Заявка на расчет
Меню Услуги

Анализ рынка пассажирских перевозок в Китае

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


ВВЕДЕНИЕ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

1.1 Сущность и содержание понятия «пассажирские перевозки»

1.2 Виды транспорта в структуре рынка пассажирских перевозок

1.3 Методические аспекты и этапы проведения анализа рынка пассажирских перевозок

2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В КИТАЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАП

2.1 Общая характеристика становления и эволюции транспортной системы Китая

2.2 Характеристика современного рынка пассажирских перевозок КНР

2.3 Аналитический обзор проектов развития рынка пассажирских перевозок в Китае

3. СТРАТЕГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК КИТАЯ

3.1 Проблемы и пути совершенствования системы организации рынка пассажирских перевозок

3.3. Прогнозная оценка целесообразности и экономическая эффективность предлагаемых мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в настоящее время пассажирские перевозки занимают особое место на транспортном рынке ввиду своей двойственности. С одной стороны, это вид бизнеса, целью которого является максимизация прибыли, с другой стороны, государство призвано обеспечить доступность передвижения всем своим гражданам.

Анализируя тенденции рынка пассажирских перевозок можно сделать вывод, что современный общественный пассажирский транспорт должен иметь высокую скорость движения, большую провозную способность, быть безопасным и экологичным, предоставлять пассажирам комфортные условия проезда по цене, соответствующей покупательной способности населения.

Интерес к изучению проблем развития рыночных отношений в сфере транспортных услуг, обеспечения качества перевозочного процесса, особенностей транспортных комплексов, социально-экономических проблем функционирования пассажирского транспорта нашел свое отражение во многих исследованиях российских авторов. Большой вклад в решение этих проблем внесли: В.А. Гудков, М.П. Улицкий, Н.В. Пеньшин, И.В. Спирин, Ю.М. Коссой, Е.А. Пономарева, Л.А. Александров, И.В. Белов, Е.А. Сидоров.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке перспективных направлений развития рынка пассажирских перевозок в Китае.

Исходя из поставленной цели, был сформулирован ряд следующих задач:

— изучить теоретико-методологические основы анализа организации рынка пассажирских перевозок;

— дать характеристику современного рынка пассажирских перевозок КНР;

— проанализировать показатели развития проектов развития рынка пассажирских перевозок в Китае;

— выделить особенности организации отдельных сегментов рынка пассажирских перевозок в Китае;

— разработать пути совершенствования системы организации рынка пассажирских перевозок;

— оценить экономическую эффективность от внедрения предложенных мероприятий.

Объектом исследования является механизм управления рынком пассажирских перевозок.

Предметом исследования выступает рынок пассажирских перевозок в Китае.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первой главе «Теоретико-методологические основы анализа организации рынка пассажирских перевозок» исследована сущность и содержание понятия «пассажирские перевозки», представлены виды транспорта в структуре рынка пассажирских перевозок, а также рассмотрены методические аспекты и этапы проведения анализа исследуемого рынка.

Во второй главе «Особенности развития рынка пассажирских перевозок в Китае на современном этапе» дана общая характеристика становления и эволюции транспортной системы  Китая, рассмотрены особенности организации отдельных сегментов рынка пассажирских перевозок, проведен анализ показателей развития рынка пассажирских перевозок.

В третьей главе «Стратегия совершенствования и дальнейшего развития рынка пассажирских перевозок Китая» выделены особенности организации отдельных сегментов рынка пассажирских перевозок в Китае, разработаны пути совершенствования системы организации рынка пассажирских перевозок и дана оценка целесообразности и экономической эффективности от внедрения предложенных мероприятий.

В заключении представлен общий анализ выполненной в рамках исследования работы, обозначены выводы и обобщения по результатам проведенного исследования

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам организации пассажирских перевозок: Н.А. Духно, А.И. Солодкова, А.Э. Горева, Ю.М. Неруша, Д.З. Кагана, М.Н. Крипака, Е.В. Севостьяновой, Ю.О. Полтавской, Лан Цзифу, Дун Юань, Лу Вэнган и других.

Эмпирической основой исследования являются статистические данные транспортной системы Российской Федерации и Китая.

Достоверность выводов и положений обеспечивается следующими научными методами, используемыми в выпускной квалификационной работе: от общего к частному, индукции и дедукции, аналогии, обобщения и статистического анализа.

Теоретическая значимость полученных результатов состоит в обобщении и систематизации теоретических и методологических исследований, позволивших построить методическую основу управления пассажирскими перевозками в транспортной системе исследуемого государства.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложения автора могут быть применимы в транспортных организациях для повышения эффективности пассажирских перевозок.

 

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

 

1.1 Сущность и содержание понятия «пассажирские перевозки»

 

Всё большую роль в дальнейшем развитии и совершенствовании экономики играют пассажирские перевозки. От скорости, надёжности и качества пассажирских перевозок зависит дальнейшее развитие экономических отношений между предприятиями, производства, торговли, строительства и сельского хозяйства.

Рассмотрим основные понятия, относящиеся к предмету нашего исследования.

Пассажирские перевозки — это организованная перевозка пассажиров и багажа при помощи специально оборудованных транспортных средств, (такси, микроавтобус, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, самолёт, теплоход) на определённые расстояния [16].

Пассажир — человек, который перевозится в каком либо пассажирском транспортном средстве на основании гласного или негласного договора и не является членом экипажа.

Пассажирское транспортное средство — специально оборудованный транспорт, перевозящий пассажиров и багаж.

На рис. 1.1 представлена классификация пассажирских перевозок.

Рисунок 1.1 – Классификация пассажирских перевозок [11]

Рассмотрим более подробно пассажирские перевозки по типу сообщений:

Международные.

Доставка пассажиров осуществляется из одного государства в другое. Перевозки отличаются большой протяженностью маршрута (от нескольких сотен до нескольких тысяч километров), значительными интервалами движения и специальными условиями, регламентируемыми международными транспортными конвенциями.

Для международного сообщения используется воздушный, морской, железнодорожный и автомобильный транспорт.

Междугородние.

Доставка пассажиров осуществляется между населенными пунктами различных регионов, автономных республик внутри одной страны. Перевозки отличаются большой протяженностью маршрута (от 50 до нескольких тысяч километров) и использованием комфортабельных средств передвижения [20].

Для междугородного сообщения может использоваться воздушный, водный, железнодорожный и автомобильный транспорт.

Пригородные.

Доставка пассажиров осуществляется между населенными пунктами одной области или района. Перевозки отличаются средней протяженностью маршрута (до 50 км), большими интервалами движения, небольшим и нестабильным пассажиропотоком, который зависит от времени суток, сезона и других факторов.

Для пригородного сообщения может использоваться железнодорожный (электропоезда) и автомобильный (такси, микроавтобусы, автобусы) транспорт.

Городские.

Доставка пассажиров осуществляется в пределах одного населенного пункта. Перевозки отличаются незначительной протяженностью маршрутов (8-10 км), небольшими интервалами движения, плотным пассажиропотоком в определенное время суток.

Осуществляются подземным (метрополитен) и наземным (автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи, такси) транспортом [26].

Правила организации пассажирских перевозок, закрепленные в нормативных документах, призваны обеспечить четкую организацию скорейшей доставки пассажиров с необходимыми им удобствами.

Осуществлять пассажирские перевозки может индивидуальный предприниматель или компания, получившие специальное разрешение (лицензию) на этот вид деятельности. Перевозчик за полученную от пассажира плату обязуется, предоставив место в транспорте, доставить пассажира в место назначения.

Перевозчик обязан качественно в требуемом объеме выполнять услуги, удовлетворяющие спрос населения на передвижение и гарантировать при этом безопасность пассажиров. А также эффективно использовать транспортные средства и снижать транспортные расходы.

Общими правилами перевозки пассажиров определены условия:

— бронирования мест;

— оформления билетов;

— обслуживания пассажиров;

— перевоза домашних животных, багажа, ручной клади;

— разрешения конфликтных ситуаций между пассажирами и сотрудниками перевозчика [8].

Перевозчик вправе установить свои правила, не противоречащие общим правилам пассажирской перевозки и не ухудшающие качество обслуживания пассажиров.

Право на проезд закрепляется договорами перевозки — билетом, электронным или в бумажном виде, и багажной квитанцией. При льготном проезде, а также на железнодорожном и авиатранспорте, билет оформляется по документам, удостоверяющим личность пассажира и его право на льготу. Перепродажа или передача билетов другим лицам не допускается.

Организация перевозки пассажиров требует серьезного обеспечения:

— аналитического (исследование пассажиропотоков, разработка маршрутов и т.д.);

— административного (организация труда водителей, контроль за уровнем их профессиональной подготовки и т.д.);

— технического (подготовка и экипировка транспорта; обустройство остановок и т.д.).

Именно поэтому пассажирские перевозки как вид деятельности подлежат обязательному государственному лицензированию и строго регулируются нормативно-правовыми актами.

Так, например, среди законодательных актов, которые играют важную роль в нормативном регулировании перевозки пассажиров в РФ, следует привести:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, который является основополагающим документом (в нем определено, что при осуществлении пассажирских перевозок во взаимодействие вступают пассажир и перевозчик) [1].
  2. Федеральный закон от 13.07.2015г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 29.12.2017) [2].

В этом документе:

описывается, каким образом устанавливаются маршруты;

определяется порядок работы по тарифам как регулируемым, так и тем, в отношении которых регулирование отсутствует;

установлена процедура предоставления свидетельств о том, что получившая их организация производит перевозки по установленному маршруту.

  1. Федеральный закон от 08.11.2007г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ред. от 30.10.2018) [3].
  2. «Правила», которыми регулируются перевозки пассажиров и их багажа автотранспортом и наземным внутригородским транспортом, работающим на электричестве, утвержденные Постановлением Кабинета Министров от 14.02.2009г. №112 (ред. от 21.02.2020).
  3. Требования техники безопасности перевозок пассажиров и грузов регламентируются соответствующими «Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов» от 15.01.2014 г., которые были приняты отечественным министерством транспорта (Приказ Минтранса РФ № 7 от 15.01.2014).

Пассажирский транспорт для общества имеет большое социально-экономическое значение, так как он влияет на жизнеобеспечение государства, которое можно представит в вид схемы (рис. 1.2)

Рисунок 1.2 – Значение системы пассажирских перевозок для общества [27]

Приведенные составляющие характеристики социально-экономического значения системы пассажирских перевозок предъявляют специфические требования к технике и технологии перевозок. Систематизация и объединение в единое целое этих требований определяют условия создания четкой и эффективной системы пассажирских сообщений в масштабе государства, которая включает различные виды транспорта, взаимодействующие между собой. Следовательно, формирование и функционирование системы пассажирских сообщений должно осуществляться в рамках единой транспортной системы с учетом взаимодействия и согласованности грузовых и пассажирских перевозок на общих принципах единой системы.

Такими принципами являются обеспечение комплексного развития и использования всех видов транспорта, а также их взаимодействия в техническом, технологическом, социально-экономическом, организационном и правовом аспектах [15].

Задачи выполнения транспортом качественной перевозки пассажиров в настоящее время усложняются следующими проблемами (рис. 1.3):

Рисунок 1.3 – Проблемы связные с обеспечением качественной перевозки пассажиров [9].

Таким образом, можно сделать вывод, что пассажирский транспорт является неотъемлемым элементом транспортной системы, в той ее части, что обеспечивает перемещение людей по территории страны.

Все виды пассажирского транспорта, входящие в транспортную систему страны, функционируют в тесной многоуровневой взаимосвязи, обеспечивая единство системы транспортного обслуживания населения. Единство достигается в технологической, технической, информационной, правовой и экономической сферах взаимодействия.

В технологической сфере обеспечивается единство технологии, согласованность и взаимосвязь графиков работы пассажирского транспорта, непрерывных планов-графиков работы транспортных узлов.

В экономической сфере под влиянием ценовых и неценовых факторов пассажиропотоки распределяются между видами транспорта, в соответствии с пассажиропотоками распределяются производственные и финансовые ресурсы, определяется текущее и перспективное состояние пассажирского транспорта.

Каждый вид пассажирского транспорта является обособленной экономической отраслью и действует как сложная динамическая система, которая обеспечивает перемещение населения, выполняет перевозки в выгодном сегменте рынка и в пределах единого транспортно-дорожного комплекса призвана обеспечивать полное удовлетворение транспортных потребностей общества.

 

1.2 Виды транспорта в структуре рынка пассажирских перевозок

 

Пассажирские перевозки — один из самых распространенных видов перевозок. Они осуществляются разными видами транспорта. Разделение транспорта на виды зависит от путей сообщения, по которым осуществляется перевозка, а также используемого подвижного состава.

Соотношение всех видов транспорта, число самостоятельных отраслей, доля пассажирского транспорта являются показателями отраслевой структуры.

Итак, в пассажирских перевозках принимают участие несколько видов транспорта со своими достоинствами и недостатками:

Железнодорожный транспорт – достаточно надежный и безопасный вид транспорта для поездок на средние расстояния и в пригород. На его функциональность не влияют время года и суток, погодные условия и количество пассажиров. Однако использование данного вида транспорта требует значительных капиталовложений.

Преимущественное использование перевозок по железной дороге отмечается на расстояния свыше 200 км. В то же время наиболее массовыми по числу пассажиров остаются локальные рейсы – пригородные, городские электрички.

Поездки по железной дороге позволяют выбрать уровень комфорта с учетом требований пассажиров. Даже в типовых поездах доступны места в купейных вагонах класса СВ или «Люкс» [9].

Железнодорожные транспортировки делятся на виды в зависимости от рассматриваемой категории (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Виды железнодорожных перевозок 

По виду сообщения По скорости движения По способу сообщения В зависимости от расстояния По регулярности движения
Внутренние Прямые Пассажирские Пригородные Круглогодичные
Международные Прямые смешанные Скорые Дальние Летние
Непрямые смешанные Скоростные Разовые

 

Рассмотрим виды железнодорожных перевозок подробнее:

в прямом железнодорожном сообщении подразумеваются перевозки пассажиров по станциям внутри страны, на все структуры оформляется единый перевозочный документ, действующий на протяжении всего маршрута следования. Транспортировка осуществляется между крупными центрами;

пригородные в прямом сообщении – при необходимости транспортировки пассажиров в округе 150 км от крупных городов и центров;

в прямом смешанном сообщении – перевозка пассажиров в пределах страны по одному перевозочному документу;

в непрямом смешанном сообщении – доставка пассажиров в пределах страны по отдельным перевозочным документам;

международные перевозки в прямом сообщении – доставка пассажиров в международном направлении по одному перевозочному документу;

международные перевозки в непрямом сообщении – доставка пассажиров через границу по отдельным перевозочным документам.

К достоинствам ж/д транспорта относятся:

— высокая провозная и пропускная способность;

— не зависит от климатических условий, времени года и суток;

— высокая регулярность перевозок;

— безопасность перевозок;

— высокая скорость доставки на дальние расстояния.

Недостатки ж/д транспорта:

— ограниченное число перевозчиков (естественная монополия);

— большие капитальные вложения в производственно-техническую базу;

— высокая энергоемкость и материалоемкость перевозок [15].

Водный транспорт — осуществляет перевозку пассажиров и грузов по водным путям сообщения, как естественным (реки, озера, моря, океаны), так и искусственным (водохранилища, каналы и т.д.).

Пассажирские перевозки водным транспортом делятся на морские и речные.

Морской транспорт осуществляет перевозку грузов и пассажиров по поверхности морей, океанов и прилегающих акваторий.

Достоинства морского транспорта:

— возможность межконтинентальных перевозок;

— низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния.

Недостатки морского транспорта:

— ограниченная география перевозок;

— низкая скорость доставки (зависит от географических, погодных и навигационных условий);

— малая частота отправок;

— необходимость создания сложной портовой инфраструктуры [19].

Речной транспорт осуществляет перевозки по внутренним водным путям (рекам, каналам, озерам). Достоинства речного транспорта:

— высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах;

— низкая себестоимость перевозок;

— низкая капиталоемкость.

Недостатки речного транспорта:

— ограниченность географии перевозок;

— низкая скорость доставки (зависит от неравномерности глубины реки, навигационных условий и пр.);

— сезонность;

— недостаточная надежность перевозок [16].

Воздушный транспорт используется для дальних перевозок и включает региональные и международные перевозки. Воздушный транспорт включает в себя как воздушные суда (самолеты, вертолеты, аэростаты), так и обслуживающую их инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские службы, ангары и пр.

Достоинства воздушного транспорта:

— наивысшая скорость доставки;

— высокая надежность;

— наиболее короткие маршруты перевозок.

Недостатки воздушного транспорта:

— высокая себестоимость и тарифы;

— высокая капиталоемкость, энергоемкость и материалоемкость перевозок;

— зависимость от погодных условий;

— ограниченная географическая доступность.

Городской электротранспорт. Наличие в населённом пункте того или иного вида городского электротранспорта зависит от количества проживающего там населения. Обычно наличие городского электротранспорта подчиняется следующим условиям:

— города с населением меньше 100 тыс. чел. – автобусы и маршрутки;

— больше 100 тыс. и меньше млн человек – трамваи и троллейбусы;

— больше млн человек – трамваи, троллейбусы и метрополитен [26].

Троллейбус, трамвай и метро остаются на сегодняшний день наиболее распространёнными видами городского электротранспорта. Существует ещё электропоезда, но они являются средством сообщения между городами.

Троллейбус можно назвать наиболее простым и часто используемым видом городского электротранспорта. К минусам троллейбуса следует отнести небольшую пассажировместимость и довольно высокий уровень опасности для пассажиров при посадке и высадке. Трамвай ─ это железнодорожный городской электротранспорт. К преимуществам трамвая следует отнести большую долговечность, надёжность и безопасность для пассажиров, чем в случае с троллейбусом [26].

Автомобильный транспорт недорогой, позволяет изменять маршрут с целью уменьшения расстояния. Минусом является дискомфорт при длительном нахождении в сидячем положении. Автомобильный транспорт выделяется своей гибкостью, что выражается в легкости трансформации графика движения, изменения маршрутов. В этой категории выделяется автобусный и таксомоторный парк. Если малообъемный парк такси для перевозки пассажиров задействован в основном на небольших расстояниях, то автобусы нетрудно выделить в отдельную подкатегорию, представленную в таблице 1.2.

Таблица 1.2 — Виды автобусных пассажирских перевозок [20]

Класс перевозок Приблизительная дальность, км Примечания
Городские и пригородные 5-100 Самая массовая и доступная категория
Междугородные рейсы До нескольких сотен километров Одним из основных требований является маршрут в пределах одного дня
Международные перевозки От нескольких сотен километров до 2-3 тысяч Регулярные маршруты популярны благодаря сравнительно невысокой стоимости
Специальные В зависимости от назначения Известны такие подвиды как служебные, туристические, коммерческие, заказные или экскурсионные

 

Автомобильные перевозки условно можно разбить на такие группы в зависимости от используемого транспорта:

Перевозка общественными автомобилями.

Сюда можно отнести, как маршрутки, так и троллейбусы, курсирующие практически во всех городах. Данная сеть также очень широко распространена и может быть, как локально, так и международной.

Перевозка ведомственными автомобилями.

Сюда можно отнести использование транспорта, который находиться во владении государственных организаций.

Индивидуальные перевозки.

Эта категория также очень обширна, так как практически каждый владелец легкового автомобиля может осуществлять подобные услуги.

Прокат.

Данный вид перевозок появился относительно недавно, позволяя организовать комфортную доставку пассажира, без необходимости приобретения автомобиля [19].

Достоинства автомобильного транспорта:

— высокая доступность;

— возможность доставки пассажиров «от двери к двери»;

— высокая гибкость и маневренность;

— высокая скорость доставки;

— возможность использовать различные маршруты;

— широкие возможности выбора подходящего перевозчика.

Недостатки автомобильного транспорта:

— низкая эффективность;

— зависимость от погодных и дорожных условий;

— высокая себестоимость перевозок на большие расстояния;

— опасность угона транспортного средства.

Структура транспортной системы любой страны создается при взаимодействии различных факторов. Стоит отметить некоторые из них:

— научно-технический прогресс;

— темпы развития транспорта;

— рост благосостояния населения стран;

— укрепление позиций на мировом рынке.

На рис. 1.4 представлена структура мирового пассажирооборота в 2019г.

Рисунок 1.4 — Структура мирового пассажирооборота в 2019г. [27]

В таблице 1.3 представлена доля стран в пассажирообороте в 2019г.

Таблица 1.3 — Доля стран в пассажирообороте в 2019г., % [27]

Страна Железно-дорожный Автомобильный Воздушный Прочие виды транспорта
Россия 33,2 33,0 18,6 15,2
США 0,4 88,0 11,3 0,3
Франция 9,0 84,2 6,0 0,8
Япония 33,9 56,9 8,3 0,9

 

Таким образом, объем перевозок, уровень обслуживания, тарифы, себестоимость и производительность транспортных услуг отличаются в различных государствах. Эти различия являются следствием разных стратегий развития пассажирского транспорта, что проявляется в выборе целей его функционирования, организации и управления транспортными системами, типах и источниках финансирования, степени и способах привлечения частного сектора.

Преимущественно все пассажирские перевозки осуществляются с использованием двух, реже трёх видов транспорта. Часто в пути следования встречаются ситуации, когда продолжение движения на одном виде невозможно без совокупного использования другого. Чаще всего это происходит с автомобильным транспортом в момент переправ через водные преграды [20].

Пассажирские перевозки, осуществляемые всеми уровнями организаций и транспортных средств, должны контролироваться соответствующими государственными организациями, с целью обеспечения высокого уровня безопасности.

Мировая сеть транспортного рынка имеет огромный потенциал для развития отрасли, роста спроса на услуги логистических компаний.

Тем не менее, существуют проблемы, связанные с несоответствием предоставляемых услуг требованиям клиентов, их недостаточное предложение и уровень качества.

Так, например, в настоящее время развитие пассажирских перевозок по России сталкивается со значительными проблемами. Наиболее существенная из них — износ автобусов, а также других транспортных средств. Развитие пассажирских перевозок станет возможным только при существенном увеличении государственного финансирования.

 

1.3 Методические аспекты и этапы проведения анализа рынка пассажирских перевозок

 

Анализ рынка пассажирских перевозок проводится с целью определения структуры и динамики пассажирских перевозок в разрезе различных видов транспорта на конкретной территории за определенный промежуток времени [11].

Можно выделить следующие основные этапы проведения анализа:

Рисунок 1.4 — Основные этапы проведения анализа рынка пассажирских перевозок [11]

На рис. 1.5 представлены основные методы проведения анализа рынка пассажирских перевозок.

Количество и маршруты движения пассажиров можно проанализировать по купленным билетам. Мнение пассажиров и оценка пассажирами качества транспортных услуг измеряется с помощью опросов. В зависимости от целей и задач, это может быть телефонный или очный опрос жителей. Оценка общественного наземного транспорта может заметно различаться при проведении опроса в разное время года.

Сегментирование пассажиров общественного транспорта может быть проведено по различным признакам в зависимости от планируемых решений. Например, сегментирование по количеству и частоте поездок активно применяется для разработки тарифных планов /видов проездных билетов [19].

В ходе исследования рынка пассажирских перевозок могут быть решены следующие задачи:

1) определение величины пассажиропотока на рассматриваемой территории за определенный промежуток времени;

2) определение величины входного и выходного пассажиропотоков на рассматриваемой территории;

3) определение структуры пассажиропотока в разрезе отдельных видов транспорта;

4) определение наиболее загруженных видов транспорта и участков на транспорте.

Решение этих задач будет способствовать разработке и принятию мер по повышению эффективности деятельности различных видов транспорта на региональном и федеральном уровнях [15].

В целях обеспечения единого понятийного аппарата введем определение понятия «пассажирооборот».

Пассажирооборот – это показатель отражения объёма перевозок пассажиров в пассажиро-километрах и исчисляется данный показатель как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта

Мощность пассажиропотока, напряженность, определяется количеством пассажиров, которое проезжает в определенное время на рассматриваемой территории в одном направлении [16].

Объем перевозок пассажиров определяется количеством пассажиров, перевозимых рассматриваемым видом транспорта за определенный промежуток времени.

На основании вышесказанного проведем анализ рынка пассажирских перевозок на примере Российской Федерации.

В первую очередь отметим, что российская транспортная система является одной из самых крупных в мире. Приведем некоторые фактические показатели:

— протяженность автомобильных дорог увеличивается с каждым годом и на данный момент составляет 1498,7 тыс. км., в т.ч. 1053,8 тыс. км с твердым покрытием.

По территории России проходят 128 трасс федерального значения, а также 25 маршрутов европейской сети и 12 маршрутов азиатской сети. Таким образом, Россия занимает 5-е место в мировом рейтинге по протяженности сети автомобильных дорог;

— протяженность железных дорог составляет 86,4 тыс. км, что ставит Россию на второе место в мировом рейтинге после США;

— протяженность внутренних водных судоходных путей составляет 101,6 тыс. км, также второе место в мире после Китая;

— воздушный флот страны составляет 299 аэропортов, из которых 52 федерального значения и 69 имеют международный статус, свыше 600 тыс. км воздушных линий. В мировом рейтинге Россия занимает 24 место [33].

Таким образом, наиболее развиваемым направлением в РФ является система автомобильных дорог, протяженность которой по сравнению с 2011 годом увеличилась практически на 600 тыс. км.

Далее рассмотрим показатели количества перевезенных пассажиров, приходящиеся на различные виды транспорта, которые представлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 – Показатели пассажирооборота в Российской Федерации в 2014-2019гг., млн. человек [33]

Перевезено пассажиров транспортом общего

пользования

2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г.
Транспорт – всего 21914 21370 19652 19558 19122 18690
в том числе:
железнодорожный 993 1059 1080 1076 1025 1040
автобусный 13305 12766 11587 11554 11523 11296
легковое такси 27 29 31 22 27 44
трамвайный 2004 1928 1629 1551 1478 1397
троллейбусный 2152 2051 1735 1803 1616 1483
метрополитен 3351 3446 3491 3437 3336 3312
морской 1 1 1 7 10 13
внутренний водный 14 14 13 13 14 13
воздушный 66 76 86 95 94 91

 

Исходя из данных таблицы 1.6, можно заметить, что количество перевезенных пассажиров на 2019 год по сравнению с 2014 в целом уменьшилось на 3224 млн. чел, что составляет 14,7%. В целом во многих видах транспорта показатели остаются примерно на том же уровне или незначительно снижаются, положительная же динамика наблюдается только в железнодорожном, морском, такси и воздушном видах. На рис. 1.6 наглядно представлена структура рынка пассажирских перевозок в РФ в 2019 г.

Рисунок 1.6 – Структура рынка пассажирских перевозок в РФ в 2019г. [33]

Проанализировав данные таблицы 1.4 и рисунка 1.6, мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на снижающиеся показатели, наиболее используемым видом транспорта остается автобусный.

Далее проанализируем показатель пассажирооборота. Данные по пассажирообороту транспорта общего пользования представлены в таблице 1.5.

Таблица 1.5 – Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд. пассажиро-км [33]

Пассажирооборот

транспорта общего

пользования

2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г.
железнодорожного 140 145 139 130 121 125
автобусного 139 133 126 127 126 124

 

По данным таблицы мы можем заметить, что пассажирооборот железнодорожного и автобусного транспорта за 5 лет снизился на 10,7%. Более эффективно, по-прежнему, используются мощности железнодорожного транспорта.

Далее рассмотрим структуру пассажирооборота по видам сообщений в 2019 г.

По представленным данным в таблице 1.6, мы можем увидеть, что пассажирооборот автобусного и железнодорожного транспорта с 2014 по 2019 годы уменьшился в пользу воздушного. В целом ситуация кардинально не изменилась, и по-прежнему более 99% пассажирооборота международного сообщения приходится на воздушный вид транспорта.

Таблица 1.6 – Пассажирооборот международного сообщения, % [33]

Вид транспорта 2014г. 2019г.
Воздушный 99,5 99,7
Железнодорожный 0,2 0,1
Автобусный 0,3 0,2

 

В таблице 1.7 отражена структура пассажирооборота междугородного сообщения.

Таблица 1.7 – Пассажирооборот междугородного сообщения, % [33]

Вид транспорта 2014г. 2019г.
Воздушный 35,0 51,1
Железнодорожный 58,4 45,9
Автобусный 6,3 2,8
Внутренний водный 0,3 0,2

 

По представленным данным, видно, что пассажирооборот всех видов транспорта уменьшился в пользу воздушного вида, который в свою очередь увеличился на 16,1%. В целом же большая часть пассажирооборота междугородного сообщения в 2019 году приходится на воздушный вид транспорта – 51,1% и железнодорожный вид – 45,9%.

В таблице 1.8 отражена структура пассажирооборота пригородного сообщения.

Таблица 1.8 – Пассажирооборот пригородного сообщения, % [33]

Вид транспорта 2014г. 2019г.
Железнодорожный 59,9 71,5
Автобусный 39,9 28,4
Внутренний водный 0,2 0,1

 

По данным, представленным в таблице 1.8, мы можем проследить, что с 2014 года пассажирооборот внутриводного и автобусного транспорта уменьшился в пользу железнодорожного. Таким образом, наиболее востребованным видом транспорта пригородного сообщения является железнодорожный, пассажирооборот которого в 2019 году составил 71,5%.

В таблице 1.9 отражена структура пассажирооборота внутригородского сообщения.

Таблица 1.9 – Пассажирооборот внутригородского сообщения, % [33]

Вид транспорта 2014г. 2019г.
Метрополитен 50,4 56,5
Троллейбусный 8,0 7,0
Автобусный 34,0 30,6
Трамвайный 7,5 5,8

 

Исходя из данных, представленных в таблице 1.9, пассажирооборот всех видов транспорта внутригородского сообщения за 5 лет снизился в пользу метрополитена. Таким образом, наиболее востребованными видами транспорта в 2019 году являются метрополитен – 56,5% и автобусы – 30,6%.

Также, помимо пассажирооборота важным показателем будет являться число сельских населенных пунктов, обслуживаемых в пригородном и междугородном сообщении. Данный показатель хорошо характеризует развитие транспортного сообщения в том или ином округе.

Таким образом, мы рассмотрели на практике методику анализа рынка пассажирских перевозок в масштабе страны.

Расчетные пассажиропотоки учитываются в финансовой модели, стимулирующей перераспределение пассажиропотоков и обеспечивающей наилучший экономический эффект. Навигация и стыковки различных видов транспорта требуют особого внимания при организации потока пассажиров [9].

Показателем качества и уровня жизни населения может являться не только количество обслуживаемых населенных пунктов, но также и обеспеченность населения всеми видами транспорта.

Важнейшим показателем безопасности является количество дорожно-транспортных происшествий на плотность населения 100 тыс. человек, а также статистика пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях [20].

Итак, организация пассажирских перевозок базируется на систематическом анализе направленности и плотности пассажиропотоков с помощью специальных методик.

На основе полученных данных:

— разрабатываются рациональные маршруты (при необходимости открываются новые и/или изменяются существующие);

— перенаправляются низкорентабельные и ликвидируются убыточные маршруты, выявляются потребности граждан;

— определяется количество единиц транспорта на маршрутах;

— нормируется скорость движения транспорта и режим труда водителя;

— составляется расписание движения и график выпуска транспорта на линию;

— координируется работа всех видов пассажирского транспорта и контролируется регулярность его движения;

— организуется обслуживание пассажиров на вокзалах, автостанциях, в пути.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф