Страницы: 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
1.1 Структура, задачи и функции противопожарной службы
1.2 Современные тенденции в обеспечении безопасности сотрудников противопожарной службы
1.3 Общие сведения о ПЧ-182 отряда противопожарной службы Республики Коми № 18
2. ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЧ-182 ОТРЯДА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ № 18
2.1 Анализ обеспечения безопасности ПЧ-182 отряда противопожарной службы Республики Коми № 18
2.2 Проблемы обеспечения безопасности ПЧ-182 отряда противопожарной службы Республики Коми №18
2.3 Разработка мероприятий по совершенствованию обеспечения безопасности противопожарной службы Республики Коми №18
2.3.1 Мероприятия по совершенствованию обеспечения безопасности ПЧ 182 отряда противопожарной службы Республики Коми №18
2.3.2 Внедрение инновационных технологий по обеспечению безопасности в работу ПЧ-182 отряда противопожарной службы Республики Коми №18
2.3.3 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию обеспечения безопасности противопожарной службы Республики Коми №18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Во всем мире профессия пожарного считается одной из самых опасных. В настоящее время служба в пожарной охране характеризуется резким возрастанием информационных и эмоциональных нагрузок, усложнением межличностных отношений, которые предъявляют повышенные требования к сотрудникам.
Действия по тушению пожаров всегда были сопряжены с высокими рисками и ежегодно пожарные получают травмы и гибнут, выполняя свой долг.
Одним из наиболее значимых индикаторов состояния пожарной безопасности является обстановка с пожарами, которая формируется в результате взаимодействия множества факторов, характеризующих политические, экономические, социальные, технические, демографические, климатические и другие условия в жизни общества.
Рост количества пожаров ведет к увеличению количества травмированных и погибших на них. Как показывают данные о травматизме, инвалидности и смертности среди пожарных, труд их относится к группе высокого профессионального риска. В подразделениях пожарной охраны ежегодно травмируется более ста пожарных, получая травмы той или иной степени тяжести.
Цель работы: выявление и анализ факторов, влияющих на безопасность ПЧ-182 отряда противопожарной службы Республики Коми №18.
Реализация цели требует постановки и решения следующих основных задач исследования:
Объект исследования: факторы, влияющие на уровень обеспечения безопасности сотрудников отряда противопожарной службы Республики Коми №18 .
Предмет исследования: выявление причин травматизма и гибели участников тушения пожара противопожарной службы Республики Коми №18.
Структура: работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников.
1. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
1.1 Структура, задачи и функции противопожарной службы
В каждом государстве существует система органов, обеспечивающих безопасность наиболее важных жизненных интересов общества и государства. Одним из таких органов является Государственная противопожарная служба. Данный государственный орган призван обеспечивать пожарную безопасность в Российской Федерации.
Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Согласно ст. 3 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года, можно утверждать, что в Российской Федерации существует определенная система обеспечения пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности – это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15- ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) являются:
— нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
— создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
— разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
— реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
— проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
— содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
— научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
— информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
— осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
— производство пожарно-технической продукции;
— выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
— лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее – подтверждение соответствия);
— тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
— учет пожаров и их последствий;
— установление особого противопожарного режима.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г., пожарная охрана – это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
В Российской Федерации пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
1) Государственная противопожарная служба;
2) муниципальная пожарная охрана;
3) ведомственная пожарная охрана;
4) частная пожарная охрана;
5) добровольная пожарная охрана.
Государственная противопожарная служба является со- ставной частью сил обеспечения безопасности личности, обще- ства и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны (ст. 5 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности»).
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований (ст. 11.1 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности»).
Цель, задачи, порядок создания и организации деятельно- сти муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Ведомственная пожарная охрана создается Федеральными органами исполнительной власти. В целях обеспечения пожарной безопасности могут создаваться органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны (ст. 12 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности»).
Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.
Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 12.1 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности»).
Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.
Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности (ст. 13 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности»).
Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
Основными задачами пожарной охраны являются:
— организация и осуществление профилактики пожаров;
— спасение людей и имущества при пожарах;
— организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Поскольку деятельность по обеспечению пожарной безопасности является одной из составных подсистем обеспечения национальной безопасности, она так же базируется на определённых упорядоченных взаимосвязях, складывающихся по поводу поддержания устойчивого пожаробезопасного состояния на основе организации (самоорганизации), управления (самоуправления). Основными элементами указанных взаимосвязей являются субъекты и объекты обеспечения пожарной безопасности. Субъекты обеспечения пожарной безопасности призваны организовать упорядочение общественных отношений в данной области. В качестве таковых выступает совокупность государственных и общественных институтов, обладающих соответствующим правовым положением. Поэтому, в зависимости от субъекта, выступающего организующим началом можно выделить взаимосвязанные между собой и взаимозависимые друг от друга государственную и общественную системы обеспечения пожарной безопасности.
Так как обеспечение пожарной безопасности устанавливается в качестве одной из важнейших функций государства, основным субъектом этой деятельности является государство и его органы.
B связи с тем, что деятельность по обеспечению пожарной безопасности является одной из составных частей обеспечения национальной безопасности, она так же основывается на определённых упорядоченных взаимосвязях, складывающихся из-за поддержания устойчивого состояния пожарной безопасности на основе организации (самоорганизации), управления(самоуправления). Основными элементами этих взаимосвязей будут являться субъекты и объекты обеспечения пожарной безопасности.
Субъекты обеспечения пожарной безопасности должны организовать общественные отношения в данной области. B качестве таких отношений будет выступает объединение государственных и общественных институтов, обладающих соответствующим правовым положением. Поэтому, в зависимости от субъекта, выступающего организующим началом можно выделить взаимосвязь между собой и взаимозависимость друг от друга, государственную и общественную системы обеспечения пожарной безопасности.
Субъектами государственной системы обеспечения пожарной безопасности являются: органы государственной власти Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; государственные предприятия и учреждения (основные функции которых направлены на проведение научных исследований, осуществление научно-технических разработок, выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности); администрация государственных предприятий, учреждений и иных юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм.
Субъектами негосударственной системы обеспечения пожарной безопасности являются: органы местного самоуправления; муниципальная пожарная охрана(пожарная охрана, содержащаяся за счёт средств местных бюджетов);подразделения (дружины) добровольной пожарной охраны; объединения пожарной охраны (общественные объединения, ассоциации, союзы, фонды пожарной безопасности и т.д.), международные неправительственные организации, и иные общественные объединения; негосударственные предприятия и учреждения, основные функции которых направлены на проведение научных исследований, осуществление научно-технических разработок, оказание услуг и выполнение работ в области пожарной безопасности; администрация негосударственных предприятий, учреждений, хозяйств, иных юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм; физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства).
Не маловажным является рассмотрением полномочий различных субъектов обеспечения пожарной безопасности.
Первым полномочием органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности является нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции. Схожее полномочие есть и у федеральных органов государственной власти, но они вынуждены определять государственную политику в области пожарной безопасности и принимать правовые акты для ее исполнения, тогда как регионам отведено лишь нормативное регулирование. B Конституции РФ есть статья, согласно которой к ведению субъектов РФ относится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий. Пожары близки к катастрофам и можно распространить данное положение на них. Следовательно, вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В каждом регионе принимаются свои нормативно-правовые акты. В некоторых регионах они носят силу закона, а в некоторых — подзаконных актов.
Вторым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является организация и осуществление мер пожарной безопасности. Данное полномочие отсутствует в ряде полномочий федеральных органов государственной власти. Таким образом, действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности целиком и полностью возложены на регионы.
Третьим полномочием органов государственной власти субъектов РФ является утверждение, разработка и исполнение соответствующих бюджетов в плане расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны. Основные положения утверждения и разработки бюджетов субъектов РФ соответствуют разработке и утверждению бюджета РФ и регулируются Бюджетным кодексом РФ.
Четвертым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является организация обучения населения мерам пожарной безопасности и информирование населения o мерах пожарной безопасности. Данные правоотношения регулируются Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией или собственниками этих организаций в соответствии с нормативами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителям и федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение данных задач в области пожарной безопасности. Обязательное обучение детей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти. Обучение детей в школьных образовательных учреждениях должны проводятся как со взрослыми детьми, так и во младших классах, это же относится к воспитанникам детских садов, с которыми воспитатели должны проводить беседы о пожарной безопасности. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к программам и порядок организации обучения юных пожарных мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, которые уполномочены на решение данных задач в области пожарной безопасности.
Пятым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является разработка, выполнение, организация и финансирование региональных целевых программ. Подобное положение имеется в Федеральном законе № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и применяется к федеральным целевым программам. Субъекты РФ вправе самостоятельно разрабатывать региональные программы и реализовывать их с обеспечением достаточного финансирования и обеспечения.
Шестым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является осуществление в пределах их полномочий социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе закупок пожарно-технической продукции, участие населения в борьбе с пожарами. Очень важным является участие людей в предотвращении и борьбе с пожарами, это отвечает их же интересам, делают безопаснее то место, где они живут, позволяет сохранить собственную жизнь, здоровье и имущество как самих участников, так и других людей.
Следующими полномочиям органов государственной власти субъектов РФ регулируются отношения касающиеся пожарной охраны и включают в себя создание, реорганизацию и ликвидацию органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов РоссийскойФедерации; осуществление мер по социальной и правовой защите личного состава пожарной охраны находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в ЗАТО и на объектах входящих в утверждаемым Правительством Российской Федерации перечень объектов, такие как объекты культурного наследия и прочие).
Вопросы финансового, организационно-правового и материально-технического обеспечения устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов обеспечения пожарной безопасности возложено законодательством на органы местного самоуправления. Привлечение населения и органов местного самоуправления к обеспечению пожарной безопасности по месту проживания в границах населенного пункта значительно увеличивает эффективность профилактических мероприятий и снижает ущерб от пожаров.
К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Вопросы финансового, организационно-правового и материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах поселений, населенных пунктов и городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации морских, речных, воздушных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных судов осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности консульских и дипломатических учреждений Российской Федерации, a также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, в Российской Федерации существует определенная система пожарной безопасности, то есть совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством России.
1.2 Современные тенденции в обеспечении безопасности сотрудников противопожарной службы
Для более эффективного тушения сложных пожаров производятся и поставляются автомобили с повышенной дальностью подачи огнетушащих средств, а с целью обеспечения участников тушения пожаров, исключения их прямого контакта с особо опасными материалами и веществами стали использоваться робото-технические средства (рисунок 1).

В целях же прямой профилактики травм и гибели участников тушения пожаров необходимо проводить комплекс организационных, управленческих, медико-профилактических, практических и финансовых мероприятий, из которых, в совокупности, вытекает планирование по охране и улучшению условий труда, проведение практических занятий, а также укрепление морально-психологического климата в подразделениях [11].
Для выполнения разведки, оценки обстановки и выбора правильного решения при сложных пожарах и ЧС широкое применение нашли беспилотные летательные аппараты, а проблема, связанная с тушением крупных лесных пожаров, повлекла за собой производство специальной авиации, которая стала все чаще применяться почти на всей территории России (рисунок 2).
Рисунок 2 – Беспилотные летательные аппараты и специальная авиация
В последнее время в связи с возведением в крупных городах сверхвысотных зданий, ограниченностью проезда пожарной техники в условиях хронических дорожных пробок в Московском и других крупных гарнизонах пожарной охраны для тушения пожаров стали использовать пожарные вертолеты
1.3 Общие сведения о ПЧ-182 отряда противопожарной службы Республики Коми № 18
Постановлением Правительства Республики Коми от 1 ноября 2008 года № 306 создано Государственное учреждение Республики Коми «Управление противопожарной службы и гражданской защиты». Установлена предельная штатная численность, утверждены устав и структура Учреждения с началом её функционирования с 1 января 2009 года. Постановлением Правительства Республики Коми от 28.12.2010г. №478 переименовано в Государственное казённое учреждение Республики Коми «Управление противопожарной службы и гражданской защиты». Координацию, контроль, организационно-методическое руководство за деятельностью Учреждения осуществляет Комитет Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Основные направления работы
1) организация и осуществление профилактики пожаров, тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории Республики Коми;
2) организация обеспечения круглосуточного приёма вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
3) профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и обучение должностных лиц и специалистов в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
4) пропаганда знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности;
5) проведение радиационной и химической разведки местности, объектов, зданий и сооружений, проведение их дегазации и демеркуризации осуществление сбора и обеззараживания ртутьсодержащих отходов по заявкам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
6) проведение расчётов по оценке пожарных рисков.
Отряд противопожарной службы Республики Коми № 18, базируется в, Прилузском районе, с.Объячево
Численность сотрудников составляет 87 человек.
Страницы: 1 2
