СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 Нормативное регулирование и учет финансовых результатов в казенных учреждениях
1.2 Особенности проведения анализа финансового обеспечения деятельности казенных учреждений
1.3 Методика анализа финансового состояния
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МКУ «ИУЦ»)
2.1Анализ баланса МКУ «ИУЦ»
2.2 Оценка имущественного положения по данным баланса учреждения
2.3 Анализ показателей результатов деятельности МКУ «ИУЦ»
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МКУ «ИУЦ»
3.1 Разработка мероприятий по улучшению финансовой деятельности МКУ «ИУЦ»
3.2 Расчет экономической эффективности деятельности МКУ «ИУЦ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. В этой связи существенное значение имеет комплексный анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета.
В организационной работе любого учреждения особое место занимает его финансовая деятельность. От нее зависит полный объем и своевременность финансового обеспечения производственной деятельности, и формирование учреждения, выполнение финансовых обязательств перед государством и другими субъектами хозяйствования.
Финансовая деятельность учреждения – это система использования различных форм и способов функционирования учреждений и достижения ими установленных целей, то есть это и практическая финансовая деятельность, которая обеспечивает совершенствование ее результатов. Финансовое состояние – состояние финансов предприятия, характеризуемое совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых ресурсов.
Актуальность темы обусловлена тем, что определение уровня эффективности и результативности деятельности любого предприятия является важной задачей для предприятий, в том числе и для казенных учреждений.
Практическая значимость работы заключается в возможности внедрения предложенных рекомендаций, положительно влияющих на итоги финансовой деятельности учреждения.
Объект исследования – Муниципальное казенное учреждение «Информационный учетный центр».
Предмет исследования — анализ и оценка финансовых результатов Муниципального казенного учреждения «Информационный учетный центр»
Целью работы является разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования Муниципального казенного учреждения «Информационный учетный центр» на основе анализа и оценки его финансовой деятельности.
Задачи исследования:
— изучить нормативное регулирование и учет финансовых результатов в казенном учреждении;
— рассмотреть особенности анализа финансового обеспечения деятельности казенных учреждений;
— описать методику анализа финансовых результатов;
— дать организационно-экономическую характеристику МКУ «Информационный учетный центр»
— проанализировать бухгалтерский учет финансовых результатов;
— разработать рекомендации по улучшению деятельности учреждения.
Методы исследования: методологической основной при написании работы являются научные методы, которые основаны на требованиях объективного и всестороннего анализа финансового состояния организации. Исследования проведены с применением совокупности методов и способов научного познания.
Абстрактно-логический метод позволил раскрыть теоретические аспекты оценки финансового состояния и финансовой устойчивости, определить основные характеристики процессов и явлений, происходящих в этой сфере. Системно-структурный метод использован для анализа финансового состояния и выявления структурных изменений.
При проведении финансового анализа использованы следующие методы исследования финансовой отчетности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, анализ коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ.
Структура работы последовательно решает поставленные задачи. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические и методические основы оценки результативности функционирования казенного учреждения.
Во второй главе проведен анализ расходов и доходов МКУ «ИУЦ» и выявлены основные проблемы эффективности деятельности учреждения.
Третья глава посвящена разработке направлений совершенствования результативности функционирования МКУ «ИУЦ», а также проведена оценка экономического эффекта от предложенных мероприятий.
Источниками для исследования послужили основные законодательные документы, действующие на сегодняшний день в Российской Федерации, учебная литература по бухгалтерскому учету и анализу: О.А. Агеевой, С.С. Серебренникова, С.С. Харитонова, Л.С. Шахматовой, С.В. Булгаковой, Н.Г. Сапожниковой, Н.П. Кондракова, Н.А. Наумовой, М.В. Беллендир, Е.В. Хоменко и других. Информация периодической печати. Бухгалтерская (финансовая) отчетность МКУ «ИУЦ» за 2017-2019 годы, интернет — ресурсы.
В процессе работы исследованы теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации, определены основные группы показателей, используемых при анализе, выполнен анализ финансового состояния учреждения, выявлены основные тенденции развития учреждения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 Нормативное регулирование и учет финансовых результатов в казенных учреждениях
Правовые особенности казённых учреждений установлены Бюджетным кодексом РФ (БК РФ). В соответствии со ст. 6 БК РФ казённое учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Особенности правовых положений казённых учреждений определены ст. 161 БК РФ. Казённое учреждение осуществляет свою деятельность на основании бюджетной сметы за счет средств соответствующего бюджета. Казённые учреждения ведут операции с бюджетными средствами через лицевые счета, которые открываются в соответствии с БК РФ.
Таким образом, казённое учреждение является участником бюджетного процесса и подлежит внесению в Сводный реестр участников бюджетного процесса[1]. Следует также отметить, что казённое учреждение имеет право заниматься деятельностью, приносящей доходы, однако при условии, что это предусмотрено его учредительными документами.
Кроме этого казённое учреждение не может распоряжаться полученными доходами самостоятельно, так как все доходы, поступившие от указанной выше деятельности, в полном объеме поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Налоговая политика необходима казённому учреждению для того, чтобы правильного исчислить налоги. Поэтому ему нужно разрабатывать такую налоговую политику, которая, как и бухгалтерский регламент, должна включать разделы, определяющие организационные и методологические моменты, в которых непосредственно необходимо указать применяемые правила исчисления налогов.
В соответствии со статьей 69.1 БК РФ казённые учреждения выполняют свои функции, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам, на основе выделенных им бюджетных ассигнований.
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ бюджетные ассигнования, предоставленные в установленном порядке казенным учреждениям, относятся к средствам целевого финансирования, не учитываемым учреждением при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Также предусмотрено, что учёт средств целевого финансирования, а также произведенных за счет этого источника расходов ведется раздельно от полученных (произведенных) сумм доходов и расходов от деятельности, приносящей казённому учреждению доход.
Таким образом, бюджетные средства, которые были выделены казённому учреждению, не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли организаций при условии раздельного учёта доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учёта у казённого учреждения указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Согласно подп. 33.1 п. 1ст. 251 НК РФ средства, которые были получены от казённого учреждения в результате оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, не учитываются для целей налогообложения. Казённые учреждения ведут бухгалтерский учёт на основании следующих документов:
— Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), устанавливающими общие правила ведения бухгалтерского учёта в бюджетной сфере;
— Планом счетов бюджетного учёта и Инструкции по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н. В целях составления и исполнения бюджетов, формирования бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, используется бюджетная классификация РФ в соответствии с Указаниями о порядке ее применения, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания).
В соответствии с бюджетным законодательством казённые учреждения осуществляют операции по исполнению соответствующего бюджета на основе утвержденной бюджетной сметы. Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казённого учреждения регламентированы приказом от 20.11.2007 № 112н (в редакции приказов Минфина РФ), к которым относятся:
— определение годового объема и направления расходования средств бюджета на основе лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО), доведенных в установленном порядке на принятие и исполнение бюджетных обязательств;
— формирование показателей расходов (ЛБО) происходит в разрезе кодов классификации расходов бюджета с последующей детализацией целевых статей и видов расходов;
— казённое учреждение составляет смету по форме, утвержденной главным распорядителем средств бюджета (далее – ГРСБ);
— смета составляется на основании установленных ГРСБ расчетных показателей на соответствующий финансовый год, которые в свою очередь характеризуют деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств;
— при ведении сметы допускается внесение изменений в пределах доведенных в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств в течение финансового года.
Если казённое учреждение не осуществляет кассовое администрирование поступления дохода бюджета (код 130) по деятельности в рамках оказания платных услуг, то администратором по кассовому администрированию дохода бюджета (код 130) через распределение бюджетных полномочий является другое юридическое лицо, которым, как правило, выступает ГРСБ или финансовый орган или администрация.
Тогда в бюджетном учёте учреждения операция по оказанию платных услуг отражается в следующем порядке:
— отражается начисление задолженности заказчика и дохода бюджета (код 130) за оказанные услуги по установленным ценам (казённое учреждение – администратор дохода бюджета по начислению): Дебет 1 205 30 560 Кредит 1 401 10 130
— отражается зачисление денежных средств от заказчика услуги на единый счет бюджета (на основании Извещения ф. 0504805 от ГРСБ, Уведомления финансового органа или администрации): Дебет 1 304 04 130 Кредит 1 303 05 730 и одновременно Дебет 1 303 05 830 Кредит 1 205 30 660 Также должное внимание следует обратить на новый абзац 8 пункта 45 Инструкции № 157н при принятии к учёту объектов основных средств. В нем указывается, что отдельные помещения зданий, которые имеют разное функциональное назначение, а также являются самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.
В настоящее время счет 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» может применяться не только для целей учёта операций по доходной части (например, возмещение оплаты коммунальных услуг арендаторами), но операций по расходной части (например, возмещение Фондом социального страхования оплаты больничных листов).
Отличительной чертой учёта в бюджетных, в том числе и казённых, учреждениях является необходимость вести учёт санкционирования расходов. Следует отметить, что учёт лимитов бюджетных обязательств, принятых обязательств, бюджетных ассигнований представляет собой наибольшую сложность для восприятия, так как отражает процесс финансового взаимодействия учреждения с учредителем. Для учёта санкционирования бюджета предусмотрен раздел 5 Единого плана счетов (Инструкция № 157н от 1 декабря 2010 г.). Раздел 5 предусматривает счета учёта лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) по главным распорядителям, распорядителям, финансовым органам. Это счета от 150101 до 150109. По 18-му разряду предусмотрена цифра 1, указывающая на то, что это бюджетное финансирование.
Для казённого учреждения также используется счет 1501 («лимиты бюджетных обязательств»). Это аналитические счета 150103000 («лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»), 150105000 («полученные лимиты бюджетных обязательств»). Для учёта финансирования казённых учреждений предусмотрен также счет 1502 («принятые бюджетные обязательства»). Его субсчета: 150201000 («принятые обязательства») и 150202000 («принятые денежные обязательства»).
То есть, до бюджетного учреждения доводятся лимиты бюджетных обязательств, в пределах этих лимитов бюджетное учреждение принимает на себя обязательства, в том числе денежные. Денежные обязательства означают, что казённое учреждение обязуется заплатить за поставки.
В счетах р аздела 5 пр едусматр ивается долгоср очн ое (до тр ех лет) фин ан сир ован ие из бюджета. Для этого по 22-му зн аку счетов пр едусмотр ен а кодификация: 1 – текущий фин ан совый год; 2 – пер вый год, следующий за текущим фин ан совым годом; 3 – втор ой год, следующий за текущим фин ан совым годом; 4 – тр етий год, следующий за текущим фин ан совым годом.
Н апр имер , субсчет 150115000 озн ачает, что получен ы ЛБО н а текущий фин ан совый год, а субсчет 150145000 показывает, что получен ы ЛБО н а тр етий год после текущего. Для фин ан сир ован ия казён н ых учр ежден ий по смете откр ывается бюджетн ые счета в тер р итор иальн ых учр ежден иях ЦБ Р Ф (главн ых упр авлен иях по субъекту Федер ации).
Ср едства для казён н ых учр ежден ий поступают н а дан н ый счет. В зависимости от статуса казён н ого учр ежден ия (федер альн ое, субъекта Федер ации, мун иципальн ое) фин ан сир ован ие будет осуществляться за счет бюджетов р азн ого ур овн я. По мер е поступлен ия доходов бюджета (н алоговых, н ен алоговых), создаются возможн ости фин ан сир ован ия учр ежден ий. Фин ан сир ован ие по смете р егулир уется главн ым р аспор ядителем бюджетн ых ср едств.
Казён н ое учр ежден ие, фин ан сир уемое по смете, н е имеет, таким обр азом, самостоятельн ого бан ковского счета, ан алогичн ого р асчетн ому счету коммер ческих ор ган изаций. Цель лицевого счета – отр ажен ие р асходов в пр еделах ЛБО по целевым статьям согласн о КОСГУ. Казн ачейство, таким обр азом, выполн яет кон тр олир ующую фун кцию по целевому использован ию бюджетн ых ср едств в пр еделах ЛБО.
Для р асчетов с поставщиками используются заявки н а кассовый р асход (фор ма 0531801), котор ые н апр авляются в тер р итор иальн ое упр авлен ие казн ачейства. В заявке отр ажен ы следующие дан н ые: КОСГУ, сумма оплаты, осн ован ие для платежа, получатель ден ежн ых ср едств, его р асчетн ый счет и ин фор мация о коммер ческом бан ке, в котор ом н аходится этот счет. Указывается также казён н ое учр ежден ие, н омер его лицевого счета. Отр ажается вид бюджета, н аимен ован ие главн ого р аспор ядителя ср едств бюджета.
Казн ачейство после пр овер ки заявки р азр ешает либо запр ещает указан н ый платеж. Отказ в исполн ен ии обязательств казён н ого учр ежден ия по платежу со стор он ы казн ачейства возможен только в том случае, если исчер пан лимит по дан н ой статье р асходов. В случае положительн ого р ешен ия по дан н ой заявке казн ачейство фор мир ует платежн ое пор учен ие, он о пер едается в отделен ие ЦБ Р Ф, р асчетн о-кассовый цен тр (Р КЦ) для последующих пер ечислен ий с бюджетн ого счета н а кор р еспон ден тский счет коммер ческого бан ка, в котор ом н аходится р асчетн ый счет поставщика. Платежн ые пор учен ия пер едаются для зачислен ия этих ср едств н а р асчетн ые счета поставщиков и исполн ителей р абот, услуг. Н а лицевом счете казён н ого учр ежден ия отр ажаются осуществлен н ые платежи. Казн ачейство пер иодически пер едает казен н ому учр ежден ию выписки с лицевого счета, в котор ых указываются как суммы оплаты, так и суммы по КОСГУ, остающиеся н е использован н ыми.
До кон ца кален дар н ого года суммы по смете должн ы быть освоен ы по всем заплан ир ован н ым статьям р асходов. Бюджетн ый учёт в казён н ых учр ежден иях игр ает ключевую р оль в осуществлен ии упр авлен ческой фун кции, одн ой из главн ых задач р уководства, а также главн ого бухгалтер а учр ежден ия можн о н азвать достижен ие заплан ир ован н ых р езультатов путём использован ия н аимен ьшего объема ср едств или путём достижен ия н аилучшего р езультата с использован ием объема ср едств, опр еделен н ого бюджетом.
Изучив особен н ости н ор мативн ого р егулир ован ия деятельн ости казен н ых учр ежден ий, пер еходим к р ассмотр ен ию особен н остей ан ализа фин ан сового обеспечения.
