Меню Услуги

Анализ влияния условий внешнеторговой сделки на определение таможенной стоимости товаров, ввозимых та таможенную территорию ЕАЭС. Часть 2.

Страницы:   1   2   3   4


1.3 Основные условия международного договора купли-продажи товаров, необходимые для проведения таможенных операций и помещения товаров под таможенные процедуры

 

На основании под. 2 ч. 2 п. 1 ст. 183 ТК ТС договор международной купли-продажи товаров как документ, подтверждающий совершение внешнеэкономической сделки, необходимо представлять при таможенном декларировании товаров

В соответствии с Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция о договорах международной купли – продажи товаров), а также с учетом сведений, в соответствии с п. 2 ст. 180 ТК ТС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства ТС и иного законодательства государств- членов ЕАЭС, подлежащих указанию в таможенной декларации, к основным условиям договора международной купли – продажи товаров (внешнеторгового договора), которые необходимы для проведения таможенных операций и помещения товаров под таможенные процедуры, можно отнести:

-сведения о форме и порядке расчета за поставленный товар;

-наименование товара;

-описание товара (комплектность и ассортимент);

Совокупность составных частей, позволяющая использовать товар по назначению.

Соотношение товаров по видам, моделям, размерам, фасонам, цветам или иным признакам.

-количество товара (в килограммах или других единицах измерения);

Вес брутто и вес нетто.

-качество товара;

При отсутствии в договоре условий о качестве товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

-описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);

-цена (либо порядок ее определения, например ,наличие специальных правил об определении цены товара в момент его передачи);

-условия поставки товара (определение прав и обязанностей сторон, связанных с передачей товаров, например, место момент передачи товаров, момент перехода риска утраты товаров, распределение транспортных, страховых, грузовых и иных расходов).

Следует иметь в виду, что существует разница между понятиями «основные или существенные условия договора» и «условия договора, необходимые для таможенного декларирования товаров».

Например, цена товара. Уплата за товар денежной суммы (цены) является обязанностью покупателя по договору международной купли-продажи. Одновременно цена товара служит основой для определения таможенной стоимости, используемой в целях исчисления таможенных платежей. То есть цена товара является одним из основных условий договора, необходимых для таможенного декларирования товара.

Вместе с тем, согласно статье 55 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров, в тех случаях, когда договор был юридически действительным образом заключен, но в нем прямо или косвенно не устанавливается цена или не предусматривается порядок ее определения, считается, что стороны, при отсутствии какого – либо указания об ином, подразумевали ссылку на цену, которая в момент заключения договора обычно взималась за такие товары, продававшие при сравнимых обстоятельствах в соответствующей области торговли.

Таким образом, Венская конвенция о договорах международной купли – продажи товаров не относит к основным условиям договора цену товара.

Заключение внешнеторговой сделки является ответственным, важным и значимым процессом при совершении внешнеторговой деятельности. Заключение сделки можно поделить на этапы, каждый из которых имеет огромное значение при заключении внешнеторговой сделки.

Этапы заключения сделки делятся:

1) подготовка сделки;

2) заключение контракта;

3) исполнение принятых обязательств.

Подготовка конкретной сделки является залогом успешного проведения всей внешнеэкономической операции. Сложная специфика этой работы требует постоянного накопления многообразной информации, приобретения профессиональных знаний, навыков и опыта. Подготовка сделки включает изучение как вопросов общего характера, связанных с конкретной сферой торговли, так и информации, относящейся непосредственно к предмету будущего соглашения.

В круг вопросов общего характера при подготовке сделки входит следующая информация:

  • состояние и перспективы развития отечественной экономики;
  • развитие той отрасли, товарами которой ведется торговля;
  • положение данного предприятия относительно других отечественных производителей или покупателей продукции;
  • торгово-промышленные условия, торговые обычаи, транспортные условия тех стран, с контрагентами которых намеревается вступить в деловые отношения предприятие;
  • условия торговли, существующие на рынке определенного товара в стране партнера (емкость рынка, правовые условия торговли, торговые обычаи и торговая политика в отношении данного товара).

Информация, относящаяся непосредственно к предмету сделки:

  • каналы сбыта, используемые для данного товара;
  • основная клиентура;
  • требуемый ассортимент, оформление товара, требования к упаковке;
  • объемы производства товара внутри страны;
  • сезонность потребления;
  • уровень цен и тенденции их изменения;
  • наличие конкуренции и методы работы конкурентов, количество конкурирующих товаров.

При подготовке конкретной сделки целесообразно разделить данную работу на отдельные этапы, определить ответственных лиц и сроки исполнения работ для каждого этапа. В зависимости от специфики товара и рыночной ситуации, а также с учетом опыта внешнеторговой работы у данного предприятия подготовка той или иной сделки может проходить очень быстро либо растягиваться на достаточно длительный период.

Во всех случаях необходимо помнить о том, что без тщательной проработки всех вопросов, касающихся предмета возможной конкретной сделки, попытки начать поиск иностранных контрагентов будут бесперспективны. Поскольку солидные иностранные коммерсанты не будут зря тратить время на беспредметные разговоры с российскими предпринимателями, не подготовленными профессионально к установлению деловых связей с иностранными партнерами. Отечественным предпринимателям бессмысленно обращаться с конкретным предложением к случайному, неизвестному иностранному лицу без предварительной проверки его возможностей.

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС

 

2.1 Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС: сущность понятия, порядок определения и заявления

 

В данном разделе нашей работы мы поговорим о таможенной стоимости, расскажем и покажем на примерах как определяется, заявляется таможенная стоимость. При работе над данным пунктом работы будем использовать руководствоваться знаниями, полученными на протяжении нашего обучения, законодательными актами и литературой в области таможенной стоимости.

В договоре о Евразийском экономическом союзе, который начал применяться с 1 января 2015 года, предусмотрено, что в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право союза, и положениями самого договора о ЕАЭС.

Пока новый Таможенный кодекс ЕАЭС не принят, действующим источником права является ТК ТС, принятый в 2010 году.

На официальном сайте Евразийской экономической комиссии, указано что:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  1. Таможенная стоимость ввозимых товаров определяется согласно методам определения таможенной стоимости, установленных «Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25 января 2008 года.
  2. Заявление таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется декларантом при декларировании товаров таможенному органу. Порядок декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров, а так же формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».
  3. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в соответствии с Порядком контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».
  4. В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Теперь, когда мы знаем, какими руководствоваться нормативными актами, мы приступим к разговору о таможенной стоимости, опираясь на вышеуказанные правовые акты.

Определение таможенной стоимости определяется «Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее Соглашение).

Основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 вышеуказанного Соглашения (метод 1 определения по стоимости сделки).

В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 6 и 7 Соглашения, применяемыми последовательно (метод 2 по стоимости сделки с идентичными товарами и метод 3 по стоимости с однородными товарами). При этом могут быть проведены консультации между таможенным органом и декларантом (таможенным представителем), с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей статьям 6 или 7 Соглашения. В процессе консультации таможенный орган и декларант (таможенный представитель) могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государства — члена Таможенного союза о коммерческой тайне.

При невозможности определения таможенной стоимости по методу 2 или 3 в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Таможенного союза (метод 4 вычитания), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 Соглашения (метод 5 сложения). Декларант (таможенный представитель) имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.

В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 Соглашения (метод 6 резервный).

В целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.

Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).

Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться Сторонами в качестве антидемпинговых мер.

Положения вышеуказанного Соглашения не могут рассматриваться как ограничивающие полномочия таможенных органов государства — члена Таможенного союза по проверке в порядке, предусмотренном таможенным законодательством этого государства, подлинности документов, представленных декларантом (таможенным представителем), в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверности содержащихся в них сведений.

Декларирование таможенной стоимости происходит на основании Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

Таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров.

Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (далее — ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары.

ДТС заполняется декларантом или таможенным представителем, если таможенное декларирование производится таможенным представителем (далее — лицо, заполняющее ДТС).

В случае корректировки таможенной стоимости товаров таможенным органом ДТС заполняется уполномоченным лицом таможенного органа.

ДТС и ее электронная копия представляются таможенному органу, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, одновременно с подачей декларации на товары. Подача ДТС должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена.

Перечень документов, представляемых в подтверждение заявленной таможенной стоимости, может быть сокращен в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, или законодательством государств — членов Союз.

На примере одной задачи продемонстрируем процедуру определения таможенной стоимости.

Задача 1.

Автомобиль помещается под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления». Мощность 150 л/с., объем двигателя 2000 см3. Таможенная стоимость 1 320 000,00 руб. Рассчитать таможенные платежи?

1.Ставка таможенной пошлины 25%. (см. ТН ВЭД).

Считаем 1 320 000 × 0.25 = 330 000,00 руб.

2.Акциз. Ставка 37 руб. за 1 л/с.

Считаем 150 × 37 = 5 550,00 руб.

3.НДС. Ставка 18%.

Считаем (1 320 000 + 330 000 + 5 550) × 18% = 297 999,00 руб.

5.Таможенные сборы. Сборы = 5 500,00 руб.

А теперь покажем, как заполняется графа 47 декларации на товары, при таможенной процедуре «Выпуск для внутреннего потребления».

47.Исчисление таможенных пошлин и сборов. Вид Основа начисления Ставка Сумма СП
1010

 

2010

 

 

4060

 

 

5010

 

 

1 320 000,00

 

1 320 000,00

 

 

150 Л/С.

 

 

1 655 550,00

 

 

5 500 РУБ.

 

20 %

 

 

37 РУБ. Л/С.

 

 

18 %

 

 

5 500,00

 

330 000,00

 

 

5 550,00

 

 

297 999,00

 

 

ИУ

 

ИУ

 

 

ИУ

 

 

ИУ

 

 

                              Всего: 639049,00 ИУ

 

Из расчета видно, что сумма таможенных платежей значительная, и составляет практически половину стоимости автомобиля, именно поэтому некоторые участники ВЭД всеми способами стараются снизить эту сумму, и не всегда этот способ законен.

 

2.2 Исследование влияния основных условий контракта на определение таможенной стоимости

 

Поговорив о внешнеторговых сделках, что они собой представляют, каких видов бывают, как заключаются, о таможенной стоимости, методах ее определения, заявления, корректировки и пр., теперь мы хотим перейти к разговору о том, как некоторые условия внешнеторговой сделки влияют на таможенную стоимость товаров ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.

С финансовой точки зрения, каждое условие или формулировка контракта имеет свою составляющую в цене контракта (стоимости продаваемых по контракту товаров, работ, услуг, лицензий).

Внешняя торговля отличается гораздо большим разнообразием рисков, проблем, льгот, особенностей рынков, чем торговля внутри одной страны. В связи с этим в сфере ВЭД наценки на товары, как правило, значительно более высокие, а потенциальные убытки — значительно более крупные. Именно поэтому «ценовые составляющие», финансовые последствия условий и формулировок контрактов могут быть очень и очень существенными.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В зависимости от характера условий контракта, их финансовые последствия можно разделить на прямые и косвенные. Кроме того, определенные денежные расходы и доходы могут возникнуть вследствие того, в какой редакции изложено, сформулировано то или иное условие контракта, то есть, вследствие конкретных формулировок контракта.

Условия контракта с прямыми финансовыми последствиями:

  • собственно условия о ценах и общей сумме контракта, базисы цен по Инкотермс, условия о предоставлении скидок, ценовые и валютные оговорки, условия ценообразования, изменения цен и т.п.;
  • условия в связи с расходами по подтверждению, проверке качества товаров, работ, услуг;
  • условия о расходах по сертификации товаров;
  • вопросы стоимости упаковки и маркировки товаров (как правило, специальной или дополнительной);
  • вопросы оплаты командировок, проживания, работы технических специалистов сторон по монтажу, обслуживанию оборудования и т.п.;
  • распределение транспортных расходов между сторонами контракта;
  • распределение расходов по уплате налогов, таможенных и иных сборов и других обязательных платежей, возникающих в ходе реализации контракта;
  • расходы на оформление документов по контракту (виды документов и количество экземпляров документов, перевод, заверка, легализация и прочие вопросы документооборота по контракту);
  • распределение банковских расходов между сторонами и расходов по организации международного финансирования контракта;
  • условия о целевом финансировании, субсидиях, предоставляемых одной из сторон контракта;
  • штрафы, санкции за ненадлежащее исполнение контракта, компенсация убытков в связи с проблемами при реализации контракта по вине какой-либо из сторон;
  • возможные договоренности о распределении арбитражных расходов и сборов, расходов на медиаторов (посредников) при разрешении споров по контракту;
  • прочие подобные условия контракта.

Условия с косвенными финансовыми последствиями:

  • сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • гарантийные обязательства по товарам;
  • условия о технической поддержке товаров;
  • обязательства по предоставлению рекламных материалов;
  • условия об участии в выставках и ярмарках, проведении рекламных акций и кампаний;
  • порядок урегулирования претензий по поставленным товарам, не соответствующим условиям контракта;
  • условия в целях соблюдения обязательных требований валютного, таможенного, налогового законодательства РФ и минимизации соответствующих рисков;
  • условия в целях получения тарифных преференций, льгот, лицензий, государственных гарантий и т. п.;
  • условия о техническом контроле производства товаров (в Китае, Вьетнаме и т. п.);
  • обеспечительные условия контракта для гарантирования соблюдения обязательств;
  • практически любые прочие положения контракта.

В нашей работе мы бы хотели поговорить, во-первых, о цена товара. Цена товара, на наш взгляд, одно из основных условий во внешнеторговой сделки, так как уже от цены товара обычно составляет значимую часть таможенной стоимости.

Цена – это денежная сумма, которую продавец намерен получить, предлагая товар или услугу, или покупатель готов заплатить, покупая данный товар или услугу.

Совпадение указанных двух требований зависит ценообразующих факторов.

Характерной особенностью внешнеэкономической деятельности в современных условиях является наличие особой системы цен- мировых цен.

Для большинства товаров цена на внутренних рынках формируется по принципу экономической ценности товара, т.е стоимостной оценки, общей экономической ценности товара, равной для покупателя стоимости тех свойств товара, которые отличают последний от лучшей альтернативы. В этой ситуации основой решения о ценах становится экономический выигрыш покупателя, т.е. та выгода, которую покупатель может получить в результате покупки.

В основе же мировых цен лежат интернациональные издержки производства, которые приближаются к среднемировым затратам основных факторов производства (капитала, труда, различных видов природных, климатических и материальных ресурсов) на создание данного вида товара

Иногда участники внешнеэкономической деятельности умышленно стремятся занизить цену товара, для того чтобы платить меньше таможенных платежей, законность чего не всегда бывает подтверждена и что приводить к корректировке таможенной стоимости. Но бывает и такое что покупателю предоставлены скидки на определенный товар, тогда ему нужно будет доказать, что он фактически уплатил продавцу именно эту сумму, предоставив таможенному органу расчетно-платежный документ. В п. 7 Обзора практики рассмотрения жалоб, направленного письмом ФТС России от 12 марта 2007 г. N 01-06/8631, указано, что при наличии скидок на цену товаров для решения вопроса о возможности применения основного метода таможенной оценки таможенным органом должны быть исследованы природа скидки, ее величина, условия предоставления, факт использования покупателем. В зависимости от результатов проведенного анализа заявленная декларантом таможенная стоимость товаров с учетом скидки может быть принята. Судебные органы также признают правомерность определения таможенной стоимости по первому методу на основе цены сделки и с учетом специальных условий ее формирования (в частности, предоставленной скидки, влияния на цену товаров сложившихся экономических условий, изменения порядка проведения внешнеторговых операций и структуры поставок) при соблюдении условия о документальном подтверждении заявленной величины таможенной стоимости. Несмотря на это, на практике процедура определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых на основании сделки, совершенной с теми или иными специальными условиями (в частности, с предоставлением скидки на цену товаров), по-прежнему часто затруднена и, как следствие, вызывает споры между участниками внешнеторговой деятельности и таможенными органами. Еще на цену товара может повлиять и взаимосвязь между продавцом и покупателем, и при заявлении таможенной стоимость, возможно, придется доказывать таможенному органу, что эта взаимосвязь не повлияла на цену товара, если же это не будет доказано, тогда определение таможенной стоимости первым методом будет не актуально.

Товары бывают различных сортов, материалов, разного качества и от этого зависит цена товара, а, следовательно, как мы думаем, такое условие внешнеторговой сделки, как наименование товара, тоже косвенно влияет на таможенную стоимость.

Условие страхование тоже оказывает влияние на таможенную стоимость, так как страховка в зависимости от условий поставки либо входит, либо нет в цену сделки, таким образом, мы плавно перешли еще к одному условию внешнеторговой сделки, это условия поставки.

Раздел базисные условия поставки определяют обязанности покупателя по доставке товара и момент перехода с продавца на покупателя риска случайной гибели товара. Этот раздел влияет на таможенную стоимость значительно.

Действующие условия Инкотермс 2010 содержат 11 терминов, из которых 7 применимы к грузоперевозкам, осуществляемым любым видом транспорта, и 4 — исключительно к способам поставки товара посредством наводных перевозок (морской транспорт и транспорт территориальных вод

EXW — «самовывоз» или категория перевозок, где точкой франко, то есть местом перехода ответственности от поставщика к получателю, является непосредственно склад продавца.

Данный термин Инкотермс распространен в особенности по длительным поставкам товаров для импорта в РФ. Дело в том, что российские предприниматели и их транспортные агенты обычно находят возможности организовать таможенное оформление в стране вывоза и их международную перевозку на более дешевых условиях, чем это предлагают зарубежные поставщики. Либо поставщики вообще не предлагают других условий поставки, а готовы отгружать только «с завода».

В случае поставок товаров на экспорт из РФ возможность применения условий поставки EXW фактически блокируется законодательством РФ. С одной стороны, таможенным кодексом предусмотрено, что при перемещении товаров по сделке ВЭД с российским лицом декларантом на таможне может быть только это российское лицо. С другой стороны, налоговые нормы по подтверждению ставки НДС 0% при экспорте товаров обязывают российского экспортера представлять документы о фактическом вывозе товаров из РФ, а при условиях поставки EXW сделать это проблематично.

Обычное дополнительное условие (оговорка) к данному термину EXW заключается в том, что погрузка товаров на транспортное средство покупателя на заводе продавца входит в цену товаров и осуществляется продавцом (поставщиком). Еще один существенный момент в этом плане — отгрузка «на риск» поставщика, что означает ответственность поставщика за товар до момента завершения погрузки. Правда, в одном из российских банков начальник отдела валютного контроля заявила, что при наличии таких дополнительных оговорок условия поставки должны быть не EXW, а FCA, несмотря на отсутвие контрактной обязанности продавца проводить таможенное оформление товаров в своей стране на экспорт. Этот фактор можно условно назвать субъективными неправомерными требованиями, которые, к сожалению, имеют место быть в российских банках. Иногда инспекторов валютного контроля можно корректно убедить в их неправоте, в крайнем же случае приходится переходить в другой банк или другое отделение того же банка, где подобных требований нет.

В случаях перевозки автотранспортом, одним из рисков является повышенная нагрузка на одну из осей автомобиля при неравномерном распределении груза в контейнере или грузовом отсеке большегрузного автомобиля, за что взимаются крупные штрафы. Поскольку погрузка товаров производится на складе продавца, для снижения этого риска в дополнение к базису поставки EXW в контракте можно оговорить обязанность продавца произвести погрузку с равномерным распределением товара в транспортном средстве покупателя, с применением соответствующих креплений.

В таможенных целях в РФ при импорте товаров, дополнением к условиям поставки EXW может быть условие о том, что при погрузке товары должны быть разделены по их видам и наименованиям.

Например, допустим, заключен контракт купли-продажи между российской фирмой «А» (покупатель) и немецкой фирмой «В» (продавец) на поставку в Российскую Федерацию 100 шт. жидкокристаллических телевизоры по цене 150 евро за шт. на общую сумму 15 000 евро. Контракт заключен на условиях поставки EXW-Берлин (Германия) на сумму 15 000 евро. К таможенному оформлению декларантом представлены следующие документы:

1) контракт от 19.03.2016 № 27-1 на приобретение телевизоров;

2) счет-фактура от 30.04.2016 № 11-342 на сумму 15 000 евро, выставленный продавцом покупателю на оплату товара, поставленного по контракту от 19.03.2016 № 27-1 на условиях EXW-Берлин (Германия);

3) договор перевозки груза от 30.04.2016 № 28-1001, заключенный фирмой «А» с перевозчиком на доставку груза из Берлина в г. Москву автомобильным транспортом на сумму 2 000 евро;

4) счет-фактура от 30.04.2011 № 03-612, выставленный перевозчиком фирме «А» на сумму 2 000 евро за оказание услуг по доставке товара;

5) страховой полис на сумму 20 000 евро, страховая премия составила 50 евро;

7) счет за услуги таможенного брокера в стране экспорта на сумму 100 евро, выставленный покупателю;

Предоставлены все необходимые документы для применения 1-го метода определения таможенной стоимости.

И так, при данных условиях поставки таможенная стоимость будет равна 15 000 (цена сделки) плюс 2 000 (доставка) плюс 100 (таможенное оформление) плюс 50 (страховая премия). В итоги сумма таможенной стоимости равна 17 150 евро.

А если в договоре при заключении внешнеторговой сделки будут указанны условия поставки FCA, то к цене товара еще добавляются страховка и доставка до места ввоза товара на таможенную территорию таможенного союза, а вот оплата экспортных формальностей это обязанность поставщика.

Если в предыдущем примере немного изменить, доставка от Берлина до, скажем, Твери стоит 2000 евро, а на отрезке от Берлина до Москвы 1500 евро. Тогда в таможенную стоимость войдет цена товара, страховка и доставка от Берлина до Москвы.

При импорте по термину FCA особых проблем не возникает, поскольку представления сторон контрактов купли-продажи на условиях FCA о своих обязательствах довольно близко совпадают с описанием этих условий поставки в Инкотермс. Дополнительные договоренности по изменению или уточнению комплекса прав и обязанностей сторон согласно базису FCA могут касаться в основном вопросов разгрузки, погрузки, перегрузки товаров с транспортного средства продавца на транспортное средство покупателя. Впрочем, эти вопросы могут быть обусловлены сложившимися обычаями международных перевозок в определенных районах (местах, пунктах поставки), практикой транспортных компаний, особенностями операций по перегрузке товаров в логистических центрах. Например, если в обычный тариф перевозчика входит разгрузка товаров в пункте доставки, то продавцу и покупателю проще следовать условиям такого тарифа, чем своим правилам Инкотермс, несмотря на то, что согласно термину FCA в случае поставки товаров не в помещении продавца товары поставляются на неразгруженном транспортном средстве.

По этой же причине сложившейся транспортной практики конкретизировать в контракте точное место, адрес поставки обычно не в интересах сторон контракта. Проще передать этот вопрос на усмотрение перевозчиков, чтобы у тех было больше вариантов для маневра, например, если первично запланированный терминал на момент доставки оказался занятым. При этом у покупателя имеется возможность назначить точное место поставки в извещении продавцу в рамках исполнения условий поставки FCA.

Как и в случае с базисом поставки EXW с дополнением о погрузке за счет и риск продавца, к базису FCA могут быть применимы дополнительные условия об обязанности продавца равномерно распределить товары в контейнере или грузовом отсеке автомобиля для исключения повышенной нагрузки на ось и соответствующего крупного штрафа, а также об обязанности продавца разделить товары по их видам и наименованиям в целях таможенного досмотра.

При экспорте товаров из РФ с применением условий поставки FCA с иностранным покупателем фактически необходимо договариваться о его содействии российскому экспортеру для соблюдения условий применения НДС 0% при экспорте товаров из РФ, одним из которых (условий) согласно ст. 165 Налогового кодекса РФ является обязанность экспортера подать в налоговую инспекцию:

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Таким образом, в экспортном контракте на условиях FCA внутри РФ необходимо специально оговаривать условия предоставления иностранным покупателем таких документов российскому экспортеру, поскольку договор с экспедитором или перевозчиком будет заключать именно покупатель.

CPT — оплата основной части перевозки, то есть до точки прибытия, лежит на продавце, который, в соответствии с договором, осуществляет доставку товара перевозчику (расходы на страховые и таможенные сборы, взносы за импорт и растаможку на покупателе).

Здесь и далее выражения «неморской фрахт» и «морской фрахт» условные, поскольку Инкотермс устанавливает отдельные правила для «морского и внутреннего водного транспорта». Однако в РФ практика применения Инкотермс к сделкам с перевозкой товаров по внутреннему водному транспорту не распространена, в связи с чем в целях особенностей применения Инкотермс можно ограничиться упомянутыми выражениями.

В отношении базисов CPT, CIP, CIF, CFR распространенным заблуждением как иностранных, так и российских предпринимателей является представление о том, что поставка происходит в пункте / порту назначения. Согласно Инкотермс, поставка происходит не в пункте / порту назначения, а в пункте / порту отгрузки, где начинается международная перевозка товаров. По этой причине на переговорах и в контрактах имеет смысл специально повторять соответствующие положения Инкотермс, например, по базису CPT: «В соответствии с вступительным пояснением к условиям поставки CPT по Инкотермс 2010 и статьей А4 условий CPT по Инкотермс 2010 продавец выполняет свою обязанность по поставке, когда он передает товар перевозчику, а не когда товар достиг места назначения». Одновременно с этой оговоркой имеет смысл коснуться вопроса о месте отгрузки товаров для международной перевозки, поскольку именно там и происходит их поставка: в интересах продавца повторить положения Инкотермс о возможности различных мест отгрузки, а в интересах покупателя может оказаться желательным конкретное место отгрузки.

При импорте товаров в РФ особенностью базиса поставки CPT является его удобство для таможенного оформления, поскольку не нужно представлять документы о международной перевозке в целях определения таможенной стоимости товаров. Однако в случае, если транспортная составляющая в цене товаров значительна, в цене товаров на условиях CPT рекомендуется выделять стоимость их перевозки по РФ (ЕАЭС), чтобы на этом основании вычесть ее из таможенной стоимости товаров.

При использовании условий поставки CPT в случае поставки дорогостоящих компактных товаров (алмазов, ювелирных изделий и др.) в интересах покупателя необходимо дополнительно оговаривать выполнение международной перевозки специализированной транспортной компаний, обеспечивающей сохранность груза.

CIP — режим доставки, практически аналогичный категории CPT, разница заключается в возложении обязанности по уплате страховки на продавца.

Применение термина CIP во многом отличают те же особенности, что и по термину CPT. Дополнительные особенности появляются в связи со страхованием. В основном эти особенности касаются интересов покупателя и сводятся к следующим возможным дополнительным условиям контракта:

— о страховании товаров в конкретной страховой компании по указанию покупателя

— о заблаговременной передаче покупателю страхового полиса и инструкций по страхованию для ситуаций наступления страхового случая в ходе перевозки товаров и для предъявления полиса на таможне в целях подтверждения таможенной стоимости товаров

— о распространении страхования не только на период международной перевозки, но и на последующий период до прибытия товаров на склад покупателя в стране ввоза

— о страховом покрытии не на 110%, а на больную величину, поскольку после таможенного оформления в стране ввоза стоимость товаров увеличивается на сумму таможенных платежей

DAT — распределение расходов между продавцом и покупателем: первый оплачивает поставку до терминала прибытия и экспортные платежи и страховые сборы, второй – таможенную очистку и оставшуюся часть транспортировки до места назначения.

Согласно Инкотермс 2010: «Delivered at Terminal» («Поставка на терминале») означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар, разгруженный с прибывшего транспортного средства, предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале в поименованном порту или месте назначения». Фактически, данное правило ограничивает применение термина DAT только теми международными перевозками, в которых в тариф перевозчика включена разгрузка товаров в пункте назначения, с соответствующей возможностью такой выгрузки.

В частности, для автомобильного транспорта данные условия поставки представляютя в основном неприменимыми, поскольку обычно прибывший в пункт назначения большегрузный автомобиль разгружается там силами покупателя (грузополучателя). Кроме того, в российском менталитете термин «терминал» обычно связывается с «таможенным терминалом» и с желанием избежать рагрузки товаров на таможенный терминал для таможенного досмотра в силу лишних дополнительных расходов.

DAP — поставка товара к месту назначения с возложением обязанностей по уплате импортных пошлин и налогов в адрес государства-получателя на покупателя.

Согласно Инкотермс 2010: «Delivered at Place» («Поставка в месте назначения») означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке, в согласованном месте назначения». И далее: «Если продавец по его договору перевозки несет расходы по разгрузке в согласованном месте назначения, продавец не вправе требовать от покупателя возмещения таких расходов, если иное не согласовано сторонами».

Таким образом, термин DAP, в отличие от термина DAT, подходит в том числе и для перевозок автомобильным транспортом.

Применительно к РФ, применение условий поставки DAP может быть обусловлено сложившейся таможенной и внешнеторговой практикой. Еще до вступления в силу Инкотермс 2010 ФТС направляла на таможни «индикативные цены на пиломатериалы», поставляемые на экспорт, при этом набор возможных базисов поставки там был ограничен. Из группы «D» терминов действующих тогда правил Инкотермс 2000 в индикативных ценах указывался только термин DAF (поставка на границе). Практически получалось, что во избежание осложнений на российской таможне, применять другие условия поставки было неудобно, даже термины CPT, CIP. В Инкотермс 2010 термин DAF исключен, а его фактически заменяет термин DAP.

DDP —доставка товара к месту назначения с возложением расходов на продавца в полном объеме.

Применение термина DDP при импорте товаров в РФ фактически заблокировано российским таможенным законодательством и налоговыми нормами. Как установлено таможенным кодексом, при ввозе товаров по сделке ВЭД между иностранным лицом и российским лицом декларантом по этим товарам на российской таможне может быть только это российское лицо. При этом имеется фактический запрет внесения таможенных платежей третьими лицами (не декларантом и не официальным таможенным представителем). Этот запрет установлен не явно, а посредством исключения из ранее действовавшего таможенного законодательства правовой нормы о том, что таможенные платежи могли вноситься любым лицом. Кроме того, даже в случае гипотетического внесения этих платежей иностранным продавцом товаров у российского покупателя возникнут проблемы с принятием таможенного НДС к вычету, если иностранный продавец не стоит на налоговом учете в РФ.

Тем не менее, идея о поставках импортных товаров на условиях DDP или поставках таким образом, чтобы российскому покупателю не приходилось заниматься таможенным оформлением, остается весьма популярной. Как представляется, с применением базиса DDP без особых осложнений сделать это можно в рамках обычного внутрироссийского договора поставки между российской (дочерней) компанией иностранной стороны и собственно российским покупателем, воспользовавшись положениями Инкотермс 2010 о том, что они могут применяться не только в международной, но и в национальной (внутри страны) торговле. При этом в таком договоре необходимо будет сделать соответствующие пояснения.

При отсутствии у иностранного продавца своей компании в РФ, теоретически, еще возможен вариант трехстороннего международного контракта поставки на условиях DDP с привлечением третьей стороны — российского агента, в обязанности которого будет входить таможенное оформление импорта товаров в РФ и их передача российскому покупателю по этому контракту. Подобный вариант может быть оправдан в случае, например, если российский покупатель не является плательщиком НДС в РФ, или для каких-либо разовых, некрупных поставок товаров.

Термины, применяемые к грузоперевозкам, осуществляемым морским и иным наводным транспортом:

FOB — отгрузка товара на судно, принадлежащее покупателю или оплаченное им, при этом оплата части доставки до терминала входит в обязанность продавца.

Фактически, поставка на условиях FOB имеет полноценное содержание только в случаях фрахтования целого судна или чартерного рейса. Тогда в контракте в дополнение или во изменение базиса FOB можно и нужно указывать распределение между сторонами различных портовых расходов, рисков по товарам, продолжительность времени на погрузку и разгрузку судна, требования к судну, штрафы за простой судна и др.

Может быть неподходящим, когда товар передается перевозчику до его размещения на борту судна, например товар в контейнерах, что типично для поставки на терминал. В таких случаях целесообразно использование термина FCA. Однако именно такое неподходящее применение термина FOB как раз и практикуется во многих контрактах, по которым товары фактически перевозятся в контейнерах. Это лишний раз показывает, насколько далеки могут быть представления сторон о терминах Инкотермс от действительного содержания этих терминов.

FAS — доставка товара к судну покупателя без отгрузки. Бремя оплаты отгрузки и доставки лежит на получателе.

CFR — перевозка груза до порта, указанного в договоре. Все расходы по доставке, оплате страховки, разгрузки и перевалочных работ при этом покупатель несет самостоятельно.

CIF — режим поставки, аналогичный категории CFR, однако оплата страховых взносов возлагается на продавца.

Применение термина CIF частично отличают те же особенности, что и по терминам CPT и CIP, в первую очередь заблуждения о месте поставки товаров. С другой стороны, имеются некоторые существенные отличия как в плане комментариев Международной торговой палаты к терминам CPT, CIP, CFR и CIF, так и в практическом плане их применения в РФ.

В комментариях МТП к Инкотермс 2010 следует обратить внимание на следующее:

«Термины CPT и CIP целесообразно использовать, если практически поставка не осуществляется непосредственно на судно. В случае намерения сторон использовать услуги нескольких перевозчиков, например, при подвозе товара автомобильным или железнодорожным транспортом до внутреннего водного пункта от помещений продавца … продавец считается исполнившим свое обязательство по поставке товара по условиям терминов CPT и CIP с момента передачи товара первому перевозчику. В этом и состоит значительное различие между терминами CPT и CIP, с одной стороны, и терминами CFR и CIF — с другой.

Согласно двум последним терминам поставка не является завершенной до тех пор, пока товар не попал на судно в порту отгрузки. Поэтому в отношении терминов CFR и CIF принцип, по которому поставка считается завершенной с момента передачи товара первому перевозчику, может применен лишь тогда, когда и подвоз осуществляется морским путем, например, путем использования так называемых «доставщиков» (feeder ship) для подвоза товара к океанскому судну для осуществления его дальнейшей перевозки».

Таким образом, получается, что для обычных контейнеров международных перевозок морскими линиями, когда товары фактически передаются в портовых терминалах, должны применяться не термины CFR и CIF, а термины CPT и CIP. Однако в практическом плане в РФ в таких ситуациях обычно применяется термин CIF. Вероятно, это происходит в силу сложившихся убеждений, менталитетов участников ВЭД. Раз транспорт морской, раз перевозка оформлена коносаментом, значит, применяем CIF. Более того, с точки зрения многих инспекторов валютного контроля в банках и таможенных инспекторов в РФ в таких ситуациях только так и должно быть.

Иные условия также могут влиять напрямую или косвенно на таможенную стоимость, но уже не в столь значительной мере.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4