1 2
Введение
Известно, что одной из основных движущих сил глобализации является экспансия технологий. Движущая сила технологий проявляется путем взаимного и быстрого проникновения современных технологических решений, ноу-хау, проектов, научных исследований большинства стран. В процессах и методах организации купли-продажи все большее развитие получает электронная торговля, виртуальные процедуры оказания торговых услуг.
Расширение применения индивидуального подхода к потребителям, определяемое общей тенденцией поиска частных решений в удовлетворении потребностей, все активнее воздействует на процесс преобразования характера отношений между производителями и потребителями. Результатом таких преобразований является переход от классического монолога массового маркетинга непосредственно к диалогу с покупателем.
Актуальность темы обуславливает то, что Интернет обладает уникальными характеристиками, значительно отличающимися от характеристик традиционных инструментов маркетинга. Одним из основных свойств среды Интернета является ее гипермедийная природа, характеризующаяся высокой эффективностью в представлении и усвоении информации, что значительно повышает возможности маркетинга в усилении взаимосвязи предприятий и потребителей.
На современном этапе развития электронная торговля, распространяясь повсеместно и предлагая все более широкий ассортимент товаров и услуг, становится инструментом интеграции отдельных лиц, предприятий, отраслей, государственных учреждений и государств в единое сообщество, внутри которого взаимодействие партнеров эффективно и беспрепятственно реализуется средствами информационных и телекоммуникационных технологий.
Целью данной работы является анализ и совершенствование коммуникативной политики предприятия в сети Интернет на примере ООО ПК «Венткомплекс».
Задачи:
— изучить понятие и виды коммуникативной политики предприятия;
— рассмотреть методы и инструменты коммуникативной политики предприятия в сети Интернет;
— определить этапы разработки и реализации коммуникативной политики предприятия в сети Интернет;
— проанализировать конкурентную среду и маркетинговую деятельность ООО ПК «Венткомплекс»;
— проанализировать организацию и оценить эффективность коммуникативной политики ООО ПК «Венткомплекс» в сети Интернет;
— разработать направления совершенствования коммуникативной политики предприятия в сети Интернет и оценить эффективность предложенных мероприятий.
В данной работе были использованы следующие научные труды в области изучения коммуникативной политики посредством сети Интернет: Акимова Д.Ю., Акулич М. В., Алексютина О.А., Бердышев, С.Н., Горшкова Л.А., Грачева Ю.О., Джагарян, Д.А., Дубинина Э.В., Евдокимов Н.В., Кингснорт, С., Козлова О.А., Кузнецова М.Д., Матафонова А.Н., Мигушина К.А., Музыкант В. Л., Мусиева П.А., Степахин И.С., Стефаненко М.Н., Суханова С.В., Хайнова В.В., Чеглов В.П., Шорохова А.Д. и др.
Практическая значимость данного исследования состоит в разработке направлений совершенствования коммуникативной политики предприятия в сети Интернет.
В работе были использованы следующие методы: методы анализа и синтеза, обобщения, графический, логический, системный, диалектический, исторический и институциональный методы.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.
Глава 1. Теоретико-методические основы разработки и реализации коммуникативной политики предприятия в сети Интернет
1.1. Понятие и виды коммуникативной политики предприятия
Коммуникативная политика представляет собой многоаспектную систему, позволяющую в современных реалиях повысить конкурентоспособность компании на рынке за счёт использования различных способов взаимодействия с реальными и потенциальными клиентами.
Значение коммуникативной политики раскрывается в таких аспектах, как:
– Коммуникация, как таковая, ведёт к развитию межличностного взаимодействия, что улучшает деятельность компании и сопутствует усилению позиции конкурентоспособности на рынке.
– На начальных этапах развития компании следует сделать упор на реализацию обобщённых положений и трактовок маркетинговых теорий с целью развития коммуникативной политики компании. Многоаспектность маркетинговой политики заключается в каналах и инструментах реализации основных ее направлений. Такими направлениями являются коммуникативная политика и маркетинговые коммуникации [12, c. 96].
Систематизируем существующие теории коммуникативной политики и маркетинговых коммуникаций. Ф. Котлер, классик маркетинговой науки, рассматривает понятие маркетинговых коммуникаций как «средства, с помощью которых фирмы информируют, убеждают и напоминают потребителям, напрямую или косвенно, о своих товарах и торговых марках». Необходимо отметить определение маркетинговых коммуникаций, которое было дано российским автором Д.А. Шевченко.
Исследователь предлагает следующую трактовку термина: «процесс передачи информации о товаре целевой аудитории с целью создать представление об общей маркетинговой стратегии фирмы посредством специальных сообщений о товаре, его цене, способах продажи» . Следует обратить внимание на то, что в теории маркетинговых коммуникаций уделяется большое значение информации о товарах и услугах, которая в дальнейшем будет транслироваться целевой аудитории [30, c. 85].
Целевая аудитория – реальные и потенциальные потребители, с которыми следует работать в рамках маркетинговых коммуникаций.
Основной проблемой коммуникативной политики являются непрекращающиеся изменения на рынке. Изменения и развитие в обществе являются регулярным процессом, что обуславливает перманентную трансформацию процесса маркетинговых коммуникаций и его адаптацию к условиям внешней среды для обеспечения стабильного положения компании.
Для более наглядного примера рассмотрим систематизацию эволюционных периодов политики коммуникации через призму авторской интерпретации в таблице 1.
Таблица 1
Этапы формирования маркетинговых коммуникаций
Период | Название этапа коммуникации | Характеристика этапа |
1950-1960 | Несистемные | Большую роль играет концентрация на объеме предложения товара, что диктует постоянный рост спроса. Коммуникативная политика уходит на второй план. |
1960-1970 | Товарные | В данный период начинает возрастать роль инструментов коммуникации, а это значит, что для поднятия объемов продаж используются реклама, СМИ и т.д. |
1970–1980 | С целевой аудиторией | Коммуникационная политика становится главной в выстраивании взаимодействия между фирмой и целевой аудиторией, что способствует интенсификации прибыли. |
1980–1990 | Конкурентные | Начинается интенсивный рост конкурентной коммуникативной борьбы, что предполагает необходимость поиска оптимальных форм и средств коммуникаций. |
1990 – до настоящего момента | Конкурентные интегрированные | Начинается переход к интегрированным маркетинговым коммуникациям, который базируется на упорядоченном взаимодействии их многообразных форм, носителей и процессов коммуникаций благодаря их оперативному планированию и координации. |
Значительным элементом построения тактики действия компании через позицию маркетинга является коммуникация. Из чего следует, что маркетинговые коммуникации являются фундаментом всей коммуникативной политики вне зависимости от направления компании.
Существуют различные взгляды на понимание коммуникативной политики и на её роль в современной парадигме маркетинга. «Коммуникативная политика» – понятие, которое вобрало в себя множество трактовок [40, c. 87].
Именно Е.Г. Попковой было сформулировано наиболее распространенное и более точно отражающее суть понятие коммуникативной политики: «коммуникативная политика – перспективный курс действий предприятия, направленный на планирование и осуществление взаимодействия фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы на основе обоснованной стратегии управления комплексом коммуникативных средств, обеспечивающих стабильное и эффективное формирование спроса и продвижения предложения на рынки с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли».
Г.Л. Багиев и А.Н. Асаул говорят о том, что основной целью коммуникативной политики является развитие сферы продвижения товаров и услуг для формирования спроса, который непосредственно удовлетворит нужды потребителей.
Общая программа маркетинговой коммуникации предприятия, называется комплексом продвижения и представляет собой сочетание пяти основных коммуникационных средств продвижения, а именно:
1. Рекламы — платной формы не личного представления и продвижения идеи, товаров и услуг, которую заказывает и финансирует определенный спонсор. Заметим о том, что основная задача рекламы — побудить к покупке данного товара определенного потребителя (покупателя).
2. Персональной продажи — презентации товара одному или нескольким потенциальным клиентам, которая осуществляется в процессе непосредственного общения и имеющее целью продажу и установление длительных отношений с клиентами. Персональная продажа применяется в отдельных случаях значительно чаще, чем другие средства продвижения товаров, когда речь идет о значительных оптовых заказах и прямом канале распределения (производитель-потребитель), презентации новых товаров (товаров рыночной новизны). Итак, персональная продажа более эффективна при оптовом сбыте товаров.
3. Стимулирование сбыта — одноразового побудительного мероприятия, которые поощряют к приобретению тех или иных товаров или услуг. Стоит отметить, что стимулирование на отечественном рынке начиналось с простых дегустаций, которые стали очень популярными среди потребителей. Эффективность системы стимулирования сбыта значительно повышается, когда ее средства применяются вместе с другими формами и элементами продвижения товара, например с рекламой и персональной продажей.
4. Связей с общественностью (PublicRelations) — налаживание отношений между компанией и различными контактными аудиториями посредством создания выгодной для компании репутации, положительного корпоративного имиджа, с одной стороны, и устранения или предупреждения нежелательных слухов, сплетен и действий — с другой.
5. Прямого маркетинга (EventMarketing) — использование различных средств коммуникации для непосредственного общения с покупателями, рассчитанных на получение определенной реакции. Оценка эффективности коммуникационной компании является самым сложным и самым важным этапом всего процесса разработки маркетинговой стратегии.
Некоторые элементы вообще невозможно оценить. Но определение результативности является необходимым шагом для дальнейшей оптимизации затрат и анализа экономической эффективности. Компания должна измерять эффективность проведенных мер для дальнейшей разработки усовершенствованной компании.
Под эффективностью коммуникативной компании понимается отношение полученной прибыли к затратам на данные коммуникационные мероприятия. Для оценки эффективности реализации маркетинговых коммуникационных стратегий используют различные методы. Данную эффективность очень трудно отследить не только количественно, но и качественно. Также, довольно непросто определить в количественных показателях влияние самого коммуникативного обращения на объем сбыта и прибыль.
В первую очередь это можно осуществить через использование маркетинговых коммуникационных мероприятий непосредственно в местах продажи товара или услуги.
Эффективность маркетинговой коммуникационной деятельности зависит от: величины бюджета на коммуникационные мероприятия; уровня знаний владения методиками коммуникационной деятельности; сроков осуществления коммуникативного воздействия; эффективности и скорости коммуникативного обращения; анализа характеристик целевого сегмента рынка и его ментальных особенностей.
Одним из важнейших показателей оценки эффективности рекламных мероприятий являются показатели абсолютной и относительной эффективности.
Абсолютная эффективность может быть определена количеством новых покупателей, которые были привлечены за определенный отрезок времени. Относительная эффективность определяется количеством потребителей, объемов закупок, которые были сделаны при применении рекламы и без нее. Дополнительным параметром является окупаемость рекламы определяется сравнением суммы затрат на конкретный вид рекламы. Для определения экономической эффективности маркетинговых коммуникаций можно использовать статистическую модель регрессивного анализа.
Для определения коммуникативной эффективности менеджмента предприятия необходимо проводить соответствующие маркетинговые исследования, в которых предлагается определять первые три конкурирующие бренды по выбранному виду продукции, на основе опросов потребителей в характерных местах продажи.
1.2. Методы и инструменты коммуникативной политики предприятия в сети Интернет
Информационное сообщение, предназначенное для целевой аудитории в Интернете, может быть представлено различными методами и инструментами коммуникативной политики.
Продвижение осуществляется с помощью механизма информирования, воздействия, убеждения и стимулирования покупателей, вовлечения их в процесс покупки, купли-продажи. Механизм продвижения приводится в действие с помощью комплексного инструментария, в состав которого входят: реклама, стимулирование сбыта, формирование общественного мнения, брэндинг.
Продвижение может быть организовано путем использования одного или, что чаще встречается, совокупности инструментов.
В таблице 2 представлены наиболее часто используемые инструменты маркетинговых коммуникаций в Интернете.
Таблица 2
Основные инструменты маркетинговых коммуникаций в Интернете
Реклама | Стимулирование сбыта | Связи с общественностью |
Web-сайт компании | Конкурсы, игры, розыгрыши, лотереи | Публикации материалов на web-сайте компании |
Баннерная, текстовая реклама и реклама, использующая возможности средств мультимедиа | Премии, призы и подарки | Публикации материалов и новостей в СМИ Интернета, на специализированных и тематических сайтах |
Регистрация сайта в каталогах и индексация сайта поисковыми системами | Пробные образцы, демонстрационные версии | Проведение маркетинговых мероприятий с их активным освещением в Интернете |
Продолжение таблицы 2
Реклама | Стимулирование сбыта | Связи с общественностью |
Реклама при помощи электронной почты | Купоны | Участие в конференциях |
Реклама в списках рассылки, конференциях и на досках объявлений | Скидки | Спонсорство |
В Интернет-рекламе существует большое разнообразие информационных носителей и их форматов. Их количество постоянно растет по мере роста Интернет-аудитории и по мере того, как эта аудитория становится все более осведомленной и избирательной [16, c. 102].
Наибольшее распространение получили следующие инструменты коммуникативной политики предприятия в сети Интернет.
1. Медийная реклама.
Размещение текстово-графических рекламных материалов на вебсайтах, представляющих собой рекламные площадки. Как правило, медийная реклама имеет форму баннерной рекламы. Баннер представляет собой графическое изображение с гиперссылкой, отсылающей к источнику целевой рекламы [25, c. 69].
Баннер может содержать как статичное изображение или текст без изображения, так и анимированные элементы, видео и интерактивные объекты. Показ медийного рекламного объявления может быть статическим или динамическим.
Основные преимущества медийной рекламы:
— большой охват целевой аудитории;
— возможность измерить результат;
— составление прогнозов по переходам;
— выбор варианта оплаты, за клик или просмотр.
Медийная реклама является самым популярным и распространенным рекламным инструментом в странах СНГ. Рекламодатели привыкли переносить свою наружную рекламу в Интернет без ее адаптации. К сожалению, такое размещение не всегда является эффективным, так как для более эффективной рекламной кампании, под нужды Интернета следует разрабатывать отдельные баннеры и вижуалы с учетом площадок, на которых будет происходить размещение [32, c. 88].
2. Директивная реклама – это персональное и селективное обращение к потребителю посредством письма (обычного или электронного) или телефонной коммуникации, представляет собой эффективную стратегию поиска новых клиентов. Целью директивной рекламы относительно уже имеющихся клиентов является информирование о новых предложениях и скидках, презентациях и новых продуктах. Также директивная реклама направлена на выстраивание имиджа компании в обществе и поддерживание отношений с клиентами: выясняются их потребности, а также отношение к фирме и её продукции. Анализ этих данных наилучшим образом скорректирует торговое предложение и повысит конкурентоспособность предприятия.
3. Контекстная реклама.
Размещение текстово-графических рекламных материалов на вебсайтах, представляющих собой контекстные рекламные площадки. Контекстное размещение Интернет-рекламы основано на соответствии содержания рекламного материала контексту (содержанию) Интернет-страницы, на которой размещается рекламный блок. Носителем такой рекламы может быть текстовое, графическое или комбинированное объявление. Соответствие рекламных материалов и контекстных им площадок определяется алгоритмом рекламного сервиса. Разновидностью контекстной рекламы является поисковая реклама, применяемая в поисковых системах, чаще всего, Yandex и Google. Отличительной ее особенностью является то, что выбор демонстрируемых рекламных объявлений определяется с учетом поискового запроса пользователя.
Как правило, поисковая реклама размещается рядом с результатами поиска и имеет форму текстовой рекламы. Считается, что данный вид Интернет-рекламы относится к числу наиболее эффективных, так как содержание рекламных объявлений максимально соответствует текущим интересам пользователя [19, c. 69].
Стоимость такой рекламы во многом зависит от уровня конкуренции в нише. Чем больше конкурентов размещают свои рекламные сообщения в одной тематической нише и по схожим ключевым словам, тем дороже будет стоимость клика или показа рекламного сообщения. Специалисты в данной области должны находить баланс между стоимостью и количеством показов, оптимально расходуя рекламный бюджет. Кроме того, от того, насколько качественно была произведена настройка контекстной рекламы, также зависит ее эффективность и стоимость.
Инструменты по прогнозированию контекстной рекламы позволяют оценить рынок сбыта рекламного сообщения. Используя инструмент Yandex Wordstat, можно составить прогноз по количеству тех или иных ключевых слов за месяц. На основе полученной информации составляется прогноз по кликам, вследствие чего можно оценить охват и затраты на контекстную рекламу. Погрешность в данном случае будет зависеть от рекламируемого предложения, времени года и общей экономической ситуации [40, c. 87].
На сегодняшний день наблюдается рост популярности контекстной рекламы по всему миру, так как этот инструмент показал себя с эффективной стороны. Контекстная реклама стала замещать традиционные виды рекламы, так как она предоставляет большую эффективность по соотношению цена-качество по сравнению с другими видами интернет рекламы. Но тут нужно учитывать специфику рекламируемого сообщения, так как не всегда контекстная реклама может подходить для продвижения услуги или товара.
4. Партнерская сеть.
Партнерская сеть — это сеть сайтов в сети Интернет различной тематики, которые позволяют размещать на своих площадках контекстную рекламу от поисковых систем. Механика взаимодействия в данном случае заключается в том, что система анализирует все запросы, которые вводил пользователь в поисковых системах и на основании этого показывает ему рекламные сообщения на сторонних сайтах, которые входят в партнерскую сеть. Таким образом, если пользователь производил поиск по запросу «суши в Алматы» в поисковой системе Google или Yandex, то он начнет видеть рекламные сообщения контекстной рекламы на посещаемых им сайтах, если они входят в партнёрскую сеть. Доход от рекламы (чаще всего за клики) делится между владельцем площадки и поисковой системой Google или Yandex, а ставка в данном случае также формируется на основе аукциона и конкуренции в выбранной нише [36, c. 69].
5. Ремаркетинг – инструмент продвижения, целью которого является возврат пользователей, которые были на целевой странице. Механика данной рекламы заключается в следующем – пользователь зашел на целевую страницу и посмотрел информацию о товаре или услуге. С помощью специального кода ретаргетинга, который установлен на целевом сайте, система записала его предпочтения и информацию о товаре. В дальнейшем пользователь, находясь на сторонних сайтах, которые входят в партнерскую сеть и имеют слот для размещения баннеров Google AdSence или Yandex Direct, будет видеть напоминающую рекламу о просматриваемом ранее товаре.
6. Тизерная реклама.
Тизерная реклама — это инструмент маркетинговой коммуникации, построенный на принципе pull-рекламы, когда для привлечения внимания потенциального потребителя используется «завязка»: интригующая фраза или картинка, которая может «раскрыться», а может и нет, в течение всей рекламной кампании.
Размещение текстово-графических рекламных материалов (тизеров) на вебсайтах, представляющих собой рекламные площадки. Этот инструмент Интернет-рекламы совмещает признаки медийной, текстовой и контекстной рекламы и представляет собой короткое рекламное объявление с интригующим текстом и привлекающим внимание изображением, которое содержит некоторое количество информации о товаре или услуге и гиперссылку, отсылающую к источнику целевой рекламы. Считается, что тизерная реклама имеет более широкие возможности для привлечения аудитории, так как стимулирует природную любознательность человека [10, c. 58].
Основная задача тизерной рекламы – заинтриговать пользователя и заставить его кликнуть по тизеру (ссылке), чтобы перенаправить его на целевую страницу. Данный вид рекламы позволяет получить большое количество кликов, но из-за этого уменьшается качество трафика, так как целевая аудитория становится разнообразной. Кроме того, тизерная реклама имеет низкий уровень доверия со стороны пользователей, что также сказывается на качестве трафика.
7. Промо-сайт (landing page).
Размещение рекламных материалов в виде веб-сайта, представляющего собой презентацию рекламируемого предложения.
Несмотря на то, что сам по себе вебсайт не является рекламным форматом, возможность потребителя получить исчерпывающую информацию о бренде, товаре или услуге может рассматриваться как самостоятельная форма рекламной коммуникации. Основная задача промо-сайта — представление товара, услуги, бренда в Интернете. Чаще всего, промо-сайт используется как дополнительный маркетинговый инструмент в рамках комплексной рекламной кампании. Обычно один промо-сайт посвящается одному продукту и максимально фокусируется на взаимодействии с целевыми пользователями. Привлечение аудитории на промо-сайт, как правило, осуществляется при помощи иных видов Интернет-рекламы [3, c. 58].
Целевая страница в ряде случаев является лучшим решением, чем сайт, она обеспечивает:
— сосредоточенность пользователя;
— более высокий коэффициент конверсии от рекламных кампаний;
— стимуляцию пользователей совершить конкретное действие.
Результативность рекламной кампании во многом зависит от того, увидит ли пользователь нацеленное на него предложение. Поэтому одним из самых важных особенностей целевой страницы является ее доступность для пользователя.
Целевая страница должна быстро загружаться и отлично выглядеть на мобильных устройствах (смартфон, планшет). Вся информация на странице должна быть структурирована, заголовки должны быстро доносить основное сообщение, при этом концентрируя внимание пользователя.
Landing Page может содержать в своей структуре мотивирующие элементы, например, таймер с обратным отсчетом времени, по истечении которого закончится какое-либо специальное предложение.
Такая механика позволяет повысить уровень мотивации и ускорить процесс принятия решения о покупке. По структуре посадочную страницу принято разделять на блоки. Каждый блок должен кратко и максимально точно рассказывать об основных атрибутах товара или услуги, иметь привлекательный заголовок и элемент конверсии [6, c. 88].
Элементом конверсии может быть кнопка «Купить» или «Заказать обратный звонок». Такой инструмент, как landing page является эффективным, если возникает необходимость в лидогенерации и повышении конверсии.
8. Поисковая оптимизация (SEO) — комплекс мер по внутренней и внешней оптимизации, для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей, с целью увеличения сетевого трафика, то есть потенциальных посетителей ресурса и последующей монетизации этого трафика.
Методы seo-оптимизации можно разделить на три класса в соответствии с их цветом (белый, серый и черный), однако, последние события в мире поисковых систем дают понять, что это разделение весьма условно — любая манипуляция определёнными параметрами сайта может быть расценена поисковиком как крайне нежелательное влияние на его результаты. Так, любая попытка манипулирования поисковыми результатами прямо запрещена в лицензии на использование поисковой системы «Яндекс». «Белые» оптимизаторы и маркетологи пользуются рекомендациями Яндекса по созданию «хороших» сайтов [23, c. 47].
9. Видео реклама
Это инструмент рекламы, которая создана на основе видео сообщения. В настоящий момент видео реклама завоевывает все большую популярность на рынке, так как она имеет большую вовлекающую способность и эффективность. Рекламные видео сообщения могут встраиваться на видео-сервисах в качестве pre-roll, mid-roll или postroll сообщений. Перед запуском выбранного ролика пользователю сначала показывается рекламное видео сообщение – pre-roll, в середине просмотра видео ролика – mid-roll, в конце видео ролика – post-roll.
10. Social Media Marketing (SMM).
SMM – это вид современной рекламы, который нацелен на прямое взаимодействие с целевой аудиторией, лояльной к бренду.
SMM – это комплекс рекламной деятельности и представление бренда в социальных сетях. Основная концепция SMM заключается в создании качественного контента, как текстового, так и визуального. Продвижение в социальных сетях позволяет качественно сегментировать аудиторию и точечно воздействовать на нее там, где она представлена в большей степени. При этом реклама с помощью SMM в наименьшей степени затрагивает аудиторию, которая не заинтересована в получении того или иного рекламного сообщения [15, c. 64].
Социальные сети предлагают более удобный способ для обсуждения и коммуникации. Поэтому пользователи больше предпочитают делиться мыслями в социальных сетях, перенося свои обсуждения из форумов.
Основные задачи, которые решает SMM:
— повышение узнаваемости бренда;
— повышение лояльности к бренду;
— предоставление оперативной обратной связи потребителю;
— презентация услуг и продуктов;
— продажа услуг или продуктов;
— увеличение посещаемости сайта;
— продвижение глобальных акций бренда.
10. Мобильная реклама [28, c. 69].
Мобильная реклама – это вид рекламных сообщений, которые доносят до пользователя через его мобильное устройство: планшет, смартфон мобильная электроника и другие девайсы. Количество запросов с мобильных устройств достигает 50% по многим категориям товаров и услуг. На фоне падения темпов роста персональных компьютеров наблюдается стремительный рост доступа к Интернету через смартфоны, планшеты, ноутбуки. Люди все больше используют мобильный телефон для поиска нужной информации и для потребления контента. Одной из причин является личный характер продуктов, и пользователям комфортнее искать их на маленьком экране без лишних свидетелей.
1.3. Этапы разработки и реализации коммуникативной политики предприятия в сети Интернет
Направленность и цель коммуникативной политики предприятия в сети Интернет, указанные выше, отражают сущность самой политики, то, для чего, собственно, она необходима. Так, в качестве способа распространения коммуникативной политики предприятия в сети Интернет будет соответственно глобальная сеть Интернет.
Конечно же, в качестве первой особенности коммуникативной политики в сети Интернет стоит назвать ее относительно низкую стоимость, что наделяет ее огромным преимуществом. Если раньше прибегать к использованию любого рода рекламы могли только достаточно обеспеченные компании, то теперь завоевывать ранок можно и со сравнительно небольшим капиталом [43, c. 69].
Известно и на практике замечено каждым, что Интернет сокращает расстояния, увеличивает время и создает постоянный поток информации. Эти свойства нашли отражение и в Интернет-рекламе. Так если для изменения содержания рекламного сообщения в газете или журнале, заказчику (фирме) прежде необходимо связаться с редактором этой газеты (журнала), согласовать все нюансы и только потом в свет выйдет новая реклама, то с Интернет-рекламой все намного проще и осуществляется, как говориться, в режиме реального времени. Отсюда и вторая особенность: во-первых, рекламодатель имеет возможность контролировать ответную реакцию пользователей сети и их действия, во-вторых, на основании отслеживания действий пользователей рекламодатель может гибко видоизменять свою действующую рекламную стратегию и тактику [29, c. 114].
Хамзин Р.А. называет эту особенность как «возможность оперативной коррекции», т.е. возможность постоянно отслеживать результативность рекламных объявлений и впоследствии увеличивать количество показов объявлений, отличающихся высокой эффективностью. Развивая указанное направление мысли, необходимо указать и на такую особенность Интернет-рекламы, как возможность расширить границы своего присутствия без значительных затрат.
В ряду особенностей коммуникативной политики предприятия в сети Интернет также стоит мгновенная обратная связь от потенциальных клиентов к компании, или как принято сейчас говорить интерактивность. Это означает то, что потребитель не только пассивно воспринимает информацию, доносимую рекламой, но и взаимодействует с ней. Все это происходит очень просто: потребитель, видя рекламу, представляющую для него потенциальный интерес, «кликает» по ней и переходит к более подробной информации, как правило, находящейся на сайте той или иной организации. Здесь можно говорить о переходе ключевой роли от производителей к потребителям [31, c. 74].
Последняя особенность, которая будет рассмотрена нами – это таргетинг. Он появился благодаря специальным механизмам Интернета, которые «позволяет выделить из всей имеющейся интернет-аудитории только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям, и показать рекламу именно ей». Каждый пользователь сети Интернет имел возможность наблюдать работу такого механизма, когда осуществлял поиск необходимого товара, услуг.
Шахов Д.А. считает, что «коммуникативная политика предприятия – это целенаправленная коммуникативная деятельность, основанная на всестороннем взаимодействии в интернет-среде, с целью активизации интереса и действий к объекту рекламы, с одной стороны, и получения прибыли или благ – с другой».
Данное определение, на наш взгляд, отражает лишь одну отличительную особенность коммуникативной политики предприятия в сети Интернет – это способ ее распространения. Это же и в другом определении: «интернет-реклама представляет собой особый вид деятельности, имеющий целью информировать или расширить знания потребителя о существовании предмета рекламы, сформировать к нему положительное отношение и закрепить образ в его памяти посредством Интернета и компьютерных технологий».
Романов А.А., определяя коммуникативную политику предприятия в сети Интернет как основной компонент компьютеризованной рекламы, включающей в себя помимо Интернет-рекламы компьютерные базы данных, использование компьютерной техники для производства рекламных обращений, презентаций и т.д., проводит грань между деятельностью по созданию рекламы, используемых в ней средств, и самой рекламой [39, c. 52].
При разработке коммуникативной политики необходимо определить:
— субъект маркетинговых коммуникаций, а именно целевую(ые) аудиторию(и);
— цели и задачи коммуникаций;
— правила коммуникаций;
— средства и способы коммуникаций, которые представляют определенную ценность при продвижении конкретного товара или услуги;
— информационные каналы, используемые при коммуникациях;
— содержание коммуникаций и ее формы;
— план маркетинговых коммуникаций;
— бюджетирование коммуникаций.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Целевая аудитория (ЦА) – это группа людей, объединённых определёнными характеристиками, имеющих общие потребности и взаимодействующих непосредственно с маркетинговыми сообщениями. Для определения ЦА следует проводить сегментирование и исследование потенциальных клиентов [8, c. 52].
Суть современной парадигмы маркетинга заключается не в том, что меняются маркетинговые ориентиры – они остаются прежними, а в том, что ключевая роль в новом маркетинге переходит к современным технологиям продвижения, которые все больше базируются на глубинных исследованиях психологии потребителя.
Принципы современного маркетинга:
1) принцип формирования удовлетворенных потребителей;
2) принцип инновационности;
3) принцип креативности;
4) принцип взаимодействия;
5) принцип беспринципности.
Современная маркетинговая парадигма диктует новые условия как промышленному маркетингу, так и потребительскому. Если раньше промышленный маркетинг должен был подстраиваться под потребительский, то сегодня можно наблюдать обратное: промышленный рынок диктует свои правила поведения для потребителей [12, c. 58].
Связано это в первую очередь с новыми технологиями, которые производят новые инновационные товары. Задача коммуникативной политики в современной парадигме маркетинга заключается в правильном преподнесении новых товаров с целью сбыта продукции, что требует правильного подбора инструментов маркетинговых коммуникаций.
Процесс маркетинговых коммуникаций, как любой вид деятельности, имеет определённые цели, которые нужно достигнуть. К числу данных целей необходимо отнести: популярность бренда, заинтересованность потребителя, высокий имидж компании и т.д.
Достижению поставленных целей сопутствует постановка конкретных задач, которые приблизят к желаемому результату. Наиболее распространёнными инструментами маркетинговых коммуникаций являются:
— Реклама;
— Пиар;
— Стимулирование сбыта;
— Личные продажи;
— Прямой маркетинг.
Реклама является одним из главных инструментов маркетинговых коммуникаций, побуждая к совершению финансовой сделки и способствуя достижению целей компании. Важным аспектом рекламы выступает сама рекламная кампания, представляющая собой реализацию рекламных инструментов, объединённых определённой идеей и осуществляемых в конкретный период времени в совокупности друг с другом.
Успех рекламной кампании зависит от эффективности прохождения следующих этапов:
— Определение рекламных целей.
— Определение средств распространения рекламы.
— Составление рекламного бюджета.
— Создание рекламного обращения.
— Оценка эффективности рекламной кампании предприятия [17, c. 554].
Стимулирование сбыта можно рассматривать как инструмент маркетинговых коммуникаций или комплекс мероприятий, который направлен на повышение продаж, а также на узнаваемость бренда целевыми группами.
Стимулирование сбыта – совокупность маркетинговых мероприятий и торгового менеджмента по перемещению товара или услуги на протяжении всего пути сбыта.
PR (public relations) – набор инструментов, участвующих в создании благоприятного образа компании и её продукции.
Прямой маркетинг – вид маркетинговой коммуникации, в основе которой лежит прямое взаимодействие компании с клиентом с целью повышения прибыли. Личные продажи предусматривают взаимодействие персонала и непосредственных потребителей в процессе личной презентации товара или услуг посредством взаимодействия через прямой контакт. Сюда также можно отнести процесс взаимодействия с представителями других компаний с целью продажи товара или услуг.
Промо-материалы, спонсорство, использование POSM-материалов, упаковка – все это также относится к инструментам маркетинговых коммуникаций. После выбора средств коммуникации следует определиться с коммуникационными каналами и медианосителями.
Необходимо выбрать каналы таким образом, чтобы они соответствовали характеру маркетингового сообщения, которое нужно донести до потенциальных клиентов, охватив при этом целевую аудиторию. Важно, чтобы выбранный коммуникационный канал не выходил за рамки утвержденного маркетингового бюджета компании [10, c. 69].
Исследуем формальные и неформальные аспекты коммуникации, которые являются важной частью выстраивания коммуникационной политики в рамках современной парадигмы маркетинга.
Рассматривая формальную структуру маркетинговых коммуникаций, можно дать четкое определение, которое прозвучит следующим образом: это структура, которая определяется правилами, собственной политикой, должностными инструкциями и транслируется по каналам, которые определены и установлены руководством компании.
Под неформальной структурой маркетинговых коммуникаций подразумевают совокупность неформальных источников информации (слухов). Под понятием слухи подразумевается не подтверждённая информация, распространяемая посредством межличностного взаимодействия. Однако если проанализировать распространённые слухи о компании, можно получить достаточно достоверную информацию, но несколько искажённую. Бюрократия, как вид формальной структуры, и связанная с ней система стимулирования препятствуют распространению плохих, на ее взгляд, сообщений и тем самым снижают эффективность коммуникаций.
Одним из этапов процесса планирования коммуникативной кампании является бюджетирование коммуникаций. Под понятием подразумевается определение объёма денежных средств, которые затрачиваются на реализацию коммуникаций с использованием различных каналов взаимодействия. Под коммуникативной политикой подразумевают многоаспектную модель, состоящую из структурированных групп, занимающих определенное положение между потенциальным клиентом и компанией.
Рассматривая современную парадигму маркетинга, следует отметить, что коммуникативная политика компании содержит двусторонние потоки коммуникаций. Одним элементом двустороннего подхода является компания, формирующая маркетинговую информацию, предназначенную для потенциальных клиентов.
Под вторым элементом подразумевается обратная связь, способствующая формированию более эффективной модели управления коммуникациями. В современном мире принцип достижения успеха коммуникативной политики осуществляется посредством углублённого взаимодействия выстраиваемых отношений между продавцом и потребителем, что является концепцией коммуникативной политики в современной парадигме маркетинга.
Выводы по главе 1
Таким образом, коммуникативная политика представляет собой многоаспектную систему, позволяющую в современных реалиях повысить конкурентоспособность компании на рынке за счёт использования различных способов взаимодействия с реальными и потенциальными клиентами.
Процесс маркетинговых коммуникаций, как любой вид деятельности, имеет определённые цели, которые нужно достигнуть. К числу данных целей необходимо отнести: популярность бренда, заинтересованность потребителя, высокий имидж компании и т.д.
Задачи, которые решаются посредством инструментария коммуникативной политики в сети Интернет: увеличение продаж за счет синергетического эффекта; оптимизация рекламных затрат на привлечение клиентов; рост осведомленности о товарах и услугах компании; привлечение целевой аудитории на сайт компании; повышение лояльности у существующих клиентов; рекламно-информационная поддержка выхода новых продуктов на рынок; выбор каналов распространения информации с учетом особенностей целевой аудитории.
Глава 2. Анализ и оценка коммуникативной политики ООО ПК «Венткомплекс» в сети Интернет
2.1. Краткая характеристика деятельности ООО ПК «Венткомплекс»
Компания ООО «ПК Венткомплекс» является официальным лицензированным представителем крупных производственных предприятий Удмуртской Республики, Пермского края и Свердловской области.
Миссия компании — это комплексное оснащение вентиляционно-отопительным оборудованием строящихся зданий и сооружений, промышленных, социальных, спортивных, сельскохозяйственных объектов на территории Российской Федерации и стран СНГ. ООО «ПК Венткомплекс» работает на рынке B2B и за счет поставок качественного оборудования по доступным ценам, помогает достигать цели бизнес-партнерам и клиентам.
ООО «ПК Венткомплекс» предлагает следующие товары:
— вентиляторы;
— емкостное оборудование;
— КИПиА;
— колонное оборудование;
— оборудование для АЭС;
— отопительное и теплообменное оборудование;
— реакторное оборудование;
— резервуарное оборудование;
— прочее оборудование.
Организационная структура ООО «ПК Венткомплекс» приведена на рисунке 1. Организационная структура ООО «ПК Венткомплекс» линейно-функциональная.
ООО «ПК Венткомплекс» возглавляет генеральный директор. Генеральный директор руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
Рисунок 1 – Организационная структура управления ООО «ПК Вент комплекс»
В непосредственном подчинении генерального директора находятся: ИТ-отдел, бухгалтерия, отдел маркетинга, коммерческий отдел. Генеральный директор организует работу и эффективное взаимодействие всех перечисленных структурных подразделений.
Осуществление закупок входит в обязанности коммерческого отдела. Коммерческий отдел непосредственно подчиняется руководителю отдела.
ИТ-отдел занимается обеспечение технической стороны функционирования ООО «ПК Венткомплекс».
В обязанности отдела входит: ведение технического учета работы различного торгового оборудования; составление технической отчетности; анализ технических и экономических показателей работы; планирование графиков ремонта оборудования; осуществление контроля за соблюдением нормативных расходов материалов; своевременное составление заявок на необходимые материалы или детали оборудования.
К функциям отдела маркетинга ООО «ПК Венткомплекс» относятся следующие:
1. Исследование рынков фирмы. Построение информационной системы маркетинга в компании;
2. Формирование ценностного предложения целевым клиентам;
3. Конкурентное позиционирование компании и ее продуктов на целевых рынках;
4. Организация обратной связи с клиентами, оценка уровня их удовлетворенности;
5. Формирование лояльности клиентов к компании, развитие маркетинга партнерских отношений.
Общие функции маркетинга осуществляет руководитель отдела маркетинга — это управление, организация, планирование, прогнозирование и целеполагание, анализ, оценка, учет и контроль за осуществлением проводимой маркетинговой политики.
Кроме того, в непосредственно подчинении генерального директора находятся директоры каждого из магазинов, перечисленных на рисунке 1.
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия ООО ПК «Венткомплекс» представлены в таблице 3.
Как показывают данные таблицы 2, ООО ПК «Венткомплекс» является достаточно рентабельным предприятием.
В анализируемом периоде отмечается рост прибыли от продаж, а также увеличение рентабельности продукции и продаж организации.
Таблица 3
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия ООО ПК «Венткомплекс»
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 | Абс. откл. | Темп роста, % | ||
2020-2019 | 2021-2020 | 2020/ 2019 | 2021/ 2020 | ||||
1 Выручка от реализации продукции (услуг), тыс. руб. | 245967 | 238633 | 216608 | -7334 | -22025 | 97,02 | 90,77 |
2 Среднесписочная численность работающих, чел. | 81 | 81 | 83 | 0 | 2 | 100,00 | 102,47 |
| |||||||
3 Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб. | 3037
| 2946
| 2610
| -91
| -336
| 97,02
| 88,58
|
в т.ч. на 1 рабочего | 2633 | 2477 | 2158 | -156 | -319 | 94,07 | 87,12 |
| |||||||
4 Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 42206 | 44006 | 45141 | 1801 | 1135 | 104,27 | 102,58 |
5 Среднегодовой уровень оплаты труда, тыс. руб. | 521,06 | 543,29 | 543,87 | 22 | 1 | 104,27 | 100,11 |
6 Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | 21503 | 22217 | 18697 | 715 | -3520 | 103,32 | 84,16 |
7 Фондоотдача, руб./руб. | 11,44 | 10,74 | 11,59 | -1 | 1 | 93,90 | 107,86 |
8 Фондоемкость, руб./руб. | 0,09 | 0,09 | 0,09 | 0 | 0 | 106,50 | 92,71 |
9 Себестоимость продукции (услуг), тыс. руб. | 140685 | 146687 | 150470 | 6002 | 3783 | 104,27 | 102,58 |
10 Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. | 0,57 | 0,61 | 0,69 | 0 | 0 | 107,47 | 113,01 |
11 Прибыль от продаж, тыс. руб. | 14523 | 16443 | 19768 | 1920 | 3325 | 113,22 | 120,22 |
12 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 8744 | 10891 | 12294 | 2147 | 1403 | 124,55 | 112,88 |
13 Рентабельность: продукции, % | 9,90 | 10,93 | 13,14 | 1,03 | 2,21 | 110,37 | 120,22 |
производства, % | 13,84 | 12,21 | 10,37 | -1,63 | -1,84 | 88,20 | 84,90 |
продаж, % | 5,90 | 6,89 | 9,13 | 0,99 | 2,24 | 116,70 | 132,45 |
Динамика показателя выручки предприятия в анализируемом периоде имеет отрицательную динамику: ее снижение по результатам 2021 года составило 9,23%. Численность сотрудников ООО ПК «Венткомплекс» выросла на 2 человека. В связи со снижением выручки и ростом численности персонала среднегодовая выработка на 1 рабочего так же имеет отрицательную динамику. В соответствии с увеличением численности сотрудников увеличился и размер фонда оплаты труда. Показатель фондоотдачи не имеет определенной тенденции: в 2020 году отмечается снижение на 1 п.п., а по результатам 2021 ода уже увеличение до 11,59%.
Объем себестоимости по итогам 2020 года увеличился на 4,27%, а по итогам 2021 года – на 2,58%. В результате таких изменений прибыль от реализации имеет положительную динамику: по итогу 2021 года ее рост составил 20,22%.
Для анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО ПК «Венткомплекс» рассмотрим динамику товарооборота ООО «ПК Венткомплекс», представленную на рисунке 2.
Таблица 4
Показатели эффективности использования основных средств предприятия ООО ПК «Венткомплекс»
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 | Абс. откл. | Темп роста, % | ||
2020-2019 | 2021-2020 | 2020/ 2019 | 2021/ 2020 | ||||
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | 21503 | 22217 | 18697 | 714 | -3520 | 103,32 | 84,16 |
Фондоотдача, руб./руб. | 11,44 | 10,74 | 11,59 | -0,7 | 0,85 | 93,88 | 107,91 |
Фондоемкость, руб./руб. | 0,09 | 0,09 | 0,09 | 0 | 0 | 100,00 | 100,00 |
Фондовооруженность, тыс. руб/чел | 265,47 | 274,28 | 225,27 | 8,81 | -49,02 | 103,32 | 82,13 |
Показатели таблицы 4 свидетельствуют об эффективности использования основных средств ООО ПК «Венткомплекс» в анализируемом периоде. Так, показатели фондоотдачи более 10, что говорит о том, что на 1 рубль стоимости основных средств предприятия приходится более 10 рублей выручки. Тот же вывод подтверждают низкие значения обратного показателя фондоотдачи – фондоемкости.
Далее проанализируем эффективность использования трудовых ресурсов предприятия ООО ПК «Венткомплекс» (таблица 5).
Таблица 5
Показатели эффективности использования трудовых ресурсов предприятия ООО ПК «Венткомплекс»
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 | Абс. откл. | Темп роста, % | ||
2020-2019 | 2021-2020 | 2020/ 2019 | 2021/ 2020 | ||||
Среднесписочная численность работающих, чел. | 81 | 81 | 83 | 0,00 | 2,00 | 100,00 | 102,47 |
Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб. | 3037 | 2946 | 2610 | -91,00 | -336,00 | 97,00 | 88,59 |
Трудоемкость | 0,01 | 0,01 | 0,02 | 0 | 0,01 | 0 | 150,00 |
Данные таблицы 5 показывают, что труд на предприятии ООО ПК «Венткомплекс» используется достаточно эффективно, при этом значение показателя выработки снижается в анализируемом периоде. Так же необходимо отметить несложность процесса закупки и продаж – основных, о чем свидетельствуют низкие значения показателя трудоемкости.
Анализ себестоимости ООО ПК «Венткомплекс» за 2020–2021 гг. представлен в таблице 6.
Таблица 6
Оценка динамики затрат ООО ПК «Венткомплекс»
Наименование показателя | 2020 год | 2021 год | Отклонение (+;–) | Темп роста, % |
Себестоимость продаж – всего, тыс. руб. | 146687 | 150470 | 3783 | 102,58 |
материальные затраты | 62693 | 60922 | -1771 | 97,18 |
заработная плата | 31871 | 30224 | -1647 | 94,83 |
страховые взносы | 18808 | 18277 | -531,3 | 97,18 |
амортизационные отчисления | 1766 | 1632 | -134 | 92,41 |
коммунальные услуги | 25829 | 4030 | -21799 | 15,60 |
прочие расходы | 5720 | 35385 | 29665,3 | 618,62 |
Графическое представление распределения затрат ООО ПК «Венткомплекс» за 2021 год представлена на рисунке 3.
Данные таблицы 6 и рисунка 3 показывают, что в структуре затрат компании наибольшая доля представлена материальными затратами – 40%, что обусловлено спецификой деятельности предприятия. Величина затрат на оплату труда по результатам 2021 года снизилась на 5,17%.
Рисунок 3 – Структура затрат ООО ПК «Венткомплекс»
за 2021 год
Анализ имущества предприятия ООО ПК «Венткомплекс» приведен в таблице 7.
Таблица 7
Анализ имущества предприятия ООО ПК «Венткомплекс»
за 2019-2021 гг.
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 | Абс. откл. | Темп роста, % | ||
2020-2019 | 2021-2020 | 2020/ 2019 | 2021/ 2020 | ||||
1. Внеоборотные активы | 21821 | 23250 | 14144 | 1429 | -9106 | 106,55 | 60,83 |
1.1. Основные средства | 21821 | 23250 | 14144 | 1429 | -9106 | 106,55 | 60,83 |
2. Оборотные активы | 83368 | 141565 | 202456 | 58197 | 60891 | 169,81 | 143,01 |
2.1. Запасы | 23596 | 26938 | 105088 | 3342 | 78150 | 114,16 | 390,11 |
2.2. Дебиторская задолженность | 20787 | 61994 | 31808 | 41207 | -30186 | 298,23 | 51,31 |
2.3. Финансовые вложения | 27515 | 33898 | 37968 | 6383 | 4070 | 123,20 | 112,01 |
2.4. Денежные средства | 11470 | 18735 | 27470 | 7265 | 8735 | 163,34 | 146,62 |
2.5. НДС | 0 | 0 | 122 | 0 | 122 | — | — |
Анализ имущества предприятия ООО ПК «Венткомплекс» показывает, что внеоборотные активы представлены исключительно основными средствами, объем которых в 2019 году значительно сократился: на 39,17% в сравнении с 2018 годом. В динамике оборотных активов отмечается рост: в 2021 году 69,81%, в 2021 году – 43,01% в сравнении с 2020 годом. Наибольший рост отмечен в величине запасов, что обусловлено спецификой деятельности предприятия.
Данные рисунка 4 показывают, что в структуре источников финансирования ООО ПК «Венткомплекс» преобладает заменый капитал, при этом отмечается его положительная динамика: темп прироста составляет 103%.
В динамике собственного капитала ООО «ПК Венткомплекс» так же отмечается положительная тенденция: рост за анализируемый период составляет 12%.
Рисунок 4 – Динамика собственного и заемного капиталов ООПК Венткомплекс»
Далее рассмотрим результаты анализа финансовой устойчивости ООО ПК «Венткомплекс» (см. таблицу 8).
Таблица 8
Анализ финансовой устойчивости предприятия ООО ПК «Венткомплекс» за 2019-2021 гг.
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 | Абс. откл. | Темп роста, % | ||
2020-2019 | 2021-2020 | 2020/ 2019 | 2021/ 2020 | ||||
Коэффициент автономии | -0,01 | 0,06 | 0,09 | 0,07 | 0,02 | -888,36 | 139,24 |
Коэффициент финансового левериджа | -145,09 | 15,22 | 10,65 | 160,31 | -4,57 | -10,49 | 69,96 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | -0,01 | 0,07 | 0,09 | 0,08 | 0,02 | -819,70 | 127,96 |
Коэффициент мобильности имущества | 0,79 | 0,86 | 0,93 | 0,07 | 0,08 | 108,38 | 108,82 |
Коэффициент краткосрочной задолженности | 1,00 | 1,00 | 0,67 | 0,00 | -0,33 | 100,00 | 67,17 |
Анализ финансовой устойчивости ООО ПК «Венткомплекс» показал, что в 2019 году положение предприятия характеризовалось как неустойчивое в силу отсутствия собственного капитала по причине полученных убытков. В 2020-2021 годах показатели финансовой устойчивости низкие: коэффициент автономии показывает недостаточность собственного капитала, коэффициент финансового левериджа демонстрирует превышение величины заемного капитала над собственным капиталом.
Анализ коэффициента краткосрочной задолженности показывает, что в 2019-2021 году заемный капитал предприятия представлен исключительно краткосрочными обязательствами, что свидетельствует о финансовой независимости предприятия от внешних кредиторов. В 2021 году положение с обязательствами изменилось: доля краткосрочной задолженности составила 67% от общей величины заемного капитала.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф