Заявка на расчет
Меню Услуги

Анализ финансовой устойчивости организации на основе бухгалтерской отчетности. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ООО «НТИК»

3.1. Разработка мероприятий по повышению финансовой устойчивости предприятия

В ходе проведенного анализа финансовой устойчивости было выявлено, что предприятие не только находится в кризисном финансовом состоянии, но и имеет полную неликвидность активов, а, следовательно, присутствует вероятность банкротства.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Факторами, которые отрицательно сказываются на финансовую устойчивость предприятия являются:

  • низкая доля собственного капитала и, соответственно, высокий удельный вес заёмного капитала в общей стоимости активов предприятия, что приводит к сильной зависимости от внешних кредиторов;
  • высокая доля кредиторской и дебиторской задолженности в балансе;
  • недостаточность наиболее ликвидных активов (денежных средств и краткосрочных финансовых вложений) для покрытия текущих обязательств, то есть неплатежеспособность предприятия на ближайших период.

Так что основной задачей мероприятий по улучшению финансовой устойчивости ООО «НТиК», проводимых в целях предупреждения банкротства, является восстановление и укрепление ликвидности баланса, платежеспособности, увеличение собственных средств предприятия до величины, при которой будут выполнять экономические нормативы.

Основными мероприятиями, которые направлены на повышение финансовой устойчивости ООО «НТиК» являются:

Увеличение собственного капитала предприятия путем рационального распределения прибыли. Чтобы обеспечить эффективное управление капиталом на предприятии необходимо подготовить такую финансовую политику, которая будет направлена на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.

Источником увеличения собственного капитала также является нераспределенная прибыль. Все средства, которые остались после направления прибыли на налоги реинвестируются в предприятие. Повысить долю собственного капитала можно: путем накопления, консервации нераспределенной прибыли для целей основной деятельности с сокращением использования ее на непроизводственные цели; путем распределения чистой прибыли в резервные фонды, которые образуются в соответствии с учредительными документами;

Либо возможно изменение структуры капитала, привлекая дополнительные средства для увеличения определенной части активов, либо путем выведения из состава активов той части, которая является слишком большой. К примеру, рентабельность основных фондов предприятия будет расти, если была уменьшена пассивная часть основного капитала.

Также при осуществлении мероприятий необходимо руководствоваться правилом операционного рычага: большой удельный вес постоянных затрат предприятия обеспечивает большее влияние на прибыль при изменении объёма продаж.

Детальный анализ финансового состояния предприятия во второй главе выявил, что в структуре актива высокая доля дебиторской задолженности, что говорит о широком использовании предприятием коммерческого кредита для авансирования своих покупателей. Можно считать, что предприятие, кредитуя их, фактически делится с ними частью своего дохода. Соответственно, если платежи задерживаются, то организации приходится брать кредиты для обеспечения текущей хозяйственной деятельности, таким образом, увеличивая собственную кредиторскую задолженность.

Совершенствование системы расчётов по дебиторской и кредиторской задолженности. Наличие и рост дебиторской задолженности ведут к возникновению потребности в дополнительных источниках средств и, следовательно, ухудшают финансовое состояние предприятия. В ООО «НТиК» в 2017 году хоть и наблюдается снижение дебиторской задолженности с 3 456 тысяч рублей до 3 344 тысяч рублей, то есть на 112 тысяч рублей, все равно данный показатель является высоким для нормального функционирования организации.

Для того, чтобы минимизировать любые риски, связанные с дебиторской задолженностью, предприятию необходимо постоянно держать ее под контролем. Но превентивные меры, как оценка контрагентов, страхование задолженности и т.д., далеко не всегда позволяют уберечься от «повиснувшей» дебиторской задолженности.

Необходимо применить комплексный подход.  Своевременный контроль и анализ позволяет вовремя выявить просроченную задолженность и вовремя принять меры по ее взысканию. Воздействие на дебитора может быть жестким или мягким: можно сразу подать в суд, а можно поддержать контрагента, предложив ему более доступные методы погашения обязательств, например отсрочку платежа.

Работа с дебиторской задолженностью требует планирования и четко выстроенного процесса управления риском неплатежей. Она начинается с организации правильного и своевременного документооборота внутри компании и с контрагентами. Проводится регулярный анализ дебиторской задолженности, права изменения условий поставки, составляются регламентирующие документы с описанием действий по возврату долгов.

Изначальное построение системы управления дебиторской задолженностью подразумевает ряд последовательных действий, направленных на скорейшее выявление и устранение возможных рисков невозврата задолженностей. Построение системы представлено на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Система управления дебиторской задолженностью

Рассмотрим последовательно систему управления дебиторской задолженностью.

Сначала необходимо провести анализ структуры дебиторской задолженности. На данном этапе основное внимание уделяется общим подходам к анализу дебиторской задолженности предприятия, общему разделению дебиторской задолженности по структуре для понимания «состояния» дебиторской задолженности и принятия решения по дальнейшей работе.

Основные данные для анализа:

  • общий анализ «величины» дебиторской задолженности: общая сумма задолженности, количество клиентов;
  • доля дебиторской задолженности в финансовом портфеле организации;
  • сегментация дебиторской задолженности по срокам: «свежая» дебиторская задолженность, «рабочая» дебиторская задолженность, просроченная дебиторская задолженность;
  • сегментация дебиторской задолженности по размеру: малая, средняя, крупная.

Значительная дебиторская задолженность возникает из-за предоставления заказчиками отсрочки платежа за поставленные товары, то есть поставщики кредитуют своих заказчиков. Предприятие-поставщик должно объективно оценивать свои возможность и кредитовать заказчиков в таких размерах, которые не приведут к хроническую недостатку средств для собственных нужд.

Кроме того, необходимо ранжировать покупателей в зависимость от объёма закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты и впоследствии своевременно их пересматривать с учётом мониторинга спроса на продукцию.

Управлять дебиторской задолженностью можно стимулируя покупателей к досрочной оплате счетов. Обычно для этого предоставляются скидки с цены продажи. Преимущество поставщика заключается в том, что, получив выручку раньше установленного срока и используя ее в денежном обороте, он возмещает предоставленную скидку.

С установленной периодичностью специалисты компании должны анализировать дебиторскую задолженность по персональному списку контрагентов, срокам образования и размерам; контролировать расчёты по отсроченной или просроченной задолженности, оценивать реальность наличия дебиторской задолженности; определять приемы и способы ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.

Так же анализ включает в себя оценку структуры и движения дебиторской задолженности. Для этого определяются доли конкретных дебиторов, а также каждого вида дебиторской задолженности (краткосрочной, долгосрочной, просроченной свыше трех месяцев) в общей совокупности долгов, рассматривается динамика изменений каждой составляющей, темп роста остатка и т.п.

Важным фактором является оценка ситуации на рынке путем мониторинга первичного спроса в том сегменте, где работает компания. Если потребительский спрос в условиях кризиса снижается, то сохранение кредитных лимитов на прежнем, докризисном уровнем является нерациональным. Для каждого клиента необходимо в индивидуальном порядке установить новый кредитный лимит на следующий год.

Для четкого и действительно реально понимания положения дел у клиента следует оценивать ситуацию на месте, а не довольствоваться кабинетными исследованиями.

Прежде всего, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • покупательская активность. если розница, то проходимость в магазинах, сумма товарного чека (насколько он уменьшился по сравнению с предыдущем периодом). если оптовая компания, то наблюдается ли активность в офисе, есть ли факты сокращения работающих или перевода их на неполную рабочую неделю;
  • частный разговор с собственниками или первыми лицами компании;
  • оценка финансового состояния клиента. если предприятие идет на предоставление клиенту товарного кредита, то взамен следует получить максимум информации и данных.

Дополнительную информацию даст ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения, например с 30-дневным интервалом, и анализ ее изменения. Для этого нужно выделить долю сомнительной задолженности и рассмотреть ее динамику. Рост свидетельствует о повышении риска невозврата дебиторской задолженности и возможности образования просроченных долгов.

Для анализа дебиторской задолженности рекомендуется создать определенные отчёты в 1С или просто проводить анализ массивов должников в Exsel. Основные параметры: дата заключения, дата оплаты, сумма долгов, категория клиента и т.д.

Затем производится выбор ответственных лиц (отдел) за работу с дебиторской задолженности в рамках предприятия. На данном этапе уделяется внимание вопросам выбора организационной структуры на предприятии для работы с дебиторской задолженностью. В настоящее время наиболее распространенным вариантом развития событий является поручение данной работы своему сотруднику (например, начальнику отдела продаж).

Данная обязанность позволит обеспечить скоординированную работу в сфере работы с потоковой дебиторской задолженностью.

