб.
| Наименование персонала | Отчетные года | Изменение в 2015 г. в сравнении с 2014 г. | ||
| 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | ||
| Педагогический персонал | 8500 | 9500 | 10500 | 1000 |
| Заведующая | 12500 | 14000 | 15600 | 1200 |
| Педагоги | 9000 | 10500 | 12000 | 1500 |
| Нянечки | 7000 | 7500 | 8000 | 500 |
| Медицинский персонал | 9000 | 9750 | 12000 | 2250 |
| Административно-хозяйственный персонал | 7000 | 7500 | 8000 | 500 |
Из таблицы 6 видно, что уровень зарплаты персонала детского сада невысок. Педагоги зарабатывают очень мало.
Опрошено 95 человек.

Оценка деятельности МБДОУ «Большеучинский детский сад №1» родителями воспитанников за 2014-2015 учебный год показала следующие данные, рисунок 4.ство обучения
2 – Безопасность ребенка
3 – Качество питания
4 – Отношение педагогов к детям
5 – Порядок, дисциплина
6 – Культура общения педагогов с родителями
Слева цифры от 0 до 80 – проценты
62 человека поставили оценку «Отлично» по всем направлениям.
4) Учебно-методическое обеспечение
Фонд библиотеки ДОУ располагает литературой по различным направлениям для разного возраста воспитанников. Имеется литература для педагогического персонала.
Фонд библиотеки пополняется новой литературой за счёт спонсорских средств и от приносящей доход предпринимательской деятельности.
Используемая литература соответствует, рекомендована и допущена к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации.
Групповые комнаты оснащены мягкой мебелью, посудой, оборудованием, но все требует обновления или замены.
Таблица 7 — Динамика обновления материально-технической базы в 2013,2014,2015 гг.
| Приобретено | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
| Компьютер | 1 | |||
| Музыкальный центр | 1 | |||
| Принтер | 1 | |||
| Сканер | 1 | |||
| электроводонагреватель | 3 | |||
| Морозильная камера | 1 | |||
| Стиральная машина | 1 | |||
| Телевизор | 1 |
Имеется один компьютер б/у.
К недостаткам можно отнести отсутствие ПК в сфере обучения, отсутствие проекционного оборудования. Плохой выход в Интернет. Таким образом, персонал не имеет возможности саморазвиваться и повышать свои профессиональные знания, а также иметь новые знания и законы в отрасли образования.
Таблица 8 — Расстановка компьютерного оборудования в детском саду на 31.08.2015 г.
| Место установки | ПК | Принтер | Сканер | фотоаппарат | Сеть, Интернет |
| Администрация | 1 | 1 | 1 | 1 | есть |
| ИТОГО | 1 | 1 | 1 | 1 |
Ведение занятий физической культурой, совместной работы педагогов с детьми двигательной активностью проводится в совмещенном музыкальном и спортивном зале, спортивной и игровых площадках. В зимний период на территории ДОУ прокладывается лыжня.
