3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
3.1 Программное обеспечение задачи
3.1.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
Дерево функций – функциональное отражение реализации целей автоматизированной системы. Разработка дерева функции позволяет выделить отдельные сценарии диалога [14]:
- Сценарий «Работа со справочниками».
- Сценарий «Работа с учетом товара».
- Сценарий «Работа с оказанием услуг».
- Сценарий «Работа с отчетами».
Работа со справочниками
Для того чтобы начать работу со справочниками, следует:
- Выбрать пункт главного меню «Справочники».
- Определиться с названием справочника, в котором будут произведены какие-либо изменения.
- Выбрать действие, которое будет произведено над записями таблицы справочника:
– добавление записи;
– редактирование;
– удаление записи;
– навигация по справочнику.
После внесения изменений в справочники пользователь должен решить продолжить работу с данным справочником или перейти в другой справоч-ник, либо вообще выйти из этого режима работы.
Работа с учетом товара
Выбрав пункт главного меню «Учет товаров», пользователь может:
– создать приходную накладную;
– открыть или изменить уже созданные накладные;
– установить интервал дат для просмотра накладных;
– осуществить поиск накладной по дате его создания.
Работа с отчетами
Для того чтобы начать работу с отчетами, следует:
– выбрать пункт главного меню «Отчеты»;
– определиться с типом отчета, который требуется сформировать;
– задать параметры даты отчета;
– нажать кнопку «Сформировать».
После построения отчета пользователь должен решить:
– распечатать и сохранить данный вариант отчета;
– сохранить и не распечатывать данный вариант отчета;
– распечатать и удалить данный вариант отчета;
– не печатать и удалить вариант отчета;
– изменить форму отчета;
– перейти в другой тип отчета;
– выйти из этого режима работы.
После описания контекстной диаграммы проводится функциональная декомпозиция – система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции (рисунок 10).
Рисунок 10 – Первый уровень декомпозиции
Весь процесс деятельности магазина делится на:
– консультация и продажа;
– прием и оформление заказов;
– сотрудничество с клиентами;
– контроль оплаты и отгрузка товара.
В результате дальнейшего разбиения произведена декомпозиция первого функционального блока – консультация и продажа (рисунок 11).
Рисунок 2.3 – Декомпозиция – консультация и продажа
Далее была произведена декомпозиция функционального блока – прием и оформление заказов (рисунок 11).
Рисунок 12 – Декомпозиция функционального блока – прием и оформление заказов.
Далее была произведена декомпозиция функционального блока – сотрудничество с клиентами (рисунок 13).
Рисунок 13 – Сотрудничество с клиентами
Затем декомпозировался последний блок диаграммы – контроль оплаты и отгрузка товара (рисунок 14).
Рисунок 14 – Контроль оплаты и отгрузка товара
Итак, процесс декомпозиции бизнес процессов на предприятии ООО «ИТ Икс 5 Технологии» позволяет выявить структуру будущей базы данных.
3.1.2 Характеристика базы данных
Для разрабатываемой информационной системы был выбран сервер управления базами данных MySQL. MySQL является решением для малых и средних приложений. Входит в LAMP. Обычно MySQL используется в качестве сервера, к которому обращаются локальные или удаленные клиенты, однако в дистрибутив входит библиотека внутреннего сервера, позволяющая включать MySQL в автономные программы.
Гибкость СУБД MySQL обеспечивается поддержкой большого количества типов таблиц: пользователи могут выбрать как таблицы типа MyISAM, поддерживающие полнотекстовый поиск, так и таблицы InnoDB, поддерживающие транзакции на уровне отдельных записей. Более того, СУБД MySQL поставляется со специальным типом таблиц EXAMPLE, демонстрирующим принципы создания новых типов таблиц. Благодаря открытой архитектуре и GPL–лицензированию, в СУБД MySQL постоянно появляются новые типы таблиц.
Схема базы данных проектируемой нами ИС представлена на рисунке 15.

3.1.3 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
Система состоит из пользовательской и административной частей. Структура пользовательской части представлена на рисунке 16:

Рисунок 16 Структурная схема пользовательской части пакета

На рисунке 17 представлена структура административной части ИС:
Рисунок 17 – Структурная схема административной части пакета
3.1.4 Описание программных модулей
Проектируемая система предназначена для работы с применением WEB– интерфейса по средствам использования Интернет обозревателя, подключающегося к серверу, выполняющему модули данного приложения и посылающего результаты выполнения модулей пользователям. Вся работа приложения построена на его взаимодействии с пользователем. На рисунке 18 представлен на блок схема обработки платежа:
Рисунок 18 Обработка платежа
Теперь представим схему управления справочниками (см. рис. 19):
Рисунок 19 – Управление справочниками
3.2 Контрольный пример реализации проекта и его описание
Для запуска программы необходимо запустить «1C:Предприятие».
Рисунок 20 – 1С:предприятие
После запуска открывается окно выбора информационной базы.
Рисунок 21 – Окно запуска информационной базы
После запуска информационной базы ARM Menedger открывается окно авторизации пользователя. Пример которого приведен на рисунке 22.
Рисунок 22 – Авторизация пользователя
После правильного ввода логина и пароля происходит регистрация пользователя и предоставляется меню программы, в соответствии с выбранным пользователем. На рисунке 23 показано меню пользователя менеджера по продажам.
Рисунок 23 – Вид главного меню программы
Менеджер заполняет все справочники программного средства. Пример заполнения справочника «Единицы измерения» приведен на рисунке 24.
Рисунок 24 – Окно справочника «Единицы измерения»
Для ввода информации о поставщиках необходимо в главном меню выбрать пункт Справочники – Контрагенты, данный справочник является иерархическим, пример окна приведен на рисунке 25.
Рисунок 25– Заполнение справочника «Контрагенты»
Для внесения сведений о товарах необходимо выбрать в меню пункт «Номенклатура». Справочник «Номенклатура» также является иерархическим. Пример окна приведен на рисунке 26.
Рисунок 26 – Вид справочника «Номенклатура»
Создание пользователей происходит в Конфигураторе.
Создание пользователя представлено на рисунке 27.
Рисунок 27– Создание пользователей
Для создания документов необходимо выбрать пункт Документы и в выпадающем меню выбрать тот вид документа, который необходимо ввести.
3.3 Обоснование экономической эффективности проекта
3.3.1 Выбор и обоснование методики расчёта экономической эффективности
Разработка автоматизированного решения комплекса задач требует значительных материальных и временных затрат. Для максимальной отдачи вложенных средств необходимо провести расчеты экономической эффективности разрабатываемого проекта.
Существует несколько направлений расчета экономической эффективности:
– Сравнение вариантов организации ИС по комплексу задач (например, сравнение ИС, предлагаемой в проекте, с существующей);
– Сравнение вариантов организации информационной базы комплекса задач (например, сравнение файловой организации и баз данных);
– Сравнение вариантов технологии проектирования ИС (например, индивидуального проектирования с методами, использующими пакеты программ или модельного проектирования);
– Сравнение вариантов технологии внутримашинной обработки данных.
Разработка данного проекта предполагает организацию информационной системы, позволяющей работать с платежами, принимаемыми от населения, поэтому было выбрано направление сравнения вариантов организации ИС по комплексу задач.
Экономическая эффективность определяется сравнением трудовых и стоимостных показателей от внедрения автоматизированной системы, рассчитываемых за годовой период, которые позволяют измерить экономию от внедрения предлагаемого проекта машинной обработки информации относительно базового варианта.
К трудовым показателям относятся следующие:
– Абсолютное снижение трудовых затрат ΔТ в часах за годовой период:
ΔТ = Т0 – Т1 , (1)
где Т0 – трудовые затраты на обработку информации по базовому варианту в часах за год;
Т1 – трудовые затраты на обработку информации по предлагаемому варианту в часах за год.
Коэффициент относительного снижения трудовых затрат КТ:
= ΔТ/Т0*100% . (2)
– Индекс снижения трудовых затрат или повышения производительности труда YТ, который показывает во сколько раз снизится трудоемкость автоматизированного способа по сравнению с ручным:
= 0*1 (3)
Трудовые показатели характеризуют снижение трудоемкости решения задачи за счет внедрения автоматизированной обработки информации. Стоимостные показатели характеризуют экономию от внедрения автоматизированного варианта решения задачи. Расчет стоимостных показателей осуществляется по следующим формулам:
– Абсолютное снижение стоимостных затрат ΔС в рублях за год:
ΔС = С0 – С1 , (4)
где С0 – стоимостные затраты на обработку информации по базовому
варианту в рублях за год;
С1 – стоимостные затраты на обработку информации по проектному
варианту в рублях за год.
– Коэффициент относительного снижения трудовых затрат КС:
= Δ/0 * 100% (5)
– Индекс снижения стоимостных затрат или повышения производительности труда YС:
= 0* 1 (6)
При оценке эффективности используются обобщающие и частные показатели. К основным обобщающим показателям экономической эффективности относятся: годовой экономический эффект, расчетный коэффициент эффективности капитальных вложений, срок окупаемости системы.
Годовой экономический эффект от внедрения проекта (Эг) определяется как разность между годовой экономией и приведенными к году единовременными капитальными вложениями:
Эг = ΔС –КП*ЕН, (7)
где КП – единовременные затраты на проектирование (руб.), которые рассчитываются по формуле (3.8);
ЕН – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.
К единовременным капитальным затратам (КП) относятся затраты на приобретение программного средства, проектирование и программирование комплекса задач, а также затраты на отладку и внедрение программного комплекса.
Произведение КП* ЕН в данном случае следует рассматривать как долю затрат, которые должны окупаться в течение одного года. ЕН принимается равным 0,15 для всех отраслей народного хозяйства. Он представляет собой минимальную норму эффективности капитальных вложений, ниже которых они нецелесообразны.
П=С(ФОРМ.ТРЕБ.)+С(РАЗР.КОНЦ.)+С(ТЕХ.ЗАД.)+С(ТЕХ.ПРОЕКТ)+С(РАБ.ДОК.)+С(ВВД) (8)
где С(ФОРМ.ТРЕБ) – затраты на формирование требований;
С(РАЗР.КОНЦ.) – затраты на разработку концепции;
С(ТЕХ.ЗАД.) – затраты на формирование технического задания;
С(ТЕХ.ПРОЕКТ) – затраты на техническое проектирование;
С(РАБ.ДОК.) – затраты на разработку документации;
С(ВВД) – затраты на ввод в действие.
Затраты на оплату труда программистов и проектировщиков на проектирование, программирование, отладку и внедрение комплекса задач рассчитываются по следующей формуле:
Сзпi = ni * Ti * ai * (1 + ), (9)
где ni – количество занятых человек на i–ой операции;
Ti – трудоемкость i–ой операции;
ai – часовая тарифная ставка работника (руб.);
Kg – коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату, отчисления на социальное страхование, косвенные и накладные расходы (Kg обычно от 0,53 до 0,85).
Затраты на машинное время, которые требуется иметь на отладку и внедрение комплекса рассчитываются по следующей формуле:
Смвi = ni * Ti * zЭВМ , (10)
где zЭВМ – стоимость одного машинного часа.
Срок окупаемости – показатель эффективности использования капиталовложений и представляет собой период времени, в течение которого произведенные затраты на программное средство окупаются за счет полученного эффектам. Таким образом, срок окупаемости (ТОК) – это отношение капитальных затрат на разработку и внедрение экономической информационной системы к годовой экономии:
ТОК = КП*ΔС (11)
Расчетный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат (ЕР) представляет собой отношение годовой экономии (годового прироста прибыли) к капитальным затратам на разработку и внедрение системы: Ер = ΔС*Кп = 1 Ток
3.3.2 Расчёт показателей экономической эффективности проекта
Отметим, что с введением в действие предложенного нами проекта автоматизации выбранной задачи, скорость обработки одной операции снизится с 7 минут до 2. Основываясь на этом, а также учитывая, что в среднем за месяц совершается около 3000 такого рода операций, рассчитаем абсолютное снижение трудовых затрат ΔТ в часах за годовой период по формуле (1):
ΔТ = Т0 – Т1 = 7*3000*12 – 2*3000*12= 252000 – 72000 = 180000 минут/год Теперь определим коэффициент относительного снижения трудовых затрат КТ по формуле (2):
= ΔТ/ Т0 *100% = (180000/252000)*100% = 71,4%
Рассчитаем индекс снижения трудовых затрат по формуле (3):
= 0 = 252000/72000 = 3,5
Рассчитаем абсолютное снижение стоимостных затрат ΔС в рублях за год по формуле (4), но для начала произведем расчет стоимости одной рабочей минуты оператора банка, исходя из того, что его средняя зарплата за месяц составляет 25000 р., количество рабочих дней – 21, количество рабочих часов в каждом рабочем дне – 8:
З=25000/21/8/60 = 2,5 руб./мин.
ΔС = С0 – С1 = 2,5*252000 – 2,5*72000 = 630000 – 180000 = 450000 руб.
Определим также коэффициент относительного снижения трудовых затрат КС по формуле(5): = Δ /0 * 100% = (450000/630000)*100% = 71,4%
Индекс снижения стоимостных затрат или повышения производительности труда YС рассчитаем по формуле (6):
= 0/ 1 = 630000/180000 = 3,5
Единовременные капитальные затраты по формуле (8):
КП = СФОРМ. ТРЕБ. СРАЗР.КОНЦ. СТЕХ.ЗАД. + СТЕХ.ПРОЕКТ + СРАБ.
ДОК.+СВВД = 29720+15632+12680+74352+5840+22104 = 160328 руб.
Отметим, что представленные расчетные данные на капитальные затраты представляют собой только затраты на проектирование, разработку и внедрение проекта, т.к. затрат на приобретение вычислительной техники и программного обеспечения не требуется.
Годовой экономический эффект, рассчитанный по формуле (7), составит:
Эг = ΔС–КП*ЕН =450000 – 160328*0,15 = 425950,8 руб.
Срок окупаемости рассчитаем по формуле (11):
ТОК = КП/ ΔС = 160328/450000 = 0,36 лет или около 4,5 месяцев
Расчетный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат по формуле (12):
Ер = ΔС/ Кп = 1 Ток = 1/0,36=2,8
Диаграмма использования вариантов решения задач автоматизации отображена на рис. 28:
Рисунок 28 Диаграмма использования вариантов решения задач
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дипломной работе была рассмотрена существующая в ООО «ИТ Икс 5 Технологии» технология учета товарно-денежного оборота, были проанализированы внутренние и внешние процессы объекта автоматизации. Была рассмотрена структура предприятия и основные функции, выполняемые в ООО «ИТ Икс 5 Технологии».
Была проанализирована информационная среда предприятия, были выявлены ее недостатки и внесены предложения по ее совершенствованию, путем разработки и внедрению новой автоматизированной системы по работе с заказами и клиентами ООО «ИТ Икс 5 Технологии».
Разработанный программный продукт полностью соответствует должностным обязанностям менеджера по продажам, позволяет ускорить обработку данных, оформление заказов, существует возможность формирования отчетов.
Разработанная система отвечает всем поставленным перед разработчиком требованиям. При рассмотрении объекта автоматизации была предпринята попытка программными средствами обеспечить более эффективное взаимодействия системы и человека.
При учете пожеланий заказчика исследование объекта автоматизации велось с параллельной разработкой необходимой документации и сопровождающих документов для интеграции всех схем взаимодействия.
Разработанный продукт удовлетворяет требованиям заказчика. Таким образом, задачи дипломной работы полностью выполнены, цель достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Беленькая М. Н., Малиновский С. Т., Яковенко Н. В. Администрирование в информационных системах; Горячая линия — Телеком — М., 2021. — 400 c.
- Васильков А. В., Васильков И. А. Безопасность и управление доступом в информационных системах; Форум — М., 2019. — 368 c.
- Вдовенко Л. А. Информационная система предприятия; Вузовский учебник, Инфра-М — М., 2021. — 240 c.
- Грекул В.И. Автоматизация деятельности предприятия розничной торговли с использованием информационной системы Microsoft Dynamics NAV; Бином. Лаборатория знаний — М., 2020. — 511 c.
- Ивлев В. А., Попова Т. В. ABIS. Информационные системы на основе действий; 1С-Паблишинг — М., 2017. — 248 c.
- Избачков Ю., Петров В. Информационные системы; СИНТЕГ — Москва, 2020. — 656 c.
- Информационные системы — миф и действительность; Знание — М., 2016. — 986 c.
- Информационные системы в экономике; Вузовский учебник — М., 2018. — 416 c.
- Информационные системы в экономике; ИНФРА-М — М., 2021. — 240 c.
10 Информационные системы в экономике; Юнити-Дана — М., 2018. — 464 c.
- Исаев Г. Н. Информационные системы в экономике; Омега-Л — М., 2020. — 464 c.
- Краус М., Вошни Э. Измерительные информационные системы; Мир — М., 2020. — 310 c.
- Криницкий, Н.А.; Миронов, Г.А.; Фролов, Г.Д. Автоматизированные информационные системы; Наука — М., 2017. — 382 c.
- Любарский, Ю.Я. Интеллектуальные информационные системы; Наука — М., 2018. — 232 c.
- Любарский, Ю.Я. Интеллектуальные информационные системы; Наука — М., 2019. — 228 c.
- Маглинец Ю.А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам; Бином. Лаборатория знаний — М., 2020. — 742 c.
- Мезенцев К. Н. Автоматизированные информационные системы; РГГУ — Москва, 2018. — 176 c.
- Мезенцев К. Н. Автоматизированные информационные системы; Академия — М., 2015. — 176 c.
- Персианов Вячеслав Венедиктович; Логвинова Екатерина Ивановна Информационные Системы (Специальность Доу).Учебно-Методическое Пособие; РГГУ — Москва, 2021. — 197 c.
- Путькина Л. В., Пискунова Т. Г. Интеллектуальные информационные системы; СПбГУП — М., 2017. — 228 c.
- Раннев Г. Г. Измерительные информационные системы; Academia — М., 2018. — 336 c.
- Редько, В.Н.; Басараб, И.А. Базы данных и информационные системы; Знание — М., 2019. — 717 c.
- Рубичев Н. А. Измерительные информационные системы; Дрофа — М., 2018. — 336 c.
- Сенкевич Г. Е. Информационная система малого предприятия «с нуля». Самое необходимое; БХВ-Петербург — М., 2020. — 400 c.
- Хубаев Георгий Николаевич Информатика. Информационные системы. Информационные технологии. Тестирование. Подготовка к интернет-экзамену; Феникс — М., 2015. — 117 c.
- Цапенко, М.П. Измерительные информационные системы; Энергоатомиздат — М., 2017. — 440 c.
