-
-
- Обзор системы ELMA BPM
-
ELMA – это полнофункциональная система управления бизнес-процессами, имеет набор прикладных решений, созданных на её основе. Система ELMA разработана одноименной российской компанией, головной офис которой находится в Ижевске. Партнерская сеть (88 партнёров) охватывает значительную часть территории Российской Федерации, страны ближнего зарубежья, Польша, Турция. Систему ELMA используют более 700 компаний в России и СНГ.
Архитектура системы ELMA
ELMA состоит из набора программ:
- Сервер ELMA;
- Дизайнер ELMA;
- ELMA Agent.
Сервер ELMA является основным элементом системы, в нём выполняются бизнес-процессы.

Рис. Начальная страница сервера ELMA
Дизайнер ELMA – это приложение для моделирования бизнес-процессов в нотации BPMN 2.0. Это приложение необходимо устанавливать на компьютер бизнес-аналитика.
Рис. Дизайнер ELMA
ELMA Agent – это приложение, которое в режиме реального времени передаёт оповещения с сервера ELMA на компьютер пользователя.
Продуктовая линейка
На основе процессного подхода компания ELMA разработала на платформе ELMA BPM целый ряд готовых к использованию решений:
- ELMA ECM+ – электронный документооборот
- ELMA Проекты+ – управление проектами
- ELMA CRM+ – управление взаимоотношениями с клиентами
- ELMA KPI – управление ключевыми показателями
- ELMA Корпоративный портал – единое пространство для коллективной работы
Создание прикладных объектов на основе использования BPM-системы даёт возможность встроить процессы обработки документооборота, управления продажами, проектами в сквозные процессы компании и задействовать всех необходимых сотрудников компании. Использование модуля KPI позволяет построить ключевые показатели для сотрудников и автоматически рассчитывать их на основе автоматизированных бизнес-процессов.
Преимущества ELMA
- Дизайнер процессов простой и в то же время эффективный инструмент для моделирования;
- Использование самого лучшего на сегодня языка моделирования бизнес-процессов BPMN;
- Достаточно простые интерфейсы в настройках и исполнениях всех модулей;
- Для работы с системой достаточно Интернета и любого веб-браузера;
- Генератор регламентов бизнес-процессов (обязательное условие сертификации по стандарту качества ГОСТ-Р ИСО 9001:2001);
- Цена на систему в 2-3 раза ниже, чем на аналоги;
- Возможность самостоятельного изучения системы за счёт большого количества уроков и документации в открытом доступе.
Недостатки ELMA
- Ограничен функционал готовых решений;
- Невысокая скорость работы и «заторможенность» всей системы в целом;
- Нет возможности приобретать некоторые модули отдельно.
Стоимость ELMA
- ELMA Community Edition – бесплатная версия с неограниченным количеством пользователей и урезанным функционалом.
- ELMA BPM – 45 000 рублей. Все основные функции, до 200 пользователей. Лицензия – вечная.
- ELMA Enterprise – корпоративное решение. Стоимость — в зависимости от конфигурации.
-
-
- Сравнение решений
-
В таблице приведено сравнение описанных систем:
| Comindware | Первая форма | ELMA BPM | |
| Настройка бизнес-процессов пользователями, без программирования | √ | √ | √ |
| Установка на свой сервер | √ | — | √ |
| Поддержка нотации BPMN для моделирования бизнес-процессов | √ | — | √ |
| Графовая база данных | √ | — | — |
| Наличие визуального редактора для моделирования бизнес-процессов | √ | √ | √ |
| Единая среда разработки и исполнения бизнес-процессов | √ | √ | — |
| Возможность выгружать регламенты по реализованным бизнес-процессам | — | — | √ |
| Наличие механизмов отладки процессов | √ | — | √ |
| Определение текущего шага исполнения процесса в реальном времени | √ | √ | √ |
| Соответствие требованиям импортозамещению РФ | √ | — | √ |
| Возможность улучшения процессов | √ | √ | √ |
| Контроль эффективности сотрудников | √ | √ | √ |
| Интеграция с 1С | √ | √ | √ |
| Интеграция с IP-телефонией | √ | √ | √ |
| Интеграция с email-сервисами | √ | √ | √ |
| Наличие мобильной версии | √ | √ | √ |
| Наличие демоверсий | Демоверсии онлайн | — | Демоверсия по запросу |
В результате рассмотрения принято решение в пользу системы ELMA, как наиболее соответствующей задачам ООО «ЭлектроПрофи», оптимальной по цене и наличием в г. Новосибирске 3-х партнёров компании ELMA.
- Конструкторский раздел
- Техническое задание проектируемой системы
- Общие сведения
- Техническое задание проектируемой системы
Полное наименование системы: Обработка заявок пользователей в техническую поддержку ООО «ЭлектроПрофи».
Разработчик: Зубцова Я.И. студентка 4-го курса НГТУ группы АП-826 кафедры АСУ АВТФ.
Заказчик: ООО «ЭлектроПрофи.
Научный руководитель: Курчеева Г. И., к.э.н., доцент.
Финансирование проекта проводится за счет собственных средств.
-
-
- Основание для разработки
-
Разработка ведется в рамках выпускной квалификационной работы и на основании отсутствия в настоящий момент автоматизации бизнес-процесса обработки заявок пользователей.
-
-
- Назначение и цели разработки
-
Автоматизация бизнес-процессов обращений пользователей в службу техподдержки ИТ-отдела предназначена для:
- упорядочивания и регламентации учёта заявок пользователей технических и программных средств компании, отслеживания их выполнения;
- возможности иметь единую точку обращения к службе поддержки.
- возможности контроля за прохождением заявки по маршруту выполнения работ;
- информирование пользователей об изменении статуса заявки;
- учёт затраченного времени и план-фактный анализ временных характеристик;
- возможность инициировать процесс управление проблемами;
- возможность пополнять базу знаний типовыми ситуациями;
- получения отчётности.
Целью проекта является совершенствование системы управления компании за счет внедрения комплексной системы управления бизнес-процессами ELMA BPM на примере пилотного внедрения автоматизации бизнес-процесса обработки заявок пользователей при обращении в ИТ-отдел компании.
Внедрение для ИТ-отдела ориентировано на достижение следующих целей компании:
- снижение численности штата сотрудников, при сохранении тенденции повышения производительности труда, решать до 20% заявок с помощью базы знаний;
- улучшение качества обслуживания, снижение времени обработки поступающих заявок, снизить время обработки заявки в 2 раза;
- снизить количество потерянных заявок до 1%;
- проведение оптимизации ИТ-процессов;
- централизация ИТ-процессов;
- повышение удовлетворённости пользователей;
- демонстрация возможностей программного продукта ELMA BPM с целью последующего масштабирования решения.
-
-
- Характеристики объекта автоматизации
-
Объектами автоматизации являются процессы регистрации обращения пользователей в ИТ-службу компании, их рассмотрение и выполнение необходимых мероприятий для решения проблем. Эти процессы включают в себя:
- регистрацию заявок,
- согласование заявок,
- классификацию заявок,
- консультирование пользователей,
- выполнение заявок специалистами техподдержки,
- выявление проблем появления инцидентов,
- формирование базы знаний.
Проект охватит центральный офис компании ООО «ЭлектроПрофи» (г. Новосибирск), в последующем будут подключены филиалы в г. Красноярск, г. Иркутск.
-
-
- Требования к функциональным характеристикам
-
Новая система должна обеспечивать выполнения следующих функций:
- Учет и обработка заявок пользователей:
- регистрация заявки пользователем;
- классификация заявки, определение приоритета;
- назначение ответственного специалиста техподдержки;
- формирование отчётов.
- Контроль выполнения заявок:
- контроль за маршрутом выполнения операций;
- учёт затрат времени специалистов техподдержки;
- назначение сроков исполнения заявки;
- эскалация заявки при необходимости.
- Управление проблемами (шаги процесса):
- формирование проблемы;
- разбор проблемы;
- выработка решения проблемы;
- проверка правильности решения.
- Управление базой знаний:
- Систематизация и накопление статей в базе знаний.
-
-
- Нефункциональные требования
-
Система должна удовлетворять следующим технологическим требованиям:
- наличие единого окна, где собираются все заявки;
- автоматическая настраиваемая нумерация заявок;
- функциональные генераторы отчетов;
- выполнение задач и документирование трудозатрат;
- наличие статусов заявки;
- возможность назначения/переназначения ответственных;
- возможность проставления внутренних комментариев;
- автоматический расчёт приоритета заявки и предельного срока исполнения;
- настройка email-уведомлений при прохождении заявки по процессу;
- возможности интеграции с 1С;
- возможность программирования и реализации собственной сложной логики;
- работа с системой должна осуществляться через Web-браузер (IE, Chrome, FireFox, Яндекс, Safari) и/или через приложение для iPad;
- используемая СУБД: PostgreSQL;
- система должна быть российского производства.
-
-
- Требования к структуре
-
Разрабатываемая система должна содержать следующие функции:
- Работа со справочниками
- Пользователи;
- Маршрут согласования;
- Каталог услуг;
- Календари.
- Ввод первичной информации
- Заявки;
- Проблемы;
- Статьи базы знаний.
- Получение отчётов
- Журнал поступления заявок;
- Отчет о закрытых заявках;
- Отчёт о невыполненных заявках пользователей ИС компании за период;
- Отчет в разрезе сотрудников технической поддержки;
- Ведение базы знаний
-
-
- Технические требования для установки системы
-
Данный раздел содержит минимальные системные требования для установки и корректной работы ПП ELMA BPM редакции Стандарт.
Системные требования для ДИЗАЙНЕРА ELMA.
В таблице указаны требования к программному и аппаратному обеспечению для установки дизайнера системы ELMA. Дизайнер, как правило, устанавливается бизнес-аналитику и системному администратору:
| Операционная система | MS Windows 7 и выше, поддерживающие .NET 4.8 |
| Минимальные аппаратные требования | Процессор: Тактовая частота 2.4 GHz и выше Жесткий диск: не менее 1 Gb на системном диске и не менее 2 Gb свободного дискового пространства для приложения Память: 1 Gb Сеть: LAN 100 Mbit/sec и выше |
Системные требования для СЕРВЕРА ELMA
Программные и аппаратные требования для установки сервера системы ELMA:
| Операционная система | Серверные версии ОС: MS Windows Server Standard 2008 R2 (х64) и выше, поддерживающие .NET 4.8. Рекомендованная версия — Windows Server 2016. |
| Компоненты ОС | MS IIS Server 7.5 и выше (включен в состав ОС) |
| Дополнительное ПО | Microsoft SQL Server 2008 и выше, рекомендованная версия — Microsoft SQL Server 2017. Microsoft .NET Framework 4.8 PostgreSQL 12 и выше или PostgreSQL Pro 12 и выше |
| Минимальные аппаратные требования (до 150 лицензий)* | Сервер 1 (Сервер приложений) Процессор: 8 ядер, тактовая частота 2.2 GHz и выше (Рекомендуется Intel Xeon). Жесткий диск:
Память: 8 Gb Сетевое подключение: LAN 100 Mbit/sec и выше. Сервер 2 (Сервер БД) Процессор: 8 ядер, тактовая частота 2.2 GHz и выше (Рекомендуется Intel Xeon). Жесткий диск:
Память: 12Gb Сетевое подключение: LAN 100 Mbit/sec и выше |
Системные требования для РАБОЧЕГО МЕСТА ELMA
В таблице указаны требования к программному и аппаратному обеспечению для организации рабочего места сотрудника компании. Система предоставляет доступ к данным через веб-интерфейс:
| Операционная система | Microsoft Windows Linux (Ubuntu, Debian, Red Hat, SuSe) OS X |
| Поддерживаемые Веб-браузеры | Microsoft Internet Explorer 11.0 и выше Mozilla Firefox 71 и выше Google Chrome 78 и выше Microsoft Edge Safari 13 и выше Спутник |
| Минимальные аппаратные требования | Процессор: Тактовая частота 1 GHz и выше Память: 256 Mb Разрешение экрана: 1024×768 и выше, цвет 16 bit и выше Сетевое подключение: Канал связи 1 Mb/sec и выше |
-
-
- Требования к численности и квалификации персонала системы
-
Для эксплуатации системы определены следующие роли:
- Пользователи (Инициатор);
- Руководитель инициатора;
- Диспетчер ИТ-отдела (1-я линия поддержки);
- Специалисты технической поддержки (2-я линия поддержки);
- Специалисты программной поддержки (2-я линия поддержки);
- Специалист базы знаний;
- Администратор.
Инициатор формирует и согласовывает с руководителем (в случае необходимости) заявку в ИТ-отдел. Инициатор должен быть зарегистрирован в системе и обладать навыками работы в системе Windows.
Диспетчер ИТ-отдела: консультирует пользователей по простым вопросам, классифицирует заявки (приоритет, срок исполнения). Диспетчер должен обладать определённым опытом в использовании ИТ-систем, уметь оказывать первую помощь пользователям.
Специалист технической/программной поддержки исполняют заявку.
Специалист базы знаний отвечает за ведение базы знаний. Специалист базы знаний должен владеть навыками систематизации проблем, умения их описывать и регистрировать в Базе Знаний.
Администратор выполняет установку, настройку и конфигурирование системы, администрирование веб-сервера, резервное копирование и восстановление базы данных, настраивает интеграцию с внешними системами, ведёт справочник учётных записей пользователей.
Администратор является ключевым специалистом и должен обладать высоким уровнем квалификации и практическим опытом выполнения работ по установке, настройке и администрированию программных средств, применяемых в системе.
Количество пользователей определяется потребностями Заказчика.
Непосредственный доступ к администрированию системы имеется у администратора системы и разработчика.
-
-
- Требования к надежности
-
Надежность аппаратных и программных средств должна обеспечиваться за счет следующих организационных мероприятий:
- пользователи и обслуживающий персонал программно-технического комплекса должны пройти обучение и быть аттестованы;
- должен быть разработан регламент выполнения процессов администрирования;
- должен выполняться регулярный контроль соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания программно-технических средств;
- серверы компании должны быть обязательно укомплектованы источником бесперебойного питания с возможностью автономной работы системы не менее 120 минут;
- систематическое, не реже 2 раза в сутки, выполнение резервного копирования данных.
Надежность программного обеспечения должна обеспечиваться за счёт:
- в случаях сбоев программный комплекс должен иметь возможность восстановления в течение 60 минут;
- надежность прикладного ПО должна быть обеспечена и подтверждена Разработчиком;
- обязательное выделение мероприятий отладки, поиска и исключения ошибок от продуктивной системы;
- должен вестись журнал учёта системных сообщений и ошибок по компонентам системы, чтобы была возможность анализа и корректировки конфигурации.
-
-
- Требования к безопасности
-
В рамках бизнес-процесса должна быть матрица ответственности, которая должна содержать следующую информацию:
- Исполнитель (роль в процессе);
- Участие в процессе:
- Владелец,
- Участник,
- Информируется,
- Куратор.
Информационные поля, которые выводятся на экран должны иметь возможность «только для чтения», «обязательное» к заполнению.
В системе должен быть реализован доступ на уровне каждого пользователя или группы пользователей.
Доступ к документам и папкам должен быть на нескольких уровнях: просмотр/загрузка, редактирование, создание, полный доступ.
Доступ к отчётам и справочникам должен быть на уровне пользователь/роль.
Доступ к администрированию системы предоставляется разработчику и заказчику. В данном случае для заказчика права ограничены, так как он не имеет нужной квалификации и его действия могут привести к сбоям.
Заказчик имеет доступ только к системе управления.
-
-
- Состав и содержание работ
-
В таблице 4 приведены этапы, работы и содержание работ по внедрению системы управления бизнес-процессами:
Таблица 4 — Состав и содержание работ
| Наименование работы | Содержание работы |
| 1.Организация проекта | |
| Проведение инициирующего совещания с заказчиком | Знакомство, презентация системы, обсуждение общего плана работ, организационных мероприятий. |
| Разработка Устава проекта | Определение состава работ, объёма проекта, бюджета проекта. |
| Обследование /интервьюирование | Сбор информации по бизнес-процессам. |
| Формирование ТЗ на решение | |
| Разработка прототипа системы | Разработка укрупнённых схем процессов. |
| Согласование и доработка ТЗ на решение | Уточнения бизнес-процессов. |
| Подписание ТЗ | |
| 2.Реализация проекта | |
| Установка системы на сервере Заказчика | Базовая настройка конфигурации Создание организационной структуры Заведение пользователей |
| Настройка портальной части системы | Настройка домашних страниц отделов Подготовка реестра стартовых портлетов для групп пользователей Настройка функционала телефонного справочника (поиск, настройка доступа) |
| Настройка контура работ «Управление бизнес-процессами» | БП1: Заявка в ИТ-отдел БП2: Управление проблемами БП3: Управление базой знаний БП4: Улучшение бизнес-процесса |
| 3. Эксплуатация системы | |
| Тестовая эксплуатация | Запуск в тестовую эксплуатацию Установка системы на продукционном стенде Перенос с тестового стенда на продукционный Обучение администратора Обучение пользователей Написание методических пособий Сбор замечаний Устранение замечаний |
| Опытная эксплуатация | Запуск в опытную эксплуатацию Перенос с тестового стенда на продукционный Обучение пользователей Сбор замечаний Устранение замечаний Завершение опытной эксплуатации |
| Промышленная эксплуатация | Запуск в промышленную эксплуатацию |
3. Программно-технологический раздел
- Построение организационной структуры
Начальным этапом работы в системе ELMA BPM является моделирование организационной структуры. Моделирование выполняется в Дизайнере ELMA:
В данном случае вносим в систему не всю оргструктуру компании ООО «ЭлектроПрофи», а только необходимые подразделения для работы наших бизнес-процессов.
По окончанию моделирования оргструктуры сохраняем её и публикуем в системе.
-
- Объектная модель
Объект – это сущность, имеющая определенный набор заданных параметров и свойств, определяющих ее поведение. Все данные в системе ELMA хранятся в виде объектов и взаимосвязей между ними.
Объектная модель – это совокупность объектов и перечислений, существующих в системе, их свойств, параметров и взаимосвязей. Объектная модель определяет структуру хранения пользовательских данных в системе.
-
-
- Документ «Заявка»
-
В качестве входной информации для разрабатываемого решения используется Заявка на обслуживание – поступает от пользователей компании по одному из каналов связи (веб-приложении ELMA, мобильное приложение ELMA Mobile).
В табл. приведен состав свойств типа документа «Заявка»:
Табл. Состав свойств типа документа «Заявка»
| № | Имя свойства | Тип | Отображаемое имя на форме | Поиск | Комментарий |
-
-
- Справочник «Каталог услуг»
-
Новый справочник. Служит для хранения категорий видов и типов услуг, согласно которых пользователи подают заявки в ИТ-отдел.
Наименование: Fri_KindEvent
Табл. Справочник «Каталог услуг»
| № | Имя свойства | Тип | Отображаемое имя на форме | Комментарий |
| 1. | Категория | |||
| 2. | Тип | |||
| 3. | Вид | |||
| 4. | Трудоёмкость | |||
| 5. | Плановое время исполнения | |||
| 6. | Плановое время согласования | |||
| 7. | Плановое время уточнения | |||
| 8. | Коэффициент сложности | |||
| 9. | Группа ответственности | |||
| 10. | Согласовать с руководителем | |||
-
-
- Справочник «Пользователи»
-
Справочник Пользователи хранит сведения о сотрудниках компании, являющихся пользователями системы. Включает следующие поля:
Табл. Справочник «Пользователи»
| № | Имя свойства | Тип | Отображаемое имя на форме | Комментарий |
| 1. | ФИО | |||
| 2. | Код подразделения | |||
| 3. | Должность | |||
| 4. | | |||
| 5. | Телефон | |||
| 6. | Комната | |||
| 7. | Логин | |||
| 8. | Пароль | |||
| 9. | Дата регистрации |
-
-
- Нумератор для «Заявки»
-
Для типа документа «Заявка» настраивается нумератор.
Таблица 52. Настройки нумератора для «Заявка»
| Название: | Нумератор для «Заявка» |
| Приращение: | 1 |
| Текущее значение: | 0 |
| Описание: | Используется для типа документа «Заявка». |
