Меню Услуги

Аппликация как средство развития творческих способностей. Часть 2

Страницы: 1 2

Глава 2.  ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 2.1 Изучение уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Одной из задач учебно-воспитательной работы является не только организация обучение и умственное развитие дошкольников, но и развитие творческих способностей. На констатирующем этапе опытно — методической работы определяется уровень развития творческих способностей дошкольников. Для определения исходного уровня развития творческих способностей у дошкольников мною были использованы следующие методики «Геометрические фигуры» (Э.П. Торренс), «Фантазия» (Э.П. Торренс), «Ажурные ленты» (Э.П. Торренс). Исследование проходило МБОУ «Жанаульская основная общеобразовательная школа», в группе кратковременного пребывания детей.

  1. Методика «Геометрические фигуры» (Э.П. Торренс).

Цель: определить уровень развития творческих способностей.

Ход проведения: детям предоставляются геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, ножницы, цветная бумага. Перед выполнением работы проговаривается: «перед вами различные геометрические фигуры. Вам необходимо при помощи цветных геометрических фигур, ножниц, клея, цветной бумаги составить аппликацию».

Считается, что испытуемый справился с заданием, если:

Сделана поделка оригинально, выразительно, с фантазией, с воображением, с аккуратным технологическим исполнением (высокий уровень). Смог выполнить работу, удовлетворяющую трем или двум критериям из пяти обозначенных выше (средний уровень). Работа, в которой слабо проявляется фантазия (низкий уровень).

После проведения данной диагностики мною были получены результаты, представленные в Приложении 1.

Анализ результатов диагностики «Геометрические фигуры» показал следующие результаты: из 9 диагностируемых ни один ребенок не имеет высокий уровень развития творческих способностей (0%), 5 детей (56%) имеют средний уровень развития творческих способностей, и низкий уровень развития творческих способностей имеют 4 детей (44%).

  1. Методика «Фантазия» (Э.П. Торренс).

Цель: определить уровень развития творческих способностей.

Ход проведения: методика заключается в том, что испытуемым предоставляется бумага газетная и бумага цветная, ножницы, клей. Необходимо выполнить поделку из этих бумаг по замыслу. Перед выполнением работы проговаривается: «перед вами бумага газетная и клей, необходимо придумать интересную поделку при помощи газетной и цветной бумаги».

Считается, что испытуемый справился с заданием, если:

Смог выполнить оригинально. С фантазией, с воображением, аккуратно, выразительно (высокий уровень). Смог выполнить работу, удовлетворяющую четырем или трем критериям из пяти обозначенных выше (средний уровень). Смог выполнить работу, удовлетворяющую двум или одному критерию, из выделенных критериев оценки (низкий уровень).

После проведения данной диагностики мною были получены результаты, представленные в Приложение 2.

Анализ результатов диагностики «Фантазия» показал следующие результаты: из 9 диагностируемых 1 ребенок (11%) имеют высокий уровень развития творческих способностей, 5 детей (56%) имеют средний уровень развития творческих способностей и низкий уровень развития творческих способностей имеют 3 детей (33%).

  1. Методика «Ажурные ленты» (Э.П. Торренс).

Цель: определить уровень развития творческих способностей.

Ход проведения: учащимся предоставляются полоски бумаги, ножницы, клей. Перед выполнением работы проговаривается: «Перед вами различные полоски из цветной бумаги. Вам необходимо при помощи цветных полосок, ножниц и клея сделать поделку (жука, бабочки, цветка…)».

Считается, что испытуемый справился с заданием, если:

Сделана поделка оригинально, с фантазией, с воображением, аккуратно, выразительно (высокий уровень). Смог выполнить работу, удовлетворяющую трем или двум критериям из пяти обозначенных выше (средний уровень). Смог выполнить работу, удовлетворяющую одному критерию, из выделенных критериев оценки (низкий уровень).

После проведения данной диагностики мною были получены результаты, представленные в Приложении 3.

Анализ результатов диагностики «Ажурные ленты» показал следующие результаты: из 9 диагностирующих 1 ребенок (11%) имеют высокий уровень развития творческих способностей, 5 детей (56%) имеют средний уровень развития творческих способностей и низкий уровень развития творческих способностей имеют 3 детей (33%).

Таким образом, проведя констатирующий этап опытно-методической работы по выявлению уровня развития творческих способностей дошкольников, я выявила, что из 6 диагностирующих ни один ребенок не имеет высокий уровень развития творческих способностей (0%), 6 детей  (67%) имеет средний уровень развития творческих способностей и низкий уровень развития творческих способностей имеют 3 детей (33%).

Исходя из полученных результатов, мною была разработана серия занятий, направленных на развитие уровня творческих способностей дошкольников в процессе выполнения аппликации.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

 2.1 Разработка и реализация программы развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством занятий аппликацией

Результаты констатирующего этапа показали, что у большинства детей наблюдается средний и низкий уровень развития творческих способностей, фантазии, воображения и я пришла к выводу необходимости проектирования серии занятий, направленных на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Тематический план занятий представлен в таблице 1.

Таблица 1. Тематический план занятий.

Тема Цели Приёмы, методы
1. Украшение тарелки с помощью аппликации «Аквариум» 1. Познакомить детей с разновидностью рыб;

2. Развивать мышление, эстетический вкус при оформлении изделия;

3. Знание цветовой гаммы

· Беседа

· Наблюдение

· Загадки

· Рассказ

2. Аппликация «Времена года» 1. Выполнение деталей путем обрывания листа бумаги;

2. Воспитывать силы воли, усидчивость, трудолюбие.

· Обрывание силуэта из бумаги

· Беседа

· Наблюдение за временами года

· Рассматривание картин

3. Аппликация «Зоопарк» 1. Закрепить знания о понятии зоопарк;

2. Развивать мелкую моторику пальчиков.

· Беседа

· Обрывание мелких кусочков

· Загадки

· Рассказ

· Стихотворение

4. Аппликация «Любимая игрушка» 1. Расширить кругозор детей о своих товарищах;

2. Воспитывать творческие качества личности, такие как изобретательность, добросовестность.

· Беседа

· Нарезание мелких деталей

· Рассказ

· Загадки

5. Мозаика из яичной скорлупы 1. Закрепить знания о мозаике;

2. Развивать творческие умения, эстетический вкус в выборе цветовой гамме;

· Беседа

· Раскрашивание

· Показ выполнения мозаики

6. Открытка с аппликацией «Зимние цветы» 1. Познакомить с созданием, форм через приём симметричного вырезания;

2. Воспитывать аккуратность при работе с инструментами.

· Обрывание деталей по контуру

· Показ выполнения цветов

· Выставка детских работ

7. Сюжетная аппликация из геометрических фигур 1. Закрепить знания о сюжетной аппликации;

2. Развивать мышление, эстетический вкус в создании сюжета.

· Работа с геометрическими фигурами

· Рассказ

8. Аппликация из ниток 1. Повторить понятие аппликация;

2. Научить выполнять аппликацию из ниток.

· Выставка

· Рассматривание образца

· Беседа

9. Аппликация из семян 1. Познакомить с заготовкой семян для аппликации;

2. Развивать фантазию и воображение детей.

· Организация выставки

· Рассказ

10. Мозаика из бумаги 1. Познакомить детей с новым приёмом разметки по шаблону, используя двойную ширину линейки;

2. Закрепить правила работы с ножницами;

· Разметка по шаблону

· Рассматривание образца

На одном из занятий мы выполняли аппликацию из яичной скорлупы. На таком занятии дошкольники не только развивают мелкую моторику рук, но и учатся соблюдать аккуратность при работе с таким мелким материалом. Так же учатся рационально наносить клей по мере наклеивания. Работа очень кропотливая и интересная, все старались выполнить как можно аккуратней без лишнего клея и больших частей скорлупы. Некоторые дети сами нашли применение своей поделки, некоторые дети решили украсить комнату, другие дети решили раскрасить аппликацию и сделать подарок на 8 марта маме, сестре или бабушке. В раскраске аппликации и проявляется творчество ребёнка.

Так же на занятии мы выполняли открытку, которую украсили цветочком из фольги. Так как фольга такой материал, который можно загнуть в любое нужное положение, при этом с таким материалом легко работать, у всех вышли открытки очень красивые. Для некоторых все же была проблема выполнить данный вид работы, так как цветок выполнялся с помощью симметричного вырезания, путались в правильном положении материала для вырезания, чтобы в последующем все же получился цветок, но, не смотря на данные проблемы, большинство ребят в классе все же разобралось в последовательности выполнения работы и сделали свое изделие.

Очень понравилась детям совместная творческая деятельность в группах при создании зоопарка. Они в группе обсуждали каких животных поселят в свой зоопарк, распределяли между собой обязанности совместной деятельности, кто-то рисовал, обводил животное, другой пальчиками нарывал мелкие кусочки цветной бумаги для аппликации, а потом все вместе начинали придавать яркий вид своим питомцам. В конце занятия на выставке группа представляла свой зоопарк с восхищением, с ярким описанием. При раскрашивании и украшении зверей, при представлении зверей, живущих в зоопарке у  дошкольников развивались творческие способности, фантазия, воображение.

2.2 Анализ результатов исследования

После проведения серии занятий по развитию творческих способностей у дошкольников нами было проведено контрольное исследование. Для этого мы использовали те же самые диагностики, что и на констатирующем этапе. Методики «Геометрические фигуры» (Э.П. Торренс), «Фантазия» (Э.П. Торренс), «Ажурные ленты» (Э.П. Торренс). Исследование проходило в МБОУ «Жанаульская основная общеобразовательная школа», в группе кратковременного пребывания детей.

Анализ результатов исследования «Геометрические фигуры» показал следующие результаты: на констатирующем этапе из 9 диагностируемых ни один ребенок не был приближены к высокому уровню развития творческих способностей, а после проведения серий занятий стало 2 ребенка (22%), 5 детей (56%) приближены к среднему уровню развития творческих способностей на констатирующем этапе, а на контрольном 7 детей (78%), к низкому уровню развития творческих способностей на констатирующем этапе 4 детей (44%), а на контрольном этапе не выявлен низкий уровень развития творческих способностей.

Результаты исследования на констатирующем этапе:

Уровни %
 Высокий уровень 0
Средний уровень 56
Низкий уровень 4

 

Результаты исследования на контрольном этапе:

Уровни %
 Высокий уровень 22
Средний уровень 78
Низкий уровень 0

 

Анализ результатов исследования «Фантазия» показал следующие результаты: на констатирующем этапе из 9 диагностируемых 1 ребенок (11%) был приближен к высокому уровню развития творческих способностей, а после проведения серий уроков стало 3 ребенка (33%), 5 детей (56%) приближены к среднему уровню развития творческих способностей на констатирующем этапе, а на контрольном стало 6 детей (67%), к низкому уровню развития творческих способностей на констатирующем этапе 3 ученика (33%), а на контрольном этапе не выявлен низкий уровень развития творческих способностей.

Результаты исследования на констатирующем этапе:

Уровни %
Высокий уровень 11
Средний уровень 56
Низкий уровень 33

 

Результаты исследования на контрольном этапе:

Уровни %
Высокий уровень 33
Средний уровень 67
Низкий уровень 0

 

Анализ результатов исследования «Ажурные ленты» показал следующие результаты: на констатирующем этапе из 9 диагностируемых 1 ребенок (11%) был приближены к высокому уровню развития творческих способностей, а после проведения серий уроков стало 3 детей (33%), 5 детей (56%) приближены к среднему уровню развития творческих способностей на констатирующем этапе и на контрольном этапе без изменений, к низкому уровню развития творческих способностей на констатирующем этапе приближено 3 ребенка (33%), а на контрольном этапе у 1 ребенка (11%) выявлен низкий уровень развития творческих способностей.

Результаты исследования на констатирующем этапе:

Уровни %
Высокий уровень 11
Средний уровень 56
Низкий уровень 33

 

Результаты исследования на контрольном этапе:

Уровни %
Высокий уровень 33
Средний уровень 56
Низкий уровень 11

 

Таким образом, проведя контрольный этап по выявлению уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста, я выявила, что из 6 диагностирующих 3 детей (33%) имеют высокий уровень развития творческих способностей, 6 детей (67%) имеют средний уровень развития творческих способностей, а низкий уровень развития творческих способностей не выявлен.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Выводы к главе 2

Таким образом, проведенное мною экспериментальное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.

Проведенное исследование развития творческих способностей у дошкольников при работе с аппликацией доказало эффективность реализации формирующей программы. Сравнительный анализ результатов исходного и итогового срезов выявил позитивную динамику в развитии творческих способностей детей экспериментальной группы: увеличилось число детей на высоком уровне Дети стали более активны, создаваемые образы стали более оригинальными, проявляли положительные эмоции, в связи с деятельностью научились работать в коллективе, стали чаще опираться на свой прошлый опыт.

Произошедшие положительные сдвиги в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста свидетельствуют о результативности реализованной программы. Это позволяет утверждать, что повышению уровня развития способностей способствуют специальные условия: создание положительного эмоционального фона, взаимодействие взрослого и ребенка, использование средств визуальной и вербальной стимуляции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе проделанной работы над исследованием по теме: Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Я определила сущность понятий «творчество», «способности», «творческие способности», рассмотренные с точки зрения разных авторов и за основу моей работы взяла следующие определения:

Творчество — это создание чего-то нового, непохожего, это всегда выход за общепринятые рамки понимания и поведения.

Способности — это возможность, необходимых уровней мастерства в том или ином деле — действительность.

Творческие способности — это умения, а также возможность производить по замыслу культурные и материальные ценности.

Для развития творческих способностей на занятиях можно использовать такой вид работ, как аппликация. Так как это один из древнейших видов искусства и доступных любому возрасту. С помощью трудов таких ученых, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина и другие я выяснила, что дошкольный возраст характеризуется, как период, когда в ребенке начинают закладываться те качества, которые будут иметь большое значение в будущем. Дети этого возраста достаточно чувствительны и любознательны, поэтому аппликация позволяет развивать не только творческие способности, но и нравственные качества, обще трудовые умения и навыки, происходит формирование любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, потребности к труду, а также расширению умственного кругозора.

Целью моей дипломной работы являются теоретическое обоснование и проверка эффективности реализации разработанной программы психолого-педагогических мероприятий направленных на развитие творческих способностей детей посредством занятий аппликацией

Одной из задач учебно-воспитательной работы является не только организация обучение и умственное развитие дошкольников, но и развитие творческих способностей. На констатирующем этапе опытно — методической работы мною был определён уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Для определения исходного уровня развития творческих способностей у дошкольников мною были использованы следующие методики «Геометрические фигуры» (Э.П. Торренс), «Фантазия» (Э.П. Торренс), «Ажурные ленты» (Э.П. Торренс). Исследование проходило в МБОУ «Жанаульская основная общеобразовательная школа», в группе кратковременного пребывания детей.

Порезультатом данных, полученных при проведении исследований потребность в развитии творческих способностей существует. Я разработала и провела серию занятий направленных на решение данной проблемы. После апробирования серии занятий, направленных на развитие творческих способностей я могу сказать, что предложенная мною серия занятий эффективна. Данное утверждение подкреплено результатами повторно проведённых методик. Из 6 диагностирующих 3 ребенка (33%) имеют высокий уровень развития творческих способностей, 6 детей (67%) имеют средний уровень развития творческих способностей, а низкий уровень развития творческих способностей не выявлен. Одним из эффективных способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста является аппликация.

Подведя итоги моего исследования, я могу сказать, что на сегодняшний день остается необходимость исследовать проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).
  2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 1997.
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: 1999.
  5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Акцидент, 1996.
  6. Каракулова О. «Рисуем» скотчем! // Обруч. – 2003. — № 5.
  7. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  8. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
  9. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) — М.: Просвещение, 1987.
  10. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л.В. Русскова) — М.: Просвещение, 1986.
  11. Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. — М.: Просвещение, 1987.
  12. Петрова И.М. «Овечка» // Дошкольная педагогика. – 2002. — № 5 (9).
  13. Программа воспитания и обучения «Радуга». / Под ред. Дороновой Т.Н. — М.: 1993.
  14. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).
  15. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  16. Художественно–эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) – Волгоград: Учитель, 2005.
  17. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  18. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под редакцией Гамезо М.В.-М.: Педагогическое общество России, 2001.-128 с.
  19. Современный словарь иностранных слов: ок. 20000 с 56 слов.-Спб.: «Дуэт», 1994-752 с.
  20. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999-256 с., 12 л. ил.: ил. стр. 17
  21. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000-176 с.
  22. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/М.: «Сентябрь», 2003.-204 с.
  23. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96 с.
  24. Конотоп А.В. «Развитие творческого потенциала учителя технологии в современной школе» // «Мир образования — образование в мире» №2, 2003
  25. Аппликационные работы в начальных классах: Кн. Для учителя/ И.К. Щеблыкина, В.И. Романина, И.И. Кагакова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1990-191 стр.: ил.-ISBN 5-09-001398-5
  26. Бабушкина Т.М. Аппликация. Старшая и подготовительная группа. — Корифей. — Белгород. — 2010. — 45с.
  27. Богатеева З.А, Занятия аппликацией в детском саду. Книга для воспитателя. — М., Просвещение — 2011. — 298с.
  28. Бунина А.П. Аппликация — как средство развития дошкольника // Семья и школа. — 2011. — №3. — С.34-36.
  29. Валеев А.П. Развитие дошкольника — М.: Спаркю. — 2010. — 198с.
  30. Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду. М. 1962, с. 19.
  31. Выготский Л. С. Собр. Соч. в 6-ти т., 5. М., 1983, с. 309.
  32. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении. — М. 1999. — 344 с.
  33. Гусакова М. Из истории аппликации // Дошкольное воспитание. — 1980. — № 10. — С.64-67.
  34. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изобразительной деятельностью (аппликацией) // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 2. — С. 22-27.
  35. Гусарова И.Л. Аппликация в детском саду. — М.: Просвещение, 1968. — 64 с.
  36. Данилина С.М. Развитие дошкольника через аппликацию. — Саратов. — 2009. — 298с.
  37. Донских С.А. Аппликация глазами детей. — М,: Перспектива. — 2009. — 209с.
  38. Дубровская Н. В. Большая книга аппликаций из природных материалов.- М: Астрель, Сова, 2010. — 208 с.
  39. Жарова Т.В. Особенности развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в условиях освоения символических средств художественной аппликации: Автореф… дисс… канд. психол. наук Т.В. Жаровой [19.00.07]. — М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2006. — 27 с.
  40. Кирилова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей . // Вопросы психологии .- 1990 — №2- 41-46с.
  41. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М. Мозаика Синтез, 2006. — 188 с.
  42. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детским саду. — М: Просвещение, 1998. — 167с.
  43. Комарова Т.С. Изобразительное творчество в детском саду. — М.: Педагогика. — 1984. — 117с.
  44. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. — 144 с.
  45. Народное искусство в воспитании детей / Под ред.Т.С. Комаровой .- М.: Российское педагогическое агентство , 2007.

Выпускная квалификационная работа выполнена мной самостоятельно. Все использованные в работе материалы из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки.

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

Тема моей ВКР – «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Слайд 2

Цель работы — обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации разработанной программы психолого-педагогических мероприятий направленных на развитие творческих способностей детей посредством занятий аппликацией.

Задачи данной работы Вы можете увидеть на данном слайде.

Слайд 3

Разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изотворчестве в условиях развивающего обучения детей:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  • способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета;
  • — способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении;
  • — способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности;
  • — способность совершать комплекс движений под контролем зрения.

Слайд 4

Исследование проходило МБОУ «Жанаульская основная общеобразовательная школа», в группе кратковременного пребывания детей.

  1. Методика «Геометрические фигуры» (Э.П. Торренс).

Анализ результатов диагностики «Геометрические фигуры» показал следующие результаты: из 9 диагностируемых ни один ребенок не имеет высокий уровень развития творческих способностей (0%), 5 детей (56%) имеют средний уровень развития творческих способностей, и низкий уровень развития творческих способностей имеют 4 детей (44%).

  1. Методика «Фантазия» (Э.П. Торренс).

Анализ результатов диагностики «Фантазия» показал следующие результаты: из 9 диагностируемых 1 ребенок (11%) имеют высокий уровень развития творческих способностей, 5 детей (56%) имеют средний уровень развития творческих способностей и низкий уровень развития творческих способностей имеют 3 детей (33%).

Слайд 5

Результаты констатирующего этапа показали, что у большинства детей наблюдается средний и низкий уровень развития творческих способностей, фантазии, воображения и я пришла к выводу необходимости проектирования серии занятий, направленных на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Тематический план занятий представлен в таблице на слайде.

Слайд 6

После проведения серии занятий по развитию творческих способностей у дошкольников нами было проведено контрольное исследование. Для этого мы использовали те же самые диагностики, что и на констатирующем этапе. Методики «Геометрические фигуры» (Э.П. Торренс), «Фантазия» (Э.П. Торренс), «Ажурные ленты» (Э.П. Торренс). Исследование проходило в МБОУ «Жанаульская основная общеобразовательная школа», в группе кратковременного пребывания детей.

Анализ результатов исследования «Геометрические фигуры» показал следующие результаты: на констатирующем этапе из 9 диагностируемых ни один ребенок не был приближены к высокому уровню развития творческих способностей, а после проведения серий занятий стало 2 ребенка (22%), 5 детей (56%) приближены к среднему уровню развития творческих способностей на констатирующем этапе, а на контрольном 7 детей (78%), к низкому уровню развития творческих способностей на констатирующем этапе 4 детей (44%), а на контрольном этапе не выявлен низкий уровень развития творческих способностей.

Таблицы на слайде презентации.

Слайд 7

Таким образом, проведенное мною экспериментальное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.

Выводы: Проведенное исследование развития творческих способностей у дошкольников при работе с аппликацией доказало эффективность реализации формирующей программы. Сравнительный анализ результатов исходного и итогового срезов выявил позитивную динамику в развитии творческих способностей детей экспериментальной группы: увеличилось число детей на высоком уровне Дети стали более активны, создаваемые образы стали более оригинальными, проявляли положительные эмоции, в связи с деятельностью научились работать в коллективе, стали чаще опираться на свой прошлый опыт.

Произошедшие положительные сдвиги в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста свидетельствуют о результативности реализованной программы. Это позволяет утверждать, что повышению уровня развития способностей способствуют специальные условия: создание положительного эмоционального фона, взаимодействие взрослого и ребенка, использование средств визуальной и вербальной стимуляции

Таким образом, Цель работы достигнута.

Спасибо за внимание! Доклад окончен.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы: 1 2