Меню Услуги

Анализ развития малого бизнеса на потребительском рынке

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

 

  • Введение
  • Глава 1: Теоретические основы развития предприятий малого бизнеса
  • 1.1. Понятие малого бизнеса и его роль в экономической системе
  • 1.2. Организационные и правовые основы деятельности субъектов малого бизнеса
  • 1.3. Преимущества и отрицательные стороны малого бизнеса
  • 1.4. Значение стратегии, миссии, основных целей в организации предприятия малого бизнеса
  • Глава 2:Анализ деятельности кафе «Блюз»
  • 2.1. Организационно -экономическая характеристика кафе «Блюз»
  • 2.2. Маркетинговый анализ деятельности кафе «Блюз»
  • Глава 3: Разработка мероприятий по совершенствию деятельности кафе «Блюз»
  • 3.1. Комплексный SWOT-анализ деятельности кафе «Блюз»
  • 3.2.Разработка методике деятельности кафе «Блюз»
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

 

В нашей стране малый бизнес растет быстрыми темпами с конца 80-ых годов XX века. Малый бизнес – один из ведущих составляющих системы рыночного хозяйства. Малое предприятие самостоятельно выполняет хозяйственную и финансовую деятельность, продает изготовленную продукцию, распределяет прибыль.

Предприятия среднего и малого бизнеса не нуждаются в весомом стартовом капитале, они отличаются высокоскоростным оборотом ресурсов. Малые предприятия хорошо адаптируются к переменам на рынке и колебаниям спроса со стороны потребителей.

Малый бизнес – важный экономический сектор, он сильно влияет на скорость роста экономики, занятость граждан, качество и состав ВВП государства.

Эта тема чрезвычайно актуальна, потому что малые предприятия сильно влияют на экономику РФ. Малый бизнес привносит огромный вклад в рост социального сектора в обществе, имея отношение в большей степени к среднему классу, обеспечивая демократию и улучшают социальную общественную структуру. Малые предприятия занимают «львиную» часть ресторанного дела. Несколько последних лет ресторанная отрасль показывает устойчивый подъем. Быстрое развитие новых типов услуг очень заметно среди статистических данных, которые предоставляются в этой сфере частным бизнесом.

В целом по России 42,1% оборота розничной торговли приходится на субъекты малого предпринимательства. 21,8% всего объема продаж приходится на тех, кто занят индивидуальным предпринимательством в торговле и осуществляет свои операции на мелкооптовом рынке. То есть в краткосрочной перспективе можно говорить о доминировании малого бизнеса в сфере торговли.

По изложенным выше данным, формулируются задачи и цели дипломной работы, обосновывается ее структуру и содержание.

Цель работы: исследовать работу малого бизнеса на примере кафе «Блюз», выработать научные подходы по оптимальному созданию и управлению предприятием в такой сфере, как ресторанное дело.

Исходя из данных целей, отметим главные задачи, которые нужно решить в дипломной работе. Цель дипломной работы – анализ развития малого бизнеса на потребительском рынке кафе «Блюз».

Достижение поставленной цели предполагает решение следующего ряда задач:

— дать определение термину малые предприятия, определить их особенности;

— охарактеризовать сферы деятельности малых предприятий.

— предложить методику и провести анализ внешней и внутренней среды кафе «Блюз», выявить недостатки;

— рассмотреть финансово-хозяйственную деятельность на исследуемом объекте;

— разработать мероприятия по развитию кафе «Блюз».

Объект исследования – кафе «Блюз».

В ходе исследовательской работы нужно изучить нормативно-правовые акты, монографии и другие исследования по функционированию малого бизнеса, лучшие статьи мировых и российских исследователей, статистику по данному вопросу и выводы аналитиков (с использованием internet).

Объектом исследования этой дипломной работы есть функционирование малого бизнеса на рынке потребителей. Предметом исследования – малое предприятие общественного питания кафе «Блюз».

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе этой работы обозначены суть и значение малого бизнеса. В ней отмечены правовые и организационные основы функционирования малых предприятий, общие вопросы их функционирования и типичные характеристики малого бизнеса.

Вторая глава посвящается анализу рынка потребления в ресторанном деле, основным этапам образования малого предприятия (кафе), главным нюансам его деятельности.

В третьей главе выполнена разработка мероприятий по совершенствованию деятельности кафе «Блюз»

В заключении подводятся итоги и приводятся общие выводы по дипломной работе, излагаются конкретные результаты по теории и практике значения проделанной исследовательской работы

 

Глава 1: Теоретические основы развития предприятий малого бизнеса

1.1. Понятие малого бизнеса и его роль в экономической системе

 

На сегодняшний день малый и средний бизнес в России — один из наименее развитых секторов экономики, тогда как за рубежом небольшие компании более активно участвуют в наполнении внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами, формируют потребительский и инвестиционный спрос, способствуют росту занятости населения и укреплению среднего класса.

Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка.

Функционирование современной системы экономики содержит тесные взаимосвязи крупных и малых предприятий. Каждый тип предприятия старается максимально эффективно использовать свой потенциал в выбранной сфере деятельности. Основное развитие затрагивается, прежде всего, в тех сферах деятельности, которые не могут охватить крупные предприятия.

Субъекты малого предпринимательства (бизнеса), являются полноправными членами бизнес — сообщества во многих развитых странах. Они удовлетворяют потребности в таких сферах как: услуги торговли, общественное питание, туристская деятельность, бытовые услуги, медицина, а так же и во многих других сферах. Деятельность помогает внедрить новую технику, новые технологии, обеспечивает развитие науки во многих областях.

Малый бизнес – бизнес, основанный на предпринимательской деятельности в основном небольших фирм, не входящих в объединения.

Предпринимательская деятельность малого бизнеса осуществляется субъектами рыночной экономики (в основном это небольшая группа лиц, или предприятие, управляемое одним собственником). Как и все субъекты экономики, действия предпринимателя малого бизнеса так же устремлены на получение прибыли от продажи товаров, предоставление работ (услуг), от использования имущества. Деятельность в обязательном порядке опирается на установленные государственными органами законы, положения инструкции. Бизнес регистрируется в установленном законом порядке.

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников. Данная массовость значительна в определении в частности в социально-экономической и политический стороне развития страны. Важную роль имеет уровень жизни и социальное положение собственников малого бизнеса, т.к. их одновременная принадлежность в составе населения и в качестве производителей определенного рода услуг (как и большинство населения) и в качестве потребителя широкого спектра товаров, работ и услуг, очень велика. В категорию предпринимателей малого бизнеса относят так же и индивидуальных предпринимателей (физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — ПБОЮЛ). Несмотря на то, что они выделены в отдельную категорию, для них так же определены критерии отнесения к малому бизнесу.

Бурное развитие малого предпринимательства в России началось с 1988г. В тот период к малому бизнесу были отнесены ряд государственных предприятий. Критерии отбора практически не изменились, и на сегодняшний день основными из них являются:

-среднесписочная численность персонала за предшествующий календарный год (значение не должно превышать до ста человек включительно для малых предприятий (до пятнадцати человек – микро предприятия) . При формировании средней численности работников малого предприятия, для правильного отражения показателей в отчетности контролирующих органов, должны быть учтены все работники предприятия (включая и гражданско-правовые договора, совместительство);

-выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать установленные Правительством Российской Федерации размеры для субъектов малого предпринимательства.

Малый бизнес создает и пускает в обращение основную массу национальных ресурсов, которые используются крупным и средним бизнесом.

Деятельность субъектов малого бизнеса регулируется законодательством. В случае превышения критериев применяются лишения по льготам. Наибольшую долю формирования годового объема (оборота) осуществляют в основном многопрофильные малые предприятия.

Малый бизнес играет существенную роль в создании новых рабочих мест. Данный фактор значительно снимает социальную напряженность (в области сел, деревень). Представители малого бизнеса не только создают рабочие места для наемных работников, но и принимают большое личное участие в процессе производства на малом предприятии (фактор само занятости).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В настоящее время «…нестабильная ситуация на рынке труда, фактический дефицит рабочих мест, а также отсутствие благоприятных перспектив для улучшения в ближайшее время экономической ситуации в стране, все чаще подталкивают активных и решительных людей к тому, чтобы попробовать себя в сфере предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности».

Сфера малого бизнеса привлекает предпринимателей способностью ускоренного освоения уровня инвестиций, высокой оборачиваемостью вложенных оборотных средств, активно развивающейся инновационной деятельностью.

Предпринимателей не пугает высокая интенсивность труда, сложность внедрения новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе в выбранной отрасли. Однако на практике малому бизнесу присущи относительно низкая доходность.

Экономической функцией малого бизнеса в рыночной системе является его гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).

Малые предприятия в интересах развития экономики выполняют следующие социально-экономические функции:

-увеличивают спрос на оборудование, сырье, материалы;

-способствуют формированию дополнительных доходов у населения, и, следовательно, расширяют спрос на потребительские товары и услуги;

-частично решают проблему занятости;

-дополняют, а в результате являются неотъемлемой частью производственной и сбытовой инфраструктуры многих крупных корпораций, что в значительной мере позволяет обеспечить гибкость их управления.

Главной особенностью малого предпринимательства является яркое наличие инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Даже новые системы управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Малый бизнес, придерживающийся стратегии высокого роста и стремящийся получить высокую отдачу от вложений можно определить, как быстрорастущий бизнес. Конечной целью такого предприятия является превращение в современное крупное эффективное предприятие. Эффективное функционирование быстрорастущего предприятия редко возможно без активной помощи государства и крупного бизнеса. Этот вид малого бизнеса активно развивается в сфере информационных услуг и инновационного бизнеса.

В связи с ростом деятельности малых предприятий в последнее время наблюдался рост налоговых поступлений, стабилизировался уровень доходов населения.

В последнее время наблюдается тенденция увеличения количества предприятий малого бизнеса. Огромную роль играет наличие желания у преуспевающих менеджеров реализации опыта, навыков, полученных в рамках большого предприятия, и попробовать вести предпринимательскую деятельность. Некоторые квалифицированные сотрудники решаются открыть небольшие предприятия, чтобы застраховаться в случае увольнения или сокращения зарплаты.

Другой причиной роста количества малых предприятий следует считать неудовлетворительный спрос на товары, производимые некоторыми отраслями.

Динамизм и гибкость потребностей постоянно растут. В 90-е годы — это стало причиной того, что крупный бизнес был не в состоянии самостоятельно производить полный ассортимент товаров, необходимых населению. Из-за этого были незакрыты многие ниши в производстве, в частности общественные информационные и деловые услуги. Если на рынок выводился новый продукт, всегда существовал повышенный риск. Крупные производственные предприятия не во всех случаях могли начать производить товары до кого, как определена рыночная привлекательность новинки. Средний и малый бизнес становятся полигонами, где крупные компании проверяют свои идеи. Реализация этого чаще всего связана с открытием венчурных фирм.

Как показывает практика, при снижении оптимальных объемов производства возрастает роль малого и среднего бизнеса. Активное дробление спроса и предложения в 50-60е годы привело к становлению среднего класса, росту уровня доходов и уровня образования, что дало активность в области новых технологий профессионального обучения. В результате в ряде отраслей обрабатывающей промышленности произошло снижение оптимальных размеров производства и усилилась позиция малых предприятий.

Предпринимательство в нашей стране сталкивается с многочисленными трудностями, главными из которых являются: несовершенное создание правовой базы, отсутствие на практике государственной поддержки, в частности, финансовой помощи и реальной правовой защиты, налоговое бремя, криминализация, слабость финансово — кредитной системы и т.д.

Сегодня в России малый бизнес действует в условиях крайне неустойчивой среды, что требует у современного предпринимателя активности в поиске возможностей, стремлении к изменению и совершенствованию работы предприятий. В современных условиях необходима сформированная нормативно-правовая база по малому предпринимательству (законы, статьи, кодексы), а также существенные меры по поддержке малого бизнеса, должно способствовать развитию малого бизнеса.

 

1.2. Организационные и правовые основы деятельности субъектов малого бизнеса

 

Основной законодательный документ, регулирующий деятельность малых предприятий в России: Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ» О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Постановлением N556 от 22.07.08г «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» устанавливается критерии доходности предприятий малого бизнеса.

При регистрации субъекта малого бизнеса тип деятельности определяется согласно Классификатору типов экономической деятельности. Он содержит 99 различных наименований, начиная строительством и сельскохозяйственной деятельностью и заканчивая научными исследованиями и лизинговыми услугами. Важно отметить, что некоторые типы деятельности, легализованные на территории РФ, в обязательно порядке подлежат лицензированию. Согласно федеральному закону 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», к ним относят страховые, кредитные, инвестиционные, биржевые отношения, деятельность по защите государственной тайны, изготовление табачных и алкогольных товаров, предоставление услуг адвокатов, нотариусов и некоторые другие.

Учет и налогообложение на малых предприятиях осуществляется на основании положений Налогового Кодекса РФ.

Для формирования отчетности по бухгалтерскому учету необходимо опираться на следующие нормативные документы:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014).
  2. ПБУ и регламентированная бухгалтерская отчетность в Российской Федерации (Приказ Минфина России N34н от 29.07.1998)
  3. План счетов бухгалтерского учета ФХД предприятий, а так же инструкции по его применению (утв. Приказом Минфина РФ N 94н от 31.10.2000) (с изменениями от 08.11.2010).
  4. Методические указания «инвентаризация имущества и финансовых обязательств» (Приказ Минфина России от 13.06.1995 N49).
  5. ПБУ 5/01 «учет ТМЦ» (Приказ Минфина РФ N44н от 09.06.2001)
  6. Методические указания по бухгалтерскому учету материально — производственных запасов (Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н)
  7. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
  8. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»

Так как в работе будет рассмотрена деятельность предприятия общественного питания (ресторан) то необходимо затронуть и ряд нормативных актов, относящихся к специфике данной отрасли, такими как классификаторы, ГОСТы и т.д.

В национальных стандартах дается классификация услуг общественного питания, предприятие общепита относят к ГОСТу Р 50647-94.

Правила оказания услуг общественного питания, в которых говорится о необходимости сертификации таких услуг, утверждены Постановлением Правительства РФ № 1036.

Малый бизнес подлежит сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека. На необходимость санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции прямо указывается также в Письме Минздрава РФ № 2510/5140-02-32.

Установлены работы по обязательной сертификации услуг в сфере питания, которые нашли отражение:

-по ГОСТу Р50762-95 «Классификация предприятий»;

-по ГОСТу Р50763-95 «Кулинарная продукция розничная реализация»;

-по ГОСТу Р50764-95 «Общие требования общепита».

Основная цель приведенных стандартов – обеспечение безопасности и здоровья населения, окружающей среды, защита интересов потребителей. Требования, которые изложены в них, должны быть обязательно соблюдены предприятиями, работающими в сфере общественного питания. Об этом указано в Письме Роскомторга № 1-955/32-7.

Письмо управления государственной стандартизации РФ №230-7/431, Российского Комитета по Торговле №1-1177/32-7, Госкомсанэпиднадзора РФ, действующие и по настоящее время регламентируют обязательную сертификацию услуг в сфере общественного питания.

Для предприятий общественного питания еще необходимо рассматривать следующие документы:

-Постановление Правительства РФ N1036 от 15.08.1997 (утвержденные правила оказания услуг общественного питания».

-нормативной документации в общественном питании (Письмо Роскомторга N1-806/32-9 от 15.07.1996).

-Альбом унифицированных форм первичной учетной документации

-Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93,

-Услуги общественного питания. Общие требования по ГОСТу Р_50764-95.

-Порядок разработки, рассмотрения и утверждения стандартов предприятий (СТП), утвержденный МВЭС России 06.07.1997.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

-Временный порядок разработки и утверждения техников — технологических карт на блюда и кулинарные изделия, утвержденный МВЭС России 06.07.1997.

-Санитарно-эпидемиологические нормы (Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.99 г)

-Письмо Минздрава России от 22.05.2002 г. № 2510/5140-02-32 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции».

-Нормативную и технологическую документацию для предприятий общепита (Письмо Роскомторга от 11.07.95 г. № 1-955/32-7).

-Письмо Госстандарта № 230-7/431, Письмо Роскомторга № 1-1177/32-7.

«Все хозяйственные операции, производимые предприятием общественного питания, должны оформляться оправдательными (первичными) документами».

 

1.3. Преимущества и отрицательные стороны малого бизнеса

 

Преимущества малого бизнеса перед крупным бизнесом в первую очередь объясняются гибкостью. Малый бизнес мобильно реагирует на всевозможные изменения на рынке, что дает ему некоторые преимущества. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, поддерживая экономику страны. Начать малый бизнес проще, чем основать крупную фирму (т.к. имущество арендуется, нет надобности в больших объемах капитального строительства, не требуются большие территории, помещения). Расходы на организацию бизнеса является меньшими, по сравнению с крупными предприятиями. Узкая специализация малого бизнеса способствует удовлетворению потребительского спроса в полной мере. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.

Малый бизнес формирует местную инфраструктуру (снижая и транспортные расходы на межрегиональные перевозки, увеличивая долю валового продукта региона). Развитие малого бизнеса формирует в основном экономику региона, тем самым влияет на снижение оттока рабочей силы.

Малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса — социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества. В связи с этим на сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной экономической политики России является создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства.

У малого бизнеса есть не только преимущества, но и можно отметить существенные недостатки, такие как:

  • Высокий уровень риска из-за существенной степени неустойчивости положения на рынке;
  • Зависимость от крупных компаний;
  • Некачественное управление собственным делом (слабый уровень компетенции руководящих менеджеров;
  • Высокий уровень чувствительности в области принятия решений меняющих направление хозяйственной деятельности;
  • Ограниченность в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
  • Яркие недостатки и неудачи под нажимом внутренних, так и внешних факторов рыночной среды в деятельности субъектов малого бизнеса.

 

Таблица 1. Преимущества и слабости малого бизнеса

Сильные стороны малого бизнеса Слабые стороны малого бизнеса
Гибкость Высоко рискованный характер
Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом Интуитивный характер и неспециализированное управление
Использование незанятых ресурсов на неформальных рынков Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам
Зависимость от поддержки крупных фирм и государства. Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР

 

Малый бизнес сильно зависит от конъюнктуры (небольшие размеры не позволяют создать внутри фирмы современные структуры и эффективное специализированное управление). Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков (в связи с чем, в развитых государствах имеет место активная поддержка малого бизнеса на уровне законодательных документов).

 

1.4. Значение стратегии, миссии, основных целей в организации предприятия малого бизнеса

 

Малое предпринимательство на потребительском рынке в сфере в целом зависит от точной постановки конкретных целей и перехода от этапа формулировки миссии к этапу выполнения плана работ. Цели содержат ряд желаемых результатов которые можно достичь только применяя четкие организационные действия. В бизнесе всегда присутствует стремление достичь лучшего положения в отличии от существующего положения (или от начального старта). Это стремление заставляет управляющий состава кафе «Блюз» быть более изобретательной. Для улучшения финансовых показателей и продвижения деловой репутации кафе, требуется концентрация всех имеющихся возможностей. Достигнутые цели усложняются, появляется ряд новых горизонтов, что помогает компании не обольщаться достигнутыми результатами, а учитывать колебания рынка, улучшать внутрифирменный порядок и обеспечить в дальнейшем сбалансированность в работе. Для того чтобы добиться хороших результатов, нужно поставить хорошие цели.

Цели предприятия общественного питания могут быть:

— краткосрочными (подразумевают немедленное получение желаемых результатов),

— долгосрочными (дают возможность продумать и предпринять действия способствующие укреплению положения, работают на улучшение показателей в долгосрочной перспективе).

На практике преимущество имеют долгосрочные цели. Очень в редких случаях ресторан, кафе процветает, если ее менеджер ставит под удар будущее ради сегодняшнего благополучия.

Для выполнения поставленных целей должен участвовать каждый сотрудник, для этого общая цель разбивается на несколько конкретных задач, и каждое подразделение стремится сделать все возможное для достижения результатов. В следствии чего можно утверждать, что кафе «Блюз» представляет собой единую команду, способную выполнить поставленные задачи и реализовать стратегическое видение.

При определении целей необходимо учитывать и достижение финансовых показателей, и долгосрочное конкурентоспособное развитие бизнеса, или иначе финансовые и стратегические цели:

— финансовые цели (Предполагают увеличение объема прибыли, отдачу от инвестиций, приток наличности, размеры займов и дивидендов. Такие цели обязательны для исключения риска нехватки ресурсов, необходимых для роста и процветания фирмы);

— стратегические цели (Направлены на влияние на уровень конкурентоспособности, обеспечение высоких темпов роста, увеличение доли рынка, улучшение качества продукции, достижение низкого уровня издержек, улучшение репутации кафе, укрепление конкретных позиций на рынке).

— экономические цели выражаются в расчетных количественных показателях хозяйственной деятельности (увеличение доходов)

— неэкономические цели представляют деятельность предприятия с качественной стороны (качество условий труда, улучшение имиджа предприятия, достижение технологического превосходства на рынке).

— материальные цели (могут иметь как стоимостное выражение, так и отличаться «продуктовой программой»). Для их достижения проводится ряд специальных мероприятий. В основу данных мероприятий заложены принципы успешности функционирования и развития предприятия без привлечения дополнительных ресурсов.

стоимостные (денежные) цели направлены в первую очередь на финансовый результат. Показатели — ценность капитала, расчетная и балансовая прибыль. Самые яркие из них — поступления и выплаты, выручка от реализации продукции, издержки, доходы и затраты. Стоимостные цели необходимы для определения уровня ликвидности и компонентов ликвидности (формируются на основании наличия данных по оборотным средствам, поступлениям и выплатам денежных средств, носят в основном абсолютный или относительных характер показателей, такие как годовая прибыль и рентабельность).

— социальные цели, к ним в основном относятся гуманитарные цели, т.к. прогнозируют модель поведения по отношению к персоналу, лицам и общественным группам в подсистемах самого кафе и во внешней среде. Социальные цели, закреплены законодательно и могут иметь как денежный, так и не денежный характер (данную группу характеризуют -уровень доходов персонала кафе, деловая этика предприятия общественного питания, сопоставимость работников с предприятием и его целями, имидж предприятия, защита окружающей среды и т.п.)

Внешняя и внутренняя среда кафе диктует свои условия жизнеспособности, очень важны как гибкость и приспособляемость, которые рассматриваются через призму поставленных целей.

— в зависимости от масштаба цели группируют на экстремальные и уровневые.

Интересы руководства с учетом видения «на будущее» диктуют содержание, масштабность и временной горизонт целей, это концентрирует смысл существования кафе, детализируясь в будущем на целевой картине и принципах ее управления, отражаясь на политике предприятия.

Предприятие общественного питания существует во внешней среде и ей необходимо учитывать еще жизненно важные условия и ограничения, жестко контролируются законодательством и общественным мнением. Это такие стороны как:

-меры по улучшению окружающей среды, ее защита, с учетом разработки и применения прогрессивных инноваций;

-внедрение социально-рыночной экономической системы для повышения уровня конкурентоспобности;

-обеспечение свободного демократического общественного строя.

Во главе целей любого предприятия не только успешное функционирование и развитие, а еще и соблюдение всех или большинства внешних условий, что на практике означает некоторые добровольные ограничения.

Взаимосвязь целей, вертикальным и горизонтальным признаком, так как объективность соподчинений целей разного уровня (соотношение целей и средств) и сопоставление низкого уровня, является средством достижения цели более высокого уровня. При вертикальных связях формируется иерархия целей в виде «дерева целей».

Классификация целей может иметь и горизонтальное разделение с учетом главных и дополнительных оснований по субъективным оценкам принятия решения. Данные связи между целями, применяются в решении определенной области. Зачастую происходит взаимодополнение целей для выявления идентичности, конкуренции и противоречия. На практике характер взаимосвязанности определяется менеджером применительно к каждой конкретной ситуации, в следствии чего выносится решение.

Главная задача руководителей заключается в умении преобразовывать высшие цели в операционные подцели. Для этого определяются конкретные задания исполнителям, выявляются комплексы задач. Поэтапное рассмотрение каждой отдельной цели, должно проводиться по всем уровням в соответствии с действующей организационной структурой предприятия общественного питания .

При разработке целей предприятия важна конкретность, которая достигается в четком и ясном толковании, исключая двойственный характер. Обязательна формулировка достижения будущих показателей при соответствии заданной стратегии, внутренней политики и бюджетного плана предприятия. Особую роль имеют соответствие компетенции персонала профессиональному уровню, что влияет на имидж кафе.

В современных условиях обязательна процедура корпоративного планирования, имеющие критерии масштабности деятельности, имеется ввиду, что кафе, имеет статус экономической системы в принципе является многоцелевым организмом, поэтому отметим всегда существующую структуризацию целей в зависимости от принятых критериев:

  1. принятие приоритетов (корпоративный, средний и оперативный уровень);
  2. определение направления деятельности (финансовые, маркетинговые, разработка нового продукта, информационная оснащенность и т.д.);
  3. развитие, стабилизация деятельности кафе

На практике каждое предприятия общественного питания стремиться к следующим целям:

-увеличение занимаемой доли рынка на определенный % по сравнению с предыдущим периодом;

— увеличение объемов реализации на … %;

— улучшение показателей темпов роста чистого дохода кафе;

— увеличение доли собственного капитала до… %.

— захват новых территорий и увеличения % доли сбыта;

— улучшение качества производимой продукции и в следствии повышение уровня конкурентоспособности;

— повышение уровня и качества обслуживания клиентов, применительно к временным срокам и т.д.;

Основная общая цель организации, раскрывающая причины ее существования — обозначается как ее миссия, а поставленные цели предназначены для осуществления этой миссии. Миссию любой организации можно охарактеризовать как ее социальное предназначение, т. е. то, чего общество ожидает от деятельности данного кафе. А общество, конечно, в первую очередь дет удовлетворения каких-либо своих потребностей.

Миссия – стержень кафе, более устойчивая часть ее организма. Определение миссии в кафе является наиболее важным решением для ее учредителей и высших менеджеров.

А изменение миссии, по сути, это — закрытие и открытие нового кафе, пусть даже под тем же названием. Несмотря на это стратегическое управление фирмами подразумевает дополнение и корректировку миссии организации. Допустим у только что открывшегося кафе миссия будет: приготовление блюд пользующихся спросом, для того чтобы найти свою нишу и привлечь достаточное количество потребителей. По истечению времени, когда кафе встанет на более устойчивые позиции, миссия может быть сформулирована еще и «дополнительной минимизацией отходов при производстве блюд».

Значение миссии выражается в эффективном определении критериев, на основании которых принимаются управленческие решения. Это определение для менеджеров логической точки отсчета с учетом для выбора процессе деятельности наилучших альтернатив.

Миссией детально закрепляется статуса кафе. Обеспечивается конкретное направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. При формулировке миссии предприятия общественного питания обязательно должны быть учтены:

-взгляд на основные услуг или изделия объем приоритетных и основных рынков, продвинутых технологий. (Т.е. Содержит ответ на вопрос: какой предпринимательской деятельностью занимается?);

-зафиксированы рабочие принципы кафе, с учетом влияния внешней среды;

-этические нормы и культура организации. (Уточнить: какого типа рабочий климат существует внутри? Какую категорию профессионалов привлекает этот климат?).

Порою выбор мисси упускается руководителями, так как эта миссия кажется для них очевидной. «Получение прибыли» – вот первоочередная миссия, которую при первом опросе обозначают представители мелкого предпринимательства. Попробуем тщательно раскрыть данный вопрос.

Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Предприятия общественного питания является открытой системой. Она может выжить только удовлетворяя определенны потребности населения. Потребности формируются не зависимо от кафе. Чтобы уровень прибыли, соответствовал планке выживания, кафе должно следить за внешней средой, в которой функционирует. Поэтому необходимо найти общую цель организации именно в окружающей среде, и руководители — это должны понимать. Чтобы выбрать соответствующую миссию необходимо в первую очередь знать ответы на следующие вопросы: «Кто наши потребители?» и «Какие их потребности можем удовлетворить?»

Клиентская база кафе будут те, кто использует ее услуги и обеспечивает ее ресурсами. Поэтому, выбирая миссией только прибыль, можно заведомо предположить ограниченность возможностей руководителей изучать допустимые альтернативы при принятии решения, Результатом будет низкий уровень эффективности организации, т.к. Ключевые факторы будут открыты и рассмотрены не в полном объеме.

Четкое представление общих черт, характера внешней среды предприятия общественного питания дает возможность выяснить основное направление деятельности, определить общий характер поведения кафе.

Второй этап — разработка миссии-предназначения.

Третий этап — разработка миссии-ориентации кафе.

Данные этапы предварительно уточняют, каких ценностных ориентаций, набора девизов, перечня правил или принципов, философии, программного заявления, кредо примет кафе.

Критерии миссии заключаются в:

  • Содействии создания благоприятного климата;
  • Правильном выделении направлений деятельности кафе;
  • Определении категорий клиентов (потребителей);
  • Указании удовлетворяемой потребности;
  • Выявлении отличительных признаков в данной отрасли;
  • Настрое сотрудников на благо предприятия общественного питания;
  • Организации целевого управления;
  • Качественной оценке общественной полезности.

Перечислим факторы, влияющие на формулирование миссии:

Таблица 2. Факторы, влияющие на формулирование миссии

Миссия-предназначение раскрывает основные свойства (направление деятельности, ее особенности, полезность), для его формулировки есть ряд требований:

-потребители (разбивка клиентов по категориям);

-уровень удовлетворения потребности клиентов;

-конкурентные особенности кафе;

-общественная полезность кафе во внешней среде.

В то же время миссия-предназначение должна быть направлена на устремленность в будущее, а не зависеть от текущего состояния, его форм и методов, его работы;

Миссия-ориентация уточняет характер поведения предприятия общественного питания , выявляет ряд ценностей, которых придерживается руководство кафе и с которыми ознакомлен весь персонал (путем ориентирования, программных заявлений, утверждения правил поведения, и т.п.).

Синтез формулировок миссии-предназначения и миссии-ориентации необходимы для стратегического управления кафе.

Например, миссия предприятия питания может быть представлена как:

  • Предоставлять услуги наивысшего качества и потребительской ценности, которая будет способствовать повышению жизненного уровня клиентов;
  • Для привлечения профессионалов в сфере ресторанного бизнеса, организовывать такие условия рабочих мест, которые обеспечивали бы наиболее полное развитие их талантов, свободный и вдохновенный труд на благо процветания дела, сохранение и развитие исторических принципов честного отношения к труду и правильности действий.
  • Придерживаться установленных принципов, помогающих занимать и удерживать лидирующее положение предоставляемых услуг на рынке по доле и прибыли, что приведет к процветанию общего дела, во внешней среде кафе.

Выводы по первой главе:

  1. Малый бизнес является одним из основных секторов экономики и влияет на темпы экономического роста, занятость населения, структуру и качество валового национального продукта нашей страны.
  2. Малый бизнес способствует формированию конкурентной среды, взаимодействует на региональных и местных рынках, играет существенную роль в создании новых рабочих мест, влияет на ускорение научно-технического развития страны путем организации мелкосерийного и опытного производства, поиска разработок и внедрение новых идей.
  3. Преимуществами создания малого предприятия являются следующие аспекты: во-первых, малое предприятие самостоятельно осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность, распоряжается выпущенной продукцией и полученной прибылью; во-вторых, не требуется значительного стартового капитала, в-третьих, малые предприятия характеризуются высокой скоростью оборота ресурсов, за счет чего малые предприятия являются более адаптивными к изменению рыночной конъюнктуры и потребительского спроса.
  4. Сфера малого бизнеса привлекает предпринимателей способностью ускоренного освоения уровня инвестиций, высокой оборачиваемостью вложенных оборотных средств, активно развивающейся инновационной деятельностью.
  5. Начать малый бизнес проще, чем основать крупную фирму (т.к. имущество арендуется, нет надобности в больших объемах капитального строительства, не требуются большие территории, помещения). Расходы на организацию бизнеса является меньшими, по сравнению с крупными предприятиями. Узкая специализация малого бизнеса способствует удовлетворению потребительского спроса в полной мере. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.
  6. Сегодня в России малый бизнес действует в условиях крайне неустойчивой среды, что требует у современного предпринимателя активности в поиске возможностей, стремлении к изменению и совершенствованию работы предприятий. В современных условиях необходима сформированная нормативно-правовая база по малому предпринимательству (законы, статьи, кодексы), а также существенные меры по поддержке малого бизнеса, должно способствовать развитию малого бизнеса.
  7. Деятельность малого бизнеса регламентируется законодательством РФ. Государство заинтересовано в развитии малого предпринимательства, поэтому осуществляется ряд мер по господдержке малого бизнеса (налоговые, социально-экономические).
  8. Для достижения высоких финансовых показателей и продвижения деловой репутации фирмы, требуется концентрация всех имеющихся возможностей. Для выбора правильной концепции в самом начале организации предприятия должны быть правильно сформулированы цели, миссия и определена стратегия развития предприятия общественного питания .


Страницы:   1   2