ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКА РАЦИОНАЛЬНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» ГОРОДА ЛЕНСКА
2.1 Организационно-экономическая характеристика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска, полное название Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия), представляет собой многопрофильное государственное образовательное учреждение, деятельность которого объединяют гуманистические концептуальные идеи о образовании как социокультурной технологии, интегрирующей возможности педагогов с потребностями развития личности ребенка и освоения культурных ценностей.
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Ленска с углубленным изучением отдельных предметов» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия)’ зарегистрирована 13 декабря 2002 года по адресу 678144, САХА /ЯКУТИЯ/ РЕСПУБЛИКА, У. ЛЕНСКИЙ, Г. ЛЕНСК, УЛ. ОЙУНСКОГО, Д.36. Компании был присвоен ОГРН 1021400691773 и выдан ИНН 1414009673.
Основным видом деятельности является образование среднее общее. Директор школы Суянко Татьяна Алексеевна.
Школа работает в режиме полного дня, обучение осуществляется в две смены (I смена 8.30 – 14.10; II смена 14.30 – 20.00).
Количество учебных дней в неделю — 6 Выходной день — воскресенье.
Управление МБОУ СОШ №2 осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ), Уставом МБОУ СОШ №2. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является директор. Управление Образовательным Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Структура МБОУ СОШ №2 представлена на рисунке 3.

Реализуемые образовательные программы, в том числе адаптированные образовательные программы:
- Основная образовательная программа начального общего образования ФГОС 2022 (1 класс);
- Основная образовательная программа начального общего образования ФГОС НОО 2009 (2-4 класс);
- Основная образовательная программа основного общего образования ФГОС 2022 (5 класс);
- Основная образовательная программа основного общего образования ФГОС ООО 2010 (6-9 класс);
- Основная образовательная программа среднего общего образования;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР;
- Основная образовательная программа начального общего образования 2023 год.
Помимо основных видов деятельности, указанных ранее, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска также осуществляет деятельность в следующих направлениях дополнительного образования:
- Естественнонаучная направленность;
- Социально-педагогическая направленность;
- Физкультурно-спортивная направленность;
- Художественная направленность.
В соответствии с этим, на сегодняшний день МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ленска реализует следующие направления обучения и развития детей и подростков в рамках дополнительного образования:
— предметная область географии и страноведение;
— проектная и исследовательская деятельность, интеллектуальное развитие;
— общая экология, социальная экология и устойчивое развитие;
— логопедические занятия;
— подготовка к школе;
— художественно-эстетическое и творческое развитие;
— английский язык;
— русский язык и культура речи;
— общая физическая подготовка, каратэ, рукопашный бой, футбол, художественная гимнастика, шахматы, акробатика.
— академический хор, вокальный ансамбль, фольклорный или этнокультурный коллектив, эстрадный вокал.
Образовательная программа учреждения разработана на основе следующих рекомендуемых программ и технологий:
- «Программно-методических материалов для подготовки к школе детей с задержкой психического развития (ЗПР)» под ред. С.Г.Шевченко;
- Проекта «Типовой программы коррекционного обучения детей с задержкой психического развития»;
Организацией и ведением бухгалтерского учёта в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска занимается бухгалтерия. С другими подразделениями, за исключением руководительского состава, бухгалтерия взаимодействует только на уровне получения запросов на те или иные нужды подразделения, в момент выделения денежных средств начальникам подразделений. Кроме того, бухгалтерия активно взаимодействует с отделом кадров в отношении вопросов начисления и выплаты заработных плат, больничных, отпускных и других выплат.
При этом, все расходы бухгалтерия в обязательном порядке согласовывает с заведующей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска в ходе ежегодной разработки и принятия бюджета на следующий календарный год, а также в ситуациях отклонения расходной части бюджета, от предварительно утверждённого, в связи с теми или иными форсс-мажорными обстоятельствами.
Рассмотрим основные экономические показатели деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ленска (табл. 6).
Таблица 6 – Анализ основных экономических показателей деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ленска за 2022 год
| № п/п | Наименование показателя | Значение показателя | Изменение (+/-) | Темп изменения, % | |
| На начало периода | На конец периода | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | Выручка от реализации, руб. | 25465521,33 | 29836853,65 | 4371332,32 | 117,17 |
Продолжение таблицы 6
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
| 2 | Себестоимость реализованной продукции, руб. | 25743313,09 | 30061735,40 | 4318422,31 | 116,77 | ||
| 3 | Запасы и затраты, руб. | 1085758,05 | 907326,77 | -178431,28 | 83,57 | ||
| 4 | Стоимость имущества, руб. | 12167519,69 | 94655575,20 | 82488055,51 | 777,94 | ||
| 5 | Собственные средства, руб. | -7735346,82 | -7960228,57 | -224881,75 | 102,91 | ||
| 6 | Чистая прибыль, руб. | -277791,76 | -224881,75 | 52910,01 | 80,95 | ||
| 8 | Коэффициенты рентабельности всего капитала по балансовой прибыли (п.1/п.7*100 %) | -2,2831 | -0,2376 | 2,05 | — | ||
| 9 | Коэффициенты рентабельности всего капитала по чистой прибыли (п.2/п.7*100%) | -2,2831 | -0,2376 | 2,05 | — | ||
| 10 | Коэффициенты рентабельности собственных средств по балансовой прибыли (п.1/п.4*100%) | 3,5912 | 2,8251 | -0,77 | — | ||
| 11 | Коэффициенты рентабельности собственных средств по чистой прибыли (п.2/п.4*100%) | 3,5912 | 2,8251 | -0,77 | — | ||
| 12 | Рентабельность производственных фондов по балансовой прибыли (п.1/(п.5+п.6)*100%) | -3,5385 | -3,0513 | 0,49 | — | ||
| 13 | Рентабельность производственных фондов по чистой прибыли (п.2/(п.5+п.6)*100%) | -3,5385 | -3,0513 | 0,49 | — | ||
Как видно из представленных данных деятельность организации является нерентабельной. Так, на протяжение всего исследуемого периода наблюдается отрицательное значение коэффициента рентабельности капитала и рентабельности производственных фондов. Положительной тенденцией в данном аспекте является увеличение на конец исследуемого периода коэффициента рентабельности капитала на 2,05 % и рентабельности производственных фондов на 0,49 %.
Коэффициент рентабельности собственных средств имеет положительное значение. Однако это является результатом специфики расчёта данного показателя в контексте исследования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска и связано с убыточностью части деятельности организации, которая является коммерческой и отрицательным значением собственных средств.
Но учитывая некоммерческий характер деятельности организации этот аспект существенно не влияет на успешность её деятельности.
В дополнение к основным экономическим показателям, проведём расчёт коэффициентов ликвидности, результат которого представлен в табл. 7 .
Таблица 7 – Расчёт коэффициентов ликвидности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска
| Название | Расчет | На начало периода | На конец периода | Нормативное значение |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Коэффициент абсолютной ликвидности | А1 / (П1 + П2) | 0,0007 | 0,0138 | ≥ 0,2 |
| Коэффициент промежуточного покрытия | (А1 + А2) / (П1 + П2) | 0,0008 | 3,0315 | 0,5 – 1,0 |
| Коэффициент текущей ликвидности | (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2) | 0,0574 | 3,0672 | ≥ 2,0 |
Как видно из представленных данных, на протяжение всего исследуемого периода только коэффициент текущей ликвидности соответствует установленному нормативному значению и только на конец анализируемого периода.
На протяжение всего 2022 года коэффициент абсолютной ликвидности не достигает нормативного значения. Полученные значения коэффициента абсолютной ликвидности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска говорят о том, что организация не сможет вовремя погасить долги, в случае, если срок платежей наступит в скором времени. Несмотря на то, что на конец периода ситуация улучшилось, этого всё ещё недостаточно.
Коэффициент промежуточного покрытия на начало периода не достигает нормативного значения. Это говорит о том, что ликвидные активы не покрывают краткосрочные обязательства, а значит существует риск потери платёжеспособности. При этом, на конец 2022 года, коэффициент промежуточного покрытия существенно превышает установленное нормативное значение. Данная тенденция не является негативной, так как чем выше коэффициент промежуточного покрытия, тем лучше, а нормативное значение установлено как усреднённый ориентир нижнего порогового значения.
Что же касается низкого значения коэффициента текущей ликвидности на начало исследуемого периода, следует отметить, что в начале 2022 года у МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска были трудности в погашении текущих обязательств, однако к концу года данная проблема была решена. Это может являться следствием специфической системы зачисления денежных средств бюджетной организации для дальнейшего финансирования своей деятельности.
Проанализируем показатели финансовой устойчивости исследуемой организации (табл. 8).
Таблица 8 – Расчет показателей финансовой устойчивости МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска, руб.
| № п/п | Наименование показателя | Значение показателя | Нормативное значение | ||
| На начало периода | На конец периода | Изменение (+/-) | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | Собственные средства | -7735346,82 | -7960228,57 | -224881,75 | — |
| 2 | Сумма задолженности | 19902866,51 | 102615803,77 | 82712937,26 | — |
| 3 | Дебиторская задолженность | 1992,08 | 76558312,6 | 76556320,52 | — |
| 4 | Долгосрочные заемные средства | — | — | — | — |
| 5 | Стоимость имущества | 12167519,69 | 94655575,20 | 82488055,51 | — |
| 6 | Коэффициент независимости (собственности) (п.1/п.5) | -0,6357 | -0,0841 | 0,55 | не ниже 0,7 |
| 7 | Соотношение собственных и заемных средств (п.2/п.1) | -2,5730 | -12,8911 | -10,32 | не выше 1 |
Продолжение таблицы 8
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 8 | Удельный вес заемных средств в стоимости имущества (п.2/п.5) | 1,6357 | 1,0841 | -0,55 | не ниже 0,2 – 0,25 |
| 9 | Удельный вес дебиторской задолженности (п.3/п.5) | 0,0002 | 0,8088 | 0,81 | не ниже 0,7 – 0,8 |
| 10 | Удельный вес собственных и долгосрочных заемных средств (сроком более года) в стоимости имущества ((п.1+п.4)/п.5) | -0,6357 | -0,0841 | 0,55 | не ниже 1 (до 2,0 – 2,5) |
Коэффициент независимости МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска на конец исследуемого периода вырос на 0,55 %. Показатель соотношения собственных и заёмных средств снизился на 10,32 %. Удельный вес заёмных средств и стоимости имущества уменьшился на 0,55 %. Удельный вес дебиторской задолженности увеличился на 0,81 %. Удельный вес собственных и долгосрочных заёмных средств увеличился на 0,55 %.
Как видно из представленных данных коэффициент независимости МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска значительно ниже установленного нормативного значения. Это говорит о том, что организация полностью зависима от третьих лиц. Негативная тенденция также сложилась в отношении показателя удельного веса собственных и долгосрочных заёмных средств, который имеет отрицательное значение при условии нормативного значения не ниже 1. Что же касается остальных показателей, они соответствуют установленным нормативным значениям.
По типу финансовой устойчивости МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска можно отнести ко второму классу, то есть к организациям, которые имеют признаки финансовой нестабильности, но обладают потенциальными возможностями их преодоления.
2.2 Анализ трудового потенциала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ленска
В рамках исследования трудового потенциала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска, в первую очередь проанализируем степени квалификации работников организации (табл. 9).
Таблица 9 – Анализ динамики кадрового состава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска по степени квалификации, чел.
| Показатель | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Абсол. откл. (2022 / 2020) | Темп изменения (2022 / 2020), % |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Руководящий состав | 11 | 11 | 12 | 1 | 109,09 |
| Основной преподавательский состав, в т.ч.: | 58 | 63 | 83 | 25 | 143,10 |
| — педагоги | 28 | 33 | 43 | 15 | 153,57 |
| — другие специалисты | 30 | 30 | 40 | 10 | 133,33 |
| Вспомогательный состав кадров, в т.ч.: | 21 | 26 | 34 | 13 | 161,90 |
| — специалисты и служащие | 15 | 18 | 24 | 9 | 160,00 |
| — рабочие | 6 | 8 | 10 | 4 | 166,67 |
| Всего | 90 | 100 | 129 | 39 | 143,33 |
Для наглядности, рассмотрим данные представленные в табл. 9 с помощью диаграммы (рис. 4).
Рисунок 4 – Структурная диаграмма изменения кадрового состава по степени квалификации
Таким образом, наибольшую часть кадрового состава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска по степени квалификации занимает основной преподавательский состав, который на конец исследуемого периода составляет 83 чел., что на 25 чел. или 43,10 % больше, чем в 2020 году. На втором месте по величине структурной части кадров находятся работники вспомогательного состава, количество которых в 2022 году составило 34 чел., что на 13 чел. или 61,9 % больше, чем в 2020 году. Наименьшую часть кадрового состава занимают работники руководящего состава, а именно 12 чел. на конец 2022 года, что на 1 чел. или 9,09 % больше, чем в 2020 году. Такая структура трудового потенциала в данном аспекте, является максимально оптимальной для обеспечения быстрых темпов развития всей организации.
