1.3 Анализ правового регулирования порядка заявления и контроля таможенной стоимости товаров
Правовая природа таможенной стоимости обусловлена ее правильным определением, – контроль таможенной стоимости и анализ документов, подтверждающих ее величину, является важным элементом работы таможенных органов РФ.
Основная цель выбора метода определения таможенной стоимости товаров, декларирования и контроля таможенной стоимости – обеспечить достоверное исчисление таможенных платежей. Поэтому отношения, возникающие при декларировании таможенной стоимости, регулируются нормативно-правовыми актами, изданными (принятыми) по вопросам таможенно-тарифного регулирования:
международное таможенное право, представленное многосторонними международными договорами и соглашениями, как приоритет норм международного права и общепринятой международной практики перед национальным законодательством.
В практическом аспекте это означает, что РФ своим национальным законодательством, придерживается и обязуется соблюдать правовые Соглашения о выполнении статьи VII ГАТТ (1994 г.). Например, согласно Приложению статья VII ГАТТ, участники ВЭД обычно консультируются с таможенными органами по поводу применения 2 и 3 метода определения таможенной стоимости. Это связано с тем, что по конкретной сделке у одной из сторон может не быть информации об однородных или идентичных товарах.
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее – Киотская конвенция) содержит, в частности, фундаментальные принципы таможенного контроля, распространяющиеся на контроль таможенной стоимости. Глава 6 Киотской конвенции содержит 10 стандартных правил таможенного контроля. Указанные правила устанавливают следующую систему принципов таможенного контроля:
– применение таможенного контроля ко всем товарам, ввозимым на таможенную территорию;
– ограничение таможенного контроля минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;
– использование системы управления рисками при применении таможенного контроля;
– применение методов анализа рисков для определения лиц и товаров, подлежащих проверке, и степени такой проверки;
– принятие стратегии, базирующейся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства, в целях поддержки СУР;
– осуществление таможенного контроля на основе методов аудита;
– сотрудничество с участниками ВЭД;
– использование информационных технологий и средств электронных коммуникаций для совершенствования таможенного контроля;
– оценка внутренних систем электронных коммуникаций участников ВЭД в целях установления их сопоставимости с требованиями таможенной службы.
Следующим примером можно привести Таможенный кодекс ВТО, который устанавливает, что общий принцип и наиболее часто используемый метод определения таможенной стоимости заключается в определении его на основе цены продажи, а другие методы определения таможенной стоимости могут применяться только в том случае, если нет Транзакции или одним из предварительных условий для применения основного метода.
- Правовые источники ЕАЭС, регулирующие отношения, возникающие при заявлении декларантом и контроле таможенными органами таможенной стоимости товаров:
- ТК ТС;
- Соглашение;
- Решение КТС от 20.09.2010 №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее — Решение КТС № 376);
- Решение КТС от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»;
- правила применения методов определения таможенной стоимости товаров методами 1, 2-3, 4, 5, 6, утвержденные решениями коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 № 283, от 30.10.2012 № 202, от 13.11.2012 № 214, от 12.12.2012 № 273;
- Положение о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, утвержденное решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.07.2014 № 112;
- Положение об использовании при применения методов определения таможенной стоимости товаров документов, соответствующих общепринятым принципам бухгалтерского учета, утвержденное решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.07.2014 № 113 и т.д.
ТК ТС определяет, что данные, на основании которых была заявлена та или иная таможенная стоимость, должны быть достоверными, иметь документальное подтверждение, а также быть количественно определяемыми. От их правильного определения таможенной стоимости зависит последующая судьба заявленных к декларированию товаров, объем начисляемых таможенных платежей, возможность привлечения к административной ответственности.
Соглашение дает возможность установления государством-участником ЕАС устанавливать методы таможенной стоимости вывозимых товаров самостоятельно. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, определяется в соответствии с законодательством государства — члена ЕАЭС, с территории которого вывозятся указанные товары. Проект ТК ЕАЭС также содержит указание на то, что таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, определяется в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого производится таможенное декларирование вывозимых товаров. В ТК ТС, таможенная стоимость определялась в соответствии с международным договором стран-участниц ЕАЭС, т.е. все с тем же Соглашением.
Статья 38 ТК ЕАЭС «Общие положения о таможенной стоимости товаров» является аналогом статьи 64 ТК ТС. Тем не менее, она изменена. В первом пункте статьи 38 ТК ЕАЭС, сказано, что положения главы 5 ТК ЕАЭС основаны на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Соглашением по применению указанной статьи VII. Вторым пунктом определено, что таможенная стоимость товаров, вывозимых на таможенную территорию ЕАЭС и впервые помещаемых под таможенную процедуру, определяется согласно положениям ТК ЕАЭС.
Решением Коллегии ЕЭК от 25.06.2013 № 145 «Об утверждении Положения об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы» утверждено Положение об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию ЕАЭС, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
В положении заложен принцип определения таможенной стоимости поврежденных товаров, исходя из их фактического состояния на момент ввоза. Принятие решения позволяет декларантам в определенных случаях (авария или действие непреодолимой силы) уменьшить таможенную стоимость ввозимых товаров.
Национальное законодательство РФ в целом воспроизводит основные принципы определения таможенной стоимости, установленные в Соглашении об определении таможенной стоимости ГАТТ и Соглашение. Федеральный закон № 311-ФЗ регулирует порядок определения таможенной стоимости товаров, устанавливает полномочия ФТС России по вопросам контроля таможенной стоимости.
Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» регулирует применение методов определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ.
Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» регулирует размер ставок таможенных пошлин для вывозимых товаров.
Приказ ФТС России от 27.01.2011 № 152 «Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) и Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» утверждает формы декларации таможенной стоимости и порядок декларирования на товары, вывозимые из РФ.
Приказ ФТС России от 01.06.2011 № 1145 «Об осуществлении контроля таможенной стоимости товаров специализированными (функциональными) подразделениями таможенных органов по таможенной стоимости» регламентирует, что в таможенных органах отделы контроля таможенной стоимости осуществляют контроль заявленной таможенной стоимости, осуществляют консультации при выявлении ими субъективных проблем в определении таможенной стоимости, при необходимости выбора идентичных, однородных товаров в случаях корректировки таможенной стоимости, при невозможности решения проблемы должностными лицами таможенных постов.
Важную роль в механизме нормативно-правового регулирования взимания таможенных платежей и сборов играют подзаконные акты, которые принимаются во исполнение законов и должны им соответствовать. Примером регулирования на национальном уровне поступления и распределения денежных средств является приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 № 125н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации». Нормы данного акта устанавливают правила проведения и учета операций по поступлениям в бюджетную систему.
Выводы по 1 главе:
Таким образом, таможенная стоимость товаров определяется в целях исчисления таможенных пошлин, базой для исчисления которых является таможенная стоимость товаров. Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров производится путем применения одного из шести методов определения таможенной стоимости товаров:
- по стоимости сделки с вывозимыми товарами;
- по цене сделки с идентичными товарами;
- по цене сделки с однородными товарами;
- метод сложения стоимости;
- метод вычитания стоимости;
- резервный метод.
Для вывозимых товаров исключение составляет метод вычитания стоимости. Он не применяется для данной категории товаров. Анализ действующих нормативно-правовых актов РФ показал, что в действующем законодательстве порядок контроля таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ, отсутствует. Таможенные органы при контроле таможенной стоимости вывозимых товаров руководствуются положениями Решения КТС от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров», но в части, непротиворечащей таможенной процедуре экспорта.
Глава 2. Анализ практики контроля таможенной стоимости в Российской Федерации на примере САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ
2.1 Анализ организации контроля таможенными органами Российской Федерации таможенной стоимости товаров
Начиная с 2008 г., доля таможенных платежей неизменно составляет более 50% от общей суммы доходов федерального бюджета. Нередки случаи занижения участниками ВЭД таможенной стоимости, влияющей, соответственно, на размер взимаемых таможенных пошлин, сборов и иных платежей. Следствием таких манипуляций является непоступление в бюджет значительных сумм таможенных платежей, снижение эффективности таможенного регулирования ВЭД, искажение статистических данных, легализация денежных средств, полученных незаконным путем. Рассмотрим механизм контроля таможенными органами РФ таможенной стоимости товаров на примере Санкт-Петербургской таможни.
Должностные лица отделов таможенного оформления и таможенного контроля таможенных постов и отдела таможенной стоимости Санкт-Петербургской таможни, наделенными полномочиями по определению и контролю заявляемой участниками ВЭД таможенной стоимости, проводится комплекс мероприятий по осуществлению данной функции (см. рисунок 1):
- выбора метода определения таможенной стоимости;
- определения декларантом структуры таможенной стоимости и проверка документального подтверждения таможенной стоимости;
- оценки достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием СУР.
Данный контроль необходим в силу возникновения фактов таможенного декларирования товаров, в отношении которых установлена ставка таможенной пошлины. Место вывозных таможенных пошлин имеет превалирующее положение по сравнению с ввозными пошлинами, в первую очередь, перечислениями вывозной пошлины на сырую нефть.
Графическое отображение динамики объема экспорта данной категории товаров в стоимостном выражении и оформленных Санкт-Петербургской таможней за 2014-2017 гг. (в период до 01.10.2017 г.). Периоды, выделенные при анализе стоимости экспорта, вполне адекватно отражают и динамику объема экспорта.
Графическое отображение динамики импортируемых товаров в стоимостном выражении и оформленных Санкт-Петербургской таможней за 2014-2017 гг. (в период до 01.10.2017 г.), в отношении которых применялись ввозные таможенных пошлины.
Таким образом, на рисунках 3 и 4 видно, что наблюдается спад ввоза и вывоза товаров, тем не менее, данные статистики показывают, что факт перемещения товаров, в отношении которых необходим контроль таможенной стоимости, имеет место во ВЭД РФ. Поэтому должностными лицами Санкт-Петербургской таможни необходим контроль содержания заявленной таможенной стоимости товаров.
В ходе анализа статистических источников таможенного декларирования товаров, было определено, что приоритетное значение для декларантов имеет первый метод определения таможенной стоимости. Данное значение относятся как импортным, так и экспортным операциям.
П. 4 ст. 65 ТК ТС определено, что заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Для проверки содержания заявленной таможенной стоимости товаров должностными лицами Санкт-Петербургской таможни при совершении контроля может быть использована информация:
информация, полученная путем использования информационно-аналитической системы (далее – ИАС) «Мониторинг-анализ» (см. приложение 3), представляющую собой базу данных таможенных деклараций. С помощью ИАС «Мониторинг-анализ» проводить мониторинг необходимой информации по коду товара, стране происхождения, временному периоду, конкретному участнику внешнеэкономической деятельности и таможенному органу.
Программное средство при установлении определенных критериев поиска, предоставляет список ДТ. Размеры данного списка зачастую состоят из нескольких тысяч ДТ, т.е. система громоздкая, и иногда таможенному инспектору сложно выбрать необходимую информацию. Кроме того, выборка не учитывает стоимость товара. Следовательно, очень затруднительно точно идентифицировать товар. Также по некоторым группам товаров, требуется более частое обновление стоимостных данных, но программное средство не учитывает быстрых изменений рыночной конъюнктуры.
Источники ценовой информации, предоставляемые участниками ВЭД. Основными документами, предоставляемыми при любом методе определения таможенной стоимости товаров, являются: учредительные документы покупателя ввозимых товаров; внешнеторговый договор купли-продажи; счет-фактура (инвойс); банковские документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; документы по перевозке; банковские документы и прочее. Перечень документов, представляемых в качестве обоснования применения метода, содержится в приложении № 1 Решения КТС от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».
- Источники ценовой информации, имеющиеся в таможенных органах:
- публикации по ценам биржевых товаров;
- данные из информационно-аналитической системы о стоимости идентичных и однородных товаров;
- данные таможенной статистики;
- информация, полученная путем направления запросов производителю, банкам, страховым и транспортным организациям;
- официальные сайты производителей с информацией о цене товаров.
- Каталоги и справочники с ценами мирового и национального рынков содержат информацию только по определенным видам товаров, например, по товарам легкой промышленности, приборостроения, лесной промышленности. Следовательно, такие источники ценовой информации могут быть использованы лишь при контроле таможенной стоимости ограниченного круга товаров. Но информация, содержащаяся в каталогах, устаревает, и в них не учитывается уторговывание цен между участниками сделки, поэтому указанная информация может значительно отличаться от действительной цены сделки. В качестве примера можно привести журнал «Ценовая информация», журнал «Цена Дайджест».
Преимуществом таких каталогов и справочников является тот факт, что они содержат вопросы ценообразования на российском и мировом рынке.
иная информация. Источниками ценовой информации могу выступать письма ФТС России, имеющие информационный, справочно-рекомендательный характер.
Если же выявлены несоответствия заявленной таможенной стоимости либо существуют предпосылки для этого, уполномоченные должностные лица Санкт-Петербургской таможни запрашивают у декларанта дополнительные документы, подтверждающие реальную стоимость товара. Если такие документы не предоставляются, то производится корректировка таможенной стоимости и уплата новых таможенных платежей на основании п.1 ст. 68 ТК ТС и положений Решения КТС № 376 в части не противоречащей положениям законодательства ЕАЭС, регулирующего перемещение товаров, путем оформления соответствующего решения (см. приложение 4).
В решении указывается мотив назначения проверки, исключительно перечень дополнительных документов, сведений и пояснений, которые необходимо запросить у декларанта либо таможенного представителя. Мотив должен подразумевать, на какой из вопросов относительно признаков недостоверности таможенной стоимости проверка ответит. В Решении КТС № 376 четко регламентируется, что запрошены должны быть только те документы и сведения, которые разъясняют ситуацию с конкретным признаком недостоверности таможенной стоимости.
Формулировка в решениях должностного лица таможенного органа подразумевает запрос дополнительных документов, сведений и пояснений, в них указан разумный срок представления документов и сведений, и не более 60 календарных дней со дня регистрации декларации на товары. В пределах 60 календарных дней декларант или таможенный представитель представляет запрошенные документы. Если документ представлен быть не может, необходимо объяснить, по каким причинам, иначе впоследствии суд трактует непредставление запрошенного документа как неиспользование декларантом своего права доказать заявленную таможенную стоимость.
Не позднее чем через 30 календарных дней со дня, следующего за днем представления декларантом или таможенным представителем дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений, должностным лицом принимается решение в отношении таможенной стоимости товаров: о том, что заявленная таможенная стоимость товаров принята, либо что она корректируется.
В ситуации, когда представленные документы не устранили сомнения, которые были у таможенного органа, принимается решение о корректировке таможенной стоимости. Оно может быть принято как на этапе до выпуска товаров, так и после дополнительной проверки.
В решении о корректировке таможенной стоимости указывается номер товара, обоснование, почему именно по этому товару принято решение о корректировке, номер метода и реквизиты соответствующих источников информации, то есть фактически решение о корректировке таможенной стоимости является подсказкой для декларанта, ему указывают номер метода, таможенную стоимость, которая должна быть, и источник, на базе которого она определена.
Корректировка таможенной стоимости товаров включает в себя расчет величины скорректированной таможенной стоимости товаров и пересчет таможенных платежей. В случае осуществления корректировки таможенной стоимости товаров декларантом либо таможенным представителем скорректированная таможенная стоимость товаров должна быть подтверждена документами, на основании которых производился ее расчет.
Если декларант согласен с окончательной корректировкой таможенной стоимости, то формируется документ – КДТ. Однако если импортер хочет доказать свою стоимость, то он направляет письмо в таможню об условном выпуске и перечисляет платежи с учетом обеспечения. Декларация выпускается, а таможенный орган предоставляет таможенную расписку.
Нередко действия (бездействие) таможенного органа по корректировке заявленной декларантом таможенной стоимости товаров приводят к нарушению сроков их выпуска, что также является основанием для обращения в суд.
В делах, связанных с нарушением сроков выпуска товаров из-за требований таможенного органа о корректировке таможенной стоимости, суды также ориентируются на ст.ст. 195, 196 и 201 ТК ТС. К числу основополагающих документов, которыми руководствуются суды, относится постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Из указанного пленума следует, что таможенный орган, самостоятельно определяя таможенную стоимость декларируемого товара, обязан обосновать невозможность применения метода, выбранного декларантом, представив доказательства объективной невозможности получения или использования ценовой и иной информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
В случаях, когда решение о корректировке таможенной стоимости было принято до выпуска товаров, декларант обязан произвести корректировку неправильных сведений и оплатить таможенные пошлины, налоги с учетом скорректированных сведений в срок, не превышающий сроки выпуска товаров установленных в статье 196 ТК ТС. Если в указанный срок декларантом не будет произведена корректировка и не будут уплачены соответствующие пошлины и налоги, то таможенный орган откажет в выпуске товаров.
Согласно ТК ТС декларант или таможенный представитель вправе обжаловать решения таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства — члена ЕАЭС, через систему судебных органов или вышестоящий таможенный орган. Сроки, в которые он должен уложиться, — три месяца с того дня, когда он получил решение или ему стало известно о принятии такого решения.
К примеру, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2007 № А56-17530/2006 заявление ООО «Магистральстройсервис» об оспаривании действий Санкт-Петербургской таможни по корректировке таможенной стоимости товара, удовлетворено, поскольку, в частности, в качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не может быть использована произвольно установленная цена товара, как указывал таможенный орган.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.07.2015 № Ф07-4132/15 по делу № А56-56423/2014 заявление ООО «Астарот» об оспаривании действий Санкт-Петербургской таможни по невозврату излишних таможенных платежей не удовлетворено. Судебная инстанция отклонила как противоречащий требованиям статей 64 и 65 ТК ТС довод ООО «Астарот» о том, что изменение заявленной ранее таможенной стоимости товара возможно в случае дальнейшего изменения сторонами по контракту цены сделки, поскольку таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров определяется исключительно на момент их ввоза на основании подтверждающих таможенную стоимость документов, представляемых таможенному органу в момент таможенного декларирования. Поскольку недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров на момент их ввоза на территорию ЕАЭС обнаружено не было, то оснований для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров у Санкт-Петербургской таможни в силу п. 1 ст. 68 ТК ТС не имелось.
Учитывая изложенное, отметим, что являясь одним из сложных вопросов таможенного дела, таможенная стоимость требует создания самой современной и согласованной с мировой практикой системой ее контроля и законодательного сопровождения. Споры, связанные с обжалованием решений таможенных органов по корректировке таможенной стоимости, являются наиболее распространенными в судебной практике по соблюдению таможенного законодательства. Таможенные органы, в свою очередь, представляют интересы государства и выполняют возложенную на них функцию-пополнение государственного бюджета. Участники ВЭД и таможенные органы имеют различное видение таможенной стоимости товаров и отстаивают ту ценовую информацию, которой они обладают, что неминуемо ведет к возникновению судебных разбирательств.
2.2 Анализ применения системы управления рисками при заявлении декларируемой таможенной стоимости
Применяемая таможенными органами РФ система управления рисками представляет собой закрытую базу данных с профилями рисков, которые содержат общие сведения, сведения об области риска, меры по минимизации риска. По данным ФТС России, профили рисков, разрабатываемые по направлению контроля таможенной стоимости, служат в качестве одного из действенных инструментов контроля достоверности заявления сведений, являющихся налогооблагаемой базой (таможенной стоимости).
На сегодняшний день существуют следующие индикаторы профиля риска, применяемые для документов, подтверждающих таможенную стоимость:
- недостоверное декларирование;
- качество исполнения документов;
- перевозочные документы;
- стоимость товаров (продекларирована слишком высокая или низкая стоимость товаров).
ФТС России унифицированы значения индикаторов риска по направлению контроля таможенной стоимости, в отношении 5600 подсубпозиций ЕТН ВЭД ЕАЭС, унифицированы индикаторы риска заявления недостоверных сведений о стране происхождения отдельных товаров и уклонения от уплаты антидемпинговой пошлины, недостоверной классификации в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС. Также утвержден ряд решений, направленных на унификацию типовых критериев отнесения товаров и операций к группам риска, типовых исключений из области риска, мер по минимизации риска, а также иные документы, способствующие единообразному применению СУР на всей территории ЕАЭС.
По итогам реализации СУР в 2016 году для целей предотвращения возможного перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС с нарушением права ЕАЭС и (или) законодательства РФ утверждено и актуализировано 38 203 профиля рисков, из них 654 общероссийских, 3 440 региональных и зональных, 34 109 целевых.
В 2015 году утверждено 35 140 профилей рисков, из них 445 общероссийских, 3 761 региональных и зональных, 30 934 целевых.
Но система управления рисками не всегда может среагировать на заявленную цену вывозимого товара, так как в ней может отсутствовать профиль риска на данный товар ввиду его редкости и уникальности. Также при проверке таможенной стоимости таможенные органы могут не располагать информацией об идентичных или однородных товарах, и имеет место недостаточный уровень развития методов оценки риска недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.
Кроме того, в СУР необоснованно завышены так называемые «контрольные уровни» цен, на которые таможенный инспектор Санкт-Петербургской таможни ориентируется, определяя, насколько обоснована заявляемая грузовладельцем стоимость товара. Поэтому при оформлении каждой партии грузовладельцам приходится доказывать, что стоимость товара не занижена.
Подобные дефекты системы управления рисками приводят к увеличению числа случаев, кода таможенный орган требует предоставления дополнительных документов.
Действующие сегодня стоимостные профили рисков работают очень примитивно, что зачастую приводит к формальной отработке мер при нулевой эффективности. В связи с этим необходимо более точно настраивать индикаторы профиля риска, а именно учитывать стоимость за единицу товара, торговую марку, дать больше прав должностному лицу на самостоятельное применение или не применение мер. ИАС «Мониторинг-Анализ» при поиске товаров с кодом, который не позволяет однозначно идентифицировать товар, выдает список, в котором оперативно выбрать необходимую информацию затруднительно.
Одной из проблем является то, что профили риска не охватывают всей номенклатуры товаров, таким образом, достоверность заявленных сведений о таможенной стоимости вывозимых товаров проверяется путем сравнения заявленных сведений с ценовой информацией, имеющейся у таможенных органов.
Также проблема заключается в том, что недобросовестные участники ВЭД имеют возможность осуществить недостоверное декларирование путем занижения таможенной стоимости. В таких случаях таможенная стоимость может быть выше уровня, установленного профилем риска, однако ниже реальной цены товара. Участники ВЭД, заявляющие таможенную стоимость ниже существующего профиля риска в большинстве случаев подвергаются корректировке таможенной стоимости, и как следствие, уплате дополнительных таможенных платежей.
Необходимость усиления контроля таможенной стоимости товаров с 2016 г. обуславливается исполнением приказа ФТС России от 16.02.2016 № 280 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками». Указанный документ, декларируя стандартные цели по совершенствованию таможенного контроля, ориентирует должностных лиц таможенных органов на более широкое применение мер по минимизации рисков занижения таможенной стоимости, в том числе системы управления рисками.
Данный приказ примечателен еще и тем, что на должностных лиц таможенных органов возлагается персональная ответственность за выполнение показателей эффективности деятельности (далее — ПЭД) по контролю таможенной стоимости товаров посредством различных инструментов: обеспечения эффективности контроля таможенной стоимости ввозимых товаров.
На выполнение указанного ПЭД напрямую влияет объем таможенных платежей, доначисленных по результатам контроля таможенной стоимости. Чем больше доначислено таможенных платежей, тем выше указанный показатель и, соответственно, выше эффективность таможенных органов. В то же время, данный ПЭД включает в себя и долю таможенных платежей, довзысканных по решениям о контроля таможенной стоимости, которые впоследствии были отменены, в общей сумме довзысканных таможенных платежей. Чем больше решений о КТС отменено, тем ПЭД ниже, а вместе с ним и эффективность таможенных органов.
Таким образом, вышеуказанный приказ ФТС России создает новые риски корректировки таможенной стоимости, но в то же время заставляет таможенные органы минимизировать случаи обжалования и отмены решений о КТС.
2.3 Выявленные проблемы существующей практики осуществления контроля таможенной стоимости
В ходе изучения нормативно – правовых, судебных и научных источников по определению и таможенному контролю таможенной стоимости товаров в РФ, можно выделить следующее основные проблемы, с которыми сталкиваются должностные лица специализированных структурных подразделений таможенных органов:
заявление участниками ВЭД недостоверных сведений таможенной стоимости товара и недостоверных документов, ее подтверждающих. Данный аспект является одним из самых распространенных нарушений таможенного законодательства. Со стороны участников ВЭД применяются разнообразные способы представления сведений, не отражающих реальную стоимость сделки, и декларируются недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, чтобы уклониться от уплаты вывозных таможенных платежей.
Недобросовестные участники ВЭД намеренно заявляют недостоверные сведения о коде товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС. В судебной практике зарегистрировано большое количество дел, в которых декларант заявляет достоверные сведения о товаре, но неправильно определяет классификационный код товара. Если декларант указал несоответствующий код по ЕТН ВЭД ЕАЭС при заявлении в ДТ достоверных сведений о товаре, то таможенный орган, с учетом общих принципов таможенного контроля, обязан не допустить оформления товара на основании такой декларации.
Немаловажной проблемой при подтверждении таможенной стоимости товаров является доказательная база, которая выражается в наличии подтверждающих документов, которые мог использовать декларант или таможенный представитель. В силу различных обстоятельств различные документы, подтверждающие таможенную стоимость, могут быть недоступны для участников ВЭД, т.к. при их запросе может возникнуть недопонимание между покупателем и продавцом либо запрос необходимых документов может занять значительное время.
Данное обстоятельство может привести к нежелательной корректировке таможенной стоимости для участника ВЭД, по причине того, что в распоряжении таможенных органов имеется своя ценовая информация, а также система управления рисками, которая может свидетельствовать о несоответствии заявленной таможенной стоимости с имеющимися контрольными показателями.
Данная проблема на сегодняшний день является предметом судебных споров между таможенными органами и участниками ВЭД. Как показывает практика, в 95% случаев судебные споры решаются в пользу участников ВЭД.
Данный показатель является негативным по отношению к таможенным органам. Он свидетельствует о наличии возможных недостатков в работе таможенных органов относительно контроля таможенной стоимости, а в глобальном значении может свидетельствовать об ухудшении качества выполнения фискальной функции.
С другой стороны, в таможенном законодательстве фактически действует презумпция достоверности представленных декларантом сведений, что означает, необходимость таможенными органами доказывания, что представленные декларантом сведения являются недостаточными или недостоверными, а также наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара по указанной стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Суды рассматривают в совокупности предоставленные доказательства и оценивают их по собственному убеждению на основании их допустимости и достаточности. Основными причинами вынесения судебных решений не в пользу таможенных органов являются:
– таможенные органы не доказывают должным образом невозможность применения 2,3,4 и 5 метода определения таможенной стоимости;
– в решении о корректировке таможенной стоимости не указывается, какие именно условия были выявлены и как они влияют на невозможность определения стоимости товара по первому методу. Также невозможно обосновать принятое решение о корректировке тем, что декларант не предоставил оригиналы, либо заверенные копии документов, если таможенный орган не осуществлял запрос документов именно в такой форме;
– таможенные органы не учитывают, что расхождение заявленной таможенной стоимости с ценовой информацией, находящейся в их распоряжении, не является причиной для корректировки, без выявления причин такого расхождения;
– таможенные органы, не вникая в детали каждой конкретной сделки, запрашивают документы, которые декларант не может предоставить. Отсутствие запрошенных документов рассматривается как невозможность подтверждения заявленной таможенной стоимости. Также таможенные органы рассматривают незначительные недостатки в оформлении документов как признак их недействительности;
– таможенные органы используют ценовую информацию, не относящуюся к спорной сделке. Зачастую не учитываются индивидуальные особенности товаров, условия поставки. Таможенные органы при проверке выбирают максимально возможную стоимость товара сравнения, зачастую не пытаясь установить действительную стоимость проверяемого товара;
– таможенным органам не достаточно доказать наличие взаимосвязи продавца и покупателя для произведения корректировки таможенной стоимости, особенно если заключенная сделка экономически оправдана. Для соответствующего решения необходимо доказать, что данная взаимосвязь повлияла на формирование таможенной стоимости.
- Проблема обоснования решений таможенных органов по корректировке таможенной стоимости и отсутствие единства в толковании Закона РФ «О таможенном тарифе» со стороны судебных и таможенных органов. Судебная практика является одним из показателей эффективности работы таможенной службы с точки зрения законности принимаемых ими решений. Низкий показатель разрешения дел о корректировке таможенной стоимости в пользу таможенных органов свидетельствует о наличии проблем при принятии и применении законодательных и подзаконных актов в данной сфере.
- Предоставление документов в ненадлежащем виде. Примерами таких документов могут быть:
– инвойс с датой, отличающейся от даты инвойса в платежных документах;
– транспортные документы без указания маршрута перевозки;
– нечитаемые копии документов.
- Несовершенный правовой механизм определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС. Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории РФ, установлен Правительством РФ. Причем он достаточно несовершенен. Проблема заключается не только в невозврате части экспортной выручки на территорию РФ и в изначально заниженной таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории РФ, также занижение таможенной стоимости при вывозе товаров может стать причиной применения санкций против РФ, в частности антидемпинговых и компенсационных пошлин, в случае если стоимость вывозимых товаров окажется ниже их стоимости внутри страны.
Не разработаны критерии отнесения ценовой информации к достоверной. Решением Комиссии таможенного союза № 376 частично закреплены лишь признаки, которые могут указывать на недостоверность представленных документов.
- Отсутствие у таможенных органов легитимных источников ценовой информации. Имеющиеся источники информации, находящиеся в распоряжении таможенных органов, не всегда позволяют объективно определить достоверность контрактной цены, а, следовательно, и таможенную стоимость товара. Часто ценовая информация на конкретные товары отсутствует. Отсутствие систематизированной информации о транспортных тарифах, величине страховых расходов, торговых надбавках, применяемых в международной практике, и т.д. не позволяет правомерно оценить принятые решения по таможенной стоимости товаров при таможенном оформлении.
- Несовершенство общероссийских стоимостных профилей рисков при применении СУР, в части осуществления контроля таможенной стоимости. Довольно часто в профилях за ориентир берутся самые крупные цифры пошлин, уплаченные за конкретную товарную номенклатуру. И эти часто ничем не обоснованные цифры становятся индикатором, ниже которого размер инвойсной стоимости товара практически невозможно пропустить к декларированию.
- Источники ценовой информации таможенных органов не всегда позволяют однозначно определить достоверность контрактной цены, а, следовательно, и таможенную стоимость товара. Это обусловлено тем, что стоимость одного и того же товара при различных условиях сделки будет различной. На стоимость оказывает влияние объем партии товара (чем больше партия, тем ниже цена), срок и условия платежа (при предоплате цена ниже, чем при отсрочке платежа), конъюнктура рынка в момент заключения сделки, сезонность, взаимоотношения продавца и покупателя, предоставление различных скидок.
Также таможенные органы могут не располагать ценовой информацией о некоторых несерийных, уникальных товарах, а таком случае цену товара необходимо рассчитывать, исходя из индивидуальных характеристик товара и особенностей сделки.
Выводы по 2 главе:
Вопросы определения и контроля таможенной стоимости товаров являются чрезвычайно важными как для таможенных органов РФ, так и для участников ВЭД. В условиях либерализации международной торговли, членства в ЕАЭС и ВТО, тенденции упрощения таможенных процедур и сокращения времени на совершение таможенных операций, таможенные органы должны быстро и качественно осуществлять контроль таможенной стоимости.
После рассмотрения таможенного контроля и сопутствующих проблемных вопросов определения таможенной стоимости в области законодательства, теории и практики, проанализировав теоретические и практические положения, касающиеся определения таможенной стоимости, необходим поиск возможных вариантов решений проблем. В дальнейшем это поспособствует повышению эффективности контроля за определением таможенной стоимости и позволит защитить экономические интересы как РФ, так ЕАЭС в целом.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф