СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Содержание логистической деятельности на предприятии, ее функции
1.2. Управление запасами как аспект логистической деятельности производственного предприятия
1.3. Методика оценки эффективности логистической деятельности на предприятии
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ГРИНВУД»
2.1. Анализ хозяйственной и управленческой деятельности ООО «ГРИНВУД»
2.2. Анализ и оценка эффективности логистической деятельности ООО «ГРИНВУД»
2.3. Обоснование необходимости повышения эффективности управления логистической системой ООО «ГРИНВУД»
2.4. Разработка мероприятий по повышению эффективности управления логистической системой ООО «ГРИНВУД»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность предприятия невозможна без системы логистики, которая предполагает управление материально -техническим обеспечением, организацию работы транспорта, работы складского хозяйства. При этом материалообеспечивающая цепь производственного предприятия наряду с закупкой включает такие звенья как доставку, формирование и поддержание запасов материальных ресурсов в подразделениях для обеспечения заданного ритма производства. Поэтому координация движения закупленных материальных ресурсов до предприятия и внутри него в рамках организованной на предприятии службы логистики имеет значимость.
Проведение анализа логистической деятельности предприятия позволяет определить взаимосвязь службы логистики с другими подразделениями предприятия, своевременно обеспечить производство сырьевыми ресурсами, оптимизировать запасы готовой продукции на складе, организовать ритмичную отгрузку готовой продукции заказчикам. Поэтому результаты анализа представляют интерес и будут способствовать разработке необходимых решений для улучшения работы предприятия, совершенствования логистических процессов в деятельности, что предопределяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Цель работы — разработать мероприятия по повышению эффективности управления логистической системы ООО «ГРИНВУД» и дать оценку их экономической эффективности.
Достижению цели будет способствовать выполнение следующих задач:
- раскрыть сущность и содержание логистической деятельности в работе предприятия, рассмотреть управление запасами как аспект логистической деятельности производственного предприятия, раскрыть методику оценки эффективности логистической деятельности предприятия и управления запасами;
- исследовать хозяйственную и управленческую деятельность предприятия, оценить эффективность управления логистической системой предприятия;
- обосновать необходимость повышения эффективности управления логистической системой предприятия;
- разработать мероприятия по повышению эффективности управления логистической системой компании;
- оценить экономическую эффективность мероприятий.
Объектом исследования выступает торгово-производственная компания, работающая на рынке электротехнических товаров — ООО «ГРИНВУД».
Предметом исследования выступает процесс управления логистической системой торгово-производственной компании.
В процессе исследования были использованы методы группировки показателей, методы сравнения, методы наглядного изображения результатов анализа (методы табулирования).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Содержание логистической деятельности на предприятии, ее функции
Логистика на промышленном предприятии тесно связана с управлением материальными ресурсами. В связи с чем, логистика исследует и управляет материальным потоком, включающим движение не только материальных ресурсов, но и готовой продукции из них.
Тогда как объектом управления материальными ресурсами является не только их поток, перемещение от поставщика к производственному предприятию и внутри последнего вплоть до получения готовой продукции, но и отношения по поводу закупки материальных ресурсов, изменению их натурально-вещественной формы в процессе производственного потребления. При этом задача логистики состоит в организации материалопотоков, обеспечивающих непрерывность производственного процесса, его оптимальный цикл, соответствующий маркетинговой концепции предприятия, при минимизации расходов на транспортировку и хранение материальных ресурсов и предметов их переработки.
С концептуальных позиций можно выделить следующие функции логистики:
- системообразующая функция. Логистика представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. В «узком смысле» логистика образует систему управления товародвижением (формирование хозяйственных связей, организация перемещения продукции через места складирования, формирование и регулирование запасов продукции, развитие и организация складского хозяйства) [21, с. 12];
- интегрирующая функция. Логистика обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям [21, с. 12];
- регулирующая функция. Управляющее воздействие логистики заключается в поддержании соответствия поведения части логистической системы интересам системы в целом. Чем выше ресурсный потенциал какой-либо подсистемы, тем больше она в своей деятельности должна ориентироваться на стратегию логистической системы. В противном случае при превышении подсистемой определенного, наперед заданного уровня автономности, может возникнуть опасность разрушения самой системы [21, с. 12];
- результирующая функция. Логистическая деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальных издержках для производства готовой продукции в запланированный срок [21, с. 12].
Таким образом, раскрывая сущность логистики, следует отметить, что логистика — это один из инструментов бизнеса, позволяющий рационально использовать ресурсы предприятия.
В последнее время особую значимость приобретает переход от выполнения отдельных функцию к управлению процессами в деятельности участников рыночных взаимоотношений. Поэтому на первый план выдвигается управление бизнес-процессами, как новое научное направление в логистике, в котором в качестве объекта управления выделяется логистический процесс, интегрирующий отдельные потоки, системы или их элементы (рисунок 1.1.) [13, с. 401].

По мнению В.И. Сергеева, логистический процесс — это организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений предприятия [13, с. 401].
Н.К. Моисеева рассматривает логистический бизнес-процесс как взаимосвязанную совокупность операций и функций, переводящих ресурсы компании (при управлении материальными и сопутствующими потоками), в результате задаваемой логистической стратегии фирмы [13, с. 402].
На наш взгляд, под логистическим бизнес-процессом следует понимать совокупность взаимосвязанных операций и функций, осуществляемых участниками логистической цепи в процессе преобразования материальных потоков, направленных на создание ценности для потребителя.
Совокупность специальных правил и методов организации и управления товародвижением, основанных на понимании производственно-коммерческой деятельности как потокового процесса, с целью достижения ее эффективности и конкурентоспособности для предприятий-участников логистической цепи поставок называют логистическими концепциями [31, с. 145]. Специальные правила и методы, обусловленные концепциями логистики, служат инструментом формирования особых управляющих воздействий на потоковые процессы движения материальных и товарных потоков. Именно поэтому логистические концепции нашли свое применение и в предпринимательстве, а вместе с этим — в предпринимательской логистике.
1.2. Управление запасами как аспект логистической деятельности производственного предприятия
Управление запасами — одна из наиболее важных функций логистики, предусматривающая решение следующих задач [38, с. 11]:
- определение оптимального уровня запаса материальных ресурсов и его основных составляющих — текущей, страховой и подготовительной;
- определение оптимального размера заказа на пополнение запасов и периодичности пополнения;
- организацию на предприятии системы контроля за уровнем запасов и своевременным их пополнением.
Исторически сложилось и сформировалось три подхода (или концепции) к управлению запасами, среди которых концепция максимизации запасов, концепция оптимизации запасов и концепция минимизации запасов [38, с. 11].
Концепция максимизации запасов предполагает накопление больших материальных ресурсов. Высокий уровень запасов оправдан, если неизвестен уровень потребления, а также в условиях, когда дефицит недопустим ни при каких обстоятельствах. Избыточные запасы формируются для обеспечения непрерывности производственного процесса и страхования сбоев поставок, для повышения уровня обслуживания потребителей, в целях экономии на оптовых скидках и транспортировке, в спекулятивных целях. При этом негативные стороны хранения избыточных запасов в расчет не принимаются.
Концепция оптимизации запасов стала формироваться в конце XIX века. В основе концепции лежит так называемый «научный» подход к управлению запасами, который подразумевает оптимизацию уровня запасов на складах по критерию минимума совокупных затрат на создание и содержание запасов. Данная концепция является наиболее часто применяемой.
Концепция минимизации запасов. Идея концепции в том, что материальные ресурсы необходимо приобретать по мере появления потребности и в том количестве, которое удовлетворяет возникающую потребность. Излишки материальных ресурсов не допустимы и свидетельствуют о недостатках организации производственного процесса. В рамках данной концепции стали развиваться соответствующие логистические системы и технологии, позволяющие минимизировать уровень хранимых на складах запасов: MRP (Material Requirement Planning), JIT (Just In Time) и многие другие, часть из которых будет рассмотрена ниже.
MRP I (Material Requirement Planning) — это система планирования потребностей в материалах, основанная на производственных графиках, связывающих информацию о спросе и запасах. Первоначально определяется спрос, и в зависимости от него программа рассчитывает общий объем необходимых материальных ресурсов, затем, сопоставляя с уровнем запасов, вычисляет объем заказов, параметры заказов с учетом объема и времени доставки.
MRP II (Manufactory Resource Planning) — система производственного планирования ресурсов, объединяющая производственное, маркетинговое, финансовое планирование и логистические операции. Планы разрабатываются на основе прогнозной информации о спросе, данных об имеющихся заказах и сведений об изменениях в продуктовой линии. Система быстро реагирует на изменения, позволяет работать в режиме реального времени, в ней предусмотрено ежедневное обновление баз данных [31].
DRP (Distribution Requirements Planning) — система планирования отправок и запасов готовой продукции в дистрибутивных каналах, в том числе и у логистических посредников. DRP базируется на потребительском спросе, учитывая его неопределенность. Система DRP позволяет снизить уровни запасов за счет точного планирования размера и места поставок, сократить потребности в складских площадях, улучшается координация между логистическими функциями, выполняемыми в распределении, все вместе это способствует снижению логистических издержек в деятельности предприятия.
DRP II (Distribution Resource Planning) — это современная версия системы планирования, использующая более современные и мощные программные модули, алгоритмы и модели принятия решений.
QR (Quick Response) — концепция (метод, технология) «быстрого реагирования», суть которой состоит в оценке спроса в реальном масштабе времени и как можно ближе к конечному потребителю. Реализация данной концепции логистического управления стала возможной после разработки соответствующих информационных технологий, введения электронного документооборота, электронных продаж, штрихового кодирования и др. С помощью сканирования штриховых кодов формируются данные о реальных продажах, затем эти сведения передаются поставщикам и производителям продукции.
CR (Continuous Replenishment) — логистическая технология «непрерывного пополнения запасов», предназначенная для устранения необходимости в заказах на готовую продукцию для пополнения запасов. Эта технология является модификацией QR. Цель — разработка плана поставки продукции розничным продавцам, направленного на непрерывное пополнение запасов. Пополнение запасов продукции у розничных продавцов осуществляет поставщик на основании информации о продажах, передаваемой продавцом.
Выбор системы управления запасами как определенной экономико-математической модели или последовательности действий, объединяющей расчет основных параметров запаса и систему контроля за состоянием запасов, зависит от условий, в которых функционирует компания, и соответствующего набора исходной информации.
