Меню Услуги

Социально-политические аспекты влияния суннизма на политические процессы в Республике Дагестан. Часть 2.


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

1.3. Суннизм в условиях распространения многочисленных религиозных течений в Дагестане

Религия, как одна из древнейших форм общественного сознания, относится к категории важнейших институтов духовной культуры общества. Поэтому в мировой истории религиозные формы отражения действительности тысячелетиями играли и продолжают играть исключительную роль в социально- экономической, политической и духовной жизни человечества.

Сегодня ислам в  республике Дагестан, а он преимущественно суннитский, имеет разветвленную инфраструктуру. Динамику утверждения ислама, проникновения его инфраструктур в иные сферы общественной жизни воочию можно проследить на примере количественного роста религиозных организаций в Республике Дагестан. В 1987 году в республике действовало всего лишь 27 мечетей, а к 1994 году в республике имелось свыше 720 мечетей и еще 139 мечетей находились на стадии завершения.

По данным комитета правительства РД по делам религий, на начало 2010 года в республике уже действовало 2438 суннитских  объединений: 1276 джума — мечетей, 827 квартальных мечетей, 243 молитвенных дома, 13 вузов, 776 медресе, 2 культурно-просветительских центра, 1 союз исламской молодежи и 19 шиитских.

Суннизм, а также как часто его называют «Традиционный ислам» в Дагестане представлен так называемым «официальным исламом» (ДУМД). У ДУМД есть свой официальный орган-газета «Ассалам», выходящая на 8 дагестанских языках. Он провозглашает свое желание служить интегрирующей основой дагестанского общества и действительно многое делает в этом направлении.

Активисты ДУМД тратят огромные усилия, чтобы создать иерархическую структуру административного управления религиозной жизнью всех мусульман в пределах республики. Право руководить религиозной жизнью мотивируется их уверенностью во владении истинным знанием законов и правил жизни, ниспосланных Всевышним.

ДУМД активно сотрудничает с республиканской властью, апеллирует к ней, опирается на ее материальную помощь и рычаги управления в делах укрепления своего контроля за религиозной жизнью в республике. Более того, отчетливо проявляется стремление ее лидеров принимать участие в решении острых социальных проблем, быть частью структуры государственного управления и контроля, ведающей вопросами просвещения молодежи, борьбы с алкоголизмом, наркоманией и преступностью, а также заниматься вопросами социального и экономического порядка в местных органах самоуправления.

В суннизме большое значение занимают многочисленные обряды и праздники. К общепризнанным и общепринятым праздникам в Дагестане  относятся Ид-аль-адха — праздник жертвоприношения (Курбан-байрам), Ид аль- фитр- праздник разговения (Ураза-байрам), Мавлюд- день рождения пророка Мухаммеда. Ид аль-фитр знаменует завершение поста  в месяце рамадан.

Соблюдение 30-дневного поста в месяце рамадан связано с кораническим преданием о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран.

Ид-аль-адха (Курбан-байрам) — праздник жертвоприношения, начинается 10-го числа месяца Зуль-хиджжа и длится три-четыре месяца. Праздник связан преданием о пророке Ибрагиме, который хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила. В последнюю минуту, сжалившись над несчастным, милосердный Бог послал архангела Джбраила с барашкой и спас Ибрагиму сына. В память об этом дне каждый мусульманин  обязан принести жертву (курбан). Это вытекает из Корана (3,86), где говорится: «Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвований из того, что любите». Существует поверье, что жертвенное животное поможет преодолеть Сират попасть в рай.

Весьма распространенным и массовыми остаются обряды в республике, связанные с погребением. Их исполнение находится в ведении мусульманского духовенства. Джаназа- похоронный обряд суннитов. В Коране не содержится никаких предписаний о джаназе. Обряды джаназы в Дагестане различны и связаны с обычаями, существовавшими у этих народов в доисламский период.

Почувствовав приближение смерти, мусульманин должен произнести шахаду. После наступления смерти мусульманина поворачивают к кибле, затем следует ритуальное омовение (гусл).  После омовения совершается облачение тела в погребальные одежды, состоящие из двух- пяти покрывал белого или зеленого цвета. Традиция выделяет 3-й, 7-й и 40-й день после смерти для поминания усопших.

Сегодня суннизм в Дагестане разделен на конкурирующие между собой различные толки и течения.

Ваххабизм — одно из религиозно — политически движений  суннизма. Влияние этого течения в Дагестане в последнее время усилилось  в связи с ростом числа паломников на хадж в Мекку.

Учение ваххабизма является официально признанным учение в Саудовской Аравии, где оно возникло в середине XVIII века. Основателем данного религиозно- политического движения стал Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб.

В учение ваххабизма в Дагестане основное место занимает возврат к священным источникам ислама — Коране и Сунне, к полному соблюдению главных догматических указаний и культовых действий «чистого» первоначального ислама и четырех праведных халифов.

Другим влиятельным отрядом традиционализма, влияющим на религиозно- политическую ситуацию в Дагестане является суфизм- мистико- аскетическое течение (ат- Тасаввуф). Суфизм в Дагестане — уникальное социально-духовное явление. Суфизм являлся и является теоцентрическим и пантеистическим защитником интересов обездоленных масс. Он призывает к социальному смирению и уходу от мирской обыденности. Второй основной чертой суфизма является мистицизм, т.е. духовное общение человека с божеством. Оно достигается внутренним озарением ниспосланных человеку, идущему по пути (тариката) к Богу с любовью к нему в своем сердце. Цель суфизма — духовное и интуитивное познание божества.

Сегодня в Дагестане действуют XIX шейхов накшбандийского, шазилийского и кадирийского тарикатов. Различные представители суфийских течений в Дагестане появились еще в XIII-XIV веках. Джамалутдин Казикумухский в своей работе «Адабуль-Мерзия» пишет, что в Дагестане известен накшбандийский тарикат, основателем этого братства суфиев является Баха ад-дин Мухаммад Накшбанд (араб. «резчик по металлу»), который пропагандировал аскетизм, культ бедности, всепрощение и призывал к «священной войне» против неверных. Общее число мюридов разных тарикатов в современном Дагестане составляет 40-60 тысяч человек.

Что означает «суфизм»? Общепринятая гипотеза — от слова «суф»-шерсть, из которой делали одежду. «Суфиями,-  пишет современный английский исследователь суфизма Дж. С. Тримингэм, первоначально называли мусульман-аскетов, носивших грубую шерстяную одежду суф».

Второй этап распространения суфизма в Дагестане начинается с конца XVII и начала XIX вв. К этому времени здесь сложились соответствующие объективные условия и субъективные факторы для восприятия дагестанцами тарикатских идей. Суфии Дагестана являются последователями настоящих шейхов. Самым популярным был Саид Афанди аль — Чиркави, убитый в 2012 году. Обладание такими мощными ресурсами дает возможность дагестанским суфиям участвовать в общественно- политической жизни республики как самостоятельной и влиятельной силой. Среди всех суфиев Дагестана широко распространена исламская правоприменительная практика. Следует отметить, что многие мусульмане Дагестана живут по законам шариата.

Суннизм в Дагестане оказывает влияние на религиозную ситуацию  в республике,  этнокультурные и этносоциальные процессы, межэтнические и идеологические конфликты, экономическое и политическое развитие, внешнюю политику Дагестана.

 

 

Глава 2. Влияние ислама на политические процессы в Республике Дагестан

2.1. Место ислама в политической жизни Дагестана

Согласно основному закону Дагестана,  регион является светским государством, а каждый гражданин имеет право свободного исповедания религии, либо может не исповедать никакую религию. Религиозные организации отделены от государства. Тем не менее, возрождение религии в Дагестане ознаменовалось не только в усилении его социальных позиций, но и возрастающей активности на политической арене. Один из важных аспектов, который определяет место ислама и исламских организаций в дагестанском обществе заключается в вопросе соотношения религии и политической жизни.

Впервые исламские организации проявили активность на политической арене в начале 90-х годов. Сначала движения отметились стихийными протестами против официальной власти, которые не проявляли должное внимание религиозным проблемам. Позднее стали создаваться ориентированные на участие в политической жизни исламские партии, целью деятельности которых было решение политических задач необходимых для возрождения религии в регионе.

Д. Алиева определяет 2 этапа политизации ислама в Дагестане, которые связаны с аналогичным процессом в России и во многом обусловлены теми же внутренними и внешними причинами.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  1. 1991–2000 гг. — связан с возрождением религии в стране, ростом числа верующих, мечетей, религиозных учебных заведений;
  2. с 2000 г. по  настоящее время — характеризуется нарастанием радикальных тенденций, углублением нелегальных методов борьбы, направленной  на  насильственный  захват политической власти.

В первую очередь стоит отметить о создании ряда политических партий и организаций, которые отстаивают интересы религии в политической деятельности. Так в республике действую такие исламские партии как «Союз мусульман России», мусульманского общественного движения «Нур, «Джамаатул муслимун» «Возрождение», «Исламская демократическая партия» и др.

По мнению М.Умаханова исламские партии Дагестана пропагандируют альтернативное развитие дагестанского общества – религиозное, но с условием обязательного сотрудничества со светской властью. То есть исламские партии выступают с идеями формирования и развития в Дагестане гражданского общества и правового государства.

Политическая деятельность исламских организаций в то время была направлена и на деятельность вне республики. Например, лидер Союза мусульман России в 1997 году получил депутатский мандат в Государственную Думу.

Одним из ключевых моментов влияния ислама на политику, является использование политическими деятелями религиозного инструментария для достижения определенных целей.

Как обозначает, М. Курбанов исламский фактор прямо используется как религиозными, так и национальными и светскими политическими движениями. Апелляция к исламу также особенно эффективно используется оппозицией и официальными органами управления. Так, главы духовенства участвуют в общественных мероприятий государственного значения, для освящения различных событий, как политических, так и религиозных. Такая тактика необходима для поддержки большинства дагестанцев, и для рассмотрения традиционного ислама как  национально-культурное достояние народов Дагестана.

Неоднозначно был освещен вопрос взаимосвязи ислама и политики в Дагестане в социальных опросах. Примечательны такие ответы респондентов:

  1. «Должны ли религиозные организации участвовать в политической жизни республики?» — более 40% опрашиваемых ответили, что должны;
  2. «В каком государстве Вы хотели бы жить в светском или в религиозном» — 50% опрашиваемых ответили, что в светском, 26% — в теократическом, 24,1% — затруднились ответить;
  3. «Как Вы оцениваете закон РД «О свободе совести, вероисповедании и религиозных организациях?» — 24,6% — закон не работает.
  4. «Должны ли религиозные организации действовать согласно республиканским законам?» — 68,4% ответили положительно, 17% — религия не должна действовать согласно российским и республиканским законам, и 14,7% затруднились ответить:
  5. «Поддерживаете ли Вы принцип отделения религии от государства?» — 36,3% ответили «Да», 46,5% — религия и религиозные организации не должны быть отделены от государства, 17% — допускают возможность насильственного навязывания религиозной веры.

Можно констатировать, что в политике республики усиливается клерикальные тенденции, что проявляются в официальной критике дагестанцев, которые отходят от ислама, исходящих от руководителей различных исламских и государственных организаций. При этом большая часть опрошенных дагестанцев были готовы опереться, прежде всего, на исламские политические идеи и модели государственного устройства, чем на светскую модель построения общества. В тоже время опросы указывают и на размытость взглядов касательно места ислама в политике, т.е. половина респондентов указывают на необходимость присутствия ислама в политике республики, остальная половина либо утверждают о необходимости функционирования светской государственной либо не могут определиться с ответом. Как правило, ко второй половине отвечающих респондентов относятся русские, горские евреи и таты.

В общем, в республике стали намечаться тенденции, которые способствуют политизации религии. Одним из основополагающих факторов влияния ислама на политическую жизнь Дагестана выявляется в отсутствии реальных светских политических сил, которые имели бы такую же популярность как исламские организации, движения и партии, которые кроме решения политических, социальных и экономических проблем переходного периода, готовы решать проблемы религиозного характера. Кроме того именно такие исламские организации консолидируют вокруг своей деятельности дагестанцев, интегрируя их в единое исламское общество.

Относительно ключевых фигур, которые обозначают место ислама в политике Дагестана, в первую очередь необходимо обозначить роль мусульманского духовенства. Так, во- первых стоит отметить стремления политических деятелей, которые пытаются мобилизовать религиозный потенциал мусульманского духовенства и превратить его в своих сторонников.

Некоторые политические деятели республики в свою очередь оказывают поддержку ДУМД. Духовенство нередко принимают участие в различных конференциях, где обязательно затрагивает вопрос социально-религиозных проблем общества. Религиозные деятели при каждых совместных совещаниях с государственными властями акцентируют внимание на благотворности влияния их деятельности на общий моральный климат общества.

Кроме того ДУМД пытается внедрить своих представителей в муниципальные органы управления как для увеличения своих сторонников в светской власти, так и для создания религиозной вертикали. Особенно активно духовенство пытается контролировать религиозное образование. Примечательно, что Духовное Управление входит в состав экспертного совета при министерстве юстиции данной республики, что позволяет им влиять на решение комиссии о выдаче лицензий на право преподавательской деятельности.

Ключевой фигурой на политической сцене можно считать и объединения этнорелигиозных традиционалистов, которые выступают в качестве неофициальной политико-религиозной оппозицией духовенству. В виду того, что духовенство, как правило, представлено аварцами, в районах республики населенными другими нациями замечена конфликтность из-за попыток ДУМД назначить имамом с других, аварских районов. Так, например, в регионах населенных преимущественно кумыками, местное общество выступило против смены имамов. Такая же реакция наблюдается и в даргинском, кумыкском, лезгинском районах.

Также определяют политическую жизнь Дагестана и региональные исламские организации такие как, Конгресса «Исламская нация», Конгресса народов Дагестана и Чечни, партии «Ассамблея народов Северного Кавказа, Исламская партия России, которые в отличие от дагестанских организаций не влияют на консолидацию и самоидентификацию населения республики, а выявляют активность международных исламистских кругом, продвигая такое современное политическое явление, как исламизм. На основе популяризации этого направления ислама и сформировалась новая когорта политиков на Северном Кавказе, в том числе и в Дагестане, которые проповедуя религиозные ценности, отстаивают в рамках этих ценностей собственные политические интересы. В Дагестане, в котором набирает популярности идеология исламизма, отмечаются процессы противостояния современных исламских идей идеями светского государства.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В период формирования и интеграции Дагестана в международные религиозные структуры, дагестанское общество подвергается влиянию различных религиозных течений. На данный момент особой популярности в политической жизни региона набирает именно его радикальные ответвления.

Д. Мирзаханов, обозначает такие основные положения исламского возрождения, которое влияет и на политику Дагестана:

  • в мусульманских странах необходимо установить исламскую политическую и общественную систему;
  • весь мир делится на «мир ислама» и «мир войны», поэтому война неизбежна до тех пор, пока весь мир не станет «миром ислама»;
  • основа внешней политики исламских стран — курс на экспорт исламской революции; конечная цель исламского возрождения;
  • построение «великого исламского государства» с теократической формой правления и т.д.

Научный исследователь М. Курбанов,  указывает, представители данных сил имеют потенциальные возможности в дагестанской политике, которые в состоянии навязать политическим партиям, организациям, общественным движениям, оппозиции и органам государственно власти исламистские программы, противоречащим установка светского государства. В результате деятельности таких разнополюсных исламских организаций на политической арене республики создается своеобразный баланс политических сил, который, тем не менее, указывает на политическую нестабильность в регионе.

По мнению М. Рощина место ислама в политике большей степенью обозначается использованием религии в антигосударственных целях. В первую очередь различные экстремистские и радикальные организации используют ислам с целью поддержания в регионе внутренней напряженности, и причиной этого являет не готовность официальной власти республики к влиянию ориентиров ислама на политическую жизнь, а привычные формы взаимодействия республики с исламом не гарантирует удовлетворения государственных религиозных интересов.

Таким образом, задача государственных деятелей республики выявляется не в отделении ислама от политики, а в направлении его политической активности в русло отвечающее требованиям дагестанского общества. С мнением автором можно не согласиться в силу того, что возрождение ислама и увеличение активности на политической арене связано не только с деятельностью радикальных организаций, а в первую очередь с включением в политическую жизнь Дагестана представителей мусульманского духовенства. Духовенство и различные официальные религиозные объединения в республике, представляют не только интересы мусульман региона в политической жизни, но и способствую интеграции общества по канонам ислама. Вопреки деятельности таких организаций, деятельность подпольных и полуофициальных объединений воспринимается в качестве атрибута исламского сепаратизма.

В. Бобровников считает, что значение  политической  составляющей  исламского подъема вообще сильно преувеличено политологами. После перестроечной эйфории и кровавых столкновений 1990-х годов политика, похоже, весьма надоела обывателям (в том числе и мусульманам), о чем свидетельствуют пустующие урны на каждых выборах. Вместе с тем не стоит возлагать особых надежд на «миротворческие традиции» шариата, к возрождению которого политиков не раз призывали некоторые журналисты и этнологи8. К чему привела попытка ввести законы шариата простым росчерком пера, можно судить по судьбе масхадовской Чечни. Удержать Дагестан от хаоса сегодня может, пусть криминальная, но крепкая и готовая идти на компромиссы местная власть.

А. Шихсаидов, наоборот указывает о позитивном влиянии ислама на политику Дагестана. Так, по его мнению, Духовное управление мусульман Дагестана в течение всего периода своей деятельности продуктивно работало официальными органами Дагестана – Государственным советом, Народным собранием и Правительством Республики, взаимоотношения между ними регулируются рядом постановлений и нормативных актов. В своей деятельности Управление мусульман взаимодействует с Управлением по делам религий (ныне Комитет по делам религий), которое имеет четко очерченные полномочия. Духовное управление выступает за единство всех мусульман Дагестана, за мир и стабильность в республике, против экстремизма (прежде всего – религиозного). Но в то же время, автор отмечает, что процесс «огосударствления» духовной элиты не произошел.

Это означает, что мусульманское духовенство пока еще играет исключительно роль одного из политических деятелей на политической арене республики, т.е. оно пока являет только элементом дагестанской политики, а не главной ее составляющей. В тоже время намечены тенденции на усиление роли религиозных деятелей в дагестанской политике.

Примечательно, что кроме разрушительной экстремисткой деятельности ваххабизм способствует консолидации мусульманского духовенства и официальных властей республики. Руководители религиозных организаций и органы власти совместно обсуждают экстремистскую деятельность ваххабитов, и призывают общественность к противостоянию распространения ваххабизма среди дагестанцев. В тоже время в силу весомой финансовой поддержки из ряда зарубежных стран, влияние данных представителей подпольных организаций становится все сильней.

Таким образом, рост роли ислам в политике Дагестана очевиден. Место ислама в политике данного региона обозначается как апеллированиям к исламским ценностям различных политических и общественных сил, так и возрастание роли ислама в общественной жизни дагестанцев.

Курбанов М.Г. в статье «К общим проблемам взаимовлияния ислама и политики в развитии гражданского общества в Дагестане» указывает, что исламизация политической жизни Дагестана сопровождается угрожающей стабильностью «теневой», скрытой тенденцией непосредственно для самой религии, — его «современной» политизацией, которая может изнутри повлиять на целостность традиционных исламских ценностей и ориентиров.

Д. Макаров отмечает,  что в нынешней ситуации, когда Дагестан стоит на пороге нового раунда внутриполитической борьбы за высшие руководящие посты, возможная политическая роль ДУМД, особенно если оно выдвинет более жесткого и амбициозного лидера, чем нынешний муфтий А. Абдуллаев, вызывает тревогу у значительной части правящей элиты».  Именно поэтому необходимо определенное реформирование духовенство, что предупредить притязания их представителей не только на религиозную, но и на светскую власть. Ряд экспертов предлагают устранения Духовного управления в виду бюрократичности их структуры, для того чтобы обеспечить прямое взаимодействие между государством и уммой. Можно предположить, что такое предложение имеет цель уменьшить влиятельность духовенства на политику в регионе. В виду того что ДУМД сегодня являет центральным органом религиозного управления, который представляет интересы религиозных общин, поэтому реформа духовенства сегодня может обеспечить исключительно дестабилизацию в регионе. Таким образом, ислам занимает сегодня ключевое место в политической жизни Дагестана. С одной стороны религия выступает инструментом для выражения требования и интересов дагестанцев, с другой стороны разобщенной и усиление роли фундаментализма на политической арене влияет на возникновение религиозно-политических конфликтов регионе.


Страницы:   1   2   3   4