Меню Услуги

Анализ правового регулирования способов защиты прав граждан по социальному обеспечению

Страницы:   1   2


Содержание

 

  • Введение 3
  • Глава 1. Теоретические основы системы способов защиты прав граждан по социальному обеспечению
  • 1.1 Правовые основы защиты прав граждан на социальное обеспечение
  • 1.2 Понятие, общая характеристика и значение механизма защиты прав граждан на социальное обеспечение
  • 1.3 Споры, связанные с защитой прав граждан на социальное обеспечение и их виды
  • Глава 2. Организационно-правовые вопросы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения
  • 2.1 Судебная защита прав граждан по социальному обеспечении
  • 2.2 Административная защита прав граждан в сфере социального обеспечения
  • 2.3 Международная защита прав граждан в сфере социального обеспечения
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

Введение

 

Актуальность темы исследования Тема данной выпускной квалификационной работы — «Анализ правового регулирования способов защиты прав граждан по социальному обеспечению», затрагивает не только гарантии прав граждан, но и в первую очередь их защиту с помощью правового регулирования, остается актуальной на протяжении многих лет. Актуальность темы исследования в том, что в условиях перехода к рыночной экономике возникают проблемы уровня жизни населения и социальной защиты граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной помощи. И эти проблемы гражданам необходимо решать непосредственно обращаясь к социальному государству – гаранту и защитнику его социальных прав. Защита прав социального обеспечения является одной из фундаментальных проблем юридической науки социального государства. В Российской Федерации для социальной защиты прав граждан создана огромная система законодательных документов и нормативно-правовых актов прав граждан по социальному обеспечению, основным документом которой является Конституция Российской Федерации.

И при нарушении прав граждан по социальному обеспечению государством предусмотрены способы их защиты, отраженные в части 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Отсюда видно, что способ защиты избирается гражданами, чьи права нарушены, и заключается в их действиях, не запрещенных законом. Эти действия могут выражаться в устных обращениях, в направлении жалоб и заявлений в государственные и судебные органы, органы местного самоуправления, организации, а также в средства массовой информации.

Нарушение прав граждан по социальному обеспечению в результате правоотношений и их защита находятся постоянно в центре внимания отечественной правовой науки. Исследования проблем правового регулирования общественных отношений по социальному обслуживанию в том или ином объеме проводились такими известными учеными в области права социального обеспечения как Г.И. Игнатенко, О.И. Тиунов, В.С. Андреев, В.Б.Савостьянова, К.С. Субботенко и другими. Защита прав граждан на социальное обеспечение обязана быть эффективной. Оценка ее эффективности предполагает исследование и осмысление проблем применения законодательства о социальном обеспечении с учетом накопленного научного и практического опыта, а также новых социально-экономических условий и изменений в процессуальном законодательстве.

Объектом исследования в работе являются общественные отношения, которые возникают у лиц, имеющих право на государственную социальную защиту.

Предметом исследования — правовое регулирование общественных отношений, возникающих по поводу предоставления социального обеспечения в виде предоставления определенных форм социального обеспечения.

Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование и анализ проблем, особенностей и опыта защиты прав граждан в области социального обеспечения. Для достижения целей работы поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие и нормативно-правовое регулирование защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.
  2. Рассмотреть особенности механизма защиты прав граждан в области социального обеспечения.
  3. Обратить внимание на споры, связанные с защитой прав граждан на социальное обеспечение и их виды.
  4. Провести анализ судебной, административной и международной защиты прав граждан в социальном обеспечении.
  5. Проанализировать и рассмотреть судебную практику в области социального обеспечения.

Научной базой исследования явились труды следующих учёных, внесших вклад в изучении данной темы: В. С. Андреева, С. Н. Братуся, С. Ю. Головиной, Ж., М. Л. Захарова, Е. Е. Мачульской, и др.

Структура работы Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть разделов и заключения. В качестве приложения даны: схема структуры правовых гарантий безработных, испытывающих трудности в поиске работы; список основных нормативно-правовых актов из числа анализируемых литературных источников.

 

Глава 1. Теоретические основы системы способов защиты прав граждан по социальному обеспечению

1.1 Правовые основы защиты прав граждан на социальное обеспечение

 

Защита прав граждан в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства.

Правом на государственную защиту по мнению Ю.А. Строговича, О.И. Тиунова признается самостоятельным правом и может рассматриваться в общей системе гарантий как «гарантия гарантий», поскольку призвано обеспечивать реализацию конституционных прав граждан, включая и право каждого на пенсию.

По мнению М.И. Полупанова, Д.И. Рогачева, В.Б. Савостьяновой социальные права граждан представляют собой совокупность конституционных прав человека, которые позволяют ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ.

При этом систему права социального обеспечения можно определить как научно обоснованную, объективно существующую последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Право граждан на пенсию — это конституционное право. Оно нашло закрепление в статье 39 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ). Но право тогда становится реальным, когда оно должным образом гарантировано.

Конституция РФ содержит нормы, отражающие общепризнанные международные принципы, которые играют роль общеправовых принципов. К ним относятся статьи 7, 15, 17, 37, 38, 41, 45, 46, 53 Конституции РФ. Статья 7 Конституции РФ провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закрепила, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Право социального обеспечения регулирует материальные и процедурно-процессуальные отношения.

Материальные отношения возникают по поводу предоставления гражданам отдельных видов обеспечения: пенсионного обеспечения (пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальная пенсия); обеспечения пособиями (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице, на погребение, пособие на детей (при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет, пособие до достижения ребенком возраста 18 лет)); по поводу компенсаций (на уход за инвалидом первой группы, достигшим возраста 80 лет, за ребенком-инвалидом до достижения им возраста 18 лет, на содержание детей в приемной семье); по поводу субсидий (на оплату жилищно-коммунальных услуг, на приобретение жилья, на оплату учебы); различных форм социального обслуживания в виде натуральных услуг (медицинская помощь и лечение, санаторно-курортное лечение в связи с содержанием пожилых и инвалидов в домах-интернатах и домах престарелых, профессиональное обучение инвалидов, трудоустройство инвалидов, обеспечение инвалидов средствами реабилитации), либо в виде льгот (льготы героям СССР, РФ и приравненным к ним гражданам — полных кавалеров, льготы подвергшимся воздействию радиационных и техногенных катастроф, льготы ветеранам).

В настоящее время нормы, содержащиеся в законодательстве о социальном обеспечении, не обеспечивают в полной мере защиту права граждан на социальное обеспечение. Это обусловлено неоднозначностью и противоречивостью принимаемых нормативных актов; постоянными изменениями законодательства в области социального обеспечения, что оставляет возможность произвольного толкования законодательства правоприменительными органами.

В нормативных актах по праву социального обеспечения, к сожалению, очень много статей, которые не соответствуют Конституции РФ. Именно поэтому так много обращений не только в районные суды общей юрисдикции, но и в Конституционный Суд Российской Федерации (далее Конституционного Суда РФ). Так, за десять месяцев с момента переезда Конституционного Суда РФ из Москвы в Санкт-Петербург в Конституционный Суд РФ поступило около 14,5 тыс. заявлений.

Нет ни одного вида социального обеспечения, где бы Конституционному Суду РФ не приходилось вмешиваться в регулирование отношений в данной области.

В качестве примеров приведем лишь некоторые постановления Конституционного Суда РФ, принятые осенью 2009 г.

Постановление Конституционного Суда РФ от 22 октября 2009 г. N 15 — П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона РФ «О занятости населения в РФ» в связи с жалобами граждан М.А. Белогуровой, Т.А. Ивановой, С.Г. Климовой и А.В. Молодцова».

Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения, которым было назначено минимальное пособие по безработице, в связи с тем, что последним их работодателем была не организация, а индивидуальный предприниматель. Заявительнице Т.А. Ивановой на том же основании было отказано в досрочном (на год раньше) оформлении пенсии по старости.

Конституционный Суд РФ посчитал, что гарантии защиты граждан должны быть основаны на универсальных принципах справедливости и юридического равенства. Предусмотренные Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» разные правила начисления пособия по безработице для граждан, работавших в организациях, и для граждан, работавших у индивидуальных предпринимателей, несовместимы с конституционными принципами равенства и справедливости. Фактически гражданам, относящимся к одной и той же категории, государство не обеспечивает равные меры социальной поддержки на период поиска новой работы.

Кроме того, социальная поддержка безработных граждан непосредственно не связана с каким-либо конкретным налогом или взносом, уплачиваемым работодателями. Соответственно различия в правилах начисления пособий по безработице не имеют объективного оправдания.

Постановление Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. N 17 — П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122 — ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило».

Заявители полагали, что оспоренная норма ставит представителей одной и той же категории граждан (тех, кто подвергся радиационному воздействию) в неравные условия. Они утверждали, что обеспечение жильем «чернобыльцев» — это возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и неправомерно ставить эту обязанность государства в зависимость от того, когда эти граждане встали на жилищный учет. Кроме того, изменения, внесенные в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Федеральным законом N 122 — ФЗ, не соответствуют Конституции РФ, в частности ее статьи 55, согласно которой в Российской Федерации не могут издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина.

Конституционный Суд РФ посчитал, что вред, причиненный гражданам во время чернобыльской катастрофы, связан с использованием государством ядерной энергии. Этот вред по масштабам и числу пострадавших является реально невосполнимым. Следовательно, государство должно принять на себя обязанность по предоставлению денежных и других материальных компенсаций. Меры социальной поддержки должны быть направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к медицинским, транспортным, жилищно-коммунальным услугам, лекарственному обеспечению, занятости и получению образования, с тем, чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми.

При установлении нового правового регулирования законодатель должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Законодатель обязан сохранять, а по возможности и повышать ранее достигнутый уровень социальной защиты.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122 — ФЗ был изменен порядок обеспечения жильем инвалидов-чернобыльцев и участников ликвидации последствий катастрофы. В результате те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, оказались лишены надлежащих гарантий, обеспечивающих реальную возможность получения жилья и жилищных субсидий, которую имеют граждане той же категории, принятые на учет до 1 января 2005 года.

Именно поэтому оспоренные нормы не соответствуют Конституции РФ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2009 года N 18 — П «По делу о проверке конституционности пункта «а» части третьей статьи 29 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пункта 3 статьи 57 Закона РФ «Об образовании» и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с жалобой гражданки Н.С. Лаппы».

Право на получение пенсии в случае потери кормильца закреплено за детьми, не достигшими 18 — летнего возраста, а также детьми, обучающимися в учебных учреждениях с отрывом от производства и в Законе РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно Закону РФ «Об образовании» обучение российских граждан в иностранных образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Заявительница обучается в учебном заведении Финляндии. Она считает, что конституционные принципы равенства и справедливости означают запрет вводить различия в пенсионных правах граждан, принадлежащих к одной и той же категории, и утверждает, что единственным правовым основанием для назначения ей пенсии является смерть ее отца при исполнении служебного долга. И никаких конституционно значимых оснований для лишения ее этого права только в связи с тем, что она обучается в иностранном учебном заведении без соответствующего направления, не существует.

Конституционный Суд РФ признал все нормы конституционными, но дал им иное толкование. А неправильное толкование, в свою очередь, является результатом неоднозначного толкования норм. Нормы прав социального обеспечения должны быть сформулированы таким образом, чтобы пониматься однозначно всеми. Количество постановлений Конституционного Суда РФ свидетельствует о крупных дефектах не только правоприменителя, но и самого законодателя.

Постоянные изменения законодательства, конечно, неизбежны, отмечает В.Д. Зорькин, но в любом случае они не должны приводить к умалению основных прав и свобод участников таких отношений .

Возникает вопрос: должна ли быть установлена ответственность за это? И если да, то какая ответственность? С нашей точки зрения, должна быть ответственность перед человеком, права которого нарушены.

Вывод: В результате правоотношений происходят нарушения прав граждан по всем видам социального обеспечения, а именно, в отказе, отмене, задержке, неправильному оформлению и расчету определенных гарантированных услуг или прав на социальное обеспечение. Этому способствует огромное количество законодательных документов, нормативно-правовых актов, их постоянные изменения и дополнения, которые порой не соответствуют Конституции РФ, приводящие к их неправильному толкованию, в частности, руководителей и специалистов системы социального обеспечения, которые порой не имеют соответствующего образовательного уровня, профессиональной компетенции, добропорядочности и доброжелательности. Что приводит не только к не доверительным правоотношениям, но и нарушению прав граждан. Для защиты своих прав гражданам приходиться прибегать к определенным способам защиты – обращаться не только в районные суды общей юрисдикции, но и в Конституционный Суд РФ, что очень часто приводит к лишним материальным, моральным издержкам граждан и длительности разрешения возникшей ситуации.

 

1.2 Понятие, общая характеристика и значение механизма защиты прав граждан на социальное обеспечение

 

Механизм – термин, которым правовая наука активно пользуется для более понятного раскрытия того или иного понятия, явления, процесса в сфере права и которым весьма удобно пользоваться для характеристики сложных процессов и взаимодействия различных элементов социально-правовой системы. Нередко в языке международного права как синоним термина «механизм» используется термин «система» или «система защиты прав человека».

Следовательно, механизм защиты прав граждан — это установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод личности, направленную на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.

Применительно к правам и свободам человека, государства, коллектива, общественных объединений и иных участников общественных отношений речь может идти о различных группах механизмов – систем защиты прав человека.

Первую группу образуют механизмы, обеспечивающие законодательное (нормативно-правовое) установление и закрепление прав и свобод различных участников общественных отношений и эффективную защиту их прав и свобод.

Вторую группу образуют следующие системы защиты прав человека: — законодательная (нормативно-правовая) система, включая международно-правовую; — административная система; — судебная система; — общественная (негосударственная) система; — государственная и негосударственная правозащитная системы.

Третья группа механизмов включает в себя механизм конституционного контроля и защиты прав человека и отраслевые механизмы (гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и другие).

В четвертую группу включаются внутригосударственный (национальный) и международные механизмы.

Пятую группу механизмов образуют механизмы, действующие на: а) федеральном; б) региональном; в) муниципальном; г) локальном уровнях.

Несмотря на все различия механизмов, их объединяет общая природа, назначение и единство структуры.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Механизм защиты прав граждан как и любой другой правозащитный механизм включает в себя следующие компоненты:

— нормативный (совокупность иерархически соподчиненных нормативно-правовых актов);

— институциональный (органы, организации, учреждения, должностные лица, относящиеся к системе органов правосудия и правоохраны);

— инструментальный (совокупность правовых и не правовых средств и способов, используемых различными органами в целях обеспечения и защиты прав граждан).

Все три компонента органично связаны между собой, их невозможно рассматривать в отрыве друг от друга, без учета их взаимообусловленности и взаимодействия.

Несмотря на всю значимость различных механизмов защиты прав человека, особое место в любом современном демократическом государстве все же занимает механизм конституционного контроля, так как конституция является основным законом социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Основной закон или основной нормативно-правовой источник прав социального обеспечения граждан в Российской Федерации — Конституция Российской Федерации. В ней закреплены охрана труда и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечена государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статьи 7, 17, 37, 38, 41 Конституции РФ), а также при нарушении социальных прав и свобод граждан гарантированы государственная и судебная защита каждому, не только физическим и юридическим лицам, но и лицам без гражданства (статьи 45, 46 Конституции РФ), а также государством гарантировано возмещение вреда, причиненного незаконными действиями или бездействиями органов государственной власти или должностных лиц (статья 53 Конституции РФ).

В настоящее время механизм защиты прав и свобод человека достаточно сложен, и в него ученые обычно включают:

— внутригосударственные (или национальные) учреждения и институты защиты прав и свобод человека;

— международные учреждения и институты защиты прав и свобод человека, включая европейские.

В Российской Федерации созданы системы органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина:

— система государственных правоохранительных и правозащитных организаций (таких, как уполномоченный по правам человека, суд, полиция, прокуратура и другие);

­- система общественных правозащитных организаций (таких, как комитет по защите прав потребителя, адвокатура, различные общественные объединения и движения).

Существуют также общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и другие подобные образования, создаваемые как при Президенте РФ, так и в органах исполнительной власти в субъектах Федерации.

Но как у государственных, так и у общественных правозащитных организаций единственная цель — защита прав и свобод гражданина.

Международно-правовой механизм защиты прав человека принято называть контрольным, поскольку основная функция органов, действующих в рамках этого механизма, — это контроль за выполнением государствами своих обязательств по международному праву, касающихся прав человека. Поэтому одним из важнейших процессов в механизме защиты прав человека является сближение различных правовых систем, национальных законодательств с нормами международного права.

Вывод: механизм защиты прав граждан – это установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод личности, и деятельность, направленную на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.

 

1.3 Споры, связанные с защитой прав граждан на социальное обеспечение и их виды.

 

При реализации гражданами своих прав на отдельные виды социального обеспечения могут возникнуть между ними различного рода разногласия — споры. Споры также могут возникнуть между государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями, предоставляющими обеспечение. Такие споры возникают в правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение, по предоставлению отдельных видов социального обеспечения, а также в материальных правоотношениях по социальному обеспечению.

— В правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение, спор может возникнуть по поводу отказа в установлении инвалидности, неудовлетворенности гражданина группой инвалидности, причиной инвалидности и т.д., по поводу отказа в установлении факта иждивенства и другие.

— Споры могут возникнуть при обращении за назначением пенсии.

К таковым спорам относятся:

— задержка в оформлении документов по вине работодателя или по вине территориального органа Пенсионного Фонда России (далее ПФР), органа военного управления, правоохранительного органа;

— отказ в назначении пенсии;

— несогласие гражданина с размером пенсии;

— несогласие гражданина со сроком назначения пенсии.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Кроме того, возникают споры и на стадии выплаты пенсий. Предметом таких споров могут быть: задержки в выплате пенсии, выплаты пенсии в меньшем  размере, чем она назначена, и другие. Таким образом, при возникновении споров между гражданином, с одной стороны, территориальным органом ПФР или пенсионным подразделением органа военного управления, правоохранительного органа, с другой, споры касаются следующих вопросов: назначения пенсии, исчисления стажа, определения размера пенсии, выплаты пенсии, перерасчета, индексации, перевода с одной пенсии на другую, удержания из пенсии, приостановления и прекращения выплаты пенсии и другие.

— Споры при назначении гражданам пособий могут касаться различных вопросов и возникать между гражданами и различными органами, учреждениями и организациями.

Споры могут возникнуть при назначении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. При назначении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам граждане вступают в отношения с медицинскими учреждениями по поводу установления факта временной нетрудоспособности, а также со страхователями (работодателями) по поводу назначения и выплаты пособий. Эти споры могут возникнуть в связи с отказом в выдаче листка нетрудоспособности, срока, на который он выдается, отказа в назначении пособия, несогласия гражданина с размером пособия и сроками его выплаты, задержкой выплаты пособия со стороны страхователя (работодателя). Споры между страхователем и застрахованными лицами возникают также при исчислении страхового стажа, при назначении и выплате ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие. Споры по поводу ежемесячного пособия на ребенка могут возникать между гражданами и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по вопросам отказа в назначении пособия, исчисления среднедушевого дохода семьи, размера пособия, задержки в выплате пособия.

— Споры по вопросам предоставления государственной социальной помощи возникают между малоимущими гражданами (семьями) и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и касаются отказа в предоставлении помощи, исчисления среднедушевого дохода семьи, размера и вида помощи, задержки в ее предоставлении и т.д.

— Целая группа споров по вопросам социальной поддержки возникает между гражданами и органами, учреждениями и организациями. Речь идет о ежемесячной денежной выплате, предоставлении набора социальных услуг, в том числе дополнительной медицинской помощи, санаторно-курортном лечении, лекарственном обеспечении, проезде на транспорте.

— Споры возникают и по вопросам качества предоставленного социального обеспечения: социальному обслуживанию, медицинской помощи, дополнительному социальному обеспечению и другие.

Нормативно-ценностной основой правотворческой и правоприменительной деятельности всех органов публичной власти и иных уполномоченных субъектов является Конституция Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации (далее Конституционный Суд) посредством разрешения отнесенных к его компетенции вопросов призван обеспечивать соответствующее Конституции Российской Федерации развитие политической, правовой и иных подсистем общества. Особый характер его решений предопределен высшей юридической силой Конституции Российской Федерации, применение которой невозможно в отрыве от правовых позиций, содержащихся в решениях органа конституционного контроля.

В сфере защиты прав и свобод человека особое положение Конституционного Суда заключается в возможности формулирования правовых позиций, в соответствие с которыми должны приводиться нормативные правовые акты и практика их применения.

Конституционный Суд исходил и исходит из понимания того, что осуществление любых преобразований должно сопровождаться укреплением механизмов защиты прав и свобод человека, в особенности тех прав и свобод, потенциальную угрозу которым могут нести проводимые или предполагаемые к проведению реформы.

Свобода усмотрения, которой располагают нормотворческие органы, не освобождает их от обязанности соблюдать вытекающее из Конституции Российской Федерации требование разумной соразмерности между используемыми средствами и поставленной целью. Это предполагает также необходимость введения в действующую систему нормативного регулирования специальных компенсаторных и гарантийных механизмов, призванных смягчать возможное негативное воздействие преобразований, осуществляемых в соответствующих сферах общественных отношений.

Согласно неоднократно выраженной Конституционным Судом правовой позиции, публичные интересы, перечисленные в статье 55 части 3 Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только, если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, то есть не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм. При допустимости ограничения права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры.

Дефекты законодательства, вызываемые недостаточным вниманием к последствиям принимаемых актов и их соотношению с реальной социально-экономической ситуацией, а также недостаточным учетом значимых для большей части общества культурных традиций, ведут к серьезным противоречиям между нормативным регулированием и конституционной характеристикой Российской Федерации в качестве правового государства. Преодолению подобного несоответствия посвящена значительная часть деятельности Конституционного Суда.

В своих решениях Конституционный Суд в пределах своих полномочий и исходя из особенностей рассматриваемых дел обращает внимание законодателя и иных нормотворческих органов на необходимость внесения в действующее правовое регулирование изменений, направленных на совершенствование механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина. Так, за 2009 — 2011 годы Конституционным Судом были выражены правовые позиции по ряду принципиальных вопросов, касающихся личных, политических, экономических, социальных и трудовых прав, а также по вопросам процессуальных гарантий их соблюдения.

При разрешении дел Конституционный Суд основывается на международных стандартах прав и свобод человека, соблюдение которых вытекает из международно-правовых обязательств Российской Федерации. Ранее Конституционный Суд уже обращался к органам публичной власти с Информацией, посвященной связанным с исполнением его решений проблемам (2009 год). В настоящей Информации Конституционный Суд считает необходимым акцентировать внимание на некоторых проблемах, выявленных при анализе обращений, поступивших на протяжении 2009 — 2011 годов, в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Помимо сжатой характеристики деятельности Конституционного Суда в течение указанного периода, в настоящей Информации обобщены выработанные им и требующие безусловного исполнения либо — в зависимости от степени императивности — учета всеми управомоченными субъектами правовые позиции по актуальным с точки зрения защиты прав и свобод человека вопросам материального права, а также судоустройства и судопроизводства.

Функционирование конституционного правосудия в России отмечено в последние годы возросшим количеством обращений в Конституционный Суд как граждан, так и организаций.

Функционирование конституционного правосудия в России отмечено в последние годы возросшим количеством обращений в Конституционный Суд как граждан, так и организаций.

За последние три года в Конституционный Суд поступило около 58 тыс. обращений. Из них жалоб граждан, групп граждан и организаций — более 57,8 тыс., запросов и ходатайств государственных органов — 135. Наибольшее число обращений касалось вопросов защиты конституционных прав и свобод граждан — свыше 13,9 тыс. (в том числе охраны трудовых прав — около 1,2 тыс., охраны жилищных прав — более 3,1 тыс., социальной защиты — свыше 6,7 тыс.); конституционного права (организации публичной власти) — около 0,7 тыс.; гражданского права и процесса — свыше 12,5 тыс.; уголовного права и процесса — более 20 тыс.; хозяйственного, финансового и налогового права, арбитражной практики — свыше 1,6 тыс.

Вместе с тем в значительной части обращений граждан заявлялись требования, разрешение которых входит в компетенцию иных государственных органов, включая суды общей и арбитражной юрисдикции. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что более половины обращений были так или иначе связаны с проблемами функционирования судебной системы в целом, что свидетельствует о существенных законодательных и правоприменительных дефектах в этой сфере, препятствующих достижению цели эффективного правосудия.

Конституционным Судом в публичных заседаниях, а также в заседаниях без проведения слушания рассмотрено 74 дела. По ним принято 72 постановления, связанных с проверкой конституционности норм трудового, пенсионного, жилищного законодательства, законодательства о социальном страховании, гражданского, гражданского процессуального, уголовного, уголовно-процессуального законодательства, бюджетного, налогового и других отраслей (было вынесено также одно определение об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда и одно определение о прекращении производства по делу).

Поводам для рассмотрения дел, по которым в публичных заседаниях и в заседаниях без проведения слушания были вынесены постановления (с учетом соединения в одном деле обращений нескольких заявителей), стали: запросы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — 3 (2009 и 2011 годы), органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской

Федерации — 1 (2009 год); 127 жалоб граждан и их объединений; 2 жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (2010 и 2011 годы); 14 запросов судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

По 37 делам, рассмотренным в публичных заседаниях и в заседаниях без проведения слушания, оспариваемые заявителями нормативные положения признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, в том числе с выявлением их конституционно-правового смысла — 33; по 35 делам нормативные положения признаны полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации.

За указанный период Конституционным Судом вынесено 5 263 определения, в том числе 5 223 определения, которыми отказано в принятии обращений к рассмотрению по различным основаниям, 38 определений, в которых, в частности, подтверждаются или развиваются правовые позиции, изложенные ранее в решениях Конституционного Суда (так называемые «определения с позитивным содержанием»), а также 2 определения, принятые в публичном заседании.

Вывод

Анализируя главу 1 данной выпускной квалификационной работы можно сказать, что защита прав граждан в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства.

Конституция РФ содержит нормы, отражающие общепризнанные международные принципы, которые играют роль общеправовых принципов. В статье 7 Конституции РФ Россия провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закрепляются охрана труда и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Но права, закрепленные в Конституции Российской Федерации, нарушаются, и одним из ключевых гарантов защиты выступает Конституционный Суд Российской Федерации. В сфере защиты прав человека особое положение Конституционного Суда заключается в возможности формулирования правовых позиций, в соответствие с которыми должны приводиться нормативные правовые акты и практика их применения. За последние три года в Конституционный Суд поступило около 58 тысяч обращений. Из них жалоб граждан, групп граждан и организаций – более 57,8 тысяч запросов и ходатайств государственных органов – 135. Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание и защита основных прав и свобод представляют собой фундаментальную основу конституционного строя и одновременно выступают необходимым элементом и основным условием всех происходящих общественных процессов в социальном государстве.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2