Меню Услуги

Анализ правового регулирования способов защиты прав граждан по социальному обеспечению. Часть 2.

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Глава 2. Организационно-правовые вопросы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.

2.1 Судебная защита прав граждан по социальному обеспечению

 

Важнейшими инструментариями обеспечения конституционных гарантий социальных прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования в России гражданского общества является судебная власть. Суды всех уровней, несмотря на имеющиеся недостатки уже в современных условиях формирования гражданского общества в России являются эффективным правовым средством защиты и обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Защищая конституционные свободы, суд ставит себя в положение посредника между государством и личностью, между различными физическими и юридическими лицами. Но посредническая роль может быть эффективной только в том случае, если опирается на уважение и доверие с двух сторон и если реальны независимость, профессионализм, неподкупность судебного аппарата. Судебная система должна обеспечить стабильность приговоров, законность и обоснованность решений, возможность исправления судебных ошибок, строгое соблюдение процессуальных правил на всех уровнях. И главное — приговоры и решения судов, вошедшие в законную силу, должны безотказно исполняться, не допуская никаких отклонений по соображениям целесообразности. Одна из конституционных свобод — равенство всех перед судом составляет фундамент правового государства.

С вышеупомянутым суждением трудно не согласиться, поскольку конституционные принципы ведения судопроизводства в реальной правоприменительной практике зачастую нарушаются. Не соблюдаются и конституционные, уголовно-процессуальные и иные гарантии прав гражданина, сказывается политическое влияние на судебную власть. В конечном счете, это неизбежно ведет к нарушению Конституции, неэффективности конституционных норм — гарантий прав и свобод граждан и иным негативным последствиям.

Поэтому в современных условиях в России обеспечение конституционных гарантий прав и свобод граждан в первую очередь связано с созданием сильной, доступной для граждан и независимой от кого-либо судебной власти.

Вместе с тем некоторые теоретики и практики утверждают, что концепция модели правосудия, которая опирается на теорию обособленности носителей судебной власти, представляет собой неправильное понимание сущности доктрины судебной власти. Это не способствует формированию в судейском корпусе убежденности в том, что приоритетной во всей судебной деятельности является реализация именно правозащитной функции.

Российская Федерация представляет каждому человеку возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантирует своим гражданам государственную защиту прав и свобод, как в судебном, так и в административном порядке.

К способам защиты социальных прав граждан Гражданский кодекс относит:

— восстановление положения, существовавшего до нарушения права, а также пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения;

— признание спорной сделки недействительной и применение недействительности ее последствий, применение последствий недействительности ничтожной сделки;

— признание не действительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

— самозащиту прав;

— присуждение к исполнению обязанности в натуре;

— возмещение убытков;

— взыскание неустойки;

— компенсацию морального вреда;

— прекращение или изменение правоотношения;

— неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

— иные способы, предусмотренные законом.

Во-первых, серьезный виток судебно-правовая реформа получила в середине-конце 2001 года. Была принята Концепция «Развития судебной системы России на 2002 — 2006 годы» — программа, направленная на реализацию современной судебно-правовой реформы, повышение эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации, создание оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения судебно-правовой системы в Российской Федерации.

Во-вторых, к началу 2002 года Государственной думой были приняты:

— Уголовно-процессуальный Кодекс РФ;

— Кодекс об административных правонарушениях;

— Трудовой Кодекс РФ.

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также общие суды любой инстанции (по жалобам и запросам о нарушении законом конституционных прав и свобод граждан). В данном случае понятие «граждане» трактуется расширенно, то есть это не только собственно граждане Российской Федерации, но и другие физические лица, находящиеся на территории России.

Граждане представляют в Конституционный Суд необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

Жалоба гражданина в Конституционный Суд Российской Федерации оплачивается государственной пошлиной в размере одного минимального размера оплаты труда.

Поступившее в Конституционный Суд обращение сначала рассматривается Секретариатом Суда, который проверяет его соответствие требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». В случае несоответствия обращения требованиям этого Закона Секретариат уведомляет об этом заявителя. После устранения недостатков обращения заявитель может вновь его направить в Конституционный Суд.

Конституционный Суд может отказать в принятии обращения к рассмотрению в следующих случаях:

— разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду;

— обращение в соответствии с требованиями закона о Конституционном Суде не является допустимым;

— по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено

постановление, сохраняющее свою силу.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих решений:

  1. О признании закона либо отдельных его положений, соответствующих Конституции Российской Федерации.
  2. О признании закона либо отдельных его положений, несоответствующих Конституции Российской Федерации.

В случае если Конституционный Суд Российской Федерации признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данное дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. Таким образом, восстанавливаются нарушенные конституционные права граждан либо предотвращается угроза применения закона, противоречащего Конституции РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд не может быть использован сторонами для политических заявлений и деклараций, участники процесса не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес другой стороны, государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Решение Конституционного Суда РФ является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно не может быть отменено ни самим Конституционным Судом, ни другими органами государственной власти.

Ежегодно в Конституционный Суд поступает до 10 тыс. обращений, однако лишь 2 — 3% от этого числа отвечают требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В деятельности Конституционного Суда значительное место занимает защита конституционных прав и свобод. С 2001 года до 31 марта 2004 года из 73-х постановлений на их долю приходится 52, то есть 71,2 %. В подавляющем большинстве случаев жалобы частных лиц и запросы государственных органов признаются правильными: оспариваемые законоположения и положения иных нормативных актов действительно не соответствуют Конституции Российской Федерации.

Верховный Суд РФ осуществляет судебную юрисдикцию на всей территории России, является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесенным к его компетенции; проверяет в порядке надзора любое решение нижестоящего суда, включая военные суды и специализированные суды, по любому делу; направляет судебную практику, давая разъяснения по вопросам применения законодательства; обладает правом законодательной инициативы; выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

Верховный Суд РФ может изъять любое гражданское дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства следующие дела:

— об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;

— постановлений о прекращении полномочий судьи;

— о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и международных общественных объединений; об оспаривании решений и действий Центральной избирательной комиссии по подготовке и проведению референдума, выборов Президента РФ и депутатов Федерального Собрания; по решению споров между органами государственной власти.

Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела, отнесенные к его подсудности федеральным законом, а также дела особой сложности или особого общественного значения, которые он вправе принять к своему производству по собственной инициативе либо по инициативе Генерального Прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

По сложившейся практике, уголовное дело, по которому вынесен смертный приговор, Верховный Суд РФ истребует для проверки в порядке надзора даже при отсутствии жалобы осужденного.

В Верховном Суде РФ ведется прием граждан, обжалующих вступившие в законную силу судебные решения. Запись граждан на прием проводят заместитель начальника отдела приема граждан и старший консультант. Они же разъясняют гражданам порядок обжалования судебных постановлений и какой государственный орган полномочен разрешить их жалобу. Прием проводят судьи. Если на личном приеме ставятся вопросы, которые не относятся к компетенции Суда или не могут быть разрешены принимающим, то посетителю дается разъяснение, куда ему следует обратиться.

Жалобы от граждан принимаются под расписку с приложением надлежащим образом оформленных судебных материалов:

— копии решения (приговора, определения) суда первой инстанции;

— копии кассационного определения;

— ответов на жалобы, поданные в надзорном порядке;

— доверенности по гражданскому делу, если лицо не участвует в деле.

Если заявитель не имеет при себе необходимых документов, ему разъясняется порядок их получения. В случае, когда гражданин лишен возможности собрать необходимые документы, ему предлагается оставить жалобу в Суде для принятия решения по жалобе без личного приема. Письменные ответы о принятом решении по жалобам вручаются заявителям в день приема. В случае оставления жалобы без удовлетворения приложенные к ней документы возвращаются заявителям.

Надлежаще оформленные надзорные производства по жалобам, рассмотренным на личном приеме, в трехдневный срок передаются в соответствующий судебный состав, секретариат Президиума или в отдел проверки судебных решений в порядке надзора.

Районные суды — название основного звена системы общих судов в РФ с 1997 года. До принятия Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 26 декабря 1996 года они именовались «народные суды». Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции.

Вышестоящий суд вправе изъять из нижестоящего любое уголовное или гражданское дело и рассмотреть его в качестве суда первой инстанции. Он может также принять к производству любое дело, подсудное нижестоящему суду.

Вывод: Можно сказать, что судебная власть, к которой относятся суды разных уровней, является важнейшим инструментарием обеспечения конституционных гарантий социальных прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования гражданского общества в России, в котором нарушение прав граждан происходит на каждом шагу, и только суд гарантирует защиту их прав. Суды всех уровней уже в современных условиях формирования гражданского общества в России, несмотря на имеющиеся недостатки, являются эффективным правовым средством защиты и обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. При защите конституционные права граждан, суд ставит себя в положение посредника между государством и личностью, между различными физическими и юридическими лицами, эффективность которой может быть только при уважении и доверии двух сторон и независимости, профессионализме и неподкупности судебного аппарата.

 

2.2 Административная защита прав граждан в сфере социального обеспечения

 

Административная роль государства по обеспечению и защите права на социальное обеспечение осуществляется по следующим основным направлениям:

— законодательное закрепление правоотношений по социальному обеспечению;

— организация и обеспечение финансирования соответствующей общефедеральной системы социального обеспечения;

— гарантированность ее бесперебойного функционирования.

Огромное значение для развития российского законодательства о социальном обеспечении имеет Европейская социальная хартия 1996 года.

Среди основных социально-экономических прав человека в ней названы: право трудящихся и их иждивенцев на социальное обеспечение (ст.12), право каждого не имеющего достаточных средств на социальную и медицинскую помощь (ст.13), право каждого человека на пользование услугами социальных служб (ст.14), право семьи на надлежащую социальную, правовую, экономическую защиту для обеспечения ее всестороннего развития (ст.16), право каждого человека на защиту от бедности и социального отторжения.

Гарантированность провозглашенных прав обеспечивается государством путем проведения им соответствующей социальной политики. Согласно Конституции, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Важнейшим условием для реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина «является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Конституция закрепляет также правовой статус граждан в сфере социального обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработицы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).

Спектр правовых норм, регулирующих общественные отношения в связи с социальным обеспечением достаточно велик (Приложение 1). Содержание норм, закрепляющих права граждан на многообразные виды социального обеспечения вполне отвечает современным требованиям международного уровня. Однако реальное положение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены, таково, что эти права носят зачастую декларативный характер. Это скорее механическое объединение разнохарактерных социальных выплат и услуг, не связанных друг с другом единым целевым назначением, предоставляемых гражданам в низких размерах, не соответствующих нормам и стандартам и не позволяющих решить ни одну из социальных задач при проведении государством социальной политики. Все это предопределяет неэффективность системы. Организация и обеспечение финансирования соответствующей общефедеральной системы социального обеспечения, гарантированность ее бесперебойного функционирования — это глобальное направление в социальной политике государства. Решение данной проблемы связано с необходимостью законодательного закрепления:

— организационно-управленческих основ системы социального обеспечения;

— финансовых источников, за счет средств которых гарантируется предоставление гражданам социального обеспечения;

— собственно системы материального обеспечения и социального обслуживания граждан в порядке их социального обеспечения;

— правового механизма защиты нарушенного права.

Реализация данного направления в социальной политике находит свое отражение в соответствующей деятельности государства по формированию систем государственного и страхового пенсионного обеспечения, социальных пособий, социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных и других граждан, нуждающихся в социальной поддержке. В соответствии со статьей 7 Конституции РФ именно государственные пенсии, пособия, социальные службы являются гарантиями социальной защиты.

Распределительный характер общественных отношений в сфере социального обеспечения объективно обусловливает обязанность государства гарантировать их нормальное функционирование. При этом главной универсальной гарантией является экономика страны, основная функция которой как раз и состоит в том, чтобы постоянно создавать блага, необходимые для жизнедеятельности людей.

Распределение соответствующих благ через систему государственного социального обеспечения, когда гарантом такого обеспечения выступает само государство, объективно требует аккумуляции средств в соответствующих целевых финансовых источниках. Практическая деятельность государства по решению данной задачи выражается в том, что государство образует такие источники на федеральном уровне, законодательно закрепляя механизм их формирования и правовой статус. Были созданы страховые внебюджетные кредитно-финансовые системы: Пенсионный Фонд, Фонд Социального Страхования, Фонды Обязательного Медицинского Страхования.

Гарантированность права граждан на социальное обеспечение зависит не только от способов организации и финансирования систем социального обеспечения, но и от таких объективных показателей эффективности этих систем, как: охват социальным обеспечением; предоставление социального обеспечения во всех случаях нуждаемости человека в социальной поддержке по независящим от него причинам либо лишь в некоторых из них; предоставление социального обеспечения в виде денежных выплат и социальных услуг, гарантирующих удовлетворение потребностей человека, либо только в виде денежных выплат; социально справедливое нормирование уровня социального обеспечения с учетом трудового вклада человека либо без учета такового; простота и доступность реализации каждым права на социальное обеспечение и надежный механизм защиты в случае его нарушения. Роль государства как раз и заключается в том, насколько оптимально оно решает названные проблемы в системах материального обеспечения и социального обслуживания населения. Именно эти системы закрепляют круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения; уровень обеспечения, который должен гарантировать каждому достойные условия жизни; условия предоставления обеспечения и перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на тот или иной вид социального обеспечения; процедуру обращения за реализацией права и порядок принятия решения компетентным органом о назначении той или иной денежной выплаты или о предоставлении той или иной социальной услуги; способ защиты нарушенного права.

Оценивая роль российского государства в реализации права граждан на социальное обеспечение на современном этапе, приходится констатировать ставшее очевидным для всего общества реальное положение дел, свидетельствующее о несостоятельности социальной политики государства. Прежде всего, об этом свидетельствуют такие факты, как крайне низкий уровень социального обеспечения, не позволяющий гарантировать достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предусмотрено в Конституции страны; задержки в выплате социальных пособий; предоставлении иных видов социального обеспечения, в связи с чем гражданам не гарантируется реализация конституционного права на социальное обеспечение.

Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства.

В статье 33 Конституции РФ закреплено право граждан на обращение.

Согласно статье граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.
Существует три основных вида обращений о восстановлении нарушенного права: предложение, заявление, жалоба. Обращения подаются в письменном виде в государственные органы и органы местного самоуправления. Как правило, обращения содержат в своем содержании сразу два или три ее вида.

Предложение — вид обращения, цель которого обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных социальных органов, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.

Заявление — вид обращения, направленный на реализацию представленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности органов социального обеспечения. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения возникшей проблемы.

Жалоба — вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав, предусмотренных законодательством.

В органах социальной защиты населения работа с письменными обращениями граждан ведется в соответствии с «Инструкцией о работе с предложениями, заявлениями и жалобами граждан в органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях социального обеспечения» и руководитель учреждения несет персональную ответственность за правильную организацию работы с ними. Это важный участок работы любого учреждения, тем более социальной защиты. Работники органов социальной защиты населения должны помнить постоянно, что за каждым письмом стоит человек и не просто человек, а человек больной, инвалид, пожилой, одинокий, заслуженный, но теперь беспомощный, и вовремя полученный ответ на письмо, возможно, вернет его к жизни или даст силы для преодоления невзгод. Характер и причины обращений граждан можно разделить по видам работы на пенсионное обеспечение, медико-социальную экспертизу, социально-бытовое обслуживание пенсионеров, кадровое обеспечение.

Чаще всего пишут люди пожилого возраста, от них поступает более 70 % обращений. Много обращений в связи с принятием Закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» о маленьких пенсиях, их задержке в получении и неправильном исчислении. Обращения поступают и по поводу неправильного исчисления пособий по безработице и отказа в пособии, неправильного исчисления пособий материнства и детства, отказ в медицинском и социально-бытовом обслуживании, а также на некомпетентность и грубость в работе специалистов социальных и государственных органов.

Обобщая можно сказать, что важнейшим условием для реализации закрепленных в Конституции РФ прав и свобод гражданина «является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости». А при нарушении прав и свобод, согласно 45 статье Конституции РФ, гражданам гарантирована их государственная защита, которую граждане могут получить, обращаясь в органы местного самоуправления и государственные органы, согласно статье 33 Конституции РФ, то есть получить административную защиту социальных прав.

Предложения, заявления и жалобы о нарушении прав в сфере социального обеспечения, направленные в местные органы управления и государственные органы после их рассмотрения, должны систематически обобщаться для совершенствования законодательства о социальном обеспечении и улучшения работы учреждений социального обеспечения.

 

2.3 Международная защита прав граждан в сфере социального обеспечения

 

Международное право — сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Необходимо учитывать и участие в создании норм наряду с государствами некоторых других субъектов права, своеобразные способы реализации и обеспечения исполнения международно-правовых норм посредством коллективных или индивидуальных действий самих государств.

Международное право по его изначальным характеристикам — совокупность юридических норм и регулятор определенных отношений -родственно праву государства, являющемуся традиционным объектом юриспруденции. Юридические нормы — нормы межгосударственного права, принятые государством и предназначенные для внутреннего регулирования, и нормы иностранного права, применение которых в предусмотренных

ситуациях допускается отдельными законами и международными договорами.

овременное международное право имеет сложную нормативную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

Уважение прав и основных свобод граждан — юридическая база становления и совершенствования международного права в современном понимании. Содержание этого принципа определяет характер взаимодействия международно-правовых и внутригосударственных норм в области сотрудничества в условиях, когда международное право не только влияет на национальное законодательство по вопросам прав человека, не только устанавливает общепринятые стандарты, которыми должны руководствоваться государства, не только вводит в действие международные средства защиты прав человека, но и становится непосредственным регулятором и гарантом определенных элементов правового статуса личности, обеспечиваемого, наряду с национальным, международным правовым механизмом.

Конституция РФ в части 3 статье 46 предусматривает возможность для каждого гражданина в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Возможность обращения граждан Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав человека вытекает из статей 22 и 28 Всеобщей Декларации прав человека.

Международный Пакт Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (далее ООН) от 16 декабря 1966 г. и ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г., также содержит ряд положений, относящихся к защите прав граждан в сфере социального обеспечения. Устав ООН, согласно статье 55 содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии, а статья 66 Устава уполномочивает Экономический и Социальный совет давать рекомендации в целях поощрения уважения прав человека и основных свобод для всех. Совету поручено создать комиссию по поощрению прав человека.

Соответствующие институты международной защиты прав человека предусмотрены учредительными документами специализированных органов ООН, таковой является Международная Организация Труда (далее МОТ), а также региональными международными организациями, для России — это страны Европейского Союза (далее СЕ) и страны Независимых Государств (далее СНГ).

Организация Объединенных Наций не принимает обязательных для государств решений по вопросам защиты прав человека, а может лишь учесть соответствующее нарушение прав человека. Поэтому, на наш взгляд, трудно признать данный институт международной защиты прав граждан эффективным. В то же время нельзя не отметить, что на смену критикуемой за чрезмерную политизированность Комиссии ООН по правам человека, пришел Совет ООН по правам человека (далее СПЧ), в который входит и Российская Федерация.

Международная Организация Труда контролирует применение международных норм в социальном обеспечении. Такой институт межгосударственной защиты прав человека является недостаточно эффективным, так как право обращения с жалобами в МОТ имеют лишь организации предпринимателей или трудящихся, но не отдельные граждане. Поэтому, полагаем, что такое положение представляется неоправданным и устаревшим.

Третий межгосударственный институт защиты прав человека – нормативно-правовая основа межгосударственной защиты прав человека в рамках Стран Независимых Государств. Ее составляют:

— Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.,

ратифицированная Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. № 163 — ФЗ;

— Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., ратифицированная Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. № 163 — ФЗ;

— Хартия социальных прав и гарантий граждан СНГ, одобренная Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ 28 — 29 октября 1994 г.;

— Положение о Комиссии по правам человека СНГ, утвержденное решением

Совета глав государств СНГ от 24 сентября 1995 г.

Конвенция СНГ в статье 16 о правах и основных свободах человека закреплено право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в других случаях, установленных национальным законодательством. Статья 19 устанавливает, что каждый человек, права и свободы которого нарушены, имеет право на эффективное восстановление в правах и свободах в соответствии с национальным законодательством. То есть Конвенция предоставляет государствам — членам СНГ самостоятельно защищать права своих граждан. В то же время Конвенция в статье 34 предусматривает, что наблюдение за ее выполнением осуществляется Комиссией по правам человека СНГ. Основной целью Комиссии является наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-членами в рамках Содружества. Комиссия рассматривает индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных организаций по вопросам, связанным с нарушениями прав человека. Однако Комиссия не рассматривает никаких обращений по существу, пока не удостоверится в том, что данный вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования, что заявитель исчерпал все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и с этого момента прошло не более шести месяцев, а также что обращение не является анонимным. Решения Комиссии фиксируются в виде договоренностей, заключений и рекомендаций в соответствующих документах, заверенные копии которых передаются государствам — членам СНГ.

Определенная роль среди институтов международной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения отведена судебной власти. Согласно статье 46 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. К судебной власти относится Экономический Суд СНГ. Рассмотрим его работу по защите прав граждан социального обеспечения на примере:

Решением Суда от 4 сентября 1996 г. было дано толкование положений Соглашения между государствами — участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г. 20 января 2002 г. Экономический Суд СНГ вынес решение о толковании применения п. 1 ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников СНГ от 15 мая 1992 г.. Следует также упомянуть консультативные заключения Экономического Суда СНГ от 28 сентября 2009 г. о толковании ст. 5 и ч. 1 ст. 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., от 9 декабря 2009 г. о толковании применения положений ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников СНГ от 15 мая 1992 г., а также от 3 февраля 2010 г. о толковании ст. 5 и части первой ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. Принятые Экономическим Судом СНГ решения способствуют правильному применению законодательства о социальном обеспечении военнослужащих государств — членов СНГ. Недостатком же в деятельности указанного Суда является то, что он принимает решения лишь по запросам органов СНГ — в приведенных случаях — по запросам Совета Министров обороны государств — участников СНГ.

Наиболее действенным по защите социальных прав граждан России, на наш взгляд, является Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. Однако по вопросам деятельности Суда в социальной сфере существуют проблемы. Прежде всего, речь идет о правомочности Суда рассматривать жалобы граждан Российской Федерации по социальным вопросам, так как ни Конвенция, ни Протоколы к ней не содержат положений о защите прав граждан в сфере социального обеспечения, он предназначен лишь для рассмотрения жалоб на нарушение политических и гражданских прав. Однако в статье 1 Протокола № 1 указано, что каждое физическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом и не может быть лишено своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Таким образом, если считать, что пенсии и пособия, социальная помощь и другие виды социального обеспечения являются имуществом, принадлежащим гражданам Российской Федерации на праве собственности, очевидным является их право обращаться за защитой своего нарушенного права в Европейский Суд по правам человека. Европейский Суд, по практике последних лет, принимает жалобы граждан Российской Федерации после того, как они обратились за защитой своих нарушенных прав в районный и областной суды, получив не удовлетворившие их судебные решения. Возможно обращение гражданина Российской Федерации в Европейский Суд после решения Конституционного Суда, так как рассмотрение жалобы Европейским Судом не относится к конституционному правосудию, а является видом межгосударственной защиты прав и свобод человека. Допускается одновременное обращение гражданина в Европейский Суд и к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Рассмотрим постановления Европейского Суда по защите прав социального обеспечения на примерах:

В постановлении по делу «Бик против России» от 22 апреля 2010 г. Европейский Суд по правам человека (далее — Европейский Суд) признал нарушение п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция) в связи с незаконным содержанием заявителя в психиатрическом стационаре в отсутствие судебного решения, санкционирующего принудительную госпитализацию. Обстоятельства дела: как указал Европейский Суд, 29 мая 2002 г. врач-психиатр психоневрологического диспансера обратился в суд за судебным решением, разрешающим произвести оценку психического состояния заявителя без его согласия. 31 мая 2002 г. районный суд санкционировал проведение психиатрического обследования. 5 июня 2002 г. заявитель был госпитализирован в психиатрическую больницу. 7 июня 2002 г. заявитель дал согласие на прохождение лечения в больнице до 14 июня 2002 г. В пятницу 14 июня 2002 г. заявитель отказался от дальнейшего нахождения в больнице. Придя к выводу о том, что душевное расстройство заявителя является достаточно серьезным и требует стационарного лечения, в понедельник 17 июня 2002 г. администрация больницы обратилась в суд с просьбой продлить срок пребывания заявителя в больнице. В тот же день районный суд вынес определение о продлении срока госпитализации заявителя до окончания рассмотрения дела. 21 июня 2002 г. районный суд санкционировал продление срока пребывания заявителя в больнице. Позиция Европейского Суда: «…лицо нельзя лишить свободы на основании того, что он страдает от психического расстройства, пока не выполнены три минимально необходимых условия: то, что он душевнобольной, должно быть убедительно доказано; психическое расстройство должно быть такого рода или степени, которые бы оправдывали принудительное ограничение свободы; а срок ограничения свободы должен зависеть от того, как долго лицо пребывает в состоянии такого душевного расстройства…». Европейский Суд отметил, что «…в соответствии с российским законодательством… администрация больницы обязана была в течение 24 часов после освидетельствования, т.е. не позднее полудня 15 июня 2002 г., обратиться в суд за разрешением на дальнейшее содержание заявителя в больнице. Однако заявление было подано двумя сутками позднее, 17 июня 2002 г. В результате, трое суток заявитель провел в больнице в отсутствие соответствующей судебной санкции». Относительно доводов о том, что 15 и 16 июня 2002 г. пришлись на выходные дни и дело заявителя было невозможно рассмотреть до начала следующей рабочей недели, Европейский Суд указал, что «в тех случаях, когда на карту поставлена свобода человека, государства обязаны обеспечить функционирование судов даже в праздничные и выходные дни, обеспечить решение срочных вопросов незамедлительно и в полном соответствии с порядком, предписанным законодательством».

Европейский Суда в Страсбурге 23 октября 2003 г. рассмотрел дело гражданина Российской Федерации О.И. Тимофеева о нарушении его социальных прав в получении денежной компенсации в размере 2 503 руб. 91 коп., полагающейся ему как репрессированному, которую он не мог получить в течении пяти лет, и принял решение – иск гражданина Российской Федерации О.И. Тимофеева в получении денежной компенсации в размере 2 503 руб. 91 коп, как репрессированного, удовлетворить.

Данные решения Европейского Суда ценны не только в том, что российские граждане добились защиты своих прав в сфере социального обеспечения и возмещения от государства причиненного им ущерба, но и то, что Европейский Суд указал Российской Федерации на необходимость исполнения решений своих судов. Также эти решения должны стать предметом тщательного рассмотрения законодательных, исполнительных органов и органов юрисдикции.

Вывод

Рассмотрев главу 2 данной выпускной квалификационной работы, можно сказать, что важнейшая задача Российской Федерации как социального государства согласно статье 7 Конституции РФ – гарантия прав и свобод граждан в области социального обеспечения и не менее важной задачей социального государства является их защита. Социальные права граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации, нарушаются на каждом шагу, но государство предусмотрело и такие жизненные обстоятельства, а именно в статье 45 Конституции РФ гражданам гарантирована государственная защита прав и свобод при их нарушении, которую они могут получить, обращаясь в органы местного самоуправления, государственные органы, органы юрисдикции. А именно получить административную защиту согласно статье 33, судебную защиту согласно статье 46 Конституции РФ, одним из ключевых гарантов которой выступает Конституционный Суд Российской Федерации, поэтому более 20 тыс. обращений граждан в год. При защите прав граждан, суд ставит себя в положение посредника между государством и личностью, между различными физическими и юридическими лицами, эффективность которой может быть только при уважении и доверии двух сторон и независимости, профессионализме и неподкупности судебного аппарата.

Кроме защиты прав граждан в сфере социального обеспечения в рамках государства Конституцией РФ в части 3 статье 46 гарантирована и международная защита прав. Она предусматривает возможность для каждого гражданина в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. К таковым относятся: международные специализированные организации, региональные международные организации и международные органы судебной власти.

 

Заключение

 

Российская Федерация социальное государство согласно статье 7 Конституции РФ, в котором человек, его права, свободы и их защита являются высшей ценностью, а политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Признание и защита основных прав и свобод представляют собой фундаментальную основу социального государства и одновременно выступают необходимым элементом и основным условием всех происходящих общественных процессов в социальном государстве. Основной закон прав и свобод граждан и их защиты — Конституция РФ, в которой закрепляются охрана труда и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Кроме основного закона, создана огромная система законодательных документов и нормативно-правовых актов прав граждан и их защите, порой противоречащих друг другу и приводящих к их неправильному толкованию.

Важной задачей социального государства является защита прав в сфере социального обеспечения. Потребность в защите прав на социальное обеспечение возникает, как правило, в случае их нарушения: если создаются препятствия на пути реализации, отказано в признании за гражданином этого права, не исполняются обязанности по предоставлению права. Защита социальных прав особенно важна в период кризисных ситуаций в политической, экономической, социальной жизни общества, которые особенно характерны для России на данном этапе жизни, начиная с января 2015 года. Нередко для защиты своих прав гражданам приходиться прибегать к определенным способам защиты, что приводит к лишним материальным, моральным издержкам и длительности разрешения возникшей ситуации. При нарушении прав граждан по социальному обеспечению государством предусмотрены способы их защиты, отраженные в части 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Эти действия могут выражаться в устных обращениях, в направлении жалоб и заявлений в государственные и судебные органы, органы местного самоуправления, организации, а также в средства массовой информации.

Согласно статье 33 Конституции РФ граждане могут получить административную защиту, обращаясь в органы местного самоуправления и государственные органы, а согласно статье 46 — судебную защиту, одним из ключевых гарантов которой выступает Конституционный Суд Российской Федерации. Судебная защита прав граждан может быть эффективной только при уважении и доверии двух сторон, независимости, профессионализме и неподкупности судебного аппарата.

Конституцией РФ в части 3 статье 46 гарантирована и международная защита прав граждан в сфере социального обеспечения, в том случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. При возникновении таких ситуаций граждане могут обращаться в международные специализированные организации, такие как Совет по правам человека, Международная Организация Труда, региональные международные организации – организации по защите прав Стран Независимых Государств, Стран Европейского Союза и международные органы судебной власти, такие как Экономический Суд СНГ, Европейский Суд в Страсбурге.

Изучив правовые основы и механизмы защиты прав граждан, рассмотрев виды нарушений социальных прав на примерах судебной практики и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения с проведением соответствующего анализа правового регулирования в соответствующих разделах работы, можно сказать, что цель и задачи, поставленные в данной выпускной квалификационной работе, выполнены.

Проведение анализа правового регулирования позволило сформулировать, что безусловно, современная российская система защиты прав граждан в сфере социального обеспечения еще далека от совершенства, но не стоит на месте, совершенствуется, развивается. Следовательно, у нее есть перспективы развития, а именно создание новой программы социального обеспечения, преобразования в правовой базе, финансовом обеспечении, кадровой политике системы социального обеспечения, а также в развитии информационно-правового обеспечения граждан.

 

Список использованных источников

 

Нормативно – правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, №4, ст. 445.
  2. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ, 11.12.1995, №50, ст. 4872.
  4. Постановление Европейского Суда по правам человека. «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 г.» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2011) //www.consultant.ru.
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2009 г. N 18-П.
  6. Постановление Европейского Суда по правам человека. «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 г.» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2011) // www.consultant.ru.

Литература

  1. Кобец Н.Г. Социальное право: понятие, предмет, функции, система и принципы // Правовые вопросы российской государственности: Сборник научных трудов / Под общ. ред. Г.В. Мальцева, В.А. Зайцева. М., 2002.
  2. Право социального обеспечения. Учебник / Под ред. проф. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2001.
  3. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Тучковой Э.Г. М., 1997. С. 342.
  4. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. — М.: Волтерс Клувер, 2004.- 608с.
  5. Международное право. Учебник под. ред. Г.И. Игнатенко, О.И. Тиунова. Издательская группа Норма – Инфра — М. Москва, 1999 г.
  6. Большая экономическая энциклопедия. – М.: Эксмо. 2007. с.753.
  7. Большая Российская энциклопедия: в 30 т./отв. Ред. С.Л. Кравец т. 1, «Россия». – М.: БРЭ, 2004.- 1007с.
  8. Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. — М.: Издательство «ИНФРА-М».
  9. Постников В.Г.. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики // Журнал российского права. 2005. № 1.
  10. Шарин В. Социальное обслуживание: вектор развития.//Человек и труд 2003№5. с.19.
  11. Сенатская площадь. Судьям. Лично // РГ. 2009. 26 марта. N 4876.

Интернет — ресурсы

  1. См.: Интервью Председателя Конституционного Суда РФ от 15 июня 2009 г. на тему «Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации. Решения, проблемы и перспективы». URL: http://www.consultant.ru.
  2. http://www.consultant.ru © КонсультантПлюс, 1992 – 2014
  3. http://www.consultant.ru © КонсультантПлюс, 1992 – 2014
  4. http//wwwsudact.ru СудАкт, 2014 — 2015


Страницы:   1   2