Рассмотрим методы работы с дебиторской задолженностью. Данный этап является основным, так как именно следующие действия приводят к возврату задолженности, что и является нашей основной целью:

  • звонки клиентам;
  • написание писем;
  • встречи с клиентами;
  • ведение переговоров (обсуждаются варианты договоренностей с клиентом при невозможности немедленной оплаты с его стороны)

С должниками следует постоянно поддерживать контакт:

  • высылать напоминание о приближении сроков погашения задолженности;
  • вести телефонные переговоры;
  • личные встречи с руководством должника; — предъявлять претензии.

К финансовым способам воздействия на дебиторов, допустивших просрочку платежа, относятся:

  • применение штрафных санкций;
  • реструктуризации долга;
  • инициация процедуры банкротства и т.д.

Выбор того или иного метода зависит от:

  • особенностей должника;
  • суммы задолженности;
  • количества просрочки;
  • готовности должника к погашению долга и других факторов.

При исчерпании всех разумных мер предприятие потребует взыскать долг через суд. Обычно обращение в суд ведет к разрыву партнерских отношений, но также может послужить началом конструктивного диалога с должником. В дальнейшем новые должники, зная о том, что долговые споры поставщик всегда решает через суд, стараются не допускать просрочки погашения задолженности.

Что касается кредиторской задолженности, то для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости предприятия и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, организации необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заёмного капитала.

Контроль состояния кредитной задолженности – важная часть управления компанией в целом. Для того, чтобы поддерживать уровень кредиторской задолженности на допустимом уровне необходимо проранжировать поставщиков и проанализировать контроль сроков оплаты. Досрочная оплата по отношению к сроку, установленному в договоре, при дефиците денежных средств недопустима. Следует разобраться, кому из кредиторов следует платить в первую очередь, а кому и насколько можно отсрочить оплату.

Например, просрочка оплаты банковского кредита не только портит кредитную историю, но может привести к предъявлению требования о полном досрочном погашении всей суммы кредита. Поэтому здесь просрочки недопустимы. Вариантом регулирования долга может быть его реструктуризация, перевод в более долгосрочный, при этом процентная ставка может даже увеличиваться.

Налоговые платежи также нельзя задерживать, потому что фискальные органы могут заблокировать расчётные счета, и зачастую не только на неуплаченную и задекларированную сумму. Часто компании производят сверку расчётов с налоговыми органами. А ведь по некоторым налогам имеется переплата, которую вполне можно зачесть в уплату иных платежей.

В отношениях с сотрудниками предприятия в кризис можно сдвинуть сроки выплаты зарплаты, например аванс – ближе к концу месяца, а основная часть заработной платы – ближе к середине следующего месяца. При этом аванс чаще рассчитывается по фактически отработанным рабочим дням, а не как 50 % общей суммы.

Поставщиков необходимо разделить на группы по степени значимости для компаний и внести в специальный реестр. Тем, которые поставляют основную продукцию, не задерживать оплату платежей более трех-пяти дней. С остальными можно вести переговоры об отсрочках сверх оговоренных, допускать небольшие задержки в оплате либо платить долг по частям.

Сокращение возможных издержек предприятия. Не менее важным для получения прибыли является сокращение затрат компании. Основным видом деятельности торгового предприятия является организация и обслуживание процесса товарного обращения, поэтому его издержки называют издержками обращения. К издержкам обращения относят расходы организации по реализации товаров, работ, услуг: расходы за покупку товаров и их упаковку, хранение, рекламу, доставку транспортным средствами и другие аналогичные расходы.

Эта мера особенно актуальна во время кризиса, когда рост продаж и прибыли уменьшается, а затраты на реализацию начинают стремительно увеличиваться. В сложившийся ситуации нахождение пути снижения затрат может стать условием выживания и роста предприятия.

Расходы торговых предприятий зависят множества факторов, которые условно разделяют на внешние и внутренние. К внешним относятся издержки, которые не зависят от предприятия: закупочные цены, стоимость услуг сторонних организаций, процент за кредит, стоимость топлива, аренды. Ко внутренним относят издержки, которые зависят от показателей деятельности предприятия: использование основных и оборотных средств, соблюдение кредитной дисциплины, повышение производительности труда и другие

 3.2. Оценка мероприятий по повышению финансовой устойчивости предприятия

Как было выяснено ранее, наиболее серьезная проблема предприятия ООО «НТиК» — кредиторская и дебиторская задолженность. Поэтому рассмотрим их значения в динамике и рассчитаем коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.

Представим динамику дебиторской задолженности и ее структуры в таблице 3.1.

Таблица 3.1. – Динамика дебиторской задолженности ООО «НТиК» 2016-2017 гг.

В динамике дебиторская задолженность на 2017 год уменьшилась на 112 тысяч рублей. Так, дебиторская задолженности по расчётам с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками уменьшились на 176 тысяч рублей и на 174 тысяч рублей, соответственно. Но в то же время наблюдается увеличение задолженности по таким пунктам как: расчёты по налогам и сборам (на 31 тысяч рублей), по социальному страхованию (на 45 тысяч рублей) и расчёты с разными дебиторами и кредиторами (на 162 тысяч рублей). Так как с большей частью своих контрагентов ООО «НТиК» сотрудничает в течение долго времени, поэтому при возникновении просрочки существует высокая доля вероятности решить вопрос посредствам переговоров или временного прекращения поставки. Однако ряд контрагентов, просрочивших платеж более чем на три месяца, нуждается в жестких мерах.

Что касается уменьшения дебиторской задолженности, то было предложено выделить сотрудника для управления дебиторской задолженностью на предприятии.

Такой специалист разработает базу данных, где разместить всю наиболее полную информацию о контрагентах, нарушающих условия оплаты. Все контрагенты должны объединиться в группы по уровню надежности.

Оценка надежности контрагентов проводится на основании срока работы с клиентом, объёма продаж клиенты и объёма просроченной задолженности данного клиента на конец периода. Предприятие не понесет никаких расходов, связанных с назначению сотруднику данных обязанностей.

Результатом такой работы станет максимальное использование возможностей сокращения финансового цикла и получение дополнительного дохода от временно освободившихся денежных средств за счёт:

  • сокращения суммы дебиторской задолженности. так как используя такие меры по сокращению дебиторской задолженности, как отслеживание сальдо по каждому счету дебитора позволяет предотвратить поставку продукции должнику, оценка финансового состояния контрагентов, которым предоставляется отсрочка платежа;
  • сокращение периода инкассации: за счёт снижения суммы дебиторской задолженности;
  • инвестирование свободных денежных средств и т.д.

И наконец коэффициент по отсрочке дебиторской задолженности показывает, сколько раз задолженность образуется и поступает предприятию за исследуемый период. Данными для его расчёта служит бухгалтерский баланс предприятия. Вычисления представлены в таблице 3.2.

Из расчётов видно, что среднее число дней, необходимое для возврата дебиторской задолженности, возросло с 2016 года. Не так значительно, как в показателе оборачиваемости кредиторской задолженности, но тем не менее снижение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности показывает негативную тенденцию в финансовой устойчивости предприятия.

Таблица 3.2 – Расчёт коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности ООО «НТиК» за 2016-2017 гг.

Период погашения дебиторской задолженности в 2017 году на 18 дней больше, чем кредиторской. Причина этого – более низкая скорость обращения дебиторской задолженности по сравнению с кредиторской. Данная ситуация может привести к дальнейшему росту кредиторской задолженности и неспособности покрытия ее дебиторской, что в конечном счете ведет к неплатежеспособности предприятия.

Далее рассмотрим кредиторскую задолженность. Динамика кредиторской задолженности и ее структуры представлена в таблице 3.3.

Таблица 3.3 – Динамика кредиторской задолженности ООО «НТиК» 2016-2017 гг.

По данным таблицы 3.3 видно, что кредиторская задолженность увеличилась на 213 тысяч рублей или на 4,707% и составила на 2017 год 4 738 тысяч рублей Увеличение кредиторской задолженности произошло за счёт увеличение расчётов с поставщиками и подрядчиками и расчётов с разными дебиторами и кредиторами. Но в то же время произошло уменьшение такой кредиторской задолженности, как расчёты с покупателями и заказчиками на 184 тысяч рублей

Далее посчитаем коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, который показывает сколько требуется оборотов для оплаты выставленных счетов. И еще рассчитывается показатель не в виде коэффициента, а в виде количества дней, в течении которых счета поставщиков остаются неоплаченными. Данными для его расчёта служит бухгалтерский баланс предприятия. Вычисления представлены в таблице 3.4.

Таблица 3.4 – Расчёт оборачиваемости кредиторской задолженности ООО «НТиК» за 2016-2017 гг.

Так как в наблюдаемом периоде происходит снижение значения коэффициента, то можно сделать вывод, что продолжительность периода погашения кредиторской задолженности в 2017 году сильно повысился, собственно стал выше риск ее непогашения. Расчёт показывает, что предприятие активно финансирует текущую деятельность за счёт участников производственного процесса за счёт использования отсрочки оплаты по счетам, нормативной отсрочки по уплате налогов и т.д.

Теперь необходимо составить сравнительный анализ кредиторской и дебиторской задолженности на 2017 год. Она представлена в таблице 3.5.

Таблица 3.5 – Сравнительный анализ кредиторской и дебиторской задолженности ООО «НТиК» за 2017 год

Таким образом, кредиторская задолженность превышает дебиторскую на 1 394 тысяч рублей, что свидетельствует о том, что при реализации всей дебиторской задолженности нельзя погасить кредиторскую задолженность.

При реализации дебиторской задолженности предприятие сможет погасить чуть более 70% кредиторской задолженности. Таким образом, регулирование отношений ООО «НТиК» с дебиторами и кредиторами выражается в выявлении основных источников, путей и возможностей совершенствования договорной дисциплины, расчётов и их учёта.

Наиболее крупными поставщиками ООО «НТиК» являются «Тех-КРЕП ЮГ», «ТД Стилрекс» и «Донской крепеж». Так как предприятие работает уже достаточно длительное время с данными поставщиками и зарекомендовало себя наилучшим образом (оплата всегда производилась без каких-либо конфликтов), то в 2018 году можно рассчитывать на предоставление с их стороны отсрочку платежа на месяц.

Далее представим долю наиболее крупных поставщиков в общем объёме закупок ООО «НТиК» за 2016-2017 гг. в таблице 3.5.

Таблица 3.5 – Доля наиболее крупных поставщиков в общем объёме закупок ООО «НТиК» за 2016-2017 гг.

Из таблицы видно, что предприятие увеличило объёмы закупаемого товара на 2 376 тысяч рублей В 2016 году предприятию не удалось договорится о приемлемой закупочной цене с ООО «Донской крепеж», но в 2017 году удалось восстановить сотрудничество.  Также прекращено сотрудничество с ООО «Джей Эй Эф Рус» по причине прекращения поставки эксклюзивного товара контрагенту. В 2018 году ООО «ТД Стилрекс» закрывается, что исключает организацию из поставщиков ООО «НТиК».

Таким образом, из крупных поставщиков остается ООО «Донской крепеж», ООО «Тех-КРЕП ЮГ» и ООО «Анкерные системы». Такое снижение поставщиков позволит взять больший объём продукции, получить большую скидку от поставщиков и больший срок отсрочки платежей.

Данный вариант расчётов позволит уменьшить кредиторскую задолженность и даст возможность реализовать поставленный товар до его оплаты поставщику. В 2018 году планируется увеличение объёма закупки товара почти в два раза и вместе с этим снижения цены на товары и предложения скидки контрагентам, положительно проявившим себя за время сотрудничества. К примеру, в 2018 году объём закупки у ООО «Тех-КРЕП ЮГ» составляет 1793 тысяч рублей, а в 2017 за тот же период в 5 месяцев сумма закупки товара составляла 495 тысяч рублей. Таким образом, предприятие ООО «НТиК»в 2018 году увеличит объём реализованной продукции, которая позволит сократить краткосрочные обязательства и позволит получить дополнительную прибыль.

Что касается издержек обращения предприятия, то их нельзя рассматривать как что-то неизменное, для восстановления платежеспособности они должны стать объектом управления. Их снижение в совокупности осуществлением приведенных ранее методов стимуляции сбыта будет способствовать увеличению прибыли организации.

При осуществлении управления издержками необходимо помнить о том, что нельзя снижать затраты в ущерб компании. Организация должна иметь представление о том, какие расходы для нее экономически обоснованы, нуждаются в сохранении и, возможно, увеличении, а какие являются легко устранимыми без снижения возможностей организации.

Основными путями снижения издержек обращения являются:

  • сокращение расходов на оплату труда;
  • сокращение расходов на аренду;
  • снижение расходов на ремонт основных средств;
  • уменьшение расходов на рекламу;
  • снижение транспортных расходов.

Наиболее популярной из перечисленных мер является сокращение расходов на оплату труда. Зачастую экономия достигается за счёт увольнения персонала. Однако данное мероприятие не подходит для предприятия ООО «НТиК», потому что каждая должность в компании экономически обоснована, нельзя отказаться от услуг того или иного специалиста.

Также невыгодно снижать расходы на арендную плату, так как данная мера подразумевает поиск нового, более доступного помещения для магазина. Магазин имеет очень удобное текущее местоположение – в непосредственной близости от крупного строительного рынка «Алмаз», что удобно для клиентов. Кроме того, клиенты уже привыкли к данному местоположению, поэтому существует риск потерять часть розничных покупателей при переезде.

Предприятие может осуществить снижение расходов на ремонт основных средств, которые представлены главным образом автомобилями. С целью избежания поломок водителям рекомендуется бережно относиться к транспортным средствам, проводить регулярную диагностику состояния автомобиля и устранять возможные проблемы до того, как они приобрели характер серьезной поломки.

К расходам на рекламу ООО «НТиК» можно отнести наличие регулярно обновляемого сайта. Сократить расходы по этой статье не представляется возможным, так как сайт является практически эффективным средством демонстрации компании и продукции покупателю, а также способствует формированию доверия к ООО «НТиК». Прекращение работы с сайтом приведет к снижению продаж за счёт отсутствия у клиента необходимой информации о магазине. Кроме того, затраты в данной области не столь велики.

Снижение транспортных расходов возможно с помощью экономии на топливе. На данный момент три автомобиля предприятия в качестве топлива используют бензин, цена на который во время кризиса возросла, следовательно, возросли и транспортные издержки.

Таким образом, внедрение предложенных мероприятий по снижению кредиторской и дебиторской задолженности позволит в итоге повысить финансовую устойчивость фирмы в целом. В результате разработанных мероприятий предполагается позитивное изменение всех технико-экономических показателей. Так, кредиторская задолженность повысится, но покроется в связи с повышением выручки и снижением дебиторской задолженности. А сэкономленные средства при помощи издержек можно направить на погашение задолженности или улучшение структуры капитала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе собранного обобщенного и систематизированного материала теоретического и практического характера по вопросу анализа и оценки финансовой устойчивости субъекта хозяйствования ООО «НТиК» можно сформулировать следующие выводы и предложения.

Финансовое состояние предприятия – совокупность показателей, которые отражают наличие и эффективность размещения и использования финансовых ресурсов. Анализ финансового состояния предприятия относится к числу наиболее важных экономических проблем.

Несмотря на отсутствие единого механизма анализа финансовой устойчивости компании, существует ряд разработанных методик, которые включают в себя структурный анализ активов и пассивов предприятия и оценку экономических коэффициентов, характеризующий финансовую самостоятельность предприятия и его платежеспособность.

Главная цель анализа финансовой устойчивости – выявление финансовой устойчивости предприятия и ее дальнейшие перспективы в платежеспособности. Для того, чтобы определить тип финансовой устойчивости предприятия необходимо провести расчёт системы финансовых коэффициентов. Первым шагом является расчёт соотношения абсолютных показателей актива и пассива баланса. Второй шаг — расчёт относительных финансовых коэффициентов и сравнение их с нормативными значениями. Основой для расчётов данных коэффициентов выступает: бухгалтерская отчётность предприятия.

По результатам расчёта делается вывод об эффективности производства и реализации продукции и о финансовом положении предприятия. Далее на основе анализа разрабатывается система мер по повышению, стабилизации или закреплению финансово-экономической эффективности реализации продукта.

В качестве объекта исследования выступило предприятие ООО «НТиК» — крепежная фирма в Ростове-на-Дону, созданная в 2003 году. Основными видами деятельности организации являются:

  • оптовая и розничная торговля промышленными и продовольственными товарами;
  • посреднические услуги;
  • проектно-сметные, ремонтно-строительные и строительно-эксплуатационные работы.

В анализируемый период 2016-2017 гг. на предприятии наблюдается снижение выручки (на 18,4%), снижение себестоимости продукции (на 18,8%), рост валовой прибыли (на 31,6%), рост прибыли от продаж (на 84,8%). Уровень рентабельности продаж невысок. На предприятии наблюдается негативная тенденция снижения показателей платежеспособности.

Отрицательными явлениями можно считать увеличение кредиторской задолженности и высокую долю дебиторской задолженности в активе баланса, даже более того дебиторская задолженность не сможет покрыть кредиторскую, это показывает неразумную политику предприятия по отношению к своему распределению средств и по отношению к должникам. Также, данные предприятия показывают неспособность ООО «НТиК» рассчитаться по краткосрочным обязательствам, то есть организация является неплатежеспособным в ближайшем промежутке времени.

Выполнен анализ платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия, где расчёт абсолютных показателей показал, что ООО «НТиК» имеет недостаток собственных и заёмных средств для формирования запасов, что относит его к типу кризисного состояния предприятия. Компания полностью зависит от заёмных источников формирования и не в состоянии покрыть затраты за счёт всей величины источников формирования имущества.

Расчёт относительных показателей выявил, что заёмный капитал предприятия превышает собственный практически в два раза, расчёт финансовой независимости показал, что показатель ООО «НТиК» является в целом в пределах нормы усредненных значений для малых предприятий в РФ, однако конечный коэффициент финансовой устойчивости показал, что предприятие находится в критическом положении.

По результатам расчёта ликвидности было выявлено, что ни один из коэффициентов не соответствует рекомендуемым нормативам. Из этого можно сделать вывод, что предприятие является полностью неликвидным.

Таким образом, рассмотрев все представленные расчёты финансовой устойчивости ООО «НТиК» в динамике за два года, можно сделать вывод о неудовлетворительном состоянии предприятия. Его финансовое состояние является кризисным, имеется высокий риск банкротства.

Основная задача мероприятий по улучшению финансовой устойчивости предприятия – это восстановление и укрепление платежеспособности и ликвидности баланса, увеличение собственного капитала до такой величины, при которой будет выполняться экономические нормативы.

Так, предприятию ООО «НТиК» предложены следующие меры по повышению финансовой устойчивости предприятия:

  • увеличение собственного капитала предприятия путем рационального распределения прибыли;
  • совершенствование системы расчётов по дебиторской и кредиторской задолженности.
  • сокращение возможных издержек предприятия.

Данные меры помогут предприятию снизить потребность в заёмных источникам, увеличив собственные оборотные средства. Использовав для этого наращение собственного капитала, путем увеличения нераспределенной прибыли и резервов, снижение величины краткосрочных обязательств путем привлечения более долгосрочных, также уменьшения дебиторской и кредиторской задолженности.

Также были рассмотрены различные способы снижения издержек предприятия и, как следствие, себестоимости продукции, которые позволят увеличить прибыль хозяйствующего субъекта.

Таким образом, выявив главенствующие проблемы предприятия, мною была разработана система рекомендаций для укрепления финансовой устойчивости. В результате внедрения предлагаемых мероприятий ООО «НТиК» повысит свой уровень платежеспособности и, соответственно, финансовой устойчивости: будет снижена зависимость от внешних источников, возрастет уровень рентабельности предприятия, ликвидность повысится.

Предложенные мероприятия ориентированы на повышение финансовой устойчивости ООО «НТиК» и позволят предприятию эффективно вести хозяйственную деятельность в долгосрочной перспективе.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru.
  2. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru.
  3. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru.
  4. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов РФ №34н от 29 июля 1998 года. // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru.
  5. Приказ Минфина России от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчётности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023) // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru.
  6. Аверина, О.И. Анализ и оценка финансовой устойчивости. / О.И. Аверина, И.С. Мамаева – М: Научная библиотека, 2014.
  7. Агафонова Д.В., Демченко Н.В. Финансовая устойчивость предприятия // Крымский экономический вестник – 2014. – №2 (09). – С. 4-9.
  8. Баканов, М.И. Теория экономического анализа / Баканов М.И., Шеремет А.Д. – М.: Юнити-Дана, 2011.
  9. Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации): Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2012.
  10. Болдырев, В.Н. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации: современные подходы и их оценка: учеб. пособие / В.Н. Болдырев, О.В. Кудряшова, М.А. Шаталов – М.: Академия, 2016.
  11. Буткова О.В., Шеломенцев А.А. Финансовая устойчивость как один из показателей финансового состояния предприятия // Вестник международных научных конференций. – 2015. – №4 (8). – С. 26-38.
  12. В.Н. Гончаров, Л.Н. Матросов, С.В. Захаров и др. Финансовый анализ: учебник. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2013.
  13. Гелета И. В., Дьяченко Е. И. Факторы финансовой устойчивости предприятия // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – №6.
  14. Гиляровская, Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  15. Голик С.А., Маркова Г.В., Пушко О.Е. Место финансовой диагностики в повышении экономической устойчивости предприятия. // Формирование и реализация стратегии устойчивого экономического развития российской федерации, 2015. – №4. – С. 12-16.
  16. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз/ Т.И. Григорьева – М.: ЮРАЙТ, 2012.
  17. Джанибекова Ф. Х., Дьякова Ю. Н. Анализ финансовой устойчивости организации // Приоритетные направления развития науки и образования – 2015. – №2. – С. 42-49.
  18. Доронина Ф. Х. Анализ финансового равновесия активов и пассивов баланса – основа оценки финансовой устойчивости и платёжеспособности предприятия // Вестник Московского университета Им. С.Ю. Витте. Серия 1: экономика и управление. – 2015. – №4 (15).
  19. Дружинина К.В., Зимина Н.О. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия // Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса, 2015.
  20. Ефимова, О.В. Финансовый Анализ: учеб. пособие / О.В. Ефимова – М: Омега-Л, 2014.
  21. Ионова, А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учебное пособие/ А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева – М: Юнити-Дана, 2012.
  22. Казакова, Н.А. Финансовый Анализ: учеб. пособие. – М: Юрайт, 2015.
  23. Керефова М.Р., Романов Е.С. О взаимосвязи финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия // Теоретические и прикладные аспекты современной науки – 2015. – №9. – С. 12-15.
  24. Кустрич Л. А. Применение методических подходов оценки финансовой устойчивости предприятия как этап процесса управления ею // Современные технологии управления – 2014. – №11. – С. 23-28.
  25. Ларин А. В., Анисимова А. С. Эффективность абсолютных показателей финансовой устойчивости // Экономика и современный менеджмент: теория и практика – 2014. – №44. – С. 51-58.
  26. Линг В.В. Анализ финансовой устойчивости субъекта предпринимательства // Экономика и предпринимательство. – 2015. – №7 (60).
  27. Лупей Н.А. Финансы торговых организаций: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  28. Метелева, А.Е. Финансовый Анализ: учеб. пособие / А.Е. Метелева, О.В. Кучеренко, В.А. Копмана. – Омск: КнигоГрад, 2014.
  29. Насыбулина В. П., Стадник А. И., Петров Д. В. Современные показатели анализа финансовой устойчивости предприятия // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №9.
  30. Негашев, Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: ИНФРА-М, 2012.
  31. Полюшко Ю.Н. Финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта: анализ и оценка // Экономика и управление: проблемы, решения – 2014. – №12. – С. 24-31.
  32. Пуртова А.Ф. Исследование подходов к определению финансовой устойчивости // Молодой ученый – 2014. – №15. – С. 35-42.
  33. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: Учебник/ Г.В. Савицкая. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
  34. Салькова О.С. Финансовая устойчивость и методы ее оценки для применения в управлении финансовым состоянием организации // Управленческий учёт. – 2015. – №12.
  35. Сатыева А.И., Касимова Д.Ф. Финансовая устойчивость предприятия: методы анализа и оценки // Современные финансовые аспекты развития экономики региона: механизм, институты, инструменты – 2015. – №9. – С. 35-43.
  36. Скороход Н. В. Финансовая устойчивость: содержание, формы проявления и оценка // Экономические науки – 2014. – №110. – С. 12-17.
  37. Спирина С.Г. Финансовая устойчивость в контексте хозяйственной деятельности предприятий // Российский экономический интернет-журнал – 2014. – №1. – С. 8-16.
  38. Таранова, И.В. Финансовый анализ: теория и практика: учеб. пособие / И.В. Таранова – Ставрополь: Секвойя, 2015.
  39. Тюкавкина, И.Н., Основные подходы к анализу финансовой деятельности: учеб. пособие / И.Н. Тюкавкина., А.С. Сараева – Самара: Институт анализа экономики города и региона, 2014.
  40. Фардзинова И.М., Семенов П.Н. Основные направления обеспечения финансовой устойчивости в сфере малого и среднего бизнеса // Известия горского государственного аграрного университета – 2014. – №3. – С. 18-25.
  41. Хачатрян В.Г., Мамий Е.А. Теоретические подходы к определению и анализу платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №3.
  42. Шальнева М. Финансовая устойчивость организации: особенности классификации и факторы, влияющие на ее обеспечение // Финансовая жизнь – 2014. – №1.
  43. Шахрутдинова А.Ш. Финансовая устойчивость – основа финансовой независимости предприятий. // Экономика и социум – 2014. – №12.
  44. Швецова Н.К. Развитие методики анализа финансовой устойчивости предприятия // Современные проблемы науки и образования – 2014. – №4. – С. 35-42.

1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф