Скоро защита?
Меню Услуги

Архитектурный дизайн крупнейших национальных библиотек мира

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница 1 2


СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ.
  • ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ЗДАНИЙ БИБЛИОТЕК.
  • 1.1. Библиотеки в условиях становления информационного общества.
  • 1.2. Основные подходы к  архитектуре   библиотек.
  • 1.3 Факторы, влияющие на формирование архитектурного дизайна национальных библиотек.
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК МИРА.
  • 2.1. Особенности архитектурно дизайна Бостонской публичной библиотеки.
  • 2.2. Архитектурный дизайн Королевской библиотеки Дании.
  • 2.3. Особенности архитектурного дизайна Национальной библиотеки России.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
  • Приложение 1.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что в начале XXI века общество вступило в новую историческую фазу развития, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Электронные технологии определили направление развития человечества на многие годы вперед и обеспечили новые способы обучения и общения. Компьютеризация, появление глобальной коммуникационной сети и мультимедийных технологий позволили существенно ускорить темпы развития всех сфер человеческой деятельности.

Архитектура, как социальное явление, не могла не отразить столь существенных перемен. В условиях возрастания роли информации в жизни общества, особую актуальность приобретают исследования в области архитектурного формирования объектов, связанных с информационными услугами. Повышенного внимания заслуживает проектирование и строительство зданий библиотек.

В современных условиях функции всех традиционных типов библиотек существенно трансформируются. В настоящее время появляется необходимость создания информационного пространства нового типа, более привлекательного для современного человека. Библиотека становится не только хранилищем знаний, но и центром общения и интеллектуального развития, для чего необходимо создание соответствующей архитектурной среды.

Теоретическая база исследования. Осмысление и обоснование современных тенденций в архитектуре библиотечных зданий следует начинать с осознания изменения роли библиотеки в современном обществе.

Исторические особенности развития библиотечного дела в Европе, Азии, США и России исследованы в трудах Б.Ф. Володина. В своей книге «Всемирная история библиотек» [11], изданной в 2004 г., автор обобщает весь исторический опыт библиотечного дела.

Различные аспекты архитектурного проектирования зданий библиотек рассматриваются в монографии Л.З. Амлинского «Композиционно-планировочные решения и техническое оснащение научных библиотек: библиотековедческий аспект» [5], изданной в 1988 году. Свои исследования в области библиотечной функциональности и библиоархитектурной психологии этот ученый продолжил в труде под названием «Научные библиотеки информационного общества: организация и технология», изданном в 2008 году [6].

В 1993 году исследователи Е.А. Фенелонов, В.М. Виноградов и Д. Гаврецкий опубликовали монографию «Библиотечные здания: основные положения библиотечного строительства» [10]. Этот научный труд посвящен анализу структуры и функций библиотечных учреждений, задач и методов работы библиотек, а также непосредственно особенностям проектирования и строительства библиотечных зданий.

Одной из последних работ, связанных с обобщением опыта библиотечного строительства, является пособие российского библиотековеда Л.И. Алешина «Проектирование зданий библиотек» [4], в котором автор дает обзор современного опыта проектирования и строительства библиотечных зданий.

В отечественной практике проектирования и строительства библиотек накопленный опыт систематизирован в следующих нормативных документах: СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения», Инструкция по проектированию библиотек СН 548.82 (заменена на СНиП 2.08.02-89); Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации», Инструкция по проектированию зданий научно-исследовательских учреждений СН 495-77.

Многие исследователи занимаются проблемой изменения роли библиотеки в информационном обществе. В частности, можно отметить работы E.H. Гусевой в области библиотековедения, H.A. Дроновой в области педагогики и И.П. Тикуновой в области философии.

Исследования, направленные на выявление новых направлений в развитии библиотек, ведутся и в области архитектуры. Например, труд Д.В. Кулиша «Архитектура медиа-центров», 2006 года, где автор теоретически обосновал формирование новой типологической единицы — медиа-центра [26].

Несмотря на то, что различные аспекты проектирования и строительства библиотечных зданий рассмотрены в работах отечественных и зарубежных исследователей, многие выводы нуждаются в уточнении и корректировке в соответствии с современными требованиями.

Цель исследования – выявить особенности архитектурного дизайна крупнейших национальных библиотек мира.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть деятельность библиотеки в условиях становления информационного общества.
  2. Проанализировать основные подходы к архитектуре библиотек.
  3. Выявить факторы, влияющие на формирование архитектурного дизайна национальных библиотек.
  4. Проанализировать особенности архитектурного проектирования национальных библиотек мира.

Предмет исследования — особенности и приемы формирования архитектуры национальных  библиотек.

Объект исследования – национальные библиотеки.

Методологической основой исследования является принцип системного подхода.

Методы исследования – изучение, анализ, обобщение.

В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ЗДАНИЙ БИБЛИОТЕК

1.1. Библиотеки в условиях становления информационного общества

На протяжении всего исторического пути развития человечества библиотеки выполняли роль аккумуляторов и распространителей самых разнообразных знаний, являлись показателем уровня развития общества.

Первые сведения о существовании библиотек, с точки зрения современной исторической науки, относятся ко времени расцвета Шумерской культуры. Они представляли собой собрания различных документов — хозяйственных и государственных, т.е. являлись библиотеками-архивами [12].

В древнейший период и в эпоху античности широкое распространение получили храмовые и дворцовые библиотеки, появились первые библиотеки как часть образовательных учреждений (греческие «мусейоны», китайские «книжные дворы» (шу-юань)). В Древнем Риме возникли первые публичные библиотеки. В эпоху Средневековья в Европе появились монастырские и университетские библиотеки, а на арабском Востоке «дома знаний» (дар аль-ильм) и «дома мудрости» (дар аль-хикма) как образовательные и научные центры. Основными типами библиотек в эпоху Просвещения стали научные (придворные, университетские, академические), национальные и частные [12]. Зарождение в эпоху Просвещения национальных библиотек привело к созданию множества передовых для своего времени архитектурных проектов. Национальные библиотеки являются в определенной степени идеологическими символами, олицетворяющими богатое культурное и интеллектуальное наследие различных народов, их величие и стремление к прогрессу.

В XIX — XX веках наибольшее распространение получили национальные, научные, специальные и общедоступные библиотеки.

Создание научно-обоснованной типологии библиотек — одна из задач, поставленная исследователями еще в начале XX века, но, так до сих пор и не реализованная. В первые десятилетия после Октябрьской революции в России велись активные исследования в этой области специалистами Московского библиотечного института [12]. В этот период закрепился подход деления библиотек на массовые и научные (автор — И.М. Фрумин), который долгое время оставался наиболее распространенным.

В 70-80 г.г. XX века было обосновано наличие универсальных и специальных типов библиотек. Исследователи в качестве типообразующих критериев пытались использовать различные стороны деятельности библиотек: особенности обслуживаемого библиотекой региона; социальное назначение и характер информационных потребностей; категории обслуживаемых читателей и уровень их запросов; состав и тематику книжных фондов и т.д.

В настоящее время за рубежом основными типами библиотек являются: публичные, научные и специальные. В европейских странах как отдельный тип выделяются университетские (академические) библиотеки. В некоторых странах Азии и Восточной Европы национальные библиотеки являются разновидностями специальных или публичных библиотек [12]

Чтобы проанализировать архитектурные особенности библиотечных зданий, необходимо четко обозначить функции библиотек. Следует дифференцировать функции библиотеки как учреждения и ее функции как общественного института.

Сегодня библиотека как учреждение — это организация с определённым штатом служащих и администрацией, осуществляющая сбор и хранение различных по форме источников информации и предоставляющая их в общественное пользование по мере востребования.

Прообраз библиотеки — архивное собрание разного рода документов. Таким образом, изначально библиотеки обладали функциями фондообразования и обслуживания, при этом функция обслуживания первых библиотек была ограниченной в силу доступности фондов только узкому кругу лиц (правители, жрецы и т.д.). С течением времени, благодаря расширению доступа к хранящимся документам, функция обслуживания становилась не менее важной, чем функция фондообразования. С появлением скриптория при библиотеках, где вручную переписывались древние тексты, добавилась функция воспроизведения информации. Позже, когда некоторые библиотеки стали частью научных и образовательных центров, они получили возможность активно создавать новую информацию.

Появление современных технологий привело к возникновению некоторых разновидностей библиотечной деятельности, таких как оцифровка фондов, межбиблиотечный абонемент, предоставление доступа к электронным носителям информации; а так же техническому совершенствованию традиционных услуг (копирование документов, издательская деятельность и т.д.). Но функции библиотеки как учреждения, оказывающего информационные услуги, принципиально не изменились и приоритетными видами деятельности любой библиотеки являются:

  • сбор информации;
  • хранение информации;
  • распространение информации;
  • воспроизведение информации;
  • создание информации.

Обладая мощным информационным потенциалом в самых разных областях человеческой деятельности, являясь хранилищем научных и культурных сведений и распространяя знания в обществе, библиотека оказывает непосредственное влияние на его ценности, потребности и, в конечном счёте, его состояние и развитие.

Таким образом, библиотека становится социальным институтом, изначальной функцией которого, очевидно, следует назвать информационную функцию, так как, собирая и сохраняя источники информации, человечество преследовало главную цель: пользоваться добытой информацией по мере необходимости. В процессе накопления носителей информации и осуществления библиотекой мемориальной и просветительской деятельности, проявилась и усилилась её культурная функция.

Создание на основе библиотеки научно -образовательных центров позволяет говорить о развитии в этот период научной и образовательной функций библиотеки для достаточно широкого круга пользователей. Возникающие во время поиска и потребления информации, контакты пользователей между собой и библиотечными работниками создали предпосылки для зарождения и развития коммуникативной составляющей.

Таким образом, библиотека как социальный институт в современных условиях выполняет следующие функции:

  • информационную;
  • образовательную;
  • научную;
  • культурную;
  • коммуникативную.

Анализ истории развития библиотек во всем мире позволяет сделать вывод, что максимальное расширение функций библиотеки как общественного института в различных странах и регионах можно наблюдать в наиболее благоприятные периоды развития экономики и культуры.

К примеру, история европейских библиотек имеет «пульсирующий» характер: широкий спектр функций библиотек во времена античности сменился упадком после заката Римской империи. В период раннего Средневековья в Европе библиотека чаще всего представляла собой сундук с книгами в монастырской келье с узко ограниченным кругом доступа. Таким образом, на протяжении истории развития библиотек были периоды, когда под влиянием социально-экономических, политических и идеологических причин их функции сводились к изначальному минимуму, от которого позднее начинался новый виток развития.

В настоящее время вряд ли можно говорить о появлении новых функций библиотек, так как приведённые выше функции были свойственны библиотекам в той или иной степени на протяжении всего времени их существования. Речь идёт об их эволюции, трансформации и изменении пропорциональных соотношений между ними под влиянием современных технологий и социальных потребностей.

Бурное развитие науки и техники в XX веке привели к накоплению огромного количества информации и, как следствие, совершенствованию технологии библиотечного дела и архитектурно-планировочных решений библиотечных зданий[14].

Компьютеризация предоставила человечеству возможность обеспечить высокий уровень автоматизации производства, избавила от рутинной работы, ускорила процесс внедрения инноваций, изменила качество и стоимость проектных и производственных работ. Начиная со второй половины XX века, электронно-вычислительная техника стала средством для решения производственных и государственных задач. В последней четверти XX века на основе взаимодействия развитой компьютерной техники и телекоммуникаций человечеством была создана мощная информационная инфраструктура. Осознавая происходящие изменения, социологи обосновали термин «информационное общество».

Информационное общество, в соответствии с общеизвестным определением, – новый этап развития цивилизации, характеризующийся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, которые становятся главным ресурсом его развития и фактором производства, возрастанием доли инфокоммуникаций, созданием глобального информационного пространства.

По мнению ведущих ученых различных стран, основным критерием информационного общества должны стать научные знания. «Экономические и социальные функции капитала как бы переходят к информации. Именно уровень знаний, а не собственность становятся фактором социальной дифференциации. Инфраструктуру информационного общества определяет интеллектуальная техника, в связи с чем социальная организация и информационные технологии образуют «симбиоз».

Очевидно, что «подобного общества пока нет нигде в мире, хотя атрибуты его налицо: преобладание доли услуг в ВВП, увеличение количества занятых в сервисном секторе, глобальное внедрение информационных технологий, интенсивное развитие коммуникаций.»

Движение к информационному обществу – объективный процесс. По поводу его создания ведутся многочисленные дискуссии. В том числе на международном и межправительственном уровне. В 2000 году была принята Окинавская хартия глобального информационного общества. В принятии Хартии участвовала и Россия, поддержавшая изложенные в ней основные идеи. В 2003 году под эгидой ООН в Женеве прошел Всемирный Саммит по информационному обществу, где вопросы его формирования были вынесены на обсуждение глав государств – членов ООН. В 2005 году в Тунисе состоится второй этап Саммита, на котором будут рассматриваться два основных документа: «Декларация принципов» (построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии) и «План действий»[13].

Россия до 2000 года (до Окинавской хартии) мало значения придавала этой проблеме. Фактически сравнительно недавно стали разворачиваться дебаты по поводу того, что представляет собой информационное общество и его модель для России. Необходимость осознания глобальных трансформаций в связи с распространением информационно-коммуникационных технологий обусловлена стремлением страны оказаться в русле глобальных перемен.

В ходе подготовки к Саммиту в Женеве по инициативе ИФЛА было проведено Международное совещание «Библиотеки – сердце информационного общества». В результате работы Совещания выработана консолидирующая позиция ведущих специалистов библиотечно — информационной сферы по отношению к документам Саммита.

Российские специалисты принимают активное участие в работе многих мероприятий международного статуса по проблемам информационного общества. На государственном уровне осознается реальность формирования информационного общества в России, но при этом имеет место некая парадоксальная ситуация. Разработаны государственные документы, цель которых – определиться со стратегией развития России. Это: «Основные направления развития страны на период до 2010 года», «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу», «Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.». Однако, в данных документах, отсутствует какое-либо упоминание об информационном обществе. Эта особенность была отмечена специалистами НИИ системного анализа Счетной палаты.

Параллельно создаются концептуальные документы, имеющие отношение собственно к формированию информационного общества в России: «Концепция формирования информационного общества в России», «Проект концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», «Общественные предпосылки становления информационного общества в России», которые практически не увязаны с конкретными стратегиями.

Федеральная целевая программа «Электронная Россия» хотя напрямую и не ставит цели создания информационного общества, практически является единственным официальным документом, с которым связываются ожидания социума относительно деятельности государства по продвижению информационного общества в России.

Во всех этих документах культура или не упоминается, или ей отведена второстепенная роль. Ни в одном официальном документе нет обращения к библиотекам как базовой основе информационного общества.

Особняком стоит проект программы «Развитие информационного общества в России», подготовленный Центром развития информационного общества (РИОЦентр), официально не утвержденный. В документе сформулированы общие задачи движения к информационному обществу, представлены направления развития. Раздел 4. посвящен информатизации в гуманитарной сфере, в том числе в области культуры. Однако раздел содержит традиционный набор деклараций по поводу того, что должна принести культуре информатизация: «расширение доступа к сокровищнице российской культуры для всех граждан России», «Открытие новых перспектив для культурной интеграции духовного сплочения многонационального народа России» и так далее и тому подобное. В разделе проекта программы нет ни слова о социальной, культурологической компоненте инновационной деятельности общества, вставшего на путь трансформации, имеет место все та же ведомственная разобщенность – культура, образование, наука рассматриваются вне взаимосвязи. Библиотечному делу отводится роль «перевода российской литературы в цифровою форму» что, безусловно, важно, но далеко не все то, что можно было бы ожидать от библиотек в этом контексте.

Суммируя имеющиеся данные, можно констатировать, что стратегически и концептуально вопрос создания информационного общества в России находится на начальной стадии своего разрешения. На практике же очевидно продвижение информационного общества в стране: интенсивно растет информационное производство, увеличивается производство интеллектуальной продукции, налаживается информационный обмен, быстрыми темпами развивается рынок информационных технологий и телекоммуникаций.

При этом в России имеет место ряд явлений, препятствующих продвижению информационного общества:

  • Информационная пассивность граждан, отсутствие должного интереса к информации, что, в свою очередь приводит к низкой социальной значимости информации («болезнь использования» – Римашевская, Вершинская);
  • Ведомственная закрытость («болезнь обмена»);
  • Эффект складирования информации. Значительные средства затрачиваются на сбор, хранение информации, которая затем мало используется («Болезнь хранения информации»).

Тем не менее, с 2000 года наметилось оздоровление информационной среды: складирование информации становится экономически невыгодным, распространение информационно-коммуникационных технологий способствует развитию информационного обмена. Однако отсутствие официально принятой государственной стратегии развития информационного общества в России тормозит позитивные процессы в этом направлении, с одной стороны, с другой – процессы, связанные с продвижением информационного общества принимают стихийный бессистемный характер.

В отличие от зарубежных специалистов, занимающихся проблемами создания информационного общества, и отводящих библиотекам значительную роль в этом процессе, российские специалисты практически игнорируют библиотеки, не говоря уже о государстве. Во всех выше перечисленных государственных документах место, отводимое библиотекам, более чем скромное, библиотеки рассматриваются только как только источник информации, т.е. государством воспринимается только одна функция библиотеки – хранение[18].

На самом деле российские библиотеки располагают достаточно большим потенциалом, чтобы действительно стать «сердцем информационного общества». Прежде всего, в силу того, что они обладают неоспоримым преимуществом – бесплатностью пользования, именно библиотеки обеспечивают конституционные права граждан на свободный доступ к информации. Библиотеки и библиотечная среда пользуются общественным доверием. Библиотеки являются «навигаторами» в море информации. Существующая библиотечная сеть способна обеспечить полноценный информационный обмен, используя современные информационно-коммуникационные технологии и ориентируясь на корпоративный подход. И самое главное – для библиотек управление знаниями (в традиционном понимании) всегда составляло основу деятельности: это и структурирование, и систематизирование документов, каталогизация, формирование каталогов и баз данных, обучение пользователей обращению с информацией.

Информационное общество – это общество знаний. Проблема управления знаниями становится ключевой при смене парадигм развития общества, при этом управление знаниями уже рассматривается в контексте коммуникаций. Для библиотек, по мнению ведущих специалистов в области информации, управление коммуникациями – перспективная задача.

Традиционные представления об управлении знаниями как статичной парадигме иерархического характера меняются, и управление знаниями рассматривается уже как динамичная коммуникативная парадигма.

Если библиотекой принимается такая парадигма развития, то библиотека начинает вносить реальный вклад в процесс управления знаниями, способствуя увеличению производительности, ВВП, возрастанию корпоративности, инновациям.

Собственно «Управление знаниями» применительно к библиотекам сегодня понимается как процесс создания, хранения, распределения и многократного использования знания с тем, чтобы дать возможность пользователям достичь поставленной цели и сформировать новое знание.

Что же есть знание в этом контексте? Чем оно отличается от информации? Не являются ли все эти теоретические изыскания данью моде?

Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Тем не менее, большинство специалистов сходятся в едином мнении по поводу того, что информация и знания не синонимы, что знание есть сконцентрированная, соответствующим образом преобразованная и структурированная информация, предоставляемая в пользование с помощью коммуникационных технологий (это одна из многих дефиниций). Не будем вдаваться в подробности дебатов относительно этих понятий. Бесспорным остается то обстоятельство, что управление знаниями в 21 веке становится главным механизмом, способствующим инновационной деятельности[18].

Прежде всего, библиотека должна добиваться признания обществом как одна из ведущих институциональных структур, обеспечивающая трансляцию информации и знаний. Одного лоббирования интересов библиотеки во властных структурах – мало. Современная библиотека должна критически подойти к пересмотру своих приоритетных функций, постараться избавиться от застарелых «болезней» накопительства ресурсов. Библиотекам придется определиться, что для них является первостепенным – архивная функция или работа в режиме настоящего времени Безусловно, библиотеки обязаны сохранять доверенное им государством интеллектуальное наследие, и это аксиома, но предоставление пользователям беспрепятственного доступа к текущей информации – основное условие сохранения жизнеспособности библиотек и повышение уровня их востребованности в меняющемся мире.

Библиотекам следует отдавать себе отчет том, что именно нужно сегодня читателю и пользователю. Совершенно очевидно, что книга или статья (в традиционной или электронной форме) лишь частично удовлетворит пользователя. Библиография как инструментарий поиска только позволяет его сориентировать в библиотечно-информационном пространстве. Современному пользователю все больше и больше требуется сконцентрированная информация, а в перспективе знания. Это утверждение в какой-то степени иллюстрируется повышенным интересом к дайджестам, диссертациям.

Востребованность библиотеки также зависит от того, на кого она ориентирована. Традиционная ориентация на некое сообщество или его страты должна, вероятно, сосуществовать с ориентацией на библиотечно-информационное обслуживание конкретных институтов учреждений, фирм, корпораций) и/или на информационную поддержку программ и проектов федерального и регионального уровня. Иными словами библиотека должна иметь представление о многообразии ожиданий со стороны пользователей и быть готовой соответствовать этим ожиданиям, а идеале – предвосхищать их.

Корпоративность – основной путь работы современной библиотеки. Причем корпоративность должна рассматриваться в самом широком контексте. Библиотеки не смогут существовать без корпоративного взаимодействия с учреждениями системы образования, науки, экономики, средств массовой информации[16].

Библиотеки должны вносить свой вклад в формирование информационного общества, обучая население извлекать знания. При этом требования к профессиональной подготовке библиотечного персона должны измениться коренным образом. В библиотеке должны работать достойно оплачиваемые эксперты, обладающие высоким уровнем профессиональной компетенции, способные быть навигаторами в информационной среде, провайдерами (коммуникаторами) информации и знаний.

Технологическую основу информационного общества образуют информационно-коммуникационные технологии, без развития которых библиотека обречена. Расширение информационных функций библиотеки, ориентированность как на читателя, так и на удаленного пользователя, встраивание в мировое информационное пространство, все это должно обеспечить библиотеке адекватное место в инфраструктуре современного общества.

Прошедшая в Аргентине в августе конференция ИФЛА, только что завершившаяся Международная конференция в Сочи «Электронный век культуры» были направлены на привлечение внимания общественности к библиотекам, на определение магистральных путей их эволюции в условиях трансформирующегося общества.

Последовательно проводимая работа в области развития методологии библиотечного дела, интенсивное внедрение информационно-коммуникационных технологий, привлечение внимания властных структур к проблемам информатизации библиотек, сопряженность библиотечной политики со стратегиями развития образования и науки должна и может способствовать повышению роли и значимости библиотек в продвижении информационного общества России

1.2. Основные подходы к  архитектуре   библиотек

Пространство современной библиотеки — это многофункциональная культурно-образовательно-коммуникационная среда, объединяющая инфраструктуру для обеспечения доступа к знаниям и информации, механизмы для коммуникации, учебы, творчества и досуга; контент (образовательный и развивающий) и его носители; оборудование для создания и потребления контента (мультимедийного, текстового, графического), а также систему форматов работы специалистов библиотечного дела. Фактически это информационно-пространственный комплекс, формирующий образовательный досуг современного читателя.

Цель преобразований библиотеки на сегодняшний день можно определить как создание востребованной среды просвещения, образования и коммуникации.

Переход в новое тысячелетие ознаменовался качественным изменением научно-технического арсенала и всеобщей информатизацией и, как следствие, переосмыслением и пересмотром устоявшихся норм и правил в сфере общественной и научной жизни. Колоссальный прогресс в области социальных коммуникаций и информационных технологий в начале XXI века оказал существенное влияние на понимание роли и места библиотеки в образовательном, социо-культурном поле как отдельного индивида, так и общества в целом.

В сложные постсоветские годы библиотекам по ряду причин не уделялось должного внимания. За это время были утеряны многие наработки в области проектирования, нормативно-правовая база и методологические подходы во многих аспектах устарели. До настоящего момента в России не существует единой типологии библиотечных зданий как объектов архитектурного проектирования, в то время как большой спектр практических вопросов только обозначается в качестве теоретических проблем.

Прерванная практика строительства библиотек привела к тому, что многие современные российские архитекторы оказались некомпетентными в вопросах библиотечной архитектуры и дизайна. В итоге, можно констатировать ситуацию, при которой проблема серьезно назрела, но комплексных мер по ее решению не выработано.

Рассмотрим два аспекта, изменения в структуре которых проявились наиболее значительно. Это место- и смыслоположение библиотечных зданий. Проведенный историко-градостроительный анализ г. Москвы Прянишниковым Н.Е. [1] показал, что современные библиотеки наследуют исторические места, не участвуя в новом освоении городской среды, упуская тем самым возможность раскрыть свой потенциал (материального и духовного порядка). Оставаясь лишь в исторических пределах, не выходя на новый рынок современных развлечений, библиотеки отдают своих посетителей другим предприятиям, например, крупным торговым центрам, которые стремительно и надежно заняли нишу организации семейного времяпрепровождения и стали местом реализации подростковых интересов. Сложившаяся ситуация, во многом есть отражение кризисных явлений экономического и административного ресурсов, однако унылая и однообразная архитектура библиотечных зданий, лишенная реальных вызовов бороться за каждого посетителя (клиента), во многом явилась причиной снижения интереса среди населения, а что еще важнее, в профессиональных кругах к данному типу культурно-просветительских объектов.

В центре внимания проектировщика сегодня оказывается не место для хранения книг, а посетители и персонал библиотеки, их психо-физический комфорт и поиск инновационных способов удовлетворения все возрастающих информационных и культурных потребностей. Как отмечает Гениева Е.Ю., современная библиотека должна «вписываться в ансамбль внешнего социума». Кроме того, по ее мнению, «новые библиотечные здания должны… сделаться более функциональными и ориентированными на живые и меняющиеся потребности человека».[2] Это означает, прежде всего, смену «систем координат» в практике проектирования, переход от здания-назидателя к зданию-другу, от строгой дисциплинарной среды – к системе партнерских отношений, от жесткой, часто запутанной планировки – к мобильному пространству для свободного общения. На рисунке  В приложении 1 показаны возможные способы и результаты осуществления обозначенных изменений .

Описанные выше качественные изменения в переосмыслении роли, функций и социальной значимости библиотеки предполагают более широкое понимание контекстной среды, в которую встраивается здание. Работа с контекстом в данном случае не ограничивается изучением только лишь градостроительной ситуации, важным моментом при проектировании библиотеки является учет специфики целевой аудитории (детская библиотека, взрослая, межшкольная, производственная, вузовская, для инвалидов или других маломобильных групп населения, специализированная по областям знаний и т.д.). Такая специфика накладывает жесткие условия на объемно-планировочную структуру, коммуникационные связи, функциональное насыщение здания.

Интеллектуальный потенциал, имеющийся у каждой библиотеки, требует своей реализации. Становится очевидным, что решение этой проблемы кроется в хорошо продуманной, тонкой и выверенной «интеллектуальной» архитектуре, способной гибко реагировать на изменяющиеся условия во всех сферах жизни, впитывать в себя новейшие технологические достижения.

Рем Кулхаас отмечает при этом, что «современная библиотека должна трансформировать себя в информационную сокровищницу всех технологий», [32] сближаясь тем самым с таким понятием как «технопарк». Однако в данной статье «интеллектуальная» архитектура понимается не только и не столько как автоматизированное и информатизированное здание, а, в первую очередь, как образное, смысловое воплощение, как архитектурная переработка идей технологического и управленческого совершенствования.

Зафиксированная в современных исследованиях и специализированной литературе концепция «медиатеки», предполагающая создание глобального информационного пространства, оформленного в масштабный комплекс, позволяет нам, в свою очередь, выявить тенденцию применения принципа кооперации при проектировании современной библиотеки. Между тем, это далеко не единственный путь реализации данного принципа. Можно говорить и о кооперации различных функций в структуре одного здания, которые находят свое отражение в архитектуре библиотек. Так, наряду с традиционными типологическими элементами, такими как фондохранилище, читальный зал, абонемент и др., в состав современной библиотеки включаются «непрофильные» помещения: музей или выставка, зимний сад, лекционные и просмотровые залы, книжный магазин, кафе, аудитории для кружковых занятий и пр. Обозначать эти зоны обслуживающими было бы несправедливо, поскольку именно их качественный и количественный состав является инструментарием в формирования общественного пространства библиотеки и критерием в оценке успешности решения этой задачи. Однако, как видится автору данной статьи, потенциал кооперации далеко не в полной мере реализуется на современном этапе в отечественной практике проектирования и строительства библиотек. Положительный опыт обустройства публичной библиотеки в крупном торговом центре города Хельсинки может служить примером поиска новых форм и способов библиотечного обслуживания. Принципы мобильности библиотеки и моментального отклика на изменяющиеся обстоятельства – те базовые установки, которые ориентируют архитекторов на поиск новых выразительных средств, образных и объемно-планировочных решений.

Существенным шагом на пути к формированию диалоговой среды является активное включение служебных помещений в работу формирования «гостевого» пространства, размывающее рамки между персоналом и посетителями, подчеркивая и усиливая факт их совместной вовлеченности в единый информационно-коммуникативный процесс. Данный подход позволяет сформировать диалоговое или партнерское пространство, активизируя различные невербальные средства общения.

Известный американский библиотечный консультант Э.Мэзон основным принципом планирования библиотеки называет ее дружелюбность и открытость по отношению к читателю [14]. Подход подразумевает учет психологических особенностей социальных групп и временного фактора изменения характера человека, а значит и архитектурной среды, которая его окружает. Результатом успешной работы в этом направлении является сконструированное «живое» интеллектуальное пространство, которое становится в итоге полноправным участником культурно-просветительского диалога.

Подводя итоги, отметим, что переосмысление места и роли библиотеки, а так же апробация и дальнейшая трансляция этих изменений архитектурными средствами позволяет реализовать концепцию «интеллектуальной архитектуры», которая определяет способность объекта (библиотеки) к новой ступени развития на основе трансформации пространственной, образной и объемно-планировочной структуры с целью обеспечения потенциального развития и адаптации к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

1.3 Факторы, влияющие на формирование архитектурного дизайна национальных библиотек

Факторы, влияющие на формирование архитектуры зданий современных университетских библиотек, сгруппированы в два блока: основной и дополнительный.

К основным факторам относятся:

  • социально-функциональные факторы, отражающие объективные изменения в современном обществе (изменение всех сфер человеческой деятельности под воздействием электронных технологий;
  • позиционирование в современных условиях университета как основного генератора научных знаний и университетской библиотеки как его интеллектуального ядра;
  • расширение функций современных университетских библиотек и их активное участие в университетских образовательных процессах и общественной жизни).
  • функционально-технологические факторы, фиксирующие современные тенденции многофункциональности, изменения библиотечной технологии (изменение технологии библиотечного обслуживания в современных условиях;
  • сочетание библиотечных и внебиблиотечных функций в структуре одного комплекса;
  • структура функциональных потоков;
  • сезонность посещений и периодичность культурных мероприятий;
  • изменения в системах хранения фондов, связанные с применением открытого доступа).

К дополнительным факторам относятся:

  •  факторы, связанные с региональными и университетскими особенностями, которые отражают сложившиеся объективные параметры функциональной и пространственной организации университета и выполняемых им задач (количество учащихся в университете; его статус; функциональная направленность; пространственная структура; экономические возможности и особенности региона строительства).
  •  экологические факторы, отражающие влияние существующих объективных условий окружающей среды, а так же физиологических особенностей и потребностей человека (природно-климатические особенности региона; режим работы и отдыха посетителей и персонала; наличие в современной университетской библиотеке групп пользователей с различными физическими возможностями).

Сформулированы требования, предъявляемые к архитектуре зданий современных университетских библиотек, касающиеся аспектов градостроительного размещения, функционально-технологической организации, объемно-планировочного и архитектурно-художественного формирования зданий.

На основе требований к архитектурному проектированию современных университетских библиотек определены шесть основных функциональных зон:

  • обслуживания (читальные залы, абонементы, каталоги, медиапространство);
  • хранения (стационарное хранилище книг, аудио-, видеоматериалов, депозитарий);
  • служебно-производственная (служебные отделы, лаборатории, издательско-полиграфический комплекс, административные, хозяйственные и вспомогательные помещения, подземные стоянки и гаражи);
  • аудиторная (помещения для групповых и индивидуальных занятий, лекционные аудитории, конференц-залы, центры повышения квалификации);
  • общественная (выставочные пространства, музеи, кафе, буфеты, детские игровые комнаты, зоны отдыха, террасы, атриумы, холлы, помещения для активного отдыха, зимние сады, галереи, пассажи, амфитеатры и т.п.);
  • смежного обслуживания (помещения клубов и общественных организаций, отделения почты и банков, рестораны, магазины и др.).

Зафиксированы изменения пропорциональных соотношений площадей основных функциональных зон в университетских библиотеках, свидетельствующие о значительных трансформациях, произошедших за шестьдесят лет в их планировочной структуре. Определены закономерности развития функционально-планировочных зон современных библиотечных комплексов. Зона хранения уменьшилась с 35% до 7% от общей площади здания библиотеки за счет совершенствования технологии хранения, применения новых носителей информации и развития системы открытого хранения. Зона обслуживания читателей, в среднем, увеличилась с 29% до 38% за счет применения свободного доступа к фондам и формирования в структуре здания пространств, позволяющих получить доступ к медиаресурсам[22].

Служебно-производственная зона увеличилась с 15 до 21%, в основном, из-за расширения номенклатуры служебных помещений, связанного с совершенствованием обслуживания посетителей библиотеки. Аудиторная зона за указанный период не претерпела значительных структурных и количественных изменений и составляет 6% от площади здания. Общественная зона увеличилась, в среднем, с 14% до 26% в связи с развитием культурной и коммуникативной функций библиотек, а в некоторых современных зданиях составляет около 50% общей площади. Зона сложного обслуживания, в среднем, выросла с 1% до 2% в связи с расширением спектра услуг, в отдельных случаях может достигать 8%.

Установлено, что существующие нормативные и рекомендательные документы для проектирования библиотечных зданий не соответствуют современным требованиям, поэтому необходимо разработать новые принципы формирования архитектуры университетских библиотек и дополнить существующую нормативную базу, включив в нее следующую информацию:

  •  современную планировочную структуру, взаимосвязи функциональных зон и помещений;
  •  архитектурно-типологические модели университетских библиотек и номенклатуру помещений для них;
  •  рекомендации по внедрению в планировочную структуру зданий различных типов общественных пространств.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что новые библиотеки все более утрачивают функции физических хранилищ книг и иных документов и становятся культурными центрами. Специалисты называют здания библиотек «третьим местом» (после жилого здания и места работы) и отмечают, что таковые являются показателем уровня развития страны и ее отдельных территорий: «По состоянию библиотеки (музея, театра) судят не столько об уровне культуры, сколько экономики.

Фактически речь идет о создании просторного и комфортного пространства общения. Оно лишено какого бы то ни было налета казенности, по возможности демонстрирует связь с природой (за счет площадок с аквариумами и птицами, зимних садов и др.), предполагает помещения для групповых встреч, а также уютные уголки, рассчитанные на одного-двух человек.


Страница 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф