2.1.4. Характеристика базы данных
ER-модель является одной из самых простых визуальных моделей данных (графических нотаций). Она позволяет обозначить структуру в общих чертах.
СУБД, применяемая на предприятии – MS SQL Server.
2.1.5. Характеристика результатной информации
В ходе разработки прикладного решения были созданы следующие отчеты:
- «Анализ первичного интереса клиентов»
- «Анализ обратной связи»
- «Заявки компании»
- «Клиентская база»
- «Продажи компании»
- «Состояние заявкаов»
- «Прибыль компании»
Отчет «Анализ первичного интереса клиентов» предназначен для анализа интересов клиентов по услугам компании. Он позволяет выявить первичный интерес клиента к продукции или услугам компании. Данный отчет используется на уровне специалистов компании и директора.
Отчет «Анализ обратной связи» показывает количественную оценку специалистам и руководству проделанной работы. Данный отчет доступен только для директора компании и специалиста, занимающимся обратной связью с клиентом.
Отчет «Заявки компании» показывает учитываемые Заявки клиентов в компании и их детализированную характеристику. Данный отчет доступен только для директора компании.
Отчет «Клиентская база» демонстрирует всю единую клиентскую базу и подробными характеристиками. Данный отчет доступен только директору компании и специалистам занимающимся анализом расчета с клиентами.
Отчет «Продажи компании» показывает уровень продаж, количественные показатели продаж в различных группировках – по клиенту, по услуге, по инженеру. Данный отчет доступен только директору.
Отчет «Состояние заявкаов» позволяет руководству оценить, как быстро продвигаются Заявки клиентов, а специалистам сориентироваться выполнение каких заявкаов необходимо ускорить. Данный отчет доступен всем сотрудникам компании.
Отчет «Прибыль компании» показывает уровень прибыли, количественные показатели прибыли в различных группировках – по клиенту, по услуге, по инженеру. Данный отчет доступен только директору компании.
На рис. 7 – 8 представлены формы отчетов «Анализ обратной связи» и «Анализ первичного интереса»
Рисунок 7 — Отчет «Анализ обратной связи»
Рисунок 8 — Отчет «Анализ первичного интереса клиентов»
2.2. Физическое моделирование АИС
2.2.1. Выбор архитектуры АИС
Таким образом, проектируемая система с технической точки зрения будет представлять собой набор объединенных в единую сеть ЭВМ – клиентов, с которых при помощи установленного клиентского приложения будет осуществляться связь с базой данных, расположенной на удаленном сервере, которая представлена на рис 8.

Рисунок 8 – Конфигурация технического обеспечения ИС
2.2.2. Функциональная схема проекта
На рис. 19 представлено дерево функций модулей, используемых в данной информационной системе.
Рисунок 19 — Дерево функций программного продукта
Сценарий диалога представлен на рис. 20.
Рисунок 20 – Структура диалога системы
2.2.3. Структурная схема проекта
Дерево программных модулей отражает структурную схему пакета, содержащего программные модули различных классов:
- модули, выполняющие служебные функции;
- управляющие модули, предназначенные для загрузки меню и передачи управления другому модулю;
- модули, связанные с вводом, хранением, обработкой и выдачей информации.
Дерево программных модулей, составляющих структуру основного пакета представлено на рис. 22.
Рисунок 22 – Структурная схема основного пакета
2.2.4. Описание программных модулей
Алгоритм функционирования всей системы представлен на рис. 23
Рисунок 23 — Алгоритм функционирования всей системы
2.3. Технологическое обеспечение задачи
Технологическое обеспечение — проектное решение, в котором определены значения параметров технологических процессов изготовления данного объекта в заданных условиях и с заданными характеристиками.
В данном разделе приводятся технологические процессы выполнения функций. В разделе приводятся технологические схемы процессов создания, обработки и выдачи информации для сотрудника отдела документального сопровождения.
Рисунок 15- Схема технологического процесса создания, обработки и выдачи информации
2.4. Контрольный пример реализации проекта и его описание
Работа с информационной системой начинается с заполнения нормативно-справочной информации, которую можно непосредственно заполнить в подсистеме «НСИ» или в процессе работы с различными документами в подсистеме «Транзакции» либо в подсистемах «Заявки». Заполнение нормативно-справочной информации и доступ к работе со справочниками имеет как директор, так и специалисты.
На рис. 24 – 25 представлены вышеперечисленные справочники в режиме «1С: Предприятие 8».
Рисунок 24 — Справочник «Договоры» в режиме «1С: Предприятие 8.3»
Рисунок 25 — Справочник «Клиенты» в режиме «1С: Предприятие 8.3»
Вышеперечисленные отчеты показаны на рис. 26 – 27.
Рассмотрим все вышеперечисленные документы и регистры на рис. 26 – 27.
Рисунок 26 — Документ «Обратная связь с клиентом»
Выводы по главе 2
Основополагающим выводом правильнее всего считать вывод о том, что внедрение методологии управления клиентской базой и информационных систем их поддержки должно осуществляться совместно, тем самым давая синергетический эффект и повышение эффективности управления и бизнес-процессов на предприятии.
Анализ информационной системы организации позволил выявить несколько серьезных недостатков:
- отсутствие прозрачной системы управления заявками и областями, входящими в данный процесс;
- отсутствие обоснованных управленческих решений, (сотрудники должны видеть результаты своего труда, в течение всего рабочего месяца, не дожидаясь оценки руководством);
- отсутствие мониторинга по показателям, что позволяет руководителю оперативно принимать решения;
Глава 3. Оценка и обоснование экономической эффективности проекта
3.1. Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности
На сегодняшний день существует несколько способов приобретения ЭИС помимо ее разработки у IT-компаний, в том числе приобретение уже существующих систем, приобретение систем с их последующей доработкой и разработка ЭИС сторонними организациями (аутсорсинг) или собственными силами штатного персонала.
В ходе анализа альтернативных варианту создания собственными силами ЭИС мобильной платформы на OS Android, выяснилось, что не подойдут типовые продукты компаний SAP или Oracle из коробки, которые являются более типизированными и требуют изменения бизнеса компании-заказчика под свое ПО.
А собственная разработка на данных программных продуктах окажется нерентабельной в силу их дороговизны и отсутствия большого количества специалистов для поддержки эксплуатации, и модернизации ЭИС в фазе сопровождения.
В отличии от вышеперечисленных вендоров, продукция отечественной компании фирмы «1С» является более рентабельной, в силу относительно не высокой стоимости внедрения и большого количества качественных специалистов, способных поддерживать информационную систему.
В нашем случае, становится очевидным тот факт, что нам необходимо программное обеспечение под заказ, так как автоматизируемая деятельность обладает специфическими особенностями собственных бизнес-процессов организации.
Также, выбор сильной отечественной информационной платформы обосновывается тем фактором, что в нынешних условиях санкций активно включается программа импортозамещения, иностранное программное обеспечение становится в ещё более не конкурентном положении и становится стратегически правильным внедрять более конкурентоспособные информационные системы фирмы «1С».
Основным отличием от имеющихся аналогичных систем станет направленность разрабатываемой информационной системы на реализацию бизнес-процесса средствами информационной поддержки ЭИС.
Также стоит заметить, что заложенная в платформу функциональность и технология RAD (технология быстрого проектирования и разработки приложений) позволяет произвести быструю доработку и добавление в неё функционала при необходимых адаптационных запросах на изменение ЭИС в соответствии с изменением предметной области.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что наиболее целесообразным способом приобретения мобильной ЭИС является разработка своими силами.
Стоимость самостоятельной разработки системы будет выше по сравнению с приобретением аналогов – информационных систем от фирмы «1C», например, CRM системы от компании РАРУС, стоимость лицензии на одно рабочее место составляет от 19600 руб.
Такие информационные системы не подойдут, что объясняется спецификой их тиражного распространения.
Разработка и внедрение — наиболее ответственный этап жизненного цикла программных продуктов, определяющий, насколько создаваемая программа соответствует спецификациям и требованиям со стороны конечных пользователей.
Жизненный цикл программного продукта представляет собой модель его создания и использования. Модель отражает его различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данном программном продукте и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у всех пользователей. Разработка и внедрение ЭИС должны тщательно планироваться.
План разработки программного продукта формулирует строго документированные действия по анализу требований к системе, проектированию, кодированию, интеграции, тестированию, установке и поддержанию системы. План разработки должен быть проанализирован и утверждён. Затраты на создание, сопровождение и эксплуатацию программных продуктов, научно-технический уровень разработки, время морального устаревания и многое другое — все это также зависит от проектных решений.
В процессе разработки мобильной ЭИС были использованы стандарты канонического проектирования.
Организация канонического проектирования ЭИС ориентирована на использование, главным образом, каскадной модели жизненного цикла ИС, которая подразумевает полное завершение некоторого типа работ перед переходом к следующему этапу, на котором выполняется другой тип работ. В данном дипломном проекте были рассмотрены все этапы жизненного цикла программного продукта, кроме её финальных испытаний и ввода в эксплуатацию. Были выделены следующие этапы проектирования:
- формирование требований к ЭИС;
- разработка концепции ЭИС;
- техническое задание;
- эскизный проект;
- технический проект;
- рабочий проект.
На этапе «Формирование тбований к ЭИС» осуществляются следующие работы:
- сбор информации о деятельности компании;
- исследование существующей на предприятии технологии выполнения выбранной функции управления, выделение участков работы, которые необходимо автоматизировать;
- оценка целесообразности создания ЭИС;
- формирование требований, предъявляемых пользователями к ЭИС;
- оформление отчета о выполненной работе и задания на разработку.
На этапе «Разработка концепции ЭИС» осуществляется изучение объекта автоматизации, проведение необходимых научно-исследовательских работ, разработка вариантов концепции ЭИС, удовлетворяющих требованиям пользователей, оформление отчета и утверждение концепции.
На этапе «Техническое задание» осуществляется разработка и утверждение технического задания на создание ЭИС: определяются требования к системе, состав и функции задач, решаемых ЭИС. Также проводится технико-экономическое обоснование разрабатываемой системы (изучение ее экономической выгодности, анализ и расчет экономических показателей ЭИС).
На этапе «Эскизный проект» осуществляется разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям, разработка эскизной документации на ЭИС и ее части.
На этапе «Технический проект» осуществляется разработка проектных решений по системе и ее частям, разработка документации на ЭИС и ее части, разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий, разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта.
На этапе «Рабочий проект» осуществляется разработка рабочей документации на ЭИС и ее части, создается программный код системы и происходит наполнение баз данных. Также происходит оформление рабочего проекта ЭИС. Затем ЭИС тестируют и исправляют ошибки.
В данном проекте были рассмотрены все этапы жизненного цикла программного продукта, кроме её финальных испытаний и ввода в эксплуатацию.
Были выделены следующие этапы проектирования:
- формирование требований к ЭИС;
- разработка концепции ЭИС;
- техническое задание;
- эскизный проект;
- технический проект;
- рабочий проект.
В проектировании мобильной экономической информационной системы принимают участие два специалиста:
- Программист — специалист, отвечающий за разработку системы (разработка БД, написание исходного кода программы, разработка моделей и обеспечивающих подсистем).
- Аналитик — специалист, отвечающий за работы, направленные на систематизацию требований к ЭИС, постановку задач программисту, моделирование и обеспечение соответствия получаемых результатов поставленным требованиям.
На Рисунке 17 изображено назначение стоимости основных ресурсов, необходимых при разработке ЭИС.
Рисунок 17 — Стоимость основных ресурсов на разработку ЭИС
На рисунке 18 изображена Диаграмма Ганта, показывающая степень участия каждого специалиста в разработке ЭИС.
Рисунок 18 – Диаграмма Ганта
Себестоимость внедрения разрабатываемой мобильной ЭИС включает в себя:
- затраты на трудовые ресурсы (заработная плата исполнителей);
- отчисления с заработной платы;
- затраты на расходные материалы;
- прочие расходы.
Затраты на трудовые ресурсы рассчитываются с помощью «Microsoft Office Project 2007» с учетом особенностей оплаты труда специалистов, а также степени участия их в разработке ИС, представленны на рисунке *.
Рисунок 19 — Затраты на трудовые ресурсы
Отчисления с заработной платы включают в себя:
- отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации (по состоянию на 2016 год составляют 22%);
- отчисления в Фонд социального страхования Российской Федерации (по состоянию на 2016 год составляет 2,9%);
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (по состоянию на 2016 год составляет 5,1%).
Итоговая сумма отчислений с заработной платы специалистов составляет:
(22% + 2,9% + 5,1%) * 6730= 20190 руб.
Затраты на расходные материалы включают в себя расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, носителей информации, бумаги, картриджей для принтеров.
Данная статья расходов по предварительным подсчетам составляет 7000 рублей.
Прочие расходы связаны с расходами на использование персональных компьютеров, включающими электроэнергию, администрирование и обслуживание ЭВМ. Данная статья расходов составляет 100 рублей за час использования персонального компьютера. Общее количество времени работы с ЭВМ составляет 177 часов. Итоговая сумма затрат по данной статье:
177 * 100 = 17700 руб.
В Таблице 1 представлена сметная калькуляция затрат на разработку ЭИС.
Таблица 1 – Сметная калькуляция затрат на разработку
На Рисунке 20 представлена диаграмма распределения затрат по этапам работы, где наглядно показано какую часть затрат из общей их суммы занимает стоимость каждого этапа разработки ИС.
Рисунок 21 — Распределение затрат на разработку ЭИС
В Таблице 2 представлено распределение затрат на разработку ЭИС, сформированное по этапам работы и по статьям затрат.
Таблица 2 – Распределение затрат
