Скоро вступительные экзамены?
Меню Услуги

Анализ законодательства в области опеки и попечительства над несовершеннолетними. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3


2.1. Правовой статус органов опеки и попечительства в Российской Федерации

Органы опеки и попечительства — органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, деятельность которых заключается в оказании подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями (Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве).

Вместе с тем согласно ст. 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право участвовать в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

Данные органы принимают решение об установлении опеки (попечительства) на основании соответствующего решения суда и издают постановление о назначении конкретного гражданина опекуном (попечителем).

Выполнение остальных функций в области опеки и попечительства возлагается на соответствующие отделы (управления), являющиеся структурными подразделениями органов исполнительной власти субъекта РФ: в отношении несовершеннолетних — на отделы (управления) народного образования; в отношении лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, — на отделы (управления) здравоохранения либо отделы (управления) социальной защиты населения. Задачи, выполняемые органами опеки и попечительства, их полномочия и обязанности установлены ст. ст. 7 — 9 Закона об опеке и попечительстве. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Законом об опеке и попечительстве. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства. Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекунами или попечителями, осуществляет надзор за деятельностью граждан, назначенных опекунами и попечителями (п. 3 ст. 34 ГК), в необходимых случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на их неправильные действия, принимает соответствующие меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечных, и т.д. (Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Как бы ни отличались в организационном плане структурные звенья исполкомов, управомоченных на защиту прав несовершеннолетних, их объединяет главное: защиту интересов детей государство везде возлагает на такие государственные органы, как органы исполнительной власти субъекта Федерации. Вместе с тем при реализации их прав, обязанностей имеет место двойное подчинение, двойной контроль. Во-первых, со стороны государственных органов, во-вторых, со стороны Министерства образования и науки, компетентного в вопросах воспитания, что имеет особый смысл, так как его деятельность напрямую связана с обеспечением права каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье .

Работа органов опеки и попечительства как исполнителя государственной воли, связанной с защитой интересов ребенка в семейно-правовой сфере, отличается большим разнообразием, о чем свидетельствует перечень их прав, обязанностей в Семейном кодексе, в других законах и подзаконных актах, принимаемых как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федерации. Причем в одних регионах, например в Ростовской области, Краснодарском крае, перечень разрешаемых этими органами вопросов отличается определенной краткостью, в других — дается более подробно, в частности в Воронежской, Ивановской, Московской, Смоленской и др. областях. Что же касается Москвы, то здесь данный перечень существенно отличается своим большим объемом. Однако в любом случае правовой основой деятельности органов опеки и попечительства по защите прав ребенка в семейно-правовой сфере служит Семейный кодекс Российской Федерации. Его текст свидетельствует о разнообразии полномочий органов опеки и попечительства, призванных осуществлять функции по защите интересов ребенка в семье.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 64 СК законными представителями своих детей являются родители. Именно они осуществляют защиту их прав и интересов. Органы опеки и попечительства не вмешиваются в дела семейные, касающиеся родительско-детских правоотношений. Однако обратиться за их помощью родители вправе в случае, когда они не достигли согласия по вопросам семейного воспитания. Такую возможность им предоставляет п. 2 ст. 65 СК. В подобных случаях органы опеки и попечительства выступают в роли помощника. Естественно, рекомендации основываются на правилах педагогического общества, имеющих свои особенности применительно к конкретной ситуации. На практике, когда разногласия, возникающие между родителями, перерастают в спор, он разрешается судом с участием представителя органов опеки и попечительства, который выступает в роли защитника интересов ребенка, управомоченного на то законом, т.е. государством. Неслучайно в семейном кодексе (ст. 78) говорится об обязательном участии органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей.

Так, например, М.Н. обратилась в Солнцевский районный суд г. Москвы с заявлением о признании заключения органов опеки и попечительства муниципалитета Солнцева г. Москвы, составленного в рамках рассмотрения Дорогомиловским районным судом г. Москвы гражданского дела по иску М.Н. к С.В. об определении места жительства несовершеннолетнего сына с матерью незаконным.

В обосновании своих требований сослалась на то, что заключение вынесено сотрудниками органа опеки и попечительства ВМО Солнцево, не присутствующими в судебных заседаниях, не знакомыми с материалами дела, и заключением проведенной в рамках дела экспертизы.

15 апреля 2013 года суд постановил приведенное выше определение, об отмене которого просит представитель М.Н. — Ю.Ю. по доводам частной жалобы, ссылаясь на то, что оно вынесено с нарушением норм процессуального права.

В соответствии с ч. 2 ст. 333 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает частную жалобу на обжалуемое определение суда первой инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене определения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

Отказывая М.Н. в принятии заявления, суд исходил из того, что заключение органа опеки и попечительства муниципалитета Солнцева не относится к решениям, подлежащих оспариванию в порядке гражданского судопроизводства в порядке главы 25 ГПК РФ, фактически М.Н. выражает несогласие с принятым Дорогомиловским районным судом г. Москвы решением и просит принять меры, направленные на отмену данного решения.

В связи с этим, суд пришел к выводу о том, что заявление М.Н. подлежит рассмотрению в ином судебном порядке, а именно путем обжалования принятого судом решения. С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на нормах процессуального права.

Закон предусматривает участие органа опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора (в соответствии с пунктом 1 статьи 34 ГК РФ, частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» с 1 января 2008 года органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

Участвуя в рассмотрении судом спора, связанного с воспитанием детей, орган опеки и попечительства обязан согласно пункту 2 статьи 78 СК РФ провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Таким образом, обжалуемое М.Н. заключение органов опеки и попечительства являлось предметом оценки суда при принятии решения от 15.02.2013 г., которое М.Н. вправе обжаловать в установленном ГПК РФ порядке. Доводы частной жалобы не опровергают выводов суда и не влияют на существо постановленного судом определения. Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда определила: определение Солнцевского районного суда г. Москвы от 15 апреля 2013 г. оставить без изменения, частную жалобу — без удовлетворения .

Такова одна из наиболее распространенных разновидностей роли органов опеки и попечительства как представителя государства по защите интересов ребенка. Подобного рода представительство органы опеки и попечительства осуществляют и в других случаях. Когда, например, они участвуют в судебном процессе как государственные органы для дачи заключения по делу, что предусмотрено ст. 47 ГПК. Речь идет об определении судом места жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК); разрешении споров, возникающих по поводу общения одного из родителей с несовершеннолетним (ч. 2 п. 2 ст. 66 СК); защите судом родительских прав (ст. 68 СК); лишении родительских прав (ч. 2 п. 1 ст. 70), когда органы опеки и попечительства могут одновременно выступать в двух ролях — истца по делу и представителя государственного органа, т.е. органа опеки и попечительства; об ограничении судом родительских прав (ст. 73 СК), когда могут совпадать две миссии органов опеки и попечительства — истца и представителя государственного органа; восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК), когда органы опеки и попечительства могут быть одновременно ответчиком и представителем государственного органа; об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК), когда органы опеки и попечительства могут стать истцом или ответчиком и представителем этих органов в одном и том же процессе; об установлении усыновления (п. п. 1, 2 ст. 125 СК), когда на долю органов опеки и попечительства выпадает лишь их представительство; об отмене усыновления (п. 2 ст. 140 СК), когда ими предъявляется соответствующий иск и требуется суждение органов опеки и попечительства о целесообразности (нецелесообразности) отмены усыновления с государственной позиции и с точки зрения интересов ребенка.

Так, например, Прокурор Пролетарского района г. Тулы обратился в суд в интересах несовершеннолетнего С. к А. о лишении родительских прав и взыскании алиментов, в обоснование требований указав следующее. А. состоит на регистрационном учете со своим несовершеннолетним сыном С. по одному адресу, однако фактически проживает вместе со своей сожительницей Ж. и их общим ребенком Н. Ранее ответчик со своей бывшей супругой Д. и сыном С. проживали по адресу регистрации, однако 31 декабря 2005 г. в квартире случился пожар, в результате которого родители несовершеннолетнего С. получили термические ожоги и находились в больнице. 12 января 2006 г. Д. скончалась. Несовершеннолетний С. после госпитализации родителей переехал к бабушке и дедушке (О. и Г.), где проживает в настоящее время. Ответчик А. после выздоровления жизнью сына не интересуется, материально его не содержит, длительные промежутки времени с ребенком не общается, не желает его видеть, на встречи к ребенку приходит в состоянии алкогольного опьянения, под различными предлогами уклоняется от участия в его жизни и развитии, не интересуется его отношениями со сверстниками, его успехами в учебе, его здоровьем, что приводит ребенка в угнетенное состояние.

Решением Пролетарского районного суда г. Тулы от 30 июня 2011 г. исковые требования удовлетворены .
Таков значительный по своему охвату перечень обязанностей органов опеки и попечительства, входящий в сферу их деятельности. Он велик не только по своему объему, но и отличается трудоемкостью, поскольку предстоит по каждому из названных дел, четко обозначенных в семейном кодексе, дать свое заключение, на что специально обращается внимание в п. 2 ст. 78 СК, который гласит: «Орган опеки и попечительства обязан произвести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора» (СК РФ). В качестве примера из другой области можно привести п. 2 ст. 125 СК, где сказано: «Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка» (СК РФ).

Следовательно, органы опеки и попечительства, реализуя свое назначение, играют роль представителя интересов, с одной стороны, государства, с другой — ребенка. Причем представителя особого рода, действующего в определенной Семейным кодексом семейно-правовой сфере в отличие от представительства, предусмотренного ст. 182 ГК, имеющего прямое отношение к гражданско-правовым сделкам. Тем более что они не имеют никакого отношения к выполняемой родителями либо органами опеки миссии по защите прав, интересов детей в семейно-правовой сфере.

Причем, принимая участие в таких делах, органы опеки все-таки не свободны от роли представителя интересов несовершеннолетнего, но эта роль имеет как бы вспомогательный характер. То же самое можно сказать о спорах, разрешаемых судом, об определении места жительства несовершеннолетнего с одним из родителей. Тот, с кем ребенок по решению суда не остается, не перестает быть его законным представителем, правда только равноправным, а не равным.

Еще более активно действуют органы опеки и попечительства в качестве представителя интересов ребенка в более многочисленных случаях, когда родители номинально существуют, но своей роли законных представителей ребенка не выполняют либо выполняют ее крайне плохо, превращаясь в источник опасности для жизни, здоровья, воспитания ребенка. Тогда-то органы опеки и попечительства в полной мере восполняют возникший пробел в жизни несовершеннолетнего, становясь его законным представителем, в частности до и после лишения судом родительских прав, судебного ограничения родительских прав. Становясь единственным законным представителем ребенка, они решают его судьбу благодаря устройству несовершеннолетнего в семью, заменяющую родительскую, либо в организацию, предназначенную для детей, лишившихся родительского попечения. Если на момент удовлетворения иска о лишении родительских прав, отобрания детей у родителей устройство несовершеннолетних не состоялось, представительство его интересов возлагается целиком и полностью на органы опеки и попечительства. Именно они, а не суд решают вопрос, какое устройство подходит или возможно. И, надо сказать, что Семейный кодекс не обходит вниманием подобного рода ситуацию .

Так, согласно п. 5 ст. 71 СК «при невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства» (СК РФ). Или: «В случае ограничения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства» (п. 4 ст. 74 СК). И, наконец, проблема устройства детей может возникнуть при рассмотрении иска о защите родительских прав. На этот счет свои правила диктует п. 2 ст. 68 СК следующим образом: «если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства». Отсюда следует, что не суд, а органы опеки и попечительства определяют, как будет устроен ребенок, которого уже нельзя оставить родителям.

Когда несовершеннолетний, лишившийся родительского попечения, уже устроен, функции представителя его интересов переходят к лицу, заменившему родителей либо организации, принявшей несовершеннолетнего на полное государственное попечение. Применительно к устройству под опеку (попечительство) п. 2 ст. 148.1 формулирует: «Если иное не установлено федеральным законом, родители ребенка или лица, их заменяющие, утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя» (СК РФ).

Со времени, когда несовершеннолетний, лишившийся родительского попечения, устроен, функции органов опеки и попечительства переходят в другую плоскость — надзора за тем, как осуществляются лицом (физическим, юридическим) права и обязанности представителя интересов ребенка. Имеется в виду надзор за качеством его деятельности. Такой надзор является неотъемлемой частью всей работы органов опеки и попечительства в части, касающейся ситуации утраты ребенком своей семьи, родителей. Он касается детей, переданных под опеку, попечительство (п. 8 ст. 148.1 СК), находящихся в приемной семье (п. 2 ст. 152, п. 8 ст. 148.1 СК), проживающих в организациях на полном государственном обеспечении (п. 3 ст. 155.1) и даже усыновленных посторонними для них лицами. Согласно п. 22 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации он осуществляется специалистом по охране детства органа опеки и попечительства ежегодно. Но если надзор за условиями жизни перечисленных несовершеннолетних не ограничен по времени, так как длится только до совершеннолетия, то контроль за воспитанием усыновленного названными лицами определен временными рамками — тремя годами после установления усыновления .

Выступать в роли законного представителя несовершеннолетних детей органы опеки и попечительства могут и в других случаях. Например, когда им становится известно, что налицо непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, что объясняет, почему орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится (п. 1 ст. 77 СК).

Налицо типичный пример того, как государство в лице органов опеки и попечительства принимает на себя заботу об оставшемся без своих законных представителей ребенке. Выполняя подобного рода функции, эти органы обязаны обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (п. 2 ст. 77 СК).

Поскольку акт об отобрании служит правовым основанием самого отобрания, он составляется либо до совершения всех необходимых действий по отобранию, либо одновременно с отобранием. Что касается семидневного срока для предъявления соответствующего иска, то он нуждается в увеличении, поскольку по-настоящему обосновать иск в такой короткий срок просто невозможно .

Таким образом, в перечисленных делах органы опеки и попечительства фигурируют в качестве представителя интересов государства, ребенка, во-первых, по просьбе, поручению суда (споры о месте жительства ребенка с одним из родителей; устранение препятствий к общению с одним из родителей; лишение, ограничение родительских прав и проч.). Другими словами, не по заявлению заинтересованного физического лица, а органа, в данном случае суда, которому надлежит разрешить спор. Причем в качестве представителя предстоит выступить лишь одному органу опеки и попечительства, который получает соответствующее судебное поручение. В случае если оно поступит и в другой орган опеки и попечительства, его заключение будет служить всего лишь доказательством по делу.

На участие в перечисленных делах, именуемых спорами о детях, представитель этих органов должен иметь разовую или постоянную надлежащим образом оформленную доверенность.

Вторую разновидность «приглашения» органов опеки и попечительства к защите прав несовершеннолетнего в семье составляют письма, материалы, поступающие из прокуратуры, органов милиции, различного рода общественных, благотворительных организаций информационного характера, свидетельствующих о необходимости участия органов опеки и попечительства в защите нарушенного права ребенка на жизнь и воспитание в семье .

Существуют и другие жизненные ситуации, когда в круг деятельности органов опеки и попечительства попадают более редкие случаи. Тем не менее, они существуют и находят свое отражение в Семейном кодексе.

Так, согласно п. 2 ст. 28 СК «при рассмотрении дела о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста,… к участию в деле привлекается орган опеки и попечительства» (СК РФ). Несомненно, что здесь ему предстоит выступить в роли представителя интересов несовершеннолетней (несовершеннолетнего). Другой пример относится к сфере чрезвычайной, возникающей при оставлении матерью в медицинском учреждении своего новорожденного ребенка без предоставления документов, удостоверяющих ее личность. Причем форма акта об оставлении ребенка такой матерью утверждается приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, из которого следует, что этот акт составляется при участии представителя органа опеки и попечительства.

Семейный кодекс, определяя компетенцию органа опеки и попечительства, не раз упоминает о его согласии (разрешении) при совершении действий, связанных с интересами ребенка. Поскольку речь идет об уважительных причинах отсутствия (смерть, лишение родительских прав, признание недееспособной, невозможность установить место нахождения), постольку оправданна замена матери представителем органа опеки и попечительства. Изменение по совместной просьбе родителей имени, фамилии ребенка, не достигшего четырнадцати лет, допускается в соответствии с п. 1 ст. 59 СК с разрешения (согласия) органов опеки и попечительства. Контакт с родителем, чьи дети у него отобраны в результате ограничения родительских прав, допускается с согласия органа опеки и попечительства (ст. 75 СК). На выезд из Российской Федерации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуется разрешение (согласие) органов опеки и попечительства. И, наконец, еще один пример того, как от согласия (разрешения) органов опеки и попечительства зависят интересы несовершеннолетнего, правда, теперь имущественного характера: согласно п. 4 ст. 292 ГК «отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы других лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства» (ГК РФ).

Таким образом, обозначенная сфера деятельности органов опеки и попечительства отличается не только своим большим объемом, но и особенностями правового регулирования, законодательным обеспечением. И что не менее важно, в современной России все рассматриваемые в этой плоскости вопросы стали сугубо актуальными, поскольку идет процесс распада семьи, заметно не уменьшается число разводов в семьях, где живут дети, лавинообразно растет количество дел по лишению родительских прав, не становится меньше детей — социальных сирот. Данный перечень фактов стал приметной чертой нашего времени, что порождает необходимость усиления активности деятельности органов опеки и попечительства по защите прав ребенка в семье.

Характеристике деятельности органов опеки и попечительства, связанной с защитой прав ребенка в семье, сопутствует определение их роли участника судебного процесса, правовым основанием чего служат ст. ст. 46, 47 ГПК. Именно органам опеки и попечительства принадлежит право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов ребенка. Мало того, это их обязанность. Причем иск (заявление) в защиту законных интересов несовершеннолетнего гражданина предъявляется независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. В качестве примера можно привести дела о лишении родительских прав, когда иск согласно ч. 2 п. 1 ст. 70 СК предъявляется органами опеки и попечительства: об ограничении родительских прав (п. 3 ст. 73 СК), отмене усыновления (ст. 142 СК).

Органы опеки и попечительства, выступающие в роли истца, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности. Они вправе отказаться от иска, если сочтут, что опасность, угрожавшая ребенку в семье, устранена. Что касается мирового соглашения, то оно вряд ли возможно между представителем государства (органом опеки и попечительства) и физическим лицом — родителем — ответчиком по делу .

Если органы опеки участвуют в процессе для дачи заключения по делу (в спорах об определении места жительства ребенка, обеспечении его права на общение с одним из родителей, защите родительских прав, отмене усыновления и др.), то они могут:
— вступать в дело по собственной инициативе;
— по инициативе лиц, участвующих в деле;
— по инициативе суда.

В любом случае их участие объясняется необходимостью достичь такой цели, как защита прав ребенка в семье. Что касается их процессуальной роли, то она четко в ГПК не обозначена. Но их право приводить доводы в обоснование своей позиции, предоставлять доказательства, подтверждающие обоснованность (необоснованность) заявленного иска, принимать участие в осмотре и исследовании доказательств по делу, по месту их нахождения и проч., очевидно. Что же касается привлечения органов опеки и попечительства судом для дачи заключения по делу, то оно не зависит от воли истца (ответчика), имеющего свой интерес, который может и не совпадать с интересами ребенка и даже его законного представителя. Вот почему именно эти органы выступают при необходимости как представители интересов как несовершеннолетнего, так и государства.

Краткая характеристика деятельности органов опеки и попечительства как участника гражданского процесса не означает, что налицо незначительный объем проводимой ими работы. Она занимает далеко не второстепенное место в их деятельности, связанной с исследованием обстоятельств дела, затратами времени на участие в судебном процессе, что в общей сложности многократно увеличивает общий объем деятельности органов опеки и попечительства за счет их участия в спорах о детях. Однако их роль в защите прав ребенка больше ассоциируется с другим не менее важным направлением: обеспечением интересов детей, как принято сейчас говорить, утративших родительское попечение, куда входят дети-сироты в прямом смысле слова и дети так называемые социальные сироты, у которых родители формально существуют. Поэтому их единственным законным представителем на некоторое время становятся органы опеки и попечительства, т.е. на время, пока они не обрели новую семью, лиц, заменяющих родителей в установленном законом порядке, либо не стали воспитанниками детского учреждения.

Свое начало работа органов опеки и попечительства берет с момента выявления (обнаружения) несовершеннолетнего, нуждающегося в государственной защите. Источником такой информации чаще всего служат сообщения граждан, различных учреждений, организаций, поступающие в органы опеки и попечительства, в чьи обязанности входит проверка достоверности поступивших сигналов. На этот счет ч. 2 п. 1 ст. 122 СК дает прямое указание: «Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса об его устройстве» (СК РФ). И, надо сказать, что эта фаза деятельности органов опеки и попечительства занимает, без преувеличения, определяющее место в их повседневной работе. Неслучайно поэтому Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.02.2014) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»). Пункт 2 этих Правил объясняет предоставление полномочий перечисленным организациям следующим образом: «В случаях отсутствия или недостаточном наличии у органов опеки и попечительства необходимых организационных, кадровых, технических и иных возможностей перечисленные организации могут осуществлять полномочия органов опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких граждан и их семей» (Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.02.2014) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»). Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г.» установлен порядок отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства. Организатором такого отбора являются органы опеки и попечительства, которые создают специальную комиссию для решения вопроса об отборе, который рассматривается при наличии у организации целого перечня документов.

Выявление несовершеннолетнего, нуждающегося в государственной защите, является начальным этапом деятельности органов опеки и попечительства, за которым следует подбор лица, заменяющего родителя (опекуна-попечителя, усыновителя, приемного родителя), что также связано с исследованием его потенциальных возможностей по семейному воспитанию ребенка. Причем не только подбора, но и подготовки к роли воспитателя, заменяющего родителя. И, наконец, после устройства несовершеннолетнего органы опеки и попечительства не освобождаются от обязанности защищать его интересы. Правда, их представительство имеет разные формы выражения в зависимости от вида устройства. При передаче на опеку (попечительство) возникает ситуация, когда не утративший родительских прав родитель формально сохраняет свою миссию законного представителя своих несовершеннолетних детей, но фактически ее утрачивает, поскольку она целиком и полностью переходит к опекуну (попечителю). Но роль органов опеки и попечительства как представителя интересов сохраняется, поскольку они обязаны по закону осуществлять регулярный надзор за деятельностью опекуна (попечителя). То же самое можно сказать о ситуации, когда ребенок передается на воспитание в приемную семью .

Объединенные единой целью — защитить права, интересы ребенка в семейно-правовой сфере, все три направления деятельности органов опеки и попечительства образуют единую централизованную систему, во главе которой находится орган опеки и попечительства как орган исполнительной власти, выражающий волю государства по вопросам защиты прав и интересов детей в семье. Всем остальным организациям любого уровня (общественным, благотворительным) ради успешного выполнения своих функций по защите прав ребенка в семье предстоит взаимодействовать с органами опеки и попечительства по линиям, обозначенным в Типовом положении федерального значения о статусе органов опеки и попечительства, в аналогичных положениях субъектов Федерации.

2.2. Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства, их права и обязанности

В общепринятом представлении опекун есть лицо, осуществляющее опеку, т.е. проявляющее заботу, в частности, о несовершеннолетнем, нуждающемся в такой заботе. Что же касается термина «попечитель», то он рассматривается как «официально назначаемое лицо для попечения о ком-либо» . Таким образом, оба термина служат выполнению главной миссии как опекуна, так и попечителя, которая заключается в заботе о том, кто в ней нуждается. Именно к ним относятся несовершеннолетние, лишившиеся своей семьи, своих родителей, обязанных по закону их защищать, заботиться об их насущных потребностях.

Современное понимание с правовой точки зрения понятия «опека» уже не ассоциируется с выполнением родительских обязанностей, в том числе и с родительской властью. Теперь семейно-правовой статус опекуна не тождественен статусу родителя, даже если они совпадают по ряду своих позиций. Об опекуне можно говорить как о лице, уполномоченном в установленном законом порядке на защиту личных и имущественных прав, интересов несовершеннолетнего. То же самое можно сказать о статусе попечителя над несовершеннолетним даже при условии, что он всего лишь восполняет дееспособность подростка .

Закон требует от будущего опекуна соответствия целей совокупности фактов, от которых напрямую зависит успешность передачи опекуну под опеку несовершеннолетнего любого возраста. К сожалению, столь тщательное изучение, анализ перечисленных требований на практике — редкость. Обычно имеет место поверхностное, к тому же нередко субъективное исследование всех перечисленных требований семейного законодательства, особенно там, где приходится обращать внимание на способность гражданина заменить отсутствующего родителя. Не случайно поэтому в Постановлении Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» вводятся Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.02.2014) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»). В ч. 2 п. 8 этих Правил говорится: «При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя» (Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.02.2014) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»). Результаты такой оценки составляют содержание заключения о возможности быть опекуном. Оно действительно в течение двух лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.02.2014) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»). При представлении гражданином, выразившим желание стать опекуном, новых сведений о себе орган опеки и попечительства вносит соответствующие изменения в заключение о возможности быть опекуном в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами.

Детализируя в законе, подзаконном акте условия, позволяющие обрести статус опекуна, Семейный кодекс одновременно определяет, кому нельзя им стать. Так, согласно ст. 146 СК сюда входят:
— несовершеннолетние лица. Эмансипация, досрочное вступление в брак, расширяющие рамки дееспособности, на наш взгляд, не влияют на правило о том, что только совершеннолетние граждане могут стать опекунами, попечителями;
— недееспособные лица, чья недееспособность установлена в судебном порядке и основывается на документах медицинского характера;
— лица, лишенные родительских прав, что подтверждается копией решения суда. Надо полагать, что к ним относятся и те, у кого дети отобраны по суду в порядке ст. 73 СК, а также лица, превратившиеся в непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью, что предусмотрено ст. 77 СК;
— лица, «имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности». Размытость границ этого перечня способна породить необоснованный отказ в удовлетворении заявленной просьбы, что не всегда в интересах несовершеннолетнего;
— лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
— лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов;
— бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине (статья 146 СК РФ).

Особое место в перечне запретов на передачу несовершеннолетнего под опеку занимает Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 N 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью». В этот Перечень входят:
1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.
2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.
3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.
4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.
5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.
6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы (Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 N 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»).

Данный Перечень относится к числу исчерпывающих и довольно широких. Он применим во всех случаях. Во-первых, когда претендуют на роль опекуна посторонние для ребенка лица. Во-вторых, если просят назначить их опекуном близкие родственники, которые стремятся сохранить для несовершеннолетних его семью. Для первых жесткость требований медицинского характера объяснима. Для вторых, на наш взгляд, допустимы исключения из общих правил. Особенно тогда, когда несовершеннолетний и его потенциальный опекун проживают вместе.

В основе всех перечисленных требований, адресованных потенциальному опекуну, лежит прямое отношение к семейному воспитанию несовершеннолетнего. Но в их перечень входят и другие, аналогичные по своим целям правила. Во-первых, опекуном может стать как физическое, так и юридическое лицо. В первом случае речь идет о личности — т.е. физическом лице. Во втором — об организациях для детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, куда дети помещаются под их надзор . Согласно п. 2 ст. 155.2 СК таким детям опекуны не назначаются, им становится само учреждение. Кроме того, по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, до достижения ими возраста 18 лет исполнение обязанностей опекуна этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства. То же самое происходит, когда почему-либо не удается быстро (в месячный срок) передать несовершеннолетнего под опеку. Тогда временно его опекуном становятся органы опеки и попечительства.

Еще одно немаловажное обстоятельство, связанное с воспитательной миссией опекуна, заключается в том, что теперь опекун не назначается. Он обретает свой статус по собственному желанию, так как опекун-«назначенец» далеко не всегда способен должным образом заниматься воспитанием, тем более что имеется в виду его личное право на приобретение статуса опекуна. Напрямую к вопросам семейного воспитания относится и вопрос о возможности назначения нескольких опекунов, что предусматривает Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Согласно ч. 7 ст. 10 этого Закона «орган опеки и попечительства, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей», в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Кульминационным моментом обретения гражданином статуса опекуна становится «принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя», после чего у него возникают права и обязанности, предусмотренные семейным законодательством (статья 145 СК РФ). Речь идет о следующих правах:
— о праве на личное воспитание опекуном своего подопечного, как любого другого ребенка. Особенность такого права в том, что передача несовершеннолетнего под опеку не прекращает его правовой связи с кровными родителями. Поэтому возникает довольно сложная с правовой точки зрения ситуация, когда право на воспитание принадлежит одновременно двум субъектам: родителям (одному из них) и опекуну. На этот счет п. 2 ст. 148 СК дает следующее разъяснение: «Если иное не установлено федеральным законом, родители ребенка или лица, их заменяющие, утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя» (статья 145 СК РФ);
— о праве требовать на основании решения суда возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребенка. Вместе с тем, когда возникает необходимость в защите родительских прав в порядке ст. 68 СК, иск по их защите может предъявляться, как о том сказано в данной правовой норме, к лицам, удерживающим у себя ребенка не на основании закона или не на основании судебного решения. Но на практике такие иски предъявляются и к опекунам (попечителям), уполномоченным в установленном порядке на воспитание подопечного, что не вызывает возражений по целому ряду причин и только нуждается в законодательном закреплении в тексте Семейного кодекса;
— о праве самостоятельно определять способы воспитания подопечного ребенка с учетом его мнения и рекомендаций органа опеки и попечительства;
— о праве выбора образовательного учреждения и формы обучения с учетом его мнения до получения им общего образования.
Кроме перечня прав опекуна Семейный кодекс РФ обращает внимание на то, что опекун делать не вправе. Так, согласно п. 5 ст. 148.1 СК он не может препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка.
Общепринятое понимание правового статуса лица, в частности участника семейных правоотношений, включает в себя как права, так и обязанности:
— представлять и защищать права и законные интересы своих подопечных (п. 2 ст. 148.1 СК);
— воспитывать ребенка, находящегося под опекой, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном его развитии (ч. 2 п. 6 ст. 148.1 СК);
— подчиняться указаниям органов опеки и попечительства по устранению нарушений, связанных с защитой прав и законных интересов подопечного (ч. 2 п. 3 ст. 148.1 СК);
— способствовать исполнению решения суда по спорам, связанным с воспитанием несовершеннолетнего, находящегося под опекой (ч. 2 п. 3 ст. 148.1 СК). Неисполнение решения суда является основанием для отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей;
— не препятствовать без необходимости общению подопечного с его родителями и родственниками.

Такова совокупность образующих семейно-правовой статус опекуна (попечителя) его прав и обязанностей, призванных, во-первых, обеспечить реализацию принадлежащих подопечному ребенку его прав и законных интересов. Во-вторых, реализовать личное право гражданина стать опекуном (попечителем) с учетом предусмотренных семейным законодательством требований, касающихся семейного воспитания подопечного.

2.3. Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства над детьми

Легального определения понятия «ребенок, оставшийся без попечения родителей» законодательством не дано. Семейный кодекс в п. 1 ст. 121 указывает на то, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения — ухода, охраны, воспитания, заботы (СК РФ). Законодатель лишь перечисляет несколько распространенных случаев, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. Возникают, к сожалению, ситуации, когда дети не посещают школу, не получают по вине родителей медицинской помощи, оставлены без ухода и питания. Эти юридические факты порождают особое правовое состояние — ребенок становится «оставшимся без попечения родителей».

Статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, приобретается также при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью (ст. 77 СК), при пребывании родителей в местах лишения свободы. Перечень случаев, в которых ребенок может остаться без родительского попечения, не является, да и не может быть закрытым. Это связано с тем, что содержание юридических обязанностей родителей по отношению к детям чрезвычайно широко (ст. 63, 64, 80 СК), а их неисполнение может привести к различным негативным результатам: заболевание ребенка, совершение ребенком правонарушения и пр.

Ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, — разные юридические понятия. В ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления, хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе безусловно свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.

На практике бытует заблуждение о том, что ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей только после вступления в законную силу судебного решения о лишении его родителей родительских прав. Это не соответствует Семейному кодексу.

В соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности — в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Кроме того, законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Ребенок, переданный под опеку (попечительство), свои имущественные и личные неимущественные права (ст. 148 СК) сохраняет в полном объеме. Основное же содержание правоотношения опеки (попечительства) над детьми составляют права и обязанности опекунов и попечителей, которые близки родительским правам и обязанностям.

Субъекты правоотношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними обладают всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией РФ или признаваемыми ею без прямого конституционного закрепления, а соответствующие организации — обязанностями по признанию, соблюдению, охране и защите этих прав и свобод. Тем не менее, авторитет как ГК РФ, так и Федерального закона от 24 апреля 1998 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», несомненно, был бы значительно выше, если бы в них содержались нормы о правах лиц, находящихся под надзором в организациях, исполняющих функции по опеке и попечительству, как это сделано в ст. 155.3 СК РФ применительно к несовершеннолетним.

Помимо того что несовершеннолетние обладают всей совокупностью прав и свобод человека и гражданина в РФ, они в соответствии с положениями Конвенции ООН «О правах ребенка» являются носителями целого ряда прав и гарантий их реализации и защиты, отражающих специфику их несовершеннолетнего возраста. Несовершеннолетние – субъекты правоотношений по пеке и попечительству обладают следующими правами:

— на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов; на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты; на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, — права на внеочередное получение жилого помещения после окончания пребывания как под опекой или попечительством, в том числе в приемной семье, так и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— правами, предусмотренными Конвенцией ООН «О правах ребенка» — ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— право знать своих кровных родителей и иных кровных родственников и общаться с ними;

— право на содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка». Общественные объединения и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка в реализации его прав и исполнению обязанностей (Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

По вполне понятным причинам в ст. 155.3 СК РФ не содержится отсылки к ст. 54 СК РФ, закрепляющей одно из основополагающих прав ребенка, провозглашенных Конвенцией ООН «О правах ребенка», — право жить и воспитываться в семье. Однако это не означает, что в связи с помещением ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это право у ребенка утрачивается. Оно сохраняется до самого момента достижения ребенком совершеннолетия. Гарантией его реализации является содержащееся в целом ряде нормативных правовых актов положение о том, что и после помещения ребенка в данную организацию органы опеки и попечительства не вправе прекращать свою деятельность по устройству такого ребенка в семью, он не снимается с учета в Государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, организация, куда помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей, не только не вправе препятствовать реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, но обязана активно способствовать его реализации, особенно если ей делегированы полномочия органа опеки и попечительства по выявлению, подбору и подготовке граждан, желающих стать опекунами или попечителями либо принять детей на воспитание в семью в иных предусмотренных семейным законодательством формах.

В целях предоставления ребенку возможности хотя бы частично реализовать его право жить и воспитываться в семье, а главное, в целях гармоничного развития ребенка, ознакомления его с укладом жизни в семье организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены правом временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (СК РФ).

Выводы по главе 2:

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

— защита прав и законных интересов как недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, так и граждан, над которыми уже установлены опека или попечительство;

— надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также юридических лиц, в которые помещены как под надзор, так и временно недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

— контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом недееспособных и не полностью дееспособных граждан.

К числу дополнительных задач органов опеки и попечительства федеральное законодательство, в частности, относит:

— защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей как в случаях отсутствия родительского попечения, так и в случаях проживания детей в семьях родителей или усыновителей;

— участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— защиту прав и охраняемых законом интересов граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;

— защиту интересов безвестно отсутствующих граждан

Именно органам опеки и попечительства принадлежит право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов ребенка. Кроме того, это является их обязанностью.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями):

— лица, лишенные родительских прав;

— лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;

— лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

— лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного Кодекса РФ;

— лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство, взять его в приемную или патронатную семью.

Ребенок, переданный под опеку (попечительство), свои имущественные и личные не имущественные права сохраняет в полном объеме. Субъекты правоотношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними обладают всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией РФ. Помимо этого, несовершеннолетние являются носителями целого ряда прав и гарантий их реализации и защиты, отражающих специфику их несовершеннолетнего возраста.


Страница:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф