Заявка на расчет
Меню Услуги

Антигистаминные препараты в аптечной организации. Определение факторов, влияющих на спрос

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы обусловлена широкой распространенностью аллергических заболеваний. Аллергические заболевания (АЗ), в частности, аллергический ринит, атопическая астма, хроническая идиопатическая крапивница, атопический дерматит, относятся к числу наиболее распространенных патологических состояний у человека. За последние два десятилетия количество страдающих от этого заболевания выросло в четыре раза [1].

На территории России официально зарегистрировано в качестве аллергиков около 15 % населения. Истинное число страдающих от аллергии может быть намного больше, так как больные аллергией достаточно часто занимаются самолечением, что подтверждает разрыв между реальной и зарегистрированной заболеваемостью.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Результаты изучения распространенности аллергических болезней в разных странах свидетельствуют о том, что в настоящее время они поражают до 20–40 % населения всего земного шара [2].

Для лечения аллергических заболеваний применяются различные лекарственные препараты, предназначенные как для местного, так и системного введения. Системные кортикостероиды рекомендуются только для краткосрочного лечения тяжелых форм аллергических заболеваний из-за местных и системных побочных эффектов; однако интраназальные кортикостероиды являются наиболее эффективным методом лечения аллергического ринита, поскольку они сводят к минимуму неблагоприятные патофизиологические последствия аллергического воспаления [5].

Антигистаминные препараты широко используются в качестве препаратов первой линии при лечении аллергических заболеваний, согласно клиническим рекомендациям различных стран мира. Однако антигистаминные препараты первого поколения отличаются серьезным рядом побочных эффектов, из которых выделяют: гепатотоксичность, кардиотоксичность, седативный эффект, антихолинергические эффекты и увеличение массы тела.

Возрастные ограничения (детский и пожилой возраст), сопутствующие хронические заболевания (например, почечная или печеночная недостаточность) являются особыми условиями, при которых необходимо учитывать индивидуальные побочные эффекты антигистаминных препаратов первого поколения с учетом их дозировки [6, 7].

Цель исследования – провести анализ ассортимента лекарственных препаратов в аптечной организации, применяемых для лечения аллергии и определить факторы, влияющие на спрос с целью формирования аптечного ассортимента, на примере сети аптек ООО «Здоровье»

Задачи исследования:

1. Провести литературный обзор и изучить ассортимент антигистаминных препаратов.

2. Провести анализ ассортимента антигистаминных препаратов, реализуемых на базе аптечной сети ООО «Здоровье», расположенной в торговом центре «Шамса» в г. Петропавловск-Камчатский.

3. Исследовать факторы, влияющие на спрос антигистаминных препаратов по данным анкетирования посетителей аптеки.

Объект исследования – антигистаминные лекарственные препараты.

Предмет исследования – спрос антигистаминных лекарственных препаратов.

Методы исследования: анализ литературных источников и ГРЛС, синтез и обобщение, классификация, расчет показателей ассортимента математические методы

1 АССОРТИМЕНТ АНТИГИСТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 1.1 Фармацевтический рынок антигистаминных препаратов

Под термином аллергия в современной медицине принято считать реакцию гиперчувствительности, обусловленную иммунологическими процессами в организме человека, а именно выработкой антител-Ig E, с последующим развитием клинических проявлений (аллергический ринит, конъюнктивит, бронхиальная астма и т.д.). Распространенность аллергии в мире высока. Так, согласно данным ВОЗ, аллергическим ринитом болеет около 400 млн человек в мире, а бронхиальной астмой более 300 млн человек.

Розничный рынок противоаллергических препаратов за исследуемый период (1 квартал 2023 года в сравнении с 1 кварталом 2022 и 2021 гг.) был представлен антигистаминными препаратами (H1-блокаторами) I и II поколений, симпатомиметиками (альфа-, бета-адреномиметиками), антагонистами лейкотриеновых рецепторов, стабилизаторами тучных клеток (кромоны) и глюкокортикостероидами.

Объем продаж противоаллергических препаратов за I квартал 2023 года составил 7,46 млн долларов США (расчет по дистрибьюторским ценам) и 6,18 млн упаковок. Доли каждой группы лекарственных средств распределились следующим образом: симпатомиметики с долей в 50,1% составили основу рынка в стоимостном выражении, следом идут антигистаминные препараты I и II поколений (моно- и комбинированные препараты) с долей в 26,0% , на третьей позиции монопрепараты и комбинированные вариации глюкокортикостероидов с долей в 19,3% .

Незначительные доли рынка у кромонов с долей в 0,8% и у антагонистов лейкотриеновых рецепторов с долей в 3,9% . В натуральном выражении основная доля рынка принадлежала симпатомиметикам (доля в 80,1% в упаковках), а второе место по размеру доли рынка у антигистаминных препаратов (доля в 15,1% в упаковках).

Динамика продаж показала отрицательный тренд – убыль продаж на 18,6% и на 12,5% в упаковках (табл. 1). Этот тренд был и в I квартале 2021 года (убыль продаж на 1,2% и 2,1% в уп.), в 2023 году темп убыли продаж только ускорился. Кроме сокращения потребления противоаллергических препаратов, еще одним фактором сокращения рынка в стоимостном выражении было снижение цен на 9,8% (расчет индекс Пааше).

