1.3. Психологические изменения у беременных женщин
Любые отягощающие факторы, как внешние, так и внутренние, возникающие во время беременности, могут стать для будущей матери серьезным испытанием, вызвать состояние острой эмоциональной напряженности, а это, в свою очередь, может влиять на характер осложнений гестационного периода.
Согласно последним исследованиям, женщины, которые во время беременности имели осложнения психосоматического характера, получали осложнения беременности чаще чем те женщины, которые таких проблем не имели. Есть основания полагать, что на развитие ребёнка, его психическое, эмоциональное и поведенческое состояние может влиять поведение его матери во время беременности, наличие у нее депрессии, тревог время беременности.
Причиной этому является объяснение, что плод является неотъемлемой частью самой матери. Если рассматривать с точки зрения биологии, то при ситуации, когда мать испытывает состояние стресса или депрессии, её гормоны вырабатывает в кровь катехоламины, то есть гормоны стресса. При состоянии испытывании радости в кровь выбрасываются эндорфины или гормоны радости. Эти гормоны проникают через барьер плаценты и непосредственно влияют на самого ребёнка.
Кроме этого, Филиппова Г.Г. особенно выделяет первую беременность и роды, так как реализация данного опыта может быть предопределяющим к актуальной беременности и последующим родам. Пашковой Е.С. провела работу, в которой выявлено, что женщины, у которых во время первой беременности имелись различные проблемы психологического характера, получали проблемы и в последующих беременностях и родах. Таким образом, во всех последующих беременностях женщина помний предыдущем опыт и от этого зависит её состояние, психологические и физиологические особенности, восприятие беременности и материнства.
С целью прогнозирования отклонений от нормального материнского поведения, были разработаны типология и основные способы выявления субъективного отношения женщины к собственной беременности и материнству. Выделение подобных типов и стилей (отношения, поведения, взаимодействия матери с ребенком) проводили в психологии ряд авторов (Н.Н. Авдеева, Д. Винникотт, А.Д. Кошелева, Д. Рафаэль-Лефф, А.Я. Варга, С.Ю. Мещерякова, В.И. и пр.).
На основе этих исследований Г.Г. Филипповой сформулированы стили проживания беременности и описаны стили материнского отношения (см. Рисунок).
Не менее важным выступает рассмотрение нами концепции о материнской доминанте, разработанной А.А. Ухтомским — И.А. Аршавским. Согласно А.А. Ухтомскому принцип доминанты заключается в направленной активности живых систем любых уровней организации, включая сложные социальные образования.
На то, что происходящие в организме женщины в период беременности физиологические и нервно-психические изменения направлены на обеспечение максимально благоприятных условий для нормального развития плода и носят явно доминантный характер, обратил внимание И.А. Аршавский. Развивая идеи А.А. Ухтомского, он предложил термин «гестационная доминанта».
Гестационная доминанта включает физиологический и психологический компоненты, которые соответственно определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими с женщиной, направленными на вынашивание, а затем на рождение и выхаживание ребенка.
Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций организма на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода.
В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологических наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними выделено 5 типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный.
Рисунок 1.5 – Типы ПКГД
— Оптимальный тип ПКГД. К ним относят беременных женщин, которые относятся ответственно к своему состоянию, но без лишней суитливости. Это часто зрелые женщины, которые долго планировали и хотели беременность. Узнав о своем состоянии, беременная женщина своевременно встает на учет и регулярно посещает врачей, следует их рекомендациям, ведет активный образ жизни, следит за своим состояием. При таком типе ПКГД воспитание ребенка, как правило, осуществляется гармонично.
— Гипогестогнозический (греч. hypo — приставка, означающая слабую выраженность; лат. Gestation — беременность; греч. Gnosis — знание) тип ПКГД. Присущ женщинам младшего и старшего возраста. При этом имеются отличия в их характеристиках.
Естественно, что молодые женщины-подростки имеют инфантильное поведение и их беременность, как правило, неожиданная. Такие женщины не следят за своим здоровьем, пытаясь работать и учиться в прежнем режиме, не обращая внимания на беременность. Часто отмечается сопутствующие вредные привычки, такие как употребление алкогольных напитков или курентие сигарет, а иногда и употребление наркотитечских средств. Беременность для них лишь временная неприятность, от которой хорошо бы избавиться, но уже поздно. О подготовке к родам в таких случаях речи не идет.
Женщины в возрасте также привыкли к определенному образу жизни и привычкам, которые им сложно поменять. Это состявшиеся женщины, которые часто бояться потерять в карьере возможности и поэтому до последнего не уходят в положенный декретный отпуск. Часто встают на учет позже 12 недель, нерегулярно посещают врачей и делают анализы в силу отстутствия времени.
— Эйфорический (греч. Eu — хорошо, phero — переносить) тип ПКГД. Беременные женщины, имеющие этот тип часто раньше не могли забеременнеть или долго лечились от бесплодия. С другой стороны, такие женщины могут вполне иметь истерический склад характера и манипулировать близкими с помощью беременности. Такие женщины часто не прислушиваются к советам специалистов, вообразив, что они знают лучше как надо.
— Тревожный тип ПКГД. Беременная женщина при таком типе чувствует поятоянно тревогу по любому поводу, что ухудшает ее соматическое состояние. При этом тревожное состояние может быть по вполне понятным объективным причинам – наличие сопутствующих заболеваний, немущих риск беременности, осложнение отношений с супругом, низкий уровень достатка и т.д. В остальных ситуациях женщина может переоценивать значимость события и придавать ему большое значение, в результате чего появляется тревога. Иногда беременная женщины не может осознать причину и корень появления тревожного состояния.
— Депрессивный тип ПКГД. Отмечается наличием возможности бвстрой смены настроения беременной женщины, чаще всего в негативную сторону. Появляются плохие мысли, связанные с беременностью, страх умереть при родах, страх появления нелюбви к ребенку и т. д. Распространенными дисморфоманическими идеями являются идея о том, что женщина после беременности станет некрасивой и нежеланной, муж будет изменять, частыая смена настроения и скачки гормонов приводят к появлению палксивости и хандры. В некоторых случаях, помимо нарушения семейных связей с близкими родственниками и мужем, женщина может почувствовать появление в голове суицидальных мыслй, которые день изо дня крепнут. В таких случаях необходимо обратиться к специалисту срочно.
В последние несколько лет беременные женщины наблюдались медицинскими работниками исключительно с позиции физиологического здоровья женщины и ее ребенка, не принимая во внимание ее психоэмоциональное здоровье. Этот период жизни стал настолько поглощен медициной, что психоэмоциональная сторона беременности, и перинатальное общение с ребенком давно перестало быть определяющим. Роды, в некотором смысле, стали схожи с операцией, осуществляемой исключительно в стационарных условиях, а беременность под систематичным наблюдением врача и контролем медицинских анализов – это подготовка к ней. В связи с этим, в последние годы отмечается заметный рост интереса к вопросам перинатальной психологии и психотерапии, к практическим наработкам в этой области. Проведенные исследования показали высокую востребованность у населения перинатальной психологической помощи.
Раздел II. Анализ эффективности психологического консультирования беременных в ходе подготовки к родам
2.1. Изучение эмоциональности беременных женщин
К методам исследования, используемым в работе относятся:
— эмпирические: тестирование.
— методы математической обработки: сравнение групп с применением непараметрического критерия математической статистики Манна- Уитни.
Методики исследования.
1 – Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI). Данная методика применяется для выявления уровня ситуативной и личностной тревожности.
2 — Оценка показателей поведенческого уровня по методике Манну- Уитни.
В каждом блоке есть три раздела, в которых шкалируются различные понятия, где представлены, пять утверждений, отражающими пять различных типов ПКГД[5].
— Блок А (отношение женщины к себе беременной).
— Блок Б (отношения женщины к формирующейся системе «мать—дитя»).
— Блок В (отношение беременной женщины к тому, как к ней относятся окружающие).
В работе, для проведения корреляционного анализа и подсчета статистических критериев, была использована программа SPSS 22.0 for Windows; сравнительный анализ, графические методы представления полученных данных) U-критерий Манна-Уитни – непараметрический статистический критерий, используемый для сравнения двух независимых выборок по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Критерий позволяет выявить различия в значении параметра между малыми выборками[6].
В исследовании принимали участие:
1) Группа А- беременные женщины, состоящие на учете по беременности в консультативно- диагностическом отделении.
2) Группа Б- беременные, состоящие на учете в женской консультации по месту жительства.
Общая численность участников групп составляет 20 человек (по 10 в каждой группе).
Рассмотрим структуру участников обследования по возрасту и семейному положению (см. рисунок 2.1. и 2.2.).
Рисунок 2.1. – Возрастная структура обследуемых женщин, чел
Как показывает рисунок 2.1., наиболее популярным возрастом среди 20 обследуемых беременных женщин, является возраст: 34 года и 41 год. Так же необходимо отметить, что в обследовании принимали участие несовершеннолетние беременные девушки.
Рисунок 2.2. – Семейное положение обследуемых женщин, %
Данные рисунка 2.2. показывают, что большая часть беременных, принявших участие в обследовании состоят в официальном браке – 12 человек или 60% от общей численности. 25% от общей численности состоят в неофициальном браке, 15% одиноки.
Сравнительный анализ показателей эмоциональности у беременных группы А и группы Б по методике Спилбергера-Ханина (STAI) представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1. — Сравнительный анализ показателей эмоциональности у беременных группы А и группы Б
Как показывают данные таблицы 2.1., уровень стресса у испытуемых группы А, чуть выше, чем в группе Б, количество баллов соответствует среднему уровню стрессовой нагрузки, P=0,61, т.е. значимых отличий не выявлено.
Далее, анализируя полученные данные, делаем вывод, что функциональное психоэмоциональное состояние по таким показателям как: самочувствие, активность и настроение, в группе А находятся в пределах средних значений, это может свидетельствовать о склонности к неустойчивому психоэмоциональному состоянию или затруднениях его описать. В отличие от группы Б, где доминирует повышенный фон функционального эмоционального состояния. По уровню значимости, достоверные отличия по шкалам имеют следующие значения: «Самочувствие» P=0,00, «Активность» P=0,00 «Настроение» P=0,004. По оценке уровня тревоги, испытуемые в группе А, имеют высокие баллы по шкалам ситуативной и личностной тревоги в отличие от группы Б, где показатель на среднем уровне. Уровень значимости: ситуативная тревога P=0,000, личностная тревога P= 0,001.
Составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение, а также показатели личностной и ситуативной тревоги представлены на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3. — Показатели функционального эмоционального состояния
Вернемся снова к таблице 2.1. Интерпретируя полученные данные по показателям мотивационного уровня, на уровне статистических гипотез, значимые отличия прослеживается следующим образом: «субъективное ощущение ограничение свободы» P=0,038; «озабоченность собственным здоровьем» P=0,00; «стремление соответствовать социальным ожиданиям» P= 0,003 «ребенок, как воплощение нереализованных планов» P=0,003; «страхи и компенсации женщины» P= 0,007
Для наглядности, значимые отличия показателей мотивационного уровня, представлены на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4. — Показатели мотивационного уровня
Далее, анализируя показатели поведенческого уровня, представленные в таблице 2.1, видим, что в исследуемых группах, существуют значимые отличия (представленные в виде ПКГД), в таких показателях как: оптимальный тип ПКГД( P= 0,00) и тревожный тип ПКГД (P=0,00)
Результаты оценки показателей поведенческого уровня по методике Манну- Уитни (см. таблицу 2.2.).
Таблица 2.2. — Результаты оценки показателей поведенческого уровня по методике Манну- Уитни
Беременные женщины, состоящие на диспансерном учете в условиях перинатального центра, характеризуются следующими особенностями: имеют большой широкий возрастной диапазон (от юного до зрелого), чаще решаются реализоваться в материнстве, не имея надежных супружеских отношений, поддержки. Данная категория женщин обладает средним уровнем сопротивляемости стрессу, при этом стрессоустойчивость (социальная адаптация) может снижается с увеличением стрессовых факторов, в том числе, связанных с самой беременностью, нестабильными семейными отношениями.
Уровень тревоги как личностной, так и актуальной, находится на высоком уровне, что безусловно является мишенью психокоррекционной работы. Кроме этого, в репродуктивной мотивации (совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих индивида к достижению разного рода целей и смыслов, обусловленных рождением ребенка), прослеживается деструктивный компонент мотива сохранения беременности, т.е. им присуща не ценность беременности ради самого ребенка. Ребенок у данной категории женщин, выступает как способ воплощения нереализованных планов, стремлений соответствовать социальным ожиданиям: «быть как все», «у всех есть ребенок, а у меня нет», «полноценная семья тогда, когда есть ребенок» и т.д., то есть имеет функциональное значение.
Беременные повышенного перинатального риска, в отличии от «благополучных» беременных, связывают реализацию репродуктивной функции со страхами, тревогой, опасениями, что свидетельствует о психологической напряженности, что так же является мишенью психологического сопровождения. Хотя этот показатель имеет свои положительные стороны, например, побуждает обращаться за помощью и поддержкой к специалистам, внимательнее следить за своим здоровьем, выполнять рекомендации врача. По типу психологического компонента гестационной доминанты, оптимальный тип ПКГД менее выражен. Характерно тревожное отношение к себе и будущему ребенку.
2.2. Разработка программы психологического консультирования беременных в ходе подготовки к родам
Цель программы психологического консультирования беременных:
— оказание психологической помощи женщине, находящейся в группе повышенного перинатального риска в мобилизации ресурсов, способствующих адаптации к беременности как к физиологическому и психосоматическому состоянию.
Задачи:
- Стабилизация психоэмоционального состояния.
- Укрепление ответственного и осознанного отношения к беременности и родам.
- Повышение родительской компетентности.
Целевая аудитория: беременные женщины. Рекомендуемый срок беременности от 18-26 недель (второй триместр).
Предлагается проводить психологическую консультацию в виде беседы.
Консультативная встреча начинается с установления контакта – атмосферы свободного доверия. Ситуация консультирования для клиента — дискомфортна, особенно если он пришел к психологу впервые. Этот дискомфорт связан с такими чувствами как тревожность, страх. Даже если они не проявляются в поведении клиента о них не нужно забывать.
Консультация 1. Психологическое состояние женщины при беременности.
Цель:
— в ходе консультативной беседы познакомить женщину с состоянием во время беременности, особенностям в каждом триместре.
Задачи: с помощью консультирования, создания положительного эмоционального состояния расположить женщину к рождению ребёнка, преодолев чувства страха, тревоги и неуверенности.
Ход консультации.
Приветствие.
Текст консультации:
Внутреннее эмоциональное состояние женщины во время беременности невозможно выразить словами, невозможно объяснить то душевное состояние, которое охватывает женщину во время ожидания ребёнка. Женщина в это время очень чувствительна и переменчива, что объясняется перепадами гормонального состояния. В один момент времени женщина может чувствовать себя счастливой, в следующий момент времени она уже чувствует себя несчастный, через несколько минут она может чувствовать себя довольной каким-то событием. Абсолютно все будущие мамы прошли через такие этапы жизни во время беременности.
Если рассматривать беременность с физиологической точки зрения, также как и с психологической, то её можно разделить на 3 этапа или триместра:
Первый триместр – это время для женщины является очень сложным, потому что она узнает о своем состоянии. Это период перестройки внутреннего состояния женщины и адаптации к новым условиям. Помимо физиологических особенностей женщина сталкивается и с психологической необходимостью перестроить свой жизненный сценарий. Она начинает думать о том, какая она будет мать, женщина начинает бояться за состояние здоровья будущего ребёнка, она прислушивается к различным внутренним сигналам и боится ухудшения своего здоровья. Беременная женщина часто сталкиваться с боязнью ухудшения отношений с супругом, ухудшения собственного внешнего вида, боязни быть плохой матерью.
В первые 12 недель женщина сталкивается с такими симптомами как тошнота, головокружение, непереносимость определённых запахов, отсутствие аппетита или наоборот. Все это значительно осложняет протекание первых недель беременности.
Часто женщина боится будущего и из-за этого ее психосоматическо состояние ухудшается. Женщина в данный период времени очень восприимчива к событиям и оказываемому вниманию. Часто женщина не хочет привлекать к себе лишнего внимания и не хочет чувствовать себя больной. Но бывают и такие случаи, что женщина начинает чувствовать себя никому не нужной, брошенной и не хочется ничего делать и т.д. Все это объясняется переменами гормонального фона и адаптации организма к новым условиям. Этот период характеризует поведение женщины появлением некоторой инфантильности, но это только в начале. Со временем женщина ощущает себя матерью и подстраиваться под новые жизненные условия.
Если на первых порах женщина борется с перепадами настроения, то чуть позже она уже борется между гранями взросления и инфантильностью.
Организм женщины на этом этапе требует отдыха, продолжительного сна, так как ему необходимо больше энергии по причине беременности. Происходит адаптации и приспособления к новым условиям жизнедеятельности организма.
Часто в первом триместре могут возникать депрессивные состояния у беременных женщин по причине того, что их не понимают их собственные мужья, по причине нехватки материальных возможностей, по бытовым причинам, в результате недопонимания со стороны родственников и т.д.
Второй триместр — это время, которое для женщины является наиболее благоприятным и гармоничным: токсикоз, головокружение, низкое давление и другие проблемы со здоровьем отступают на второй план в этом периоде, а женщина начинает ощущать движение ребенка внутри себя и это делает её счастливой. Беременная женщина понимает, что внутри неё есть жизнь, что у неё нет проблем со здоровьем и нет оснований для опасений. У женщины в этом периоде исчезают проблемы со сном, с настроением, с аппетитом, организм стабилизирует свою работу и подстраивается под энергетические потребности.
Естественно, что благоприятное эмоциональное состояние женщины оказывает влияние на состояние ребёнка. Таким образом, 2 триместр является наиболее благоприятным периодом беременности для женщин.
Третий триместр — это время для того, чтобы женщина сосредоточилась на подготовке к рождению своего ребёнка. Если раньше женщина сомневалась перед появлением ребенка, боялась за его жизнь, то сейчас она уже его явно ощущает. Это время для подготовки психоэмоционального состояния для того, чтобы быть матерью. Ребёнок в таком случае становится для беременной женщины центром вселенной и всем, о чем она может думать.
На этом этапе у женщины опять появляются страхи, тревожные состояния, нервозность по причине предстоящих родов и неизвестности того, как это пройдёт. Наблюдается смена интересов: если раньше она могла интересоваться спортом, то сейчас все интересы направлены на изучение информации о будущем материнстве и устройстве бытовых вопросов.
Для беременной женщины считаются тяжелыми последние неделя беременности, потому что это время для осознания того, что ты действительно в скором времени станешь матерью. Чувства женщины в таком случае разнообразны: она боится предстоящих родов, боится возможных негативных последствий родов, есть тревога о том, как ухаживать за ребёнком, как все успевать и т. д.
Беременность для женщины — это неповторимый уникальный опыт, для каждой он свой: для некоторых женщин это позитивный опыт, который несёт только хорошие эмоции, для некоторых женщин это негативный опыт, который несет переживания и неуверенность в себе.
Тревоги и страхи беременной женщины.
Когда женщина узнает о том, что она беременна, она получает стрессовое состояние. Это не зависит от того, насколько женщина хотела этого ребенка, планировала или это была неожиданная беременность. В любой из этих ситуаций женщина испытывает стресс, в некоторых ситуациях это может быть даже шоковым состоянием.
В этот период у женщины появляются страхи и тревожные состояния, переживание о том, как изменится её жизнь с беременностью. С зарождением новой жизни необходимо будет перестроиться, создать новый режим. Здесь необходимо будет решать определенные вопросы, связанные с обучением или с работой, карьерный рост уйдет на второй план.
Женщине необходимо перестроиться и адаптироваться к состоянию беременности и предстоящему материнству.
Самое главное на этом этапе для женщины — это необходимость принятия и осознания факта беременности и будущих родов: женщина в своем осознании должна принять будущего ребёнка и стать ему матерью, ей необходимо жить вместе с ребёнком и общаться с ним все девять месяцев начиная с настоящего момента.
С первых минут как женщина узнала о том, что она беременна, она начинает переживать и тревожиться за здоровье будущего малыша. Она начинает думать, что ей нужно скушать, чтобы ребенок был здоров, можно ли ей принимать те или иные лекарства, можно ли долго сидеть за компьютером и как это может повлиять на здоровье будущего малыша, можно ли заниматься спортом и т.д.
Часто у женщины возникают страхи на основании суеверий и каких-то старых традиций, особенно это актуально для женщин, которые проживают в сельской местности или местности, отдаленной от города.
Для женщины в этот период важно понять, что испытывать страх за здоровье ребёнка — это нормально. Это составляющая процесса беременности женщины. Однако, если переживания и страхи мешают женщине вести обычную жизнь, не даёт спать, есть, не дает ей общаться с людьми и т.д., то здесь уже необходимо обратиться за помощью к специалисту-психологу.
В конце беременности женщина боится процесса родов — это также вполне естественно для каждой беременной женщины. Однако, это может повредить ее психоэмоциональному состоянию. Корень страха заключается в неизвестности, женщина не знает, как все пройдет и не понимает, сможет ли она сама родить или потребуется помощь и операция.
Рождение является частью жизни, точно так же, как и смерть. Поэтому рождение является одним из самых ярких переживаний в жизни женщины.
Беременная женщина переживает за ребёнка, так как она понимает, что ребенку в животе тепло, уютно, комфортно, безопасно. Рождение для ребенка также как и для матери является психологически и физиологически тяжёлым процессом. В процессе родов ребенок проходит препятствия, он также работает, а появившись на свет, ребёнок испытывает стресс — холодно, мокро, появляется неизвестность. Во время рождения ребёнок не обладает сознанием, поэтому не помнит в дальнейшем о процессах родов. Но ребёнок чувствует и понимает всё, что происходит вокруг него.
Таким образом, роды это тяжелое психологическое и физиологическое испытание для женщины. Однако, это одно из самых важных событий её жизни. Для того, чтобы меньше испытывать страх, женщина должна подготовиться к процессам родов. На этом этапе ей необходимо посещать соответствующие занятия, чтобы понять, как будет происходить процесс, и получить информацию о том как дышать, тужиться и т.д. Также необходимо подготовиться в плане организационных вопросов, то есть выбрать роддом, врача, палату и т.д.
Страх может возникнуть у беременной женщины исходя из услышанных историй в молодости или совсем недавно, исходя из тех же суеверий, или неудачного опыта своих родственниц или подруг.
Зачастую женщина испытывает боль при родах в результате того, что она слишком сильно боится и не может расслабиться в данном процессе. Она на подсознании ждёт боли, мук и даже не может подумать о том, что это может быть по-другому. Для женщины в процессе родов самое главное — это иметь позитивный настрой, она должна понимать, что ей может помочь информация и подготовка. Важным является умение дышать, умение расслабляться и отдыхать.
Для того, чтобы не испытывать боли, женщине необходимо избавиться от чувства страха. Для того, чтобы избавиться от чувства страха, нужно изучать необходимую литературу и нужно понимать, как будет происходить процесс родов, как помочь себе, чтобы облегчить этот процесс.
Давно известно, что неблагоприятное эмоциональное состояние женщины во время беременности и родов является негативным для ребёнка.
В случае, если женщина переживает, то это эмоции будет первыми эмоциями и переживаниями у её ребёнка. А так как во втором триместре у плода развивается плацента, он уже начинает получать определенные порции гормонов женщины, то есть, если женщина испытывает стресс или радость, то ребёнок будет знать об этом.
В случае тяжелого эмоционального состояния беременной женщины, всегда есть риск того, что и роды будут проходить очень тяжело, это можно осложняться наличием гипоксию плода, слабость и родовой деятельности, признаки внутриутробной гипоксии плода, нарушение плацентарного кровоснабжения.
Женщина, которая положительно относится к своему будущему ребенку, состояние беременности переносит в легкой форме, она часто в хорошем настроении, ей присуща уверенность, и для нее будущий малыш это счастье. Такое состояние безусловно программирует душу еще не родившегося человека чувство уверенности, собственной значимости и защищенности. Положительные эмоции будущей матери способствуют убыстрению роста плода и росту уровня его сенсорного восприятия.
Упражнения на релаксацию.
Правая рука и ладонь. На несколько сантиметров поднимите руку от пола.
Необходимо сжать руку в кулак и поднести его к правому плечу. Далее нужно напрячь руку и сконцентрироваться на напряжении. После потихонечку нужно опустить руку таким образом, чтобы она свободно упала на пол. Рука лежит раскрытой ладонью вверх, теплая и тяжелая. Точно такое же упражнение нужно проделать с другой рукой.
Правая нога и ступня. Напрягите мышцы бедра, оставаясь в лежачем положении. Пальцы на ногах должны быть вытянуты вверх (не нужно вытягивать носки в ‘балетной позиции’, иначе могут появиться судороги).
Бедра напряжены, вы чувствуете напряжение в подколенных впадинах, напряжены икроножные мышцы и выпрямлены щиколотки. Расслабляйтесь, начиная со стоп. Пошевелите пальцами стоп, покрутите щиколотками, икроножные мышцы становятся мягче, расслабляются бедренные мышцы. Расслабленная нога теплая и тяжелая.
Повторите то же упражнение с левой ногой.
Актуализация своего состояния. Высказывание клиенткой своих чувств после проведённого занятия, настроения.
Подведение итогов занятия. «Обратная связь».
Прощание.
Консультация 2. Мама и малыш.
Цель:
— консультирование женщины об особенностях послеродового периода, заботе о новорождённом.
Задачи:
— с помощью консультирования, упражнений на релаксацию, создания благоприятного эмоционального состояния подготовить женщину к появлению малыша на свет, познакомить с особенностями новорождённых.
Ход консультации.
Приветствие.
Текст консультации.
Выписка из роддома домой является очень важным событием. Можно смело утверждать, что женщина вступает на новый этап своей жизни теперь в ее доме появился еще один человек, и жизнь разделилась на до и после.
Любые перемены волнуют, но поверьте, не пройдет и недели, как вы почувствуете себя куда уверенней и спокойней в своей новой роли. А мы постараемся поддержать вас, познакомив с маленькими хитростями, которые помогут избежать нервного напряжения.
О правильных опасениях, полезных занятиях и необходимости взять себя в руки.
Вы часто беспокоитесь, все ли в порядке с малышом? Постоянное беспокойство об этом является вполне нормальным явлением для молодой мамы, потому что именно так проявляется ее защитная реакция. Она обостряет восприятие, что помогает вам понимать состояние маленького. Тем не менее, важно сохранять благоразумие и трезво оценивать ситуацию. Например, новорожденный малыш может расплакаться вовсе не потому, что заболел. Если вы сомневаетесь в причине его недовольства, измерьте ребенку температуру и не бойтесь лишний раз вызвать врача, который сумеет вас успокоить. Имейте в виду, что, когда вы напряжены, ваш малыш тоже будет нервничать. Чтобы уловить причину плача ребенка, прислушайтесь к нему: малыш все время меняет интонации, когда хочет привлечь внимание взрослых. Совсем по другому он будет просить вас взять его на руки, покормить или помочь справиться с недомоганием. Если вы разберетесь в этой гамме переживаний, вам будет легче справляться с ежедневными обязанностями мамы.
Безусловная молодая мама сталкивается с большим количеством забот, но не все они такие неприятные. Только вам хронически не хватает времени на общение с маленьким. Спокойно, попробуйте организовать свой день так, чтобы любая свободная минута не только доставляла радость общения с ребенком, но и помогала ему развиваться. К примеру, разговаривая с ребенком, или при пении ему, будучи стоя, а потом наклоняясь к нему, или обходя его, ребенок уже будет акцентировать свое внимание и пытаться отследить откуда исходит звук и искать его. Перед тем как покормить ребенка и положить его спать, выкладывайте маленького на живот и периодически подставляйте к его стопам ладонь, вызывая таким образом феномен ползания (это очень полезная для малыша имитация движения, которое он освоит позднее). В результате этих нехитрых упражнений у ребенка разовьется умение поднимать и удерживать голову, укрепится тонус брюшных мышц.
О пользе отдыха и возможности его организовать.
Рождение ребенка является одним из самых ярких переживаний в жизни женщины, но вместе с тем, серьезное физическое и психологическое испытание для организма женщины, которое является причиной его усталости и стресса. Родившая недавно девушка должна помнить об отдыхе. Домашние дела и прочие повседневные заботы занимают все время, а также не дают возможность уделить время отдыху. В связи с этим существует ряд рекомендаций.
Живите по режиму ребенку. Для того, чтобы организм чувствовал себя хорошо, важно хорошо высыпаться. спите вместе с ребенком днем. Либо когда он спит, кроме сна, вы можете поухаживать за собой, принять душ, попить чай в тишине, искупаться и т.д.
Чтобы максимально использовать короткие отрезки ночи, когда вам все-таки удается поспать, поставьте кроватку ребенка в другую комнату. Так вы услышите, когда он заплачет, но не будете улавливать другие звуки, которые малыш издает во сне и которые могут напрасно насторожить вас. Кроме того, такое удаление — относительное и условное — позволит вам свободнее общаться с мужем.
Если вы любите принимать гостей, то в течение первых после возвращения из роддома нескольких недель вам предстоит снизить темп общественной жизни. Конечно, не стоит превращаться в затворников, просто принимайте родных и знакомых не чаще одного раза в неделю.
Когда вам будут приходить гости, не нужно будить ребенка, лишь бы показать его. Не нужно, чтобы его часто брали на руки, чужие для него люди, потому что с непривычки он может заплакать и испугаться. Помните, что малыш постоянно изучает окружающий мир и большое количество незнакомых для него людей (детей или взрослых) может привести к перевозбуждению: маленький будет плохо спать, есть, а у некоторых детишек в таких ситуациях может даже повышаться температура. Лишь спустя некоторое время, точнее несколько месяцев, когда ребенок уже будет отличать своих и чужих.
О распределении обязанностей, правам молодых пап и своей собственной жизни
Между кормлениями, заботами о ребенке, хозяйственными делами, походами по магазинам, телефонными разговорами и визитами родных и друзей вы постоянно чувствуете, что ничего не успеваете? Соберитесь и все распланируйте.
Сведите до минимума телефонные разговоры, а лучше предупредите родных и друзей, что будете звонить сами, ведь именно при ответе на звонок вы нарушаете порядок своих действий или лишаетесь столь необходимой возможности поспать.
Приучите себя раскладывать все необходимые для ухода за ребенком вещи в определенные места, это сэкономит время и избавит вас от лишнего беспокойства.
Все необходимые покупки делайте за один раз в большом супермаркете и найдите того, кто мог бы вам помочь довезти их до дома.
Обращайтесь за помощью. Если у вашего мужа нет свободного времени, попросите помощи у мамы, сестры, наймите няню или домработницу.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф