Меню Услуги

Анализ экономической эффективности автоматизированных систем управления цепочками поставок


Страница:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • СПИСОК ОСНОВНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
  • 1.1. Влияние логистики на конкурентоспособность предприятия
  • 1.2. Понятие транспортной логистики и ее роль в деятельности предприятия
  • 1.3. Анализ задач автоматизации логистических процессов
  • 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
  • 2.1. Методы оценки экономической эффективности от внедрения информационных систем
  • 2.2. Принципы выбора методики расчета экономической эффективности
  • 3.1. Общая характеристика деятельности компании
  • 3.2. Проблемы в организации логистики и управления цепями поставок
  • 3.3. Внедрение информационной системы как инструмент усовершенствования организации логистических процессов компании
  • 3.4. Методика проведения анализа экономической эффективности внедряемой информационной системы
  • 4.1. Анализ изменения текущих расходов компании «Джонсон и Джонсон» после внедрения логистической информационной системы
  • 4.2. Оценка эффективности предлагаемых решений
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ОСНОВНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Автоматизированная система (информационная система) – система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

ИT−РЕШЕНИЕ − это инструмент, созданный для решения тех или иных задач компании с применения информационных технологий.

Управления цепями поставок — как научная дисциплина изучает ресурсы промышленных, логистических и торговых предприятий, а также принимаемые людьми решения в отношении процессов межорганизационного взаимодействия для преобразования, трансформации и использования этих ресурсов на всей протяженности цепи создания стоимости от источников исходного сырья до конечного потребителя.

ЛОГИСТИКА − интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнес-процесса за счет эффективного управления

материальными и (или) сервисными, а также сопутствующими (информационными и финансовыми потоками) потоками.

БИЗНЕС-ПРОЦЕСС — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач и операций, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – сложная организационно структурированная экономическая система, состоящая из отдельных подсистем, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками и объединенными общими целями организации бизнеса.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В условиях стремительного развития информационных технологий и технического перевооружения промышленных предприятий, во многих случаях предусматривающего промышленную автоматизацию и внедрение информационных систем, неизбежно возникает необходимость в предварительной оценке эффективности инвестиционных проектов  по внедрению ИС. Оценка эффективности ИП по внедрению различных типов ИС имеет важное значение, поскольку проекты внедрения ИС требуют значительных финансовых вложений и характеризуются высокой степенью риска. Реализация проектов по внедрению ИС связана с привлечением долгосрочных инвестиций в значительных размерах и требует выбора экономически эффективных проектных решений и финансовых инструментов оценки эффективности инвестиций в ИС на всех стадиях инвестиционного цикла.

С другой стороны внедрение ИС на предприятии несет экономическую выгоду, которая напрямую не связана с денежными потоками, но может быть определена в стоимостном выражении. В этом смысле содержание эффекта от внедрения может проявляться не только в увеличении объема выпуска продукции и в снижении затрат на единицу продукции, но и в повышении ее качества, в изменении структуры производства, в снижении ошибок при ведении первичной документации, в снижении времени получения отчетной и аналитической информации; качественное улучшение процессов подготовки и принятия решений, уменьшение трудоемкости процессов обработки и использования данных, оптимизация производственной программы предприятия, стандартизация бизнес-процессов во всех подразделениях предприятия; экономия условно-постоянных расходов за счет возможного сокращения административно-управленческого персонала, необходимого для обеспечения процесса управления предприятием, переориентация персонала, высвобожденного от рутинных задач обработки данных, на более интеллектуальные виды деятельности; сокращение сроков оборачиваемости ТМЦ, установление оптимального уровня запасов материальных ресурсов и объемов незавершенного производства, уменьшение зависимости от конкретных физических лиц, являющихся «держателями» информации или технологий обработки данных, использование незаметных (скрытых) для исполнителей технологий контроля выполняемой ими работы, не требующих предоставления справок и отчетов к определенной дате и др.

Проекты внедрения ИС характеризуются высоким риском, часто превышают предварительно рассмотренный бюджет и сроки внедрения, на промышленных предприятиях оценка эффективности ИП по внедрению ИС часто не производится вообще, вследствие этого предприятия терпят значительные убытки. Таким образом, недостаточная научная проработанность данного вопроса, а также отсутствие методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиций при выборе и внедрении ИС на действующих предприятиях, определили актуальность выбранной темы исследования.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы состоит в разработке теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по оценке эффективности инвестиций при выборе ИС на этапе прединвестиционных исследований при различных вариантах осуществления инвестиций в ИС.

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

  • провести анализ существующих подходов и методов оценки эффективности инвестиций в ИС с целью разработки универсального финансово − экономического механизма оценки эффективности инвестиций при выборе ИС для автоматизации логистических процессов предприятия;
  • разработать финансово − экономический механизм оценки эффективности инвестиций при выборе ИС для автоматизации логистических процессов предприятия;
  • разработать методики определения затрат и результатов при выборе ИС для предприятия для оценки эффективности инвестиций в ИС;
  • дополнить и уточнить систему финансовых показателей расчета экономической эффективности инвестиций применительно к проектам внедрения ИС для автоматизации логистических процессов предприятия;
  • сформулировать и обосновать определение источника экономической эффективности ИС. Разработать рекомендации по определению источников экономической эффективности ИС при ее внедрении.

Научная новизна исследования представлена основными положениями и результатами:

  • разработан финансово − экономический механизм оценки эффективности инвестиций при выборе ИС для предприятий, представляющий собой взаимосвязанный комплекс подходов, методов, средств и инструментов оценки эффективности инвестиций в ИС;
  • на базе финансово-экономического механизма оценки эффективности инвестиций разработаны методики определения затрат и результатов в рамках финансов организаций для оценки эффективности инвестиций в ИС, учитывающие особенности реализации проектов по внедрению ИС на предприятиях.
  • дополнена и уточнена система показателей расчета экономической эффективности инвестиций применительно к проектам внедрения ИС.
  • сформулировано и обосновано определение источника экономической эффективности ИС.

Объектом исследования являются дистрибьюторы и производственные предприятия, в которых логистика является обеспечивающим/ поддерживающим процессом. При этом оценка экономической эффективности проекта внедрения информационных систем дана на примере компании ООО «Джонсон и Джонсон».

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Основным предметом деятельности производственного предприятия является производство и сбыт продукции. Необходимо наладить процесс поставок компонентов, участвующих в производственном процессе (сырье) и своевременно реагировать на запросы покупателей, для которых производственная фирма является поставщиком. Процесс от приобретения сырья и материалов до конечного потребления готовой продукции, связанный компаниями: поставщик — потребитель получил название логистичекая цепь или цепь поставок.

Моделирование и оптимизации цепочек поставок является одним из основных современных направлений, которые предприятия используют для своего совершенствования в области продаж и производства.

Для полноценной реализации концепции управления цепочками поставок необходимы информационные системы, с помощью которых можно формализовать, автоматизировать и оптимизировать весь комплекс бизнес — операций такой цепочки: генерировать заказы, пополнять запасы, оптимизировать операции приемки, хранения и отгрузки на складе, а также управлять полным циклом транспортировки.

Руководители компаний, внедрившие у себя информационные системы автоматизации бизнес-процессов, отмечают повышение эффективности управления и рост прибыли при использовании тех же ресурсов. Такой результат достигается за счет того, что применение информационной системы позволяет построить более эффективную совместную работу сотрудников компании, минимизирует различного рода риски и связанные с ними дополнительные издержки, повышает уровень лояльности клиентов  и открывает новые возможности расширения спектра предоставляемых клиентам услуг.

1.1. Влияние логистики на конкурентоспособность предприятия

Под логистикой понимают эффективное управление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с оптимальными затратами всех ресурсов для полного удовлетворения требований потребителей. Для этого логистика охватывает и объединяет в единый процесс такие разнообразные виды деятельности, как производство, информационный обмен, транспортировку, управление закупками и запасами, складирование, грузопереработку, упаковку и другие.

Компании во всем мире воздействуют на экономику посредством улучшения координации своих действий в отношениях с поставщиками и в сфере сбыта. Улучшение взаимодействия с поставщиками может минимизировать стоимость товарно-материальных запасов, а лучшая координация спецификаций свести к минимуму потребность дальнейшей доработки продукции поставщика, более высокая координация в ценообразовании может сделать компанию и ее поставщиков более конкурентоспособными и рентабельными. Экономия может быть достигнута на другом конце логистической цепочки – в процессе распространения. Различия в эффективности распространения могут значительно повлиять на общее ценовое преимущество компании. Высокие издержки по хранению материальных запасов, контрастирующие с низкими издержками на нецентрализованный транспорт, дают возможность многим компаниям уменьшить издержки распространения путем централизации этих запасов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Деньги, сэкономленные за счет уменьшения капитала, связанного в децентрализованных материальных запасах, более чем компенсируют высокие издержки по их быстрой доставке грузовым или авиатранспортом.[5]

В современном бизнесе, характеризующемся жесткой конкуренцией, логистика стала играть одну из главных ролей в потребительском сервисе. На Западе стали даже применять в этом смысле термин «логистический сервис».

Сервис становится решающим элементом маркетинговых стратегий западных фирм, еще более усиливая взаимодействие логистики и маркетинга, ключевым фактором конкурентоспособности предприятия, так как в условиях жесткой конкуренции именно уровень сервиса оказывается главным аргументом для потребителя. В современных условиях достижение конкурентных преимуществ в сервисе заключается в предоставлении большего числа сервисных услуг и повышении их качества.

Можно отметить, что логистика обладает активным интегрирующим потенциалом, способным связать воедино и улучшить взаимодействие между такими базовыми функциональными сферами фирмы, как снабжение, производство, маркетинг, дистрибьюция, организация продаж. Например, преобразуя маркетинговую информацию, логистический менеджмент воздействует на производство, оптимизируя производственно-технологический цикл и продуктовые характеристики. Рационально управляя запасами материальных ресурсов и готовой продукции в снабжении, производстве и сбыте, логистика способствует уменьшению общих затрат, снижению цены на готовую продукцию и в результате улучшению стратегических позиций фирмы на рынке.

Логистический менеджмент может обеспечивать эффективную координацию объемов закупок материальных ресурсов и производства готовой продукции с прогнозируемым (на основе маркетинговых исследований) объемом продаж.

Таким образом, логистический менеджмент поддерживает системную устойчивость фирмы на рынке, сглаживая противоречия между маркетингом, производством, финансами и оптимизируя межфункциональные внутрифирменные решения. Уточним понятие логистического менеджмента и определим его место в общей структуре менеджмента фирмы. Логистический менеджмент на фирме представляет собой синергию основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) с элементарными и комплексными логистическими функциями для достижения целей логистической системы. При построении современных логистических систем большое значение имеет определение места логистического менеджмента в общей структуре управления фирмой и определение областей взаимодействия с другими сферами менеджмента. Современная система менеджмента фирмы представляет собой композицию организационной структуры управления с функционально ориентированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, производство, маркетинг и сбыт, инновации, персонал и т. п.), объединенными стратегическими, тактическими и другими целями.[6]

Взаимодействие логистики и финансового менеджмента проявляется в первую очередь в объеме и оборачиваемости оборотного капитала фирмы. Так как большую долю оборотного капитала составляют денежные средства, вложенные в запасы материальных ресурсов и готовой продукции, то эффективность логистических решений по управлению запасами напрямую связана с ускорением оборачиваемости капитала и высвобождением финансовых средств для инвестирования в производство или сервис.

Логистика оказывает существенное влияние на общие финансовые показатели организации. В частности влияние логистики на доходность на активы (ROA). Доходность на активы определяется как прибыль, полученная организацией до выплаты налога, деленная на стоимость используемых активов. Чем выше показатель ROA, тем лучше результаты деятельности организации.

Совершенствование материального потока приводит к сокращению запасов, то есть непосредственно снижает оборотные активы, и, как следствие, также снижает долгосрочные активы. Более эффективная логистика обеспечивает более низкие операционные издержки, что в свою очередь приводит к более высокой марже прибыли. Логистика может повысить воспринимаемую ценность продуктов: обеспечивая их более удобное получение, ускоряя доставку заказа или сокращая время его выполнения. А, в свою очередь, более привлекательные виды продукции позволяют устанавливать на нее наценку. Все это в совокупности приводит к увеличению показателя ROA и соответственно влияет на другие параметры деятельности, такие, как цена акций, доходность на инвестиции, заимствования и т.д.

Другой аспект взаимодействия финансового менеджмента и логистики относится к концепции общих затрат. Так как издержки во внешних логистических каналах внутрифирменных логистических систем сопоставимы, а иногда и превышают себестоимость готовой продукции, то финансовый менеджмент совместно с логистическим менеджментом должен акцентировать свои усилия на поиске путей снижения затрат, связанных с закупкой материальных ресурсов и сбытом готовой продукции.

Основная задача логистического менеджмента в современных условиях

бизнеса — способствовать выполнению стратегических целей фирмы и созданию конкурентных преимуществ. Ключевыми факторами конкурентного преимущества в мировой экономике согласно М. Портеру являются:

− лидерство в уровне качества товаров и услуг;

− лидерство в уровне затрат;

− дифференциация продукции;

− стратегический фокус.

Указанные ключевые факторы могут быть использованы любой фирмой конкурентом. Поэтому для успешного выживания организация бизнеса должна постоянно внедрять новые подходы и инновационные идеи на стратегических направлениях своей деятельности. Такие возможности предоставляет им логистика. Например, эффективный логистический менеджмент может уменьшить общие издержки, давая фирме постоянное лидерство в уровне затрат на определенном сегменте рынка, где это имеет решающее значение. Одновременный акцент на минимизации цены и высоком уровне качества продукции и услуг (или поддержании мировых стандартов качества) может позиционировать фирму как ведущую на конкретном рынке.

Глобализация экономики привела к тому, что современные потребители исходят из набора ожиданий, установленного в соответствии с характеристиками продукции самых лучших компаний в мире, требуют более высокого качества товаров и услуг по более низкой цене, ожидают быстрой реакции на их запросы и т. п. Фирмы оцениваются не только с точки зрения качества их продукции и сервиса, но и способности поставлять готовую продукцию вовремя, в небольших объемах к непосредственному месту потребления.

Потенциал логистики как раз и позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, являясь стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции. В этом плане логистическую миссию за рубежом часто трактуют, как правило «семи R», или логистический микс (по аналогии с маркетинговым миксом): «ensuring the availability of the right product, in the right quantity and the right condition, at the right place, at the right time, for the right customer,at the right cost», что можно перевести как «обеспечение наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время конкретного потребителя с наименьшими затратами». В правиле «семи R» отражены существенные черты логистической миссии организации бизнеса, ключевыми из которых являются качество продукции, время и затраты.

Логистику на фирме часто воспринимают как одну из сторон маркетинга. Связи между ними настолько развиты и переплетены и иногда бывает трудно разделить сферы интересов этих двух ключевых функций любого бизнеса. Логистическая стратегия, подобно рекламе и продуктовой стратегии, является интегральным элементом стратегии маркетинга. Для анализа взаимодействия логистики и маркетинга в западной экономической литературе часто используют традиционное понятие маркетингового микса, или «четырех Р»: «price – product – promotion – р1асе»(«цена – продукт – продвижение – размещение»). Тогда взаимосвязи логистики и маркетинга можно представить в виде схемы взаимодействия маркетингового и логистического миксов с целью удовлетворения запросов потребителей.[6]

Наглядное представление ключевых составляющих маркетинга и логистики, даваемое рассматриваемой схемой, позволяет проследить прямое взаимодействие между такими характеристиками, как продукт, место и цена (затраты). Логистический менеджмент по отношению к фактору «цена» обычно оказывает прямое влияние на достижение фирмой корпоративных или финансовых стратегических целей, задаваемых маркетингом. Учитывая, что затраты в дистрибьюции, особенно транспортные расходы, достигают размеров, сопоставимых, а в некоторых отраслях и превышающих себестоимость готовой продукции, логистические решения по транспортировке оказывают существенное влияние на возможность реализации маркетинговой ценовой политики.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Другой важной характеристикой сферы взаимного пересечения интересов маркетинга и логистики являются продуктовые характеристики и прежде всего ассортимент продукции, определяемый маркетинговой стратегией фирмы. Ассортиментные характеристики готовой продукции непосредственно влияют на структуру логистических цепей и каналов в системе дистрибьюции, уровень запасов, виды транспортных средств и способы транспортировки и т. д. Появление новых ассортиментных позиций даже одного товара, но , к примеру, в другой по габаритным размерам упаковке может полностью изменить структуру логистического канала или способ транспортировки и поэтому должно быть обязательно согласовано с логистическим менеджментом.

Взаимодействие логистики и маркетинга по параметру «место» обычно представляет собой проблему выбора точек сбыта основного объема готовой продукции. С позиций маркетинга это трансформируется в задачу выбора: или продавать оптовикам, или — напрямую розничным торговцам. При этом решения о выборе «места» всегда предшествуют решениям о выборе структуры каналов дистрибьюции. С точки зрения логистического менеджера, такие решения могут существенно повлиять на эффективность логистической системы. Например, фирмы, имеющие контакты по сбыту только с оптовиками, как правило, испытывают меньше логистических проблем, так как оптовики более предсказуемы, имеют тенденцию закупать готовую продукцию большими партиями, размещают свои заказы и управляют запасами готовой продукции в складских системах более стабильно и эффективно, чем розничные торговцы. Существенным фактором является в этом случае гораздо меньший уровень затрат фирмы-производителя на транспортировку продукции.[6]

Логистика способствует повышению эффективности работы фирмы и, как следствие, ее конкурентоспособности при соблюдении следующих требований:

  1. Поддержание связи логистики с корпоративной стратегией. Общепризнанно, что все аспекты логистических операций должны быть непосредственно связаны со стратегическим планом корпорации или фирмы. Это первое и самое главное условие достижения высоких прибылей от применения логистики.
  2. Совершенствование организации движения материальных потоков. Это требование призывает к такой организации логистических операций, которая дала бы возможность контролировать все функции по выполнению задач, связанных с закупкой, транспортировкой, складированием, хранением запасов и сбытом под эгидой единого коммерческого подразделения. Другими словами, все логистические функции должны быть объединены под соответствующим контролем централизованного и децентрализованного руководства с учетом того, что эффективные решения легче принять, если спецподразделение отвечает за все тесно связанные между собой логистические операции.
  1. Поступление необходимой информации и современная технология ее обработки. Используя сети электронного обмена данными с потребителями, например, можно повышать конкурентоспособность и долю рынка. Творчески применяя модели на базе ЭВМ, можно также повышать качество обслуживания клиентуры.
  1. Эффективное управление трудовыми ресурсами играет решающую роль в наладке слаженного механизма управления материальными потоками. Те фирмы, которые считают квалифицированные кадры самым важным своим ресурсом, могут рассчитывать на эффективное функционирование логистической системы.
  2. Налаживание тесной взаимосвязи с другими фирмами в области выработки стратегии. Опыт подтверждает, что наибольших успехов в увеличении прибыли добиваются как раз те фирмы, в которых установлены прочные связи с внешними и внутренними участниками коммерческих отношений.
  3. Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей. На основе практического опыта фирмы пришли к выводу, что лучше всего логистические операции, такие, как транспортировка, складирование и другие, поддаются оценке со стороны учетно-калькуляционных подразделений или иных структурных органов, которые результаты деятельности измеряют полученной прибылью.
  1. Определение оптимальных уровней логистического обслуживания с целью повышения рентабельности. Для выявления оптимального уровня качества обслуживания определяют дополнительные доходы, достигнутые от предоставления высококачественного сервиса, и измеряют отношение прибыли, полученной от него, к затратам, связанным с поддержанием таких уровней.
  1. Тщательная разработка логистических операций.

Американские специалисты Д. Бушер и Г. Тиндол считают, что выполнение фирмами вышеуказанных восьми требований гарантирует взаимосвязь логистики с маркетингом и производством, обеспечивает не только высококачественное проведение всех логистических операций, но и создание эффективного, с низкими издержками сервиса для покупателей, будет содействовать росту прибыли по активам рассматриваемой сферы деятельности, т. е. повышению конкурентоспособности фирм. [8]

За рубежом логистика давно стала практическим инструментом бизнеса, а интегрированная логистика является одной из основных комплексных функций, характеризующих финансово-производственную деятельность западных фирм. Различные логистические концепции в стратегическом планировании и текущем управлении основными сферами бизнеса уже, по крайней мере, в течение двадцати и более лет применяют ведущие зарубежные фирмы и транснациональные корпорации, такие как IBM, Procter & Gamble, Coca-Cola, General Motors, Ford Motors, Volvo, Toyota Motors, Electrolux, TNT, Deutsche Telecom, BTL, ASG АВ, Acer Computer, G& F Industries, General Foods, Johnson & Johnson и многие другие. [4]

На российском рынке логистические концепции и системы в бизнесе

продвигают в основном зарубежные фирмы и предприятия с долевым участием иностранного капитала. Отечественные компании пока еще в подавляющем большинстве настороженно относятся к внедрению логистических инноваций.

Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию, перспективно мыслящие руководители многих фирм, зачастую интуитивно чувствуя потенциал логистики в плане получения конкурентных преимуществ и упрочения своего положения в бизнесе, или основываясь на западном опыте, стремятся внедрить логистические концепции и системы.

Таким образом, из вышеизложенного важно подчеркнуть, что внедрение современных логистических концепций и систем является одним из наиболее необходимых и важных стратегических путей повышения конкурентоспособности отечественных организаций бизнеса.

1.2. Понятие транспортной логистики и ее роль в деятельности предприятия

В данной научно – исследовательской работе  практические аспекты рассмотрены в области логистических процессов предприятий, связанных с осуществлением транспортировки груза. Потому роль транспортной логистики рассмотрим более детально.

Ниже представлена диаграмма основных логистических процессов предприятия, где зеленым маркером  обозначены исследуемые в работе области:

Транспортировка – одна из ключевых логистических функций связанная с перемещением продукции транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок.  К транспортно — логистическим услугам относится:

  • услуги, связанные с подготовкой груза к перевозке: определение массы груза, упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование, сортировка груза;
  • услуги, связанные с погрузкой (выгрузкой) груза: обеспечение выполнения погрузочно-разгрузочных работ, в том числе перевалки груза при смешанной перевозке, закрепления, укрытия, увязки груза, а также предоставление необходимых для этих целей приспособлений;
  • организация процесса перевозки груза любым видом транспорта;
  • оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза;
  • сопровождение груза в процессе перевозки и иные услуги по обеспечению его сохранности;
  • заключение договоров страхования груза;
  • согласование схемы (маршрута, последовательности) перевозки груза несколькими видами транспорта при смешанной перевозке;
  • консолидация и деконсолидация отправок грузов;
  • представление груза и сопроводительных документов в таможенные органы;
  • проверка количества мест, массы и состояния груза;
  • хранение груза;
  • прием груза в пункте назначения;
  • уплата пошлин, сборов и других платежей, связанных с оказываемыми транспортно-экспедиционными услугами;
  • осуществление расчетов с участниками транспортно-экспедиционной деятельности;
  • консультирование по вопросам организации перевозок грузов;
  • оказание информационных услуг, связанных с перевозкой груза;
  • иные услуги, связанные с перевозкой груза.

С экономической точки зрения транспорт является одним из определяющих элементов производственно-коммерческого процесса. При производстве и использовании товара есть два сдерживающих фактора – фактор времени и пространственный фактор.

Фактор времени заключается в том, что товар, произведенный сегодня, может понадобиться только через некоторый промежуток времени. Решают эту проблему при помощи складирования, а также необходимой для этого техники, оборудования и определенных технологий хранения. Содержание пространственного фактора заключается в том, что производители и потребители товара редко находятся в одном месте, а некотором расстоянии друг от друга. Связывая производство и потребителя, транспорт позволяет расширить границы производства.

Таким образом, благодаря транспорту, логистический процесс товародвижения (начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой продукции) трансформируется в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемлемой частью единого транспортно — производственного процесса. В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хранении.

Перемещение грузов – это изменение их местонахождения при соблюдении принципа экономичности (сокращение стоимостных и временных затрат). Этот процесс должен быть экономически оправдан, так как при перемещении грузов расходуются деньги, время и экологические ресурсы. Значимость фактора времени возрастает в связи с появлением логистических концепций, требующих сокращения запасов (в том числе и запасов, находящихся в пути), которые существенно ограничивают использование материальных и товарных ресурсов.

Таким образом, данная функция транспортировки определяет главную ее цель – доставку товаров в место назначения как можно быстрее, дешевле и с наименьшим ущербом для окружающей среды. Нужно также свести к минимуму потери и порчу транспортируемых грузов при одновременном выполнении требований заказчиков к своевременности доставки и к предоставлению информации о грузах в пути.

Хранение грузов как функция транспортировки происходит в целях целесообразности экономии средств на повторный перегрузке и выгрузке (когда расходы на эти операции превышают потери от простоя загруженного подвижного состава) недостаточности складских мощностей и необходимости изменения маршрутов следования грузов. При этом увеличивается время нахождения грузов в пути.

В настоящее время большое значение приобретают вопросы повышения уровня транспортного обслуживания клиентов, которые в рыночных условиях тесно связаны с проблемой сервиса и качества услуг.

Качество – совокупность свойств и характеристик услуги, которые предают ей способность удовлетворять потребности клиентов. Ключевые параметры качества транспортного обслуживания потребителей:

  • время от получения заказа на перевозку до момента доставки;
  • надежность и возможность доставки по требованию;
  • наличие запасов и стабильность снабжения;
  • полнота и степень доступности выполнения заказов;
  • удобство размещения и подтверждения заказов;
  • эффективность переработки грузов на складах;
  • качество упаковки, а также возможность выполнения пакетных и контейнерных перевозок;
  • объективность тарифов и регулярность информации о затратах на обслуживание;

В условиях постоянно растущей конкуренции на рынке транспортно-логистических услуг в России повышается уровень требований клиентов и любая компания, ориентированная на их качественное обслуживание, должна динамично развиваться. Необходимыми условиями для этого являются разработка и внедрение стандартов и процедур, направленных на совершенствование работы с клиентом.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.3. Анализ задач автоматизации логистических процессов

Внедрение корпоративной информационной системы с одной стороны решает ряд проблем, связанных с коллективной работой сотрудников в организации, и позволяет минимизировать финансовые и временные риски.

С другой стороны, применение информационной системы открывает новые возможности для компании — возможности по оптимизации рабочего процесса как внутри компании, так и при работе с контрагентами, возможности анализа информации и расширению предоставляемых компанией услуг.

Рассмотрим самые актуальные проблемы  и то, каким образом внедрение информационной системы позволяет их решить.

  1. Проблема доступности информации

Для учета, контроля и обработки всей информации, связанной с планированием и выполнением грузоперевозок, необходим эффективный инструментарий. В большинстве случаев каждый сотрудник компании самостоятельно решает проблему выбора такого инструментария. Безусловным лидером является пакет офисных программ Microsoft Office и прежде всего MS Excel, MS Word, реже MS Access. Однако для эффективной совместной работы сотрудников компании не обойтись без единой корпоративной информационной системы.

Распространенная ситуация — сотрудники отдела продаж ведут собственные клиентские базы в MS Excel. Начальнику отдела чтобы подготовить отчет о работе отдела приходится собирать персональные отчеты и по ним составлять сводный отчет. А если часть сотрудников на переговорах — подготовка сводного отчета растягивается на несколько дней.

Другая ситуация — несколько сотрудников, допустим, клиентского отдела договорились и создали единый файл, в котором должна отражаться информация по работе над заявками (договорами) — текущая стадия выполнения, например. Они так же столкнутся с проблемой доступности данных — изменять данные в файле сможет только один сотрудник (потому что при открытии файла он весь блокируется, просмотреть информацию может и удастся, а вот изменить точно нет), остальные вынуждены дожидаться, когда файл будет закрыт. Потерянное время, потерянная информация.

Проблема доступности данных, равно как и оперативности доступа к этим данным практически отсутствует в случае, если сотрудники компании работают с единой информационной системой. В любой момент времени, любой сотрудник может создать, изменить или просмотреть требуемую информацию. Для формирования требуемого отчета необходимы считаные секунды — вся информация хранится в базе данных и доступна в любое время.

  1. Проблема полноты (качества) информации

Еще одна проблема, с которой сталкиваются руководители и рядовые сотрудники — это полнота и качество данных. Проблема выражается в том, что для принятия управленческого решения недостаточно данных (например, не ведется учет по источниками информации, откуда клиенты узнали о компании), данные недостаточно качественные (одни менеджеры интересуются персональной информацией контактных лиц, другие — нет), данные разрозненные.

Применение информационной системы позволяет решить эту проблему — в базе данных сохраняется вся требуемая информация в едином формате, соответствующая условиям проверки.

Использование информационной системы позволяет так же избавиться от ненужного дублирования данных, а, значит, и возможных ошибок.

  1. Проблема актуализации информации.

В ситуации, когда разные сотрудники ведут собственные базы, частично дублирующие друг друга, возникает проблема поддержки информации в актуальном состоянии. Так при изменении, например, контактного телефона у клиента узнать об этом должны все заинтересованные подразделения компании.

При использовании информационной системы такой проблемы нет — изменившаяся информация доступна всем пользователям, имеющим соответствующие права. При использовании нескольких систем (например, системы бухгалтерского учета и системы планирования перевозок), задача актуализации информации решается еще на этапе разработки, таким образом, при изменении информации в одной системе, новые данные автоматически передаются в другую систему.

  1. Проблема единых стандартов и технологий

Информационная система характерна тем, что содержит так называемую бизнес-логику — правила и механизмы, которые регламентируют процессы работы с информацией. Таким образом, компания, внедрившая информационную систему, обеспечивает соблюдение единой технологии работы подразделений и филиалов. Все документы — будь то договор, накладная, коммерческое предложение или внутренние отчеты, выпускаемые разными сотрудниками при помощи информационной системы, оформлены единообразно в соответствии с фирменным стилем компании и внутренними требованиями.

  1. Проблема информационной безопасности

В отношении корпоративной информации, задачами информационной безопасности в компании являются защита данных от хищения, искажения (умышленного или случайного), потери и ограничение доступа.

Использование корпоративной информационной системы позволяет упростить решение этих задач — все данные хранятся в базе данных на сервере, ограничить физический доступ к серверу и хранящейся на нем информации гораздо проще и дешевле, чем решить ту же задачу для рабочих станций сотрудников.  Данные, хранящиеся на сервере защищены от хищения — только системный администратор имеет доступ к серверу с максимальными правами. Остальные сотрудники обращаются к данным через интерфейс информационной системы, причем только к тем данным, доступ к которым разрешен выданными пользователю правами.

  1. Проблема исторических данных

Для стратегического планирования, принятия управленческих решений, разбора спорных ситуаций необходимы исторические данные. Если в компании не внедрена корпоративная информационная система, уровень детализации исторических данных ограничивается, как правило, лишь историей выполненных заказов клиентов. Документы, сопровождающие выполнение заказов, конечно, тоже хранятся в архиве в твердой копии, но поиск и анализ такой неструктурированной информации представляет собой практически невыполнимую задачу.

Организация единой интегрированной логистической системы для всех участников перевозок (грузоотправителей, грузополучателей, экспедиторов, перевозчиков, таможенных брокеров, страховых компаний) позволит согласовать действия всех звеньев транспортно-распределительной цепи любой перевозки, обеспечить жесткий контроль за грузовыми потоками, упростить процедуры оформления таможенных, перевозочных и других документов.

Информационные системы автоматизации логистических процессов, позволяют автоматизировать всю информационно-технологическую деятельность компаний, участвующих в процессах организации перевозок:

  • прием предложений от поставщиков транспортных услуг;
  • формирование комплексных пакетов услуг;
  • прием заявок и заключение контрактов на перевозку;
  • предварительное планирование перевозки:
  • выбор транспорта;
  • выбор перевозчика;
  • выбор схемы (рейса, линии) и времени;
  • предварительный расчет затрат.
  • прием и обработка груза;
  • хранение и учет груза на терминале (складе);
  • консолидация и расконсолидация груза;
  • выпуск сопроводительной документации;
  • организация движения грузопотока и взаимодействия между участниками;
  • контроль движения грузопотока и обработка инцидентов;
  • проведение количественного и качественного анализа;

Как результат автоматизация  способствует решению следующих задач:

  1. Увеличение объемов перевозимых грузов при неизменном количестве задействованных транспортных средств
  2. Оптимальное планирование маршрутов, а именно:
  • четкое планирование доставок;
  • консолидация грузов в партии;
  • снижение «холостых» перегонов
  • повышение эффективности использования транспортных средств;
  • снижение затрат на транспортное обслуживание, путем постоянного мониторинга стоимости услуг на рынке;
  • снижение количества ошибок и издержек на срочные транспортировки;
  1. Гибкое планирование графиков доставки грузов;
  2. Снижение административных затрат путем формализации процессов и электронной обработки данных.
  3. Повышение качества и точности выполнения заказов на перевозку
  4. Снижение удельной стоимости единицы перевезенного груза за счет более рациональной комплектации транспортных средств
  5. Сокращение затрат на персонал
  6. Автоматическое формирование товаросопроводительной и путевой документации
  7. Получение актуальной отчетности по различным показателям эффективности для принятия управленческих решений

Таким образом, ключевая задача информационных систем заключается в том, что они позволяют решать сложные вопросы по обработке информации, позволяет обеспечивать обработку и взаимный обмен большими объемами информации между различными участниками логистического процесса. Тем самым оптимизирует рабочий процесса как внутри компании, так и при работе с контрагентами.


Страница:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!