Таблица 1 – Динамика продаж антигистаминных препаратов

Группа ГЛС

Динамика продаж
в долларах США

Динамика продаж
в упаковках

H1-блокаторы

-17,0%

-2,8%

Симпатомиметики

-15,5%

-13,6%

Антагонисты лейкотриеновых рецепторов

-26,5%

-16,7%

Глюкокортикостероиды

-25,8%

-23,4%

Кромоны

-4,0%

-9,0%

 

Антигистаминная активность может проявляться у некоторых растительных видов. Обычно такие растения содержат биологически активные вещества, которые обладают противовоспалительным действием. Они могут уменьшать отёки и зуд, а также уменьшать количество иммунных комплексов, отвечающих за развитие аллергических реакций. Примеры таких растительных препаратов: череда трава, подорожника лист, ромашки цветки, крапивы лист, листья белокопытника, листья гинко билоба. Данные растения могут в меньшей степени снять симптомы аллергии, поэтому для достижения оптимального эффекта антигистаминной терапии, необходимо охватить все возможные механизмы действия антигистаминных препаратов.

Одним из базовых препаратов для лечения аллергии являются антигистаминные препараты. Гистамин является медиатором H1-рецепторов, которые отвечают за развитие клинических симптомов аллергии.

Антигистаминные препараты конкурентно связывают H1-гистаминовые рецепторы, и тем самым блокируют развитие симптомов: спазм гладкой мускулатуры, увеличение проницаемости капилляров, развитие отека мягких тканей. Первые антигистаминные препараты, применяемые для снятия симптомов аллергии, имели значительный седативный эффект и ряд серьезных побочных эффектов: сухость слизистой оболочки ротовой и носовой полостей, короткий период действия препарата, расстройства желудочно-кишечного тракта и «эффект привыкания». Со временем во врачебную практику пришли антигистаминные препараты, обладающие большей селективностью по отношению к H1-рецепторам, незначительным или полным отсутствием седативного эффекта, более продолжительным действием и отсутствием «эффекта привыкания». Такие антигистаминные препараты назвали препаратами II поколения (препараты без седативного эффекта), а препараты с седативным эффектом стали относится к препаратам I поколения.

Общий рынок антигистаминных препаратов I и II поколений в I квартале 2023 года имел объем продаж в 1,9 млн долларов США и 0,9 млн упаковок. Рынок был представлен 54 брендами из 23 стран. Наибольшую долю объема продаж в стоимостном выражении заняли препараты из Венгрии с долей в 34,4% . Второе место по размеру доли рынка заняли препараты отечественного производства с долей в 14,3% . В натуральном выражении отечественная продукция пользовалась большим спросом, т.к. доля рынка составила 33,5%, преимущественно за счет продаж антигистаминных препаратов I поколения (доля в 89,3% в уп.). Таким образом, рынок антигистаминных препаратов импортозависимый, но в то же время доля отечественной продукции из года в год возрастала.

Главным брендом на рынке в денежном выражении был препарат компании Egis – «Супрастин®». Из отечественных продуктов выделился только бренд от компании «Медоптика» «Динаф®» с 4-й позицией в рейтинге топ-брендов в стоимостном выражении. Он же стал лидером и в натуральном выражении, сместив лидера по итогам продаж за I квартал 2021 года препарат «Супрастин®». Оба бренда представители группы антигистаминных препаратов I поколения.

Антигистаминные препараты I поколения занимали ведущее положение на рынке (в I квартале 2023 года 74,0% в уп.). Кроме того, в I квартале 2023 года преобладал темп убыли продаж антигистаминных препаратов II поколения в натуральном выражении по сравнению с темпом убыли продаж H1-блокаторов I поколения. Несмотря на такие качества, как широкий ассортимент антигистаминных препаратов II поколения, большая эффективность, меньшее количество побочных эффектов и удобство приема препаратов II поколения, H1-блокаторы II поколения не являлись главными при выборе препарата для лечения аллергии. Однако следует отметить, что важным фактором, обуславливающим выбор препарата, являлась цена, которая была у антигистаминных препаратов I поколения в среднем равна 1,4 доллара, что менее чем в 3 раза дешевле, препаратов II поколения. Одной из возможных причин сложившейся ситуации может быть низкий уровень осведомленности потребителей в свойствах препаратов каждого поколения, что требует дальнейшего изучения.

На рынке антигистаминных препаратов II поколения более высокая конкуренция за счет 44 брендов со средней ценой за упаковку в 4,0 доллара США. Во главе группы ГЛС по размеру доли рынка препарат от компании GlaxoSmithKline — «Зиртек®» с долей 15,2%. Оригинальный препарат «Зиртек®» вернул позицию лидера, которую занимал в I квартале 2017 и 2016 годов. Продажи препарата «Зодак®» от компании Sanofi-aventis в I квартале сократились на 25,6% , что привело к сокращению доли рынка с 16,8% до 14,7% и потери статуса «лидера». Антигистаминные препараты II поколения продемонстрировали аналогичную динамику продаж препаратов I поколения.

Проведенный анализ показал, что антигистаминные препараты I поколения занимали ведущее положение на рынке (в I квартале 2022 года 74,0% в уп.). Кроме того, в I квартале 2023 года преобладал темп убыли продаж антигистаминных препаратов II поколения в натуральном выражении по сравнению с темпом убыли продаж H1-блокаторов I поколения. Несмотря на такие качества, как широкий ассортимент антигистаминных препаратов II поколения, большая эффективность, меньшее количество побочных эффектов и удобство приема препаратов II поколения, H1-блокаторы II поколения не являлись главными при выборе препарата для лечения аллергии. Однако следует отметить, что важным фактором, обуславливающим выбор препарата, являлась цена, которая была у антигистаминных препаратов I поколения в среднем равна 1,4 доллара, что менее чем в 3 раза дешевле, препаратов II поколения. Одной из возможных причин сложившейся ситуации может быть низкий уровень осведомленности потребителей в свойствах препаратов каждого поколения.

1.2 Механизм действия антигистаминных препаратов

Антигистаминными препаратами называют средства, блокирующие Н1-гистаминовые рецепторы и используемые для лечения аллергических заболеваний [2, 6].

Гистамин – нейромедиатор, способный оказывать влияние на дыхательные пути (вызывая отёк слизистой оболочки носа, бронхоспазм), кожу (зуд, волдырно-гиперемическую реакцию), желудочно-кишечный тракт (кишечные колики, стимуляцию желудочной секреции), сердечно-сосудистую систему (расширение капиллярных сосудов, повышение проницаемости сосудов, гипотензию, нарушение сердечного ритма), гладкую мускулатуру (рисунок 1) [3].

Усиление влияния гистамина обусловливают аллергические реакции, поэтому антигистаминные препараты используются для борьбы с проявлениями аллергии [11].

 

Рисунок 1 – Механизм действия антигистаминных препаратов

Антигистаминные препараты оказывают следующие действия: тормозят выделение гистамина; способствуют образованию радикалов кислорода; вызывают образование лейкотриенов, фактора активации тромбоцитов; инактиваруют гистамин; ингибируют синтез адгезивных молекул; нарушают процессы активации клеток за счёт иммобилизации ионов кальция.

1.3 Классификация антигистаминных препаратов

Антигистаминные препараты можно классифицировать по различным признакам. Соответственно блокируемым ими рецепторам [6, 11]:

— H1-блокаторы – используются при терапии аллергических заболеваний;

— H2-блокаторы – используются при лечении заболеваний желудка (способствуют снижению желудочной секреции

— H3-блокаторы – используются в терапии неврологических заболеваний.

Исторически сложилось так, что под термином «антигистаминные препараты» понимают средства, блокирующие Н1-гистаминовые рецепторы, а лекарства, воздействующие на Н2-гистаминовые рецепторы (циметидин, ранитидин, фамотидин и др.), называют Н2-гистаминоблокаторами.

По химической структуре антигистаминные препараты подразделяют:

— попроизводные аминоалкилэфиров – дифенгидрамин (димедрол, бенадрил, альфадрил), амидрил и др.;

-производные этилендиамина – антерган (супрастин), аллерган, дегистин, мепирамин и др.;

— производные фенотиазинов – прометазин (пипольфен, дипразин, фенерган), доксерган и др.;

— производные алкиламинов – фенирамин (триметон), трипролидин (актадил), диметиндин (феностил) и др.

— производные бензгидрилэфиров – клемастин (тавегил);

 — производные пиперидинов – ципрогептадин (перитол), ципродин, астонин и др.;

— производные хинуклидинов – квифенадин (фенкарол), секвифенадин (бикарфен);

— производные пиперазинов – циклизин, меклизин, хлорциклизин и др.;

— производные альфакарболина – диазолин (омерил).

По механизму действия на организм: препараты первого, второго, третьего и четвертого поколения.

1.4 Характеристика препаратов для лечения аллергии

К антигистаминным препаратам первого поколения относятся: Дифенгидрамин (димедрол), Клемастин (тавегил), Прометазин (пипольфен), Хлоропирамин (супрастин), Ципрогептадин (перитол), Квифенадин (фенкарол), Мебгидролин (диазолин) [5, 11].

В приложении А приведена характеристика некоторых антигистаминных препаратов этой группы [5, 9, 11].

Антигистаминные препараты первого поколения выпускаются в различных лекарственных формах: твердых (таблетки, содержащие различное количество действующего вещества, драже, лиофилизированный порошок для инъекций); жидких (растворы для инъекций, сиропы); мягких (ректальные суппозитории димедрола).

Из комбинированных препаратов, включающих антигистаминные средства первого поколения можно отметить только Бетадрин (Betadrin)- глазные капли, в 1 мл которых содержится димедрола (дифенгидрамина) 1 мг и сосудосуживающего средства нафтизина 0,33 мг. Применяют при атопическом конъюнктивите.

На рисунке 2 приведен внешний вид антигистаминных препаратов первого поколения.

Рисунок 2 – Антигистаминные препараты первого поколения

К антигистаминным препаратам второго поколения относятся: Лоратадин, Акривастин, Эбастин, Азеластин и.т.д. выпускаемые под торговыми марками: Кларидол, Кларисенс, Кларотадин, Ломилан, ЛораГексал, Кларитин, Рупафин, Кестин. На рисунке 3 приведен внешний вид некоторых антигистаминных препаратов второго поколения.

Рисунок 3 – Антигистаминные препараты второго поколения

В приложении Б приведена характеристика некоторых антигистаминных препаратов этой группы [5, 9, 11].

Антигистаминные препараты второго поколения выпускаются в различных лекарственных формах: твердых (таблетки, капсулы ретард); жидких (сиропы, суспензии и капли для приема внутрь, капли глазные), мягких (гели для наружного применения), назальных спреях.

Антигистаминные препараты второго поколения имеют гораздо меньше противопоказаний к использованию, чем препараты первого поколения. Например, при использовании эбастина возможные побочные эффекты: головная боль, сонливость, сухость во рту, редко – диспепсия, бессонница, астенический синдром [11].

К антигистаминным препаратам третьего поколения относят Цетиризин (зиртек), Фексофенадин (телфаст). В приложении В приведена характеристика антигистаминных препаратов третьего поколения.

Следует отметить, что деление антигистаминных препаратов на поколения достаточно условно. Например, некоторые авторы относят Азеластин (аллергодил), Астемизол (гисманал), Активастин (семпрекс), Оксатомид (тинсет), Диметинден (фенистил) к антигистаминным препаратам третьего поколения [6, 10].

На рисунке 4 представлен внешний вид антигистаминных препаратов третьего поколения.

Рисунок 4 – Антигистаминные препараты третьего поколения

К недостаткам антигистаминных препаратов третьего поколения относится их кардиотоксическое действие провоцирующее тяжелые аритмии [11].

Побочные эффекты при приеме антигистаминных препаратов третьего поколения возникают редко. Иногда отмечается сонливость, головная боль, головокружение, сухость во рту, диспепсия.

Ряд ЛС оказывают тормозящее влияние на высвобождение гистамина из лаброцитов и тканей, в которых происходят биосинтез и депонирование гистамина и других биогенных веществ (брадикинина, так называемой медленно реагирующей субстанции анафилаксии, лимфокинов и т.д.), участвующих в развитии аллергических явлений, воспаления, бронхаспазмов и иных патологических реакций.

Действуют эти средства «пререцепторно», хотя не исключено, что в зависимости от химических свойств они могут в той или иной степени оказывать непосредственное блокируюшее влияние на рецепторы. К препаратам, обладающим такого рода действием, относятся кромогликат натрия, недокромил-натрий, кстатифен, оксатомид и лодоксамид [4, 11].

На рис. 5 приведен внешний вид препаратов, тормозящих высвобождение и активность гистамина.

Рисунок 5 – Препараты, тормозящие высвобождение и активность гистамина

Характеристика препаратов, тормозящих высвобождение и активность гистамина представлена в приложении Г.

Противопоказаниями к применению препаратов этой группы является повышенная чувствительность, которая может вызвать аллергические реакции; при использовании для лечения беременных и кормящих женщин назначение этих препаратов должно быть тщательно обосновано.

Выводы по первой главе

Представленные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время разработано большое количество противоаллергических средств. Препаратами первого выбора при лечении аллергических заболеваний являются антигистаминные препараты. Препараты выпускаются в различных лекарственных формах с различным содержанием в них основного действующего вещества.

Антигистаминные препараты являются производными различных групп химических веществ и блокируют эффекты гистамина. Активность их различна, поэтому в каждом случае следует подбирать оптимально действующий препарат. Известны случаи, когда длительный прием одного препарата приводил к тому, что он сам становился аллергеном и вызывал лекарственную аллергию. Эти препараты не оказывают терапевтического действия при II, III и IV типах аллергических реакций, однако их применение в комплексной терапии с соответствующими препаратами целесообразно, так как они могут блокировать действие гистамина, образовавшегося при включении вторичных, неосновных путей его освобождения, например, из тучных клеток, продуктами активации комплемента.

Существует несколько поколений антигистаминных препаратов. В препаратах новых поколений меньше побочных эффектов, не вызывают привыкания, длительнее действие.

К лекарственным средствам, применяемым при лечении аллергических заболеваний, относятся и препараты, тормозящие выделение и активность гистамина.

Таким образом, имея широкий круг противоаллергических препаратов, врач имеет возможность выбирать лекарственное средство в зависимости от возраста пациента, конкретной клинической ситуации, диагноза.

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СПРОС АНТИГИСТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ

2.1 Материалы и методы исследования

В исследовании применяли следующие методы: анализ ГРЛС, анализ отчетных документов аптеки, экономические методы, маркетинговые методы.

Анализ отчетных документов аптеки проводился с целью анализа ассортимента и спроса на лекарственные препараты для лечения аллергии. Для анализа спроса препаратов применялись экономические методы. Маркетинговые методы применялись с целью анализа структуры ассортимента.

Ассортимент изучали по лекарственным формам, производителям, составу.

Исследование спроса на антигистаминные препараты проводилось методом анализа продаж в аптеке ООО «Здоровье», расположенной по адресу: Ларина, 36, в городе Петропавловск-Камчатский.

Исследование факторов, влияющих на спрос, проводилось методом анкетирование посетителей аптеки, которые принимают препараты для лечения аллергии.

2.2 Исследование ассортимента антигистаминных препаратов, реализуемых в аптеке ООО «Здоровье».

По данным ГЛРС был определен ассортимент антигистаминных препаратов.

Ассортимент российского рынка антигистаминных средств представлен 34 действующими веществами по МНН, 191 торговых наименований и 3538 лекарственных препаратов с учетом различных форм, дозировок и фасовок, включая и незарегистрированные препараты.

АГЛП представлены производителями из 24 стран. На долю отечественных антигистаминных препаратов приходится 57 торговых наименований (39,1%). Данные представлены на рисунке 6

Рисунок 6 – Структура ассортимента антигистаминных препаратов по производителю, %

 На долю импортных приходилось: Венгрия – 14, Швейцария – 13, Индия – 12, Бельгия и Германия – по 7; Словения – 6.

Среди зарегистрированных лекарственных форм АГЛП значительную долю занимают таблетки (более 50%); на остальные лекарственные формы приходятся незначительные объемы: сиропы, капли, растворы и суспензии для внутреннего применения (15,8 %); растворы для инъекционного введения (11,7%); глазные и назальные капли и спреи (10, 9 %); драже (4,1 %); эмульсии и гели для наружного применения (2,1%); капсулы (2,1%).

Большую долю (86%) составляют генерические лекарственные препараты.

Современная классификация антигистаминных средств использует деление лекарственных препаратов на три поколения. На Российском фармацевтическом рынке наиболее эффективные антигистаминные препараты третьего поколения составляют 42%, широко представлены антигистаминные препараты второго поколения — 34%; лекарственные препараты первого поколения, имеющие значительное число побочных эффектов, составляют 24% (рисунок 7)

Рисунок 7 – Структура ассортимента антигистаминных препаратов по поколению, %

Таким образом, был изучен ассортимент антигистаминных препаратов, реализуемых на фармацевтическом рынке РФ. Далее проанализируем локальный рынок антигистаминных препаратов на базе аптечной организации аптечной сети ООО «Здоровье», осуществляющие свою деятельность в городах Елизово и Петропавловск-Камчатский.

На базе аптеки ООО «Здоровье» проведен анализ ассортимента антигистаминных препаратов.

Ассортимент антигистаминных препаратов, реализуемых в аптеке представлен в приложении Д.

В соответствии с представленными данными в аптеке реализуется 87 лекарственных препарата, которые систематизированы по МНН, ТН, лекарственной форме и составу, а также по условиям отпуска (по рецепту и без). В исследуемой аптеке представлено 22 МНН лекарственных препаратов и 47 торговых наименований.

Установлено, что 12,5% ассортимента препаратов для лечения аллергии являются комбинированными (рисунок 8).

Рисунок 8 – Структура аптечного ассортимента антигистаминных препаратов по составу, в %

Комбинированные препараты представлены следующими сочетацниями: Азеластин + Мометазон; Дифенгидрамин + Нафазолин + Цинка сульфат; Дифенгидрамин + Нафазолин.

Большая часть ассортимента представлена монопрепаратами (87,5%).

Анализируя ассортимент по лекарственным формам, установлено, что в аптеке большая часть ассортимента представлена таблетками (рисунок 9)

Рисунок 9 – Структура аптечного ассортимента антигистаминных препаратов по лекарственным формам, в %

Таблетки в структуре ассортимента составляют 64%.

Представленный ассортимент антигистаминных препаратов, представленный в аптеке, является в основном зарубежным (рисунок 10).

Рисунок 10 – Структура аптечного ассортимента антигистаминных препаратов по производителям, в %

В структуре ассортимента зарубежные препараты занимают 80,5% от всего ассортимента.

Анализируя ассортимент по условию отпуска, установлено, что 9% ассортимента антигистаминных препаратов отпускаются по рецепту (рисунок 11).

Рисунок 11 – Структура аптечного ассортимента антигистаминных препаратов по условию отпуска, в %

Таким образом, исследован аптечный ассортимент антигистаминных препаратов по лекарственным формам, составу, производителю и условиям отпуска аптеки аптечной организации ООО «Здоровье» расположенной по адресу: Ларина, 36, в городе Петропавловск-Камчатский.

2.3 Исследование спроса на антигистаминные препараты

Для мониторингового исследования спроса были использованы данные о продажах антигистаминных препаратов за 2021-2022 гг аптечного пункта ООО «Здоровье».

В 2022 году  наибольшей информационной популярностью среди препаратов фармакологической группы «H1-антигистаминные средства» пользовались: Эриус, Цетрин, Кларитин. По сравнению с 2021 годом, состав тройки лидеров не изменился.

На величину спроса влияет не только маркетинговая активность компаний, но и сезонное обострение  аллергических  заболеваний.

Сезонные аллергические заболевания начинаются с апреля-мая месяца, когда начинают расцветать деревья, появляется тополиный пух и т.п. представим для наглядности соотношение спроса на антигистаминные препараты с мая по июнь.

 Современная фармакология располагает довольно широким спектром антигистаминных лекарственных средств, что позволяет в комплексе с другими противоаллергическими мерами добиваться оптимального уровня качества жизни пациентов с аллергическими заболеваниями.

Для анализа были выбраны антигистаминные препараты групп R06

Для анализа продаж антигистаминных препаратов нами была выбрана группа «Антигистаминные препараты системные» и D04 «Препараты для лечения зуда, включая антигистаминные препараты и анестетики».

Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Динамика продаж антигистаминных препаратов

Показатель

1 кв 2022

2 кв 2022

3 кв 2022

4 кв 2022

Объем розничных продаж (тыс. руб.)

45

59

68

55

Объем продаж (упак)

323

423

489

378

 

Весенне-летний сезон для аллергиков – время нелегкое. В связи с этим рынок антигистаминных препаратов характеризуется ярко выраженной сезонностью. Активный рост потребления начинается во 2 квартале и достигает своего пика в 3 квартале 2022 года.

 Представим в таблице 3 ТОР-10 антигистаминных препаратов по продажам

Таблица 3 – ТОР-10 антигистаминных препаратов в стоимостном выражении

Рей-тинг

ТМ

Доля, %

Прирост продаж 2021/2022

Прирост доли (%)

1

Эриус

9,32

22

-12

2

Супрастин

8,88

23

-11

3

Цетрин

8,79

57

14

4

Кларитин

8,14

11

-20

5

Псило-бальзам

7,18

122

61

6

Диазолин

6,97

69

22

7

Фенистил

6,75

83

32

8

Лоратадин

5,73

13

-18

9

Алерон

5,65

33

-4

10

Дезал

3,34

129

66

 

Таким образом, наивысшую долю антигистаминных препаратов по продаже занимает ТМ «Эриус». Максимальный прирост доли рынка (+66% в стоимостном выражении) в сезоне 2022 г. продемонстрировала ТМ Дезал (АКТАВИС АО).

Таким образом, для рынка антигистаминных препаратов РФ, характерна ярко выраженная сезонность. Преобладают на этом рынке дженерики иностранного производства, подлежащие безрецептурному отпуску. Наиболее востребованными являются ЛС на основе лоратадина.

Предпочтение отдается антигистаминным препаратам средней ценовой категории.

2.4 Разработка рекомендаций по совершенствованию ассортимента антигистаминных препаратов, реализуемых в аптеке ООО «Здоровье», расположенная по адресу: Ларина, 36, в городе Петропавловск-Камчатский

Формирование оптимального ассортимента (набора товаров и услуг) является одной из главных задач, стоящих как перед аптечной сетью, так и перед единичной аптекой. Каждое аптечное учреждение должно разработать стратегию деятельности и определить границы деятельности. Стратегия деятельности предусматривает роль возможных потребителей, предполагаемых конкурентов, необходимые затраты и возможности.

Главным принципом формирования ассортимента аптеки является учет потребительского спроса, степень удовлетворения потребительских предпочтений, что оказывает влияние на качество обслуживания. В то же время правильно сформированный ассортимент воздействует на скорость оборачиваемости товарных запасов, что оказывает существенное влияние на эффективность деятельности аптечного учреждения.

С другой стороны, на рынке предлагается множество однотипных продуктов, услуг, в том числе и сервисных, практически по одинаковым ценам и приблизительно с одинаковым качеством, все компании, независимо от сферы деятельности, объема продаж и стадии развития, стали уделять большее внимание такому явлению, как лояльность покупателей.

Лояльность – это положительное отношение потребителей к деятельности организации, продуктам и услугам, которые они производят и продают, а также к персоналу компании, имиджу организации, торговым маркам, логотипу и т.д.

Именно наличие лояльности, то есть благоприятное отношения потребителей к данной компании, продукту, и является основой для стабильного объема продаж. Это, безусловно, является стратегическим направлением обеспечения успешности компании.

Несмотря на то, что вопросам взаимоотношений с потребителями посвящено немало трудов российских и зарубежных авторов, что разработан большой арсенал статистических методов, проблема измерения удовлетворенности потребителей остается не до конца изученной.

Высококачественная продукция и сопутствующие услуги, созданные на основе потребностей потребителей, будут способствовать более высокому уровню удовлетворенности потребителей. Высокий уровень удовлетворенности, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня лояльности потребителей. Лояльность является ключевой определяющей долгосрочного финансового успеха любой организации. В стандарте ISO 9000:2000 есть определение этого понятия: удовлетворенность потребителей (customer satisfaction) – это восприятие потребителями того, в какой степени выполняются их требования.

Основным фактором, влияющим на ассортимент антигистаминных препаратов в аптеке являются потребительские предпочтения.

В связи с этим нами был изучен сегмент потребителей в аптеке ООО «Здоровье» расположенной по адресу: Ларина, 36, в торговом центре «Шамса». Анкета для опроса представлена в Приложении Е.

Нами были опрошены 35 посетителей аптеки, и проведена оценка демографической структуры потребителей, а также структуры потребителей по социальному положению.

На момент медико-социологического опроса среди респондентов преобладали: 65% женщин (рисунок 12).

Рисунок 12 – Распределение респондентов по полу, в %

По возрасту респонденты распределились следующим образом (рисунок 13)

Рисунок 13 – Распределение респондентов по возрасту, в %

35% представляли покупатели в возрасте 41-50 лет, по 20% — лица до 30 лет и лица старше 60 лет, 16% – респонденты в возрасте 31-40 лет и 9% – в возрасте 51-60 лет.

По уровню образования респонденты распределились следующим образом, представленным на рисунке 14.

По уровню образования преобладали лица с высшим образованием – 50%, 31% – со средним образованием, и прочее – составили 19%. Образовательный уровень респондентов позволяет предположить об их определенном уровне знаний о лекарственных средствах и заболеваниях.

Рисунок 14 – Распределение респондентов по образованию, в %

Более 70% посетителей «всегда» предварительно изучают инструкции по применению ЛС и 35% лиц «все» изложенное понимают, что позволяет им, в основном, правильно оценить ход лечения, а иногда и самолечения.

Некоторые потребители обращают внимание на состав ЛС, присутствие в препаратах красителей, ароматизаторов, что оказывает отрицательное влияние на их выбор.

Социальный статус респондентов представлен на рис. 15

Рисунок 15 –Социальный статус респондентов, в %

Социальный статус респондентов представлен следующими категориями: служащие – 31%, учащиеся / студенты – 20%, рабочие – 24%, пенсионеры – 20%, безработные – 5%.

 

Ответы на вопросы о ценовых предпочтениях показали, что в 56,6% случаев цена оказывает влияние на процесс покупки, особенно на потребителей старше 60 лет, для которых важны цена и наличие скидок, но и более молодые указывали цены как критерий выбора той или иной аптеки, как и критерий разнообразного, полного ассортимента.

Так, на вопрос о выполнении рекомендаций и назначений врача 46,3% респондентов ответили, что всегда выполняют назначения, 36,9% ответили, что покупают только то, на что хватает денег и 16,8% просят заменить выписанные ЛС на более дешевые (рисунок 17)

Рисунок 17 – Выполнение назначений врача, в %

Таким образом, при формировании цены на ЛС аптечное предприятие должно построить механизм ценообразования с учетом собственных расходов на транспортировку, хранение, реализацию аптечных товаров и получить при этом прибыль, и учесть потребность населения в качественных ЛС по доступным ценам.

Анализ факторов, влияющих на процесс приобретения товаров аптечного ассортимента, показывает, что основной причиной посещения аптеки для 40% респондентов является плановое приобретение ЛС, 33% опрошенных обращаются в аптеку для приобретения профилактических препаратов и 27% для приобретения препаратов для срочного лечения (рисунок 18).

Рисунок 18 – Факторы, влияющие на процесс приобретения товаров аптечного ассортимента, в %

Исследование поведения респондентов на фармацевтическом рынке показывает ситуацию влияния деления ЛС на рецептурные и отпускаемые без рецепта врача, что указывает на различные типы потребителей.

Частота посещения респондентами врачей и аптек отражена в таблице 4. Полученные данные свидетельствуют, что люди чаще обращаются к аптечным работникам, чем к врачу.

 

 

Таблица 4 – Посещаемость аптек и врачей потребителями ЛС

Показатель

1 раз в неделю

1 раз в месяц

1 раз в полгода

1 раз в год

Реже 1 раза в год

Прочее

Врач

23,1

30,8

28,0

15,1

3

Аптека

14

49,1

20,0

3,1

5,4

8,4

 

Спрос на товары аптечного ассортимента зависит также от диагноза пациента, уровня профессиональной подготовки и информированности лечащего врача, расположение аптечной организации, степени разнообразия товаров, компетентности фармацевтического специалиста, финансовых возможностей пациента и др.

Итак, на выбор аптеки влияют месторасположение аптеки (67,1%), назначения врача (46,3%), изучение потребителем инструкций по применению (70,6%) ; 27,7% указали на разнообразие ассортимента; влияние цены, скидок (56,6%); профессионализм и вежливость персонала аптеки 31,1%.

Таким образом, в нашем исследовании мы определили факторы, влияющие на потребительские предпочтения к товарам аптечного ассортимента.

Выводы по второй главе

В практическом исследовании изучена структура ассортимента антигистаминных лекарственных препаратов, реализуемых в аптеке аптечной сети ООО «Здоровье», расположенной по адресу: Ларина, 36, в городе Петропавловск-Камчатский

1. Российский рынок антигистаминных препаратов представлен 34 МНН, 191 торговым наименованием и 3538 лекарственных препаратов различных фасовок, дозировок и производителей.

2. Аптечный ассортимент антигистаминных препаратов составил 22 МНН, 87 лекарственных препаратов и 47 торговых наименований антигистаминных препаратов. Ассортимент представлен таблетками зарубежного производителя.

3. Анализ ассортимента и объема продаж позволил нам выделить 10 наиболее пользующихся спросом антигистаминных препаратов. Лидирующие позиции занимает ТМ «Цетрин», на втором месте «Кларитин». На спрос большое влияние имеют месторасположение аптеки, назначения врача, изучение потребителем инструкций по применению, сведения о производителе, влияние цены, скидок. Также важным на спрос влияет сезонность, т.к. пик заболеваемости аллергией приходится на весенние месяцы и начало лета.

4. Сравнительный анализ антигистаминных препаратов по объему продаж нам показал наибольшие объемы продаж приходятся на 3 квартал 2022 – пик заболеваемости аллергическими заболеваниями. По объему продаж в стоимостном выражении на первом месте находится ТМ «Эриус». По приросту продаж за 2021-2022 года лидирующие позиции занимает препарат «Дезал», прирост доли составил 66%.

5. Для оптимизации обеспечения населения назальными препаратами также необходимо знать портрет потенциального потребителя данной ассортиментной группы. В результате социологического опроса установлен социальный портрет потребителя антигистаминных препаратов для лечения – женщины в возрасте от 41 до 50 лет с высшим образованием, относящиеся к социальному классу рабочие и служащие. Потребители отдают предпочтения отечественным препаратам, в виде спреев и капель, синтетического происхождения. Респонденты отметили, что не всегда получают фармацевтическое консультирование. При выборе ЛП респонденты учитывают эффективность применения, качество продукции, подробные сведения в инструкции, удобство применения, внешний вид.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании изучения учебной и специальной литературы установлено, что основными клиническими формами проявления аллергических реакций являются аллергодерматозы (крапивница, атопический дерматит, отек Квинке); аллергические ринит и конъюнктивит; поллиноз, бронхиальная астма, анафилактический шок. Основные противоаллергические средства представлены антигистаминными препаратами – блокаторами Н1 гистаминовых рецепторов и препаратами тормозящими выделение и активность гистамина. Антигистаминные препараты предназначены для стабилизации деятельности тучных клеток и предотвращения дальнейшего выброса гистамина в кровь.

Изучена классификация и механизм действия антигистаминных препаратов. Показано, что антигистаминные препараты можно классифицировать по нескольким признакам: химической природе, механизму действия, периода появления на фармацевтическом рынке. Различия между антигистаминными препаратами второго и последующих поколений заключаются: в отсутствии седативного эффекта по сравнению с препаратами первого поколения; наличием или отсутствием побочных эффектов, связанных со стимуляцией рецепторов другого типа, длительностью действия, развитием привыкания. По принципу воздействия, эффективности и безвредности для организма антигистаминные препараты условно разделяются на четыре поколения.

Изучены противоаллергические средства: антигистаминные препараты разных поколений и препараты, тормозящие выделение и активность гистамина. Установлено, при выборе противоаллергического средства следует учитывать степень воздействия лекарства на нервную систему, длительность эффекта, отсутствие/наличие противопоказаний.

В практической части работы изучен ассортимент противоаллергических препаратов по данным ГРЛС и на базе аптечной организации сети ООО «Здоровье», расположенной по адресу: Ларина, 36, в городе Петропавловск-Камчатский.

В результате проведенного исследования установлено следующее.

На российском рынке противоаллергические препараты представлены 34 МНН, 191 ТН и включающие 3538 лекарственных препаратов. Большая часть препаратов представлена зарубежными препаратами третьего поколения в форме таблеток.

Локальный рынок (аптека аптечной сети ООО «Здоровье») представлен 22 МНН, 47 ТН и 87 лекарственными препаратами. Лекарственные препараты для лечения аллергии в аптеке представлены монопрепаратами (87,5%) в форме таблеток (64%) зарубежного производителя (80,5%), отпускаемые без рецепта в 91% случаев.

На основании проведенного исследования рекомендуется расширять ассортимент антигистаминных препаратов.

По результатам исследования для оптимизации ассортиментного портфеля аптечной организации даны практические рекомендации:

1. Расширить ассортимент лекарственных средств, относящихся к препаратам растительного происхождения.

2. При формировании заявки ориентироваться на чаще всего покупаемые лекарственные препараты.

3. Для повышения качества обслуживания посетителей аптеки применять фармацевтическое консультирование, которое позволит повысить заинтересованность посетителей в посещении именно этой аптеки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Аллергия сегодня: новые горизонты в лечении // Эффективная фармакотерапия. — 2017. — № 28. — С. 4-12.

2. Аляутдин Р.Н. Фармакология: учебник / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская; под.ред. Р.Н. Аляутдина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 720 с.

3. Ненашева Н.М. Эффективность антигистаминных препаратов второго поколения в терапии респираторных аллергических заболеваний. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://umedp.ru/articles/effektivnost_antigistaminnykh_preparatov_vtorogo_pokoleniya_v_terapii_respiratornykh_allergicheskikh.html

4. Астафьев В.А. Основы фармакологии с рецептурой. – М.: КНОРУС, 2013. – 544 с.

5. Баранов А.А. Аллергический ринит у детей: принципы своевременной диагностики и эффективной терапии. краткий обзор клинических рекомендаций / А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, Р.М. Хаитов и др. // Педиатрическая фармакология. — 2017. – Т. 14 — № 4. – С. 272-282.

6. Белоусова Т.А. Антигистаминные препараты в клинической практике: оптимизация выбора с позиций фармэкономики /Т.А. Белоусова, М.В. Горячкина П.М. Пятилова //РМЖ, 2015. — Т. 23. — № 4. — С. 230-234

7. Государственный реестр лекарственных средств. [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru/ Default.aspx

8. Государственный реестр лекарственных средств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.grls.rosminzdrav.ru

9. Зверева В.И. Комплексное маркетинговое изучение российкого фармацевтического рынка лекарственных средств для профилактики и лечения заболеваний щитовидной железы / В.И. Зверева, О.А. Семкина, Е.И. Грибкова // Разработка и регистрация лекарственных средств. — 2018. — № 2 (23). — с. 164-168.

10. Казмирчук В.Е. Клиническая иммунология и аллергология с возрастными особенностями / В.Е. Казмирчук, Л.В. Ковальчук, Д.Л. Мальцев. — К.: ВСИ Медицина, 2012. – 520 с.

11. Клиническая аллергология детского возраста с неотложными состояниями /Под ред. И.И. Балаболкина, В.А. Булгаковой. – М.: ООО «издательство «Медицинское информационное агентство», 2011. – 264 с.

12. Клиническая фармакология и фармакотерапия / Под ред. В.Г. Кукеса, А.К. Стародубцева, Е.В. Ших. – М.: Гэотар-Медиа, 2020. – 880 с.

13. Клиническая фармакология: учебник для вузов / Под ред. В.Г. Кукеса. – М.: Гэотар-Медиа, 2021. – 1024 с.

14. Конькова Н.В. Фармакология / Н. В. Конькова. – Иркутск: ИрГУПС МК ЖТ, 2018. – 15 с.

15. Кузнецова Н.В. Клиническая фармакология. – М.: МИА, 2013. – 272 с.

16. Машковский М.Д. – Лекарственные средства, справочник. – М., 2014. – 1620 с.

17. Олейникова Т.А. Анализ регионального рынка антигистаминных лекарственных средств / Т.А. Олейникова // Региональный вестник. — 2019. — № 8 (23). — С. 10-11.

18. Петров В.И. Клиническая фармакология и фармакотерапия в реальной врачебной практике: мастер-класс: учебник. – М.: Гэотар-Медиа, 2011. – 880 с.

19. Сычев Д.А. Клиническая фармакология / Сычев Д.А., Долженкова Л.С., Прозорова В.К. – М.: Гэотар-Медиа, 2013. – 224 с.

20. Фармакология / Под ред. А.А. Свистунова, В.В. Тарасова. – М.: Лаборатория знаний, 2020. – 352 с.

21. Харкевич Д.А. Фармакология / Д.А. Харкевич. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 760 с.

22. Шарахова Е.Ф. Маркетинговый анализ качества противоаллергической лекарственной помощи на локальном фармацевтическом рынке / Е.Ф. Шарахова // Современная организация лекарственного обеспечения. — 2019. — № 2. — С. 94-96.

23. Об обращении лекарственных средств: ФЗ от 12 апреля 2010 N 61-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru

24. Об утверждении Правил хранения лекарственных средств: Приказ Минздрава и социального развития от 23 августа 2010 г РФ N 706н [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru

25. Об утверждении Правил отпуска ЛП для мед. применения аптечными организациями, ИП, имеющими лицензию на осущ. фарм. деятельности, мед. организациями, имеющими лицензию на осуществление фарм. деятельности, и их обособленными подразделениями, располож. в сельских поселениях, в которых отсутствуют АО, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных в-в, зарегистрированных в качестве ЛП для мед. применения, ЛП для мед. применения, содержащих наркотические средства и психотропные в-ва в том числе Порядка отпуска АО иммунобиологических ЛП: приказ Минздрава от 24 ноября 2021 г. РФ N 1093н [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф