2.2 Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятии.
Бухгалтерский учет в ООО «Тепловая Компания» ведет бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации – исполнительный директор.
Ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер. Главный бухгалтер имеет высшее профессиональное образование, аттестат профессионального бухгалтера. Представим организационную структуру бухгалтерской службы на рисунке 3.
Бухгалтерский учет ведется в соответствии с учрежденной учетной политикой Общества для целей бухгалтерского и налогового учета. Последний вариант учетной политики издан на 2019 финансовый год. Последняя редакция учетной политики принята Обществом в соответствии с рядом изменений нормативной базы. Приложение 1.
Рис.4. Структура бухгалтерской службы ООО «Тепловая Компания».

Бухгалтерская и налоговая отчетность предоставляется в контролирующие органы по телекоммуникационнным каналам связи.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в организации ведется в рублях и копейках с применением программы 1С: Предприятие версия: 8.2. Данная программа скорректирована, настроена на работу организации и соответствует учетной политике.
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистрами бухгалтерского учета организации являются:
- ведомости по счетам;
- оборотно-сальдовая ведомость;
- анализ счетов;
- прочие регистры.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
Для составления бухгалтерской отчетности используются формы, утвержденные Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [25].
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организация проводит инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. В приложении 5 представлена оборотно-сальдовая ведомость по счетам ООО «Тепловая Компания» за 2018 год.
ООО «Тепловая Компания» работает на стандартной системе налогообложения.
Движение основных средств в обществе оформляется первичными учетными документами, заполняемыми по формам и в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Представим общую схему учета основных средств на рисунке 5.
Рис. 5 Схема учета объектов основных средств Общества
Ввод в эксплуатацию основных средств отражается актом формы ОС-1 Акт о приемке – передачи объектов основных средств (приложение 6), помимо акта ОС-1 Обществом формируется акт ввода в эксплуатацию.
В таблице представим бухгалтерские записи по отражению поступления объектов основных средств (таблица 2).
Таблица 2
Бухгалтерские записи, формируемые в ООО «Тепловая компания» при поступлении объектов основных средств
При вводе в эксплуатацию объекту основных средств присваивается инвентарный номер. Каждый объект основных средств в Обществе имеет уникальный инвентарный номер. Так же в момент ввода в эксплуатацию Обществом оформляется инвентарная карточка объекта.
Списание основных средств так же отражается первичным документом- актом по форме ОС-4. Приложение 6.1.
Амортизация основных средств производится линейным методом. Данный порядок закреплен учетной политикой общества. Распределения суммы начисленной амортизации производиться по следующим счетам учета 20, 25, 26 в зависимости от места использования основного средства. В приложении 8 представлен анализ счета 02 «Амортизация основных средств».
Кадровый учет на предприятии ведет отдел по персоналу, который состоит из 1 человека. В обязанности данного отдела входит:
- Подбор персонала;
- Ведение кадрового учета;
- Ведение воинского учета
В Обществе при приеме работника на должность оформляется приказ о приеме на работу (приложение 7), направление работника в отпуск так же оформляется приказом (приложение 8).
При расторжение трудового договора так же формируется приказ о расторжении трудового договора.
Рис. 6. Схема ведения кадрового учета Общества
Учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Расчет заработной платы осуществляется на основании табеля учета рабочего времени (приложение 9), который так же формируется руководителем службы персонала. В нем указаны все отсутствия и явки сотрудников.
По дебету счета 70 отражается выплата заработной платы и удержания из нее, по кредиту – начисление заработной платы.
Начисление оплаты труда производится в дебет затратных счетов:
Дт 20 Кт 70 начислена заработная плата работников основного производства (работники, непосредственно занятые на котельных );
Дт 25 Кт 70 начислена заработная плата работникам, занятым на механизмах, обслуживающие работу котельных;
Дт 26 Кт 70 начислена заработная плата АУП
Дт 70 Кт 68 удержан НДФЛ (13%)
Начисление пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам производится по фактическому заработку работника за два года, предшествующих наступлению страхового случая. В фактический заработок включаются все виды заработной платы, на которые начисляются взносы на социальное страхование, за исключением выплат, не предусмотренных принятой системой оплаты труда.
Начисленная заработная плата относится в коммерческие расходы. Пособия по временной нетрудоспособности уменьшают сумму платежей в фонд социального страхования.
Начисление пособия по временной нетрудоспособности отражается следующим образом:
Дт 20, 25, 26 Кт 70 начислены суммы пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя
Дт 69 Кт 70 начислены суммы пособия по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС.
Дт 70 Кт 51 выплачена заработная плата сотрудникам Общества.
Выплата заработной платы осуществляется 2 раза в месяц согласно Трудовому Соглашению на банковские карты Сбербанка России. Компания, исходя из норм Налогового Кодекса РФ, производит отчисления от фонда заработной платы на социальные нужды. Этот коэффициент получился следующим образом:
- на пенсионное страхование от суммы, выплаченной работникам, перечисляют 22 %;
- на медицинское страхование — 5,1 %;
- на соцстрахование, за счет которого в дальнейшем оплачиваются больничные и отпуска по беременности и родам, — 2,9 %;
- на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 0,2%;
- дополнительные взносы на страховую часть пенсии работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда (профессии машинист-кочегар, работающих возле котлов) – 4%.
Начисление взносов на социальное страхование отражается следующим образом:
- Дт 20, 25, 26 Кт 69 начислены взносы на социальное страхование.
Расчет заработной платы производится с применением компьютерной программы 1С Зарплата и Кадры 8.2.
На рисунке 7 представим схему начисления заработной платы работникам Общества.
Рис. 7. Схема учета расчетов с персоналом по оплате труда
Далее представим пример расчета отпуска работнику Бураго Алексею Владимировичу с 14 января 2018 г. по 25 февраля 2018 г. на 42 календарных дней за период 11 июля 2017 г. по 10 июля 2018 г. Приложение 10.
Таблица 3
Порядок расчета среднего заработка для начисления отпуска
Количество календарных дней в расчетном периоде 264,94 дней, среднедневной заработок составит 1 234,63 руб. (327 102,01 рублей : 264,94 дней).
Сумма отпускных выплат составит 51854,46 руб. (1234,63 руб. х 42 дня) –
Дт 25 Кт 70;
Удержан НДФЛ 6741 руб. – Дт 70 Кт 68
Товарно-материальные ценности (далее – ТМЦ), работы и услуги поступают в Общество от поставщиков – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Непосредственно перед поставкой ТМЦ с продавцом заключается договор на поставку продукции, с поставщиком услуг (работы) договоры на выполнение работ (услуг). Перед заключением договорных отношений с поставщиком компания проявляет должную осмотрительность и запрашивает пакет учредительных документов.
После сбора необходимых документов наемным юристом Общества заключается договор на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг. Если договор заключается по форме поставщика, тогда юристом проводится анализ и исследование договора на соответствие документа нормам действующего законодательства. Если договор заключается на несколько поставок одновременно, то к договору формируется спецификация на каждую поставку в отдельности.
Далее непосредственно с поставкой продукции поставщиком формируется товарная накладная и счет-фактура, при условии, что поставщик является плательщиком налога на добавленную стоимость. Схема организации юридических взаимоотношений с поставщиками показана на рисунке 8.
Рис. 8. Схема заключения договорных отношений с контрагентами в ООО «Тепловая Компания»
Таким образом, для отражения движения товаров, поступивших в Общество от поставщика бухгалтеру необходимо проконтролировать следующее: либо документ, поступивший в бухгалтерскую службу должен соответствовать форме, представленной, а альбомах унифицированных форм, либо составлен по форме поставщика, при этом документ должен содержать все необходимые реквизиты, представленные на схеме, изображенной на рисунке 9.
Рис. 9. Реквизиты, носящие обязательный порядок отражения в первичных учетных документах в соответствии с Федеральным законом
«О бухгалтерском учете»
Поступившие на предприятие и прошедшие проверку первичные документы разносятся по соответствующим счетам бухгалтерского учета. В целях контроля за правильностью ведения бухгалтерского учета главным бухгалтером время от времени проводится проверка правильности отражения фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. Контроль за полнотой отражения документов проводится с помощью осуществления взаимных расчетов с контрагентами, путем подписания актов сверок взаиморасчетов.
Рис. 10. Схема отражения факта хозяйственной деятельности, подтверждаемого первичным документом, составленным по форме поставщика в бухгалтерском учете Общества
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному первичному документу, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета обеспечивает возможность получения необходимых данных по: поставщикам в разрезе каждого договора и полученных (оплаченных) первичных документов. Приложение 14.
На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется учет по следующим субсчетам:
60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», ведется учет операций с поставщиками расчеты, с которыми производятся в рублях;
60.02 «Расчеты по авансам выданным», ведется учет по авансам, выданным в рублях.
Представим примеры поступления расчетов с поставщиками в таблице 4.
Таблица 4
Бухгалтерские записи, формируемые в ООО «Тепловая компания» при поступлении объектов товаров, работ услуг
На счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется учет расчетов с покупателями и заказчиками, учет авансов, выданных так же ведется обособлено на счете 62.02 «Расчеты по авансам полученным». Аналитический учет ведется в разрезе покупателей и заключенных договоров. Валютных операций по данному счету в анализируемом периоде нет. Представим схему учета реализации на рисунке 11.
Рис. 11. Схема учета реализации Общества
Таблица 5
Бухгалтерские записи, формируемые в ООО «Тепловая компания» при расчетах с покупателями и заказчиками
Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Подотчетные лица – лица, получившие денежные суммы под отчет, для последующих расходов в интересах выдавшей их организации. Деньги, выданные подотчетным лицам, называют подотчетными суммами. Подотчетные лица сдают в бухгалтерию авансовый отчет с приложенными к ним первичными документами в трехдневный срок (приложение 22). На основании авансового отчета производиться списание подотчетных сумм, авансовый отчет отражается в бухгалтерском учете после утверждения его руководителем Общества. В таблице 6 представим бухгалтерские записи, формируемые при расчетах с подотчетными лицами.
Таблица 6
Бухгалтерские записи, формируемые в ООО «Тепловая компания» при расчетах с подотчетными лицами
Заключительным этапом описания системы бухгалтерского учета ООО «Тепловая Компания» опишем бухгалтерский учет финансовых результатов, и формирования себестоимости готовой продукции. Учет данных участков ведется в соответствии с учетной политикой Общества, утвержденной для целей ведения бухгалтерского учета. По общему правилу финансовый результат представляет из себя разницу между выручкой (доходами) компании и ее расходами.
Доходы, в бухгалтерском учете, определяются по методу начисления в соответствии с п. 12 ПБУ 9/99. Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
- Доходы от обычных видов деятельности;
- Прочие доходы.
Представим классификацию доходов ООО «Тепловая Компания» на рисунке 12.
Рис. 12. Классификация доходов ООО «Тепловая Компания»
Синтетический учет выручки доходов ведется на счетах 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» (рисунок 12).
Выручка на предприятии формируется:
- От предъявления счетов-фактур бюджетным, коммерческим потребителям, что находит свое отражение в книге продаж (приложение 23). Тем потребителям, где не установлены приборы учета, годовой объем тепловой энергии определен расчетным способом. Расчет за потребленную тепловую энергию с данными потребителями осуществляется по тарифам, утвержденным Службой по тарифам Республики Коми согласно подписанным договорам.
- От предъявления счетов-фактур управляющим компаниям, оказывающим коммунальные услуги населению на жилищном фонде, подключенных к источникам теплоснабжения ООО «Тепловая Компания». Управляющие компании ежемесячно предоставляют сведения на дома, на которых не установлены теплосчетчики, а по домам на которых общедомовые приборы установлены, передаются показания теплосчетчиков, которые перепроверяются работниками КИПА предприятия.
- От предъявленной тепловой энергии и горячего водоснабжения населению частного сектора согласно показаниям приборов учета или по нормативам при отсутствии индивидуальных приборов учета.
- От оказания услуг по неосновному виду деятельности.
Нормативы потребления тепловой энергии, используемой для начисления выручки по населению, установлены Администрацией МОГО «Инта» в 2003 году и составляют 0,024 Гкал/м2. На отпуск горячей воды без приборов учета норматив потребления на человека составляет 3,34м3.
В соответствии с пунктом 6.1 Положения по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации» в бухгалтерском учете ресурсоснабжающая организация определяет выручку исходя из цены договора. Согласно статьи 424 Гражданского Кодекса [1] в качестве цены договора применяется тариф (таблица 7), который устанавливает или регулирует уполномоченный на то орган. В силу специального указания закона, тариф на предоставления коммунальных услуг ограничен предельным индексом изменения размера платы за коммунальные услуги. Аналогично определяется налоговая база по налогу на добавленную стоимость.
Таблица 7.
Утвержденные тарифы на тепловую энергию на отопительный сезон 2019-2020г.г.
Бухгалтерские записи на счетах отражаются стандартные (таблица 8), предусмотренные Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета.
Таблица 8
Бухгалтерские записи, формируемые в ООО «Тепловая Компания» при отражении финансовых результатов
Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Расходы по обычным видам деятельности отражаются по дебету счета 90.02 – формируется себестоимость готовой продукции.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются списываются на счет 20 «Основное производство», который в свою очередь формирует себестоимость оказываемых услуг.
Представим на рисунке 13 схемы учета затрат на счетах 20, 25, 26. В приложении 21 представлен анализ счета 20 «Основное производство»
ООО «Тепловая Компания» за 2018 год.
Рис. 12. Схема формирования себестоимости выполняемых работ, услуг, закрытие счета 20 «Основное производство».
Общехозяйственные расходы учитываются в составе управленческих расходов. Общепроизводственные расходы распределяются на счет 20, база распределения – заработная плата рабочих занятых в основном производстве.
К прямым расходам относится:
- материальные расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве изделий и (или) образующих их основу, либо являющихся необходимым компонентом при производстве;
- расходы на оплату труда основного производственного персонала, участвующего в процессе производства готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы страховых взносов, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
- сумма амортизации по основным средствам, непосредственно используемым при производстве готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг;
- затраты по аренде производственного оборудования непосредственно используемого при производстве продукции.
Аналитический учет по счетам учета затрат:
Счет 20 «Основное производство» ведется аналитический учет по подразделениям, номенклатурной группе и статьям затрат;
Счет 25 «Общепроизводственные расходы» и счет 26 «Общехозяйственные расходы» ведется аналитический учет по подразделениям и статьям затрат.
Отрасль жилищно-коммунального хозяйства имеет особую социальную значимость и поэтому получает субсидию от государства.
Постановлением Правительством Республики Коми от 28.09.2012 года №413 утверждена программа Республики Коми «Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности», согласно которой из республиканского бюджета ООО «Тепловая Компания» предоставляется субсидия на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, в связи с применением льготных тарифов на тепловую энергию и горячую воду.
Размер субсидии определяется как разница между утвержденным в установленном порядке Службой по тарифам РК и экономически обоснованным тарифом и запланированного объема отпускаемой тепловой энергии на предстоящий календарный год. Согласно Договора с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, субсидия на предприятие поступает ежеквартально, исходя планируемого объема выпускаемых Гкал тепловой энергии.
В таблице 8 предоставлена схема корреспонденции счетов по полученной субсидия в компании.
Таблица 8. Бухгалтерские записи, формируемые в ООО «Тепловая Компания» при отражении полученной субсидии
Проанализировав систему бухгалтерского учета ООО «Тепловая Компания» можно сделать выводы о том, что организация системы бухгалтерского учета отвечает установленным требованиям.
