Меню Услуги

Анализ оффшорных зон и их влияние на мировую экономику. Часть 4.


Страницы:   1   2   3   4


3.2. Проблемы деоффшоризации предпринимательской деятельности и экономики: мировой опыт и российская специфика

Неконтролируемое движение средств в оффшорных юрисдикциях крайне негативно сказываются на мировой финансовой системе. Судя по существующим в настоящее время масштабам деятельности по переводу офисов в налоговые гавани, последствия использования оффшорных схем действительно глобальны. Помимо уменьшения налоговой базы и снижения налоговых поступлений переток капиталов в оффшоры грозит странам потерей налогового суверенитета.

В зарубежных странах выступления против развития оффшорного бизнеса начались в связи с тем, что размещения производственных мощностей в государствах с низкой стоимостью рабочей силы ведет к ликвидации рабочих мест. В России на первом месте среди аргументов борьбы с оффшорами стало требование вернуть налоговые выплаты в страну. В отличии от США и ЕС, которые ведут «крестовый поход» в поисках недополученных налоговых поступлений в свой бюджет, в России под лозунгом термина «деоффшоризация», прежде всего, прячется попытка заставить коммерческие трансакции вернуться в российскую юрисдикцию. Целесообразность такой политики, однако, вызывает ряд сомнений, ведь для возвращения бизнеса в российскую юрисдикцию, прежде всего, необходимо осуществление структурных преобразований (например, решение проблем коррупции и защиты права собственности).

Тема «деоффшоризации» в настоящее время достаточно популярна как предмет экономических дискуссий. Однако следует отметить, что этот термин используется ныне настолько часто, что теряется его первоначальный смысл. Разумеется, лозунги о борьбе с «налоговыми гаванями», «серыми схемами» и т.п. играют популистскую роль в политическом процессе.

Бороться с оффшорами с помощью «закручивания гаек», по нашему мнению, бесполезно. Более действенные способы – это ослабление налогового и административного давления на бизнес, совершенствование налогового администрирования. В 2014 г. Россия присоединилась к конвенции ОСЭР по раскрытию информации о налогоплательщиках. Председательствуя в G 20, Москва активно продвигала вопрос о международной автоматической системе обмена налоговой информацией. Создать ее к 2015 — 2016 гг. договорились на питерском саммите «большой двадцатки». Президент РФ в послании Федеральному собранию в конце прошлого года предложил принять пакет мер по повышению прозрачности экономики, начать которые следует с деоффшоризации. В администрации президента РФ для разработки предложений по выведению российской экономики из оффшоров создана рабочая группа под руководством Э. Набиуллиной. Группа вырабатывает комплекс мер по повышению привлекательности российской юрисдикции для ведения бизнеса.7 В том числе: изменения в налогообложении, усиление защиты прав собственности, повышение гибкости законодательства и развитие рынка капитала. Судя по всему, рабочая группа также планирует в правовых институтах наследования бизнеса учесть и уже сложившуюся за рубежом практику российских владельцев передачи активов наследникам через институт траста. Минэкономразвития предложило включать прибыль оффшорных дочек в налогооблагаемую базу российских компаний.

Но необходимо понимать, что, уничтожая оффшорные зоны, нужно предложить капиталу удобные условия хранения и обращения с более прозрачными условиями и правилами – пока в мире такого практически не представлено, поэтому на текущий момент борьба с оффшорами выглядит неперспективной.

Если заявленная деоффшоризация будет направлена против всех иностранных юрисдикций, это будет означать, что руководству предприятия придется каждый раз отправлять, например, молоко по длинному и некомфортному маршруту. Очевидно, что непредвиденные (и неоправданные) расходы следует как-то покрывать. Скорее всего, их будут закладывать в стоимость молока для конечного потребителя. А теперь представим себе жителя регионального центра, который собирается купить данное молоко. Захочет ли он переплачивать за молоко, то есть фактически оплачивать неоправданные затраты по преодолению навязанного длинного пути? Ответ, опять же, очевиден.

Следует отметить, что на ряде мировых товарных рынков сформировались обычаи, определяющие условия конкуренции. Например, на рынке фрахтовых услуг судоходные компании стремятся зарегистрировать суда под «удобным» флагом. Отечественное законодательство сейчас построено так, что судоходным компаниям выгоднее работать под иностранными флагами. Сейчас под контролем государственного «Совкомфлота» и других компаний множество судов под зарубежными флагами, в первую очередь – оффшорных стран. В результате в 2013 году корабли под российским флагом перевезли 5 млн т груза, а суда, управляемые отечественными компаниями, но зарегистрированные в оффшорах, – 15 млн т. Причем в 2001-м это соотношение было сопоставимо – по 6 млн т. Как отметил заместитель министра экономического развития А. Клепач, «необходимо серьезно продумать, как стимулировать, в том числе через Российский морской регистр, переход судов под российский флаг».8 Для повышения привлекательности российского флага достаточно выполнить нормативные акты, обозначенные в 2014 году стратегией развития морской деятельности РФ до 2030 года.

Тем не менее, по мнению предпринимателей, современный налоговый климат в России и других странах СНГ самым негативным образом сказывается на предсказуемости ведения бизнеса на международном уровне. В тоже время, неоспоримым остаётся факт, что использование иностранных юрисдикций при осуществлении международных транзакций неизбежно.9

Вплотную антиоффшорной проблематикой российское и прочие государства занялись из-за того, что в нынешние кризисные годы для всех государств обострилась проблема пополнения бюджета, в том числе за счет более эффективной собираемости налогов. Подобное объединение усилий может помочь отдельным странам, как в решении практических задач, так и использовании ими общих теоретических наработок, например, в законодательной сфере. То есть, в принципе, мировая общехозяйственная конъюнктура благоприятна для выполнения поставленных целей в России. Тем не менее, сегодня здесь наблюдается не увеличение, а замедление темпов роста налоговых сборов. Так, за январь-октябрь 2014 г. налоговые поступления в консолидированный бюджет составили 9,4 трлн руб, и выросли на 2,4%, в годовом выражении (в 2013 г. соответствующий показатель увеличился на 12,7% – до 10,958 трлн руб.). Причем, рост налоговых сборов сокращается значительно быстрее темпов замедления экономического роста, достигшего в январе-октябре 1,4%, против прошлогодних 3,4%. Сходная тенденция наблюдалась и в отношении инвестиций, продемонстрировавших минусовой результат за 10 месяцев — при официальном прогнозе роста по году на 2,5%, против 6,7% в 2013 г. В инвестиции, по идее, также могли быть переориентированы средства, которые прежде «уводили» из страны. Впрочем, можно связать отмеченное ухудшение показателей с обострением общей экономической ситуации. Последствия антиоффшорного курса за столь короткий период проявиться не успели. Хотя в данном случае сначала следовало улучшить условия для ведения бизнеса и инвестирования в его развития внутри страны и лишь затем принимать меры по борьбе с уводом средств за рубеж.

Более того, если запретительный уклон в деоффшоризационной политике продолжится, то в перспективе она способна будет оказать негативное воздействие на указанные параметры. Пока, к сожалению, обозначенный крен поддерживаеся также на законодательном уровне. Это относится и к недавнему предложению о возвращении правоохранительным органам полномочий по самостоятельному возбуждению налоговых дел – без участия налоговиков. После того, как данную идею отрицательно восприняло бизнес-сообщество, президент России В. Путин предложил компромиссную формулировку, оговаривающую обязательное обращение следственных органов с запросом в налоговую службу. При этом не исключается вероятность последующего усовершенствования механизма блокировки счетов.

В России сложилось два лагеря экономистов, юристов и чиновников, имеющих противоположные взгляды на борьбу с оффшорами. Одни считают, что нужно объявить крестовый поход на ту половину бизнеса, которая управляет своим российским бизнесом из иностранных юрисдикций и выводит туда прибыль. Другие уверены, что сначала надо поправить условия для бизнеса в России, а затем уже требовать возвращения денег.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В декабре 2014года глава государства заявил, что доходы российских компаний, которые зарегистрированы в оффшорах, должны облагаться по российским налоговым правилам. Через оффшоры или полуоффшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долл., это пятая часть всего нашего экспорта. По мнению Путина, за этими цифрами – вывод капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны.

