Меню Услуги

Анализ финансового состояния бюджетной организации (на примере МБДОУ №1)


Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

Введение

1 Теоретические аспекты анализа финансового состояния бюджетных организаций.

1.1 Финансы муниципальных образований: понятие, состав, направления использования

1.2 Понятие, особенности правового статуса бюджетных организаций и их классификация

1.3 Роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных организаций

1.4 Содержание и задачи анализа финансового состояния организации

2 Анализ финансового состояния Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения №1 «Солнышко» ЗАТО Видяево за 2012-2014гг.

2.1 Характеристика объекта исследования

2.2 Анализ финансово-экономических показателей деятельности учреждения

3 Практические рекомендации по улучшению финансового состояния Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения №1 «Солнышко» ЗАТО Видяево

3.1 Мероприятия по улучшению финансового состояния

3.2 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Бюджетное учреждение — это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации (далее РФ), органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально — культурных, научно — технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Важность темы определяется тем, что наиболее значимым условием эффективной деятельности национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.

В экономическом комплексе страны действует значительное количество бюджетных образовательных учреждений, которые получают средства не только из государственного бюджета, но и из других (внебюджетных) источников. Бюджетные организации являются важными субъектами экономики при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства.

Комплексный анализ функционирования бюджетных организаций приводит к более эффективному использованию средств, направляемых на содержание непроизводственной сферы. В этой связи, эффективное управление бюджетными учреждениями и рациональное использование как бюджетных, так и внебюджетных средств вызывает объективную необходимость в организации анализа показателей их финансово хозяйственной деятельности.

Цель работы — изучение в теории и на практике анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №1 «Солнышко» ( далее МБДОУ №1) ЗАТО Видяево.

В соответствии с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:

1.Раскрыть теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации.

2.Осуществить расчет и предоставить оценку характеристик, определяющих финансовое состояние МБДОУ №1.

3.Предложить направления по совершенствованию финансового состояния МБДОУ №1.

Объектом исследования является МБДОУ №1 «Солнышко» ЗАТО Видяево.

Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность МБДОУ №1 «Солнышко» ЗАТО Видяево.

1 Теоретические аспекты анализа финансового состояния бюджетной организации

1.1 Финансы муниципальных образований: понятие, состав, направления использования

Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения; форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.

Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы включают:

* средства местного бюджета;

* муниципальные внебюджетные фонды;

* государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

* другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающих на территории муниципального образования.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов. Она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется представительными органами местного самоуправления.

Расходная часть местных бюджетов включает :

1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления», а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления муниципального образования обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях и порядке, предусмотренных указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществление расходов местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

1.2 Понятие, особенности правового статуса бюджетных организаций и их классификация

Основным нормативным актом, устанавливающим правовые основы бюджетной системы Российской Федерации является бюджетный кодекс Российской Федерации (дальше — БК РФ). БК РФ регулирует правовые отношения, возникшие в процессе планирования, составления и утверждение бюджетов всех уровней, формирование доходов и осуществление расходов соответствующих бюджетов, а также взаимоотношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, распорядителями финансов и прочими субъектами бюджетных отношений.

Понятие бюджет и бюджетное учреждение приведено в статье 6 и 161 БК РФ соответственно.

Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

Бюджетное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Смета — финансово-плановый акт, устанавливающий размер, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, которые обеспечивают деятельность бюджетных учреждений и организаций. Она является планом финансирования учреждений и расходования бюджетных средств. Смета действует в течении финансового года — с 1 января по 31 декабря.

Финансирование бюджетных учреждений проходит в несколько этапов:

  • Составление и утверждение бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется на основании утвержденного бюджета главным распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств.
  • Уведомление о бюджетных ассигнованиях. Как только бюджетная роспись будет утверждена, исполнительный бюджетный орган доводит её данные до всех получателей бюджетных средств в течении 10 дней в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.
  • Составление сметы доходов и расходов. После получения уведомления о бюджетных ассигнованиях в течении 10 дней все бюджетные учреждения должны составить и представить смету доходов и расходов. Распорядитель бюджетных средств в течении 5 дней должен утвердить представленную смету и в течении одного рабочего дня со дня утверждения сметы должен передать её в орган, исполняющий бюджет.
  • Уведомление о выделенном лимите. Лимиты бюджетных обязательств представляют собой предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более месяца.

На основании уведомлений о выделенном лимите получатели бюджетных средств имеют право осуществлять расходы и платежи путем составления платежных и иных документов в пределах доведенных до них лимитов в соответствии со сметой доходов и расходов.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

Следовательно, финансирование расходов бюджета является последовательным и взаимосвязанным действием в цепочке «главный распорядитель — распорядитель-получатель бюджетных средств».

В соответствии со статьей 70 БК РФ бюджетные учреждения вправе расходовать бюджетные средства строго на определенные цели. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:

— оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

— оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

— уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

— возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Специфика правового положения бюджетных учреждений еще выражается в том, что они осуществляют операции с бюджетными средствами при помощи лицевых счетов, открытых им в соответствии с положениями БК, т.е. в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются, следовательно, бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты, займы. Если бюджетное учреждение помимо бюджетного финансирования имеет доходы от предпринимательской деятельности, то оно имеет право самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников. В статье 2 ГК РФ дано определение предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказание платных услуг, в то время как некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям ( ст. 50 ГК РФ).

Расходование прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с утвержденной распорядителем бюджетных средств сметой. Деятельность бюджетных учреждений, приносящая внебюджетные доходы, регулируется как гражданским, так и бюджетным законодательством (БК РФ, ГК РФ).

Бюджетные организации классифицируются по ряду признаков:

  1. По источникам формирования средств бюджетной организации, делятся на две группы:

o Бюджетные организации, оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники средств.

o Бюджетные организации, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственных источников средств.

  1. По источникам финансирования бюджетные организации могут быть разделены на следующие группы:
  • Финансируемые за счет средств федерального бюджета.
  • Финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ.
  • Финансируемые за счет средств местных бюджетов.

Таким образом, особенности правового статуса бюджетных организаций закреплены в БК РФ. Бюджетное учреждение выполняет функции, возложенные на него органами государственной власти (органами местного самоуправления) по принятию и исполнению обязательств установленных бюджетной сметой формируемой на основе государственного (муниципального) задания.

1.2 Роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных организаций

Бюджетное финансирование — основной вид финансового обеспечения бюджетных учреждений. Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и способами предоставления средств.

Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования бюджетных учреждений. К ним относятся следующие:

  1. Получение максимального эффекта при минимуме затрат.
  2. Целевой характер использования бюджетных ассигнований.

3.Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

  1. Безвозвратность бюджетного финансирования.
  2. Бесплатность бюджетного финансирования.

В практике бюджетных ассигнований применяются 2 метода бюджетного финансирования:

  • Субсидирование согласно концепции «нетто-бюджет». Данный метод предоставления денежных средств характеризуется тем, что бюджетное субсидирование выделяется на достаточно небольшую область расходов, предусмотренных утвержденным бюджетом.
  • Субсидирование согласно концепции «брутто-бюджет». Используется для предприятий и учреждений , целиком находящихся на бюджетном финансировании. В данном случае бюджетные средства предоставляются на все без исключения виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных организаций.

Указанные методы предоставления денежных средств осуществляются при помощи следующих форм бюджетного финансирования бюджетных организаций:

  1. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений — бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.
  2. Средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам — все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.
  3. Трансферты населению, то есть бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.
  4. Субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов и на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Из выше сказанного можно выделить два основных вида источников финансирования бюджетных учреждений: бюджетное финансирование и собственные средства.

Бюджетное финансирование — это предоставление в безвозвратном порядке юридическими лицами из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов средств для полного или частичного покрытия расходов.

Собственные средства бюджетных учреждений состоят из различных источников:

а) средства, получаемые от сдачи в аренду помещений, сооружений и оборудования;

б) средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

в) целевые средства юридических и физических лиц;

г) другие поступления.

Все поступающие средства имеют одну общую цель — обеспечить профильную и хозяйственно-эксплуатационную деятельность бюджетного учреждения.

Собственные средства бюджетных учреждений можно сгруппировать так, как это предусмотрено генеральным разрешением на открытие в органах Федерального казначейства лицевого счета по учету средств, полученных от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности:

  1. Средства, поступающие от платной деятельности бюджетного учреждения, соответствующей ее профилю.
  2. Средства от производственной деятельности мастерских, опытных участков, хозяйств, типографий, магазинов, подразделений общественного питания, не имеющих статуса юридического лица.
  3. Средства от оказания услуг по хозяйственным договорам.
  4. Средства, поступающие в виде платы за проживание в общежитиях, содержания детей в детских дошкольных учреждениях и т.п.
  5. Средства за выполнение научно-исследовательских и опытно-конструктор-ских работ и оказание услуг по договорам, грантам на проведение этих работ.
  6. Доходы от услуг связи.

Кроме перечисленных выше доходов бюджетным организациям поступают целевые средства от бюджетов других уровней, от министерств и ведомств, от внебюджетных государственных фондов, средства от реализации имущества, от сдачи драгметаллов, других видов деятельности, на которые получены лицензии и сертификаты, которые не противоречат уставу бюджетной организации, законодательным и нормативным актам.

1.3 Содержание и задачи анализа финансового состояния бюджетных организаций

Финансовое состояние — это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

Анализ финансового состояния муниципального бюджетного учреждения показывает направления использования бюджетных средств с целью выявить проблемы их использования и распределения, а также дает возможность выделить наиболее важные аспекты финансирования муниципальной организации.

Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения.

Некоммерческие организации предоставляют отчетность, установленную законодательством и нормативными актами для юридических лиц, в органы статистики, государственные внебюджетные фонды, в налоговые органы.

На практике бюджетные учреждения предоставляют бухгалтерские отчеты, включающие не только результаты деятельности организации, финансирование которой осуществляется из бюджетных средств, направляемых ей вышестоящими организациями, но и показатели внебюджетной деятельности.

В настоящее время нехватка бюджетных средств заставляет муниципальные учреждения искать дополнительные источники финансирования. Поэтому большинство учреждений помимо основной деятельности вынуждены оказывать платные услуги.

При этом статьей 298 ГК РФ на бюджетные учреждения возлагается обязанность учитывать доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество на отдельном балансе.

Приказом Минфина РФ от 30.12.99 г. № 107н утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, раскрывающая порядок ведения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников.

Исходя из организационно-правовой формы, бюджетные учреждения имеют ряд особенностей ведения бухгалтерского учета, что накладывает свой отпечаток и на проведения анализа их финансового состояния:

— имущество, отражаемое на балансе учреждения, является собственностью государства, либо муниципального образования;

— как некоммерческая организация бюджетное учреждение не ставит получение прибыли целью своей деятельности;

— деятельность учреждения полностью или частично финансируется из бюджета.

Наряду с коммерческими организациями, бюджетные учреждения по итогам работы за отчетный период определяют экономические или финансовые показатели хозяйственной деятельности.

Они используются в целях экономического планирования деятельности учреждения при проведении анализа хозяйственной деятельности, а также для определения налоговой базы.

К наиболее важным показателям деятельности бюджетного учреждения следует отнести:

— объем бюджетного финансирования;

— расходы по бюджету;

— объем реализации продукции (работ, услуг);

— расходы за счет средств внебюджетных источников;

— доходы от оказания платных услуг.

Таким образом, опираясь на отчетность, можно получить представление о четырех аспектах деятельности учреждения:

— имущественное и финансовое положение с позиции долгосрочной перспективы;

— финансовые результаты, регулярно генерируемые учреждением.

Предварительную оценку финансового состояния образовательного учреждения можно сделать на основе горизонтального и вертикального анализа баланса исполнения сметы доходов и расходов по бюджетному финансированию (форма № 1) и баланса исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма № 1-1)

Финансовое состояние учреждения с позиции краткосрочной перспективы оценивается показателями платежеспособности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли оно своевременно и в полном объеме производить расчеты по краткосрочным и долгосрочным обязательствам перед контрагентами.

Результативность деятельности учреждения в коммерческом смысле характеризуются показателями доходности.

Анализ финансового состояния организации заканчивается комплексной его оценкой.

При анализе финансового состояния организации после комплексной оценки разрабатывают мероприятия по улучшению финансового состояния, обращая особое внимание на разработку финансовой стратегии организации на перспективу и в ближайшие периоды.

Источником информации для анализа исполнения смет бюджетных учреждений служит информация как непосредственно характеризующая уровень расходов, так и позволяющая выявить факторы их изменения. К ней относятся отчет об исполнении сметы расходов бюджетных учреждений и баланс исполнения смет расходов бюджетных учреждений.

Значение анализа исполнения сметы расходов бюджетных учреждений состоит в том, что с его помощью определяются отклонения, во-первых, кассовых расходов от фактических, во-вторых, кассовых и фактических расходов от назначений по смете и, в-третьих, отклонения всех видов этих расходов от выделенных бюджетных средств.

Анализ способствует выявлению причин отклонений, а также позволяет обеспечить контроль за соблюдение норм расходов на текущее содержание по всем статьям бюджетной классификации.

Анализ деятельности бюджетных учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направленные на финансирование конкретного учреждения, соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению, затратам, которые несет учреждение по их оказанию.

Поступление средств из бюджета осуществляется на основании утвержденной сметы расходов. Расчет показателей сметы осуществляется в разрезе категорий, статей, подстатей и элементов экономической классификации расходов.

Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных средств с кассовыми расходами учреждения. Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении сметы расходов».

После перехода на казначейскую систему роль анализа финансирования на уровне субъекта хозяйствования существенно снизилась в силу того, что для конкретного бюджетного учреждения значительно сократилось самостоятельность при распоряжении выделенными средствами, а значит, и возможность влиять на эффективность их использования.

В условиях сокращения бюджетного финансирования учреждения вынуждены вести поиск дополнительных источников доходов за счет оказания платных услуг по основной деятельности.

Объектами анализа внебюджетных средств являются следующие показатели:

— доходы и расходы по видам деятельности в разрезе структурных подразделений учреждения, их состав, структура и динамика за анализируемый период;

— расходы по видам деятельности в разрезе статей, подстатей и элементов бюджетной классификации, их структура и динамика за анализируемый период.

В первой главе рассмотрены: основные источники финансирования организации, как бюджетные, так и внебюджетные; основные понятия анализа финансовой деятельности.


Страницы:   1   2