1.3.3. Формализация расчетов подзадач
Анализ затрат на обработку документов приведу в таблице 1.
На основании приведенной таблицы видно, что автоматизация документооборота вследствие внедрения ИС управления клиентской базой значительно ускорит процесс формирования и обработки документов.
Также ведение документов в электронном виде снизит уровень возникновения ошибок при занесении данных в документы, т.к. планируется, что она (информация) будет заноситься в формы автоматически.

1.4. Анализ существующих разработок и обоснование выбора технологии проектирования
1.4.1. Определение критериев анализа
Проведем выбора среды программирования методом экспертного оценивания. Выделим критерии оценки среды программирования. Важность каждого из представленных критериев была оценена экспертами по 100 бальной шкале. Исходя из полученных данных, находится средний балл и коэффициент относительной важности критерия. Результаты экспертизы представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2. Результаты экспертизы сред разработки, первый этап
Таблица 3. Результаты экспертизы сред разработки, второй этап
Учитывая все вышесказанное и результаты анализа экспертным оцениванием можно сделать выбор среды программной разработки в пользу 1C, который обеспечивает чрезвычайно высокую производительность и удобство использования.
1.4.2. Сравнительная характеристика существующих разработок
Компании совсем не подойдут продукты компании «SAP» или «Oracle» которые являются более типизированными и требуют изменения бизнеса компании-заказчика под свое ПО. А собственная разработка на данных программных продуктах окажется нерентабельной в силу их дороговизны и отсутствия большого количества специалистов для поддержки эксплуатации и модернизации ЭИС в фазе сопровождения.
В отличии от вышеперечисленных вендоров, продукция отечественной компании фирмы «1С» является более рентабельной, в силу относительно не высокой стоимости внедрения и большого количества качественных специалистов, способных поддерживать информационную систему.
В нашем случае, становится очевидным тот факт, что нам необходимо программное обеспечение под заказ, так как автоматизируемая деятельность обладает специфическими особенностями собственных бизнес-процессов организации и конкретным назначением.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что наиболее целесообразным способом приобретения ЭИС является разработка системы своими силами. Стоимость самостоятельной разработки системы будет выше по сравнению с приобретением аналогов – информационных систем от фирмы «1С», например CRM системы от компании РАРУС, стоимость лицензии на одно рабочее место составляет от 19600 руб. Такие информационные системы не подойдут компании, что объясняется спецификой их тиражного распространения, в то время, как разрабатываемая система создается для внедрения на конкретное предприятие и конкретный бизнес-процесс.
Важным отличием разработки бизнес-приложений в системе 1С от разработки в универсальных системах (Delphi, С++) состоит в том, что в 1С информационная система разрабатывается в терминах классов проблемно ориентированных бизнес – сущностей, что более ориентированно на бизнес-решения коммерческих предприятий.
В случае использования универсальной среды программирования при разработке системы автоматизации какого-либо предприятия существует целый ряд различных сущностей – товары, клиенты, счета, накладные, документы — а также все способы регистрации их взаимодействия.
Также, выбор сильной отечественной платформы обосновывается тем фактором, что в нынешних условиях санкций активно включается программа импортозамещения, иностранное программное обеспечение становится в ещё более не конкурентном положении и становится стратегически правильным внедрять более конкурентоспособные информационные системы фирмы «1С».
Основным отличием от имеющихся аналогичных систем станет направленность разрабатываемой информационной системы на реализацию конкретных требуемых бизнес-процессов средствами информационной поддержки ЭИС. Также стоит заметить, что залоежнная в платформу функциональность и технология RAD (технология быстрого проектирования и разработки приложений) позволяет произвести быструю доработку и добавление в неё функционала при необходимых адаптационных запросах на изменение ЭИС в соответствии с изменением предметной области.
Выводы по главе 1
Таким образом, система «1С: Предприятие 8.3» обладает конкурентными преимуществами, такими как:
- Высокая скорость разработки информационных систем по сравнению с аналогичными системами.
- Низкая цена разработки.
- Гибкость и кластеризация разработки.
- Возможность создания единого решения как для клиент-серверной архитектуры, так и для мобильного приложения.
Была выбрана платформа 1С: Предприятие в качестве программной платформы и встроенный язык программирования системы «1С: Предприятие 8.3» как язык программирования.
Глава 2. Разработка и реализация проектных решений
2.1. Логическое моделирование предметной области
2.1.1. Логическая модель и ее описание
Информационная модель представляет собой схему движения входных, промежуточных и результативных потоков и функций предметной области. Кроме того, она объясняет, на основе каких входных документов и какой нормативно-справочной информации происходит выполнение функций по обработке данных и формирование конкретных выходных документов.
Информационная модель представлена на рис. 4.
Рисунок 4 — Информационная модель системы автоматизации клиентских заявок
2.1.2. Используемые классификаторы и системы кодирования
Система должна предоставлять возможность автоматизации учета клиентской базой в ООО «Туризм Европа».
Полученная информация накапливается в базе данных и обрабатывается системой с последующей возможностью оперативного доступа для контроля текущей ситуации, просмотра отчетов, анализа документов, внесения корректировок и обновления информационной базы, изменения условно-постоянной информации в справочниках, анализа обобщенной информации за период времени по каждому проекту или в целом.
Входная информация, содержащая данные оперативного новых учитываемых заявок, регистрируется первичными аналитическими документами и вносится в базу данных через интерфейсную форму ввода (обеспечивается отмена произведенных операций с возвратом исходных значений).
Условно-постоянная информация включает справочные данные о номенклатуре предлагаемых услуг по заявок, характеристиках заявок (срок, статус).
Исходная информация об услугах в рамках клиентской деятельности компании ООО «Туризм Европа» хранится в справочниках. Сведения о заявках, менеджерах, заявки хранятся в отдельных справочниках и корректируется по мере необходимости.
Учет операций по клиентам регистрируются в системе с контролем финансово-управленческой информации и возможностью отмены транзакции, при операции выписывается отчет в виде печатной формы.
Управление заявками клиентов ведется в разрезе менеджеров, а информация содержится в единой базе данных на сервере, соединение с клиентскими приложениями обеспечивается посредством архитектуры «клиент-сервер».
Клиентская часть системы должна быть многооконной и изменяемой под задачи отдельных операций, обеспечивать функции поиска, быстрой навигации и эргономичности управления.
Доступ к модулям системы обеспечивается через главное кнопочное меню. Проектируемая система должна предоставлять удобный и интуитивно понятный пользовательский интерфейс.
Анализ накапливаемой количественно-суммовой информации в базе данных проводится в модуле аналитики с последующим выводом выходных данных.
Параметры обрабатываемой информации должны корректироваться в зависимости от устанавливаемого пользователем интервала времени и конкретного магазина или итоговая информация за весь период по всему предприятию.
Система должна иметь возможность последующей реорганизации и расширения для улучшения её возможностей или добавления функций. Должен обеспечиваться контроль ввода данных при отсутствии избыточности, а также надежное хранение и целостность базы данных.
В системе используется 5 видов кодирования, предназначенные для однозначной идентификации менеджеров, клиентов, договоров, платежей, проектов . Виды системы кодирования указаны в табл. 4.
Таблица 4.Используемые системы кодирования
Все классификаторы ведутся менеджером.
Классификатор менеджеров.
Структурная формула классификатора:
F = [Фамилия] : [XXXXX] – код менеджера
Пример заполнения — 001234
Классификатор клиентов.
Структурная формула классификатора:
F = [Наименование ]:[ XXXXX] — код клиента
Пример заполнения — 00001
Классификатор заявок.
Структурная формула классификатора:
F = [Наименование]:[ XXXXX] — код заявки
Пример заполнения — 00004
Классификатор договоров.
Структурная формула классификатора:
F = [Наименование]:[ XXXXX] — код договора
Пример заполнения – 00012
2.1.3. Характеристика нормативно-справочной и входной оперативной информации
Структура мобильной платформы представлена на рис. 5.
Рис. 5 — Структура Мобильной платформы
Благодаря технологии мобильной платформы мы можем прямо сейчас, без привлечения стороннего программного обеспечения «отправить» наше приложение на мобильное устройство – например, с мобильной ОС Android, – и проверить его работу непосредственно там.
Для этого нам потребуется небольшая адаптация нашего приложения, установленная мобильная платформа в режиме разработчика на мобильном устройстве и запущенный веб-сервер на компьютере, где велась разработка приложения в 1С: Предприятии.
Запустим конфигуратор и проверим наше решение на возможность запуска на мобильном устройстве. Для этого идем в меню «Конфигурация», «Проверка конфигурации».
Рис. 6 Проверка конфигурации
После анализа становится понятным – в нашем решении используется функциональность платформы 1С: Предприятие 8, которая в настоящий момент времени не поддерживается мобильной платформой.
Все дело в том, что мобильное решение базируется на подмножестве объектов «десктопной» версии платформы и при разработке это следует учитывать. Мы же, создавая приложение, изначально о мобильном его применении не задумывались.
Сейчас, для простоты и наглядности, удалим все неподдерживаемые мобильной платформой объекты конфигурации и сформируем «Мобильный рабочий стол», соответствующий ее требованиям.
Итак, удаляем все подсистемы, функциональные опции и отчеты.
Переходим в свойства конфигурации и включаем назначение ее использование – Мобильное устройство. ЗначениеПерсональный компьютер – отключаем.
Теперь осталось создать рабочий стол для мобильного приложения, и адаптацию нашего решения можно будет считать завершенной. Настроим интерфейс.
На этом подготовка нашего решения к работе на мобильном устройстве завершена. Сохраняем все изменения – F7.
Остается отправить приложение на планшет или коммуникатор, после чего запустить его там.
На веб-сервере публикуется готовое приложение в виде одного xml-файла, мобильная платформа с мобильного устройства подключается к этому веб-серверу, получает этот xml-файл и устанавливает его у себя.
После чего приложение готово к запуску на мобильном устройстве.
На этом действия на компьютере завершены.
Приложение появится в списке доступных, откуда его можно будет выбрать для запуска.
Запускаем приложение, нажав на его название, и проверяем его работоспособность.
Запущенное приложение представлено на рис. 7.
Рис. 7. Рабочий стол
Для мобильного приложения разработаны следующие справочники:
- Менеджеры
- Номенклатура
- Пользователи
- Клиенты
- Услуги
- Договора
Справочник «Менеджеры» предназначен для учета сотрудников – инженеров компании.
Справочник «Услуги» предназначен для учета услуг и номенклатуры компании и является иерархическим.
Справочник «Клиенты» предназначен для учета клиентов компании и имеет дополнительные вкладки – табличные части, содержащие аналитическую информацию.
Справочник «Договора» предназначен для учета договоров компании с клиентами.
Справочники «Договора» представлен на рис. 8.
Рисунок 8 — Справочник «Договора»
С учетом требований к информационной системе и к базе данных, были спроектированы и разработаны следующие документы, регистры для ЭИС:
- Документ «Обратная связь с клиентом»
- Документ «Первичный интерес клиента»
- Документ «Утверждение заявки»
- Документ «Заявка клиента»
- Документ «Оказание услуги»
- Регистр сведений «Интересы клиентов»
- Регистр сведений «Обратная связь»
- Регистр накопления «Продажи»
- Регистр накопления «Прибыль»
Документ «Обратная связь с клиентом» предназначен для осуществления обратной связи с клиентом, количественной оценки его удовлетворенности услугами и выяснением оказана ли была услуга вообще.
Документ «Первичный интерес клиента» предназначен для учета информации о том, откуда клиент узнал о компании.
Документ «Утверждение заявки» содержит информацию о цели заявки, его описании.
Документ «Заявка клиента» предназначен для фиксации требований клиента к заяву, определение параметров заявки. Документ учитывает статус заявки и тип его срочности.
Документ «Оказание услуги» фиксирует и учитывает завершенность исполнения заявки клиента, оказание ему всех необходимых услуг.
На рис. 9 – 10 представлены документы разработанной ИС.
Рисунок 9 — Документ «Заявка клиента»
Рисунок 10 — Документ «Обратная связь с клиентом»
