Меню Услуги

Анализ условий труда и оценка безопасности труда персонала


Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 ПОНЯТИЯ И ЗНАЧЕНИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

1.2 РОЛЬ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2. АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА И ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ БАЗЫ ИСПЫТАНИЙ КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО «САЛЮТ» ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИТАРНОМ ПРЕДПРИЯТИИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ НАУЧНО — ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ХРУНИЧЕВА»

2.1 КРАТКИЙ ОБЗОР ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ НАУЧНО — ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ХРУНИЧЕВА»

2.2 АНАЛИЗ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

2.3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОЧЕГО МЕСТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

На всех предприятиях создаются здоровые и безопасные условия труда, устанавливаются правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателем и работниками, а также создаются условия труда, соответствующие требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на отдел по охране труда предприятия. Отдел охраны труда обязан внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.

Целью анализа условий труда и оценки безопасности труда персонала является определение опасных участков производства, возможные аварийные ситуации и разрабатываются мероприятия по их устранению или ограничение последствий в Базе испытаний Конструкторское бюро «Салют» при Федеральном государственном унитарном предприятии «Государственный космический научно-производственный центр имени Михаила Васильевича Хруничева».

Объектом исследования дипломной работы является персонал Базы испытаний Конструкторское бюро «Салют» при Федеральном государственном унитарном предприятии «Государственный космический научно-производственный центр имени Михаила Васильевича Хруничева».

Предметом исследования дипломной работы является условия труда и безопасность труда персонала на Базе испытаний Конструкторское бюро «Салют» при Федеральном государственном унитарном предприятии «Государственный космический научно-производственный центр имени Михаила Васильевича Хруничева».

Целью дипломной работы является анализ условий труда и иследования безопасности труда персонала в Базе испытаний Конструкторское бюро «Салют» при Федеральном государственном унитарном предприятии «Государственный космический научно-производственный центр имени Михаила Васильевича Хруничева».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

А также разработка предложений по повышению безопасности на предприятии и их влияние на результат деятельности персонала организации.

Для достижения поставленной цели в данной дипломной работе решаются следующие задачи:

  • Раскрыть теоретические аспекты охраны труда в РФ;
  • Провести анализ охраны труда на предприятиях;

Найти пути совершенствования производственного предприятия на примере Базе испытаний Конструкторское бюро «Салют» при Федеральном государственном унитарном предприятии «Государственный космический научно-производственный центр имени Михаила Васильевича Хруничева»;

  • Сформулировать предложения по усовершенствованию рабочего места.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и предложений.

В первой части дипломной работы рассмотрены теоретические аспекты охраны труда в Российской федерации, в том числе значения и понятия рабочего места, роль охраны труда по законодательству Российской федерации, характеристика охраны труда на предприятиях.

Во второй части дипломной работы даются анализ и пути совершенствования условий труда и оценка безопасности труда персонала производственного государственного предприятия на примере Базе испытаний Конструкторское бюро «Салют» при Федеральном государственном унитарном предприятии «Государственный космический научно-производственный центр имени Михаила Васильевича Хруничева».

А именно краткий обзор Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр имени Михаила Васильевича Хруничева», анализ охраны труда на примере рабочего места База испытаний Конструкторское бюро «Салют» при Федеральном государственном унитарном предприятии «Государственный космический научно-производственный центр имени Михаила Васильевича Хруничева», предложения по совершенствованию рабочего места.

Глава 1. Теоретические аспекты охраны труда в РФ

1.1. Понятия и значения рабочего места

Рабочее место представляет собой неделимую в организационном отношении пространственную зону для трудовой деятельности, оснащенную работодателем необходимыми вспомогательными и основными средствами, приспособленными к осуществлению трудовых функций или для выполнения одним работником работы определенной профессии (должности).

На рабочем месте дости­гается главная цель труда – экономичное, качественное и свое­временное изготовление продукции или выполнение установлен­ного объема работы.

Для достижения этой цели к рабочему месту предъявляются организационные, технические,  эргономические и экономические требования.

К техническим требованиям относят: рабочее место должно быть оснащено прогрессивным оборудованием, необходимой организационной и технологической оснасткой, контрольно-измерительными приборами, инструментом, предусмотренными технологией, подъемно-транспортными средствами.

К организационным требованиям относят: оборудование,  имеющееся на рабочем месте должно быть расположено рационально в пределах рабочей зоны; найден вариант оптимального обслуживания рабочего места инструментом, сырьем, заготовками, материалами, деталями, ремонтом оборудования и оснастки, уборкой отходов; обеспечены безвредные и безопасные для здоровья рабочих условия труда.

К экономическим требованиям относят:  организация рабочего места должна обеспечить оптимальную занятость работников, максимальное качество работы и высокий уровень производительности труда.

Эргономические требования имеют место при проектировании оборудования, технологической и организационной оснастки, планировке рабочего места.

Процессу труда работника, независимо от того, какие функции он выполняет, свойственны присущие ему закономерности, определяющие:

— размещение работника в рабочей зоне;

— положение рабочей зоны;

— последовательность, количество и пространственную протяженность составляющих трудовой процесс трудовых движений;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— последовательность вхождения человека в работу;

— появление, наращивание и снижение утомляемости.

Эргономика исследует влияние, оказываемое на функциональное состояние и работоспособность человека различными факторами производственной среды. Последние учитываются при проектировании оборудования, организационной и технологической оснастки, при обосновании планировки рабочих мест. Правильная планировка должна предусматривать такое размещение сотрудника в зоне рабочего места и такое расположение в ней предметов, используемых в процессе работы, которые бы обеспечили наиболее комфортную рабочую позу; наиболее короткие и удобные зоны движения; наименее утомительные положения корпуса, рук, ног и головы при длительном повторении определенных движений.

Таким образом, задачи организации труда в области организации рабочих мест направлены на достижение рационального сочетания вещественных элементов производственного процесса и человека, обеспечение на этой основе высокой производительности и благоприятных условий труда.

В зависимости от типа производства, особенностей технологи­ческого процесса, характера трудовых функций, форм организа­ции труда и других факторов определяется классификация ра­бочих мест.

Рабочие места бывают следующих типов:

— В зависимости от функций, которые выполняет работник, могут быть рабочие места руководителей, специалистов, служащих, рабо­чих, младшего обслуживающего персонала, охраны и т.д.

— Рабочие места подразделяются также по профессиональному признаку, т.е. в зависимости от профессии работника, который рабо­тает на этом месте. Например, могут быть рабочие места бухгалтера, экономиста по труду, врача-терапевта, делопроизводителя, столяра, машиниста и т.д.

— По виду производства различают рабочие места основного и вспомогательных производств.

— По типу производства могут быть рабочие места массового, серийного и единичного производств.

— По степени специализации рабочие места подразделяются на специализированные и универсальные.

— По уровню механизации различаются рабочие места для руч­ных, ручных механизированных, машинно-ручных работ, а также рабочие места машинные, полуавтоматизированные, автоматизиро­ванные и аппаратурные.

— По количеству основного технологического оборудования ра­бочие места могут быть без оборудования, одностаночными (одноагрегатными, одноаппаратными) и многостаночными (многоагре­гатными, многоаппаратными).

— По месту нахождения различают рабочие места в помеще­нии, на открытом воздухе, на высоте, под землей.

— По числу исполнителей – индивидуальные и коллективные.

— По числу смен – одно-, двух-, трех-, четырехсменные.

— По степени подвижности – стационарные и передвижные. Стационарное — это неподвижное, строго фиксированное на терри­тории рабочее место. Передвижное (подвижное) рабочее место та­кое, на котором работник вместе со средствами труда перемеща­ется относительно предмета труда или фронта работ (например, рабочее место строителя, перемещающегося по мере передвижения фронта работ или рабочее место дежурного электрика, выполняю­щего работу в местах возникновения неполадок в работе электро­оборудования).

— По рабочему положению – сидя, стоя, переменному — сидя-стоя.

— По условиям труда – с нормальными условиями, с тяжелым физическим трудом, с вредными условиями, с особо тяжелым фи­зическим трудом, с особо вредными условиями, с высокой нервно-психической напряженностью, с монотонным трудом.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— По времени использования – постоянные и временные, в том числе сезонные.

— По характеру использования – функционирующие, нефункционирующие, в том числе: вакантные, резервные, излишние.

1.2 Роль охраны труда по законодательству РФ

Противоречия и неточности, неоднозначное толкование целого ряда правовых норм остаются в прошлом (Федеральный закон от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ») с вступлением в действие Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Среди новшеств вступившего в действие Закона, пожалуй, самое существенное – организация службы охраны труда: должность специалиста по охране труда вводится, если численность работников более 50 человек (раньше – 100 человек). Одновременно в ст. 217 ТК РФ введено право руководителя организации или индивидуального предпринимателя самостоятельно (лично) осуществлять охрану труда. Как и ранее, работодатель может привлечь для осуществления охраны труда специализированную организацию, но теперь установлено, что она должна иметь аккредитацию.

Из наиболее значимых изменений в разделе охраны труда, в ст. 209 ТК РФ, введены новые понятия: требования охраны труда, государственная экспертиза условий труда, аттестация рабочих мест, которые ранее содержались в Федеральном законе от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об охране труда в РФ». В этой статье требования охраны труда определяются как «государственные нормативные требования» и уточняется, что они должны быть установлены правилами и инструкциями по охране труда. Эти определения в сравнении с прежней редакцией Кодекса четко устанавливают и юридически закрепляют позицию государства и обязывают работодателей разрабатывать локальные акты в соответствии с государственными нормативами требований охраны труда, в связи с чем они становятся обязательными как для работодателей, так и для работников. За неисполнение правовых норм по соблюдению технических и технологических правил безопасности труда, санитарно-гигиенических норм виновные могут быть привлечены к ответственности. В новой редакции ст. 212 ТК РФ более четко указаны требования к выдаче специальной одежды. Если ранее оговаривалось, что спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ), смывающие и обезвреживающие средства выдаются за счет средств работодателя, то теперь СИЗ должны быть сертифицированы, то есть отвечать требованиям государственных стандартов, санитарных правил. В этой же статье для работодателя закреплено такое положение, как доставка работника, заболевшего на рабочем месте, в медицинское учреждение, а также оказание ему первой помощи.

В разделе охраны труда ТК РФ появилась новая ст. 216.1. Ее нормы частично взяты из ст. 21 Закона от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об охране труда», который утрачивает силу по истечении 90 дней после официального опубликования Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ. Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации представляет собой систему государственных органов, осуществляющих экспертную деятельность по условиям труда на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне государственная экспертиза условий труда проводится федеральными органами исполнительной власти, а на региональном уровне – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда. Согласно данной статье основными задачами органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, являются:

  • контроль над условиями и охраной труда, над качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
  • подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях;
  • проведение государственной экспертизы условий труда на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при производстве и внедрении новых технологий и техники, а также по запросам органов государственного надзора и контроля и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

На органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, возложены функции: контроля условий и охраны труда, качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда; фактических условий труда рабочих, в том числе в период, непосредственно предшествующий несчастному случаю на производстве.

Работникам подразделений государственной экспертизы условий труда предоставляются права:

  • беспрепятственно посещать при наличии удостоверения установленного образца предприятия всех организационно-правовых форм, притом допуск означенных работников в режимные организации должен осуществляется в установленном порядке;
  • запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций необходимую для выполнения своей деятельности документацию;
  • проводить государственную экспертизу условий труда и готовить заключения о соответствии условий труда нормативным требованиям охраны.

Тем самым государство обеспечивает работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Государственное управление охраны труда осуществляется Федеральными органами исполнительной власти. Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 №244.

Также были изменения в статье 217 ТК РФ. Теперь на должность специалиста по охране труда принимаются или (назначаются) лица с квалификацией инженера по охране труда, подтвержденной соответствующим удостоверением. В случае отсутствия у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста эти функции должен осуществлять руководитель организации или индивидуальный предприниматель (лично). Эта норма появилась с введением Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ. Руководитель может также заключить гражданско-правовой договор с организаций или специалистом по охране труда. Причем работодатель не может привлекать к осуществлению работ любые организации по охране, а только специализированные и прошедшие государственную аккредитацию. Поскольку за последнее время участились несчастные случаи на производстве с тяжелыми последствиями, а также со смертельными исходами, возможно, из-за недостаточной квалификации руководящих специалистов охраны труда, законодательством введена специальная норма по аккредитации организаций, оказывающих услуги охраны труда. Государство усиливает роль службы охраны труда и тех мероприятий, которые она должна проводить на предприятии (например, вводный первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, целевой и внеплановый инструктажи по охране труда и др.). Помимо Трудового кодекса, который устанавливает требования к службе охраны труда, действует ГОСТ Р12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» и «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 №14; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 №290 «Об организации мероприятий по проведению обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных в 2005 году», Постановление Минтруда РФ от 13.01.2003 №1, Минобразования РФ №29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний и требований охраны труда работников организации».

Статья 218 ТК РФ практически не изменилась в сравнении с прежней ее редакцией. В ней указывается, что по инициативе работников и (или) по инициативе работодателя могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда. Однако в Кодексе идет отсылочная норма на типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда, которое утверждается федеральным органом исполнительной силы. Обращаем внимание на то, что былое положение признано утратившим силу (Постановление Минтруда РФ от 12.10.1994 №64 «О рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек»). Взамен этого постановления принят Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2006 №413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда». Комитет создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда на предприятии. Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон. Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. В новом Типовом положении содержатся более подробные рекомендации по созданию комитетов по охране. Тем самым законодатель устанавливает выбор для руководителя и работников предприятия независимо решать вопрос о необходимости создания комитетов (комиссий).

В статью 219 ТК РФ добавлена норма о размерах компенсаций при работе с вредными и (или) опасными условиями труда. Она устанавливается Правительством России с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Под компенсацией следует понимать преимущества и льготы, предоставляемые работникам с тем, чтобы предотвратить и нейтрализовать неблагоприятные последствия тяжелых, вредных и (или) опасных условий труда, неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда. К компенсации относятся повышенная оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные отпуска. В то же время, на наш взгляд, к ней можно отнести обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием или бесплатным молоком, а также льготы санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников. В статье 212 ТК РФ указано, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных государственной экспертизой или аттестацией, компенсация работникам не устанавливается. Эта норма действовала и до введения Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ. Она аналогично регулировалась:

Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждена Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 №12.

Распоряжением вице-мэра от 23.06.2004 №10-РВМ «Об утверждении рекомендаций по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы».

На данный момент действует список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Этот документ был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 №298/П-22. Согласно Списку производств, профессий и должностей к вредным условиям труда относятся: пищевая промышленность, различные химические предприятия, микробиология, сварочные, малярные работы, радиотехника, ювелирное производство и так далее. Опасной была признана работа со стеклом, фарфором, алмазами и работа по строительству метрополитена, туннелей и подземок. Транспорт, связь, полиграфия, газовая и нефтяная промышленность также попали в этот список. В общем, практически во всех сферах деятельности есть опасные и вредные факторы. С 1974 г. Список не раз дополняли, в нем есть и существенные поправки – они связаны с появлением новой технологий и техники. Например, позже в него вошли работы с кинопленкой и фотопленкой, химическими реактивами, синтетическими красителями, витаминами, медикаментами, биологическими препаратами. Работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест в соответствии со статьями 212, 219 Трудового кодекса и обязан информировать работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске для здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. А работник имеет право на получение достоверной информации. Государственный контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на Комитет общественных связей города Москвы, ведающий вопросами охраны труда и осуществляющий государственную экспертизу условий труда.

Для того чтобы установить, имеет ли работник право на льготы, организация может самостоятельно провести аттестацию рабочих мест. Контроль над проведением аттестации рабочих мест возлагается на Государственную экспертизу условий труда. Если у самой организации нет технических возможностей, чтобы определить степень тяжести рабочего процесса, то она может привлечь специалистов из центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лабораторий Государственной экспертизы условий труда и др., аккредитованных на право проведения таких мероприятий. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы по условиям труда, компенсация работникам не устанавливается. Так что, если в организации устранены вредные и (или) опасные производственные факторы, например, в связи с совершенствованием техники и технологии, и это подтверждено результатами аттестации, то компенсация не выплачивается. Хотелось бы обратить внимание на то, что вредные факторы во многих отраслях экономики при современном техническом уровне производства и организации труда устранить практически невозможно (например, при подземных работах в шахтах, при добыче нефти и газа, в химической промышленности и. т.д.).

Согласно статьи 226 ТК РФ увеличился процент средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением федеральных учреждений и государственных унитарных предприятий). Такое финансирование осуществляется в размере не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Ранее было не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, – в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. Порядок расследования и учет несчастных случаев на производстве определяется статьями 227–231 ТК РФ, причем эти статьи претерпели некоторые изменения. Законодатель более четко сгруппировал имевшиеся нормы, что облегчает их прочтение. Расследование несчастных случаев на производстве является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Результаты расследования, оформленные в соответствии с требованиями законодательства, являются основанием для защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Принимая данные поправки, государство обеспечивает работникам их конституционное право на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Таким образом конкретизируя данное право, государство одновременно устанавливает его гарантии и возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, а также предусматривает необходимость надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда, допускающих самозащиту работниками трудовых прав, и устанавливает ответственность лиц, виновных в нарушениях требований охраны труда.


Страницы:   1   2