Скоро защита?
Меню Услуги

Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность ликвидности и платежеспособности предприятия

1.2 Информационная база анализа ликвидности и платежеспособности

1.3 Методика расчета показателей ликвидности и платежеспособности

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ООО «ХИМ-АССИСТЕНТ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ платежеспособности предприятия

2.3 Оценка финансовой устойчивости предприятия

2.4 Мероприятия по улучшению показателей ликвидности и платежеспособности предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обеспечение платежеспособности предприятия является одним из важных задач финансового менеджмента. Нестабильность рыночной среды сопровождается кризисом неплатежей, ростом дебиторской и кредиторской задолженностей, усложнением финансово-экономических взаимоотношений между субъектами хозяйствования, что может привести к их банкротству.

При таких условиях возникает потребность своевременно оценивать текущую финансово-экономическую деятельность предприятия, прогнозировать его будущее финансовое состояние, разрабатывать возможные пути предупреждения негативных явлений в экономической деятельности, что негативно влияли на платежеспособность предприятий.

Анализ ликвидности предприятия является важнейшим этапом оценки его деятельности и финансово-экономического благополучия, отражает результаты его текущего, инвестиционного и финансового развития, содержит необходимую информацию для инвесторов, а также характеризует способность предприятия отвечать по своим долгам и обязательствам и наращивать свой экономический потенциал.

Актуальность исследования объясняется тем, что анализ комплекса показателей ликвидности и платежеспособности позволяет определить факторы, которые влияют на нее, что позволяет принять определенные меры для улучшения финансового состояния предприятия, уменьшения его зависимости от внешних финансовых ресурсов и обеспечения платежеспособности в долгосрочном периоде, что позволит обеспечить успех предприятия на рынке и репутацию надежного покупателя и поставщика у своих партнеров.

Помимо этого, предприятия, обладающие ликвидностью и платежеспособностью оно более конкурентоспособно, т.к. если предприятие платежеспособно, оно имеет преимущество перед другими предприятиями той же отрасли в получении кредитов, а также может осуществлять их привлечение на более лояльных условиях, что позволяет развивать и модернизировать имеющуюся производственную базу, тем самым наращивая мощности и обеспечивая экономичность производственной деятельности, в подборе квалифицированных кадров, в привлечении инвестиций, в выборе поставщиков, имеет возможность своевременно выплачивать дивиденды акционерам, налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату рабочим и служащим, гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.

Вопросам анализа и управления платежеспособностью и ликвидностью посвящено множество научных исследований как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых следует отметить: Абдукаримова И.Т., Бариленко В.И., Бороненкову С.А., Герасимову В.Д., Дробышеву О.О., Куприянову Л.М., Пласкову Н.С., Поляка Г.Б., Савицкую Г.В., Шеремета А.Д. и др.

Основной целью работы является проведение анализа платежеспособности и ликвидности предприятия и разработка рекомендаций по их повышению для ООО «ХИМ-АССИСТЕНТ».

Для достижения указанной цели в процессе исследования планируется решение следующих задач:

  • Рассмотреть теоретические основы анализа платежеспособности и ликвидности предприятия;
  • Оценить платежеспособность и ликвидность ООО «ХИМ-АССИСТЕНТ»;
  • Предложить мероприятия по совершенствованию платежеспособности и ликвидности организации и оценить их экономическую целесообразность.

Объект исследования – ООО «ХИМ-АССИСТЕНТ».

Предмет исследования – платежеспособность и ликвидность предприятия.

В качестве методов исследования были  использованы: метод финансового анализа, наблюдения, графический, коэффициентного анализа, экспертной оценки и группировки.

Методологическая и теоретическая база исследования представлена трудами ученых в сфере экономической теории, финансового менеджмента и финансово-экономического анализа.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Сущность ликвидности и платежеспособности предприятия

 

Анализ эволюции экономической мысли свидетельствует, что становление экономической системы происходило постепенно, по мере развития как экономической теории, так и самой экономики. Постепенным и разноплановым было определение сущности платежеспособности.

Углубленное изучение понятия платежеспособности было связано с выделением науки о финансах в самостоятельную сферу знаний. При этом были сделаны первые попытки системного изучения основ финансового управления, исследование государственных финансов, бюджета и налогов.

Изначально использовался термин «платежеспособность физического лица», который означал способность уплатить налоги в соответствии с ее доходов и имущественного состояния. В дальнейшем содержание понятия «платежеспособность» распространился на деятельность хозяйствующих субъектов, стал глубже и означал не только способность уплатить налоги, но и выполнять другие финансовые обязательства.

В конце XIX века понятие «платежеспособность» начали широко использовать банкиры США, которые требовали от своих клиентов, обращавшихся за кредитами, предоставления финансовой отчетности с целью определения их кредитоспособности. Впоследствии эта практика распространилась на деятельность большинства банков.

В современной экономической литературе отсутствует единая концепция трактовки сущности «платежеспособности предприятия». Ученые предлагают различные подходы к определению понятия «платежеспособность». Обобщение их точек зрения позволяет сформулировать следующие подходы.

Первый – системный подход. Заключается в том, что под платежеспособностью понимают способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства в целом за счет активов, которые были сформированы и оценены на определенную дату. При этом ученые утверждают, что финансовая устойчивость является предпосылкой обеспечения платежеспособности: (А.Д. Шеремет, Т. Костенко,  Г. Савицкая)[1].

Второй – краткосрочно-ориентированный подход. Означает, что платежеспособность – это возможность предприятия погашать свои срочные и текущие обязательства. При этом ученые утверждают, что платежеспособность является предпосылкой финансовой устойчивости.

Западные ученые характеризуют платежеспособность как способность субъекта хозяйствования покрывать свои убытки и иметь в наличии собственные оборотные средства. Само понятие «убытки» трактуется как платежи, подлежащие оплате или погашению. Кроме того, предприятие должно иметь соответствующий резерв, который предоставлял бы возможность в случае получения им отрицательного финансового результата, покрывать указанные убытки.

Российские специалисты определяют платежеспособность как постоянную способность предприятия выполнять свои обязательства. То есть, предприятие в своем распоряжении должна иметь соответствующую сумму денежных средств, которую оно может направить на погашение своих краткосрочных обязательств в любой момент времени.

Таблица 1.1. – Определение сущности платежеспособности предприятия[2]

Автор Трактовка
В.Р. Банк, А.В. Тараскина Наличие у предприятия «средств и эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения»
Л.А. Лахтионова Способность субъекта хозяйствования денежными средствами своевременно погасить свои текущие обязательства
Л.А. Костырко,

Л.Ю. Зимина,

В.М. Перфильева

Платежеспособность – это способность предприятия немедленно погасить свои обязательств
Е.В. Мных Способность предприятия к быстрому погашению своих краткосрочных обязательств. Платежеспособным считается предприятие, если его общие активы превышают долгосрочные и краткосрочные пассивы (обязательства). Платежеспособность рассматривается в более широком смысле, чем финансовое состояние и ликвидность, поскольку предполагает не только способность конвертирования оборотных активов в средства платежа, но и финансовую устойчивость
B.А. Файдушенко,  C.В. Шандаков Готовность предприятия своевременно выполнять свои платежные обязательства, то есть предприятие считается платежеспособным, когда у него достаточно денежных активов «для расчета по текущим обязательствам, требующих немедленного погашения»

 

Анализ приведенных определений понятия «платежеспособность» позволяет сделать следующие обобщения.

  1. Платежеспособность является сложным и многофакторным понятием, которое обусловливается экономической средой деятельности предприятия, а также результатами его функционирования.
  2. Сбалансированная политика управления краткосрочной и долгосрочной задолженностью – выполнение текущих и перспективных обязательств за счет предварительно определенных финансовых источников обеспечивает рациональное использование имеющихся средств и выполняет превентивную функцию.
  3. Непрерывность выполнения обязательств – при условии не погашения обязательств, меняет обычный цикл работы предприятия, результатом чего является увеличение продолжительности операционного цикла, задержка поставки произведенных товаров контрагентам, уменьшение полученных доходов.

Чтобы обеспечить качественное управление платежеспособностью предприятия, заслуживает внимание исследование платежеспособности в разрезе сфер деятельности и вида обязательств.

Обеспечение платежеспособности организации осуществляется путем реализации оперативного механизма финансовой стабилизации — системы мер, которые, с одной стороны, направлены на уменьшение финансовых обязательств, а с другой, на увеличение денежных активов, обеспечивающих эти обязательства (рисунок 1.1.).

Рисунок 1.1. – Пути обеспечения платежеспособности организации[3]

Понятие «платежеспособность» можно рассматривать по следующим отдельным признакам.

  1. По сроку выполнения обязательств (предусматривает оценку текущего и перспективного финансового состояния предприятия с позиции оплаты задолженности по обязательствам): краткосрочная (текущая), долгосрочная (перспективная).
  2. По способности осуществления платежей (предполагает оценку необходимости избрания таких форм расчетов, которые бы обеспечивали своевременное осуществление расчетных операций): постоянная, временная.
  3. По видам хозяйственной деятельности (с позиции оценки способности предприятия за счет основной (операционной) деятельности осуществлять инвестиционную деятельность и привлекать и возвращать кредитные ресурсы по финансовой деятельности): платежеспособность по операционной деятельности, по инвестиционной деятельности, финансовой деятельности.
  4. В зависимости от операционного процесса (на основе оценки собственных источников обеспечение платежеспособности предприятия (прибыли от реализации продукции) и оценки ресурсов для осуществления производственного процесса): потребительская, производственная, коммерческая.
  5. По отношению к субъектам инвестиционного процесса (с позиции анализа платежеспособности предприятия при реализации инвестиционного проекта и оценка эффективности вложения средств в проект): платежеспособность инвестора, платежеспособность предприятия-реципиента.

При исследовании платежеспособности предприятия и определении путей ее повышения, целесообразно рассматривать платежеспособность в разрезе приведенных классификационных признаков.

Ликвидность является один из самых важных показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности, оказывая положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми для него ресурсами. Поэтому ресурсы организации направлены на обеспечение своевременного поступления и расходования денежных средств, достижение оптимальных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена[4]. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.

В мировой практики и теории следующее представление о ликвидности, под ней принято подразумевать «запас» или «поток». При этом ликвидность как «запас» включает в себя определение степени возможности предприятия выполнять свои обязательства перед клиентами и партнерами в определенный момент времени путем повышения доли высоколиквидных статей активов. А ликвидность как «поток» анализируется с точки зрения динамики. Это позволяет оценивать способности предприятия в течение определенного периода времени изменять сложившийся неблагоприятный уровень ликвидности, предотвращать ухудшение достигнутого уровня ликвидности или сохранять и улучшать его за счет эффективного управления соответствующими статьями активов и пассивов.

Отсюда следует, что каждое предприятие может самостоятельно анализировать свой уровень ликвидности, и соответственно управлять им на  определенном уровне. На основе анализа ее состояния в конкретные периоды времени организация прогнозирует показатели ликвидности для дальнейшего проведения научно обоснованной финансовой политики в области формирования заемного и собственного капиталов[5].

Предприятие можно считать ликвидным, если суммы его наличных и безналичных средств и других ликвидных активов, а также возможности быстро мобилизовать эти средства из других источников достаточных для своевременного погашения краткосрочных и долгосрочных обязательств.

Вместе с тем, необходимо создать ликвидный резерв для заключения незапланированных прибыльных сделок и погашения непредвиденных обязательств в результате изменений во внешней финансовой среде, появление которых может служить изменением состояния финансового и кредитного рынков, а также ухудшением платежеспособности или даже банкротством клиентов и партнеров[6].

Политика управления ликвидностью должна включать в свой состав описание системы принятия решений, подходы к финансированию и ликвидности операций, набор процедур по планированию ликвидности с учетом различных ситуаций, включая кризисные. Зная систему принятия решений по ликвидности, можно узнать, насколько важную роль отводит руководство ликвидности. В организациях, которые уделяют большое значение ликвидности, обычно главную роль по рассмотрению и решению проблемы возлагают на высшее руководство компании. Подход к финансированию и ликвидности включает в себя выработку конкретных методик по основным отдельным аспектам управления рисками, такими как целевая структура обязательств, использование определенных финансовых инструментов и др[7].

Для того, чтобы организация существовала без риска банкротства в рыночной экономике необходимо иметь понимание, какой необходима быть структура капитала по составу, структуре и источником формирования, каким должен быть паритет собственных и заемных средств, наконец как управлять финансами.

Главной задачей управления ликвидностью и платежеспособностью является независимая оценка, своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, нахождение способов улучшения данных показателей.

Благодаря анализу ликвидности и платежеспособности на предприятии решаются следующие задачи:

– оценивается выполнение плана по поступлению финансовых ресурсов и их использование с позиции улучшения платежеспособности и ликвидности предприятия на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия;

– прогнозируются возможные финансовые результаты, экономическая рентабельность, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличие собственных и заемных ресурсов;

– разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов.

Заниматься анализом ликвидности и платежеспособности организации могут не только руководство и соответствующие спецслужбы, но и его инвесторы, учредители, банки, контрагенты для которых главной целью будет являться оценка эффективности использования ресурсов[8]. Банки используют данный анализ для получения степени риска и условиях возможного кредитования. Поставщики — для своевременного получения платежей, налоговые инспекции анализируют степень ликвидности и платежеспособности предприятия для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ можно разделить на внешний и внутренний.

Внутренний анализ проводится соответствующими службами предприятия, и его оценка может быть использована для планирования, прогнозирования и контроля. Его задачей является установления планомерного поступления денежных средств и размещение собственные и заемные средства так, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получить  максимум прибыли и исключить банкротство[9].

Внешний анализ используется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери[10].

Итак, отечественные организации функционируют в меняющейся экономической, политической и социальной среде и не всегда способны адаптироваться к ней. Но не только нестабильность внешней среды негативно влияет на деятельность организаций, но и отсутствие эффективного финансового менеджмента. Оптимальные значения показателей финансовой устойчивости и платежеспособности является предпосылкой нормального функционирования организаций и роста их экономического потенциала. Поэтому именно в современных условиях углубления финансового кризиса, обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности организаций являются одними из приоритетных задач развития национальной экономики.

 

1.2 Информационная база анализа ликвидности и платежеспособности

 

Информационной базой для проведения анализа состояния предприятия является бухгалтерская отчетность, состоящая из следующих форм[11]:

— Бухгалтерский баланс (Форма по ОКУД 0710001);

— Отчет о финансовых результатах  (Форма по ОКУД 0710002);

— Отчет о целевом использовании полученных средств (.(Форма по ОКУД 0710003)

— Отчет об изменении капитала (Форма по ОКУД 0710004)

— Отчет о движении денежных средств (Форма по ОКУД 0710005).

Также упомянутый Приказ Минфина № 66 «О формах бухгалтерской отчётности организаций» содержит пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. В Приказе отмечено, что приложения к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств (далее — пояснения):

а) оформляются в табличной и (или) текстовой форме;

б) содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приведенного в Приказе примера.

Годовая бухгалтерская отчетность ООО «ХИМ-АССИСТЕНТ» за 2017-2019 гг. приведена в Приложении 1 к настоящей работе.

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, те пассивов). Эти сведения предоставляются в бухгалтерском балансе. Сведения о финансовых результатах деятельности отражаются в отчете о финансовых результатах. Соответственно, сведения о движении денежных средств, об изменении капитала, о целевом использовании полученных средств отражаются в отчете о движении денежных средств, отчете об изменении капитала и отчете о целевом использовании полученных средств.

Бухгалтерская отчетность позволяет внешним пользователям информации достаточно объективно оценить финансовые результаты и финансовое положение предприятий без обращения к информации, являющейся коммерческой тайной.

Перечисленная финансовая отчетность выполняет ряд важных функций. Во-первых, она дает представление о средствах и обязательствах предприятия на конкретный момент, обычно на конец года или квартала. Такая форма известна как баланс. Во-вторых, отчет о финансовых результатах содержит сведения о выручке, затратах, налогах, прибылях предприятия за определенное время. Но если баланс представляет собой моментальную фотографию финансового состояния предприятия, то отчет о прибылях и убытках рисует картину рентабельности предприятия на протяжении определенного периода. Из этих документов можно получить и некоторую производную информацию, например, о нераспределенной прибыли или об источниках формирования и использования фондов. Для ответа на вопросы о том, как много средств потребуется предприятию в будущем и чем будет вызвана эта потребность, применяют такие аналитические инструменты, как составление отчета об изменениях капитала, отчета данных о движении денежных средств.

В общем виде схема анализа финансового состояния предприятия представлена на рис. 1.2.

Рисунок 1.2. — Схема проведения анализа финансового состояния предприятия

Деление анализа на финансовый (внешний) и управленческий (внутренний) обусловлено сложившимся разделением системы бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет, которое несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего, и наоборот. Оба вида анализа подпитывают друг друга информацией.

Внешний анализ проводится на основе данных публичной отчетности, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия.

Особенности внутрихозяйственного анализа:

— интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;

— ориентация результатов анализа на свое руководство;

— изучение всех сторон деятельности предприятия;

— отсутствие регламентации анализа;

— использование всех источников информации для анализа;

— максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Важным источником информации при проведении анализа финансового положения предприятия является бухгалтерский баланс. Следует отметить, что основой для оценки платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия выступает именно бухгалтерский баланс.

Для анализа баланса используют один из трех способов:

1) проводят анализ непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей;

2) строят уплотненный аналитический баланс путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей и их перекомпоновки;

3) проводят очистку баланса от имеющихся в нем регуляторов с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах.

Для общей оценки финансового состояния предприятия составляют уплотненный баланс, в котором объединяют в группы однородные статьи. При этом сокращается число статей баланса, что повышает его наглядность и позволяет сравнивать с балансами других предприятий. В действующем балансе ряд статей носит характер регулирующих. Исключив их в полном объеме или частично (по расшифровке), можно уточнить оценку хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия.

Что касается свертки баланса, то ее можно выполнять различными способами, допустимо даже объединение статей различных разделов. Все зависит от того, какой баланс подвергается анализу. Единого алгоритма свертки баланса для всех известных в практике форматов не существует. Проводя такую свертку, необходимо руководствоваться прежде всего здравым смыслом и логикой последующего анализа, в основе которого лежит разделение активов и обязательств на долгосрочные и краткосрочные.

Для удобства проведения анализа и расчета коэффициентов на первой стадии следует составить агрегированный баланс предприятия, при этом активы должны быть сгруппированы по степени их ликвидности и расположены в порядке убывания ликвидности, а пассивы группируются по срокам их погашения и располагаются в порядке возрастания сроков уплаты.

 

1.3 Методика расчета показателей ликвидности и платежеспособности

 

Оценка платежеспособности и ликвидности может быть проведена в несколько этапов (см. рисунок 1.3.).

Рисунок 1.3 – Этапы анализа ликвидности и платежеспособности[12]

Рассмотрим «авторские» и нормативные методики анализа платёжеспособности. Анализ методик, регламентирующий порядок анализа ликвидности выявил, что как правило анализируют ликвидность баланса и коэффициенты ликвидности. В анализе платежеспособности вывили более разнообразные подходы (Приложение 1).

Согласно Приложению 1, все показатели рассчитываются на основе бухгалтерского баланса. Недостаток бухгалтерского баланса заключается в статичности его информации.

Бухгалтерский баланс показывает картину финансового состояния на определенную дату и не характеризует причину сложившейся ситуации. С учетом подготовки бухгалтерского баланса в течение трех месяцев, аналитик получает информацию уже устаревшую и говорить о способности организации утрачивать платежеспособность в течении трех месяцев не всегда целесообразно с учетом устаревания информации.

Исключение –  коэффициенты, рекомендованные С.А. Бороненковой. Большая часть коэффициентов рассчитывается на основе отчета о движении денежных средств.

Отчет о движении денежных средств построен на основе оборотов счетов учета денежных средств. Он предоставляет информацию в отличии от баланса не на определенную дату, а за определенный период. Проблема устаревания информации также ему присуща.

Рассмотрим подход к анализу платежеспособности в нормативных методиках в Приложении 3.

Здесь также наблюдается перевес в сторону показателей, рассчитанных на основе бухгалтерского баланса. Исключение — это методические рекомендации по оценке финансово– экономического состояния юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации.

Таким образом, можно выявить следующие проблемы в анализе ликвидности и платёжеспособности организаций:

  • использование статичной и «устаревшей» информации;
  • отсутствие различий в выборе показателей для анализа ликвидности и платежеспособности;
  • недостаточное использование информации о денежных потоках;
  • игнорирование нефинансовых факторов.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что игнорирование выявленных проблем при использовании существующих как «авторских», так и нормативных методик, может привести к нарушению одного из принципа экономического анализа «объективности, точности, достоверности».

Как следует из изложенного выше, анализ ликвидности и платежеспособности на основе соответствующих коэффициентов. Наиболее полный и адекватный, на наш взгляд, перечень используемых коэффициентов ликвидности приведен в Приложении 4.

Коэффициенты ликвидности просты в расчете и в трактовке: вычисления строятся только по балансу, также для них установлены нормативы.

Простота подсчета коэффициентов ликвидности связана с их недостатками. Ниже мы приводим информацию как нивелировать эти недостатки.

Во-первых, не стоит ограничиваться стандартным набором из трех показателей, которые считаются на дату. Речь про абсолютную, быструю и текущую ликвидность. Почему их недостаточно? Потому что их значения – точечные, складываются на конкретный день. о, что сегодня абсолютный коэффициент больше 0,2, – еще не гарантия завтрашней платежеспособности. Выдали зарплату, рассчитались по налогам, взяли новый кредит, и превышения норматива как не бывало. Поэтому стоит разбавлять моментные показатели периодическими. К их числу относится, например, DSCR (о нем чуть ниже).

Во вторых, нормативы при всей их полезности – не догма. Можно неплохо работать и с меньшими значениями. Важнее не достичь величины, о которой написали в книжке по финансовому анализу, а избежать кассовых разрывов. А это уже область синхронизации денежных притоков и оттоков по времени и по суммам.

Дополнительно к расчету коэффициентов ликвидности для оценки платежеспособности может быть осуществлена группировка активов (по мере их ликвидности) и пассивов (по мере их срочности). Такая группировка отражена в таблице 1.2.

Таблица 1.2. –  Активы по степени ликвидности и пассивы по срочности оплаты[13]

Группа Активы Строки баланса Группа Пассивы Строки баланса
А1 – абсолютно ликвидные активы Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Стр. 1240 + Стр. 1250 П1 – неотложные обязательства Кредиторская задолженность Стр. 1520
А2 – быстро реализуемые активы Дебиторская задолженность Стр. 1230 П2 – краткосрочные обязательства Заемные средства

Оценочные обязательства Прочие обязательства

Стр. 1510 + Стр. 1540 +

Стр. 1550

А3 – медленно реализуемые активы Запасы НДС к вычету  Прочие оборотные активы минус расходы будущих периодов Стр. 1210 +

Стр. 1220 +

Стр. 1260 – Стр. 1265

П3 – долгосрочные обязательства Долгосрочные обязательства Стр .1400
А4 – постоянные активы Внеоборотные активы Стр. 1100 П4 – собственные средства Капитал и резервы Стр. 1300

 

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место следующее соотношение: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 < П4.

Теперь отдельно остановимся на таком показателе ликвидности как DSCR.

Коэффициент покрытия долга (DSCR) – это инструмент оценки достаточности средств для погашения обязательств. В основе его расчета лежит несколько разнородных подходов.

Он характеризует способность организации рассчитаться по своим обязательствам. DCSR – это сокращение от Debt Service Coverage Ratio, что дословно переводится как коэффициент покрытия обслуживания долга. Название подсказывает: раз коэффициент, значит, в основе формулы находится соотношение между величинами; так как связан с обязательствами, следовательно, в формулу попадут минимум два параметра. Это, собственно, долги, а также источники их покрытия.

Единого подхода к определению показателя нет. Во-первых, он – «иностранный гость» в наборе индикаторов финансового анализа. Поэтому некоторые компоненты его числителя и знаменателя не имеют адекватного аналога в российской финансовой отчетности. Кроме того, разные аналитики вкладывают свой смысл в переводные термины.

Во-вторых, многое зависит от того, кто и зачем считает DSCR. Например, для проектного инвестиционного планирования больше подойдет один способ. А для оценки платежеспособности заемщика в рамках текущей деятельности – другой. Различные подходы к оценке DSCR приедены в Приложении 5.

При первом подходе коэффициент покрытия долгов характеризует, в какой части обязательства по заемным средствам закрываются операционным финансовым результатом.

При втором- в  какой величине свободные деньги покрывают общую сумму заемных средств и процентов по ним. Второй подход часто используется для инвестиционного планирования и проектного финансирования. В этом случае данные для формулы придется брать из прогнозной отчетности.

Третий способ определения базируется на стыке между первым и вторым. Из первого – он берет в числитель финансовый результат. Из второго – его максимальное приближение к денежному потоку. Такая формула похожа на еще один показатель, которым оценивают долговую нагрузку.

В отношении «идеальных» значений DSCR есть несколько точек зрения: отечественные кредитные учреждения устанавливают нижнюю планку коэффициента на уровне 1,1-1,3; зарубежные банки исходят из значений в 1,25-1,5; практика проектного финансирования задает минимальную границу в зависимости от типа проекта. Если его риск низок, то подойдет значение в 1,2. Если высок, то норматив увеличится до 1,5. Многое также зависит и от внешних условий. Когда экономика растет и банки лояльны к кредиторам, то финансирование выдается и тем заемщикам, у которых значение DSCR меньше требуемого. Кризис, напротив, заставит кредитные учреждения перестраховываться от невозвратных долгов и приведет к повышению приемлемого для них значения показателя.

Таким образом, управление платёжеспособностью и ликвидностью предприятия в основном строится на анализе ключевых показателей финансовой устойчивости; платежеспособности и ликвидности предприятия.

Выводы по Главе 1.

Выяснению сущности «платежеспособность» в экономической литературе уделяется значительное внимание. Проанализировав взгляды ученых на экономическую сущность платежеспособности предприятий, методика определения, можно утверждать, что углубленное ее изучение имеет теоретическое и практическое значение. Это позволяет обеспечить объективную оценку и определение путей повышения платежеспособности предприятий, а следовательно, и эффективности их деятельности с учетом сферы функционирования субъектов хозяйствования.

Успех любой экономической деятельности в большей степени зависит от финансовых возможностей предприятия. Для этого подробно рассматривается относительные и абсолютные показатели соотношения собственных и заемных средств, способы их формирования, степень обеспечения затрат и запасов источниками финансирования.

Главными источниками информации для управления ликвидности и платежеспособности организации служат: бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах (форма №2), отчет о движении капитала (форма №3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф