Меню Услуги

Правовые аспекты усыновления несовершеннолетних


Страницы:   1   2   3


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Общая характеристика института усыновления несовершеннолетних
  • 1.1. История возникновения и развития института усыновления в российском законодательстве
  • 1.2. Основные условия и последствия усыновления
  • 1.3. Отмена усыновления и его основания
  • Глава 2. Международное усыновление как форма устройство российских детей
  • 2.1. Нормативно-правовое регулирование в сфере международного усыновления
  • 2.2. Условия усыновления детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами
  • 2.3. Правовое положение организаций, занимающихся иностранным усыновлением на территории России
  • 2.4. Практика применения законодательства в сфере международного усыновления и перспективы совершенствования
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования по поводу правовых аспектов усыновления несовершеннолетних продиктована тем, что усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, что закреплено в Семейном кодексе Российской Федерации (далее – СК РФ) [11]. Оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей.

Каким бы ни было экономическое, политическое и социальное состояние в государстве, полноценное воспитание и развитие ребенок может получить только в семье. В этой связи в России особое значение приобретает государственная политика, направленная на развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и постепенный отказ от интернатной формы жизни и воспитания несовершеннолетних.

Об актуальности и важности рассматриваемого по данной теме вопроса, также можно судить по статистическим данным Информационно-консультационного портала Министерства образования и науки РФ (далее — Минобрнауки России). В 2009 году в России насчитывалось 106,7 тыс. сирот, в то время как к 2014 году их количество сократилось до 61,6 тыс. За этот период снизилось число детских домов с 1095 до 819, а число кандидатов на усыновление детей возросло в два раза (с 15 до 24 тыс. семей). По итогам 2014 года в семьи российских граждан было передано на усыновление 6 616 детей, а в семьи иностранных граждан – 1038, из которых наибольшее число в Италии (576), Испании (167), Франции (123) [31].

В соответствии с отчетом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о работе судов общей юрисдикции о рассмотрении гражданских дел по первой инстанции за 6 месяцев 2014 года, в указанный период поступило 302 дела об отмене усыновления детей, из них 244 вынесено судебных решений; об усыновлении 8043, из них 7539 удовлетворено [32].

Особо важное значение при усыновлении приобретают те требования, которые предъявляет закон к порядку его осуществления. СК РФ в главе, посвященной усыновлению (удочерению) детей, наряду с его понятием, порядком, условиями и правовыми последствиями усыновления, его отменой, уделяет место и международному усыновлению.

Несмотря на то, что проблемам правового регулирования усыновления

в настоящее время посвящено значительное число работ, ряд вопросов остается дискуссионным, а отсутствие единой теоретической позиции и четкой законодательной регламентации делает затруднительным разрешение конкретных ситуаций на практике.

В той или иной мере в своих исследованиях занимались историей развития института усыновления в России В.Г. Глухарева, Р.Ф. Шершеневич, В.В. Кустова, проблемами условий и правовых последствий усыновления, А.Н. Левушкин, Н.В. Летова, проблемами отмены усыновления Е.А. Татаринцева, В.Л. Кабанов, проблемами международного усыновления, контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами, А.В. Гончарова, Е.А. Татаринцева, Н.И. Марышева и другие авторы.

Изложенное свидетельствует о том, что вопросы правовых аспектов усыновления изучены не достаточно полно, что подтверждает актуальность темы исследования и обусловливает ее научную и практическую значимость.

Цель настоящей работы состоит в изучении нормативного правового регулирования отношений по поводу усыновления, условий и правовых последствий усыновления, оснований его отмены, а также международного усыновления, анализе теоретических и правоприменительных проблем в этой области, выявлении тенденций развития усыновления как формы постоянного устройства ребенка в семье.

Цель исследования данной работы определяет необходимость постановки и решения следующих задач:

— изучить историю возникновения и развития института усыновления в российском законодательстве;

— определить основные условия усыновления несовершеннолетних, изучить правовые аспекты отдельных условий и последствий усыновления;

— рассмотреть основания для отмены усыновления;

— изучить правовое регулирование отношений усыновления детей иностранными гражданами и их условия;

— провести анализ правового положения организаций, занимающихся иностранным усыновлением на территории России;

— охарактеризовать проблемы и перспективы национального и международного усыновления.

Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при усыновлении несовершеннолетних.

Предметом исследования является законодательство в сфере усыновления и правоприменительная практика.

Методы исследования. Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него ча-стно-научные методы: технико-юридический, логический, сравнительно-правовой, системный анализ в их различном сочетании.

Теоретическое значение работы заключается в исследовании развития института усыновления в России, рассмотрении его основных условий, правовых последствий, оснований отмены усыновления, рассмотрении условий усыновления граждан Российской Федерации иностранными гражданами, изучении практики применения законодательства в сфере международного усыновления.

Практическое значение работы состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты и сформулированные на их основе выводы могут послужить для дальнейшего исследования проблемы национального и международного усыновления.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.

 

Глава 1. Общая характеристика института усыновления несовершеннолетних

1.1. История возникновения и развития института усыновления в российском законодательстве

Во всех правовых системах институт усыновления занимает видное место. Историю его развития достаточно сложно установить. Из некоторых источников видно, что данный институт начинает свое развитие с римского периода, а точнее с трудов Ульпиана, упоминание о котором начинают прослеживаться уже во 2- 3 веках нашей эры. Затем затрагивается римский период, где наряду с усыновлением предусматривались и иные формы устройства детей

в семью: так называемое «узаконение», которое являлось искусственным способом возникновения отцовской власти [33].

В Древнем Риме усыновление состояло в следующем: римлянин, желавший усыновить своего согражданина, объявлял об этом на народном собрании, санкция которого считалась достаточной для признания усыновления законным и имеющим юридическую силу. Позже оно заключалось в форме сделки, совершаемой в суде между отцом усыновляемого и усыновителем.

В России, в частности в Древней Руси, во времена язычества, с приходом христианства, а также в период реформ Петра I и эпохи царствования Екатерины вопросам регулирования отношений связанных с усыновлением также придавалось большое значение. Законодательство, посвященное усыновлению, стало активно развиваться с издания Указа от 11.10.1803, позволяющего дворянам не способных иметь детей в силу здоровья, усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба» [34, с.336]. Позже был издан Свод законов гражданских, в котором говорилось о необходимости согласия на усыновление второго супруга, требованиях, предъявляемых к усыновителю, вводился возрастной ценз [35]. В него был заложен принцип сословности усыновителя: усыновление дворянами, лицами податных состоянии и иностранцами. Прекращалось усыновление по основаниям прекращения родительской власти: смерть усыновителя ,лишение его всех прав состояния.

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (16 сентября 1918 г.) не предусматривал усыновления, что объяснялось отрицательным отношением в те времена к семейным формам воспитания детей-сирот в целом. Его нормы регулировали правовое положение лиц, уже усыновивших или усыновленных, которые полностью приравнивались к родственникам по происхождению. На будущее время не допускалось усыновления ни своих незаконнорожденных детей, ни чужих.

В.Г. Глухарева изучив законодательство того времени (первые декреты советской власти в области семейного права: «О гражданском браке», «О расторжении брака») и сам Кодекс, делает правильный вывод, что они уравнивали в правах детей, рожденных вне брака и в зарегистрированном браке, поэтому не было смысла в усыновлении своих детей [36].

Между тем, как пишет В.В. Кустова: «широкое распространение получили случаи фактического принятия детей в семью без надлежащего юридического оформления. Для закрепления возникших отношений усыновления предпринимались попытки использовать отдаленно схожие правовые семейные институты. Несмотря на законодательный запрет, в суды поступали заявления с просьбой об усыновлении» [37].

Декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 01.03.1926 «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» институт усыновления был восстановлен. Вместо главы «Об усыновленных» появилась глава«Усыновление». Принятый Кодекс законов о браке, семье и опеке (1926 года) уделял усыновлению сравнительно мало внимания: закреплялся административный порядок усыновления: усыновление производилось органами опеки и попечительства постановлением и регистрировалось в органах записей актов гражданского состояния. Значительное количество нормативных правовых актов, закрепляющих правовое положение детей в семье, а также детей, оставшихся без попечения родителей, было принято в 1930-1940 гг., но наибольшую актуальность институт усыновления завоевал во время Великой Отечественной войны, как форма борьбы с детской беспризорностью и способ замены родителей детям, которые были их лишены. Были утверждены: Инструкция Народного комиссариата просвещения, Народного комиссариата здравоохранения РСФСР и Народного комиссариата юстиции от 08.04.1943 «О патронировании, опеке и усыновлении детей», Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении». Ими было закреплено, что орган, уполномоченный на усыновление, обязан удостовериться, что у лица желающего усыновить, есть все необходимые условия для воспитания ребенка; обследуются социально-бытовые условия усыновляемого и усыновителя; допускалась возможность присвоения усыновляемому, по просьбе усыновителя, его фамилии и отчества, изменение даты рождения, внесение его в актовые книги о рождении как родителя. Оформление производилось отделом народного образования по месту жительства усыновителя.

Достаточно подробно и тщательно урегулировал усыновление принятый в 1969 году Кодекс о браке и семье РСФСР, который наряду с термином «усыновление» введен термин «удочерение».

С 15 сентября 1990 г. вступила в законную силу на всей территории Российской Федерации принятая 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка [5]. Подписав данную Конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед практикой передачи их на воспитание в государственные учреждения [37].

В России с принятием Конституции 12 декабря 1993 г. [10] и Семейного кодекса от 8 декабря 1995 г., вступившего в силу с 1 марта 1996 г. [11], начался новый этап в развитии института усыновления.

Конституция Российской Федерации в главе 2 провозгласила человека свободным и является гарантом его прав, а так же не только гарантировала права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципами и нормам международного права (ст. 17), но и закрепила положение о том, что материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38), которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для полноценного, а так же нормального развития, воспитания и образования несовершеннолетних детей.

Семейный кодекс РФ определяет основные принципы семейного права,

а так же устанавливает основные начала правового регулирования отношений по усыновлению, закрепляя их в главе 19. Им был вновь введен судебный порядок усыновления. В СК РФ и Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — ГПК РФ) [15] подробно регламентирована процедура судебного рассмотрения дел об усыновлении (удочерении).

Правовые основы учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей, заложены в п. 3 ст. 122 СК РФ, и конкретизированы в Федеральном законе от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Банк данных создан с целью: осуществления учета детей, оставшихся без попечения родителей; оказания содействия в их устройстве на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ; создания условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание, на получение полной и достоверной информации о детях [13]. Он позволяет гражданам решившим принять в свою семью на воспитание несовершеннолетнего ребенка, не травмируя психику детей, выбрать ребенка, а так же просмотреть предоставленное описание о ребенке, а так же определиться с выбором ребенка, от которого будет зависеть будущее лица, решившего принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и будущее самого ребенка.

Порядок усыновления подробно урегулирован подзаконными актами. Так, Правительство РФ Постановлениями от 29.03.2000 № 275 утвердило: Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля

за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации; Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства [22], от 04.04.2002 № 217 — Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. В свою очередь, Минобрнауки России своим Приказом от 12.11.2008 № 347 определило порядок работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

С 1 января 2013 г. вступил в силу Указ Президента РФ от 28 декабря 2012

№ 1688 «О некоторых мерах № 1688 по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Указ № 1688). В соответствии с ним Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, поручено во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Федерации и институтами гражданского общества реализовать меры, направленные на формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, в том числе на позитивное восприятие института устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также предусматривающие расширение доступа граждан к информации об этих детях.

Правительство РФ, принятым Постановлением от 14.02.2013 № 118

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи», упростило процедуры передачи детей

на усыновление, под опеку (попечительство, патронат). Установлена обязанность органа опеки и попечительства через официальный сайт, а также средства массовой информации информировать о возможности усыновления ребенка.

Минздравом России установлен Порядок проведения медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан (приказ от 18.06.2014 № 290 н). Также Минобрнауки России издан приказ от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы (далее — Национальная стратегия) [21]. Ее ожидаемыми результатами предусмотрено увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации (до 90 %), увеличение числа субъектов Федерации свободных от институциональных форм воспитания детей-сирот (детских домов и школ-интернатов), постепенное сокращение детей, переданных

на международное усыновление, за счет развития системы стимулирования российских граждан к усыновлению, различных форм опеки и попечительства, предоставления социальных услуг семьям Российской Федерации, принявшим ребенка на воспитание.

25 августа 2014 г. Правительством РФ была утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. В ней приоритетными задачами определены поддержка, укрепление и защита семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение авторитета родительства, профилактика и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Можно согласиться с Каймаковой Е.В., что перечисленные меры должны способствовать созданию условий для увеличения количества детей, передаваемых на воспитание в семьи граждан РФ [38].

Особое значение при рассмотрении дел об усыновлении имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 8). В нем подробно разъясняются вопросы подсудности, требований к оформлению заявления об усыновлении, составе лиц, участвующих в деле, порядок усыновления братьев и сестер, недопустимости объединения просьбы об усыновлении с требованиями о защите имущественных прав ребенка, возможности участия усыновляемых детей при рассмотрении дел. Постановление дает определение интересов ребенка, под которыми при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития. Кроме того, в Постановлении содержатся рекомендации о том, какие обстоятельства следует принимать во внимание при оценке обоснованности усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами РФ, проживающими за пределами России.

Государственная семейная политика находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), в силу чего регионы должны принимать активное участие в развитии семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории своего субъекта.

В отдельных регионах уже приняты нормативные правовые акты, направленные на развитие отечественного усыновления. Так, например, в Хабаровском крае принято Постановление Правительства края от 18.10.2011 № 345-пр «О единовременной денежной выплате при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [25], которое устанавливает дополнительную меру социальной поддержки в размере 250 тыс. рублей на каждого усыновленного (удочеренного) ребенка. Уполномоченным органом, осуществляющим назначение и выплату денежной выплаты, является министерство образования и науки Хабаровского края. Право на указанную выплату имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории края, усыновившие (удочерившие) после 1 января 2012 г. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории края.

С 1 января 2013 г. в крае гражданам также предоставляется дополнительная социальная выплата на погашение части основного долга по жилищному (ипотечному) кредиту, оформленному на жилое помещение, построенное (приобретенное) с привлечением средств краевого бюджета, при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка после 26 августа 2011 г., за исключением граждан, улучшивших свои жилищные условия в рамках других программ.

В ряде субъектов Российской Федерации утверждены Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей: городе федерального значения Санкт-Петербург, Пензенская, Новосибирская, Владимирская области, Красноярский и Алтайский края, и других субъектах. В Хабаровском крае программа не принята.

В соответствии с п. 2 ст. 126 СК РФ правила учета кандидатов в усыновители определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учет осуществляется на основании заявления кандидата в усыновители с приложением определенных документов. В приложениях А, Б, В приведены образцы указанных заявлений, перечень документов, необходимых для усыновления при подаче их в органы опеки и попечительства, а также в суд, представлена схема процедуры усыновления.

К сожалению, не во всех субъектах Федерации определен порядок учета кандидатов в усыновители. Однако в Мурманской, Омской, Оренбургской, Тамбовской областях приняли соответствующие нормативные правовые акты.

Становится очевидно, что введение дополнительных мер социальной поддержки, а так же введение банка данных не только по детям, но и по кандидатам в усыновители во всех субъектах Российской Федерации в целом положительно скажется на усыновлении в России, будет способствовать увеличению числа российских граждан, желающих выступить усыновителями.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что усыновление является институтом семейного права, призванным обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Он имеет долгую историю формирования, на его становление оказывали воздействие традиции, обычаи, а также религиозные, моральные и этические нормы. А так же, возможно наблюдать, что такой институт как усыновление (удочерение) является достаточно подвижным и гибким. В первую очередь это связанно с функциональным его назначением, для того чтобы имелась возможность регулировать возникающие отношения между участниками усыновления. Наиболее полная регламентация прав, обязанностей субъектов в данной области, достигается, прежде всего, современным реагированием законодателя на постоянные изменения социально-экономической среды, а так же изменения потребностей в обществе, в нашей стране данный институт прошел множество этапов развития. Институт усыновления изменялся и проходил модернизацию под влиянием разнообразных факторов. В прошествии времени он доказал необходимость своего существования, а так же продолжения своего развития.

В России в разные исторические периоды отношение к институту усыновления были неоднозначными, что выражалось в законодательном установлении ограничений и препятствий различного характера.

В дореволюционном законодательстве подробно регламентировалась как процедура усыновления, так и его правовые последствия. В 1918 г., он был отменен вообще, а в 1926 г.- восстановлен и функционирует с соответствующими изменениями и сейчас.

Наиболее значимыми событиями за историю существования института усыновления в России стали: законодательное закрепление приоритета устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; в отношении усыновления детей – российских граждан иностранными гражданами и лицами без гражданства – признание и законодательное закрепление приоритета устройства их в семьи российских граждан; возобновление судебного порядка рассмотрения и разрешения дел об усыновлении.

Анализ работы высших исполнительных и представительных органов власти РФ за последние годы позволяет полагать, что вопросы усыновления детей находятся в центре внимания Правительства и Государственной Думы РФ.

Наблюдается сближение сотрудничества государств, в сфере международного усыновления. За сравнительно небольшой промежуток времени было

Приняты международные правовые акты, подписаны договоры и соглашения по оказанию правовой помощи при рассмотрении дел об усыновлении несовершеннолетних детей. Более подробное освещение вопросов правового регулирования международного усыновления в России приводится во второй главе.

1.2. Основные условия и последствия усыновления

В силу ч. 1 ст. 124 СК РФ усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

С правовой точки зрения, C.С. Козлов указывает, что под усыновлением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным — с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению [39].

С социальной точки зрения при усыновлении полноценно реализуется потребность родителей в приобретении наследника, которому можно передать семейные ценности и традиции.

В свою очередь для ребенка усыновление несет в себе наиболее оптимальную социальную адаптацию в обществе: он приобретает принадлежность к определенной семье, фамилии, социальный статус, который продлится не только до его совершеннолетия, а до конца его жизни.

Данная потребность является социально необходимой, учитывает психологические особенности человека. Основным приоритетным свойством усыновления, по отношению к другим видам устройства детей оставшихся без попечения родителей, является создание наиболее комфортных условий для жизни и развития детей.

Для того чтобы состоялось усыновление, требуется соблюдение нескольких одинаково важных условий. B.A. Рясенцев под условиями усыновления понимал определенные юридические факты, одни из которых являются действиями лица, другие относятся к категории событий [40].

По мнению E.M. Ворожейкина, условия усыновления, с точки зрения выполняемых ими функций, относятся как к правоподготавливающим (заявление

усыновителя), так и к правопрекращающим фактом (согласие родителей

на усыновление их ребенка)[41].

Следует обратить внимание, что ученые рассматривали условия усыновления как определенные юридические факты, но не раскрывали определение понятия «условия усыновления».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

H.B. Летова предлагает следующее его определение: «Условия усыновления — это установленные в законе требования, предъявляемые к строго определенному кругу лиц по поводу усыновления» [42, с. 124].

Исходя из законодательных положений Семейного кодекса РФ, условия усыновления включают в себя:

1) согласие родителей на усыновление ребенка (ст. 129, 130 СК РФ);

2) согласие на усыновление опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (ст. 131 СК РФ);

3) согласие усыновляемого, достигшего 10 лет (ст. 132 СК РФ);

4) согласие супруга усыновителя (ст. 133 СК РФ);

5) разница в возрасте не менее 16 лет между усыновляемым и усыновителем, не состоящим в браке (ст. 128 СК РФ);

6) лица, имеющих право быть усыновителями (ст. 127 СК РФ);

Рассмотрим более подробно.

Не останавливаясь на таких условиях как согласие на усыновление супруга усыновителя, опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, разнице в возрасте, в силу ограниченности объема работы, затронем только категории лиц, которые могут быть усыновителями и согласие родителей на усыновление ребенка.

В силу ст. 127 СК РФ, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола: граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ; граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ; иностранные граждане; лица без гражданства, обладающие качествами и соответствующие определенным критериям, признаваемым законодательством РФ необходимыми для усыновителей. В то же время лица, не состоящие между собой в браке, не могут усыновить одного и того же ребенка.

Законодатель устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть усыновителями:

1) лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные в них судом;

4) лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

5) бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

6) лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка. Правительством Российской Федерации постановлением от 14.02.2013 № 117 утвержден Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью;

7) лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого они проживают такие лица;

8) лица, не имеющие постоянного места жительства;

9) лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных п. 10;

10) лица из числа лиц, указанных в п. 9, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка. При вынесении решения об усыновлении ребенка таким лицом суд учитывает обстоятельства деяния, за которое такое лицо подвергалось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента совершения деяния, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение такого лица после совершения деяния, и иные обстоятельства в целях определения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни ребенка и его здоровья;

11) лица, имеющие судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, не относящиеся к преступлениям, указанным в п. 9;

12) лица, не прошедших подготовки в установленном порядке (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

13) лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке. Указанные требования Н.В. Летов условно делит на три основные группы: отсутствие надлежащей правосубъектности; санкции за противоправное поведение субъекта; физическая, социально-бытовая неспособность быть усыновителем [42].Согласно анализу п. 1 ст. 127 СК РФ можно говорить о том, что перечень требований, предъявляемых к кандидатам в усыновители, не только конкретизируется, но и ужесточается применительно к нравственным и личным качествам усыновителя.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!