1.3 Методики оценки финансового результата деятельности организации
Поскольку для каждой коммерческой организации значителен принцип максимизации прибыли, то важно изучить характер прибыли (убытков), рентабельности, а также способы увеличения прибыли (минимизации убытков) и увеличения рентабельности. Именно анализ финансовых результатов предприятия позволяет повысить эффективность производства, определить сильные и слабые стороны в деятельности предприятия, определить пути его дальнейшего развития.
Существует множество методик анализа финансовых результатов деятельности предприятии. Отличительной особенностью каждой из методик является последовательность этапов проведения анализа финансовых результатов, а также содержание каждого из этапов, входящих в методику. Рассмотрев наиболее распространенные в экономической литературе методики различных авторов по анализу финансовых результатов организации, нами были выявлены основные этапы их проведения:
1.Классификация прибыли (по порядку формирования; по источникам формирования; по видам деятельности; по периодичности получения; по характеру использования).
2. Формирование показателей прибыли (основы их расчета и взаимосвязь между ними).
3. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли, факторный анализ прибыли до налогообложения.
4. Учет влияния инфляции на финансовые результаты.
5. Анализ «качества» прибыли.
6. Рассматриваются денежные потоки организации, при этом предлагается увязывать анализ финансовых результатов с анализом денежных потоков.
7. Изучаются уровень, динамика (горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах) и структура (вертикальный анализ) финансовых результатов.
8. Предлагается схема факторного анализа общей бухгалтерской прибыли и прибыли от реализации продукции.
9. Дается оценка воздействия факторов на изменение прибыли от реализации продукции по двум группам.
10. Анализ использования прибыли в связи с основными направлениями использования чистой прибыли.
11.Анализ рентабельности.
Таким образом, по результатам сравнительного анализа методик оценки финансовых результатов можно сказать, что универсальной методики анализа финансовых результатов не существует.
Для более достоверной оценки финансовых результатов необходимо применять сразу несколько методик, чтобы исключить субъективность результатов анализа финансовых результатов при использовании определенной методики. В этом случае предприятие должно подобрать те методики, которые ему больше подходят с учетом специфики деятельности, что в целом позволит отразить максимально подробную информацию о состоянии финансовых результатов предприятия и послужит основой для принятия управленческих решений, направленных на формирование стратегии устойчивого развития предприятия под влиянием факторов внешней и внутренней среды.
Многие ведущие экономисты считают, что наиболее информативным показателем при анализе финансовых результатов различных экономических субъектов является непосредственно рентабельность собственного капитала и активов, поскольку данные показатели определяют уровень эффективного функционирования экономическим субъектом используя активы и собственный капитал. Однако, стоит отметить, что в экономике настоящего времени об эффективности деятельности экономического субъекта судят по нескольким экономическим показателям, вернее по системе показателей.
Система экономических показателей, характеризует деятельность экономического субъекта и каждый показатель системы взаимосвязан с другими, так как изменение одного приводит к изменению динамики других показателей, что в свою очередь отражается на уровне финансового результат деятельности.
Проведенный анализ и полученные результаты создают основную информационную базу, необходимую руководству предприятия для разработки наиболее эффективной товарной стратегии предприятия, формирования ценовой политики и поиска оптимальных решений для снижения себестоимости продукции, что, в свою очередь, требует детального исследования факторов, вызвавших рост издержек на производство
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ООО «МАКСИМА ГРУПП»
2.1. Краткая характеристика ООО «Максима Групп»
Объектом исследования в работе выступает ООО «Максима Групп». Коммерческим обозначением общества является торговая компания «ФАМИЛИЯ».
Основными видами деятельности ООО «Максима Групп» выступают:
— внешнеэкономическая деятельность;
— содействие развитию и организации прямых деловых международных связей;
— торгово-закупочная деятельность;
— оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами;
— оптовая торговля текстильными и галантерейными товарами и др.
Familia начала свою деятельность в 2000 году как сеть универмагов распродаж для всей семьи, постепенно развивая новый для России формат торговли – off-price (его особенность – предложение большого числа товаров от авторитетных мировых и локальных брендов со значительной выгодой для потребителя). Компания стала первым в СНГ ритейлером, работающим по off-price-модели и продемонстрировавшим ее преимущества как для покупателей, так и для владельцев торговых марок.
Сеть объединяет более 300 магазинов в 100 крупнейших городах России – от Калининграда до Красноярска и от Мурманска до Сочи. Также компания работает в Республике Беларусь. Магазины Familia расположены в крупных торгово-развлекательных комплексах и торговых центрах густонаселенных районов. Сеть постоянно расширяется, открывая новые магазины практически еженедельно.
Ассортимент Familia составляют оригинальные брендовые товары более чем 7 000 торговых марок, при этом линейка торговых марок и товарных категорий постоянно расширяется. Компания сотрудничает с владельцами брендов и фабриками из 50 стран мира, закупая у них напрямую и на специальных условиях большие партии товаров, оперативно доставляя их в Россию и распределяя по магазинам сети. В большинство магазинов Familia поставка нового товара происходит ежедневно.
Организационная структура ООО «Максима Групп» приведена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 — Организационная структура управления ООО «Максима Групп»
Организационная структура ООО «Максима Групп» линейно-функциональная.
ООО «Максима Групп» возглавляет генеральный директор. В его подчинении находятся два заместителя. Первый заместитель курирует производственно-технологический отдел. Второй заместитель директора руководит проектно-сметной группой. Так же генеральный директор осуществляет руководство главным бухгалтером и службой маркетинга.
Кроме того, в непосредственно подчинении генерального директора находятся директоры каждого из магазинов, перечисленных на рисунке 2.1
Для оценки внешней среды представим результаты SWOT-анализа ООО «Максима Групп» (см. рисунок 2.2).
По результатам анализа сильных и слабых сторон ООО «Максима Групп», среди сильных сторон можно выделить: квалифицированный рабочий персонал, налаженная система обучения сотрудников; высокий уровень сервиса, качество обслуживания.
Рисунок 2.2 – Матрица SWOT-анализа ООО «Максима Групп»
Среди слабых сторон выделяются: высокая цена на оказываемые услуги; износ основных фондов, необходимость приобретения постоянно обновляющегося оборудования; отсутствие четкой политики по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью. Сильные стороны ООО «Максима Групп» позволяют ей сохранять достойные позиции, и говорят о том, что организация в первую очередь ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов.
Среди наиболее актуальных возможностей можно выделить хорошую репутацию ООО «Максима Групп» и высокий уровень используемых технологий, восстановление платёжеспособного спроса со стороны социума, высокий уровень используемых технологий.
Влияние поставщиков является незначительным ввиду большого количества фирм предлагающих оборудование и продукцию достаточно высокого качества по низким ценам. ООО «Максима Групп» испытывает сильное влияние клиентов, т.к. незначительное изменение цены может сильно повлиять на спрос. В создавшихся условиях необходимо использовать стратегию ориентации на потребителя для усиления стимулирования сбыта. В сложившейся ситуации в отрасли наблюдается достаточно сильная конкуренция, как за счёт снижения цены и стимулирования сбыта, так и за счёт технологических новшеств, позволяющих оказывать необходимую медицинскую помощь качественно и в кратчайшие сроки.
Наиболее существенными возможностями, которые могут повлиять на деятельность ООО «Максима Групп», являются: научно—технический прогресс; выпуск новых видов оборудования, оказание новых видов услуг; восстановление платёжеспособного спроса со стороны социума.
Наиболее значимыми угрозами для ООО «Максима Групп» являются следующие факторы внешней среды: возрастающая конкуренция; рост социальных отчислений. Внутренние факторы формируются самим ООО «Максима Групп», в первую очередь его руководством.
Для более полного представления о ООО «Максима Групп» построим и проанализируем многоугольник конкурентоспособности.
«Многоугольник конкурентоспособности» — метод, позволяющий достаточно быстро провести анализ конкурентоспособности товара компании в сравнении с ключевыми конкурентами и разработать эффективные мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности продукции.
Конкурентами ООО «Максима Групп» являются:
— ретейлер Ozon;
— маркетплейс Tmall.
Оценка конкурентов и анализируемого предприятия осуществляется по шкале от 1 до 5.
После проставления баллов по каждому критерию, составляется многоугольник с помощью Microsoft Excel.
Проанализируем многоугольник конкурентоспособности ООО «Максима Групп» (см. рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Многоугольник конкурентоспособности ООО «Максима Групп»
Данные рисунка 2.3 – многоугольника конкурентоспособности показывают, что наибольшую опасность среди представленных конкурентов представляет ретейлер Ozon – данный субъект обладает всеми преимуществами – достаточным ассортиментом, качеством продукции, а так же в сравнении с представленными компаниями и более низким уровнем цен.
Таким образом, можно сделать вывод о конкурентоспособности ООО «Максима Групп», но при этом анализ целевой аудитории показал, что приверженность к предлагаемой марке продукции снижается, что требует комплексного подхода к разработке проекта маркетинговых коммуникаций.
2.2. Анализ финансовых результатов ООО «Максима Групп»
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснованности образования и распределения их фактической величины; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает:
- Изучение изменений каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным (горизонтальный анализ);
- Структурный анализ соответствующих статей (вертикальный анализ);
- Анализ относительных показателей (коэффициентов) финансовой устойчивости
Проведем анализ финансовых результатов ООО «Максима Групп» с помощью динамического и структурного анализа отчета о финансовых результатов в таблицах 2.1 -2.5.
Таблица 2.1. – Горизонтальный анализ доходов ООО «Максима Групп»
| Показатель | За 2019 год | За 2020 год | Горизонтальный анализ | |||
| Удельный вес на начало года, % | Удельный вес на конец года,% | Отклонение | ||||
| Абсолютной величины, тыс.руб. | Удельный вес, % | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| (гр.2: | (гр.3: | (гр.3 – | (гр.5 – | |||
| гр.2) | гр.2) | гр.2) | гр.4) | |||
| 1. Доходы |
|
|
|
|
|
|
| 1.1. Выручка | 12 717 058 | 12 777 274 | 100 | 100,5 | 60 216 | 0,5 |
| 1.2. Проценты к получению | 90 268 | 61 109 | 100 | 67,7 | -29 159 | -32,3 |
| 1.3. Доходы от участия в других организациях | 5 | 8 | 100 | 160 | 3 | 60 |
| 1.4. Прочие доходы | 1 244 308 | 968 860 | 100 | 77,9 | -275 448 | -22,1 |
| 1.5. Отложенные налоговые активы | 5 126 | -656 | 100 | -12,8 | -5 782 | -112,8 |
| 1.6. Дополнительные показатели | 920 | 271 | 100 | 29,5 | -649 | -70,5 |
| 1.7. ИТОГО ДОХОДЫ | 14 057 685 | 13 806 866 | 100 | 98,2 | -250 819 | -1,8 |
Представим графически динамику доходов предприятия (см. рисунок 2.4).
Рисунок 2.4. – Динамика доходов ООО «Максима Групп»
На основе проведенного горизонтального анализа отчета о финансовых результатах за 2020 год с помощью таблицы 2.1 можно сделать следующие выводы. За исследуемый период наблюдается снижение совокупных доходов 250 819 тыс.руб. за счет уменьшения доходов от неосновной деятельности. Выручка по основной деятельности выросла на 60 216 тыс.руб., что повлияло на структуру доходов, в которой вырос удельный вес доходов от основной деятельности на 2,1%. Данный факт положительно характеризует эффективность управления ресурсами предприятия.
Вертикальный анализ доходов ООО «Максима Групп» представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2. — Вертикальный анализ доходов ООО «Максима Групп»
| Показатель | За 2019 год | За 2020 год | Вертикальный анализ | |||
| Удельный вес на начало года, % | Удельный вес на конец года,% | Отклонение | ||||
| Абсолютной величины, тыс.руб. | Удельный вес, % | |||||
| 1 | 2 | 3 | 8 (гр.2 : гр.2 стр. 1.7) | 9 (гр.3 : гр.3 стр. 1.7) | 10 | 11 (гр.9 – |
| (гр.3 – | гр.8) | |||||
| гр.2) |
| |||||
| Доходы |
|
|
|
|
|
|
| 1.1. Выручка | 12 717 058 | 12 777 274 | 90,5 | 92,5 | 60 216 | 2,1 |
| 1.2. Проценты к получению | 90 268 | 61 109 | 0,6 | 0,4 | -29 159 | -0,2 |
| 1.3. Доходы от участия в других организациях | 5 | 8 | 0 | 0 | 3 | 0 |
| 1.4. Прочие доходы | 1 244 308 | 968 860 | 8,9 | 7 | -275 448 | -1,8 |
| 1.5. Отложенные налоговые активы | 5 126 | -656 | 0 | 0 | -5 782 | 0 |
| 1.6. Дополнительные показатели | 920 | 271 | 0 | 0 | -649 | 0 |
| 1.7. ИТОГО ДОХОДЫ | 14 057 685 | 13 806 866 | 100 | 100 | -250 819 | — |
Представим графически структуру доходов предприятия на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5. – Структура доходов ООО «Максима Групп», %
Как показывают данные рисунка 2.5., наибольший удельный вес в структуре доходов предприятия занимает выручка – 93%.
Это означает, что все производственные мощности имеющиеся в распоряжении ресурсы направлены на максимизацию прибыли от основного вида деятельности.
Далее рассмотрим результаты анализа расходов предприятия.
Таблица 2.3. — Горизонтальный анализ расходов ООО «Максима Групп»
| Показатель | За 2019 год | За 2020 год | Горизонтальный анализ | |||
| Удельный вес на начало года, % | Удельный вес на конец года,% | Отклонение | ||||
| Абсолютной величины, тыс.руб. | Удельный вес, % | |||||
| 2. Расходы |
|
|
|
|
|
|
| 2.1. Себестоимость | 10 801 218 | 11 624 861 | 100 | 107,6 | 823 643 | 7,6 |
| 2.2. Коммерческие расходы | 250 989 | 207 603 | 100 | 82,7 | -43 386 | -17,3 |
| 2.3. Управленческие расходы | 423 828 | 421 103 | 100 | 99,4 | -2 725 | -0,6 |
| 2.4. Проценты к уплате | — | — | — | — | — | — |
| 2.5. Прочие расходы | 1 288 211 | 876 197 | 100 | 68 | -412 014 | -32 |
| 2.6. Отложенные налоговые обязательства | 1 791 | 3 644 | 100 | 203,5 | 1 853 | 103,5 |
| 2.7. Текущий налог на прибыль | 247 779 | 133 778 | 100 | 54 | -114 001 | -46 |
| 2.8. ИТОГО РАСХОДЫ | 13 013 816 | 13 267 186 | 100 | 101,9 | 253 370 | 1,9 |
Представим динамику расходов предприятия на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6. – Динамика расходов ООО «Максима Групп»
Расходы предприятия увеличились на 253 370 тыс.руб. за счет роста себестоимости продукции. В целом по коммерческим и управленческим расходам, а также по расходам от неосновной деятельности наблюдается снижение показателей. В структуре расходов увеличился удельный вес расходов по основной деятельности на 4,6%.
Результаты вертикального анализа расходов ООО «Максима Групп» приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4. — Горизонтальный анализ расходов ООО «Максима Групп»
| Показатель | За 2019 год | За 2020 год | Вертикальный анализ | |||
| Удельный вес на начало года, % | Удельный вес на конец года,% | Отклонение | ||||
| Абсолютной величины, тыс.руб. | Удельный вес, % | |||||
| Расходы |
|
|
|
|
|
|
| 2.1. Себестоимость | 10 801 218 | 11 624 861 | 83 | 87,6 | 823 643 | 4,6 |
| 2.2. Коммерческие расходы | 250 989 | 207 603 | 1,9 | 1,6 | -43 386 | -0,4 |
| 2.3. Управленческие расходы | 423 828 | 421 103 | 3,3 | 3,2 | -2 725 | -0,1 |
| 2.4. Проценты к уплате | — | — | — | — | — | — |
| 2.5. Прочие расходы | 1 288 211 | 876 197 | 9,9 | 6,6 | -412 014 | -3,3 |
| 2.6. Отложенные налоговые обязательства | 1 791 | 3 644 | 0 | 0 | 1 853 | 0 |
| 2.7. Текущий налог на прибыль | 247 779 | 133 778 | 1,9 | 1 | -114 001 | -0,9 |
| 2.8. ИТОГО РАСХОДЫ | 13 013 816 | 13 267 186 | 100 | 100 | 253 370,00 | — |
Представим графически структуру расходов предприятия на рисунке 2.7.
Как показывают данные таблицы 2.4. и рисунка 2.7., наибольший удельный вес в структуре расходов занимает себестоимость – 88%.
Рисунок 2.7. – Структура расходов ООО «Максима Групп», %
Прочие расходы представлены 7% расходов предприятия, что достаточно значительно для прочих видов деятельности предприятия. Сюда входят расходы по освоению новых рынков.
Далее рассмотрим итоги горизонтального анализа финансовых результатов предприятия (см. таблицу 2.5.).
Таблица 2.5. – Горизонтальный анализ финансовых результатов ООО «Максима Групп»
| Показатель | За 2019 год | За 2020 год | Горизонтальный анализ | |||
| Удельный вес на начало года, % | Удельный вес на конец года,% | Отклонение | ||||
| Абсолютной величины, тыс.руб. | Удельный вес, % | |||||
| 3. Финансовый результат |
|
|
|
|
|
|
| 3.1. Валовая прибыль | 1 915 840 | 1 152 413 | 100 | 60,2 | -763 427 | -39,8 |
| 3.2. Прибыль (убыток) от продаж | 1 241 023 | 523 707 | 100 | 42,2 | -717 316 | -57,8 |
| 3.3. Прибыль (убыток) до налогообложения | 1 287 393 | 677 487 | 100 | 52,6 | -609 906 | -47,4 |
| 3.4. Чистая прибыль (убыток) | 1 042 029 | 539 138 | 100 | 51,7 | -502 891 | -48,3 |
Динамика чистой прибыли ООО «Максима Групп» представлена на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8. — Динамика чистой прибыли ООО «Максима Групп»
Темп снижения чистой прибыли предприятия по итогам 2020 года составил 48,3%.
Далее представим результаты вертикального анализа (см. таблицу 2.6.).
Таблица 2.6. – Вертикальный анализ финансовых результатов ООО «Максима Групп»
| Показатель | За 2019 год | За 2020 год | Вертикальный анализ | |||
| Удельный вес на начало года, % | Удельный вес на конец года,% | Отклонение | ||||
| Абсолютной величины, тыс.руб. | Удельный вес, % | |||||
| 3. Финансовый результат |
|
|
|
|
|
|
| 3.1. Валовая прибыль | 1 915 840 | 1 152 413 | 183,9 | 213,8 | -763 427 | 29,9 |
| 3.2. Прибыль (убыток) от продаж | 1 241 023 | 523 707 | 119,1 | 97,1 | -717 316 | -22 |
| 3.3. Прибыль (убыток) до налогообложения | 1 287 393 | 677 487 | 123,5 | 125,7 | -609 906 | 2,1 |
| Чистая прибыль (убыток) | 1 042 029 | 539 138 | 100 | 100 | -502 891 | — |
По результатам деятельности предприятия за 2020 год чистая прибыль составила 539 138 тыс.руб., что ниже показателя 2019 года на 502 891 тыс.руб. Наибольшее влияние на формирование финансового результата предприятия оказали результаты по основной деятельности. Их влияние в 2020 году выросло.
2.3. Оценка рентабельности предприятия ООО «Максима Групп»
Проведем анализ рентабельности предприятия на основе расчета коэффициентов (см. таблицу 2.7) и их сравнении с показателями главного предприятия-конкурента ретейлера Ozon в таблице 2.8.
Таблица 2.7 – Показатели рентабельности ООО «Максима Групп»
| Наименование показателя | Формула расчета | Расчет значение | |
| За 2019 год | За 2020 год | ||
| 1. Рентабельность активов чистая (имущества) Ра (Return on accets- ROA) | Ра=Пч/ВБср*100% | 2,09 | 1,02 |
| 2. Рентабельность собственного капитала (Рск) (Return on equity) | Рск=Пч/СКср*100% | 10,75 | 5,14 |
| 3.Рентабельность затрат (Рз)(Return on Cost Sales) | Рз=Пч/С*100% | 9,65 | 4,64 |
| 4. Чистая рентабельность продаж (Рпродаж) (Net Profit Margin) | Рч.пр.=Пч/В*100% | 8,19 | 4,22 |
| 5.Валовая рентабельность (Маржа валовой прибыли; Валовая рентабельность продаж) (Gross Profit Margin) | Рвал.=Пвал./В*100% | 15,07 | 9,02 |
Расчет коэффициентов рентабельности показал, что основные показатели рентабельности деятельности предприятия положительны. Однако рентабельность активов предприятия ниже среднеотраслевой.
Следует отметить, что рентабельность собственного капитала выше рентабельности активов и находится на уровне рентабельности собственного капитала конкурента.
Чистая рентабельность продаж также выше, чем у конкурента, что характеризует предприятие как более эффективное и рентабельное по основной деятельности.
Далее сопоставим полученные результаты с результатами предприятия-конкурента ООО «Максима Групп» в таблице 2.8.
Таблица 2.8. – Сравнение показателей рентабельности с результатами предприятия-конкурента ретейлера Ozon
| Наименование показателя | ООО «Максима Групп» | ретейлер Ozon | Комментарий |
| 1. Рентабельность активов чистая (имущества) Ра (Return on accets- ROA) | 1,02 | 4,36 | Рентабельность активов за исследуемый период снизилась с 2,09% до 1,02%. Значение показателя характеризуют активы предприятия с низкой рентабельностью. По данному показателю предприятие уступает конкуренту, рентабельность активов у которого 4,36%. |
| 2. Рентабельность собственного капитала (Рск) (Return on equity) | 5,14 | 5,7 | За исследуемый период рентабельность собственного капитала также снизилась с 10,75% до уровня 5,14%, что соизмеримо со значением показателя конкурента 5,7%. |
| 3.Рентабельность затрат (Рз)(Return on Cost Sales) | 4,64 | 5,15 | За исследуемый период рентабельность затрат также снизилась с 9,65% до уровня 4,64%, что также соизмеримо со значением показателя конкурента 5,15%. |
| 4. Чистая рентабельность продаж (Рпродаж) (Net Profit Margin) | 4,22 | 3,78 | За исследуемый период рентабельность продаж снизилась с 8,19% до уровня 4,22%, что выше значения показателя конкурента 3,78%, что характеризует основную деятельность предприятия как более рентабельное. |
| 5.Валовая рентабельность (Маржа валовой прибыли; Валовая рентабельность продаж) (Gross Profit Margin) | 9,02 | 26,57 | За исследуемый период рентабельность продаж снизилась с 15,07% до уровня 9,02%. По данному показателю предприятие уступает конкуренту (26,57%). |
Данные таблицы 2.8. показывают, что по большинству показателей ретейлера Ozon превосходит результаты ООО «Максима Групп». Так, рентабельность ретейлера Ozon активов значительно выше исследуемого показателя. За исследуемый период рентабельность затрат также снизилась с 9,65% до уровня 4,64%, что также соизмеримо со значением показателя конкурента 5,15%. По показателю рентабельности валовой прибыли предприятие уступает конкуренту (26,57%).
Таким образом, как показал анализ финансовых результатов, рост себестоимости по итогам 2020 года составил более 7%, что свидетельствует об увеличении затрат по основному виду деятельности: затрат на основные материалы и сырье.
Расчет коэффициентов рентабельности показал, что основные показатели рентабельности деятельности предприятия положительны. Однако рентабельность активов предприятия ниже среднеотраслевой. Следует отметить, что рентабельность собственного капитала выше рентабельности активов и находится на уровне рентабельности собственного капитала конкурента. Чистая рентабельность продаж также выше, чем у конкурента, что характеризует предприятие как более эффективное и рентабельное по основной деятельности.
