1.2.4. Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации
Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации [2].
На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность[2]:
- целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
- конфиденциальность информации;
- доступность информации для всех авторизованных пользователей.
В организации имеются следующие нормативно-правовые и организационно-распорядительные документы, направленные на обеспечение информационной безопасности и защиты информации:
Инструкции для сотрудников компании, имеющих доступ к информации, являющейся коммерческой тайной.
2.Инструкция, для сотрудников, имеющих доступ к программному обеспечению.
Данные документы рассчитаны на сотрудников, у которых должностные обязанности, имеют отношение к использованию компьютеров, они идентифицируют права, полномочия, обязанности и их ответственность.
Для защиты компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.) используется антивирусное программное обеспечение NOD32.
Требования к информационной безопасности разрабатываемой информационной системе: система должна иметь функционал разграничения доступа согласно должностным обязанностям сотрудников, исключать утечки конфиденциальной информации.
1.3. Анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»
1.3.1. Анализ существующих разработок для автоматизации задачи
Выбор информационных систем для внедрения в деятельность специалистов организаций должен учитывать факторы:
- экономические;
- технологические;
- пользовательские;
- соответствие существующей системной архитектуре;
- соответствие стандартам информационной безопасности при функционировании ИС.
Рассмотрим влияние данных факторов более подробно.
Экономические факторы.
Внедрение той или иной информационной технологии в деятельность специалистов должно быть оправдано экономически [11].
Так, в процессе анализа предметной области необходимо провести хронометраж работы специалистов, оценить, сколько времени они тратят на выполнение той или иной технологической операции и насколько это критично для деятельности организации. Особенно критичен, например, фактор времени обслуживания клиентов. В случае, когда продолжительность обслуживания является достаточно длительной, возникают риски потерь в клиентской базе и, как следствие, прямых убытков организации. Также в условиях, когда выполнение технологических операций является достаточно длительным, возникает необходимость в дополнительных штатных единицах, что означает прямые затраты организации.
Таким образом, при внедрении информационных систем необходимо оценить, насколько будут снижены затраты на выполнение технологических операций. На основании полученных данных вычисляется возможная годовая экономия фонда заработной платы. Также в рамках оценки экономического эффекта проводится оценка косвенных факторов — рост клиентской базы, новые возможности, предоставляемые информационной системой, а также возможность экономии за счет оптимизации ИТ-инфраструктуры.
Полученные оценочные значения необходимо соотнести со стоимостью приобретения и обслуживания информационной системы. В случае, когда стоимость внедряемой системы превышает экономический эффект от ее внедрения, проект автоматизации отклоняется [16].
Технологические факторы.
В рамках анализа предметной области необходимо провести анализ бизнес — процессов технологии работы специалистов предприятия, определить «узкие места» существующей системы. Необходимо провести анализ циркуляции информационных потоков в существующей и модернизируемой системах [5].
Далее необходимо определить, насколько внедряемое программное решение соответствует технологии работы организации. В случае достаточного соответствия проект автоматизации принимается. Также следует рассмотреть, присутствует ли во внедряемой программной системе неиспользуемый функционал и, по мере возможности, его минимизировать. Например, в случае автоматизации предприятия торговли можно использовать как универсальные решения автоматизации торговли вообще, так и отраслевые решения автоматизации той отрасли торговли, в которой работает предприятие [5].
Пользовательские факторы.
Данные факторы предполагают необходимость учета порядка разработки, внедрения и сопровождения системы.
Необходимо учитывать следующие факторы [17]:
- удобство пользовательского интерфейса в т. ч. по параметрам быстродействия;
- порядок получения обновлений в системе, как в случае обнаружения ошибок, так и в случае изменения технологии работы специалистов;
- порядок организации службы поддержки (от ИТ-специалистов на местах до возможности прямого выезда специалиста фирмы-разработчика).
Фактор соответствия существующей системной архитектуре.
Внедряемое программное решение должно соответствовать существующей архитектуре автоматизированной информационной системы предприятия.
При приобретении программного решения необходимо учитывать следующие факторы [8]:
- Соответствие аппаратным требованиям (таким как частота процессора, объем оперативной памяти, свободное место на жестких дисках и др.).
- Соответствие сетевой архитектуре (возможность работы с имеющейся сетевой операционной системой, операционными системами на рабочих станциях пользователей). В случае необходимости установки дополнительных системных утилит их поставка должна осуществляться в комплекте с внедряемым ПО.
- Учет требований к СУБД (используются имеющиеся у клиента средства, либо СУБД поставляются поставщиком).
Фактор соответствия требованиям информационной безопасности.
Требования информационной безопасности при внедрении прикладного решения должны учитываться в виде [8]:
- наличие системы разграничения доступа (например, на административный, гостевой и оперативный);
- наличие парольной защиты и регламентация использования паролей (сложность, периодичность смены и др.);
- экспертиза на наличие недокументированных возможностей;
- наличие требований к системным правам пользователя (необходимо ли обеспечивать права администратора на рабочей станции при функционировании системы);
- наличие системы автоматического резервного копирования и восстановления базы данных.
Таким образом, учет каждого и перечисленных факторов позволит подобрать программный продукт, оптимально соответствующий потребностям предприятия.
Специфика использования информационных систем в автоматизации продаж предполагает:
- необходимость работы с платежами, что предъявляет высокие требования к корректности функционала, так как ошибки в программном коде по учету платежей, принятых от клиентов, приводят к прямым потерям организации;
- необходимость реализации усиленных мер по обеспечению информационной безопасности;
- необходимость интеграции с платежными терминалами, фискальными регистраторами;
- наличие компоненты мониторинга товарных запасов;
- наличие компоненты взаимоотношений с клиентами (CRM), что предполагает работу с дисконтными картами, учет предоставляемых скидок, рассылку рекламных материалов;
- необходимость поддержки технологии работы с QR-кодами.
Таким образом, специфика работы информационных систем учета продаж связана с большим количеством взаимосвязанных подсистем, реализованных на различных платформах.
Специфика автоматизированных систем управления продажами включает в себя совокупность различных технологий: от учета проведения платежных операций до интегрированных CRM-решений.
CRM система (Customer Relationship Management System) — системы управления взаимоотношениями с клиентами [20]. Данная стратегия, предполагающая использование ИТ, используя которые организации, путем сбора данных о своих клиентах, используют ее в интересах бизнеса. Системы класса CRM являются корпоративными информационными системами, предназначенными для совместного функционирования всех подразделений компании в рамках их взаимодействия с клиентами компании.
CRM системы используются для повышения эффективности бизнес- процессов, направленных на работу с клиентской базой, что позволяет не только проводить привлечение и удержание клиентов, но и проводить отслеживание и координацию развития взаимоотношений с ними, а также осуществление управления процессом продаж, сделок, работы со счетами, а также самими специалистами по работе с клиентами [20].
CRM системы значительно повышают параметры эффективности работы подразделений организации, непосредственно взаимодействующих с клиентами (например, отделы по продажам, сайт, интернет-магазины, отделы маркетинга, отделы сервисного обслуживания, абонентские отделы, колл-центры). Внедрение CRM-технологий в организациях позитивно сказывается на функционировании не только отделов продаж, но и на почти всех ее подразделениях [20]. Таким образом, центром, ядром стратегии клиентоориентированности всей организации должны являться CRM системы. Следовательно, при внедрении системы необходима ее интеграция с существующими информационными системами предприятия.
К основным направлениям использования CRM-систем относятся вопросы [20]:
- Вопросы управления контактами.
- Использование Календарей и системы напоминаний.
- Технологии управления продажами.
- Вопросы управления маркетингом.
- Технологии проведения рассылок.
- Проведение анкетирований и опросов.
- Использование Баз знаний.
- Технологии моделирования и автоматизации бизнес-процессов.
- Воронки продаж.
- Проведение расширенной аналитики по маркетинговым компаниям.
- Технологии управления проектами (в том числе ресурсами).
- Возможности интеграции с колл-центрами и системами записи телефонных переговоров.
- Ведение истории взаимоотношений с Контактами (в т.ч. и с организациями-клиентами).
- Иерархия Контактов.
- Технологии по составлению заказов, история заказов.
- Вопросы составления контрактов / договоров.
- Технологии по управлению скидками в процессе составления коммерческих предложений.
- Вопросы управления потенциальными сделками.
- Вопросы управления процессом продажи.
- Оценка вероятности успешности сделок.
- Технологии закрепления клиентов за менеджерами по продажам.
- Вопросы управления рабочей деятельностью (звонками, встречами, делами).
- Технологии поддержки мобильных агентов.
- Вопросы индивидуального и коллективного планирования рабочей деятельности.
CRM-системы могут использоваться через внедрение универсальных решений, а также отраслевых программных систем.
Наиболее распространенными универсальными CRM-системами являются BPM online CRM, Microsoft Dynamics CRM, Oracle CRM OnDemand.
BPMonline CRM представляет собой прикладное SaaS CRM-решение, использующее платформу BPMonline. Разработчиком системы является компания Terrasoft. К возможностям системы BPM online относятся: технологии по управлению бизнес-процессами их проектированию, автоматизации, аналитике; управлению клиентской базой; планированию и управлению продажами; управлению маркетинговыми кампаниями; автоматизацией делопроизводства и документооборота; управления рабочим временем; контролем исполнения поручений; отслеживанием результатов работы и аналитики. Работа с данными BPM online CRM в off-line — режиме обеспечивается возможностями расширения BP Monline Outlook Connector.
Другая распространенная CRM-система — Microsoft Dynamics CRM представляет собой мощный инструмент, используемый для управления процессом взаимоотношениями с клиентами. Данное программное решение позволяет повысить продуктивность работы сотрудников внутри и вне организации и повышает эффективность взаимодействия отделов продаж, маркетинговых групп и подразделений, обслуживающих клиентов с использованием современных технологий, интегрированных в единую рабочую среду. Ключевыми результатами использования MicrosoftDynamics CRM являются: возможности снижения стоимостных характеристик продукции, привлечения новых клиентов, высокие качественные характеристики маркетинговых данных и возможности по анализу возвратов, связанных с маркетинговыми инвестициями, сокращение цикла и стоимости продаж, управлению воронками продаж, увеличению количества закрытых сделок, росту уровня продаж по существующей клиентской базе, снижению стоимости обслуживания клиентов, повышению степени их удовлетворенности и лояльности. Зачастую перед организациями актуальными становятся вопросы по автоматизации бизнес-процессов, не находящие отражения в стандартных ИТ- решениях, например, таких как ERP, CRM или отраслевых информационных системах.
Примерами данных процессов являются технологии по управлению дилерской сетью, работы с гражданами и организациями в государственных учреждениях, управлению корпоративным учебным процессом, взаимоотношениями между компаниями и соискателями в процессе подбора и отбора персонала, управлению взаимоотношениями с поставщиками и другие вопросы. ПО Microsoft Dynamics CRM позволяет провести настройку таких расширенных сценариев по управлению взаимоотношениями, или xRM, за счет большого количества штатных возможностей, расширенными возможностями по настройке объектов системы и связывающих бизнес-технологий.
Oracle CRM On Demand представляет собой систему управления взаимоотношениями с клиентами, доступ к которой производится в рамках модели ПО в форме услуги (SaaS). Oracle CRM On Demand дает возможности по управлению продажами, процессом сервисного обслуживания, проведению маркетинговых кампаний, предоставлению функций виртуального call-центра и хранилища данных, имеющего собственный встроенный аналитический инструментарий. В рамках работы системы проведена реализация свыше 50 шаблонов отчетов, которые позволяют получать данные в различных аналитических разрезах. Также используются различные специализированные технологии по интеграции данных, полученных из Интернета и корпоративных сетей, основанных на технологии Web 2.0. Основным преимуществом Oracle CRM OnDemand является отсутствие затрат, обусловленных необходимостью установки, обновления и поддержки функциональности оборудования и программного обеспечения, работающего на нём. В данном случае отсутствует необходимость в предварительных инвестициях в IT, система легко развертываема, существуют сервисы автоматических обновлений, что обеспечивает высокую степень рентабельности, что дает возможность организациям провести оптимизацию производительности в соответствии с собственной спецификой. Продукт включает в себя набор готовых к использованию модулей и бизнес-процессов для проведения корпоративных продаж, использования в дилерских центрах, финансовой и страховой сфере, фармацевтике, сфере высоких технологий и дистрибуции. Данное ПО также включает в себя модули по бизнес-аналитике, что позволяет менеджменту и сотрудникам получить всестороннее понимание потребностей клиентов и способов повышения уровня их лояльности.
1.3.2. Выбор и обоснование стратегии автоматизации задачи
Разработка стратегии реализации проекта автоматизации состоит из ряда последовательных действий, взаимосвязанных между собой [3]:
— определить стратегические свойства ИС;
— определить функциональность ИС в целом;
— выбрать стратегию автоматизации:
— определить архитектуру;
— сформировать бизнес-плана.
Различают следующие виды стратегий автоматизации:
— полная;
— по направлениям;
— по участкам;
— хаотичная.
Хаотичная автоматизация состоит из набора автоматизированных участков, не связанных друг с другом. Такая автоматизация определяется оперативными задачами и обычно не отражается в стратегических планах предприятия [6].
Автоматизация по направлениям отличается от автоматизации по участкам тем, что предполагает участие всех функциональных подразделений, деятельность которых связана с направлением автоматизации [6].
При автоматизации предприятия «по участкам» внедряются небольшие автоматизированные системы для прикрытия узких мест. Таким образом, через какое-то время предприятие будет представлять собой несколько разрозненных небольших автоматизированных систем, не согласованных друг с другом. Такой вид автоматизации говорит о том, что руководство предприятия не понимает преимуществ комплексной автоматизации в долгосрочной перспективе, которое приведет к экономии средств на внедрение автоматизированных информационных систем. В итоге внедряются самые необходимые системы, которые опять же нагромождаются в набор несвязанных друг с другом элементов [6].
При полной (комплексной) автоматизации предприятие рассматривается как сложная система взаимосвязанных частей, все «узкие» места которой нужно автоматизировать для увеличения общей эффективности системы.
В выпускной квалификационной работе рассматривается автоматизации учета продаж спортивных товаров, т.е. отдельного направления деятельности предприятия ООО «УТ». Таким образом, в качестве стратегии автоматизации в проекте выбрана автоматизация по направлениям, так как автоматизация затронет только один участок работы предприятия – процесс управления продажами спортивных товаров.
1.3.3. Выбор и обоснование способа приобретения ИС для автоматизации задачи
Для автоматизации процессов учета и информационного обеспечения рассматриваются четыре способа приобретения программного обеспечения:
— покупка готового специализированного программного продукта;
— разработка системы собственными силами;
— разработка системы сторонними разработчиками;
— покупка системы и её доработка.
Наиболее существенным показателем для выбора способа автоматизации процессов деятельности организации является его финансовая затратность. Так же немаловажным является функционал информационной системы, в части его адаптации к специфике деятельности предприятия. Другие показатели для выбора способа автоматизации – это срок автоматизации, сложность освоения ИС для пользователей, стоимость дальнейшего сопровождения ИС.
Покупка готовой специализированной ИС будет достаточно дорого стоить и будет отличаться избыточным функционалом, сложностью освоения для пользователей [10].
Разработка ИС сторонней фирмой так же достаточно затратна. Разработанная ИС может модифицироваться только разработчиком, часто разработчик этим пользуется, требуя за работу по доработке двойную цену.
Покупка ИС и ее доработка, как правило, выглядит выгодно только на бумаге, обычно при начале доработки затрачивается большой объем времени на изучение существующих алгоритмов и их изменение. Нередки случаи такой глобальной доработки ИС, что ее функционал и алгоритмы изменены более чем на 50 %.
В нашем случае самым выгодным вариантом представляется разработка своими силами. Это позволит реализовать требуемый функционал своими силами с минимальными временными и денежными затратами.
1.4. Обоснование проектных решений
1.4.1. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
Информационное обеспечение – совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации (единой системы классификации и кодирования информации унифицированных систем документации, схем информационных потоков), циркулирующей в организации, а также методология построения баз данных [6].
Информационное обеспечение делят на два типа: внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение.
Внемашинное информационное обеспечение состоит из показателей, которые необходимы для решения управленческих задач; их объемновременных характеристик и информационных связей; различных классификаторов и кодов; унифицированной системы документации для отражения показателей; формы вывода результатов обработки. В процессе автоматизации управленческих операций необходимо привести все множество показателей в единую, целостную систему, установить их содержательное и терминологическое единство (однозначность), а также четкое взаимодействие между ними [6].
Внутримашинное информационное обеспечение содержит специально организованную информацию, представленную в форме воспринимаемой техническими средствами компьютерной информационной системы управления. По содержанию внутримашинное информационное обеспечение состоит из совокупности сведений, которые представлены формализованно и используются при решении управленческих задач [9].
При проектировании информационной системы необходимы следующие классификаторы:
- Локальный классификатор спортивных товаров.
- Локальный классификатор сотрудников. Он необходим при отправке заявки на исполнение, возможности разграничения доступа к автоматизированной системе.
- Локальный классификатор клиентов.
Входная информация:
- Заявки на поставку спортивных товаров.
- Данные о продажах спортивных товаров.
- Данные о предоставляемых скидках.
- Данные о требуемых ресурсах.
Выходной информацией будет являться:
- Сводная информация по заявкам.
- Сводная информация по специалистам.
- Сводная отчетность по состоянию исполнения заявок на поставку спортивных товаров.
Для построения экранных форм для ввода переменной и условно — постоянной первичной информации, а также форм для вывода на экран результатной информации или ответов на запросы будет использован метод Single document interface (SDI), при котором каждая экранная форма будет нести в себе свой набор меню, панель инструментов и управляющих элементов. Это позволит сделать интерфейс пользователя максимально удобным, что является значимым фактором, если учитывать специфичность применения разрабатываемой информационной системы.
Чтобы повысить достоверность выдаваемых результатов, а также, чтобы исключить дублирование информации и ошибочную передачу информации не по назначению, в информационной системе требуется использование централизованной базы данных, построенной в виде взаимосвязанных таблиц, т.е. использующей реляционную модель хранения данных. Это предоставит возможность сделать работу с системой оперативной, построенной на единых алгоритмах сбора, хранения и обработки всей входящей и исходящей информации.
1.4.2. Обоснование проектных решений по программному обеспечению
Программное обеспечение — совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ [9].
Программное обеспечение делится по назначению на системное, прикладное и инструментальное, а по способу распространения и использования – несвободное (закрытое), открытое и свободное [9].
Системное программное обеспечение представляет собой комплекс программ, обеспечивающих эффективное управление компонентами вычислительной системы, такими как процессор, оперативная память, каналы ввода-вывода, сетевое оборудование, выступая как «межслойный интерфейс» с одной стороны которого аппаратура, а с другой приложения пользователя.
Прикладное программное обеспечение представляет собой программу, предназначенную для выполнения определенных пользовательских задач и рассчитанную на непосредственное взаимодействие с пользователем [5].
Инструментальное программное обеспечение представляет собой программное обеспечение, использующиеся в ходе проектирования, разработки и сопровождения программ [5].
В торговом предприятии ООО «УТ» программное обеспечение, необходимое для проектирования и дальнейшего функционирования разрабатываемой автоматизированной системы уже имеется. Заменять имеющееся программное обеспечение нет необходимости.
Рассмотрим подробно все необходимое программное обеспечение. Microsoft Windows Server 2008 R2.
Корпорация Microsoft является мировым лидером по производству операционных систем.
Программное обеспечение Microsoft зарекомендовало себя стабильностью работы, удобным интерфейсом, постоянной технической поддержкой и наличием справочной документации.
indows Server 2008 R2 является усовершенствованой надежной платформой веб-приложений. Windows Server 2008 R2 имеет обновленную роль веб-сервера и службы IIS 7.5 и обеспечивает поддержку .NET в режиме установки Server Core. Усовершенствования служб IIS 7.5 предоставляют администраторам веб-серверов удобные средства развертывания вебприложений и управления ими и повышают тем самым надежность и масштабируемость. Так же, службы IIS 7.5 делают более простым управление и обширнее возможности настройки среды веб — сервера. В Windows Server 2008 R2 в службы IIS и веб-платформу Windows внесены следующие усовершенствования [4]:
- Снижение трудоемкости администрирования и поддержки Webприложений.
- Снижение трудоемкости поддержки и разрешения проблем.
- Усовершенствованные службы передачи файлов (FTP).
- Возможность расширения функциональности.
- Улучшенная поддержка .NET.
- Повышение защищенности пула приложений.
В качестве средства разработки выберем Delphi XE.
Embarcadero® Delphi® XE является мощной технологией разработки приложений под Windows с развитым интерфейсом. Высокая скорость разработки достигается за счет сокращения времени кодирования согласно концепции Rapid Application Development с помощью визуальной среды разработки. Такой подход позволяет разрабатывать различные системы: настольные приложения, приложения для сенсорных экранов, платежных терминалов, приложения для баз данных, включая многозвенные, webприложения и приложения, взаимодействующие с облачной инфраструктурой.
Delphi позволяет [14]:
- Быстро создавать приложения с использованием метода визуального проектирования.
- Разрабатывать приложения, интенсивно взаимодействующие с базами данных, управляющие аппаратным обеспечением в режиме реального времени, системы 3х мерного моделирования, расчетные программы для прогнозирования, обработки изображений и многие другие.
- Обеспечивать эффективное взаимодействие приложений с базами данных любой из 9 основных платформ СУБД и сервисами cloud computing.
- Использовать множество бесплатных и коммерческих компонентов для создания интерфейсов, взаимодействия со специфическими базами данных, создания web -приложений, реализации прикладные алгоритмы и т. д.
1.4.3. Обоснование проектных решений по техническому обеспечению
Под техническим обеспечением информационной системы понимается весь комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав системы и/или сети, исключая программное обеспечение и хранимую информацию [5]. В этот комплекс входят: компьютеры, периферийные устройства ввода/вывода и хранения информации, а также сетевое оборудование различных типов и энергетическое оборудование (батареи и аккумуляторы).
Беря во внимание, используемое программное обеспечение, требования к техническому обеспечению следующие (таблица 8):
Таблица 8. Аппаратные требования информационной системы
Сервер | Клиент | |
Процессор | 2,0 ГГц (с архитектурой x64) | 1,6 ГГц |
ОЗУ | 2 ГБ | 512 МБ |
Видеокарта и монитор | монитор SVGA (с минимальным разрешением 1024х768 точек) | |
Жесткий диск | 120 Гб | 100 МБ |
Оптический привод | DVD-ROM | – |
Устройства ввода | клавиатура и мышь | |
ЛВС | Пропускная способность 100 мбит/с. |
Исходя из данных аппаратных требований, можно сделать вывод, что имеющихся у предприятия средств технического обеспечения для функционирования создаваемой информационной системы учета продаж спортивных товаров и ее технической поддержки достаточно, необходимости приобритения нового технического обеспечения не имеется.
II Проектная часть
2.1. Разработка проекта автоматизации
2.1.1. Этапы жизненного цикла проекта автоматизации
Одним из базовых понятий методологии проектирования информационных систем является понятие жизненного цикла.
Жизненный цикл (ЖЦ) программного ܖобеспечения (ПО) автоматизированной системы – это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о создании ПО и заканчивается по завершении ܖего эксплуатации [5].
Стандарт ЖЦ – нормативно-технический документ, который устанавливает комплекс норм, правил, требований регулирующих различные аспекты жизненного цикла и вовлеченные в него процессы. Среди наиболее известных стандартов можно выделить следующие:
- ГОСТ 34.601-90 распространяется на автоматизированные системы и устанавливает стадии и этапы их создания. Кроме того, в стандарте содержится описание содержания работ на каждом этапе. Стадии и этапы работы, закрепленные в стандарте, в большей степени соответствуют каскадной модели жизненного цикла.
- ISO/IEC 12207 – стандарт на процессы и организацию жизненного цикла. Распространяется на все виды заказного ПО. Стандарт не содержит описания фаз, стадий и этапов.
- Custom Development Method (методика Oracle) по разработке прикладных информационных систем — технологический материал, детализированный до уровня заготовок проектных документов, рассчитанных на использование в проектах с применением Применяется CDM для классической модели ЖЦ (предусмотрены все работы/задачи и этапы), а также для технологий » быстрой разработки » (Fast Track) или «облегченного подхода», рекомендуемых в случае малых проектов.
- Rational Unified Process (RUP) г предлагает итеративную модель разработки, включающую четыре фазы: начало, исследование, построение и внедрение. Каждая фаза может быть разбита на этапы (итерации), в результате которых выпускается версия для внутреннего или внешнего использования.
Прохождение через четыре основные фазы называется циклом разработки, каждый цикл завершается генерацией версии системы. Если после этого работа над проектом не прекращается, то полученный продукт продолжает развиваться и снова минует те же фазы. Суть работы в рамках RUP — это создание и сопровождение моделей на базе UML.
- Microsoft Solution Framework (MSF) сходна с RUP, так же включает четыре фазы: анализ, проектирование, разработка, стабилизация, является итерационной, предполагает использование объектно-ориентированного моделирования. MSF в сравнении с RUP в большей степени ориентирована на разработку бизнес-приложений.
- Extreme Programming (XP). Экстремальное программирование. В основе
методологии командная работа, эффективная коммуникация между заказчиком и исполнителем в течение всего проекта по разработке ИС, а разработка ведется с использованием последовательно дорабатываемых прототипов.
Для разработки был выбран стандарт ISO/IEC 12207. Стандарт позволяет обеспечить качество с разной степенью организационной независимости контролирующей деятельности. Стандарт обеспечивает гибкую степень обязательности. Достаточно указать небольшое количество процессов и задач, соответствующих данному стандарту. Стандарт содержит предельно мало описаний, направленных на проектирование баз данных (возможны ситуации, когда базы данных и не используются).
Ценность стандарта ISO/IEC 12207 заключается в том, что он дает набор задач, характеристик качества, критериев оценки, охватывающих все проектные ситуации.
Согласно ISO/IEC 12207 основные процессы жизненного цикла построения системы:
- процесс заказа ;
- процесс поставки ;
- процесс разработки ;
- процесс эксплуатации ;
Процесс заказа состоит из работ и задач, выполняемых заказчиком. В данной разработке заказчиком является само предприятие.
Основная цель данного этапа выявление требований проекта, разработка технического задания:
- требования к автоматизированной системе ;
- описание области применения системы ;
- список программных продуктов ;
- сроки и условия реализации заказа;
- технические ограничения (например, по условиям эксплуатации).
Процесс поставки ПО заключается в определении состава проекта для поставки.
Процесс разработки включает в себя определение состава программного продукта, а именно информационной базы, ее физическая реализация.
Разработка программных модулей [14].
Процесс эксплуатации заключается в установке и интеграции программного продукта и использование его сотрудниками предприятия.
Рассмотрим модель жизненного цикла разрабатываемого программного
обеспечения для создания автоматизированной системы.
Модель ЖЦ ПО представляет собой ܖ структуру, которая определяет последовательность выполнения и ܖвзаимосвязи процессов, действий и задач в течение ЖЦ [14].
Более распространенными являются следующие модели: ܖкаскадная, с промежуточным контролем и спиральная.
Такие модели как каскадная и с промежуточным контролем включают следующие этапы ܖЖЦ ПО :
- Анализ;
- Проектирование;
- Реализацию;
- Внедрение;
- Сопровождение.
Отличительной чертой каскадной модели является строго последовательная ܖреализация перечисленных выше этапов жизненного ܖцикла. Модель имеет следующее достоинство: на каждом из ܖ этапов данная ܖмодель позволяет формировать законченный комплект ܖдокументации и дает возможность планировать сроки ܖзавершения работ и соответствующие ܖзатраты. Однако имеется следующий недостаток: реальный процесс разработки ПО в большинстве случаев не укладывается в такую жесткую схему и требует возврата к предыдущим этапам до уточнения или пересмотра принятых решений [4].
В отличие от каскадной ܖмодели с промежуточнымaконтролем жизненный цикл более близок к реальной разработке и применению ПО. При данной модели допускается возврат каждого этапа жизненного цикла на любой из предыдущих ܖэтапов, если требуется выполнение межэтапнойaкорректировки. Кроме того может быть обеспечена большая ܖ надежность ПО, однако возрастает длительность периода ܖразработки.
При спиральной модели жизненного цикла отсутствуютaнедостатки выше описанных моделей. В данной модели основополагающими являются первоначальные ܖэтапы: анализ и ܖпроектирование, в которых реализуемость технических решений проверяется с помощью создания прототипов.
Кроме того спиральная ܖсхема разработки позволяет перейти на следующий ܖэтап не завершив ܖполностью работы на предыдущем этапе. Окончательные работы могут быть выполнены на следующем ܖвитке ܖспирали. В результате это обеспечивает возможность предъявить заказчику ܖразработки некоторый работоспособный ее ܖвариант, чтобы уточнить требования.
Наиболее походящей для реализации функций разрабатываемой системы является каскадная модель. Это обусловлено следующими ее преимуществами:
— на каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности;
— выполняемые в логичной последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.
Каскаднаяaмодель включает следующие ܖэтапы (рисунок 12):
- Анализ
- Проектирование
- Реализация
- Введение
- Эксплуатация.
Рисунок 12. Каскадная модель жизненного цикла
На этапе анализа ܖнеобходимо собрать информацию по учету и анализу грузоперевозок.
На этапе ܖпроектирования по результатам представленной ܖинформации происходит проектирование базы ܖданных и структуры ܖ программы.
На этапе реализации создается база ܖданных: создаются все необходимые справочники документы, регистры. Затем производится настройка ܖглавного меню и меню всех элементов ܖпрограммы.
Этап ܖвнедрения включает в себя развертывание технических, информационных и программных ܖсредств и проведение окончательного тестирования системы на развернутых средствах, чтобы убедиться в работоспособности всех модулей системы.
Процесс внедрения — трансформация описания разработки программного проекта в программный продукт, а также создание исходного кода, баз данных и документации независимо от того, были ли эти программные продукты разработаны, приобретены либо имеют смешанное происхождение [5].
На сегодняшний день существуют следующие основные стратегии внедрения системы [5].
- Параллельная стратегия. При данной стратегии одновременно продолжает работать старая (ручная) система и начинает работать новая система и осуществляется сравнение их выходных документов. Если длительное время они согласованы, переходят на новую систему.
- «Скачок». При такой стратегии происходит г моментальный переход на работу с новой системой. Эта стратегия привлекательна, но не рекомендуется.
- «Пилотный проект». Является наиболее часто используемой стратегией. «Пилотный проект» похожа на тактику г «скачок», но применяется к ограниченному количеству процессов. Областью применения стратегии является небольшой участок деятельности. При таком подходе снижается риск, он является наиболее надежным. Практически все организации сегодня используют эту тактику.
- «Узкое место». «Узкое место» представляет собой малую часть производственного процесса. При использовании этого подхода план внедрения реализуется только для «узкого места» и для людей, которые работают в нем. Точность данных повышается только для изделий в этом «узком месте»; переподготовка — только для людей, работающих в нем, анализ эффект — затрат делается только для него и т.д.
В качестве стратегии внедрения автоматизированной системы был выбран пилотный проект. Данная стратегия внедрения автоматизированной системы была выбрана, так как при ней автоматизируется ограниченное число процессов и поэтому риски сведены к минимуму.
На этапе ܖэксплуатации необходимо провести ܖобучение всех пользователей, которые будут работать с системой.
2.1.2. Ожидаемые риски на этапах жизненного цикла и их описание
В процессе жизненного цикла разрабатываемой автоматизированной системы всегда существует вероятность возникновения различного рода рисков, влияющих, как и на процесс разработки, так и на функционирование системы.
Рассмотрим ожидаемые риски по этапам жизненного цикла подробнее [8]:
Этапы разработки и внедрения.
o Риск нарушения методологии введения проекта. Причиной возникновения данного риска может служить необдуманное описание и утверждение документов, содержащих информацию о состоянии проекта.
Меры предотвращения этому может послужить:
- четкое определение прав и обязанностей рабочей группы ;
- обучение рабочей группы и ключевых пользователей ;
- документирование и согласование технических условий проекта;
- документальное подтверждение вносимых изменений в проект ;
o Риск введения проекта:
- неправильно определены рамки и масштабы проекта;
- спроектированы ошибочные функции и интерфейсы будущей системы;
- выбраны неправильные технологии и методы решения поставленных задач ;
- не соблюдены требования при проектировании будущей системы или постоянно меняются требования .
Для того чтобы предотвратить обозначенный выше момент нужно:
- обеспечить стабильность границ проекта, определенные на начальном этапе;
- качественно планировать работы;
- обеспечить проект необходимыми ресурсами;
- обязательно утверждать и согласовать проектные решения ;
- дополнительно анализировать функции и цели проекта, тщательно формулировать концепцию;
o Риск неверного планирования:
- плохая проработка плана внедрения системы ;
- срыв сроков выполнения ;
Для того чтобы предотвратить данные обстоятельства, необходимо :
- укомплектовать проектную команду наиболее квалифицированными и талантливыми проектировщиками;
- распределять работы соответственно способностям участников
проектной команды;
- документировать все работы на этапе проектирования и обеспечить доступность данных для всех участников проекта;
o Техническими и программными рисками обусловлена :
- частичная или полная приостановка этапа разработки из-за ошибок в используемом программном обеспечении ;
- полная или частичная потеря программного кода;
- контрольным примером не учитываются все особенности системы, то есть он недостаточно проработан; г
- в документацию по системе не включено подробное описание всего функционала системы .
Этого можно избежать следующим образом:
- использовать лицензионного программное обеспечение;
- производить регулярное резервное копирование данных;
- проводить многократные проверки и прогоны работоспособности системы для выявления малейших неисправностей в ходе работы;
- проверка документации перед передачей системы в эксплуатацию.
Этапы эксплуатации:
o Риск персонала ;
- возможны трудности с обучением сотрудников из-за нежелания работать с новой системой;
- отсутствует поддержка внедрения автоматизированной системы со стороны отдельных основных участников проекта;
- руководители высшего звена не участвуют в проекте;
- нарушена информационная безопасность г в процессе работы системы.
Для избежания этого можно реализовать следующие меры:
- провести обучение персонала работы с системой;
- составить план внедрения автоматизированной системы;
- довести до сотрудников смысл внедрения автоматизированной системы;
- активно вовлекать высшее руководство ;
- организовать систему поощрений использующих систему сотрудников.
o Технический риск включает следующие:
- теряется информация при внедрении автоматизированной системы;
- могут быть отказы технического оборудования при внедрении автоматизированной системы;
- возможны ошибки в программе, из-за которых могут быть простои системы;
- невозможно осуществлять требуемые действия, программа «зависает»;
- используются вредоносные программы (вирусы, черви, трояны, логические бомбы), найденные ошибки используются в корыстных целях;
- деятельность третьего лица (например, провайдера Интернет услуг) может быть приостановлена.
Для предупреждения этого можно:
- использовать пилотный, поэтапный подход к организации внедрения;
- тщательно тестировать и выявлять ошибки на этапе разработки;
- устранять ошибки в короткие сроки ;
- использовать альтернативные средства доступа в Интернет или другие способы передачи данных ;
- обязательно утверждать любые изменения системы .
Для защиты компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.) в организации используется антивирусное программное обеспечение NOD32.
Для обеспечения информационной системе от несанкционированного доступа необходимо предусмотреть авторизацию пользователя при входе в систему. Администратор при резервном копировании и архивировании информации БД должен защитить ее служебным паролем.
В системе требуется предусмотреть возможность разграничения полномочий пользователей, согласно их должностным.
Необходимо, чтобы администратор мог распределять уровни доступа к информации каждого из пользователей.
В системе должны быть предусмотрены группы пользователей:
- администратор, обладающий всеми возможностями по изменению данных в программе и получению всех отчетов;
- менеджер, выполняющий функции по работе с БД.
Для снижения вероятности взлома необходимо изменение пароля входа в систему для каждого пользователя не реже 1-го раза в месяц.
Сохранность информации при авариях необходимо обеспечивать путём резервного копирования данных. Резервное копирование данных должно осуществляться в любой момент времени администратором системы по его инициативе.
Обеспечение информационнойкбезопасности подразумевает ограничение доступа защитой паролем. Вход в программу осуществляется на основании уникального логина пользователя и его пароля, при этом запускается главный модуль работы администратора или менеджера и делает выборку данных из БД, соответствующих введенному логину и паролю.
Организационные методы защиты информации должны выполняться как администраторами, так и рядовыми пользователями.
В процессе разработки политики безопасности сформированы правила информационной безопасности для противодействия угрозам информационной системы предприятия [2]:
1.В организации должны проводиться проверки выполняемых действий персонала.
В организации следует оговаривать и периодически проверять
обязанности пользователей по соблюдению мер безопасности.
Положения:
– пользователей необходимо обучать процедурам безопасности и правильному использованию средств г обработки информации, чтобы свести к минимуму возможные риски безопасности. Об инцидентах, связанных с безопасностью следует немедленно сообщать администратору.
Обеспечение защиты СУБД o и хранение информации.
Положения:
- пользователей необходимо обучать процедурам безопасности и правильному использованию средств обработки информации, чтобы свести к минимуму возможные риски безопасности;
- администратор имеет право читать, записывать, модифицировать и удалять — только при разрешении выше стоящего руководства; – хранение информации в БД защищенной паролем.
Положения:
- обязательное дублирование информации, хранимой в базах данных различных уровней;
- периодическая (лучше ежедневная) актуализация всех баз данных в информационной системе o(эта мера исключает возможность фальсификации сведений «задним числом»);
- для достижения необходимого уровня защиты информации со стороны программных средств использовать средства сетевых операционных систем.
- Управление доступом.
Положения:
- использование уникальных паролей;
- проверка паролей администратором системы для подтверждения прав пользования системой или услугами;
- содержание пароля в секрете;
- изменение пароля в случае признаков компрометации пароля и др.
- Защита от вредоносного ПО.
Положения:
- установка и регулярное обновление антивирусных баз и исправление ПО;
- проведение регулярного пересмотра содержимого ПО;
- проверка любых вложений электронной почты и скачиваемой информации на наличие вредоносного ПО.
2.2. Информационное обеспечение задачи
2.2.1. Информационная модель и её описание
Информационная модель – совокупность информации, характеризующая существенные свойства и состояния объекта, процесса, явления, в которой однозначно определен каждый его элемент и обеспечена их логическая взаимосвязь [15].
На основании рассмотренных бизнес-процессов можно построить ERдиаграмму базы данных. Диаграмма «сущность-связь» (ER-диаграмма) позволяет описывать концептуальные схемы предметной области.
Ключевыми сущностями разрабатываемой подсистемы являются:
- товары;
- поставщики;
- заявки поставщикам;
- клиенты;
На рисунке 13 приведена концептуальная модель базы данных.
Рисунок 13. Концептуальная модель базы данных
На рисунке 14 приведена диаграмма потоков данных автоматизированной системы управления магазином спортивных товаров.
Рисунок 14. Диаграмма потоков данных
2.2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
Нормативно-справочная информация в автоматизированных системах представляет собой ядро единого информационного пространства предприятия
(организации), включающее в себя набор справочников, словарей, классификаторов, стандартов, регламентов, используемых в деятельности предприятия [5].
Источниками получения информации являются:
- документация предприятия;
- документация на спортивные товары; — данные о заказах и сделках.
В разрабатываемой системе предусмотрен ряд справочников, которые соответствуют всем информационным таблицам, базы данных.
Справочник «Поставщики» отображает информацию о предприятиях, являющихся поставщиками спортивных товаров: наименование организации, ее ИНН, адрес, ФИО руководителя, контактные данные.
Справочник «Клиенты» отображает информацию о предприятиях клиентах: наименование организации, ее ИНН, адрес, ФИО руководителя, контактные данные.
Справочник «Товары» отображает информацию о спортивных товарах:
код, наименование, единицы измерения.
Журнал заказов клиентов на поставку продукции содержит название клиентов, дату заказа, наименование заказанного товара, цену, количество единиц товара.
Журнал заявок поставщикам содержит название поставщика, дату заявки, наименование товара, цену, количество единиц товара.
Журнал продаж содержит наименование операции, ее дату, название клиентов, наименование товара, цену, количество единиц товара, ФИО специалиста, ведущего операцию.
Журнал заданий содержит наименование задания, наименование заказа, наименование отдела, дату исполнения.
2.2.3. Характеристика результатной информации
Результатной информацией в разрабатываемой ИС являются приходная накладная, заявка поставщикам, маршрутный лист, товарно–транспортная накладная.
Приходная накладная включает в себя необходимые показатели для складского учета: наименование организации, ее ИНН, наименование склада, а также наименование, единицы измерения, количество и сумму поступления каждого товара и ответственных его за передачу и хранение лиц.
Заявка поставщикам содержит название поставщика с его реквизитами, наименование товара, количество единиц товара.
Товарно-транспортная накладная содержит дату документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т. д.
Свод по заявкам поставщикам содержит: наименование товара, количество заказанного товара, признак исполнения.
Аналитический отчет содержит информацию: наименование продукции, количество реализованной продукции, цена реализации.
2.3. Программное обеспечение задачи
2.3.1. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
Для обеспечения эффективного ведения базы данных необходимо создать для пользователя интуитивно-понятный интерфейс управления, как совокупность элементов, позволяющую пользователю программной системы эффективно управлять её работой и получать требуемые результаты [18]. Используемая нами СУБД располагает всеми необходимыми средствами для построения экранных форм ввода и отображения информации, а также имеет внутренний процедурный язык программирования.
Важно заблаговременно предусмотреть, как будет осуществляться доступ к данным, учесть последовательность заполнения базы данных информацией, обеспечив предварительную возможность ввода условнопостоянной информации и далее в процессе эксплуатации накапливать текущую. Можно предварительно строить макеты интерфейса или изменять его впоследствии в режиме конструирования, но в целом структура всего приложения строится схематически, где заранее определяются функции, решаемые каждой из подсистем.
Важное условие, которое следует учесть для построения простого и понятного программного пользовательского интерфейса, это эргономика всех форм системы подчиненная какому-то одному стилю и возможность быстрой адаптации пользователя к информационной системе [18]. Залогом успешно используемого интерфейса является его однозначность и понятность выполняемых функций элементами управления. Наиболее значимые элементы должны выделяться, а общая функциональность быть без ошибок.
2.3.2. Характеристика базы данных
На рисунке 17 приведена диаграмма логической модели базы данных. Кодированию в документах подлежат те признаки, по которым выполняется группировка информации в ПК. В нашей информационной системе создан локальный классификатор, с использованием иерархического метода классификации.
Рисунок 17. Логическая модель базы данных
В автоматизированной системе управления документооборотом торгового предприятия кодированию подлежат следующие объекты:
- поставщики;
- заказы поставщикам;
- товары;
- подразделения;
- клиенты;
- заявки клиентов; – продажи.
Структура нормативно-справочной информации, используемой для разработки системы управления документооборотом, показана в таблице 9.
Таблица 9. Структура нормативно-справочной информации
№ п/п | Наименование кодируемого множества объектов | Значность кода | Система кодирования | Вид классификатора |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Код поставщика | ХХХ | порядковая | локальный |
2 | Код заказа | ХХХ ХХХХХ | серийно – порядковая | локальный |
3 | Код товара | ХХХХХ | порядковая | локальный |
4 | Код клиента | ХХХХ | порядковая | локальный |
5 | Код заявки | ХХХХ ХХХХХ | серийно– порядковая | локальный |
6 | Код продажи | ХХХХХХ | порядковая | локальный |
7 | Код склада | ХХ | порядковая | локальный |
8 | Код задания | ХХХХ | порядковая | локальный |
Описание систем классификации и кодирования.
Код поставщика. Длина кода ХХХ, где ХХХ – порядковый номер поставщика.
Код заказа. Длина кода ХХХ ХХХХХ, где ХХХ – порядковый номер поставщика, ХХХХХ – порядковый номер заказа, отправленный данному поставщику.
Код товара. Длина кода ХХХХХ, где ХХХХХ – порядковый номер товара в классификаторе.
Код клиента. Длина кода ХХХХ, где ХХХХ – порядковый номер клиента.
Код заявки. Длина кода ХХХХ ХХХХХ, где ХХХХ – код клиента, ХХХХХ порядковый номер заказа, соответствующий данному клиенту.
Код продажи. Длина кода ХХХХХХ, где ХХХХХХ – порядковый номер продажи.
Код склада. Длина кода ХХ, где ХХ – порядковый номер склада.
Код производственного задания. Длина кода ХХХХ, где ХХХХ – порядковый номер задания.
Кодирование это процесс присвоения условных обозначений объектам и классификационным группам по соответствующей системе кодирования. В нашей информационной системе используется порядковая система кодирования. Порядковая система – это последовательное присвоение каждому объекту кодируемого множества номера его порядка, т. е. в присвоении цифр натурального ряда в порядке расположения объектов. Этот порядок может быть случайным или определяться после предварительной группировки объектов, например, по алфавиту.
Определим ключевые сущности информационной системы по управлению магазином спортивных товаров и их свойства.
Таблица 10. Справочник «Поставщики»
Наименование поля | Тип данных | Размер поля |
1 | 2 | 3 |
Код поставщика | Числовой | Целое |
Наименование | Текстовый | 40 |
ИНН | Текстовый | 15 |
Адрес | Текстовый | 50 |
Телефон | Текстовый | 15 |
ФИО руководителя | Текстовый | 40 |
Таблица 11. Справочник «Клиенты»
Наименование поля | Тип данных | Размер поля |
1 | 2 | 3 |
Код клиента | Числовой | Целое |
Наименование | Текстовый | 40 |
ИНН | Текстовый | 15 |
Адрес | Текстовый | 50 |
Телефон | Текстовый | 15 |
ФИО руководителя | Текстовый | 40 |
Наименование | Текстовый | 40 |
Таблица 12. Журнал заявок поставщикам
Наименование поля | Тип данных | Размер поля |
1 | 2 | 3 |
Код заявки | Числовой | Длинное целое |
Код поставщика | Числовой | Длинное целое |
Дата | Дата | |
Признак исполнения | Логический | |
Код товара | Числовой | Длинное целое |
Количество | Числовой | Целое |
Цена | Денежный |
Таблица 13. Журнал заказов клиентов на поставку продукции
Наименование поля | Тип данных | Размер поля |
1 | 2 | 3 |
Код заказа | Числовой | Длинное целое |
Код клиента | Числовой | Длинное целое |
Дата | Дата | |
Признак исполнения | Логический | |
Код товара | Числовой | Длинное целое |
Количество | Числовой | Целое |
Цена | Денежный |
Таблица 14. Справочник «Товары»
Наименование поля | Тип данных | Размер поля |
1 | 2 | 3 |
Код товара | Числовой | Длинное целое |
Наименование | Текстовый | 50 |
Единица измерения | Дата |
Таблица 15. Журнал продаж
Наименование поля | Тип данных | Размер поля |
1 | 2 | 3 |
Код операции | Числовой | Длинное целое |
Код товара | Числовой | Длинное целое |
Код клиента | Числовой | Длинное целое |
Дата | Дата | |
Цена | Денежный | |
Количество | Числовой | Целое |
ФИО специалиста | Текстовый | 50 |
Таблица 16. Журнал заказов клиентов
Наименование поля | Тип данных | Размер поля |
1 | 2 | 3 |
Код заказа | Числовой | целое |
Дата | Дата | |
Контрольная дата | Дата | |
Клиент | Текстовый | 100 |
Продукция | Текстовый | 100 |
Количество | Числовой | целое |
Признак исполнения | Числовой | целое |
Таблица 17. Журнал заданий
Наименование поля | Тип данных | Размер поля |
1 | 2 | 3 |
Код задания | Числовой | целое |
Код заказа | Дата | |
Отдел | Текстовый | 50 |
Дата исполнения | Дата |
Таблица 18. Структура выходного документа «Приходная накладная»
Наименование поля | Тип данных | Размер поля |
1 | 2 | 3 |
Наименование организации | Текстовый | 50 |
ИНН | Текстовый | 16 |
наименование склада | Текстовый | 50 |
Наименование товара | Текстовый | 50 |
Единица измерения товара | Текстовый | 10 |
Количество товара | Числовой | Целое |
Сумма оплаты за товар | Денежный | |
ФИО ответственных специалистов | Текстовый | 50 |
Таблица 19. Структура выходного документа «Заявка поставщикам»
Наименование поля | Тип данных | Размер поля |
1 | 2 | 3 |
Наименование поставщика | Текстовый | 50 |
ИНН | Текстовый | 16 |
Адрес поставщика | Текстовый | 50 |
Наименование товара | Текстовый | 50 |
Единица измерения товара | Текстовый | 10 |
Количество товара | Числовой | Целое |
Таблица 20. Структура выходного документа «Маршрутный лист»
Наименование поля | Тип данных | Размер поля |
1 | 2 | 3 |
Наименование товара | Текстовый | 50 |
Количество единиц товара | Числовой | Целое |
Адрес доставки | Текстовый | 50 |
Время получения | Время | |
Время доставки | Время | |
Сумма заказа | Денежный |
Таблица 21. Структура документа «Товарно-транспортная накладная»
Наименование поля | Тип данных | Размер поля |
1 | 2 | 3 |
Дата | Дата | |
Наименование отправителя | Текстовый | 50 |
Адрес отправителя | Текстовый | 50 |
Место принятия груза | Текстовый | 50 |
Дата принятия груза | Дата | |
Наименование получателя | Текстовый | 50 |
Таблица 22. Структура документа «Свод по заявкам поставщикам»
Наименование поля | Тип данных | Размер поля |
1 | 2 | 3 |
Дата | Дата | |
Номер заявки | Числовой | Целое |
Поставщик | Текстовый | 50 |
Наименование товара | Текстовый | 50 |
Количество | Числовой | Целое |
Цена | Числовой | Целое |
Признак исполнения | Логический |
Таблица 23. Структура выходного документа «Аналитический отчет»
Наименование поля | Тип данных | Размер поля |
1 | 2 | 3 |
Дата | Дата | |
Наименование продукции | Текстовый | 50 |
Количество реализованной | Числовой | Целое |
Количество | Числовой | Целое |
2.3.3. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
Назначение главного модуля – выборка, обработка, поиск данных, редактирование, добавление, удаление данных. Модуль является главным и управляющим для остальных объектов проекта.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф