2.4. Разработка мероприятий по повышению эффективности управления логистической системой ООО «ГРИНВУД»
Экономические мероприятия по повышению эффективности управления логистической системой компании ООО «ГРИНВУД» представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 — Экономические мероприятий по повышению эффективности управления логистической системой компании ООО «ГРИНВУД»
Мероприятие: Оценка поставщика в системе логистической деятельности.
Наиболее распространенной задачей на предприятии является выбор логистических посредников (ЛП): поставщиков, экспедиторов, перевозчиков и т. д. При наличии конкуренции во всех звеньях логистической системы (ЗЛС) наблюдается многовариантность, выражающаяся как в большом количестве ЛП, которые могут выполнять соответствующие логистические операции, так и наличии альтернативных вариантов решений, сформированных из различных ЗЛС [28].
Условием долгосрочной работы с новым поставщиком служат надежность, финансовая ликвидность компании. Компания, которая готова быть долгосрочным поставщиком, становится партнером. Именно на первой стадии необходимо проверить потенциального партнера. Если поставщик окажется недобросовестным, то у потребителя могут возникнуть проблемы в работе производства, что-может привести к финансовым потерям, поэтому важно выявить надежность поставщиков до заключения договора.
Для совершенствования логистической деятельности ООО «ГРИНВУД» нами разработан способ оценки логистического посредника, для того, чтобы взаимодействовать с наиболее выгодным.
По такому способу перечень поставщиков анализируется на основании различных критериев, позволяющих осуществить отбор реальных поставщиков.
Для ООО «ГРИНВУД» проведен анализ нескольких поставщиков. Для оценки логистических посредников нам были нужны эксперты. Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.
При оценке нескольких поставщиков мы использовали матричный метод, в рамках которого для оценки поставщика выбирается несколько критериев.
Критерии, по которым мы отбирали индивидуального эксперта:
- Эксперт является признанным специалистом в области логистики и управления цепями поставок, оптимизации процессов планирования и управления производством, управления запасами и складирования.
- Опыт работы в сфере логистики — 23 года.
- Является лауреатом премии, учрежденной компаниями DHL и Lufthansa, «Лучший менеджер России по логистике»
- Эксперт является автором ряда учебных программ по логистике и закупкам.
- Эксперт не является заинтересованным лицом, не является представителем других компаний.
Таким образом, метод индивидуальных экспертных оценок базируется на возможности максимального использования индивидуальных способностей эксперта и незначительной степени психологического давления на него. Экспертный подход позволил нам решить задачи, не поддающиеся решению обычным аналитическим способом.
Нами разработаны критерии, на базе которых осуществляется анализ логистических посредников. Основными критериями служат цена и качество продукции, а также надежность поставок. Надежность поставок включает выполнение обязательств по их срокам, ассортименту, комплектности и количеству поставляемой продукции. Кроме основных критериев существуют и дополнительные. К ним относятся:
— время на выполнение заказа;
— удаленность поставщика;
— кредитоспособность и финансовое положение поставщика и др.
На рисунке 2.13 приведен алгоритм выбора поставщика нашим экспертом.
На первом этапе происходит отбор и ранжирование факторов- критериев, которые записываются в первый столбик матрицы оценок логистических посредников. Каждому критерию присваивается степень его значимости для предприятия и записывается во второй столбик матрицы. Сумма показателей значимости должна быть равна единице.
На втором этапе происходит предварительный выбор поставщиков, которые записываются в первую строчку матрицы.
После этого каждый поставщик оценивается экспертом по выбранным критериям. При этом каждому свойству присваиваются баллы от 1 до 10.

Рисунок 2.9- Алгоритм выбора логистического посредника
Далее рассчитывается рейтинг поставщика как сумма произведений выбранного критерия на его значимость.
Последним этапом является выбор наиболее выгодного поставщика. Наилучшему логистическому посреднику должен соответствовать наибольший рейтинг.
Если у нескольких поставщиков в итоге получился одинаковый рейтинг и выбрать наиболее выгодного из них не невозможно, следует использовать дополнительные критерии.
Матрица оценки логистических посредников представлена в таблице 2.7.
Таблица 2.7 — Матрица оценки логистических посредников
Из таблицы 2.7 следует, что наиболее выгодно делать закупки у третьего поставщика, у которого высокая надежность поставок и приемлемые цены.
Участие экспертов в оценке логистических посредников с одной стороны затрудняет и удорожает получение итоговых результатов, с другой — приводит к разным вариантам выбора логистических посредников для одной и той же логистической системы.
Количественные и качественные показатели (критерии) позволяют использовать различные подходы при их определении и расчете интегральных оценок для поставщиков. Поскольку приведены общие критерии для поставщиков, экспедиторов, перевозчиков, то это позволяет констатировать, что в дальнейшем для всех логистических посредников будут разработаны стандартизованные таблицы показателей (критериев) [33].
Также для оценки логистических посредников можно использовать релейные показатели («да»\ «нет»). Например, наличие у поставщиков соответствующего сертификата качества или лицензии, страховых полюсов, допуск к каким-либо процедурам (допуск к процедуре МДП — международной дорожной перевозки) и другие. Выделение релейных показателей повышает объективность процесса выбора.
Для определения значений количественных показателей, помимо оценок экспертов, используются различные источники информации (отчеты, справочники, прайс-листы, результаты обследований и опросов и т. п.)[37].
Теоретически возможен вариант, когда все количественные оценки анализируемых логистических посредников могут быть получены без участия экспертов. В таком случае менеджер сопоставляет критерии и делает выбор в сторону наиболее выгодного, по его мнению, поставщика. Но это не дает гарантии, что поставщик не окажется недобросовестным, так как менеджер при выборе опирается исключительно на свои предпочтения.
Выбор компании, поставляющей сырье или какие-либо товары для нужд производства, — задача очень серьезная и ответственная. От ее решения зависят стабильность производства и качество выпускаемой продукции, а значит, эффективность всей компании и ее конкурентоспособность. Поэтому выбор поставщиков не должен основываться на субъективных предпочтениях сотрудника закупочного отдела.
Чтобы сделать свести к минимуму влияние человеческого фактора, была внедрена система оценки и выбора поставщика, по которому наилучшему логистическому посреднику должен соответствовать наибольший рейтинг. Такое нововведение в логистической деятельности компании ООО «ГРИНВУД» позволит наиболее эффективно взаимодействовать с посредниками и уменьшить объем недолгосрочных контрактов.
Мероприятие: Логистическое проектирование распределительного складского центра.
Для того чтобы упорядочить систему хранения товаров в ООО «ГРИНВУД» предлагается провести работу по реинжинирингу процесса грузопереработки на складе. С этой целью разработан план реинжиниринга в форме технического задания.
Любое предприятие, имеющее склад, а тем более складскую сеть, сталкивается с множеством логистических проблем. Это проблемы как стратегического, так и оперативного характера. При этом необходимо помнить, что все задачи в рамках этих проблем тесно связаны между собой и должны рассматриваться в четко определенной последовательности.
Основная задача при построении стратегии складирования в логистике — создание сети складов. При этом компания, по сути, организует эффективную логистическую систему. Нужно учитывать следующее равновесие: минимальные издержки на транспортировку продукции до покупателя и при этом максимально качественное обслуживание потребителя.
Цель логистического проектирования распределительного складского центра:
- Разработать оптимальное логистическое решение функционирования группы складов, соответствующее условиям деятельности и нуждам компании ООО «ГРИНВУД».
- Разработать для ООО «ГРИНВУД» документацию, необходимую для реинжиниринга складских объектов и технологической эксплуатации складских объектов.
- Осуществить контроль над процессом осуществления работ по реорганизации складов.
Срок выполнения работ составляет 4 — 6 месяцев. Проект делится на 3 этапа. Состав работ и описание этапов проекта представлены в таблице 2.8 (приложение 4).
В связи с большими объемами и сложностью проекта, осуществляется сопровождение внедрения проекта на всех складах в течение 6 месяцев.
Чтобы оценить стоимость проекта, распишем какие виды затрат используются для реализации каждого этапа проекта. Виды затрат на реализацию мероприятия по повышению эффективности работы склада ООО «ГРИНВУД» представлены в таблице 2.9.
Таблица 2.9 — Виды затрат на реализацию мероприятия по повышению эффективности работы склада ООО «ГРИНВУД»
Оценочная стоимость проекта по реорганизации логистических процессов складского объекта представлена в таблице 2.10.
Таблица 2.10 — Оценочная стоимость реорганизации работы склада
Таким образом, стоимость перехода к упорядоченной системе хранения товаров на складе в ООО «ГРИНВУД» составляет 600 000 рублей.
Первым этапом был проведен анализ грузопотока и определение необходимой мощности складов. Затем было осуществлено зонирование — определение размеров и местоположения основных технологических зон (с учетом расположения бытовых, технических и вспомогательных помещений), а также оптимизация маршрутов движения грузов. После этого был осуществлен выбор моделей подъемно-транспортного оборудования для различных участков технологического процесса, выбор стеллажного оборудования, выбор вспомогательного технологического оборудования. Далее была проведена реорганизация топологии (добавляем, переставляем стеллажи и т.д.), внесение реорганизованной топологии в программу 1С, размещение продукции в адресных ячейках.
В результате реорганизации для каждого вида товара на складе было определено свое место и присвоен адрес с указанием номера склада, пролета, стеллажа и полки. Все эти данные были введены в систему 1С. Теперь при просмотре базы данных можно быстро найти нужный товар на складе. Это ускорило процесс сбора заказа.
Так же была введена система штрихкодирования. Каждому товару присвоен штрих-код. У работников склада имеются терминалы, с помощью которых считываются коды. При поступлении товара на склад, каждый товар пробивается терминалом и автоматически заносится в базу данных. При сборе заказа пробивается каждый товар из заявки и автоматически вычитается из базы данных.
Введенная система складирования помогла значительно ускорить и упростить процессы на складе. Сократилось время приема и отгрузки товара, сократилось время поиска товаров на складе при сборе заказов, сократилось количество ошибок в базе данных. Все это привело к повышению качества обслуживания клиентов.
Логистическая система предприятия обеспечивает необходимый набор услуг при максимально возможном уменьшении ассоциированных расходов, обусловленных выполнением логистических операций. Из-за этого логистическая политика разрабатывается с учетом двух факторов — желаемого уровня логистического сервиса и минимальной величины логистических расходов на его достижение, а цель логистического менеджмента состоит в установлении баланса между этими двумя составляющими, выгодного как потребителю, так и генератору материального потока.
Эффективность логистической системы — это показатель (или система показателей), который характеризует уровень качества функционирования логистической системы при заданном уровне общих логистических расходов.
Ученые в области логистики считают, что на данный момент не существует универсальной методики оценки эффективности логистической системы, способной учитывать все переменные и динамику происходящих в ней процессов.
Тем не менее, один параметр, который может связать всю логистическую систему с учетом всех переменных, нюансов и ситуаций, существует — логистические затраты в цепи управления поставками, или прибыль.
Одним из методов оценки эффективности логистической деятельности предприятия является метод продуктивности. Оценка эффективности деятельности службы логистики при его применении носит количественный характер и выражается, в физических единицах измерения, например, отгрузка продукции в тоннах, выполнение какого-то количества заказов, поставок партий товаров в соответствующей комплектации. Количественные характеристики на “входе” сравнивают с результатами на “выходе”.
Таким образом, если сравнить структуру договоров поставки ООО «ГРИНВУД» в зависимости от того предоставляет поставщик услугу доставки товаров в магазин «Светотехника» или нет, то можно заметить, что после введения системы оценки логистических посредников в ООО «ГРИНВУД» будет наблюдаться увеличение договоров, включающих доставку товара. Структура договоров поставки в ООО «ГРИНВУД» в зависимости от наличия условия о доставке товара представлена в таблице 2.11. В графе количество договоров указаны средние данные за месяц в 2020 г.
Таблица 2.11 — Структура договоров поставки в ООО «ГРИНВУД» в зависимости от наличия условия о доставке товара
После введения системы оценки логистических посредников количество договоров, включающих доставку, увеличится на 16,5% и будет составлять уже 79%.
Немаловажным фактором при выборе поставщика является условие оплаты. При работе с поставщиками предприятие заинтересовано в получении скидок, а также в возможности отсрочки платежа за приобретенные товары.
