1.2 Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия
Для определения текущего уровня финансовой устойчивости и проведения анализа состояния предприятия в целом разрабатывается специальный аналитический инструментарий, позволяющий технически реализовать цели анализа, под которым понимают методы экономического анализа.
Методы анализа – это система приемов обработки экономических данных с целью решения аналитических задач.
Существует множество методов проведения анализа, одним из которых является метод финансовых коэффициентов.
Метод финансовых коэффициентов основан на выявлении взаимосвязи различных показателей бухгалтерской отчетности.
Для получения наиболее общей оценки финансового состояния необходимо исследовать показатели ликвидности предприятия.
Для исследования показателей ликвидности баланса и платежеспособности предприятия целесообразно сгруппировать активы по степени ликвидности, а пассивы по срокам погашения (Таблица 2.6).
Как видно из таблицы 2.6, на конец 2019 года, как и за весь анализируемый период, соблюдаются все четыре неравенства, что говорит об идеальном соотношении активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения. Расчет коэффициентов ликвидности представлен ниже (Таблица 2.7)
Таблица 2.7 «Показатели ликвидности предприятия за 2019 год»
Произвести расчет коэффициента восстановления платежеспособности по данным бухгалтерского баланса невозможно, так как нельзя произвести расчет текущей ликвидности за прошлый период в связи с отсутствием краткосрочной кредиторской задолженности. Тоже касается и коэффициента утраты платежеспособности.
В целом анализ ликвидности показал благоприятное состояние предприятия, как для собственного развития, так и для привлечения заемного капитала. Однако стоит отметить, что большой запас высоколиквидных активов, говорит об их нерациональном использовании, возможно предприятию стоит пересмотреть инвестиционную политику.
Расчеты показателей финансовой устойчивости предприятия представлены в таблице 2.8, данные для расчетов получены из отчета о финансовых результатах (Приложение 2) и бухгалтерского баланса (Приложение 1).
Таблица 2.8 «Показатели финансовой устойчивости предприятия»

В целом на основании таблицы 2.8 деятельность предприятия можно охарактеризовать как достаточно устойчивую, так как большинство показателей соответствуют их оптимальным значениям.
Рентабельность – это совокупность финансовых показателей, отражающих доходность и эффективность работы предприятия, при этом акцент делается не только на окончательном финансовом результате (прибыли/убытке), но и характеризует соотношение эффекта с затраченными на это ресурсами.
Ниже представлены расчеты основных показателей рентабельности деятельности предприятия (Таблица 2.9).
Таблица 2.9 – Показатели рентабельности
Далее произведем расчеты показателей деловой активности предприятия, результаты представлены в таблице 2.10
При этом в расчет не берутся показатели 2017 года, так как их средние значения из-за отсутствия ресурсов в 2016 году будут неоправданно высокими и потому могут вызвать искажение реальных данных.
Таблица 2.10 «Показатели деловой активности»
Оборачиваемость активов за последний год показывает, что общество получает выручку, равную сумме всех имеющихся активов за 121 календарный день. О размере материально-производственных запасов можно судить по следующему соотношению: требуется 84 дня, чтобы расходы по обычным видам деятельности составили величину среднегодового остатка запасов.
Стоит отметить, что показатели оборачиваемости предприятия отличаются от нормативных, поэтому предприятию необходимо наращивать скорость оборотов.
Определим длительность финансового цикла:
Тф = 84+0-71 = 13 дней длится финансовый цикл в 2019 году.
Оценим вероятность банкротства предприятия по четырехфакторной Z-модели Альтмана (Z-score):
Z-score = 6,56х0,59 + 3,26х0,61 + 6,72х0,37 + 1,05х1,6 = 10,05
Для ООО «ТЗК Стеклолюкс» значение Z- score на конец 2019 г. составило 10,05. Это означает, что предприятие находится в «Зеленой зоне», вероятность банкротства ООО «ТЗК Стеклолюкс» незначительная.
В заключении к проведенному анализу можно добавить информацию о занимаемой доле на ранке розничной торговли в Нижегородской области. Расчет показателя производится как отношение выручки предприятия за последний год к общему объему продаж в данной отрасли, данный приведены на основании опубликованных сведений из органов государственной статистики.
Доля на рынке = 12,660/752768,6х100% = 0,0017%
Исходя из этих данных видно, что доля предприятия на рынке розничной торговли по Нижегородской области очень мала и бизнесу требуется еще много вложений для его развития и закрепления позиций в данной отрасли.
Итак, финансовое положение предприятия ООО «ТЗК Стеклолюкс» на конец 2019 года оценивается как удовлетворительное.
В целом на основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что на протяжении трех лет предприятия развивается не стабильно, так как не каждый год работы предприятия приносил прибыль. Однако не смотря на это запас активов предприятия прирастает с каждым годом, что можно характеризовать как положительную динамику, при это структура пассивов хотя и включает заемные средства, но все же больше состоит из собственных.
Так же стоит отметь, что все показатели ликвидности и платежеспособности предприятия соответствуют своим нормативам, а прогнозирование возможности банкротства показало низкую вероятность этого.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о достаточно устойчивой финансовой структуре предприятия.
Далее перейдем к третьей главе, где рассмотрим основные слабые стороны в финансовой деятельности предприятия, определим спектр возможных мероприятий для оздоровления финансового состояния и эффект от внедрения этих мероприятий в организации.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ООО «ТОРГОВО-ЗАКУПОЧНАЯ КОМПАНИЯ СТЕКЛОЛЮКС»
3.1 Основные недостатки, выявленные в ходе анализа и рекомендации по их устранению
Практический смысл проведения любого анализа деятельности заключается не только в определении текущего положения дел, но и в выявлении факторов негативно отражающихся на работе предприятия.
В ходе проведенного анализа было выявлено, что в деятельности предприятия существует несколько слабых сторон:
- низкая скорость оборачиваемости капитала;
- большое количество не работающих оборотных активов, которые могли бы приносить дополнительный доход в организацию.
Следовательно, при разработке мероприятий по улучшению финансового состояния требуется делать основной акцент именно на решение этих проблем.
Так, например, оптимальным решением для получения дополнительных средств от не работающих активов было бы открытие депозитного счета в банке или вложение средств в капитал другой компании за определенное вознаграждение.
Такое решение позволило бы привлечь в организацию дополнительные средства с минимальными рисками для нарушения его деятельности, а так же оградить сбережения фирмы от действия внешнего фактора – инфляции.
При этом этапы принятия решения были бы следующими:
Первый этап – рассмотрение предложений банков о внесении средств на депозит, отбор наиболее привлекательных с точки зрения процентной ставки, стоимости обслуживания счета, санкций в случае досрочного расторжения договора и снятия средств со счета.
Второй этап – рассмотрение предложений других компаний об участии в их капитале за определенное вознаграждение в виде процента от использования средств, выбор наиболее привлекательного.
Третий этап – расчет экономического эффекта от вложения средств по обоим направлениям.
Четвертый этап – сравнение результатов расчетов.
Пятый этап – выбор направления вложения средств.
Шестой этап – заключение договора о вложении средств на определенный срок.
Для реализации этого проекта важно учитывать не только степень доходности от вложения средств, но и обращать внимание на надежность объекта инвестирования, то есть проверить его финансовое положение, рейтинги, отзывы других вкладчиков при их наличии и прочую доступную информацию.
Далее необходимо решить другую проблему, то есть низкую скорость оборачиваемости капитала. Для этого необходимо высвободить часть средств из оборота.
Достигнуть такого эффекта можно с помощью проведения рекламной компании в одной из социальных сетей предприятия. С учетом целевой аудитории, то есть возрастной категории и количества участников тематических групп, наиболее оптимальным вариантом будет выбор в пользу социальной сети – «Вконтакте».
У этой социальной сети есть еще один неотъемлемый плюс – это низкая стоимость одного перехода по рекламной ссылке, что позволит сократить коммерческие расходы.
Создание рекламной кампании является процессом трудоемким, требующим предварительной подготовки.
Этапами осуществления этого мероприятия будут:
- постановка цели проведения кампании, то есть получение понимания чего конкретно необходимо добиться в результате ее запуска;
- анализ рынка продаваемых товаров по средствам проведения маркетингового исследования с целью максимально точного выявления целевой аудитории и формирования рекламного предложения в наибольшей степени соответствующего ожиданиям потенциальных клиентов;
- изучение результатов исследования;
- выбор социальный сети для проведения рекламной компании;
- подбор SMM-специалиста для выполнения проекта;
- разработка стратегии, то есть определение идеи иллюстрируемой в рекламной кампании;
- проведение расчета рекламного бюджета;
- согласование макета рекламного объявления;
- запуск рекламы в сети;
- осуществление текущего надзора за реализацией проекта;
- анализ и подсчет результатов от проведения компании.
Причем наиболее важным этапом при создании рекламной кампании является качественный и скрупулёзный подбор целевой аудитории.
Что бы добиться максимального отклика при минимальных затратах, проводить работу с целевой аудиторией должен специалист уже имеющий в своем портфолио работы схожего характера – это важно учитывать при подборе SMM-специалиста из числа фрилансеров.
Дополнительно необходимо обеспечить бесперебойный кругооборот поступления и продажи товаров, это позволит сократить часть расходов на хранение товаров на складе предприятия.
Для этого необходимо провести переговоры с поставщиками о сокращении сроков поставки товаров и периодичности приема новых заказов.
Также можно расширить ассортимент, продаваемый продукции, например, добавить сопутствующие жидкости для обслуживания автомобиля:
- автомобильное масло;
- тормозную жидкость;
- антифриз.
Это позволит организации работать не только по предварительному заказу, но и осуществлять дополнительные кросс-продажи.
Для выполнения этого направления работы придется найти и наладить отношения с новыми поставщиками, однако это выгодно для компании с точки зрения завоевания новых позиций на рынке продаж и возможного привлечения новых клиентов, которые не нуждаются в автозапчастях, но могут приобрести сопутствующие товары для своих автомобилей.
Таким образом, в результате выполнения всех этапов мероприятий по улучшению финансового положения, ООО «ТЗК Стеклолюкс» получит дополнительный доход для организации и привлечет в бизнес новых клиентов.
Далее переходим к расчету затрат на внедрение мероприятий.
3.2 Основные направления реализации мероприятий и расчет затрат, необходимых на их внедрение
Первый проект предполагает получение денежных средств от инвестиционной деятельности в этом случае расходы предприятия будут минимальны, так как большинство банков в настоящее время предлагают открытие депозита без взимания платы за обслуживание счета, то же касается и вложения средств в другую компанию.
Однако при выборе компании для инвестирования собственных средств необходимо понимать, что существуют риски их невозврата связанные с деятельностью стороннего предприятия, выбранного объектом инвестирования. Поэтому важно провести не только расчет возможной экономической выгоды от вложения средств, но и проанализировать деятельность предприятия с точки зрения его финансовой устойчивости и перспектив развития в будущем.
В этом случае вложение денежных средств на банковский счет в качестве депозита является более надежным способом приумножения капитала организации и сохранения его от действия инфляции, так как их оберегает закон об обязательном страховании вкладов в банках.
Касательно мероприятия по привлечению дополнительного потока клиентов, реализуемого за счет создания рекламной компании, необходимо произвести расчет затрат на его реализацию и определить размер предположительной конверсии.
На основании данных о ежемесячной дебиторской задолженности, а также книги продаж в среднем ежемесячно компания обслуживает 36 клиентов, при этом средний чек, рассчитанный на основании тех же документов, составляет 12 535 рублей.
Существенное увеличение количества клиентов позволит повысить выручку и оплатить расходы на внедрение мероприятия, поэтому планируемый поток новых клиентов должен быть приблизительно 50 человек в месяц.
Для реализации проекта необходимо провести маркетинговое исследование, средняя стоимость выполнения такого заказа по данным поисковой сети «Яндекс» составляет 40 000 рублей.
Воронка продаж составлена с учетом закона Парето, то есть из ста переходов по рекламной ссылке, лишь 20% клиентов заинтересуется предложением, а от них только 20% станут настоящими клиентами, соответственно, что бы получить 50 новых клиентов в месяц, необходимо, что бы 1250 человек прошли по рекламной ссылке.
Стоимость одного перехода составляет 2 рубля, соответственно бюджет рекламной компании в месяц будет составлять 2 500 рублей, а за год соответственно 30 000 рублей. При этом стоит отметить, что отдельно должны быть оплачены услуги SMM-менеджера.
По данным биржи фриланс – услуг «FL.ru» средний SMM-специалист, имеющий в своем портфолио не менее 20 – 30 реализованных проектов по продвижению товаров малого бизнеса, работающий в социальной сети «Вконтакте» берет около 5 000 рублей за первоначальную настройку рекламной компании и приблизительно по 1 500 рублей в месяц за ее поддержание.
Следовательно, после первоначальной настройки рекламы, обслуживание за последующие одиннадцать месяцев составит 16 500 рублей.
На основании приведенных выше данных можно составить приблизительный расчет рекламного бюджета на год и проанализировать структуру предстоящих расходов.
Таким образом, общие расходы за год на проведение рекламной компании составят:
40 000 + 30 000 + 5 000 + 16 500 = 91 500 рублей.
Проанализируем состав расходов на реализацию проекта (Рисунок 3.1)
Рисунок 3.1 – Структура расходов на реализацию проекта.
Как видно на круговой диаграмме из рисунка состав расходов является неоднородным, большая часть затрат приходится на маркетинговые исследования порядка 43,72%, даже превосходя стоимость откликов просителей сайта на 10,93%, которая составляет в структуре расходов 32,79%.
Одновременно с этим стоит заметить, что это легко окупаемые расходы.
Далее часть расходов приходится на сопровождение проекта примерно 18,03% и, разумеется, на первоначальное использование услуг специалиста для создания рекламы в размере 5,46% от общего бюджета рекламной компании.
Также произведем расчет себестоимости тестовой закупки товаров для кросс-продаж (Таблица 3.1)
Таким образом, затраты на расширение ассортимента товаров составят 22 190 рублей.
В общем затраты на все планируемые мероприятия составят 113 690 рублей.
Состав расходов на проведение мероприятий по улучшению финансового состояния приведен ниже (Рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 – Состав расходов проводимых мероприятий.
Из рисунка 3.2 видно, что большую часть расходов на реализацию рекомендованных мероприятий принесет рекламная кампания, приблизительно 80% от общей суммы, а остальные 20% будут потрачены на расширение ассортимента товаров.
Таким образом, для устранения выявленных недостатков было предложено реализовать три мероприятия направленные на увеличение дохода за счет внесения средств на депозитный счет, привлечения новых клиентов и расширения ассортимента товаров.
Два последних мероприятия предполагают вложения денежных средств, то есть увеличение затрат.
Планируемая рекламная компания предполагает затраты в размере 91 500 рублей, а расширение ассортимента 22 190 рублей, таким образом, общие затраты на реализацию мероприятий составят 113 690 рублей.
Далее перейдем к рассмотрению экономического эффекта от реализации проектов.
