Содержание
Перечень условных обозначений, терминов и сокращений.
Введение.
История ОАО «Тульский кирпичный завод».
Характеристика и конструкция мостового крана.
2.1 Понятие о кране и классификация кранов.
2.2 Конструкция мостового крана.
2.3 Технические характеристики мостового крана.
Описание работы машиниста мостового крана и методы оценки состояния условий труда на рабочем месте.
3.1. График рабочего времени машиниста мостового крана.
3.2. Основные обязанности машиниста мостового крана.
3.3. Методы оценки состояния условий труда на рабочем месте.
Анализ и оценка вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте машиниста мостового крана.
4.1. Идентификация вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте машиниста мостового крана.
4.2. Оценка уровней вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте машиниста мостового крана.
Мероприятия по защите и снижению вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте машиниста мостового крана.
Мероприятия по улучшению условий труда машиниста мостового крана.
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность.
Защита в чрезвычайных и аварийных ситуациях.
Экономическое обоснование проекта.
Заключение.
Список литературы..
Приложения.
Перечень условных обозначений, терминов и сокращений
В работе применяются следующие сокращения с соответствующими определениями:
АПФД — аэрозоли преимущественно фиброгенного действия;
АХО — административно-хозяйственный отдел;
БСУ — бстоносмсситсльный участок;
ВПФ — вредный производственный фактор;
Госкомстат — Федеральная служба государственной статистики;
ЖБК — железобетонные конструкции:
МОТ- Международная организация труда;
ОАО «ТКЗ» — открытое акционерное общество «Тульский кирпичный завод»
ОПФ опасный производственный фактор:
ОТ — охрана труда:
РМ — рабочее место:
РМС — ремонтно-механическая служба:
Ростехнадзор Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору;
РСУ — ремонтно-строительный участок;
СГЭ — служба главного энергетика;
СИЗ — средства индивидуальной защиты;
СИЗОС — средства индивидуальной защиты органов слуха;
СКЗ средства коллективной защиты;
СИГ — Содружество Независимых государств;
СОУТ — специальная оценка условий труда;
ТО — технический осмотр;
УТ — условия труда.
Введение
В соответствии с частью третьей статьи 37 основного закона Российской Федерации — Конституции: «Каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда». В связи с этим работодатель вынужден создавать оптимальные или допустимые условия груда (УТ) для своих сотрудников, использовать современные средства обеспечения безопасности, средства индивидуальной и коллективной защиты (СИЗ и СКЗ) работников, которые предупреждали бы получение травм в процессе трудовой деятельности, а также обеспечивать санитарно-гигиенические условия, которые предотвращали бы возникновение у работников профессиональных заболеваний, вызванных вредными условиями труда [1].
Согласно информации, полученной из разных источников, которые занимаются статистикой и анализом условий труда, было выяснено, что на рабочих местах (РМ) машинистов кранов в Российской Федерации риск получения работником профессиональных заболеваний и производственных травм имеет достаточно высокий уровень, что является доказательством неудовлетворенности состояния условий труда (УТ) и системы охраны труда
(ОТ). Данные по количеству аварий, несчастных случаев и травм на производстве и при строительстве объектов жилого и нежилого сектора, где эксплуатируются краны разною назначения, не падают. Приведенные выше аргументы говорят о том, что действующие на сегодняшний день мероприятия, которые направлены на улучшение УТ машинистов, не достаточно эффективны. Этим и объясняется актуальность данной работы.
Одной из главных задач ОТ является научный анализ УТ, технологических процессов и оборудования с точки зрения возможности появления вредных и опасных производственных факторов (ВПФ и ОПФ). Но итогам такой оценки или анализа устанавливают участки производства, которые могут быть опасными, определяются аварийные ситуации, которые могут возникнуть, и разрабатываются мероприятия, которые могут помочь снижению или устранению их последствий.
Объектом исследования является условия труда машиниста мостового крана.
Предметом исследования являются мероприятия по улучшению условий труда машиниста мостового крана.
Цепь — улучшить условия труда машиниста мостового крана и повысить безопасность на рабочем месте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- Выбрать тип крана в качестве объекта исследования из общей линейки
кранов различного назначения. - Проанализировать методы оценки состояния УТ на РМ и обосновать
выбор метода оценки состояния УТ на РМ машиниста мостового крана. - Идентифицировать опасности по карте СОУТ и выявить несоответствия карты с опросной анкетой для РМ машиниста мостового крана.
- Разработать рекомендации по улучшению УТ машиниста мостового
крана. - Дать экономическое обоснование проекта
При написании работы использовались производственные инструкции, нормативно-правовые акты, а также работы отечественных специалистов по описанию конструкций и технических характеристик кранов.
Практическая часть работы выполнялась на основании карты СОУТ, методических указаний по расчету звукоизоляции кабины и результатов опросной анкеты.
Информационной базой для разработки ВКР служили материалы карт СОУТ, а также официальные данные Госкомстата, Ростехнадзора и МОТ.
Научная новизна работы состоит в следующем: Разработанная анкета позволяет корректировать результаты СОУТ с действительными УТ и разрабатывать соответствующие рекомендации по их улучшению.
Разработанный комплекс рекомендаций направлен на нормализацию воздуха рабочей зоны, шума, микроклимата: предложена и проведена методика по расчету звукоизолирующей перегородки (в данном случае остекления кабины машиниста мостового крана), а также рекомендовано применение фиксирующею пояса с целью профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть использована другими предприятиями, у которых имеются такие же проблемы, связанные с наличием на РМ машиниста мостовою крана аналогичных ВПФ и ОПФ, превышение которых негативно сказывается на здоровье работника и на его производительности.
1. История ОАО «Тульский кирпичный завод»
ОАО «ТКЗ» одно из старейших предприятий (с 1881 г.) по производству керамического кирпича.
Руководитель организации: генеральный директор Полетаев Александр Константинович.
Юридический адрес АО «ТКЗ» — 300012, Тульская область, город Тула, Городской переулок, 21.
Производство керамического кирпича — это тонкий, длительный и ответственный процесс, заключающийся в обжиге глины при высокой температуре. Для изготовления одинарного кирпича чаще всего используется красная глина, поэтому его часто называют «красным». Реже применяется глина белая и прочих оттенков. Добавление различных красящих пигментов позволяет изготавливать изделия любого цвета. Что же касается горчичного или черного, это брак: соответственно недожженный или пережженный продукт.
ОАО «ТКЗ» специализируется на изготовлении и реализации пустотелого и полнотелого керамического кирпича. Гарантированная механическая прочность продукции М-150 и М-125, морозостойкость F25 и выше.
Производственная структура управления за годы истории неоднократно видоизменялась: цеха объединялись, подвергались реструктуризации, дополнялись новыми. Сегодня в нее входит четыре цеха основного и вспомогательного производства, а также пять цехов обслуживающего производства.
Основное производство состоит из одного цеха- цех ЖБК. В состав цеха ЖБК входят 3 участка: БСУ; Арматурный участок; Формовочный участок.
Вспомогательное производство состоит из ремонтно-механической службы (РМС), службы главного энергетика (СГЭ) и ремонтно-строительного участка (РСУ).
В состав РМС входят 2 участка: участок по ремонту оборудования; участок по изготовлению металлических конструкций.
В состав СГЭ входят 2 участка: энергоучасток; служба главного энергетика.
Обслуживающее производство состоит из службы качества, транспортно-сырьевого цеха, службы автотранспорта и строительно-дорожной техники, склада, административно-хозяйственного отдела (АХО).
Данная организационная структура представлена на рис. 1.1, согласно предоставленному штатному расписанию работников.

Рис. 1.1. Организационная структура ОАО «ТКЗ»
Сегодня на ОАО «ТКЗ» работает более 500 человек, сорок из них машинисты крана, при этом из них тридцать пять женщин и пять мужчин.
Согласно штатному расписанию машинист крана относится к РМС и является работником на участке по ремонту оборудования.
Исследование состояния УТ машиниста крана проводилось на базе цеха ЖБК, в котором стоит мостовой кран.
2. Характеристика и конструкция мостового крана
2.1 Понятие о кране и классификация кранов
Машина грузоподъемная — техническое устройство, у которого имеется цикличные этапы для осуществления подъема и перемещения груза.
Цикл работы — сочетание операций, связанных с передвижением крана или фузоподъемной машины при работе от момента, когда кран или машина грузоподъемная готовы к подъему груза, до момента готовности к подъёму
следующего груза. Цикл работы крана или машины фузоподъемной состоит из трех этапов: строповка груза; рабочий ход (перемещение груза и разгрузка); холостой ход (возвращение грузоподъемного механизма в исходное
положение).
Кран грузоподъемный — машина цикличных этапов, которая предназначена для подъема и пространственного перемещения грузов, подвешенных с помощью крюка или удерживаемых мачт иным
специализированым грузозахватным органом [3].
Выбранный для исследования кран:
- по области применения относится к цеховым.
- по конструкции относится к мостовому [4] (классификация кранов но конструкции представлена на рис. 2.1 и составлена по [4])
- по назначению относится к общим [3].
- по виду грузозахватного органа является крюковым (классификация кранов по виду грузозахватного органа представлена на рис. 2.2. и составлена по [4]).
- классификация по наличию возможности перемещения или по способу установки, а также по виду ходового устройства к выбранному крану не применяется (классификация кранов по способу установки или по возможности перемещения представлена на рис. 2.3. и составлена по [4]).
Рис.2.1 Классификация кранов по конструкции
Рис.2.2. Классификация кранов по виду грузозахватного органа
Рис. 2.3. Классификация кранов по способу установки или по возможности перемещения
- по виду привода является электрическим и механическим.
- классификация по степени поворота к выбранному крану не применяется (классификация кранов по степени поворота представлена на рис. 2.4. и составлена по [4])
Рис. 2.4. — Классификация кранов по степени поворота
- по способу управления является управляемым из кабины.
- по способу опирания относится к опорному.
- по грузоподъемности относится ко второй группе (грузоподъемные машины, поднимающие до 50 т).
- в зависимости от конструкции мостовых кранов относится к двухбалочному.
2.2 Конструкция мостового крана
У каждой модели крана или грузоподъемной машины в общем случае
можно выделить конструктивно три ключевых узла:
- металлоконструкция — это основа, то есть опоры и пролеты крана. Сечение ее может быть решетчатым или коробчатым — выбирается при проектировании конкретной модели;
- захватное устройство — орган, фиксирующий и удерживающий перемещаемый груз. По своему принципу действия может быть автоматическим — спредер, пневмоприсос, магнит и тому подобное — или механическим — петля, крюк;
- подъемный механизм — лебедка и гибкий орган, обеспечивающий передвижение груза по вертикали, то есть цепь или канат, с закрепленным на ним захватным устройством. Может комплектоваться ограничителями — например, хода, момента — для безопасности эксплуатации [5].
Машинист крана работает на мостовом двухбалочном кране, поэтому
опишем конструкцию данного крана (Приложение 1).
Двухбалочный мостовой кран имеет две основные части: мост и грузовую тележку. Мостовой кран полностью перекрывает рабочее пространство производственного цеха, а конструкция моста мостового крана включает в себя две концевые и две пролетные балки. Мостовой кран представляется как мост 7 с ходовыми колесами, которые установлены в концевых балках 6 моста. Колеса передвигаются по путям, расположенным на колоннах или выступах верхней части стены производственного цеха.
По верхней части моста крана перемещается грузовая тележка 3, которая снабжена механизмом подъема 8 с крюковой подвеской. Механизм передвижения крана 12 который установлен на мосту 7 крана, а механизм передвижения 11 грузовой тележки непосредственно установлен на тележке. Манипулирование механизмами крана выполняется из кабины 1 машиниста крана. Для технического контроля троллеев предназначена кабина 4.
Поднятие и перемещение груза в поперечном удалении выполняется мобильной тележкой, закрепленной на мосту крана. Мобильная тележка являет собой сварную раму с расположенными на ней механизмами подъёма груза и механизмом перемещения тележки. Механизм подъёма груза является основным рабочим механизмом подъёма груза мостовым краном [3,5].
2.3 Технические характеристики мостового крана
Технические характеристики, определяющие эксплуатационные возможности мостового крана в техническом процессе работы называются параметрами.
К основным техническим характеристикам мостовых кранов относятся: грузоподъемность полезная, грузоподъемность нетто, высота подъема, глубина опускания, высота кранового пути, пролет, вылет консоли, подход, база, общая масса, скорость перемещения крана, скорость подъема/опускания груза, скорость перемещения тележки.
Грузоподъемность полезная – груз с массой, поднимаемый грузоподъемной машиной и закрепленный при помощи съемных грузозахватных креплений либо непосредственно к несъемным грузозахватным механизмам.
Грузоподъемность нетто — груз массой, поднимаемый грузоподъемной
машиной и закрепленный при помощи несъемных грузозахватных механизмов.
Пролет-расстояние промежду осями рельсов кранового нуги. Высота подъема — вертикальное расстояние от пола (для мостовых кранов) до грузозахватного органа в верхнем рабочем положении: для крюков и вил – до их опорной поверхности; для прочих грузозахватных органов — до их нижней точки (в замкнутом состоянии).
Глубина опускания — вертикальное расстояние от пола (для мостовых
кранов) до грузозахватного органа в нижнем рабочем положении: для крюков и вил — до их опорной поверхности; для прочих грузозахватных органов — до их нижней точки (в замкнутом состоянии).
Высота кранового пути — вертикальное расстояние от уровня пола/земли до уровня головок рельсов кранового пути.
Подход — наименьшее расстояние от оси рельса кранового пути до
вертикальной оси грузозахватного органа.
Вылет консоли — максимальное расстояние от оси ближайшей к консоли
опоры крана до оси размещённого на консоли грузозахватного органа.
База — расстояние между осями опор (тележек) крана, измеренное вдоль пути.
Скорость подъема (опускания) груза — скорость вертикального
перемещения рабочего груза в установившемся режиме работы или движения.
Скорость передвижения крана — скорость передвижения крана в
установившемся режиме работы или движения.
Скорость передвижения тележки — скорость перемещения грузовой
тележки в установившемся режиме работы или движения.
Общая масса — полная масса крана.
Мостовые двухбалочные краны выпускаются грузоподъемностью 5 … 500 т с пролетами максимум до 34,5 м и скоростями передвижения крана до 7.2 км/час [6].
Перечень основных технических характеристик мостового крана приведен в табл. 2.1.
Таблица 2.1 — Технические характеристики мостовою крана КМ-10
| Наименование технической характеристики | Значение |
| Грузоподъемность полезная, т | 10 |
| Пролет, м | 16,5 |
| Высота подъема, м | 12 |
| Скороегь подъема (опускания) груза, м/с | 0,139 |
| Скорость передвижения крана, м/с | 1,18 |
| Скорость передвижения тележки, м/с | 0,6 |
| Общая масса, т | 12,4 |
Так, мы привели основные понятия о кране, описание и изображение его конструкции, рассмотрели различные классификации применяемые к нему.