Позиция представителей бизнеса свидетельствуют, что курс на деоффшоризацию не пугает бизнесменов. Коммерческая практика вырабатывает все новые схемы ухода от налогов, а консультационные фирмы предлагают им все более сложные схемы владения, чтобы максимально скрыть активы от государства. Обмен налоговыми данными с другими странами малоэффективен без изменения российского законодательства, которое эксперты называют наиболее коррупционным. Тем не менее, двусторонние соглашения с оффшорными и низконалоговыми юрисдикциями будут способствовать деоффшоризации экономики, заявил Президент России В.Путин. «Такие документы должны быть нацелены на противодействие «серым» схемам минимизации налогообложения, обмен налоговой информацией и реализацию универсальных рекомендаций, разрабатываемых в рамках ОЭСР», – сказал Президент в интервью РИА «Новости».

Деоффшоризация в России уже началась с борьбы за повышение прозрачности владения активами и выработки мировых стандартов в сфере борьбы с отмыванием денег – развитием сотрудничества с FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, Organisation for Economic Co-operation and Development – OECD).

В конце 2013 года было заключено дополнительное соглашение России с Кипром об обмене информацией. В январе 2014 г., согласно приказу Минфина России, Кипр был исключен из «черного» списка ведомства. Получаемые российскими компаниями от кипрских оффшоров дивиденды теперь не будут облагаться налогом на прибыль (напомним, ставка была на уровне 9%). В связи с этим есть уверенность, что теперь ранее выведенная из страны прибыль будет возвращаться в Россию более высокими темпами, чем раньше.

Сейчас оффшоры, сосредоточенные в «сером» списке ОЭСР (в него вошло 41 государство), все больше «обеляются». Почти во всем мире идет давление на институт номинальных директоров и бенефициаров. И это дает результаты. Так, Каймановы острова собираются раскрыть имена всех управляющих и номинальных директоров. Белиз обязал иностранных бенефициаров хранить безымянные акции у регистратора и т.д. США и другие страны используют административные методы, постоянно ужесточая требования к банкам в отношении открытия счетов оффшорных компаний, ужесточая контроль за подозрительными операциями таких компаний. Вне этого мейнстрима остается только небольшая группа оффшорных юрисдикций Карибского бассейна: Ямайка, Пуэрто-Рико, Барбадос, Доминикана, Сент-Китс и Невис и ряд других. Но главной тенденцией сегодня, несомненно, является стремление к «обелению» оффшоров.

Однако, несмотря на объявленный руководством страны курс на деоффшоризацию, оффшорные цепочки владения по-прежнему популярны у российских бизнесменов. После «стрижки» депозитов на Кипре предприниматели охладели к юрисдикции, но спрос на оффшоры не упал, и эксперты начали предлагать новые варианты.

В частности, представители консультационной компании Ernst&Young рекомендуют клиентам вместо Кипра использовать двухуровневые цепочки владения. В данном случае речь идет не об оффшорах, а о так называемых «холдинговых структурах». Компания первого уровня должна быть зарегистрирована в одной из стран, с которой у России, например, заключены соглашения об избежании двойного налогообложения. В этом случае с дивидендов, выплаченных российской компанией, нужно будет заплатить 5% (как и на Кипре), а остальные пассивные операции (займы, роялти) и вовсе не будут облагаться налогом. В России пришлось бы платить 13% подоходного налога. Наиболее подходящие страны для создания компании первого уровня – Люксембург, Сингапур, Швеция, Швейцария, Латвия и Нидерланды.

Компания второго уровня выступает в роли «защитной». Ее задача — обеспечивать конфиденциальность владельца и находиться в благоприятной правовой атмосфере (например, регулироваться английским правом). К числу стран, где могут располагаться подобные фирмы можно отнести Мальту, Великобританию, Венгрию и Гибралтар. Однако, консультационная компания, таким образом, называет только те страны, которые не включены Минфином в так называемый черный список оффшоров. Но именно оффшорные страны обеспечивают владельцу наибольшую анонимность. Так, например, сюда можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, где отсутствуют публичные реестры бенефициаров, то есть в принципе невозможно определить собственника зарегистрированных в юрисдикции компаний.

Однако, в ситуации с использовании оффшоров многое меняется. Как отметил заместитель министра юстиции Российской Федерации Ю. Любимов в ходе брифинга по итогам круглого стола «Деоффшоризация», прошедшего в рамках III Петербургского Международного Юридического Форума: «Мы присутствуем при изменении эпох: если 10 лет назад вы могли реально спрятаться за оффшором и экономически строить сделку одним образом, а юридически – другим, то сегодня вы можете по-прежнему строить сделку через цепочку оффшоров, но спрятаться за ним – уже нет». В настоящее время все контролирующие структуры знают достоверно что представляет из себя компания, зарегистрированная в оффшоре, в частности: это знает регулятор, биржа и все местные контролирующие организации и все знают реального бенефициара компании. «Сегодня для того, чтобы спрятаться за оффшор, должна вырасти сложная структура, которая уходит в новые оффшорные юрисдикции, прежде всего, азиатские», – отметил он. Кроме того, на этот процесс также влияет факт публикации нескольких скандальных случаев раскрытия данных по бенефициарным оффшорным компаниям. В этой ситуации предлагается два пути решения: задача перед юристами в том, чтобы «зарыться в оффшор еще глубже, то есть строить такие схемы, где бенефициар все-таки будет неизвестен», и второй путь – «прийти к такой ситуации, когда экономическая структура сделки будет соответствовать юридической, и сделка будет совершаться самим бенефициаром компании». На Форуме была выделена главная задача в этом вопросе: попытаться понять, что нужно сделать, чтобы вывести российские предприятия из оффшора и вернуть их, хотя бы частично, в национальное право.

Призывы к деоффшоризации российской экономики отмечены резким сокращением роста налогов даже в условиях ухудшения общехозяйственной конъюнктуры. Однако, совершенно очевидно, что для того чтобы «победить» стремление предпринимателей к использованию оффшорных центров необходимо сделать налоговый режим в России более простым и комфортным, то есть приступить к формированию более благоприятного инвестиционного климата.

Российский налоговый режим активно изучается международными консультационными компаниями. За оптимистическим известием о том, что в рейтинге Всемирного Банка Doing Business (в разделе «Уплата налогов») Россия в 2014 году поднялась на 56 место, против 64 – в 2013 году и 105 – в 2012г., последовали результаты исследования компании Deloitte. В соответствии с ними, российский налоговый режим был признан самым непривлекательным среди 29 европейских стран – по причине усложненного налогового регулирования и неудобств во взаимодействия с налоговой службой. Именно в этом 2014 году была принята серия корректив в налоговой сфере, принятых в рамках мер по противодействию финансовым злоупотреблениям и деоффшоризации экономики. С этой целью, уже утвержден ряд законопроектов: о запрете чиновникам иметь зарубежные счета и активы, о введении понятия «бенефициарный владелец», ответственности за незаконные финансовые операции и расширении доступа налоговиков к банковской информации, а также о блокировке счетов за неполучение электронных уведомлений ФНС при невозможности открыть счет в другом банке. В совокупности, не достаточно сбалансированные эти документы формируют не очень благоприятную картину для бизнеса, которая, к тому же, усугубляется разнобоем в правоприменительной практике. Все большие нарекания у предпринимателей в последние годы вызывает ситуация с блокировкой счетов, решения по которой зачастую принимаются весьма произвольно: с тем, например, чтобы обеспечить посещение налоговой уезжавшим в командировку руководителем фирмы. Но при заблокированном счете перекрывается и практическая деятельность компании, в том числе, по отгрузке продукции. При этом также планируется запретить – при блокировке счета в одном банке – открывать его в других.

Для решения данной проблемы представители бизнес-структур предлагают более жестко прописать процедуру блокирования счета. Участие представителей предпринимательского сообщества в выработке нормативных документов признано достаточно эффективным. Так, благодаря участию предпринимателей в обсуждении ФЗ N134, этот документ получился более взвешенным.

В целом, по мнению представителей бизнеса, правомерность взятого курса на деоффшоризацию порождает сомнения. Сам по себе оффшор является инструментом, который будет существовать до тех пор, пока в нем сохраняется потребность. Тем не менее, представители предпринимательского сообщества совместно с властными структурами должны добиваться устранения нарушений налогового законодательства. Участники прошедшего недавно в Торгово-промышленной палате налогового форума разработали комплекс рекомендаций для госструктур, в частности, по совершенствованию трансфертного ценообразования, ориентированного на борьбу с «уводом» капитала в низконалоговые юрисдикции и улучшение инвестиционного климата в РФ. Кстати, и взятый курс на деоффшоризацию направлен против незаконного ухода от налогов и вывода средств и призван воспрепятствовать осуществлению различных криминальных схем, используемых, в том числе террористами. Причем актуальность этого курса очевидна не только для России – на сегодня он стал общемировым трендом.

Несовершенство российских правопорядка и судебной системы – это часть коммерческих рисков, с которыми предпринимателям неизбежно приходится считаться. Такие риски закладываются в стоимость товаров, работ, услуг. Это в конечном итоге приводит к из неконкурентоспособности. В этих условиях, уход российских компаний в иностранную юрисдикцию является обоснованным. И наоборот, заявленная версия деоффшоризации вызывает массу вопросов.

Использование иностранных юрисдикций позволяет не только устранить недостатки российской юрисдикции, но и получить целый набор преимуществ как правового, так и экономического характера. К таковым относятся, среди прочего, доступ на зарубежные рынки, оптимизация налогообложения, международно-правовая защита капиталовложений, беспристрастное правосудие, качественная правовая система.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, отметим, что  мировой оффшорный бизнес, пройдя определенный исторический путь развития, на рубеже XX — XXI веков стал серьезной экономической силой, реально и ощутимо влияющей на процессы, происходящие в международных экономических отношениях. Глобальный охват, который приобрела сегодня деятельность оффшоров, широта и частота их использования в финансово-экономических операциях усиливают основания считать мир оффшорного бизнеса самостоятельным сектором мировой экономики, глубоко вовлеченным в работу мировых финансовых рынков.

Использовать положительный потенциал оффшорной экономики и свести к минимуму ее отрицательное воздействие  на мирохозяйственные процессы – задача, которую мировому сообществу предстоит сейчас решать сообща.

В структуре оффшорной экономики следует выделить три базовых составляющих: оффшорная территория, оффшорная компания и оффшорный бизнес.  Только в XX-ом веке в развитии оффшорного бизнеса произошел качественный скачок, что было вызвано следующими факторами: интенсификация процессов интернационализации в экономическом развитии мира и глобализационные тенденции, усиление роли ТНК и ТНБ, усиление роли государства в регулировании экономики, распад мировой колониальной системы и научно-техническая революция.. Начиная же со второй половины ХХ-го века, использование оффшорных территорий стало массовым инструментом финансового и налогового планирования практически во всех странах мира.

Оффшорные зоны мира — это не только отдельные государства. Они могут представлять собой провинции или штаты внутри страны, которые имеют свою собственную юрисдикцию.

Существование оффшорных зон вызывает большую обеспокоенность мировой общественности, поскольку они оказывают широкое влияние на экономику в глобальном масштабе. Широко признано, что бизнес очень чувствителен к налогообложению, и имеет тенденцию мигрировать в страны и регионы с более низким уровнем налогов, наличием налоговых льгот и дружественной инвестиционной политики, где он, соответственно, может получать большую прибыль. Способность оффшорной зоны привлекать глобальные ресурсы во многом зависит от ее политической, правовой и социальной стабильности, а также инфраструктуры и уровня развития информационно-коммуникационной технологии.

Наиболее распространенными услугами, представляемыми в оффшорных зонах, являются корпоративные услуги, которые способствуют защите активов, международной торговле, инвестициям в ценные бумаги, администрированию и управлению недвижимостью, оффшорному банкингу и налоговому планированию. Оффшорные зоны также позволяют использовать налоговое планирование и стратегии управления недвижимостью в виде оффшорных трастов, оффшорных фондов, международных бизнес-компаний и оффшорных компаний с ограниченной ответственностью. Такие услуги занимают главное место в предложениях оффшорных зон.

Последние два десятилетия ознаменованы стремительной «оффшоризацией» мировой экономики и,  соответственно, резким усилением противоречивого воздействия  оффшоров на состояние мировых рынков и международных экономических отношений.  В этот период произошло расширение круга стран и территорий, объявивших о своем оффшорном статусе.  Оффшорный бизнес стал активно проникать в новые сферы экономической деятельности и на новые рынки, прежде всего — на ранее закрытые рынки постсоветских стран. Заметно усовершенствовались сами методы ведения оффшорного бизнеса, усложнились его формы и структура.

Оффшоры составляют в совокупности масштабный и динамично растущий сектор мировой экономики, глубоко вовлеченный в работу мировых финансовых рынков. Более того, в условиях происходящих системных сдвигов в мировом хозяйстве этот сектор формирует серьезные вызовы и для национальных правительств, и для межгосударственных объединений.

Помимо их воздействия на мировую экономику, оффшорные зоны предоставляют каналы для защиты активов и эффективного снижения налогооблагаемых расходов, которые могут достигать значительных размеров в международном масштабе. В свете глобализации, свободы торговли и развития технического прогресса стало легко получить доступ к иностранным рынкам для увеличения объемов продаж. Корпорации больше не являются объектом только внутренних рынков и имеют право вкладывать свои средства в любые оффшорные зоны по своему выбору.

При этом оффшорные зоны мира и их режимы налогообложения, которые они продолжают развивать, не наносят значительного экономического ущерба миру. Появление оффшорных зон в мировой финансовой системе привело к тому, что на различных уровнях будет осуществляться тщательная разработка нормативных правил, стандартов и этических норм. Некоторые находят, что, например, меры урегулирования, принятые в ЕС, являются более быстрыми и непосредственно влияют на оффшорные зоны в этом регионе и на зависимость заморских территорий стран ЕС.

Деятельность мировых оффшорных зон, однако, тщательно регулируется в соответствии с международными правилами по борьбе с финансированием терроризма, отмыванием денег и кибер-преступлениями, количество которых увеличивается по мере развития интернета. Необходимо, чтобы реализовывались механизмы обеспечения безопасности при идентификации клиентов в оффшорных зонах.

Услуги, предоставляемые в оффшорных зонах, зачастую обуславливаются спросом на них и финансовой нестабильностью. Инновации и необходимость, таким образом, являются важными условиями их возникновения. Но эти элементы не имеют никакого значения без согласия законодательных органов на введение законов для инновационных оффшорных компаний.

Оффшорные зоны зачастую готовы принять законы, которые были введены для оффшорных компаний, которые уже успешно осуществляют свою деятельность в других странах, чтобы диверсифицировать сектор оффшорных услуг. Страна, являющаяся конкурентоспособной оффшорной зоной, может получить много преимуществ, и, в частности, привлечь профессионалов в различных областях, что связано с ростом и усложнением финансовых потребностей юридических и физических лиц, которые расширяют сферу своей деятельности.

Российский опыт использования зарубежных оффшорных территорий показал, что в 1990-е годы в практике российского бизнеса сложился некий стандартный набор механизмов, позволяющих снижать политические риски, привлекать дешевое финансирование и оптимизировать налоги. С начала 2000-х годов, ознаменованных мощным наступлением развитых стран на мир оффшоров, ряд традиционных оффшорных схем, распространенных в прошлом десятилетии, утратил свою практическую значимость. В результате чего, возможности использования оффшорных схем стали труднее и дороже. Однако идет поиск и апробация альтернативных схем.

Как десятилетие назад, так и сегодня мировые оффшорные центры служат для российского бизнеса своеобразным ресурсным амортизатором, который позволяет компенсировать недостаточную развитость национального рынка капиталов и  слабую доступность банковских кредитов в силу их относительной дороговизны (особенно для малых  и средних по размерам компаний). Что же касается вопроса ухода от налогов (или, говоря строже, налоговой оптимизации), то следует признать, что в значительной мере оффшорные операции по-прежнему являются для бизнеса инструментом ослабления налогового бремени, которое все еще остается в России достаточно высоким.

Существование оффшоров не является большим недостатком. Антиоффшорные меры постепенно достигают результатов. Считается, что создание оффшорных зон способствует развитию стран и ликвидации большого разрыва между ними. Необходимо применять положительные особенности оффшорных зон. Отток капиталов в оффшорные зоны может означать несовершенство налоговой политики государства. Акцент на это способствует улучшению налогового законодательства и стремление государства совместить свои интересы и интересы предпринимательского сектора.

Итак, подводя итоги, нужно отметить, что оффшорные схемы сулят российским компаниям зна­чительные выгоды, связанные как с минимизацией налогообложения и незначительными администра­тивными барьерами, так и с защищенностью конфи­денциальной информации об учредителях и лицах принимающих решения в хозяйствующих субъектах.

Существует множество способов использования оффшорных компаний, но все их можно разделить на две большие группы: связанные минимизацией на­логового бремени (уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль или размера НДС в экс­портных операциях) и связанные с выводом денеж­ных средств с территории Российской Федерации.

Однако использование оффшорных схем таит в себе множество опасностей. Так, лица, использую­щие оффшорные фирмы и контролирующие их дея­тельность, рискуют быть привлеченными к налого­вой, административной или уголовной ответствен­ности. От этих видов ответственности не застрахо­ваны и добросовестные предприниматели, не уделя­ющие должное внимание анализу контрагентов. Од­нако добросовестные предприниматели несут также серьезный гражданско-правовой риск, связанный с практической невозможностью эффективно защи­щать свои интересы в случае нарушения оффшорной компанией своих обязательств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398
  2. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 10.10.2014) // «Собрание законодательства РФ», 13.12.2010, N 50, ст. 6615.
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301
  4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  5. Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2014) // «Собрание законодательства РФ», 01.07.2013, N 26, ст. 3207
  6. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434
  7. Приказ Министерства финансов РФ от 13 ноября 2007 года № 108Н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)» // СПС Консультант Плюс

Научная и методическая литература

  1. Анимща П.Е. Особые экономические зоны России: проблемы и особенности налогового регулирования // Финансы и кредит. 2012. №12. С. 30.
  2. Антонец О. Оффшорная индустрия стоит на пороге перемен. Где завтра будут прятать свои деньги компании и богачи? // РБК. 2013. №12/2013. С. 78
  3. Архипов А. Ю. Пузакова Е. П. Международные экономические отношения. М.: Феникс, 2012. С. 188
  4. Бабанин В.А. Экономические основы развития оффшорного бизнеса в Российской Федерации / В.А.Бабанин // Финансы и кредит. 2011. №22 С. 174
  5. Балакина А. П. Гражданство и резидентство как элементы правового статуса налогоплательщика // Финансовое право. – 2004. – № 5. – С. 17-20.
  6. Баронов В.И. Свободные экономические и оффшорные зоны: (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики): учебное пособие / В.И. Баронов, Г.М. Костюнина. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. С. 52
  7. Бахтин С.И. Некоторые аспекты российского оффшорного законодательства / С.И. Бахтин //Аспирант и соискатель. 2012. № 2. С.118-126.
  8. Борисов О.И. FATCA: новый вызов для российской банковской системы // Банковское дело. 2013. № 1.С.24.
  9. Вилкова Н. Применимое право при разрешении споров из внешнеэкономических сделок// Хозяйство и право. 2011 — № 11 — С. 108-109.
  10. Воронина А. М. Эволюция оффшорного бизнеса / А. М. Воронина // Финансы и кредит. 2012. № 13. С. 136
  11. Воронина А. М., Воронина Н. В. Теоретические и методологические основы функционирования оффшорных юрисдикций / А.М.Воронина, Н.В.Воронина // Финансы и кредит.2011. № 9. С. 77
  12. Гамидуллаев С.Н. Современные проблемы функционирования правового института офшорных зон / С.Н. Гамидуллаев, П.В. Павлов ; Рос. тамож. акад., Рост. фил. Ростов-н/Д.: РФ РТА, 2011. С. 141
  13. Журавлев С. Валютное регулирование и валютный контроль в 2011 году: основные новации / С. Журавлев // Иностранный капитал в России. 2012. № 12. C . 55
  14. Зеленюк А.Н Проблемы деоффшоризации предпринимательской деятельности. // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 4. С. 3-16.
  15. Зеленюк А.Н. Расширение практики использования налоговых убежищ в мировой экономике. //Российский внешнеэкономический вестник.-2013.-№2-с.34-39
  16. Климовец О. В. Международный оффшорный бизнес: учебное пособие / О. В. Климовец. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. С. 141
  17. Ковалев Д.А. Финансово-правовой механизм в деятельности оффшорных зон / Д.А.Ковалев, Е.Н.Борисенко.// Финансовый бизнес.2012. № 5. С. 45
  18. Листерман А. Оффшорная геополитика. М,: Проспект, 2014. С. 82
  19. Морозова Н. А. Короткевич Л. М. Международные экономические отношения. М.: ТетраСистемс, 2012 С. 139-142
  20. Носова Н. С., Роньшина Н. И. Международные экономические отношения. М.: Эксмо, 2012. С. 231
  21. Павлов П.В. Оффшорные зоны в России и за рубежом: экономико-правовые основы функционирования. // Тренды и управление. 2013. № 1. С. 54-71.
  22. Погорлецкий А. И. Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / А. И. Погорлецкий – СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2012. С. 174-175
  23. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес. Практикум Гриф УМО МО РФ. М.: КноРус, 2015. С. 128
  24. Раджабова З.К. Мировая экономика. М.: Инфра-М, 2015. С. 136
  25. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. М.: Юнити-Дана, 2011. С. 136
  26. Сергеев С.А. Международные экономические отношения. М.: Ответ, 2012. С. 139
  27. Таймасов А. Р , Муратова. З. М., Юсупов К. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. М.: КноРус, 2015. С. 158
  28. Тарелко Н. А. Короткевич Л. М. Международные экономические отношения. М.: ТетраСистемс, 2011. С. 129-130
  29. Ужгинцев А.В. Оффшорные компании в современной экономике. // Российский внешнеэкономический вестник.-2012.-№5.-с.94-103
  30. Ужгинцев А.В. Офшорные компании в современной экономике. // Российский внешнеэкономический вестник.-2012.-№5.-с.94-103
  31. Фомишин С.В. Международные экономические отношения. М.: Феникс, 2011. С. 147
  32. Хасбулатов Р. И. Международные экономические отношения. М.: Юрайт, 2011. С. 214-215
  33. Хейфец Б.А. Деофшоризация экономики: мировой опыт и российская специфика.// Вопросы экономики.-2013.-№7-с.29-48
  34. Хейфец Б.А. Оффшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике / Б.А. Хейфец. М.: Экономика, 2008. С. 74
  35. Чашин А.Н. Оффшорные зоны: правовое регулирование Выпуск №5/2012. М.: Дело и сервис (ДиС), 2013. С. 82
  36. Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. — М., 2013. С. 136
  37. Шаховская Л.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. М.: КноРус, 2015. С. 87

Электронные ресурсы.

Борьба с оффшорами в России [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.klerk.ru/law/articles/351033.html. (дата обращения 01.05.2015).


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!