1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………..…………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ………………….……………………..6
1.1 Экономическая сущность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами……………………………………………………………………………6
1.2 Нормативно-правовое регулирование аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами……………………………………………………….11
1.3 Методические аспекты проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами………………………………………………………16
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВЕНТ КОМПЛЕКС»…………………………………………………..21
2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Вент Комплекс»………………………………………………………………………..21
2.2 Планирование аудита и учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами…………………………………………………………………………..29
2.3 Аудиторская проверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами…………………………………………………………………………..37
3 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ В ООО «ВЕНТ КОМПЛЕКС»……………………………………………………………………42
3.1 Особенности формирования аудиторского заключения….………………42
3.2 Предложения по оптимизации учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Вент Комплекс» …………………………45
3.3 Рекомендации по совершенствованию аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Вент Комплекс»………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..……………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………64
ВВЕДЕНИЕ
Процесс применения конкретной системы налогообложения с максимальной выгодой приобрел большое значение в настоящее время. Основная роль в этом процессе отводится функции определения резерва для реализации государственной налоговой политики, изменения сущности и роли, а также принципа налогового планирования. Основным показателем, определяющим уровень эффективности налоговой системы, является налоговая нагрузка. Налоговые платежи — это основной источник денег в бюджете, благодаря которому государство существует и выполняет возложенные на него публичные задачи. Определенная модель поведения любого предприятия зависит от цели предпринимательской деятельности, а точнее, извлечения максимальных выгод. Каждое предприятие стремится максимизировать прибыль путем совершенствования организационных и управленческих подходов, внедрения новых технологий и современного оборудования, а также снижения налоговой нагрузки.
Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами напрямую влияет на достоверность как самого бухгалтерского учета, так и бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. И аудит подтверждает достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для российских предприятий актуальным является хорошо организованный учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, поскольку неуплата налогов и взносов в срок влечет начисление пени. Занижение сумм налогов и взносов может также привести к начислению штрафных санкций в соответствии с законом. Поэтому своевременная и полная уплата налогов и взносов в бюджет и во внебюджетные фонды является функцией бухгалтера организации.
В связи с этим возникает необходимость уточнения особенностей проведения учета и аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами для возможности полного учетного отображения и удовлетворения всех потребностей управления.
Несмотря на ключевую значимость проблемы учета и проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами как главного движущего фактора развития предприятия в условиях рыночной экономики, многие ее аспекты еще недостаточно исследованы в общеэкономической и отраслевой литературе. Для предприятий проблемы осуществления учета и аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами очень актуальны. Исследование данной проблемы актуально не только в теоретическом, но и в практическом отношении. Для ее решения необходимо сформировать целостную концепцию управления расчетами с бюджетом и внебюджетными фондами.
Объективная необходимость и слабая проработанность проблемы проведения на предприятии аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами определяют актуальность данной темы. Таким образом, аудит расчётов с бюджетными и внебюджетными фондами на предприятии — актуальная тема для всех организаций вне зависимости от формы собственности и степени государственного участия.
Необходимость рассмотрения данной темы обусловлена очевидным дефицитом в современной литературе комплексных исследований проблемы организации аудита расчётов предприятия с бюджетными и внебюджетными фондами. В то же время нельзя отрицать тот значительный вклад, который внесли такие ученые, как Т.А. Аглицкова, Ю.А. Бабаев, Е.В. Батищева, И.В. Бутенко, Т.В. Игонина, Ж.А. Кеворкова, А.М. Петров, Т.А. Терентьева, Ю.И. Сигидов, М.Ф. Сафонова, О.И. Хамзина, Л.С. Царькова, Г.Н. Ясменко, С.П. Ячменев и многие другие.
Учитывая значимость и ценность исследований этих авторов, следует отметить, что теоретические и методологические основы эффективной организации аудита расчётов предприятия с бюджетными и внебюджетными фондами еще недостаточно освещены в научной литературе. Это указывает на актуальность выбранной темы.
Объект работы – ООО «Вент Комплекс».
Предмет работы – организация учета и аудита расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами.
Цель настоящей работы – изучить особенности проведения на предприятии учета и аудита расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также разработать мероприятия по их совершенствованию.
Задачи работы:
1) Рассмотреть теоретические основы аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
2) Дать краткую экономическую характеристику предприятия ООО «Вент Комплекс».
3) Рассмотреть особенности планирования аудита и ведения учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
4) Проанализировать особенности проведения аудиторской проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
5) Разработать предложения по оптимизации учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Вент Комплекс».
6) Разработать рекомендации по совершенствованию учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Вент Комплекс».
Методы исследования: анализ литературных источников по данной теме, синтез, обобщение, абстрагирование, анализ, методы обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведен собственный анализ организации и проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Вент Комплекс», а также разработаны предложения по оптимизации учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и по совершенствованию учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Вент Комплекс».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ
1.1 Экономическая сущность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
В условиях современных рыночных отношений хозяйствующие субъекты не могут легально существовать без соблюдения налоговой политики страны. Организации, граждане и нерезиденты должны в обязательном порядке уплачивать установленные законодательно налоги и сборы. Эти платежи поддерживают бюджетную систему и обеспечивают создание благоприятной среды обитания. Расчеты с бюджетом, а также с внебюджетными фондами являются одним из важнейших аспектов бухгалтерского и налогового учета организации .
Объекты налогообложения, ставки налогов и сборов, порядок их взимания, а также сроки уплаты налогов регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации .
Бюджетные расчеты являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством. Это требует достоверного определения налоговой базы и суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, с учетом действующего налогового законодательства Российской Федерации. На основании аналитических данных Федеральной налоговой службы основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления, на которые приходится до 90% всех статей доходов бюджета. Исходя из этого, обеспечение полноты, достоверности налоговой оценки и учета расчетов организации с бюджетом имеет большое значение для формирования бюджетов всех уровней .
Налоги являются обязательными и неэквивалентными платежами, уплачиваемыми налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актов законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией .
Налоговая система является совокупностью предусмотренных налогов и обязательных платежей, которые взимает государство, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля .
Объект налогообложения представлен доходами, стоимостью отдельных товаров, отдельными видами деятельности, использованием ценных ресурсов, имуществом юридических и физических лиц и другими объектами, установленными законодательными актами. Субъект налога представлен налогоплательщиком, то есть физическим либо юридическим лицом .
Источником налога является доход, с которого уплачивается налог. Ставка налога является суммой налога на единицу объекта налогообложения.
Налоговая льгота представлена полным или частичным освобождением плательщика от налога .
Налоги могут взиматься разными способами:
1) кадастровым — (от слова кадастр — таблица, ссылка), когда объект налога дифференцируется на группы по определенному критерию. Список этих групп и их признаков заносится в специальные справочники. Каждая группа имеет индивидуальную налоговую ставку. Этот метод характерен тем, что сумма налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога является транспортный налог с владельцев транспортных средств. Он взимается с фиксированной ставкой от мощности транспортного средства, независимо от того, используется ли транспортное средство или находится в режиме ожидания;
2) на основании декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога обеспечивает расчет доходов и налога с него. Характерной особенностью этого метода является то, что налог уплачивается после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером является налог на доходы физических лиц;
3) у источника. Этот налог оплачивает лицо, выплачивающее доход. Следовательно, налог уплачивается до получения дохода, а получатель дохода получает его, уменьшенный на сумму налога .
Например, тот же налог на доходы физических лиц. Этот налог оплачивается компанией или организацией, в которой работает физическое лицо. Т.е. перед уплатой, например, заработной платы, сумма налога вычитается из нее и перечисляется в бюджет. Оставшаяся сумма выплачивается работнику. В этом случае компания выступает в роли так называемого налогового агента .
Государственный внебюджетный фонд — это фонд средств, созданный за пределами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсию, социальное страхование, здравоохранение и медицинское обслуживание. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также другими законодательными актами, в том числе законами о бюджете Российской Федерации на соответствующий год .
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых взносов. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в себестоимость продукции и устанавливаются в процентах от фонда оплаты труда. В России существует более 30 внебюджетных фондов на социально-экономические цели. Более 60% государственных доходов сосредоточено в этих фондах .
Основные по размеру и значению социальные внебюджетные фонды представлены:
— пенсионным фондом Российской Федерации;
— фондом социального страхования Российской Федерации;
— федеральным фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации .
Правильность расчетов, полноты и своевременности уплаты или перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды контролируются:
— Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами — в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
— Федеральным фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации – в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
— Фондом социального страхования Российской Федерации и его территориальным органам — в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной потери трудоспособности и в связи с материнством .
Плательщики взносов во внебюджетные фонды в Российской Федерации представлены:
1. работодателями: предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности и юридических форм, в том числе с иностранными инвестициями, крестьянскими (фермерскими) предприятиями, клановыми, семейными общинами малых народов Севера, занятыми в традиционных секторах экономики;
2. гражданами, в том числе иностранными, нанимающими наемных работников в свои личные домохозяйства в качестве работодателей;
3. гражданами, в том числе иностранными, зарегистрированными как предприниматели, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, частными детективами, частными охранниками, нотариусами, занимающимися частной практикой;
4. российскими гражданами, работающими по прямым договорам с иностранными предприятиями, не имеющими постоянных представительств в России. Взносы для граждан, занятых и подлежащих социальному страхованию в соответствии с законом, уплачиваются работодателями .
Любое предприятие становится налогоплательщиком с момента государственной регистрации. Это означает, что оно должно платить налоги, акцизы, сборы и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Нарушение этого обязательства влечет за собой административную ответственность компании и ее руководителя в виде штрафов. Кроме того, российское уголовное законодательство наказывает различные виды налоговых преступлений. Соответственно, налоговые органы могут контролировать своевременность и правильность налоговых платежей предприятия .
Таким образом, роль налогов, а, следовательно, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами очень значительна. Налоги не только являются основной доходной частью консолидированного бюджета страны, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство оказывает влияние на распределение национального дохода.
1.2 Нормативно-правовое регулирование аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Нормативно-правовая база учета и аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами закрепляет порядок и требования к уплате налогов и сборов, рассматривает вопросы организации и регулирования налогового учета в Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность по уплате налогов и сборов. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить налоги и сборы, установленные законом. Законы, которые вводят и устанавливают новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Другими словами, речь идет об императивном характере налогов, которые требуют существования специального налогового законодательства.
Согласно части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов закреплены в Налоговом кодексе . В статье 72 (пункт «и») Конституции Российской Федерации решение этих задач относится к совместной юрисдикции Федерации и ее субъектов. Когда уплачиваются налоги и сборы, возникают налоговые отношения между государством в лице законодательных и административных органов, с одной стороны, и налогоплательщиком — с другой. Система регулирования налоговых отношений представляет собой совокупность законодательных и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормативные акты: федеральные законы, законы и акты субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативные акты и акты местного самоуправления.
Основным законодательным актом, регулирующим налоговые отношения, является Налоговый кодекс Российской Федерации. Он состоит из двух частей. Перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, рассматривается в статьях 13-15 первой части Налогового кодекса Российской Федерации .
Для каждого налога и специального налогового режима отдельная глава присваивается во второй части Налогового кодекса . Также в отдельной главе рассматривается порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Порядок исчисления и уплаты пошлин за использование животного мира и использование водных биологических ресурсов также описан в отдельной главе Налогового кодекса. Правовые отношения, влияющие на другие налоги и сборы на территории Российской Федерации, рассматриваются в специальных федеральных законах, которые, в свою очередь, не противоречат информации, содержащейся в Налоговом кодексе. Налоговый кодекс Российской Федерации является законодательным актом прямого действия, т.е. все федеральные законы о налогах и сборах должны приниматься в соответствии с Налоговым кодексом. Порядок применения конкретного налогового законодательства определяется соответствующими нормативными актами.
Следует иметь в виду, что нормативные акты органов исполнительной власти не имеют права устанавливать или отменять налоговые обязательства. Их суть заключается в регулировании единых методов практической деятельности налогоплательщиков, налоговых агентов, органов управления, которые зависят от правильного и своевременного исчисления налогов и сборов.
Одним из основных нормативных документов, регулирующих налоговые отношения, является Бюджетный кодекс Российской Федерации и законы Российской Федерации о федеральном бюджете на соответствующие годы. Они утверждают нормы распределения налогов на каждом уровне бюджетной системы.
В некоторых случаях Правительство Российской Федерации устанавливает ставки таможенных пошлин, которые, в свою очередь, определяют стандарты затрат и различные перечни, применимые к налогообложению, а также решают другие вопросы налоговых отношений в соответствии с указаниями Президента Российской Федерации и в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством.
В случае, если акты Министерства финансов прошли установленную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и имеют нормативное значение, они также вправе разъяснять и толковать порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. Акты Министерства финансов, не зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации, определяют порядок функционирования налоговых органов, дают рекомендации по применению налогового законодательства, разрабатывают и корректируют методы расчета и порядок применения законов, правила и т.д. .
Помимо законодательства Российской Федерации налоговые отношения также регулируются международными договорами, в частности договорами об избежании двойного налогообложения. В случае, если в международном договоре Российской Федерации, в котором содержатся положения о налогах и сборах, установлены иные правила и положения, чем в российском налоговом законодательстве и нормативных правовых актах, следует полагаться на нормы и правила международных договоров Российской Федерации.
Аудит и учет налогов и сборов также осуществляются в соответствии с требованиями нормативных документов, которые, в свою очередь, имеют другой статус. Например, некоторые из них являются обязательными, а другие носят рекомендательный характер.
К нормативным документам, регулирующим аудит и учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, относятся:
— Налоговый кодекс Российской Федерации ;
— Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ . Этот закон определяет основные понятия и терминологию бухгалтерского учета, основы регулирования и учета в организации, а также общий порядок составления бухгалтерской отчетности;
— Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» . Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности;
— Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации , в котором определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности, а также взаимоотношения организаций с внутренними и внешними потребителями учетной информации, в том числе государственной;
— Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н (ред. от 20.11.2018) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 . Определяет основу для организации учета расчетов по налогу на прибыль организаций;
— Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 ;
— Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н (ред. от 06.04.2015) Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 ;
— Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению . Наличие единого плана счетов является обязательным условием для получения обобщенных показателей по шкале отдельных отраслей, объединений субъектов хозяйствования и национальной экономики в целом. Для учета расчетов по налогам и сборам в плане счетов предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Нормативные документы также включают рабочие документы организации, которые формируют ее учетную политику в методологическом, техническом и организационном аспектах. Учетная политика предприятия должна быть утверждена приказом руководителя организации и содержать разделы по организации бухгалтерского и налогового учета.
Согласно учетной политике по налоговому учету на предприятии проводят формирование налоговой базы, ведение регистров налогового учета, составление налоговой отчетности по налогам. Формирование налоговой базы, составление налоговой отчетности, ведение налоговых регистров, уплата налогов и сборов осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации .
Таким образом, аудит и учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии регламентируется различными нормативно-правовыми документами. Основными документами являются Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Еще раз подчеркну, что учетная политика в настоящее время является основным документом бухгалтерского учета в организациях. При этом действующее законодательство достаточно гибко подходит к регулированию правил формирования учетной политики — в большинстве случаев организациям предоставляется право выбора порядка отражения информации в бухгалтерском учете. В связи с этим формирование учетной политики должно происходить на основании профессионального суждения бухгалтера о целесообразности и эффективности выбора той или иной модели учетной политики.
1.3 Методические аспекты проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами представлена подтверждением правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления налогов, сборов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды .
Задачами аудита и учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами считаются:
— своевременный расчет налоговой базы для перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
— правильное оформление документов на операции по перечислению налогов в бюджеты всех уровней, а также внебюджетные фонды;
— учет постоянных, временных разниц и постоянных налоговых обязательств .
По каждому виду расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами аудитор должен проверить ряд элементов, представленных:
— состоянием внутреннего контроля этих расчетов (через проведение тестирования);
— правильным определением налоговой базы (при помощи использования методов контроля, представленных: отслеживанием, сканированием, сверкой документов и учетных регистров);
— правильным применением налоговых ставок, сборов и платежей (за счет отслеживания, пересчета);
— правильным применением льгот при исчислении и уплате налогов (при помощи отслеживания, сверки с нормативными материалами, изучения характеристик предприятия и тому подобное);
— правильностью отнесения к вычету НДС из бюджета за приобретенные ресурсы (за счет отслеживания, изучения первичных документов, пересчета арифметических данных);
— полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей, правильностью налоговой отчетности (за счет проведения проверки платежных документов, налоговых расчетов и тому подобное);
— правильностью оформления первичных платежных и расчетных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей (при помощи сканирования, сверки информации, полученной из различных учетных регистров) .
Следующие документы служат источниками информации для аудита расчетов с бюджетами и внебюджетными фондами:
1) учетная политика организации для целей налогообложения. В соответствии с требованиями ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации каждая организация должна самостоятельно организовать систему налогового учета, основанную на принципе последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применения из одного налогового периода в другой. Данные налогового учета должны отражать: порядок формирования сумм доходов и расходов; определение доли расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; определение суммы задолженности по расчетам с налоговым бюджетом; порядок формирования сумм созданных резервов ;
2) первичные документы. Все хозяйственные операции должны быть документированы, на основании этих документов ведется бухгалтерский учет ;
3) регистры бухгалтерского и налогового учета. Они предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, принимаемых к бухгалтерскому учету, а также для отражения на счетах бухгалтерского учета и финансовой отчетности ;
4) бухгалтерская и налоговая отчетность. На основании статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации обязаны составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность. Организации при составлении бухгалтерской отчетности используют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» , если иные формы не установлены федеральными или отраслевыми стандартами бухгалтерского учета.
5) акты проверок контролирующих органов. Налоговые органы следят за соблюдением законодательства о налогах и сборах, проверяют полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, проверяют правильность исчисления налогов. Налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту акт налоговой проверки и решение налогового органа, налоговые уведомления и требования по уплате налога ;
6) материалы проверок, акты и заключения экспертиз;
7) налоговые расчеты, налоговые декларации .
При начале проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами аудитор должен помнить, что налоговая база, ставки и другие параметры налогообложения в предыдущем периоде могут измениться, в результате чего необходимо использовать нормативные документы, которые должны учитывать все актуальные изменения и дополнения .
Учитывая нестабильность налогового законодательства Российской Федерации, аудитор на этапе предварительной стадии проверки должен выяснить, какие налоги должен уплачивать проверяемый объект, насколько полно он выполняет свои обязательства и какие нормативные документы он использует при расчете. Также необходимо ознакомиться с результатами предыдущих налоговых проверок предприятия налоговыми органами. Это позволит уточнить характер ошибок, если они были допущены в бухгалтерском учете в предыдущем отчетном периоде, и наметить объекты для углубленного контроля .
Детальный аудит требует расчетов с бюджетом по НДС, акцизам, налогам, сборам во внебюджетные государственные фонды. Именно эти налоги составляют основную часть платежей предприятий в бюджет, а также финансовые санкции (штрафы, пени и т.д.) за нарушение налогового законодательства. Если предприятие является участником внешнеэкономической деятельности, то налогообложение экспортно-импортных операций должно подвергаться углубленному анализу .
Таким образом, аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами имеет особое значение, поскольку он определяет полноту выполнения обязательств хозяйствующего субъекта перед государством.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВЕНТ КОМПЛЕКС»
2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Вент Комплекс»
ООО «Вент Комплекс» является официальным лицензированным представителем крупных производственных предприятий Удмуртской Республики, Пермского края и Свердловской области по комплексному оснащению вентиляционно-отопительным оборудованием. ООО «Вент Комплекс» действует с 2017 года.
Организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью. Полное фирменное наименование: общество с ограниченной ответственностью «Производственная компания Венткомплекс». Краткое фирменное наименование: ООО «Вент Комплекс».
Генеральный директор — Симанов Иван Валериянович.
Реквизиты компании:
ИНН 1837017925
ОГРН 1181832003979
КПП 183701001
ОКАТО 94420000000
ОКПО 25304988
ОКТМО 94720000001
Юридический адрес: город 427629, республика Удмуртская, город Глазов, улица Куйбышева, дом 77 строение 1, кабинет 111.
Миссия компании — это комплексное оснащение вентиляционно-отопительным оборудованием строящихся зданий и сооружений, промышленных, социальных, спортивных, сельскохозяйственных объектов на территории Российской Федерации и стран СНГ.
На все виды работ имеются соответствующие допуски и лицензии.
ООО «Вент Комплекс» имеет огромный опыт работы в области вентиляции и выполняет весь комплекс работ по проектированию, поставке, монтажу и гарантийному обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования воздуха в бытовых, офисных и промышленных помещениях.
Основной вид деятельности по ОКВЭД 46.69 — Торговля оптовая прочими машинами и оборудованием.
Финансово-хозяйственная деятельность ООО «Вент Комплекс» основана на действующих законодательных актах на территории Российской Федерации: Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон 402-ФЗ, а также на основании решений, принятых Правительством Российской Федерации о переходе на новые методы бухгалтерского учета.
ООО «Вент Комплекс» является официальным партнером ведущих европейских и российских производителей климатического оборудования. Кроме того, ООО «Вент Комплекс» имеет собственное производство вентиляционного оборудования из импортных комплектующих, что позволяют вести гибкую ценовую политику. Монтажные работы производят высококвалифицированные специалисты ООО «Вент Комплекс», которые имеют опыт успешной реализации сложнейших проектных решений. Все они прошли обучение у фирм-производителей и являются истинными профессионалами своего дела. В настоящий момент можно говорить о том, что все новейшие технологии в области обеспечения зданий инженерными системами были реализованы специалистами ООО «Вент Комплекс». Технические специалисты постоянно повышают свою квалификацию и шагают в ногу со временем в области своей профессиональной компетенции.
Сервисная служба ООО «Вент Комплекс» обладает всеми необходимыми ресурсами (техническое оснащение, информационное обеспечение, квалифицированный персонал) как для своевременного планового обслуживания систем, так и для оперативного устранения непредвиденных неполадок.
Коллектив ООО «Вент Комплекс» состоит более чем из ста пятидесяти специалистов, многолетний опыт которых передается из поколения в поколение. Наличие современного оборудования позволяет выполнять проекты в кратчайшие сроки и на уровне мировых стандартов.
За время своего развития ООО «Вент Комплекс» превратилась в организацию, способную решать не только задачи отопления зданий, вентиляции и кондиционирования воздуха, но также закрывать полный спектр задач, связанных с обеспечением зданий комплексом полноценно функционирующих инженерных систем.
Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1.
Рисунок 2.1 — Организационная структура ООО «Вент Комплекс»
Организационная структура ООО «Вент Комплекс» линейно-функциональная.
Линейно-функциональная структура реализует принцип единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними и рационального сочетания централизации и децентрализации. При такой структуре управления всю полноту власти на предприятии берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив.
Руководитель ООО «Вент Комплекс» – генеральный директор — осуществляет общее руководство производственным процессом и принятием решений по всем вопросам, связанным с его обеспечением, заключает договоры, принимает решения о приеме новых сотрудников.
Преимущества линейно-функциональной организационной структуры управления:
— четкое разделение обязанностей при управлении звеньями структуры организации;
— руководитель, находящийся во главе иерархии, всегда принимает компетентные решения, так как они формируются на основе объективного анализа деятельности всех подразделений;
— линейно-функциональный принцип управления гарантирует стабильность предприятия или проекта в долгосрочной перспективе;
— быстрые результаты при организации новых производственных процессов, при взятии за перспективные разработки информационных продуктов;
— уменьшение потребляемых ресурсов в производственных процессах, снижение трудозатрат на всех ступеньках управления.
Проведем анализ экономических показателей ООО «Вент Комплекс». Анализ бухгалтерского баланса ООО «Вент Комплекс» представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1- Анализ бухгалтерского баланса ООО «Вент Комплекс», млн. руб.
Показатели | 2017 | 2018 | Изменение | ||||
млн. руб. | % к валюте баланса | млн. руб. | % к валюте баланса | млн. руб. | % | ||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | |||||||
Основные средства | 16718 | 24,71 | 16800 | 17,71 | +82 | +0,4 | |
Прочие внеоборотные активы | 6526 | 9,65 | 17122 | 18,04 | +10596 | +162,3 | |
ИТОГО по разделу I | 23244 | 34,36 | 33922 | 35,75 | +10678 | +45,9 | |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | |||||||
Запасы | 5266 | 7,78 | 12054 | 12,70 | +6788 | +128,9 | |
Дебиторская задолженность | 9081 | 13,42 | 8653 | 9,12 | -428 | -4,8
| |
Продолжение таблицы 2.1 | |||||||
Краткосрочные финансовые вложения | 288 | 0,43 | 9970 | 10,51 | +9682 | +2461,8 | |
Денежные средства | 18525 | 27,38 | 18714 | 19,72 | +189 | +1,02 | |
Прочие оборотные активы | 11243 | 16,62 | 11576 | 12,20 | +333 | +2,9 | |
ИТОГО по разделу II | 44403 | 65,64 | 60967 | 64,25 | +16564 | +37,3 | |
ИГОГО ПО БАЛАНСУ | 67647 | 100 | 94889 | 100 | +27242 | +40,2 | |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ | |||||||
Уставной капитал | 9455 | 13,98 | 9954 | 10,49 | +499 | +5,2 | |
ИТОГО по разделу III | 9455 | 13,98 | 9954 | 10,49 | +499 | +5,2 | |
IV. ДОЛГОСРОЧНАЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | |||||||
Займы и кредиты | 52967 | 78,30 | 69256 | 72,99 | +16289 | +30,7 | |
ИТОГО по разделу IV | 52967 | 78,30 | 69256 | 72,99 | +16289 | +30,7 | |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | |||||||
Займы и кредиты | — | — | 1500 | 1,58 | +1500 | +100 | |
Кредиторская задолженность | 5225 | 7,72 | 14179 | 14,94 | +8954 | +171,3 | |
ИТОГО по разделу V | 5225 | 7,72 | 15679 | 16,52 | +10454 | +200,07 | |
ИГОГО ПО БАЛАНСУ | 67647 | 100 | 94889 | 100 | +27242 | +40,3 |
По результатам анализа бухгалтерского баланса ООО «Вент Комплекс» пришли к следующим выводам.
Активы компании ООО «Вент Комплекс» возросли в течении анализируемого периода. Так, в 2017 году этот показатель составлял 67647 млн. руб. В 2018 году активы компании выросли на 27242 млн. руб. или на 40,2% и составили 94889 млн. руб. Произошло это, главным образом, из-за роста внеоборотных активов компании в 2018 году на 10678 млн. руб. или на 45,9% и оборотных активов на 16564 млн. руб. или на 37,3%. А именно, в 2018 году произошел рост основных средств компании на 82 млн. руб. или на 0,4%; прочих внеоборотных активов на 10596 млн. руб. или на 162,3%; запасов на 6788 млн. руб. или на 128,9%; краткосрочных финансовых вложений на 9682 млн. руб. или на 2461,8%; денежных средств 189 млн. руб. на 1,02%; прочих оборотных активов на 333 млн. руб. или на 2,9%. Дебиторская задолженность ООО «Вент Комплекс» в течении анализируемого периода снизилась на 428 млн. руб. или на 4,8%.
Пассивы компании ООО «Вент Комплекс» также возросли в течении анализируемого периода. Так, в 2017 году этот показатель составлял 67647 млн. руб. В 2018 году пассивы компании выросли на 27242 млн. руб. или на 40,2% и составили 94889 млн. руб. Произошло это, главным образом, из-за роста капитала и резервов компании в 2018 году на 499 млн. руб. или на 5,2%; долгосрочных обязательств компании на 16289 млн. руб. или на 30,7% и краткосрочных обязательств на 10454 млн. руб. или на 200,07%. А именно, в течении отчетного 2018 года произошел рост уставного капитала компании на 499 млн. руб. или на 5,2%; долгосрочных займов и кредитов на 16289 млн. руб. или на 30,7%; краткосрочных займов и кредитов на 1500 млн. руб. или на 100%; кредиторской задолженности компании на 8954 млн. руб. или на 171,3%.
Динамика показателей бухгалтерского баланса ООО «Вент Комплекс» за 2017-2018 года представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 — Динамика показателей бухгалтерского баланса ООО «Вент Комплекс», млн. руб.
Проведем анализ показателей отчета о финансовых результатах ООО «Вент Комплекс». Анализ отчета о финансовых результатах ООО «Вент Комплекс» представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2 — Анализ отчета о финансовых результатах ООО «Вент Комплекс», млн. руб.
Согласно приведенным данным пришли к следующим выводам. В качестве положительного момента можно отметить снижение себестоимости услуг ООО «Вент Комплекс» в 2018 году на 36,07 млн. руб. или на 88,7%.
В качестве отрицательного момента деятельности компании ООО «Вент Комплекс» можно отметить снижение всех показателей финансовых результатов деятельности. Так, в 2018 году в сравнении с 2017 годом произошло снижение выручки на предприятии ООО «Вент Комплекс» на 151,685 млн. рублей или на 61,64%, и она составила 126,88 млн. руб. Показатель валовой прибыли составил в 2018 году 120,88 млн. рублей, что на 117,015 или на 49,2% меньше, чем в 2017. Показатель прибыли до налогообложения снизился на 4876 млн. рублей или 49,2%, что может говорить о неэффективной политики реализации услуг. Показатель чистой прибыли упал на 166,47 млн. рублей или на 82,4% из-за снижения выручки от продаж — это отрицательный момент в развитии организации. Прочие доходы резко снизились на 896,12 млн. руб. или на 20,7%.
Прочие расходы компании также снизились в 2018 году на 4,208 млн. руб. или на 3,5% в сравнении с 2017 годом. Коммерческие расходы выросли на 1,066 млн. руб. или на 13,1%. Управленческие расходы упали на 8,385 млн. рублей или на 20,1% в сравнении с 2017 годом.
Отметим, что показатель темпа роста выручки меньше, чем показатель темпа роста себестоимости, что может свидетельствовать о нерациональном и неэффективном использовании потенциала компании.
Динамику показателей отчета о финансовых результатах ООО «Вент Комплекс» представим на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 — Динамика показателей отчета о финансовых результатах ООО «Вент Комплекс», млн. руб.
Таким образом, ООО «Вент Комплекс» является предприятием по комплексному оснащению вентиляционно-отопительным оборудованием. ООО «Вент Комплекс» действует с 2017 года. Положение на рынке стабильное, однако наблюдается ухудшение финансовых результатов деятельности компании в течении исследуемого периода. Так, в 2018 году в сравнении с 2017 годом произошло снижение выручки на предприятии ООО «Вент Комплекс» на 151,685 млн. рублей или на 61,64%, и она составила 126,88 млн. руб. Показатель валовой прибыли компании составил в 2018 году 120,88 млн. рублей, что на 117,015 или на 49,2% меньше, чем в 2017. Показатель чистой прибыли в 2018 году упал на 166,47 млн. рублей или на 82,4% из-за снижения выручки от продаж — это отрицательный момент в развитии организации. Отметим, что показатель темпа роста выручки меньше, чем показатель темпа роста себестоимости, что может свидетельствовать о нерациональном и неэффективном использовании финансового и трудового потенциала компании. В качестве положительного момента можно отметить снижение себестоимости услуг ООО «Вент Комплекс» в 2018 году на 36,07 млн. руб. или на 88,7%.
2.2 Планирование аудита и учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Бухгалтерский учет и аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Вент Комплекс» ведет бухгалтерия во главе с главным бухгалтером, который назначается директором и отчитывается непосредственно перед ним.
В бухгалтерии ООО «Вент Комплекс» работают шесть человек, 1 главный бухгалтер и пять подчиненных бухгалтеров. Бухгалтерский учет и аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами ведется в соответствии с учетной политикой, которая является внутренним законодательством организации, что необходимо для устранения пробелов, неясностей и противоречий в действующем законодательстве.
Учетная политика ООО «Вент Комплекс» разработана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по бухгалтерскому учету и аудиту, а также особенностями хозяйственной деятельности исследуемой компании.
Учет расчетов с бюджетом ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», по кредиту которого производится начисление, а по дебету – погашение задолженности перед бюджетом по налогам и сборам. ООО «Вент Комплекс» применяет упрощенную систему налогообложения (УСН 15%) и платит следующие налоги: налог на прибыль организаций по ставке 15%; НДС по ставке 20%; налог на имущество организаций по ставке до 2,2%; налоги и платежи за работников платятся со всех доходов, выплачиваемых своим сотрудникам (в том числе работающим на гражданско-правовой основе), удерживается НДФЛ, а также перечисляются страховые взносы во внебюджетные фонды. Счет 68 имеет открытые субсчета: 68-1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг»; 68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, продукции, работ, услуг»; 68-3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)»; 68-4 «Налоги на доходы физических лиц»; 68-5 «Прочие налоги, сборы и отчисления». На основе данных учета и «Журнала хозяйственных операций» рассмотрим операции, связанные с расчетами по налогам и сборам.
Приведем примеры расчетов с бюджетом в ООО «Вент Комплекс». Начисление налога на прибыль и авансовых платежей по нему в налоговом учете ООО «Вент Комплекс» отражается проводкой Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» — Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на прибыль». Налог на прибыль считается нарастающим итогом. Следовательно, при начислении платежа за очередной отчетный период указывается не вся сумма аванса, а разница между суммой, начисленной за текущий отчетный период и предыдущий. То есть данные из раздела 1 Декларации по налогу на прибыль.
Уплата налога на прибыль ООО «Вент Комплекс» в бюджет отражается проводкой: Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Налог на прибыль». Кредит счета 51 «Расчетные счета». В 2018 году сумма прибыли ООО «Вент Комплекс» составляет 120,88 млн. руб. (1 квартал – 20 млн. руб.; 2 квартал – 35 млн. руб.; 3 квартал – 26 млн. руб.; 4 квартал – 39,88 млн. руб.). Сумма начисленного аванса ООО «Вент Комплекс» за I квартал 2019 года составляет 3 млн. руб., за полугодие 2019 года – 8,25 млн. руб., за 9 месяцев 2019 года – 12,15 млн. руб., а сумма налога по итогам 2019 года – 18,2 млн. руб. (эти данные отражаются в строке 180 декларации по налогу на прибыль за соответствующий период).
В ООО «Вент Комплекс» сделаны записи, представленные в таблице 2.3.
Таблица 2.3 — Отражение в налоговом учете ООО «Вент Комплекс» расчетов по налогу на прибыль
Предприятие ООО «Вент Комплекс» удерживает налог на доход физлиц с показателя зарплаты сотрудника при фактическом получении доходов и перечисляет сумма налогов в день, следующий за днем выплат сотруднику зарплаты. Для начисления НДФЛ, в налоговом учете ООО «Вент Комплекс» применяют счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», открыв к нему соответствующий субсчет «Расчеты по НДФЛ». По кредиту счета отражаются начисления данного налога, а по дебету – его перечисление в бюджет. Для расчета НДФЛ работника предприятия, суммируют все полученные таким работником доходы. При наличии основания для применения налоговых вычетов – рассчитывается разница между налогооблагаемым доходом и суммой налоговых вычетов. Расчет НДФЛ осуществляется путем произведения полученной разницы на ставку НДФЛ.
В налоговом учете ООО «Вент Комплекс» будут сделаны записи, представленные в таблице 2.4.
Таблица 2.4 — Отражение в налоговом учете ООО «Вент Комплекс» расчетов по НДФЛ
ООО «Вент Комплекс» для отражения операций по продаже используется счет 90. В учете будут сделаны записи, представленные в таблице 2.5.
Таблица 2.5 — Отражение в налоговом учете ООО «Вент Комплекс» расчетов по НДС
Для учета расчетов с внебюджетными фондами в ООО «Вент Комплекс» используют счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Данный счет предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации. К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» открываются следующие субсчета: 69 – 1 «Расчеты по социальному страхованию»; 69 – 2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»; 69 – 3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».
Рассмотрим пример учета расчетов с внебюджетными фондами в ООО «Вент Комплекс» (учет страховых взносов). Сотрудник ООО «Вент Комплекс» получает в месяц зарплату в размере 24 млн. руб. Сотрудник предоставил больничный лист на сумму 1,12 млн. руб. (из них за счет работодателя 0,46 млн. руб., за счет ФСС – 0,66 млн. руб.).
В учете ООО «Вент Комплекс» будут сделаны записи, представленные в таблице 2.6.
Таблица 2.6 — Отражение в учете расчетов с внебюджетными фондами в ООО «Вент Комплекс» страховых взносов
В организации ООО «Вент Комплекс», сотрудниками отдела внутреннего аудита проводится процедура планирования аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
На рисунке 2.4 представим основные этапы при планировании аудита в ООО «Вент Комплекс».
Рисунок 2.4 – Этапы планирования аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Вент Комплекс»
Как показано на рисунке выше, первостепенной задачей является определение целей аудита. Из понимания специфики деятельности ООО «Вент Комплекс», а также долгосрочных планов организации, можно сделать вывод о стремлении руководства поддерживать систему внутреннего контроля на высоком уровне. Это подтверждает наличие нового структурного подразделения с 2018 года – отдела внутреннего аудита. С помощью отдела внутреннего аудита, ООО «Вент Комплекс» осуществляет промежуточные проверки участков бухгалтерии, осуществляет экспертную оценку систем внутреннего контроля, а также способствует разработке дальнейшей стратегии и способов улучшения деятельности.
Основная цель аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Вент Комплекс» – выразить компетентное мнение о соответствии расчетов с бюджетной системе действующего законодательства РФ, Налоговому Кодексу и нормативно-правовым актам в отношении бухгалтерского учета и отчетности.
Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами ООО «Вент Комплекс» — это экспертная оценка организации бухгалтерского учета по счетам, расчет фактических сумм уплаченных налогов и взносов, проверка корректности расчета налогооблагаемой прибыли, а также подтверждении достоверности данных с помощью процедур сверки с внешними источниками.
Для подтверждения первичной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета на основе полученной информации в ООО «Вент Комплекс» заполняется разработанный тест. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля представлена в приложении 3 и 4 соответственно.
Процедура оценки рисков при проведении аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами выполняется на основании деятельности ООО «Вент Комплекс», ее систем внутреннего контроля. Риск в отношении расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами специалистами ООО «Вент Комплекс» был оценен как низкий. Для определения данного уровня используется процедура под названием «Оценка налоговых рисков». Детальный перечень вопросов представлен в приложении 5.
Оценка бухгалтерского учета: да – 9 из 18 (50%), нет – 50 %.
Оценка внутреннего контроля: да – 22 из 33 (67%), нет – 33 %.
То есть риск средств контроля составляет 33% или 0,33.
До начала проведения аудиторских процедур в отношении расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, необходимо рассчитать уровень риска аудиторской проверки. Уровень риска определяется на этапе планирования аудиторской проверки, но также может быть рассчитан в ходе выполнения аудиторских процедур.
В таблице 2.7 представлены показатели проведенной ранее оценки риска внутренних систем компании.
Таблица 2.7 — Расчет уровня риска ООО «Вент Комплекс»
ООО «Вент Комплекс» использует информационную систему, поддерживающую бухгалтерский учет и аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, которая представлена электронными таблицами, такая информационная система имеет ряд существенных недостатков.
Недостатки информационной системы, поддерживающей документальное оформление бухгалтерского учета и аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами представлены: низкой оперативностью, при процессах отражения данных и формирования отчетностей; незащищенностью от сбоя; проблемой двойного ввода информации.
Таким образом, система бухгалтерского учета и аудита в ООО «Вент Комплекс» может быть идентифицирована как надежная. Величина аудиторского риска равна 5%. Исходя из этого, коэффициент надежности аудиторской проверки в ООО «Вент Комплекс» равен 95%. Недостатки бухгалтерского учета и аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами представлены: низкой оперативностью информационной системы, поддерживающей учет и аудит, при процессах отражения данных и формирования отчетностей; незащищенностью от сбоя; проблемой двойного ввода информации.
2.3 Аудиторская проверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами очень важны для ООО «Вент Комплекс». Аудиторские проверки этих расчетов в ООО «Вент Комплекс» проводятся регулярно.
Целью аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Вент Комплекс» является установление объективной истины относительно достоверности, объективности, правдивости и законности отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами и донесение этой истины через аудиторское заключение к пользователям информации.
В ООО «Вент Комплекс» аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами проводится ежегодно.
При осуществлении аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Вент Комплекс» аудитору необходимо:
— оценивать состояние по внутреннему контролю за процессом движения расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
— по результатам оценки состояния по внутреннему контролю устанавливать методы организации аудита: сплошные, выборочные или комбинированные проверки и устанавливать наличие необходимости по проведению фактических контрольных проверок;
— проверять по выбранным методам расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
— обеспечить порядок по хранению документации;
— обеспечить контроль за выписками;
— соблюдать порядок по документальному оформлению расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
— обеспечивать своевременность по погашению задолженности, связанной с расчетами с бюджетом и внебюджетными фондами;
— проверять состояние по учету расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
— применять регистраторы расчетных операций.
Тестирование внутреннего контроля операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Вент Комплекс» должно дать информацию (или опровергнуть ее) о том, что:
весь ряд несовместимых обязанностей распределен;
весь ряд операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами осуществляется согласно действующему законодательству;
процесс погашения задолженностей, связанных с расчетами с бюджетом и внебюджетными фондами обеспечен должным образом;
весь ряд операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами должным образом контролируется.
С этой целью аудиторы изучают ряд следующих вопросов:
— присутствует ли в ООО «Вент Комплекс» отлаженная система по проведению внезапной проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами с процессом полного пересчета;
— присутствует ли в компании приказ директора, устанавливающий даты периодичности проверки;
— имеются ли признаки формального проведения проверок расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами: назначена ли комиссия по вопросам проведения проверки одних и тех же лиц, отсутствуют ли рабочие записи комиссии, проводятся ли проверки на отчетную дату, когда ответственные лица знают о них и заранее готовятся;
— предоставляется ли ряд прав подписи документов ряду других лиц, кроме главного бухгалтера и директора ООО «Вент Комплекс»;
— проводятся ли проверки по погашению задолженности, связанной с расчетами с бюджетом и внебюджетными фондами в процессе смены (увольнения) ответственного бухгалтера;
— несут ли ответственность за процесс соблюдения порядка по ведению учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами директор, главный бухгалтер.
После оценки системы по контролю в ООО «Вент Комплекс», аудиторы переходят к процессу планирования аудита. По составленным программам проводят аудиторские проверки.
В процессе проведения проверки аудиторы используют ряд различных аудиторских процедур, включая опросы.
Сплошная проверка проводится по приказу директора ООО «Вент Комплекс».
Аудит операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами ООО «Вент Комплекс» осуществляется сплошным способом отдельно по каждому счету. Особое внимание уделяется текущим счетам.
В первую очередь в ООО «Вент Комплекс» проверяется правильность расчетов и фиксируется информация в рабочих документах по приведенным образцам.
На следующем этапе в ООО «Вент Комплекс» проводится формальная документальная проверка отображения операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами. Такая проверка проводится выборочно. Аудитор самостоятельно устанавливает выборку документов для формальной проверки.
При проведении аудита в ООО «Вент Комплекс» устанавливают соответствие совершенных операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами действующему законодательству.
В отличие от контролирующих органов, внутренний аудитор соблюдает принцип конфиденциальности, все установленные нарушения фиксирует в отчете руководству ООО «Вент Комплекс» и, при необходимости, в аналитической части аудиторского заключения, но не разглашает информации и не сообщает в налоговые органы.
Аудитор сообщает ООО «Вент Комплекс» о возможных взысканиях за выявленные нарушения и помогает их устранить.
Также важным этапом аудита ООО «Вент Комплекс» является проверка полноты и своевременности погашения задолженности, связанной с операциями по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами, перечисление налогов в бюджет и других обязательных платежей во внебюджетные фонды.
При проведении аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами аудитор изучает информацию, отраженную на используемых счетах.
Следующим этапом аудита является проверка правильности ведения аналитического и синтетического учета по каждому виду расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Аудитор устанавливает подтверждения каждой операции, которая отражена в выписке из лицевого счета в банке, первичными документами. Такая взаимопроверка должно сочетаться с контролем по банковским документам сути проведенных операций.
В процессе проверки аудитор обращает особое внимание на правильность оформления первичных документов, ответственность названия платежа фактически проведенной операции, а также на приложения к первичным документам и договоры, положения и т.п.
В результате выявления ошибок аудитор составляется ведомость неправильных бухгалтерских проводок по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами, далее рассчитываются штрафные санкции по несвоевременно возвращенным суммам и выявляются отклонения в налоговом учете.
Таким образом, аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами очень важен для ООО «Вент Комплекс». Аудиторские проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Вент Комплекс» проводятся регулярно. Целью аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Вент Комплекс» является установление объективной истины относительно достоверности, объективности, правдивости и законности отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами и донесение этой истины через аудиторское заключение к пользователям информации. В результате выявления ошибок аудитор составляется ведомость неправильных бухгалтерских проводок по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами, далее рассчитываются штрафные санкции по несвоевременно возвращенным суммам и выявляются отклонения в налоговом учете.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф