Меню Услуги

Анализ и оценка негативных экологических процессов

Страницы: 1 2 3

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ НЕГАТИВНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ЗЕМЛЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
  • 1.1. Понятия оценки экологического состояния и мониторинга земель
  • 1.2.Характеристика негативных экологических процессов на землях
  • 1.3. Правовые основы анализа и оценки негативных экологических процессов на землях
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНЕ
  • 2.1. Основные методы анализа и оценки экологических процессов
  • 2.2. Методика комплексного исследования экологических процессов на землях регионов
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ НЕГАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
  • 3.1. Характеристика негативных процессов на землях Кемеровской области
  • 3.2. Анализ осуществления мониторинга земель в Кемеровской области
  • 3.3. Рекомендации по совершенствованию методики анализа и оценки негативных процессов в Кемеровской области
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В условиях современного общества деятельность человека наносит огромный ущерб состоянию земельных ресурсов как в Российской Федерации в целом, так и в Кемеровской области, в частности. Экологическое состояние окружающей среды, в том числе земель, в свою очередь, оказывает влияние на людей, их существование и, что наиболее важно, здоровье.

Для того, чтобы принимать правильные решения по рациональному использованию земельных ресурсов, необходима достоверная информация о состоянии земель. С этой целью необходимо осуществлять анализ и оценку негативных экологических процессов, которым подвержены земли.  Тем самым обуславливается актуальность проведения анализа и оценки негативных экологических процессов на землях Кемеровской области.

Цель дипломной работы – провести анализ и дать оценку негативным экологическим процессам на землях Кемеровской области.

Для достижения цели необходимо решить поставленные задачи:

  1. дать понятие оценки экологического состояния и мониторинга земель;
  2. представить характеристику негативных экологических процессов на землях;
  3. рассмотреть правовые основы анализа и оценки негативных экологических процессов на землях;
  4. выделить основные методы анализа и оценки экологических процессов;
  5. исследовать методику комплексного исследования экологических процессов на землях регионов;
  6. дать характеристику негативным  процессам на землях Кемеровской области;
  7. провести анализ осуществления мониторинга земель в Кемеровской области;
  8. разработать рекомендации по совершенствованию методики анализа и оценки негативных процессов в Кемеровской области.

Объект исследования – негативные экологические процессы на землях Кемеровской области.

Предмет исследования — анализ и оценка негативных экологических процессов на землях Кемеровской области.

В процессе написания работы использовались следующие методы:

  1. эмпирические методы (анализ научной литературы),
  2. теоретические методы (описание, обобщение, сравнение, синтез, дедукция и т.д.),
  3. статистические и математические методы.

Теоретическую базу исследования составили:

  • такие нормативно-правовые акты Российской Федерации, как Земельный Кодекс РФ, Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Федеральный закон от 16.07.98 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и т.д.;
  • Доклад о состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области в 2015 г.; паспорт Кемеровской области;
  • научные труды таких ученых, изучающих вопрос анализа негативных экологических процессов на землях, как В.Н. Бодрова, А.А. Варламов, С.Н. Захарова, В.Г. Ветошкин, К.Р. Таранцева., С.А. Шоба, А.С. Яковлев, Н.Г. Рыбальский и др.

Практическая значимость работы заключается в том, что выводы, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы администрацией Кемеровской области и другими заинтересованными органами в процессе осуществления анализа и оценки негативных экологических процессов на землях области.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

  1. В первой главе «Теоретические и правовые основы анализа и оценки экологических процессов на землях Кемеровской области» даны понятия оценки экологического состояния и мониторинга земель; охарактеризованы негативные экологические процессы на землях, рассмотрены правовые основы анализа и оценки негативных экологических процессов на землях.
  2. Во второй главе «Методические положения анализа и оценки негативных экологических процессов в регионах» рассмотрены основные методы анализа и оценки экологических процессов, исследована методика комплексного исследования экологических процессов на землях регионов.
  3. В третьей главе «Совершенствование методики анализа и оценки негативных процессов в Кемеровской области» охарактеризованы негативные процессы на землях Кемеровской области, проведен анализ осуществления мониторинга земель в Кемеровской области, разработаны рекомендации по совершенствованию методики анализа и оценки негативных процессов в Кемеровской области.

Список использованной литературы состоит из 47 источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ НЕГАТИВНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ЗЕМЛЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1.1. Понятия оценки экологического состояния и мониторинга земель

Оценка экологического состояния земель представляет собой процесс анализа ряда последовательных наблюдений за состоянием земельных ресурсов, анализа изменений, которые с ними происходят, и сравнения полученных в результате наблюдений показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

В соответствии с Земельным кодексом РФ,  мониторинг земель является частью экологического мониторинга и представляет собой «систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв» [1] (рис.1.1.).

Рис.1. Соотношение мониторинга окружающей среды и мониторинга земель

Варламов А.А. определяет мониторинг земель как систему наблюдений за состоянием земельных ресурсов «для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов» [13, с.7].

Н.А. Николаев и А.Л. Ильиных отмечают, что в современном понимании мониторинг земель, являющийся основной частью мониторинга окружающей среды, представляет собой систему «комплексных наблюдений, выполняемых на основе научно-обоснованных программ, для оценки состояния, прогноза и разработки мероприятий по устранению или уменьшению степени влияния негативных процессов» [32, с.37]

Мониторинг состояния земель включает в себя наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценку и прогнозирование изменений состояния земель. С помощью мониторинга земель выявляются критические ситуации с земельными ресурсами, выявляются факторы негативного воздействия, а также определяются наиболее подверженные отрицательному влиянию человеческой деятельности элементы земельного фонда. Показатели мониторинга состояния земель представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Показатели мониторинга состояния земель

Группа показателей мониторинга состояния земель Показатели мониторинга состояния земель
Количественные показатели состояния земель Общая площадь земель соответствующей категории

 

Общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования

 

Общая площадь земельных участков общего пользования (для земель населенных пунктов)
Общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов

 

Общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий.

Продолжение таблицы 1

Группа показателей мониторинга состояния земель Показатели мониторинга состояния земель
Качественные показатели состояния земель (с указанием степени развития негативного процесса) Площадь земель, подверженных линейной эрозии
Площадь земель, подверженных опустыниванию
Площадь подтопленных земель
Площадь заболоченных земель
Площадь переувлажненных земель
Площадь нарушенных земель
Площадь захламленных земель
Площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению
Площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами
Площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами
Площадь земель, подверженных иным негативным процессам

 

Показатели состояния земель могут выражаться как в абсолютных, так и в относительных значениях, которые относятся к определенному периоду или сроку. Результаты оценки состояния земель являются основой для составления прогнозов и рекомендаций по землепользованию. Особенно важными при этом являются тематические карты, диаграммы и таблицы, которые характеризуют динамику и направления развития изменений состояний земель, в первую очередь, имеющих негативный характер.

Полученные материалы и данные государственного мониторинга земель «накапливаются и хранятся в архивах (фондах) и базах данных автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель» [11, с.201].

Структура мониторинга земель имеет несколько уровней:

  • — мониторинг земель Российской Федерации;
  • — мониторинг земель республик, автономных областей и округов, краев и областей, входящих в состав Российской Федерации;
  • — мониторинг земель районов и городов.

На каждом из данных уровней мониторинг земель имеет подсистемы, которые соответствуют категориям земель:

  • — мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
  • — мониторинг земель населенных пунктов;
  • — мониторинг земель промышленности, связи, транспорта и иного специального назначения;
  • — мониторинг земель особо охраняемых территорий, природоохранного, историко-культурного и т.п. назначения;
  • — мониторинг земель лесного фонда;
  • — мониторинг земель водного фонда;
  • — мониторинг земель запаса.

В зависимости от территориального охвата выделяют следующие виды мониторинга: глобальный, национальный, региональный, локальный.

Глобальный мониторинг земель оценивает состояние всех земельных ресурсов, которые имеются в мире, с целью предупреждения экстремальных ситуаций. Национальный мониторинг оценивает земельные ресурсы одного конкретного государства. Региональный мониторинг проводится для оценки земельных ресурсов какого-либо крупного региона. Локальный мониторинг проводится на территории отдельных землепользований [17, с.9].

В зависимости от характера изменения состояния земель выделяются следующие виды мониторинга: фоновый и импактный. Фоновый мониторинг осуществляется на землях, которые не подвержены воздействию человека. Он проводится в биосферных заповедниках. «Импактный мониторинг проводится на землях, находящихся под непосредственным воздействием антропогенных факторов» [24, с.99].

В зависимости от наблюдаемых процессов, выделяются следующие виды мониторинга:

  • — эволюционный мониторинг (оценивает состояния земель, связанные с историческими процессами развития);
  • — цикличный мониторинг (оценивает изменения состояния земель, связанные с суточными, годовыми и т.д. периодами изменений природного характера);
  • — антропогенный мониторинг (оценивает изменения состояния земель, которые связаны с деятельностью людей);
  • — чрезвычайные мониторинг (оценивает изменения состояния земель, которые связаны со стихийными, экологическими бедствиями т п.)

В зависимости от сроков и периодов наблюдений за состояние земельных ресурсов мониторинг подразделяется на:

  • — базовый мониторинг, который фиксирует исходное состояние земельных ресурсов;
  • — периодический мониторинг, который проводится через определенные интервалы времени;
  • — оперативный мониторинг, который проводится непрерывно;
  • — ретроспективный мониторинг, который проводит исторический анализ наблюдений

Таким образом, оценка экологического состояния земель представляет собой процесс анализа наблюдений за состоянием земельных ресурсов, анализа изменений, которые с ними происходят, и сравнения, полученные в результате наблюдений показателей с нормативными показателями.

Функция оценки состояния земель реализуется через мониторинг земель, который представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования состояния  земельных ресурсов, направленных на получение достоверной информации о них с целью своевременного выявления изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Показатели мониторинга состояния земель включают в себя количественные (общая площадь земель различных категорий, видов разрешенного использования и т.д.) и качественные  (площадь земель, подверженных различным негативным процессам) показатели состояния земель.

1.2.Характеристика негативных экологических процессов на землях

В настоящее время в Российской Федерации преобладают следующие негативные экологические процессы на землях (рис.2):

Рис.2. Негативные экологические процессы на землях

  • — дегумификация, т.е. снижение содержания гумуса в почве. Так,  «потери гумуса составляют в настоящее время в среднем около 0,6 т/га за год» [26, с.45]. Процесс дегумификации возникает, как правило, в результате распашки земель. Он характеризуется двумя величинами: содержанием гумуса в почве и запасами гумуса. Наибольшая интенсивность дегумификации приходится на первые два года после распашки земель.
  • — эрозия почв (водная и ветровая). Водная эрозия представляет собой смыв верхнего плодородного слоя почвы в процессе воздействия талых вод или ливневых дождей. В случае развития эрозийных процессов почвы утрачивают такое важное свое свойство, как плодородие.

Основными показателями текущего эрозионного состояния земель являются:

  • а) густота овражно-балочной сети;
  • б) овражность
  • в) глубина вреза овражно- балочной сети

Совокупность данных показателей характеризует развитие эрозионных процессов и дает возможность судить о площади их проявления, а также динамике процессов водной и ветровой эрозии.

Показателями плоскостной эрозии и дефляции (развевания почв, песка ветром) являются:

  1. а) соотношение почвенных горизонтов;
  2. б) уменьшение мощности гумусовых горизонтов;
  3. в) степень развития процессов.
  • — обесструктуривание (переуплотнение) земель, в связи с тем, что в процессе использования земельных ресурсов применяется тяжелая сельскохозяйственная техника. Переуплотнение почв является также результатом орошения, особенно щелочными водами. «Плотность почв обуславливает аэрированность, водопроницаемость, водоудерживающую способность земель» [42, с.35].
  • — техногенное подкисление (в результате выбросов промышленности и внесения большого количества удобрений). Чрезмерное подкисление почвы ведет к уничтожению азотфиксирующих бактерий, отравлению организмов, разрыхляющих почву (дождевые черви), десорбции питательных веществ растений (смываются дождями) и т.д. Отрицательное действие подкисления проявляется в сочетании с поступлением тяжелых металлов из воздуха. «Техногенное подкисление почв вызывает выпадение кислотных дождей (число pH < 5,6), образованных при растворении в атмосферной влаге промышленных выбросов (НС1, N03, SO2)» [17, с.33].
  • — подтопление, переувлажнение и заболачивание земель.

Показателями развития процессов подтопления и заболачивания являются следующие характеристики:

  • «а) продолжительность и характер подтопления (затопления);
  • б) глубина и степень оголенности почвенного профиля;
  • в) глубина орудненного или ожелезенного горизонта».

Подтопление земель является опасным геологическим процессом, который ведет к изменению водного режима и баланса территории, увеличению влажности горных пород до значений, которые превышают критические. Результатом подтоплений земель является нарушение необходимых условий для сохранения существующих экосистем.

Н.Н. Разумова отмечает, что переувлажнение является процессом «постепенного увеличения влагосодержания грунтов и почв до значений, превышающих климатически обусловленную норму для данной местности» [36, с.5]. Опасность переувлажнения состоит в том, что оно значительно ухудшает качество почв, уменьшает их плодородие и снижает сельскохозяйственный потенциал.

Заболачивание является процессом изменения почв и ландшафта под воздействием постоянного избыточного увлажнения или подтопления, которое приводит к образованию болота.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— засоление почв. «Засоленными называются почвы, содержащие в профиле легкорастворимые соли в количестве, токсичном для растений» [27, с. 148]. Большое влияние на земли, результатом которого становиться засоление почв, оказывает  орошение.

Данный негативный процесс характеризуется следующими показателями:

  • а) наличием солевого горизонта;
  • б) изменением степени засоления;
  • в) передвижением соляного горизонта по профилю.

Засоление почв является важнейшим экологическим фактором, который, в свою очередь, влияет, в первую очередь, на характер растительного покрова.

— загрязнение земель пестицидами, тяжелыми металлами и другими токсичными веществами. В данном случае, в качестве показателя негативного состояния земель используется превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) каждого загрязнителя в почве, растениях, воде и атмосфере.

Пестициды являются химическими средствами, используемыми для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорняками, вредителями зерна и зернопродуктов и т.д. Несмотря на их необходимость, чрезмерное и неконтролируемое применение пестицидов оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в первую очередь, на земли. Они накапливаются в почве и разрушают сложные экологические системы, ведут к гибели многих животных.

Среди тяжелых металлов, которые  относятся к классу особо токсичных и оказывают негативное влияние на земли, можно выделить As, Cd, Hg, Pb, Se, Zn. Хотя тяжелые металлы присутствуют в приповерхностном слое в форме обменных ионов и в необменной форме, при сильном загрязнении тяжелыми металлами, они становится экологически опасным фактором. Они из почвы могут поступать в реки и озера в результате смыва и далее, в живые организмы. Тяжелые металлы очень долго сохраняются в почве даже после устранения источника загрязнения.

Опасными для земель являются радиоактивные отходы, проблема безопасного захоронения которых является актуальной в настоящее время. «Основными и наиболее опасными для биосферы элементами радиоактивных отходов являются Rb, Sr, Y, Zr, Mo, Ru, Rh, Pd, I, Cs, Ba, La, Dy и трансурановые элементы: Np, Pu, Am и Cm»  [Маркитанова, с.140].

— опустынивание. Представляет собой процесс «необратимого изменения почвы и растительности и снижения биологической продуктивности, который в экстремальных случаях может привести к полному разрушению биосферного потенциала и превращению территории в пустыню» [27, с.197].

Опустынивание является результатом не только засух, но и, в первую очередь, результатом человеческой деятельности, а именно, чрезмерного возделывания земель, чрезмерного выпаса скота, вырубки леса, нерационального использования водных ресурсов и т.д. На землях, подверженных опустыниванию, ухудшаются физические свойства почв, гибнет растительность, засоляются грунтовые воды, падает биологическая продуктивность.

Негативные процессы на землях можно классифицировать на следующие группы:

  • — процессы, которые протекают с уничтожением почвы (например, овражная эрозия);
  • — процессы, которые изменяют структуру почвенного покрова и ведут к деградации земель и уменьшению их плодородия (дефляция, подтопление, засоление, опустынивание);
  • — процессы, которые снижают продуктивность земель (например, наводнения).

Таким образом, большие площади земель подвержены таким негативным экологическим процессам, как водная и ветровая эрозии, переувлажнение, подтопление и заболачивание, засоление, дегумификация, обесструктуривание (переуплотнение) земель, техногенное подкисление, загрязнение земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными веществами. Данные процессы оказывают негативное влияние на состояние земель, значительно ухудшая их качество.

1.3. Правовые основы анализа и оценки негативных экологических процессов на землях

Необходимость охраны окружающей среды, с целью чего осуществляется анализ и оценка негативных экологических процессов на землях, закрепляется Конституцией Российской Федерации.

Вопросы осуществления мониторинга земель с целью своевременного выявления изменений состояния земель, оценки и прогнозирования этих изменений, выработки предложений о предотвращении негативного воздействия на земли и т.д., регламентируются  Земельным Кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ.

Земельным кодексом РФ мониторинг земель классифицируется на мониторинг использования земель (наблюдение за использованием земель в соответствии с их целевым назначением) и мониторинг состояния земель (наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель).

В соответствии со ст. 67 Земельного кодекса РФ, задачи мониторинга земель включают в себя:

  • — своевременное выявление и оценка изменений состояния земель, выработка рекомендаций по устранению последствий негативных процессов;
  • — обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления информацией о состоянии земель с целью реализации их полномочий в сфере земельных отношений;
  • — обеспечение граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информацией о состоянии земель.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», мониторинг земель выделяется в качестве подсистемы Единой системы государственного экологического мониторинга.

Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения является частью государственного мониторинга земель, что регламентируется Федеральным законом от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» [3].

Федеральным законом от 10.01.1996 г. 4-ФЗ «О мелиорации земель» в качестве составной части государственной системы мониторинга земель выделяется мониторинг мелиорированных земель, который представляет собой систематические наблюдения за состоянием мелиорированных земель [4].

Порядок формирования фонда данных государственного экологического мониторинга, в который входят результаты анализа и оценки качественного состояния земель, устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 г. № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды» также устанавливает необходимость проведения наблюдений за состояние земельных ресурсов РФ, необходимость оценки происходящих изменений и прогнозирование негативных процессов. Предусматривается взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и организациями, занимающимися вопросами оценки и мониторинга состояния окружающей среды, в том числе земель.

Одним из направлений государственной политики по управлению земельным фондом называется развитие государственного мониторинга земель в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 297-р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы.

Данным нормативно-правовым актом РФ устанавливаются мероприятия, предусматривающие развитие мониторинга земель, среди которых можно выделить:

  • «- создание информационных систем, содержащих сведения о результатах государственного мониторинга земель;
  • — совершенствование информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственного мониторинга земель;
  • — своевременное выявление изменений состояния земель, оценку этих изменений, прогноз и выработку рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов и т.д.» [6].

Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения осуществляется  в соответствии с  «Порядком мониторинга земель сельскохозяйственного назначения», утвержденным Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № 644 [7].

В соответствии с ним в рамках государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения осуществляются следующие мероприятия:

  • — выявляются изменения состояния земель сельскохозяйственного назначения;
  • — оценивается качественное состояние данных земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов,
  • — осуществляется прогноз развития негативных процессов на землях сельскохозяйственного назначения, которые обусловлены природными и антропогенными воздействиями,
  • — вырабатываются предложения о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий данного воздействия,
  • — органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане обеспечиваются информацией о состоянии земель сельскохозяйственного назначения.

В рамках мониторинга состояния земель сельскохозяйственного назначения осуществляется мониторинг плодородия почв. Показатели, по которым производится оценка плодородия почв, устанавливаются «Порядком государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения», утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 150. Государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ и подведомственные ему федеральные государственные бюджетные учреждения.

Мониторинг земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется  в соответствии с  «Порядком осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения», утвержденным Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 852.

Мониторинг земель, кроме земель сельскохозяйственного назначения,  в РФ  осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации реализуется Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы, одной из подпрограмм которой является подпрограмма, касающаяся мониторинга и оценки состояния окружающей среды, в том числе земель (таблица 2).

Таблица 2

Подпрограммы Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы

№ подпрограммы Наименование подпрограммы
Подпрограмма 1 Регулирование качества окружающей среды

 

Подпрограмма 2 Биологическое разнообразие России

 

Подпрограмма 3 Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды
Подпрограмма 4 Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике
Подпрограмма 5 Обеспечение реализации Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы

 

Так, одной из задач подпрограммы является обеспечение информацией о фактическом состоянии окружающей среды, в том числе земель, а также о прогнозируемом их состоянии. Т.е. Государственной программой Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы предусматривается осуществление оценки качественного состояния земельных ресурсов.

Таким образом, правовую основу анализа и оценки негативных экологических процессов на землях, которые реализуются через мониторинг земель, составляют  Земельный Кодекс РФ, Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О мелиорации земель».

Порядок решения вопросов мониторинга и оценки качественного состояния земель определяется такими нормативно-правовыми актами, как Постановления Правительства РФ «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)», «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды».

А также: Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы», Приказы Минсельхоза РФ  «Порядок мониторинга земель сельскохозяйственного назначения»,  «Порядок осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения» и т.д.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы: 1 2 3