Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты товарных знаков таможенными органами
1.1. Общие подходы к обеспечению защиты товарных знаков при таможенном оформлении
1.2. Нормы права Союза в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности
1.3. Развитие национального законодательства государств-членов Союза в области защиты товарных знаков
Глава 2. Практические аспекты защиты товарных знаков таможенными органами на примере Домодедовской таможни
2.1. Характеристика деятельности ОЗПИС Домодедовской таможни
2.2. Роль Домодедовской таможни в обеспечении защиты товарных знаков
2.3. Анализ современного состояния реализации Домодедовской таможней функции по защите товарных знаков
Глава 3. Пути повышения эффективности деятельности таможенных органов по борьбе с незаконным использованием товарных знаков
3.1. Актуальные проблемы защиты товарных знаков таможенными органами
3.2. Совершенствование деятельности таможенных органов по борьбе с незаконным использованием товарных знаков
Заключение
Список использованных источников
Введение
В условиях глобализации мировой экономики нарушение исключительных прав на товарные знаки, а именно распространение контрафактной продукции, является одной из главных проблем, с которой приходится сталкиваться не только на внутренних рынках, но и в международной торговле товарами и услугами.
Таможенные органы играют ключевую роль в выявлении контрафактной продукции при трансграничном перемещении товаров.
Актуальность темы о защите товарных знаков развивается в настоящем времени в наибольшей степени, и это связано с тем, что товарные знаки составляют важный фактор успешного ведения предпринимательской деятельности и потому существует множество нарушений их использования, проблемы защиты для правообладателей своих товарных знаков в случае нарушения права на них, а также проблема в применении некоторых статей законодательства, регулирующих товарные знаки. Необходимость защиты предпринимателям своих товарных знаков на рынке услуг и товаров сопряжена и с тем, что возникает все больше случаев их фальсификации лицами, предоставляющими такие же товары но худшего качества, что развивает не доверительное отношение покупателей к производителю, именно поэтому для устранения и выявления причины недобросовестной конкуренции и недобросовестного использования товарного знака. Чтобы достигнуть результата исследования на возникшие вопросы по теме выпускной квалификационной работе необходимо проанализировать множество судебно-арбитражной практики по рассмотрению дел из данной области и понять какой по эффективности правовой механизм в настоящее время и чего ему не хватает для устранения ошибок и неправомерных действий связанны с товарными знаками. Именно поэтому тема работы является актуальной в настоящее время.
Целью исследования является анализ проблем защиты товарных знаков таможенными органами и пути их решения.
Задачи исследования:
- Изучить теоретико-правовые основы защиты товарных знаков таможенными органами;
- Рассмотреть практические аспекты защиты товарных знаков таможенными органами на примере Домодедовской таможни;
- Определить пути повышения эффективности деятельности таможенных органов по борьбе с незаконным использованием товарных знаков.
Объектом исследования является Домодедовская таможня.
Предмет исследования – защита товарных знаков.
Новизна исследования состоит в комплексном анализе деятельности Домодедовской таможни по защите прав на товарные знаки, а также в решении проблем теоретического и практического характера, которым в научной литературе уделено недостаточно внимания.
Эмпирической основой исследования являются информационноаналитические отчеты по деятельности Домодедовской таможни, контрольные и аналитические показатели деятельности таможенных органов Домодедовской таможни.
Теоретической основой исследования являются труды юристов, экономистов в сфере защиты прав на товарные знаки, а также посвященные незаконному использованию товарных знаков, среди которых работы: Андреевой Е.И., Агамагомедовой С.А, Ивановой Е.Г., Барсуковой С.Ю., Радаева В.В., В.А. Дозорцева и др.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых методы анализа, синтеза, а также графический, статистический, сравнительно-правовой и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты товарных знаков таможенными органами
1.1. Общие подходы к обеспечению защиты товарных знаков при таможенном оформлении
Товарный знак – изобретенный людьми способ выделения своего товара из ряда аналогов путем нанесения некоего, только ему присущего обозначения, оказался востребованным только на достаточно высоком уровне развития рыночных отношений. Однако уже в конце каменного века люди применяли клеймение добытых животных, их шкур, а также других вещей и предметов, которое можно считать предшественником всех современных средств индивидуализации товаров. Для начала обратимся к истории происхождения и развития товарных знаков. Особенность данного направления в торговле и законодательстве является тем, что точно зафиксировать дату появления первых товарных знаков не представляется возможным, но примерно с 5000 г. до н. э. человечество начинает, массовое по тем временам, производство и продажу глиняной посуды. Именно в то время, на той посуде и появились первые обозначения, которые в наше время классифицируются как товарные знаки6. Еще более широкое распространение получили товарные знаки в средние века, когда возникли первые гильдии ремесленников и купцов. Каждый ремесленник отвечал за качество производимого им товара и потому ставил на него свое клеймо.
Процесс глобализации значительно расширил диапазон рыночных отношений, что пропорционально увеличило количество экономических преступлений, в том числе незаконный оборот на территории стран контрафактной продукции нарушающий права на объекты интеллектуальной собственности. В большинстве случаев недобросовестные участники ВЭД используют известный товарный знак, либо схожий с ним, для успешной продажи контрафактной продукции. Статистика показывает, что большинство поддельных товаров, использующих чужой товарный знак, представляют собой вещи, используемые и потребляемые в повседневной жизни, такие как: продукты питания, табак, алкоголь, одежда и др. Торговля третьими лицами контрафактными товарами ведёт к потере прибыли у правообладателя, если такой товар не качественен он может навредить здоровью и жизни граждан.
Понимаемый как средство индивидуализации производителя, товарный знак рассматривается как торговая марка или фирменный знак.
Компания производитель товара, используя фирменный знак, ставит своей целью подтверждение качества выпускаемой продукции. В случае установки товарного знака на новом виде продукции, она получает возможность реализации всех преимуществ, хорошо известных потребителю старых товаров.
Право на использование товарного знака относится к одной из разновидностей объектов прав интеллектуальной собственности, и правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (гл. 76 ГК РФ).
Рисунок 1 – Классификация товарных знаков
Фирменные товарные знаки — знаки, которые предназначены для идентификации изготовителя товаров или услуг.
Состоят из следующих элементов:
- слов, букв, группы слов или букв, которые могут быть произнесены и образуют фирменное имя;
- символов, рисунков, отличительных цветов и обозначений, которые и образуют фирменный знак;
- знака защиты — R или С.
Все данные элементы могут комбинироваться или совмещаться в виде торгового знака.
Почта России в качестве своего фирменного товарного знака использует следующие обозначения.
Рисунок 2 – Фирменные товарные знаки ФГУП «Почта России»
Ассортиментные (именные) товарные знаки — знаки, предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности. Делятся на марочные и видовые.
Видовые товарные знаки – идентифицируют товар по виду. Видовым товарным знаком может служить словесная информация о названии товара, его изображение или условное буквенное обозначение определенного вида продукта. Чаще всего видовые знаки применяются в комбинации с марочными.
Марочный товарный знак (торговая марка) — обозначения, предназначенные для идентификации и дифференциации товаров (услуг) одних продавцов от аналогичных товаров (услуг) конкурентов.
Марочный товарный знак может включать следующие элементы:
- Марочное название (имя) — часть марки, которую можно произнести (слова, буквы, цифры или их комбинации);
- Марочный знак (эмблему) — часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести (например, символ, изображение, отличительную окраску и специфическое шрифтовое оформление).
Марочное название в сочетании с марочным знаком часто составляют логотип, идентифицирующий продукцию определенной фирмы.
Право на товарный знак может принадлежать одному или нескольким субъектам.
Индивидуальный товарный знак – это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного предпринимателя (юридическое или физическое лицо).
Коллективный товарный знак – товарный знак объединения лиц, предназначенный для обозначения товаров, производимых и/или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. [12, ст. 20]
По способу обозначения.
Словесный товарный знак
Этот вид товарного знака рассчитан на запоминания на слух, легко различим, удобен для рекламы. Словесные товарные знаки представляют собой уникальные слова, наименования.
Слова, которые используются, в виде товарных знаков могут быть выдуманными и существующими в языке. Могут быть использованы в качестве словесных знаков астрономические наименования (Козерог, Стрелец, Космос), имена исторических личностей (Цезарь, Голиаф), имена личные (Кристина, Антошка).
В наши дни роль словесных товарных знаков обширно берут н а себя так называемые искусственные слова, чаще именуемые » логотип» (logotipe — англ.): сочетания букв, какие в ряде случаев не имеют семантической базы в языке. Примером может служить логотипы марок автомобилей (КАМАЗ), слоган ФГУП «Почты России» «Имеешь право всё послать» (товарный знак под номером 366417, зарегистрирован в декабре 2008 года).
Информационные товарные знаки.
Включают в себя обозначения, находящиеся на упаковке или товаре и несущие функцию информации:
— о фирме (товарные знаки или знаки обслуживания);
— о соответствии товара нормативным документам (знаки соответствия, сертификационные знаки);
— о содержании отдельных компонентов;
-о правилах использования товара и способах обращения с грузами при транспортировке (манипуляционные знаки);
— о риске, возникающем при использовании, хранении, перевозке и утилизации опасных веществ и материалов (предупредительные символы);
— экологические знаки.
Изобразительные товарные знаки.
Представлены в виде разнообразных картинок на самые различные темы: это и всяческие узоры, знаки, и изображения животных, птиц, обработанные дизайнером изображения разнообразных предметов. Изобразительные товарные знаки могут содержать в себя по мимо нарисованных предметов еще и фразы и слова в разной форме. Время от времени трудно вести точное разделение между информационными, словесными или изобразительными знаками.
Комбинированные товарные знаки.
Это симбиоз знаков словесного и изобразительного вида. Композиция комбинированных товарных знаков может представлять из себя сочетание:
— рисунка и букв;
— рисунка и слова;
— слов и букв;
— рисунка и цифр;
— букв и цифр и т. д.
Все вероятное обилие изобразительных средств и техники выполнения разрешено отнести в эту немногочисленную группу.
По степени распространённости и известности товарные знаки подразделяют на: международные, национальные, региональные, локальные. Иногда по этому признаку выделяют общеизвестные, или мировые, и обыкновенные знаки.
Общеизвестные, или мировые, – знаки, репутация и известность которых на мировом рынке достигла такого масштаба, что им предоставляется максимально широкая правовая охрана. Охрана таких знаков предусмотрена Парижской конвенцией о защите промышленной собственности и применяется не только к идентичным и сходным, но и ко всем товарам независимо от их характера и назначения. Владельцами мировых знаков являются крупнейшие монополии, которые таким образом защищают свои позиции на рынке, выигрывают в конкурентной борьбе.
Схемы, которые используются недобросовестными участниками ВЭД, приводят к не поступлению налогов в государственный бюджет, а это может привести к подрыву честной конкуренции и отказу создания объектов интеллектуальной собственности. Поэтому борьба таможенных органов с предотвращением ввоза таких товаров необходима, так как распространение контрабанды ведёт к множеству негативных последствий для государства, правообладателей и в первую очередь обычных людей. Помимо большого количества положительных сторон создание Евразийского экономического союза обострило угрозы поставок контрафактных товаров на территорию ЕАЭС из-за большой территории объединения, а также различий в полномочиях и наполнения национальных таможенных реестров.
Из-за некоторых законодательных расхождений в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности стран-участниц ЕАЭС, таможенный кодекс обобщил применяемые действия и полномочия таможенных органов в данном вопросе, оставив некоторые нюансы на плечи национального законодателя. Также одним из негативных факторов остается отсутствие твёрдой правовой охраны объектов интеллектуальной собственности у таможенных органов Республики Армения и Кыргызской Республики. Защите объектов интеллектуальной собственности таможенными органами посвящена 52 глава ТК ЕАЭС. В Российском законодательстве данный вопрос раскрыт более подробно 57 главой Федерального закона № 289 »О таможенном регулировании» а также приказами и письмами ФТС РФ. В большинстве случаев своей деятельности, таможенные органы выполняют фискальную функцию пополнения государственного бюджета, однако при работе с интеллектуальной собственностью таможенные органы реализуют свою регулятивную функцию, что важно для ФТС РФ как для государственного органа, способного регулировать и стимулировать развитие рынка и быть эффективным инструментом государственного управления экономикой.
При выполнении данной функции таможенные органы обеспечивают: безопасность жизни потребителей, защиту объектов интеллектуальной собственности правообладателей и их репутацию, а также поступление в государственный бюджет доходную часть от стоимости прав на использование объектов интеллектуальной собственности, входящие в уплату таможенных пошлин и налогов. На сегодняшний день таможенные органы ведут успешную борьбу с правонарушениями в области защиты объектов интеллектуальной собственности, за 2018 год таможенные органы предотвратили ущёрб на сумму в 7 млрд. рублей, который мог быть нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности. Было возбуждено 1255 дел об административных правонарушениях, что выше показателя в 2017 году, в котором было возбуждено 1072 дела. Из них 1223 дела об АП – по статье 14.10 (незаконное использование товарного знака) Кодекса об административных правонарушениях (Далее КоАП РФ) и 32 дела об АП – по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав). Стоит отметить, что таможенные органы защищают не все объекты интеллектуальной собственности, а только лишь объекты авторских и смежных прав, некоторые средства индивидуализации, а именно: товарные знаки и знаки обслуживания, а также наименования мест происхождения товара.
Принятие мер таможенными органами, которые связаны с приостановлением выпуска товаров, регулируются 124 статьей ТК ЕАЭС. Одним из инструментов таможенного контроля по защите интересов правообладателей является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Основной функцией реестра считается предотвращение оборота контрафактных товаров на таможенной территории ЕАЭС посредством недопущения ее ввоза или вывоза. Реестр делится на два уровня: единый и национальный. Национальный реестр ведет национальный таможенный орган государства-члена ЕАЭС (в России ФТС РФ). Национальный таможенный орган, устанавливает порядок ведения такого реестра, а также его, форму, структуру и формат заполнения. Объекты, включенные в национальный реестр, охраняются только на территории государства, в котором данный объект зарегистрирован.
Единому реестру посвящена статья 385 ТК ЕАЭС, он находится в ведении Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), которая регулярно обновляет реестр. Для включения объекта интеллектуальной собственности в реестр правообладатель должен подать заявление в ЕЭК. При проверке достоверности заявляемого объекта и сведений, таможенные органы вправе потребовать дополнительную информацию у правообладателя, третьих лиц и других государственных органов. После решения о включении объекта в реестр, он будет охраняться на всей территории ЕАЭС. На момент последнего обновления (23 апреля 2019 г.) реестр насчитывает 5130 объектов интеллектуальной собственности. Максимальный срок защиты объектов, включенных реестр, не может превышать 2 года с момента включения в реестр и может продлеваться неограниченное количество раз. Объекты, не включенные ни в один из этих реестров, будут защищаться таможенными органами только в случаях, предусмотренных национальным законодательством государств-членов союза.
Ещё одним из основных инструментом борьбы с нарушением прав интеллектуальной собственности является приостановление выпуска товаров. Таможенные органы обладают правом приостанавливать выпуск товаров, предварительно уведомив правообладателя. Также необходимо сказать, что когда правообладатель имеет достаточные основания полагать, что нарушается его право, он может подать в таможенный орган заявление о приостановлении выпуска своих товаров. Данный инструмент работает следующим образом: таможенные органы обнаруживают нарушение, и проверяют его в соответствии с информацией, которая содержится в реестре. В соответствии со статьей 124 ТК ЕАЭС срок выпуска товаров приостанавливается на 10 дней, а по требованию правообладателя он может быть продлен еще ровно на такое же количество дней. Данный срок дается обладателю исключительного права на то, чтобы тот подал иск на нарушителя, если сочтет это необходимым. Таким образом, таможенные органы и обеспечивают охрану прав на объекты интеллектуальной собственности на территории всего ЕАЭС, и защищают не только права правообладателей и бюджет государства, но и обычных граждан.
Появление товарного знака связано с возникновением индивидуального товарного производства в средневековой Европе. Его формирование и оформление в современном понимании шло вместе с развитием частной собственности и рынка.
В условиях многообразия форм собственности, развития товарно-денежных отношений, необходимости насыщения рынка различными товарами средства индивидуализации становятся неотъемлемым элементом рыночной экономики.
Рыночный механизм ярко воспринимает реакцию потребителя на произведенный продукт. Потребитель либо признает, либо отвергает его. В этом процессе товарные знаки, являясь связующим звеном между изготовителем и покупателем, промышленностью и торговлей, производством и потреблением, играют роль продавца.
Товарные знаки, сопровождающие продукцию с непосредственной целью ее индивидуализировать, стимулируют качество товаров, служат активным средством привлечения к ним внимания покупателей, позволяют потребителям выбрать необходимые им товары.
Товарный знак как блок информации, предоставленный для покупателя, определяет его поведение на рынке товаров и услуг. «Без товарного знака производитель выпадает из активной конкуренции. Этим объясняется то, что по мере развития рынка российские предприниматели, осознавая значение товарного знака, постепенно все с большей активностью овладевают средствами его защиты от возможных посягательств»
Товарный знак — обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В определении понятия товарного знака законодатель закрепил их главную функцию индивидуализации, то есть отличия продукции и товаров конкретного изготовителя, способность выделить товар с определенным знаком из массы однородной продукции. Также из-за неудобства полного наименования целесообразнее использовать определенного рода символ. Товарным знаком и символом не может являться нанесение на товар всех сведений, которые касаются его производства, но с другой стороны, это обозначение должно быть таким, чтобы покупатель без труда смог отличить один товар от другого, аналогичного с ним.
Для успешного действия товарного знака, его актуальности и целесообразности он должен обладать рядом признаков, которые имеют большое значение для его быстрого признания и юридического существования в целом. Это такие признаки как новизна, оригинальность и обязательная государственная регистрация, в установленном законом порядке.
Новизна — это один из главных признаков товарного знака, важное условие его существования и обязательный компонент его правовой охраны. Новым будет лишь такое обозначение товара, которое каким-либо образом и своим содержанием не является тождественным с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров. Ее несоблюдение ведет к отказу в государственной регистрации товарного знака, а без соответствующей регистрации товарный знак не может быть таковым.
Следующий признак товарного знака — это его оригинальность. Обозначение признается товарным знаком только в том случае, если потребитель без труда сможет узнать продукцию, к которой он проявляет интерес и не спутать ее с другой продукцией сходных производителей. Оригинальность товарного знака проявляется в новизне его содержания, его особой смысловой части, каком-либо графическом выражении.
Большинство товарных знаков — это словестные, то есть сочетания слов, поговорок, предложений и изобразительные — это изображения в виде различного рода предметов, рисунков и символов. Также имеют место объемные знаки, которые содержат в себе фигуры и линии. Комбинированные товарные знаки — это знаки, которые сочетают в себе и изобразительные элементы и словестные.
Наряду с делением товарных знаков по форме их выражения можно также выделить товарные знаки в зависимости от числа субъектов, которые могут пользоваться этим знаком — это индивидуальные и коллективные.
Индивидуальный товарный знак — это обозначение, которое зарегистрировано на имя отдельного юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.
Коллективный знак — товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам.
В зависимости от общеизвестности выделяют обычные и общеизвестные товарные знаки.
В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, отвечающие всем критериям государственной охраны.
Общеизвестным товарным знаком признается обозначение, которое известно широкому кругу потребителей, благодаря его использованию для обозначения определенных товаров. «Общеизвестный товарный знак это обозначение, которое приобрело популярность у потребителей и отличается от классических товарных знаков способом получения особого статуса, некоторыми аспектами правовой охраны и бессрочным периодом действия»
Исходя из закрепленного определения товарного знака, можно сказать, неформально, что понятие товарного знака выражает его как идентификатор одних товаров от других, что необходимо в современном обществе с быстрыми темпами развития рыночных отношений. Теоретическим определением будет являться высказывание о том, что товарный знак — это какое-либо условное обозначение, символ, который наносится на выпускаемую продукцию и тем самым заменяет полное наименование изготовителя.
Правообладатель вправе требовать от нарушителя компенсации:
1) в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей, устанавливаемом судом исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Охрана исключительного права на товарный знак на территории Российской Федерации обозначается знаком в виде латинской буквы «R» или этой буквы в окружности ®, или словесного обозначения «товарный знак», либо «зарегистрированный товарный знак». Право на товарный знак действует 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака, а право запрета на использование товарного знака третьими лицами возникает, непосредственно, с момента подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака. По истечении 10 лет срок можно продлить еще на 10 лет по заявлению правообладателя, которое необходимо подать в течение последнего года действия права. Если товарный знак не используется правообладателем в течение 3 лет, то правовая охрана может быть прекращена.
Таким образом, товарный знак начинает свое функционирование с процесса регистрации и заканчивает прекращением правовой охраны. Срок действия исключительного права составляет 10 лет с возможностью продления. Все эти процедуры делаются правообладателями для защиты своих товаров от контрафакта.
1.2. Нормы права Союза в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности
На данный момент в мире ежегодно производится огромное количество контрафактной продукции. Без согласия обладателей прав на объекты интеллектуальной собственности в большом количестве осуществляется несанкционированное трансграничное перемещение контрафактных товаров, а также товаров, правомерно маркированных товарными знаками, но перемещаемых без должного на то разрешения правообладателя.
Совершенствование механизма защиты и охраны прав на интеллектуальную собственность является одним из ключевых приоритетных направлений в деятельности Евразийской экономической комиссии в достижении целей Евразийского экономического союза. Основными задачами в сфере интеллектуальной собственности в рамках Евразийского экономического союза является гармонизация законодательства государств-членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также защита интересов обладателей прав на объекты интеллектуальной собственности государств-членов Союза2.Поскольку Евразийский экономический союз относится к развивающимся межгосударственным экономическим образованиям, нормы права, регулирующие общественные отношения и подходы к решению спорных вопросов, возникающих на стыке новых норм наднационального права и существовавших ранее норм внутрегосударственных законодательств, в данный момент находятся на стадии формирования.
Содержание исключительного права на товарный знака состоит в том, что правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать его использование другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения правообладателя. Использование товарных знаков разрешается лицу, которое на законных основаниях приобрело права на него, а это исключительное право.
Основное значение исключительных прав на товарные знаки является наделение определенными полномочиями и разрешениями на какой-либо знак других лиц, которые имеют намерение использовать его для осуществления рекламных целей своих товаров от лица того, кем был создан данный знак. «Правомочие использования товарного знака как позитивная юридическая возможность, предоставленная правообладателю, конструируется на основе понятия «использование», имеющего своим содержанием действие, определяющее основную сферу приложения обозначения в условиях свободного рынка товаров и услуг»
Правомочия касаемо исключительных прав на товарный знак предполагает дозволение пользования или распоряжения знаком.
Решение о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования принимается судом в случае неиспользования правообладателем товарного знака в отношении соответствующих товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован. При возникшем судебном разбирательстве об использовании товарного знака лицом, бремя доказывания того, что знак применялся в какой-либо деятельности будет лежать на правообладателе. Рением суда о том, что знак является не использованным будет исключать государственную охрану данного товарного знака, следовательно исключительные права на этот знак так же будут прекращены.
К числу досрочных оснований прекращения права на товарный знак относится и случай отказа правообладателя от права на товарный знак. Отказ может выразиться в форме подачи в Роспатент соответствующего заявления правообладателя.
Наиболее оптимальной формой отказа будет являться публичное объявление об этом правообладателя в официальном издании федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, осуществленное на основании соответствующего заявления правообладателя.
«Существует верная точка зрения, согласно которой отказ от правовой охраны товарного знака может быть полным или частичным. При частичном отказе правообладатель может отказаться от некоторых классов товаров, для которых знак зарегистрирован»
Действующее российское законодательство о товарных знаках признает за правообладателем исключительное имущественное право на использование зарегистрированного товарного знака, включающее в себя юридическую возможность запрета такого использования третьими лицами. Наличие у правообладателя исключительных прав имущественного характера позволяет ему определять условия использования товарного знака и извлекать из этого имущественную выгоду.
Конвенция ВОИС – документ, учреждающий Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), – была подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г., вступила в силу в 1970 г. и была изменена в 1979 г. ВОИС является межправительственной организацией, которая в 1974 г. стала одним из специализированных учреждений системы Организации Объединенных Наций
Обращение имущественных прав на товарные знаки в гражданском обороте не должно приводить к злоупотреблениям со стороны правообладателя и способствовать появлению неоправданных барьеров в свободном перемещении товаров и услуг. Поэтому законодательством введены специальные правила, ограничивающие юридическую дозволенность правообладателя. К такому правилу относится исчерпание исключительного права, основанного на регистрации товарного знака. Суть правила об исчерпании прав на товарный знак заключается в том, что, передав право на использование знака, правообладатель утрачивает юридическую возможность контроля за дальнейшими продажами индивидуализированных этим знаком товаров и не вправе запретить использование указанных товаров третьими лицами.
Действующее законодательство о товарных знаках предусматривает возможность практически бессрочного действия регистрации товарного знака при условии своевременного ее продления. Вместе с тем законодатель предусмотрел ряд оснований, по которым правовая охрана товарного знака может быть прекращена. Данными закреплениями законодатель определяет границы правообладателей как исключительных прав на товарный знак, так и правоспособность в целом на знаки.
Обладатель прав на товарный знак может распоряжаться этими правами. Под термином распоряжение понимаются следующие действия: продать исключительное право на товарный знак в полном объеме другому лицу, где в результате отчуждения у товарного знака меняется правообладатель, а у первоначального правообладателя никаких прав не остается, продавать лицензии на товарный знак, оформить договор коммерческой концессии. В этом случае покупатель франшизы приобретает право использования на товарный знак, а также какие-либо сопутствующие объекты.
Важно отметить, что все формы распоряжения правом на товарный знак могут использоваться в отношении не всех товаров и услуг, для которых зарегистрирован товарный знак, а в отношении какой-либо их части. Это справедливо как для полного отчуждения прав на товарный знак, так и для продажи лицензий и франшизы.
В экономическом словаре приведено следующее определение контрафактной продукции: это продукция, выпускаемая с нарушением прав третьих лиц, в том числе нарушение патента на изобретение, промышленные образцы, товарные знаки, авторские права на тиражирование аудио-, видеопродукции, программного обеспечения, базы данных и т.п. С точки зрения З.В. Котельниковой, контрафакт – это сложносоставное понятие, которое включает:
1) товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно размещен чужой товарный знак;
2) товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых размещено сходное с чужим товарным знаком до степени смешения обозначение — имитации;
3) несанкционированное введение в коммерческий оборот оригинальной продукции. По — мнению С.А. Сударикова, контрафактная продукция – это продукция, произведённая без разрешения правообладателей объектов интеллектуальной собственности, воплощённой в товаре3. Очень часто понятие фальсификат приравнивают к понятию контрафакт, что является не верным.
В общем смысле многими учеными, фальсификация (от лат. Falsifico – подделываю) рассматривается, как обман потребителей за счет различия реального и заявленного. Например, может быть изменен состав продукта, его потребительские свойства. Контрафакт – незаконное использование чужого товарного знака. Контрафакт проявляется в следующих формах:
1) Подделки, которые включают в себя:
— незаконное «заимствование» чужих брендов;
— нарушение авторских прав в виде незаконного тиражирования книг, программных продуктов, аудио- и видеозаписей. Подделки обычно присутствуют на рынке многочисленных товаров, где легко затеряться среди компаний. Подделывают, в основном, известные потребителю товары. Например, ассортимент поддельной одежды и обуви основывается на примере из глянцевых журналов. Самые известные бренды являются наиболее популярными для контрафактного дублирования.
2) Товары — имитаторы (товары, которые похожи до степени смешения с оригиналом). Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим). При этом признаки сходства словесных обозначений могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Звуковое (фонетическое) сходство определяется на основании следующих признаков: — звуков в сравниваемых обозначениях наличие близких и совпадающих; — близость звуков, составляющих обозначения; — расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; — наличие совпадающих слогов и их расположение; и т.д. Примером могут послужить такие товары, как лаки для волос «Taff» и «Taft», а также на знаменитую марку «Nivea» похожа косметическая продукция товарного знака «Livea».
В отличие от прямой подделки, его контрафактный характер еще должен быть доказан, что непосредственно зависит от установленной степени сходства.
3) Серый и параллельный импорт. Серый импорт − схема ввоза товаров с нарушениями порядка таможенного оформления, связанными с недостоверным декларированием, занижением стоимости и/или количества ввозимых товаров. Параллельный импорт – схема ввоза товара, при которой помимо выбранных производителем дистрибуторов, продукцию может ввозить любой желающий. Это может быть опасным, например, когда медицинские учреждения закупают специализированную технику непосредственно у официального производителя или дистрибутора, представители производителя производят инструктаж по правильному пользованию техникой, предоставляют целый пакет сервисных услуг, включающий в себя контроль качества, обновление программного обеспечения и профилактику. Параллельный импортер лишь доставит товар и оставит вас с ним наедине.
Контрафакт является нарушением исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Выделяют следующие виды контрафакта, т.е. нарушений:
- Использование логотипа другого правообладателя или настолько похожего, что их легко перепутать. Например, вместо «Gucci» — «Guchi». В данном случае производители подделок имеют возможность отрицать факт контрафакта тем, что оригинальное название не использовалось, а потребитель часто не знает, как точно выглядит искомый логотип и опирается при покупке на смутно знакомую картинку.
- Подделка внешнего вида товара, его дизайнерских решений. Это актуально для таких вещей как предметы декора, мебель, одежда и т.д.
- Незаконное использование мультимедиа продукции, книг и компьютерных программ — т.е. пиратство.
- Незаконное использование запатентованных технических решений.
«Корень» проблемы контрафактной продукции на сегодняшний день состоит в том, что она уже производится на территории страны. Схема оборота контрафактной продукции показывается всю цепочку действий и обозначает этапы возможного воздействия на ее элементы с целью разрушения. Она рассматривает несколько этапов оборота контрафактной продукции. На первом этапе финансы вкладывают в создание подпольного производства. Следом налаживается система сбыта продукции, представляющая собой два уровня – оптовая и розничная. Результатом является получение денежных средств, не облагаемых налогами и обязательными платежами, с использованием наименьших затрат и получением большей прибыли.
При этом происходит нарушение прав потребителей, правообладателей и государства. Под ударом находятся развитие сферы потребительского рынка и экономики государства, а так же жизнь и здоровье граждан. Полученные при такой схеме денежные средства окупают вложенные финансы за 2 — 3 месяца и в дальнейшем дают возможность для расширения незаконного производства. Характер нарушения исключительного права на товарный знак влияет на порядок и пределы использования конкретных способов защиты. Три вида ответственности предусмотрено действующими законами при выявлении нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности:
1) уголовная;
2) административная;
3) гражданско-правовая. Сначала рассмотрим уголовную ответственность. Статья 180 УК РФ «Незаконное использование товарного знака» предусматривает наказание за незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг).
Административная ответственность предусматривается за нарушение в области незаконного использования товарного знака ст. 14.10. и ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ. В компетенцию таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности входит проверка лишь товаров, находящихся или находившихся под таможенным контролем. Должностное лицо таможенного органа, которое составляет протокол по делу об административном правонарушении, установленном ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ, и подает в судебном порядке заявление о привлечении лица к административной ответственности, обязано доказать, что предмет выявленного административного правонарушения содержит незаконное воспроизведение товарного знака.
Административному наказанию по ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ непосредственно подвергается лицо, использующее товар, на котором товарный знак нанесен в нарушение закона. Лицо, которое использует товар, на котором товарный знак был воспроизведен законно, не привлекается к административной ответственности. По ч. 1 ст. 14.10 предусмотрены следующие санкции: штраф на граждан составляет от 5 000 – 10 000 рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц — от 10 000 – 15 000 рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц — от 50 000 – 200 000 с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения.
Таким образом, контрафакт – это подделка товаров под известный бренд с использованием «чужого» товарного знака. От производства и распространения контрафактной продукции страдают потребители, добросовестные производители и государство. Контрафакт относятся к числу глобальных явлений, которые невозможно искоренить окончательно, так как предусматривает несколько форм своего проявления, но можно свести к минимальному уровню, который не оказывает деформирующего влияния на рынок.
В результате проведенного исследования образуется вывод что в процессе исследования предлагаемых подходов к содержанию исключительных прав, представляется наиболее правильной точка зрения, согласно которой в исключительные права на товарный знак входят позитивные права, а также негативные права. Можно отметить, что в содержание исключительного права позитивной функции включаются право на использование и право на распоряжение, а негативная функция -воздержание третьих лиц от посягательств на право правообладателя. При этом существенным представляется не только правомочия правообладателя, но и также обязанность по использованию товарного знака ввиду цели законодателя поддержание стабильного гражданского оборота.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф