Меню Услуги

Автоматизированное рабочее место сервис-инженера отдела информационных технологий. Часть 2.


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2.2. Анализ и выявление проблем в области системы автоматизации в отделе

В дипломном проекте требуется разработать информационную систему  автоматизации деятельности ИТ-отдела компании.

В настоящее время для ведения оперативного учета в ИТ-отделе используется автоматизированная система, введенная в эксплуатацию несколько лет назад. Но эта система устарела технически и морально. Она не позволяет полностью автоматизировать все процессы в системе. Формирование управленческой и статистической отчетности о работе ИТ-отдела производится вручную с помощью офисных средств «Microsoft Excel» и «Microsoft Word», что занимает много времени и требует большой концентрации внимания. Процесс обработки заявок от других отделов тоже несколько затруднен.

Таким образом, основными недостатками при существующей практике решения данной задачи являются:

  • низкая оперативность;
  • несовершенство в процессах хранения, обработки и использования информации;
  • большая погрешность данных, т.к. составление отчетов происходит не в автоматическом режиме;
  • трудоемкий процесс составления отчетов.

Сущность задачи разработки заключается в автоматизации работы ИТ-отдела компании. Внедрение новой автоматизированной системы  позволит устранить вышеперечисленные проблемы.

Задачи разработки должны включать:

-автоматизацию учета задач, поставленных руководством компании и другими подразделениями, а также внутри самого отдела;

— автоматизацию учета задач, поступающих от клиентов отдела.

В результате решения поставленных задач должны быть получены следующие результаты:

Обеспечение эффективной работы отдела:

— обеспечения непрерывного функционирования бизнес-процессов;

— создание единого инструмента для управления производственной деятельностью отдела;

— снижения трудоемкости операций по подготовке отчетов и данных.

Повышение качества обслуживания смежных подразделений за счет:

-увеличение «прозрачности» процессов взаимодействия с подразделениями;

— сокращение времени обслуживания заказчиков;

— обеспечение руководства достоверной оперативной информацией;

— создание, поддержание в актуальном состоянии, надежное хранение информации, обеспечение защиты от несанкционированного доступа к ней.

Разрабатываемая система должна отвечать следующим принципам:

-Организационная масштабируемость. Ввод в действие системы на предприятии первоначально возможен на одном рабочем месте с дальнейшим, по мере необходимости, увеличением количества рабочих мест без потери накопленной в базе данных информации.

— Корпоративность. Обеспечение доступа пользователя, при наличии у него соответствующих полномочий, к функциям системы;

— Управляемость. При возникновении необходимости в структурной реорганизации учреждения – гибкая переналадка системы не приводит к остановке в ее работе.

— Защищенность. Обеспечение разграничения доступа к базе данных системы по правам пользователей.

Разработанная система должна работать без прерываний при возникновении критических ошибок, даже тех, которые возникают по вине пользователя или из-за ошибок во входных данных. Соответственно, секции программы, в которых возможно возникновение таких ошибок должны обрабатываться в программе особым образом. В случае возникновения ошибки после выдачи соответствующего предупреждения программа должна продолжить свою работу.

Программа должна обеспечить физическую и логическую целостность базы данных. При изменении или удалении данных программа должна поддерживать ссылочную целостность информации в базе данных.

В дипломном проекте требуется разработать информационную систему  автоматизации деятельности ИТ-отдела.

Система должна быть разработана как конфигурация для системы 1С: Предприятие 8.1. Разработку необходимо вести «с нуля», не на основе какой-либо типовой конфигурации 1С. Типовые конфигурации 1С могут рассматриваться как образец создания качественной  конфигурации в системе 1С, из них могут быть почерпаны идеи по интерфейсу разрабатываемой конфигурации, построению ее структуры, программированию модулей.

Основная задача разрабатываемой конфигурации – автоматизация работы ИТ-отдела в части учета заявок на выполнение определенных работ и заданий,  поступающих от клиентов, других отделов или рождающихся в самом отделе. Система должна позволять в формализованном виде вводить такие заявки в систему, указывать в заявке  все необходимые свойства, которые полностью характеризуют заявку, назначать исполнителей, проставлять отметку о выполнении, назначать подзадачи.

Систему необходимо реализовать как многопользовательскую. Одновременно с системой могут работать несколько человек, причем разграничение прав доступа должно быть настроено таким образом, что пользователь может работать только в рамках дозволенных ему полномочий. Справочник пользователей должен быть реализован в виде иерархического дерева, вложенность узлов которого отражает иерархию ИТ-отдела. Такая организация справочника пользователей позволит настроить права на редактирование «чужих» документов. Справочник пользователей конфигурации должен быть связан со списком пользователей конфигурации, задаваемом в программном модуле Конфигуратор. В Конфигураторе задаются пользователи, назначаются им права доступа к данным и интерфейс, устанавливается пароль, а в справочнике «Пользователи» настраивается иерархия пользователей, определяется, кто кому подчинен и назначаемся права на редактирование задач. Так как пользователи системы, создаваемые в Конфигураторе и содержащиеся в справочнике «Пользователи» — это одни и те же люди, то должна быть однозначная связь между ними. Система при идентификации пользователя, входящего в систему (по логину и паролю) должна сопоставить его с единственной записью в справочнике «Пользователи» и при создании и редактировании документов использовать настройки этой записи и ее положение в дереве иерархии справочника «Пользователи».

Центральным объектом разрабатываемой конфигурации должен стать документ «Задача». Документ «Задача» — это формальное представление реального задания, поступившего на исполнение в ИТ-отдел. В реальной жизни рождение задания может произойти различными способами: оно может поступить от клиента, его может поставить руководство, заявка может поступить из другогоотдела компании в письменном или в устном виде, задачу может поставить сам начальник отлдела, или руководитель группы, в конце концов, сотрудник отдела может поставить задачу сам себе. В любом случае реальное задание вводится в систему как документ «Задача».

Права на редактирование документа «Задача», назначение исполнителей, проставление отметок об исполнении  исполнителями своих частей задачи и всей задачи целиком зависят от настроек прав доступа пользователя, который ввел задачу в систему. Полные права на редактирование документа есть только у автора документа – пользователя, который создал этот документ «Задача». Права на редактирование «чужих» документов пользователем, который в данный момент работает с системой, определяются местоположением данного пользователя  в иерархии пользователей. Так для документов, авторами которых являются пользователи, стоящие в иерархии ниже данного пользователя (его подчиненные), у данного пользователя есть права на редактирование документа, но только при условии, что у него установлено свойство «Право руководителя». А для документов, авторами которых являются пользователи, стоящие в иерархии выше данного пользователя (его начальники) у данного пользователя есть только право проставить отметку об исполнении своей части задачи в списке исполнителей «чужого» документа «Задача». Такая гибкая настройка прав позволяет пользователям редактировать документы только в пределах своей компетенции.

Документ «Задача» должен позволять вводить достаточное количество свойств, которые могут полностью описать поставленное задание. Это должны быть следующие свойства:

-Номер задачи (присваивается автоматически);

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— Наименование задачи;

— Автор задачи – пользователь из справочника «Пользователи», который в своем сеансе работы ввел в систему новый документ «Задача». Этот пользователь автоматически определяется системой при аутентификации пользователя при входе в систему на основе логина и пароля.

— Дата постановки задачи – дата документа. Автоматически устанавливается в текущую дату при создании нового документа, но может быть изменена вручную.

— Ожидаемая дата завершения задачи – проставляется вручную.

— Реальная дата завершения задачи. Проставляется автоматически при установки статуса документа «Выполнен», не редактируется вручную. Наличие в документе ожидаемой и реальной даты выполнения позволяет оценить желаемое и реальное время выполнения задачи и отследить «просроченные» задачи.

— Краткое описание задачи – строка с кратким описанием задачи;

— Полное описание задачи – многострочное текстовое поле, содержащее подробное описание задачи;

— Проект – проект, к которому относится задача, ссылка на справочник проектов;

— Важность – степень важности задачи, ссылка на справочник степеней важности;

— Объем работ – количество часов, которые предполагается выполнять работу;

— Комментарий – многострочное тестовое поле для произвольных комментариев по задаче.

Кроме этих свойств, которые на форме документа отображаются отдельными полями, задача характеризуется свойствами, которые представляются в виде списков. Целесообразно реализовать каждое такое свойство-список в виде отдельной табличной части документа «Задача».

Список контактов. Это список контактов с людьми, с которыми возможно придется контактировать в ходе выполнения этой задачи. Каждая строка этой табличной части содержит сам контакт (ссылка на справочник контактов) и описание контакта, или тема контакта.

Список исполнителей. Это список сотрудников районного узла связи (пользователей системы), которые назначены исполнителями по данной задаче. Таких исполнителей может быть несколько. Для каждого исполнителя прописывается:

-Процент исполнения исполнителем своей части задачи;

— Признак ознакомления исполнителя со своей частью задачи;

— Дата ознакомления исполнителя;

— Признак полного выполнения исполнителем свой части задачи;

— Дата выполнения исполнителем своей части задачи;

— Комментарий.

Как уже было описано выше права пользователя на редактирование документа ограничены положением пользователя в иерархии справочника пользователей. Программа должна давать возможность добавлять исполнителей только автору документа, а проставлять и отметку об ознакомлении только самому исполнителю, а отметку об исполнении – только самому исполнителю или его начальнику.

Список подзадач. Нередко в жизни бывают ситуации, когда для выполнения одной задачи нужно выполнить одну или несколько других задач, для выполнения которых в свою очередь может понадобиться выполнить  свои подзадачи. Получается некоторая древовидная структура задач и подзадач, которые вложены друг в друга. Так, например, для выполнения задачи «Прокладка локальной сети» требуется выполнить самостоятельную задачу «Приобретение кабеля и коммутационногооборудования». Таким образом, каждая задача может иметь список подзадач, выполнение которых является условием выполнения данной задачи.  В свою очередь, данная задача может являться подзадачей другой, более масштабной задачи. Список подзадач должен отображать все подзадачи, входящие в данную задачу с возможностью его редактирования. Кроме того, целесообразно реализовать механизм быстрого создания новой задачи, для которой текущая  задача является подзадачей.

Список ресурсов. Для выполнения задачи могут потребоваться какие-то материалы, инструменты, другие ресурсы. Список необходимых ресурсов должен указываться в табличной части «Ресурсы» документа «Задача».

Отдельным моментом, на который следует обратить внимание при разработке документа «Задача» является механизм выполнения задачи. Признак выполнения задачи – это специальный признак такого состояния задачи, при котором задача считается полностью выполненной. Для реализации такого признака целесообразно использовать механизм проведения документов системы 1С: Предприятие. Если документ проведен – то задача считается выполненной, если не проведен – не выполнена. Проведение документа возможно только при условии выполнения (проведения) всех подзадач, входящих в данную задачу и исполнения (проставления признака исполнения) всеми исполнителями своих частей данной задачи. Только в этом случае документ может быть проведен.

Реквизит «Ожидаемая дата выполнения» документа «Задача» может изменяться пользователем вручную, но программа должна отслеживать изменения ожидаемой даты выполнения задачи  и сохранения истории этих изменения. Это необходимо сделать для контроля недобросовестных исполнителей, периодически «отодвигающих» ожидаемую дату выполнения задачи.

Документ «Задача» должен иметь печатную форму, которая представляет из себя карточку задания, в которой отображаются все поля-свойства и свойства-списки задачи.

Программа должна предоставлять возможность просмотра задач в виде списка с указанием основных свойств задач, а также карточки задачи в виде отдельной формы с указанием всех свойств задачи.

Как видно из вышеописанного, некоторые поля документа «Задача» являются ссылками на справочники конфигурации. В конфигурации необходимо разработать следующие справочники:

— Контакты – справочник юридических и физических лиц, организаций и их адресов, любых других данных, которые указываются в качестве контактных для задач. Эта информация носит консультативный характер и играет роль «телефонного справочника» для пользователя.

Проекты – справочник проектов, в рамках которых могут выполняться задачи. Другими словами – проект – это формальное объединения нескольких задач. В дальнейшем при составлении отчетов можно будет получать данные в разрезе проектов.

-Степени важности – степени важности задач, определяемые пользователем. В дальнейшем при составлении отчетов можно будет получать данные в разрезе степеней важности;

— Ресурсы – список материалов и других материальных ресурсов, требующихся для выполнения задач;

— Единицы измерения – список единиц измерения ресурсов;

Работа со списком задач и каждой задачей в отдельности конечно облегчает работу с заданиями ИТ-отдела, но для получения суммарной информации по всем задачам за определенный период необходимо в конфигурации разработать отчет, который позволил бы выводить данные о задачах. Отчет должен позволять выводить данные в разрезах любых свойств задач, группируя по любым признакам. Отчет должен позволять накладывать любые условия на выборку данных, а также настраивать состав выводимых полей и внешний вид отчета.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Вывод по главе:

Таким образом, для того чтобы ускорить работу отделов, что в конечном итоге скажется на качестве и быстрате выполнения заказов, нужно разработать программный комплекс по автоматизации рабочего места инженера ИТ компании.

Автоматизированный учет задач позволил бы объективно отслеживать объем работ, выставляемых перед ИТ-отделом, а главное отслеживать эффективность и своевременность их исполнения. Наличие статистики исполнения (или неисполнения) поставленных задач позволит анализировать деятельность отдела и четко планировать работу в области информационных технологий. Анализ задержек в исполнении задач позволит вскрыть глубинные проблемы ИТ-структуры предприятия, проанализировать причины, приводящие к таким задержкам, наметить пути их устранения. Объективная оценка объема и сложности работ, выполненных каждым сотрудником, позволит производить честную и объективную оплату труда сотрудников.

3. Совершенствование автоматизации рабочего места сервис-инженера отдела ИТ и оценка эффективности

3.1 Выбор средств разработки

В качестве операционной системы, в которой будет функционировать разработанная в ходе дипломного проектирования система, предполагается использовать операционную систему семейства Windows. Такой выбор объясняется развитым удобным графическим пользовательским интерфейсом данного семейства операционных систем, а также ее популярностью на российском рынке. Многие фирмы-производители программного обеспечения, в том числе систем разработки приложений, также ориентированы на это семейство операционных систем, что привело к наличию на рынке большого количества систем программирования, позволяющих разрабатывать программное обеспечение для Windows. Эта операционная система имеет очень большой набор утилит и служебных программ, предназначенных для администрирования, управления и диагностики системы, а также прикладных приложений. Кроме того, она поддерживает обширный программный интерфейс для написания собственных приложений для работы в этой операционной среде.

При выполнении дипломного проекта нами сразу была взята ориентация на разработку собственного продукта, а не на использование одного из существующих. Такая установка была сделана исходя из того, что в собственной разработке всегда можно реализовать специфические, необходимые только на данном предприятии возможности. Не исключено, что требования к реализации таких возможностей появятся уже после разработки и внедрения системы, на этапе работы, если у заказчика появятся новые взгляды на необходимый функционал системы, предложения по улучшению или изменению логики поведения документов, требования к отчетам. Вполне могут возникнуть пожелания о разработке новых отчетов, или изменении существующих. Реализовать такие требования заказчика возможно лишь имея системы собственной разработки, так как готовые разработки поставляются, как правило, без исходных кодов программ и не могут быть модифицированы или дополнены.

Таким образом, перед нами не стоит выбор  какую систему автоматизации учета и контроля поступающих заявок приобрести для использования в отделе ИТ,  а стоит выбор какую технологию программирования использовать для написания собственного программного продукта и какой язык и систему программирования выбрать под эту технологию.

Сегодня в мире программирования существует способ быстрой разработки приложений, основанный на понятии метаданных. Типичным примером такого подхода является система 1С: Предприятие, структура которой показана на Рисунку 1.Она имеет встроенный язык, но этот язык является лишь дополнением к основе программы – конфигурации. Конфигурация 1С – это совокупность прикладных объектов, каждый из которых максимально близко отражает объект предметной области. Использование прикладных объектов – это главное отличие систем типа 1С. Прикладной объект – это объект платформы, который описывает данные и поведение объекта реального мира. Так для документа «Задача» в конфигурации создается прикладной объект Документ.Задача полностью описывающий все свойства и все возможные действия с этим документом. Вообще с точки зрения ускорения разработки система 1С: Предпритие не оставляет традиционным системам типа С++ никаких шансов. Использование древовидной иерархии типов прикладных объектов, возможность создания собственных прикладных объектов на основе стандартных типов, конструкторы прикладных объектов, запросов и отчетов, редактор форм позволяют быстро создавать конфигурации максимально приближенные к предметной области. При этом платформа 1С берет на себя все технические моменты работы с прикладными объектами связанные с организацией отображения и ввода данных. Так, например,  программисту 1С совершенно не требуется задумываться о программировании таблицы документов на экранной форме и  реагировать на события добавления, удаления изменения в ней записей. При этом программисту С++ придется описывать это все «в ручную». Программист 1С все свое время тратит лишь на реализацию функционала прикладных объектов, а не на сопутствующие функции. Программирование на 1С ведется  в терминах предметной области, для которой разрабатывается конфигурация, а разработанная конфигурация фактически является моделью этой предметной области.

В настоящее время существует огромное количество автоматизированных информационных систем позволяющих разрабатывать прикладные решения. Среди них особо следует выделить систему «1С: Предприятие 8.1. Остановимся более подробно на этой системе, во-первых как на наиболее типичной системе решения задач учета, а во-вторых как на наиболее популярной на российском рынке системы.

Основным отличием системы «1С: Предприятие 8.1» как и других ERP-систем является разделение метаданных и данных и представление системой способа управления данными при помощи метаданных и специального языка работы с данными. Это позволяет в рамках системы «1С: Предприятие 8.1» создавать прикладные решения – конфигурации.

«1С: Предприятие 8.1» является гибкой настраиваемой системой, с помощью которой можно решать широкий круг задач в сфере автоматизации деятельности предприятий. Специфические алгоритмы конфигурации описываются в систе­ме «1С: Предприятие 8.1» при помощи программной компоненты Конфигуратор в программных модулях, содержащих тексты на встроенном языке системы 1С: Предприятие 8.1. Система позволяет решать очень широкий круг задач. Безусловно, огромная функциональность этой системы, ее гибкость и настраиваемость, удобство поиска и отбора информации, предоставляемые аналитическая отчетность могут быть использована как образец при разработке нашей информационной системы.

В основе системы лежит гибкая технологическая платформа, возможности которой позволяют создавать и модифицировать самые разнообразные бизнес-приложения. Такая универсальность достигается благодаря тому, что 1С: Предприятие – это не просто программа, существующая в виде набора неизменяемых файлов, а совокупность программных инструментов с которыми работают разработчики и пользователи.

Основным концептуальным решением, отличающим систему 1С: Предприятие от универсальных систем разработки является четкое разделение на платформу и прикладное решение. Прикладное решение является самостоятельной сущностью и может выступать в качестве отдельного программного продукта. Однако создание, модификация и собственно функционирование прикладного решения невозможно без использования технологий и механизма платформы.

Рисунок 1 — Структура технологической платформы 1С: Предприятие

Предпочтение в пользу системы 1С: Предприятие 8.1 сделано в силу ряда причин, выгодно ее отличающих. В системе  разработчики реализовали целый ряд преимуществ, позволяющих реализовывать конфигурации, гораздо более эффективные, чем в других системах, а именно:

— Разработан механизм поставки и поддержки конфигураций.

— Разработан эргономичный дизайн пользовательского интерфейса, ориентированный на облегчение освоения программ неподготовленными пользователями и обеспечение высокой скорости работы для опытных пользователей, что особенно актуально при массовом вводе информации.

— Разработана унифицированная объектная модель системы.

— Скорость освоения платформы велика за счет унифицированной объектной модели системы, так же как и скорость разработки конфигураций.

— У справочников, документов и других объектов конфигурации поддерживаются табличные части.

— Расширен набор элементов управления, их свойств и событий.

— Разработан механизм запросов, ориентированный на обработку экономической информации. Запросы рекомендуется использовать как основное средство извлечения данных.

— Отладчик включен в Конфигуратор. Он умеет показывать специальный список свойств объектов с указанием их значений и типов. Есть возможность просмотреть коллекции, например, массивы и таблицы значений.

— Достигнуто значительное увеличение масштабируемости прикладных решений при правильном использовании механизма платформы, особенно для клиент-серверного варианта работы.

Прикладные решения 1С: Предприятие являются открытыми, что позволяет пользователю самому модифицировать прикладное решение. При этом никакого дополнительного программного обеспечения для разработки и модификации прикладных решений не требуется – все средства включены в платформу.

Прикладные решения не пишутся на языке программирования в обычном понимании этого слова. Вместо этого используется более абстрактная технология – технология метаданных. Метаданные представляют собой иерархическую структуру объектов, полностью описывающую все прикладное решение. Отличительной особенностью технологии метаданных является визуальное конструирование прикладного решения, что в разы убыстряет и упрощает разработку по сравнению с традиционными способами.

Для того чтобы реализовать специфические алгоритмы поведения тех или иных объектов конфигурации используется встроенный язык и язык запросов.

Встроенный язык похож на обыкновенный язык программирования, но имеет свои специфические особенности.

Язык запросов основан на SQL, но при этом содержит значительное количество расширений, ориентированных на отражение специфики финансово-экономических задач и на максимальное сокращение усилий по разработке прикладных решений.

Платформа изолирует разработчика от низкоуровневого программирования. Разработчик не обращается к базе данных напрямую, а манипулирует объектами, командами встроенного языка и запросов. Платформа сама транслирует их в соответствующие команды SQL-сервера в случае клиент-серверного варианта работы или команды собственной СУБД для файлового варианта.

Возможность использования файлового, представленного на рисунке 2, или клиент-серверного, представленного на рисунке 3, варианта работы позволяет адаптировать решение для конкретного пользователя в зависимости от объема задачи.

Рисунок 2 — Файловый вариант работы
Рисунок 3 — Клиент-серверный вариант работы

В платформу включен целый ряд механизмов, ориентированных на быструю разработку эргономичного пользовательского интерфейса.

Все эти особенности архитектуры делают систему 1С: Предприятие очень удобной системой разработки прикладных решений, что мы и будем использовать в нашей работе.

Функциональность прикладных решений определяется теми возможностями, которые заложены в базовую реализацию объектов, используемых в данной конфигурации. В системе используются следующие объекты:

— Справочники, предназначенные для хранения условно-постоянной информации;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— Документы, предназначенные для фиксации событий;

— Механизм характеристик, предназначенный для организации хранения свойств объектов, не известных на момент разработки;

— Механизм хранения сведений, позволяющий хранить произвольные данные в разрезе нескольких измерений;

— Механизм учета движения средств позволяет автоматизировать такие направления, как складской учет, взаиморасчеты, планирование на основе использования регистров накопления, который образует многомерную систему измерений и позволяет накапливать числовые данные в разрезе нескольких измерений;

— Механизмы бухгалтерского учета, которые позволяют реализовать систему двойной записи бухгалтерского учета;

— Бизнес-процессы, позволяющие описывать, создавать и управлять выполнением бизнес-процессов;

— Средства построения отчетов, которые позволяют создавать разнообразные отчеты;

— Средства представления отчетов, которые позволяют выводить отчеты в различных формах;

— Средства интеграции и механизмы обмена данных позволяют интегрировать прикладное решение практически с любыми внешними программами и оборудованием на основе отрытых стандартов и протоколов передачи данных;

— Web-расширение позволяет организовать доступ через Web-интерфейс к функциональности прикладных решений.

Такая мощная функциональность объектов конфигурации позволяет получить огромную мощность прикладных решений, что мы и будем использовать в нашей работе.

Состав средств разработки системы 1С: Предприятие достаточно широк и разнообразен. Это позволяет выполнить полный цикл действий, начиная от создания конфигурации и заканчивая получением тиражируемого дистрибутива прикладного решения, не прибегая к помощи каких-либо продуктов сторонних производителей. Обобщенная схема средств разработчика предствлена на рисунке 4.

Рисунок 4 — Состав средств разработки

СУБД представляет собой комплекс языковых и программных средств, предназначенный для создания, ведения и совместного использования баз данных (БД) многими пользователями. СУДБ является вторым по важности, после ОС, программным компонентом, который надлежит выбрать для успешной реализации поставленной задачи.

СУБД можно классифицировать по ряду признаков:

  • модель данных,
  • тип программного обеспечения;
  • характер использования.

Классификация в соответствии с моделью данных

На практике большинство применяемых СУБД используют одну из трех моделей данных: реляционную, иерархическую или сетевую.

Реляционная модель является наиболее простой и широко используемой формой представления данных. При реляционном подходе представление данных сводится к совокупности двумерных таблиц с множеством строк, иначе именуемых записями, и столбцов – полей. Каждая запись содержит сведения об описываемом объекте. Все записи базы данных имеют идентичную, заданную пользователем структуру и размеры. В теории множеств таблице соответствует термин отношение (relation), который и дал название модели. Для данной модели имеется развитый математический аппарат — реляционное исчисление и реляционная алгебра.

Достоинством реляционной модели является сравнительная простота инструментальных средств ее поддержки. В настоящее время реляционные системы лучше соответствуют техническим возможностям персональных компьютеров и вполне удовлетворяют большинство пользователей. Недостаток реляционной модели — жесткость структуры данных и зависимость скорости обработки данных от размера базы данных.

Иерархическая модель строится по принципу иерархии типов объектов, т.е. один тип объекта является главным, а остальные, находящиеся на низших уровнях иерархии, — подчиненными. Иными словами, для данного главного типа объекта существует несколько подчиненных типов объектов. Взаимосвязи между объектами напоминают взаимосвязи в генеалогическом дереве, за единственным исключением: для каждого порожденного (подчиненного) типа объекта существует единственный исходный (главный) тип объекта.

В сетевой модели данных понятие главного и подчиненных объектов несколько шире. Любой объект может быть и главным, и подчиненным (в сетевой модели главный объект обозначается термином «владелец набора», а подчиненный – термином «член набора»). Один и тот же объект может одновременно выступать и в роли владельца, и в роли члена набора. Это значит, что каждый объект может участвовать в любом числе взаимосвязей.

Использование сетевой или иерархической моделей позволяет уменьшить время доступа к информации, однако, поскольку каждый элемент данных должен содержать ссылку на некоторые другие элементы, требуются значительные ресурсы как дисковой, так и оперативной памяти ЭВМ. Кроме того, для таких моделей характерна сложность реализации СУБД.

Кроме вышеперечисленных «классических», в последние годы появились и стали активно внедряться следующие модели данных: постреляционная, многомерная и объектно-ориентированная.

Постреляционная модель данных представляет собой расширенную реляционную модель, снимающую ограничение неделимости данных, хранящихся в записях таблиц. Постреляционная модель допускает многозначные поля – такие поля, значения которых состоят из под значений. Набор значений многозначных полей считается самостоятельной таблицей, встроенной в основную таблицу. Многомерные СУБД являются узкоспециализированными СУБД, которые предназначены для интерактивной аналитической обработки информации. В объектно-ориентированной модели между записями базы данных и функциями их обработки устанавливаются взаимосвязи с помощью механизмов, подобных соответствующим средствам в объектно-ориентированных языках программирования.

В наиболее общем случае под СУБД можно понимать любой программный продукт, поддерживающий процессы создания, ведения и использования БД. К СУБД относятся следующие основные виды программ: полнофункциональные СУБД, серверы БД, клиенты БД.

Полнофункциональная СУБД (ПФСУБД) представляет собой традиционную СУБД. Современные ПФСУБД являются наиболее многочисленными и мощными по своим возможностям. Они имеют развитый интерфейс, позволяющий с помощью меню выполнять основные действия с БД: создавать, модифицировать, дополнять, формировать запросы и т.п.

Сервер БД представляет собой программное обеспечение, которое реализует функции управления базами данных на основе запросов, формируемых другими программами (клиентами БД). Языком запросов обычно выступает SQL (Structured Query Language — структурированный язык запросов).

Серверы БД используются по большей части для организации центров обработки данных и пользовательских запросов в локальных и глобальных сетях. Примерами серверов БД могут служить MySQL и MS SQL Server.

Клиентами БД в общем случае являются различные программы: ПФСУБД, электронные таблицы, текстовые процессоры и т.п. При этом сервер и клиент БД, могут принадлежать одному или разным производителям программного обеспечения и работать под управлением различных аппаратных платформ.

По характеру использования СУБД делят на персональные и многопользовательские.

Персональные СУБД обычно обеспечивают возможность создания персональных БД и недорогих приложений, работающих с ними. Персональные СУБД или разработанные с их помощью приложения зачастую могут выступать в роли клиентской части многопользовательских СУБД. К числу персональных СУБД относятся MS Access, Visual FoxPro, Paradox, Clipper и др.

Многопользовательские СУБД включают в себя сервер БД и клиентскую часть и, как правило, могут работать в неоднородной вычислительной среде (с разными типами ЭВМ и операционными системами). К многопользовательским СУБД относятся СУБД Oracle и Informix. В рамках данного дипломного проекта не рассматриваются.

При разработке клиентских приложений автоматизированных систем очень важным аспектом является создание удобного, интуитивно понятного интерфейса пользователя.

Для реализации данной системы выбрана СУБД Microsoft SQL Server версии 2005. Такой выбор обоснован тем, что система 1С: Предприятие 8.1 в клиент-серверном варианте работы может работать только с данной СУБД – это требование системы 1С: Предприятие. К тому же данная СУБД уже установлена и успешно работает на предприятии.


Страницы:   1   2   3   4