Следует отметить, что на протяжение 2021 – 2022 годов основной состав персонала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска состоит в большей степени из специалистов и служащих и в меньшей степени из рабочих. За проанализированный период рост количества специалистов и служащих основного состава равен 15 чел. или 53,57 %, в то время как рост рабочих только 10 чел. или 33,33 %.
Проанализируем кадровый состав Б МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска по возрастной структуре (табл. 10).
Таблица 10 – Анализ динамики изменения кадрового состава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска по возрастной структуре, чел.
| Показатель | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Абсол. откл. (2022 / 2020) | Темп изменения (2022 / 2020), % |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| От 18 до 25 лет | 10 | 18 | 22 | 12 | 220,00 |
| От 26 до 35 лет | 20 | 27 | 33 | 13 | 165,00 |
| От 36 до 45 лет | 17 | 26 | 37 | 20 | 217,65 |
| От 46 до 55 лет | 33 | 19 | 28 | -5 | 84,85 |
| От 55 до 65 лет | 9 | 10 | 8 | -1 | 88,89 |
| Старше 65 лет | 1 | 0 | 1 | 0 | 100,00 |
| Всего | 90 | 100 | 129 | 39 | 143,33 |
Для наглядности, рассмотрим данные представленные в табл. 10 с помощью диаграммы (рис. 5).
Рисунок 5 – Структурная диаграмма изменения кадрового состава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска по возрасту
Таким образом, в 2022 году наибольшую часть работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска составляют кадры в возрасте от 36 до 45 лет и от 26 до 35 лет.
На втором месте по структурной части работников находятся кадры в возрасте от 46 до 55 лет, на третьем в возрасте от 18 до 25 лет. Работников от 55 лет и старше в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска мало. За последние 3 года количество сотрудников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска в возрасте от 18 до 25 лет увеличилось на 12 чел. или 120 %, от 26 до 35 лет – на 13 чел. или 65 %, от 36 до 45 лет – на 20 чел. или 117,65 %.
Количество работников от 46 до 55 лет уменьшилось на 5 чел. или 15,15 %, от 55 до 65 лет – на 1 чел. или 11,11 %. Следовательно, наблюдается омоложение кадрового состава.
Проанализируем кадровый состав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска по уровню образования (табл. 11).
Таблица 11 – Анализ динамики изменения кадрового состава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска по уровню образования за период 2020 – 2022 годов, чел.
| Показатель | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Абсол. откл. (2022 / 2020) | Темп изменения (2022 / 2020), % |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Среднее образование | 18 | 15 | 10 | -8 | 55,56 |
| Среднее специальное (профессиональное) образование | 27 | 25 | 18 | -9 | 66,67 |
| Бакалаврат | 21 | 33 | 73 | 52 | 347,62 |
| Магистратура | 21 | 24 | 27 | 6 | 128,57 |
| Аспирантура и докторантура | 3 | 3 | 1 | -2 | 33,33 |
| Всего | 90 | 100 | 129 | 39 | 143,33 |
Для наглядности, рассмотрим данные представленные в табл. 11 с помощью диаграммы (рис. 6).

За последние 3 года в штате сотрудников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска произошло уменьшение работников со средним образованием на 8 чел. или 44,44 %, со средним специальным образованием на 9 чел. или 33,33 %, а также закончивших аспирантуру и / или докторантуру на 2 чел. или 66,67 %.
При этом, количество работников с бакалаврским образованием увеличилось на 52 чел. или в 2,48 раз, с магистерским образованием на 6 чел. или 28,57 %. Таким образом, наблюдается повышение уровня образованности работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска.
Проанализируем кадровый состав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска по опыту работы (табл. 12).
Таблица 12 – Анализ динамики изменения кадрового состава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска по опыту работы (стажу) за период 2020 – 2022 годов, чел.
| Показатель | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Абсол. откл. (2022 / 2020) | Темп изменения (2022 / 2020), % |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| До 1 года | 27 | 27 | 23 | -4 | 85,19 |
| От 1 до 3-х лет | 30 | 36 | 39 | 9 | 130,00 |
| От 3-х до 5 лет | 10 | 13 | 28 | 18 | 280,00 |
| От 5 до 10 лет | 8 | 11 | 22 | 14 | 275,00 |
| Более 10 лет | 15 | 13 | 17 | 2 | 113,33 |
| Всего | 90 | 100 | 129 | 39 | 143,33 |
На конец исследуемого периода большая часть МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска имеет стаж работы от 1 до 3-х лет, на втором месте по численности работников находится группа кадров, стаж работы которых составляет от 3-х до 5 лет, на третьем месте работники со стажем до 1 года, не многим от них по численности отстаёт группа работников со стажем от 5 до 10 лет. При этом, за последние 3 года, количество работников со стажем до 1 года уменьшилось на 4 чел. или 14,81 %, количество работников со стажем от 1 до 3-х лет увеличилось на 9 чел. или 30 %, со стажем от 3-х до 5 лет на 18 чел. или 180 %, со стажем от 5 до 10 лет на 14 чел. или 175 %, со стажем более 10 лет на 2 чел. или 13,33 %. Представленные изменения говорят о повышении опытности персонала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска
Для наглядности, представим данные табл. 12 с помощью диаграммы (рис. 7).
Рисунок 7 – Структурная диаграмма изменения кадрового состава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска по стажу работы
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что произошедшие изменения за последние 3 года в кадровом составе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска, положительно влияют на трудовой потенциал. Работники в возрасте 26 – 45 лет обладают достаточным опытом для того, чтобы выполнять возложенные на них обязательства эффективно, но при этом ещё не слишком консервативны в силу возраста для того чтобы не тормозить развитие организации, а наоборот, способствовать ему.
качественной стороны потенциала также быть произведена использованием количественных показателей.
оценки состояния рассчитаем коэффициент здоровья. Для необходимо использовать заболеваемости, который как отношение по болезням часа в 2022 году по к общему рабочего времени:
КЗ = 1 – 2193 / (298 * 8 * 129) = -6,131
полученного можно вывод, коэффициент достаточно то количество выходов работу состоянию составляет 6,13% времени.
Для уровня используется квалификации. категории данный равняется: =((6+7*4+8+9)/7)/15=0,486. Данный характеризует самую картину квалификационном категории рабочих.
служащих расчета квалификации иметь KКС 5/129=0,039, говорит необходимости отношения к по квалификации работников.
Нравственный в характеризует нравственности который определить времени из-за конфликтов фонду времени: = – 1967 / (300*8*129) = – 0,006 = 0,994, что о нравственном в рассматриваемой организации.
Для полной трудового организации проводить коэффициента активности по формуле:
= 231/129=1,79
результат о что в организации внедряются рационализаторские по многим так на работника по новых усовершенствованных внедрения.
уровня Ко, долей с образованием общей работающих, по формуле:
= (73+27+1)/129 0,783
Это свидетельствует довольно уровне в организации.
место оценке потенциала коэффициент коллектива, может рассчитан отношение работников, в организации менее лет, общему работников: = (28+22+17)/129 = 0,519, что о уровни коллектива.
Теперь показатель трудоспособности – коэффициент который как количества в 28-50 (наиболее возраст) общей по КФТ (33+37+28)/129=0,760. на уровне свидетельствует том, половина на 2021 находилась наиболее возрасте.
Далее провести интегрального качественной трудового МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска, в соответствии с формулой 12, представленной в первой главе данной работы. Однако, прежде чем перейти к расчёту интегрального показателя, необходимо каждому параметру трудового потенциала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска присудить соответствующий коэффициент значимости.
Коэффициенты значимости параметров трудового потенциала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ленска были присуждены по ряду параметров трудового потенциала посредством экспертной оценки. В качестве экспертов по данному аспекту были взяты начальник отдела кадров, заместитель начальника отдела кадров и 1 штатный работника отдела кадров компании, которым были присуждены позиции эксперт №1, эксперт № 2 и эксперт № 3. Оценка производилось по 3-х балльной шкале, где коэффициент 1 был взят, как низкий уровень значимости, коэффициент 2 был взят, как средний уровень значимости, коэффициент 3 был взят, как высокий уровень значимости конкретного параметра. Наглядно результаты проведённой экспертной оценки представлены в таблице 13 данной работы.
Таблица 13 – Коэффициенты значимости трудового потенциала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ленска
| Характеристика | для организации, уд. ед. | |||
| Эксперт № 1 | Эксперт № 2 | Эксперт № 3 | Итоговая оценка значимости* | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Здоровье | 1 | 2 | 3 | 2 |
| Квалификация | 2 | 2 | 2 | 2 |
| Нравственность | 1 | 1 | 3 | 2 |
| Новаторства | 2 | 1 | 1 | 1 |
| образования | 3 | 2 | 2 | 2 |
| Стабильность | 3 | 3 | 2 | 3 |
| Физическая трудоспособность | 3 | 3 | 2 | 3 |
данной можно сделать вывод, организация упор значимости трудового на персонала на физическую трудоспособность. Таким образом, подсчитать интегральный трудового потенциала рассматриваемой организации.
ТП=2*0,984+2*(0.486+0,087)+0,957+4,052+2*0,912+3*0,684+3*0,508
= 13,523.
образом, рассматриваемом качественно потенциал 13,523. можно средний трудового 13,523/8=1,690.
2.3 Оценка рациональности использования трудового потенциала в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ленска
В рамках оценки эффективности использования трудового потенциала рассмотрим показатели внешнего движения работников в динамике за последние 3 года (табл. 14).
Таблица 14 – Анализ движения работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ленска за период 2020 –2022 годов
| Показатели | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Абсол. откл. (2022 / 2020) | Темп изменения (2022 / 2020), % |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Среднесписочная численной работников, чел. | 90 | 100 | 129 | 39 | 143,33 |
| Численность работников со стажем до 1 года, чел. | 27 | 27 | 23 | -4 | 85,19 |
| Принято на работу, чел. | 10 | 35 | 39 | 29 | 390,00 |
| Уволено с работы, всего, чел. | 0 | 6 | 8 | 8 | — |
| В том числе: — за нарушение трудовой дисциплины; | 0 | 1 | 3 | 3 | — |
| — по собственному желанию | 0 | 5 | 5 | 5 | — |
| Коэффициент приема | 0,37 | 1,30 | 1,70 | 1,33 | 459,46 |
| Коэффициент выбытия | — | 0,22 | 0,35 | 0,35 | — |
| Коэффициент текучести кадров | — | 0,19 | 0,22 | 0,22 | — |
За последние 3 года штат организации вырос на 39 чел. или 43,33 %. При этом, численность работников со стажем работы до 1 года уменьшилась на 4 чел. или 14,81 %.
Кроме того, к концу года наблюдается рост коэффициента выбытия на 35 % и коэффициента текучести кадров на 22 %, что является негативной тенденцией развития кадрового менеджмента компании. Уровень текучести кадров в компании является очень высоким. Нормальным считается уровень текучести до 6%. В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ленска он составляет на конец исследуемого периода – 22%.
Проанализируем показатели системы ротации персонала (табл. 15).
Таблица 15 – Анализ показателей системы ротации персонала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ленска за период 2020 – 2022 годов
| Показатель | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Абсол. откл. (2022 / 2020) | Темп изменения (2022 / 2020), % |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Количество сотрудников, прошедшие внутренние перемещения в течение года, чел. | 29 | 30 | 33 | 4,00 | 113,79 |
| Структурная часть сотрудников, прошедших ротацию за год, % | 32,22 | 30,00 | 25,58 | -6,64 | — |
| Количество сотрудников, перемещённые внутри компании более 1 раза за год, чел. | 5 | 3 | 4 | -1,00 | 80,00 |
| Количество сотрудников перемещённых на должность выше занимаемой на начало года, чел. | 2 | 4 | 2 | 0,00 | 100,00 |
| Количество сотрудников, перемещённых на должность ниже занимаемой на начало года, чел. | 9 | 5 | 7 | -2,00 | 77,78 |
| Количество сотрудников, перемещённых по горизонтали, чел. | 8 | 11 | 14 | 6,00 | 175,00 |
| Коэффициент соответствия квалификации персонала | 0,75 | 0,77 | 0,79 | 0,04 | — |
| Коэффициент взаимозаменяемости персонала | 0,64 | 0,58 | 0,55 | -0,09 | — |
| Коэффициент совмещения специальностей | 0,70 | 0,72 | 0,70 | 0,00 | — |
| Коэффициент внутренних трудовых перемещений | 0,62 | 0,55 | 0,57 | -0,05 | — |
| Коэффициент ротационного замещения | 0,61 | 0,58 | 0,57 | -0,04 | — |
Как видно из представленных данных, за последние 3 года произошло снижение коэффициента взаимозаменяемости персонала на 0,09, коэффициента трудовых перемещений на 0,05 и коэффициента ротационного замещения на 0,05. Коэффициент совмещения специальностей остался без изменения. Исходя из этого, положительная динамика наблюдается только в отношении коэффициента соответствия квалификации персонала.
Лучше всего эффективность использования трудового потенциала организации характеризуют результативные показатели деятельности организации, поэтому в завершение исследуемого вопроса, произведём оценку данных показателей. Учитывая то, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ленска является некоммерческой организацией, основные показатели, характеризующие эффективность его деятельности, носят не финансовый характер. Наглядно изменение данных показателей за последний отчётный период представлено в табл. 16.
Таблица 16 – Оценка эффективности использования трудового потенциала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ленска на основании результативных показателей деятельности организации
| Показатель | 2021 год | 2022 год | Абсолютное отклонение | Темп роста, % |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Загруженность школы учащимися, % | 76 | 82 | 6 | 107,89 |
| Количество работников, участвующих в методической работе школы, чел. | 1 | 3 | 2 | 300,00 |
| Количество работников, участвующих в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, чел. | — | 3 | 3 | — |
| Количество работников, участвовавших в программах повышения квалификации за год, чел. | 3 | 5 | 2 | 166,67 |
| Уровень выполнения плана по воспитательной работе, % | 79 | 84 | 5 | 106,33 |
| Уровень выполнения плана по образовательной работе, % | 81 | 93 | 12 | 114,81 |
| Количество проведённых внеурочных мероприятий, шт. | 4 | 6 | 2 | 150,00 |
| Количество организованных открытых мероприятий, с привлечением учащихся других учреждений, шт. | 1 | 3 | 2 | 300,00 |
| Количество научных публикаций педагогов школы, шт. | — | 3 | 3 | — |
| Количество детей, закончивших учебный год с результатами выше среднего, чел. | 104 | 131 | 27 | 125,96 |
Продолжение таблицы 16
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Удельный вес детей, закончивших учебный год с результатами выше среднего, % | 48 | 60 | 12 | 125,00 |
| Кол-во детей, проходящих платные программы школы (пользующиеся платными услугами), чел. | 54 | 67 | 13 | 124,07 |
| Доходы школы от предоставления платных услуг, тыс. руб. | 25465521,33 | 29836853,65 | 4371332,32 | 117,17 |
Как видно из анализа динамики показателей, представленных в таблице 8, все исследованные показатели демонстрируют в краткосрочной перспективе (1 год) положительную динамику изменения. Это свидетельствует о том, что несмотря на наличие некоторых проблем в рамках использования трудового потенциала организации, в целом, трудовой потенциал МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ленска реализуется эффективно.
В завершение исследуемого вопроса проанализируем фонд рабочего времени МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ленска .
Полноту использования потенциала оценить количеству дней часов работником анализируемый Данная характеристика для рассматриваемой организации представлена в табл. 17.
Таблица 17 – Расчётные данные для анализа влияния фонда рабочего времени на доход МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ленска за 2022 г.
| Показатель | План | Факт | Абсолютный прирост | Процент плана |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| работающих, чел. | 100 | 129 | 29 | 129,00 |
| дней дней | 300 | 298 | -2 | 99,33 |
Продолжение таблицы 17
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Продолжительность дня, часов | 7,97 | 7,95 | -0,02 | 99,75 |
| выработка, руб./чел. | 254655,21 | 231293,44 | -23361,77 | 90,83 |
| Доход реализации руб. | 25465521,33 | 29836853,65 | 4371332,32 | 117,17 |
Для анализа методом абсолютных разниц:
ДР = Ч × Д × Тсм × Вч
ΔДРЧ = ΔЧ × Дпл × Тсмпл × Вчпл
ΔДРД = ΔД × Чф × Тсмпл × Вчпл
ΔДРТсм = ΔТсм × Дф × Чф × Вчпл
ΔДРВч = ΔВч × Дф × Тсмф × Чф
ΔДР = ΔДРЧ + ΔДРД + ΔДРТсм + ΔДРВч
ΔДРЧ =
ΔДРД = -2 × 129 × 7,97 × 254655,21 = -101496,36 тыс. руб.
ΔДРТсм = -0,02 × 62 × 298 × 102,7 = -37949,70 тыс. руб.
ΔДРВч = 62 × 298 × 7,95 × 0,15 = 22032,63 тыс. руб.
ΔДР = ΔДРЧ + ΔДРД + ΔДРТсм + ΔДРВч = – 101496,36 – 37949,70 + 22032,63 = -117413,43 тыс. руб.
выявления целодневных внутрисменных рабочего сопоставим данные фактического и планового баланса рабочего времени (табл. 18).
Они могут быть вызваны разными объективными и субъективными обстоятельствами, не планом: отпусками разрешения заболеваниями с потерей прогулами, простоями из-за оборудования, механизмов, в сырья, электроэнергии, и Каждый потерь подробнее, особенно которые зависят предприятия. Уменьшение рабочего времени причинам, зависящим трудового коллектива, резервом увеличения продукции, который требует дополнительных вложений и быстро получить отдачу.
Таблица 18 – Баланс рабочего времени МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ленска за 2022 г.
| № п/п | Показатель | План* | Факт** | Абсолютное отклонение | Процент отклонения от плана |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | Календарное количество дней, в том числе: | 365 | 365 | 0 | 100,00 |
| 2 | дни, дней | 9 | 9 | 0 | 100,00 |
| 3 | выходные дни, дней | 56 | 58 | 2 | 103,571 |
| 4 | Среднесписочное количество всех работников предприятия | 100 | 129 | 29 | 129,00 |
| 5 | Календарный фонд рабочего времени, дней (п. 1 * п. 4) | 22630 | 22630 | — | — |
| 6 | фонд времени на 1 человека, дней | 300 | 300 | — | — |
| 7 | Номинальный фонд рабочего времени всего, дней (п. 6 * п. 4) | 18600 | 18600 | — | — |
| 8 | Продолжительность рабочей смены, часов | 7,97 | 7,95 | -0,02 | 99,75 |
| 9 | Кол-во смен, шт. | 1 | 1 | — | — |
| 10 | Номинальный фонд рабочего времени в часах на 1 работника, часов (п. 8 *п.6) | 2391 | 2385 | -6 | 99,75 |
| 11 | Номинальный фонд рабочего времени в часах всего, часов (п.10*п.4) | 136287 | 135945 | -342 | 99,75 |
| 12 | рабочего времени, час, в т. ч.: | 4977 | 11591 | 6614 | 232,89 |
| 12.1 | ежегодные отпуска, час | 912 | 912 | 0 | 100 |
| 12.2 | по учебе, час | 456 | 457,71 | 1,71 | 100,375 |
| 12.3 | отпуска беременности и родам, час | 456 | 912 | 456 | 200 |
| 12.4 | отпуска разрешения администрации, час | 285 | 513 | 228 | 180 |
| 12.5 | болезни, час | 1500 | 2193 | 693 | 146,2 |
| 12.6 | от конфликтов, час | 0 | 1967 | 1967 | — |
| 12.7 | простои, час | 1368 | 2736 | 1368 | 200 |
| 13 | Табельный фонд рабочего времени всего, часов (п.11 – п.12) | 131310 | 124254 | 6956 | 94,63 |
Таким образом, на основании данных таблицы 18 следует отметить, что:
- Номинальный фонд рабочего времени в 2022 году по факту уменьшился на два дня или на 0,97%.
- 2. Показатель общей потери рабочего времени фактически превысил план на 132,885% или 6613,71 час (с 4977 часов по плану до 11590,71 час).
- Фактический показатель потерь от ежегодного отпуска достигла плановый показатель в 912 часов.
- Фактический показатель потери рабочего времени от отпуска по учебе увеличился на 0,375% или на 1,71 час.
- 5. Потери от отпусков по беременности и родам имели тенденцию к повышению в два раза по отношению к плану (с 456 до 912 часов).
6 Фактический показатель потерь от дополнительного отпуска с разрешения администрации превысил плановый на 228 часов или на 80%.
Потери от простоев составили фактически 1368 часов, плановый показатель равен 2736 часам. Темп роста показателя составил 200%.
образом, с точки зрения использования календарного фонда рабочего времени можно отметить отсутствие эффективной системы использования трудового потенциала компании, что является упущением непосредственно процесса управления днным аспектом. В течение проанализированного периода наблюдается высокий уровень незапланированных потерь рабочего времени, что в свою очередь негативно отображается на финансово-экономическом положении предприятия.
