Меню Услуги

Автоматизированные банковские системы. Часть 2.


Страница:   1   2


 

2.3. Основные понятия в области автоматизированных систем (АС)

Согласно ГОСТ 34.003-90 “Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения. Автоматизированная система (АС) – это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

В зависимости от вида деятельности выделяют следующие виды АС: автоматизированные системы управления (АСУ), системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) и другие.

В зависимости от вида управляемого объекта (процесса) АСУ делят, например, на АСУ технологическими процессами (АСУТП), АСУ предприятиями (АСУП) и т.д.

2.4. Основные компоненты автоматизированных систем

Пользователи – лица, участвующие в функционировании АС или использующее результаты ее функционирования

Эксплуатационный персонал.

Организационное обеспечение — совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала АС в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности АС.

Методическое обеспечение — совокупность документов, описывающих технологию функционирования АС, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании АС.

Техническое обеспечение – совокупность всех технических средств, используемых при функционировании АС.

Математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в АС.

Программное обеспечение — совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенная для отладки, функционирования и проверки работоспособности АС.

Информационное обеспечение — совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в АС при ее функционировании.

Лингвистическое обеспечение — совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала АС с комплексом средств автоматизации при функционировании АС.

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании АС и юридический статус результатов ее функционирования.

Эргономическое обеспечение — совокупность реализованных решений в АС по согласованию психологических, психофизиологических, антропометрических, физиологических характеристик и возможностей пользователей АС с техническими характеристиками комплекса средств автоматизации АС и параметрами рабочей среды на рабочих местах персонала АС.

Компонент автоматизированной системы — часть АС, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое.

Программно-технический комплекс (ПТК) — продукция, представляющая собой совокупность средств вычислительной техники, программного обеспечения и средств создания и заполнения машинной информационной базы при вводе системы в действие достаточных для выполнения одной или более задач АС.

Информационная база — совокупность упорядоченной информации, используемой при функционировании АС.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) — программно-технический комплекс АС, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида, например, АРМ оператора-технолога, АРМ инженера, АРМ проектировщика, АРМ бухгалтера и др.

Согласно ГОСТ 34.601-90 “Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания” процесс создания АС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям.

Примечание. Общим документом для всех этапов обычно является Акт о проведении работ. Его подписание свидетельствует о том, что те работы, которые в нем перечислены, выполнены, и это служит сигналом для начала следующих работ, запланированных по данному либо другому этапу.

3.1. Основные понятия и определения АБС «Форпост»

Автоматизированная банковская система (АБС) — система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая банковскую информационную технологию.

Администратор СУБД АБС «Форпост» — сотрудник Головного офиса Банка, выполняющий в соответствии с Приказом Президента «Запсибкомбанк» ОАО функции по администрированию системы управления баз данных АБС «Форпост».

Отдел администрирования — Отдел администрирования информационных систем Департамента информационных технологий, выполняющий функции по поддержке пользователей и администрированию АБС.

Администратор АБС — сотрудник отдела администрирования информационных систем Департамента информационных технологий, выполняющий в соответствии с Приказом Президента «Запсибкомбанк» ОАО функции по обеспечению пользователей правами доступа к информационным ресурсам АБС.

Администратор информационной безопасности — сотрудник Головного офиса Банка, ответственный, в соответствии с Приказом Президента «Запсибкомбанк» ОАО, за выполнение требований информационной безопасности в рамках АБС.

Структурное подразделение Банка — это созданные в Головном офисе и филиалах Банка структурные подразделения, функционирующие на основании соответствующих Положений: Департаменты, Управления, Службы, Отделы, Группы, Сектора, Главная бухгалтерия, Депозитарий, в Головном офисе, Филиалах Банка и их внутренних структурных подразделений.

Матрица распределения нрав доступа — система, определяющая соответствие полномочий и необходимых прав, предоставляемых пользователям АБС «Форпост» для выполнения определенных операций в соответствии с их должностными обязанностями в рамках бизнес-процессов Банка.
дит — департамент информационных технологий «Запсибкомбанк» ОАО.

ОРиЗИ ДЭБ — Отдел режима и защиты информации Департамента экономической безопасности «Запсибкомбанк» ОАО.

ОСОиОВА — отдел сводной отчетности и организации внешнего аудита Главной бухгалтерии.

3.2. Требования к формированию и обработке сообщений, заявок, служебных записок, запросов, направляемых для администрирования доступа в автоматизированные банковские системы «Запсибкомбанк» ОАО

Заявки, направляемые на исполнение в отдел администрирования (адрес «ADMIN99»), подлежат регистрации в автоматизированной системе регистрации заявок ДИТ.

Способы отправки заявок:
— с электронных адресов руководителей структурных подразделений по средствам электронного документооборота;
— с электронных адресов рядовых сотрудников в сканированном виде при наличии визы согласования руководителя структурного подразделения.

Копии заявок на бумажном носителе с визами согласования руководителя подразделения хранятся в отделе, сформировавшем заявку. Заявки на бумажном носителе не принимаются.

Обработка поступающих в отдел администрирования по электронной почте почтовых сообщений (прием, расшифровка) производится в автоматическом режиме. Сообщению автоматически присваивается номер, формируется и отправляется уведомление о доставке с указанием присвоенного номера регистрации.

3.3. Организация процесса формирования, обработки и исполнения заявок на администрирование АБС

Заявки, распоряжения, служебные записки по внесению изменений параметров счетов в АБС «Форпост» по филиалам и Головному офису формируются, принимаются и контролируются в следующем порядке:
Заявки на предоставление прав сторнирования сумм по счетам доходов/расходов в предыдущих отчетных периодах адресуются в финансовый отдел Главной бухгалтерии Банка.

Имя файла: DRNNMMDD.???, где DR — код, NN — номер филиала в соответствии с внутренней нумерацией банка, ММ — месяц, DD — день, ???- расширение формата файла.

Прием заявок финансовым отделом осуществляется в следующем режиме: с 8-30 до 17-30, в пятницу с 8-30 до 16-30 (ограничение по времени не действует в первые два рабочих дня месяца, следующего за отчетным).

Ответственный сотрудник финансового отдела сверяет сумму, подлежащую сторнированию и указанную в заявке, с суммой переданного филиалом дохода либо расхода на баланс Головного офиса с начала отчетного года, визирует заявку, согласовывает заявку с начальником финансового отдела и вносит соответствующие изменения в АБС «Форпост».

Заявки на предоставление прав сторнирования операций по счетам (кроме счетов доходов/расходов) (Приложение 1 к настоящему Регламенту) направляются в отдел администрирования в соответствии с Разделом 2 настоящего Регламента. Заявки согласовываются с заместителем главного бухгалтера «Запсибкомбанк» ОАО, в случае положительного согласования заявки исполняются начальником отдела учета и контроля операций с юридическими лицами/заведующим сектором последующего контроля операций с юридическими лицами в течение 30 мин с момента получения.

Заявки на предоставление прав внесения изменений в книгу регистрации счетов) по филиалам и Головному Офису по средствам электронного документооборота адресуются в Отдел сводной отчетности и организации внешнего аудита: Имя файла: ZYNNMMDD.???, где ZY — код, NN — номер филиала в соответствии с внутренней нумерацией банка, ММ — месяц, DD — день, ???- расширение формата файла.
Ответственный сотрудник ОСОиОВА согласовывает поступившую заявку с заместителем главного бухгалтера «Запсибкомбанк» ОАО и при наличии согласования направляет на электронный адрес «ADMIN99».

На основании согласованной заявки ответственный сотрудник ОСОиОВА не позднее дня. следующего за днем получения заявки, переформировывает ведомость открытых/закрытых счетов за соответствующий заявке день и осуществляет контроль поступления обновленного отчета.

Заявка на предоставление прав смены ответственного исполнителя по счетам (продуктовой привязки направляются в отдел администрирования в соответствии с Разделом 2 настоящего Регламента. Сотрудник отдела администрирования осуществляет технологические процедуры по переносу ответственного исполнителя по счетам (продуктовой привязки) не позднее второго рабочего дня, следующего за днем получения заявки.

Заявки на предоставление прав регулирования операционного дня Банка по филиалам и Головному офису адресуются в отдел сводной отчетности и организации внешнего аудита Главной бухгалтерии Банка.

Имя файла: ZWNNMMDD.???, где ZW — код, NN — номер филиала в соответствии с внутренней нумерацией банка, ММ — месяц, DD — день, ???- расширение формата файла. Сотрудник ОСОиОВА рассматривает и контролирует исполнение заявки в следующем режиме: с 8-30 до 17-30, в пятницу с 8-30 до 16-30 (ограничение по времени не действует в первые два рабочих дня месяца, следующего за отчетным).

При получении заявки на предоставление прав регулирования операционного дня Банка ответственный сотрудник отдела сводной отчетности и организации внешнего аудита выполняет следующие действия:
— осуществляет контроль правильности заполнения заявки;
— обеспечивает регистрацию получаемых заявок в Журнале регистрации заявок на предоставление прав регулирования операционного дня Банка;
— направляет заявку электронно заместителю главного бухгалтера, курирующему направление учета, указанного в заявке, для принятия решения о необходимости исполнения заявки и мерах по недопущению подобных ошибок в дальнейшей работе;
— контролирует заявку, направленную на согласование заместителю главного бухгалтера.

Заместитель главного бухгалтера Банка согласовывает внесение указанных изменений либо отклоняет заявку, после чего заявка передается ответственному сотруднику отдела сводной отчетности и организации внешнего аудита.

О факте отклонения заявки заместителем главного бухгалтера, а также о фактах нарушений составления заявки ответственный сотрудник ОСОиОВА сообщает по системе электронного документооборота в филиал (отдел Головного офиса).

В случае согласования заместителем главного бухгалтера ответственный сотрудник отдела сводной отчетности и организации внешнего аудита направляет заявку администратору отдела администрирования. Администратор отдела администрирования предоставляет указанным в заявке сотрудникам филиала (Головного офиса) доступ в АБС «Форпост» для выполнения указанных в заявке действий, о чем сообщает любым доступным способом ответственному сотруднику отдела сводной отчетности

В случае отказа в согласовании заявки сотрудник отдела сводной отчетности и организации внешнего аудита любым доступным способом сообщает об этом филиалу.

Главный бухгалтер филиала (начальник отдела Головного офиса) при получении информации от администратора отдела администрирования о предоставлении доступа, выполняет следующие действия:
— незамедлительно организует выполнение сотрудниками филиала (отдела Головного офиса) указанных в заявке операций;
— производит контроль:
1) внесенных изменений по всем операциям, указанным в заявке и проведенным в АБС «Форпост» по данным оперативного баланса, сформированного до и после внесения изменений;
2) правильности сформированных остатков по лицевым счетам;
3) соответствия остатков и оборотов по счетам 30301, 30302 «Внутрибанковские требования и обязательства по переводам клиентов» по филиалам и Головному офису, используя отчет «Сверка клиринговых счетов»,
4) соответствия и наличия единого остатка по счетам 30301, 30302 «Внутрибанковские требования и обязательства по переводам клиентов», 30305, 30306 «Внутрибанковские требования и обязательства по распределению (перераспределению) активов, обязательств, капитала» с учетом перекрытия сальдо по указанным счетам;
— сообщает о завершении внесения изменений администратору отдела администрирования по средствам электронного документооборота;
— контролирует получение из Головного офиса баланса в рублях и копейках с учетом внесенных изменений и производит контроль правильности отражения изменений по счетам баланса, сформированного в рублях и копейках, в соответствии с заявкой;
— предоставляет электронно в отдел сводной отчетности и организации внешнего аудита Главной бухгалтерии баланс, сформированный в тысячах рублей, с идентичными изменениями, отраженными в балансе в рублях и копейках.

Администратор отдела администрирования на основании полученного сообщения об окончании внесения изменений закрывает доступ исполнителю, о чем сообщает ответственному сотруднику отдела сводной отчетности и организации внешнего аудита.

Ответственный сотрудник отдела сводной отчетности и организации внешнего аудита после получения от администратора отдела администрирования подтверждения о закрытии доступа на выполнение проводок в филиале (отделе Головного офиса) в АБС «Форпост» производит:
— формирование отчета «Список операций по урегулированию операционных дней» и сверку с отчетом операций, указанных в заявках;
— технологические процедуры по перекрытию счетов 303 «Внутрибанковские требования и обязательства», и проверку соответствия клирингового равенства, если изменения затрагивали счета 303 «Внутрибанковские требования и обязательства» в течение отчетного месяца;
— технологические процедуры по закрытию месяца, если изменения проводились по счетам 303 «Внутрибанковские требования и обязательства», 706 «Финансовый результат текущего года» в последний день месяца;
— технологические процедуры по пересчету и проверке курсовых разниц, если измененные операции отражались по валютным счетам;
— создает фиксированные сальдовые и балансовые точки по филиалу (Головному офису) последовательно во всех последующих днях, начиная со дня внесения изменений по заявке филиала (Головного офиса).

Ежедневно (на утро следующего дня) ответственный сотрудник отдела сводной отчетности и организации внешнего аудита выпускает из АБС «Форпост» отчет «Список операций по урегулированию операционных дней», сверяет данные отчета с полученными за прошедший день заявками предоставление прав регулирования операционных дней Банка, визирует отчет и подшивает в отдельный сшив в хронологическом порядке регулируемых операционных дней Банка.

Заявки на предоставление прав изменения кассового символа, определенного формой 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте» образец размещен на портале Банка в разделе «Шаблоны заявок в ДИТ»), ответственные специалисты филиалов, дополнительных и операционных офисов, операционных касс вне кассового узла и Головного офиса направляются по электронным каналам связи в отдел сводной отчетности и организации внешнего аудита Главной бухгалтерии Банка (адресат FW).

Имя файла: ZXNNMMDD.???, где ZX — код, NN — номер филиала в соответствии с внутренней нумерацией банка, ММ — месяц, DD — день, ???- расширение формата файла.

Заявки принимаются и рассматриваются самостоятельно сотрудником ОСОиОВА в течение отчетного месяца и направляются в ДИТ на исполнение в период установленного рабочего времени администраторов: ежедневно с 8-30 до 17-30, в пятницу с 8-30 до 16-30, не позднее 1-го рабочего дня, следующего за отчетным месяцем (ограничение по времени не действует в первый рабочий день месяца, следующего за отчетным).

Заявки на предоставление прав изменения кассового символа, направленные в период после окончания отчетного месяца, рассматриваются сотрудником ОСОиОВА при наличии объяснения причин и принимаются к исполнению после согласования с Главным бухгалтером «Запсибкомбанк» ОАО.

Объективные причины исключительных случаев:
• возникновение существенных технических/программных недостатков;
• по замечаниям, выявленным в период после окончания отчетного месяца по результатам различных проверок.

В случае выявления ошибок в период после окончания отчетного месяца одновременно с заявками на предоставление прав изменения кассовых символов направляются объяснительные записки:
— от специалиста, допустившего ошибки;
— от контролирующего работника, не обеспечившего должный текущий и последующий контроль.

При получении заявки ответственный сотрудник отдела сводной отчетности и организации внешнего аудита выполняет следующие действия:
— осуществляет контроль правильности и полноты заполнения данных в заявке, контроль периода изменения;
— осуществляет контроль обоснованности изменений кассовых символов, указанных в заявке, исходя из экономической сущности вида операции и назначения платежа;
— обеспечивает регистрацию получаемых заявок в Журнале регистрации заявок на изменение кассовых символов в разрезе отчетных периодов по филиалам и изменяемым символам;
— направляет заявку электронно на адрес «ADMIN99»;
— контролирует своевременность исполнения заявки;
— при получении заявки за закончившийся отчетный период, электронно согласовывает необходимость исполнения заявки с главным бухгалтером «Запсибкомбанк» ОАО, в случае отказа в ее исполнении уведомляет сотрудников/руководителя филиалов, ВСП, Головного офиса, направивших указанную заявку;
— обеспечивает своевременное переформирование отчета по форме 0409202 «Отчет о наличном денежном, обороте».

Сотрудник филиала, внутреннего структурного подразделения. Головного офиса выполняет следующие действия:
• сотрудник, ответственный за контроль применения кассовых символов, в соответствии с функциями, закрепленными должностной инструкцией:
— осуществляет проверку правильности внесения изменений в АБС «Форпост» по заявке, заполняет в заявке графу «Дата изменения в АБС «Форпост»;
— предоставляет исполненную заявку и письма клиентов — юридических лиц (при их наличии) заведующему кассой для помещения в сшив кассовых документов за соответствующий день;
— предоставляет сотруднику, ответственному за формирование отчетности, копию исполненной заявки для контроля отчета по форме 0401744 «Ведомость учета кассовых оборотов» и помещения в сшив заявок на изменение за соответствующий день;
• бухгалтер — контролер ВСП — в случае составления заявки на предоставление прав изменения кассового символа на основании полученной справки последующего контроля по выявленным замечаниям, уведомляет филиал/отдел Головного офиса, от которого получена справка, путем направления по электронной почте заявки с заполненной графой «Дата изменения в АБС «Форпост»»;
• сотрудник, ответственный за формирование отчетности на основании копии полученной заявки:
— переформировывает в АБС «Форпост» отчет по форме 0401744 «Ведомость учета кассовых оборотов» за день, в который вносились изменения, и проверяет соответствие измененных показателей отчета данным, содержащимся в заявке;
— предоставляет на подпись главному бухгалтеру измененный отчет по форме 0401744 одновременно с копией исполненной заявки;
— контролирует соответствие формы 0401744 «Ведомость учета кассовых оборотов», сформированной накопительно за соответствующий отчетный месяц, в котором произведены изменения с показателями отчета формы 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте» за отчетный месяц или с корректировочным отчетом (при его формировании);
-подшивает копию заявки к корректировочному отчету формы 0401744 за соответствующий отчетный период, в котором произведены изменения.

3.4. Организация процесса обработки и исполнения заявок на администрирование доступа в АБС «Запсибкомбанк» ОАО

В АБС «Форпост» установлен следующий режим обработки заявок на администрирование доступа:

— Открытие доступа в АБС «Форпост», смена фамилии пользователя в АБС «Форпост» осуществляется автоматически на основании соответствующего приказа из системы учета кадров. Извещение с идентификатором и временным паролем на доступ в АБС «Форпост» пользователю направляется руководителю подразделения, в котором произошли изменения.
— Заявка на изменение прав доступа в АБС «Форпост» оформляется руководителем структурного подразделения на портале Банка (ссылка http://wscb-app-10/abs), исполняется автоматически при наличии всех заполненных полей в соответствии с матрицей распределения прав доступа.
— Закрытие доступа пользователя в АБС осуществляется автоматически на основании соответствующего приказа из системы учета кадров.
— Заявка на открытие прав сотрудникам ДИТ в АБС оформляется руководителем структурного подразделения на портале Банка (ссылка http://wscb-app-10/abs), исполняется автоматически после согласования ответственным сотрудником ОРиЗИ ДЭБ.
— Заявка на открытие прав доступа в АБС сторонним организациям исполняется в течение одного рабочего дня с момента предоставления в отдел администрирования заявки на бумажном носителе с визами согласования курирующего Вице-президента и начальника ОРиЗИ ДЭБ с одновременным предоставлением копии заявки по электронной почте на адрес «ADMIN99».
— Временная блокировка/разблокировка пользователей АБС осуществляется автоматически на основании соответствующего приказа из системы учета кадров.
— Заявка на смену пароля (разблокировку) пользователя АБС заполняется на портале Банка (ссылка http://wscb-app-10/abs), исполняется в течение одного рабочего дня с момента поступления согласования от ответственного сотрудника ОРиЗИ ДЭБ.
— Заявки на предоставление прав регулирования операционного дня Банка по филиалам и Головному офису в АБС «Форпост», принимаются после согласовании заявки Главным бухгалтером либо заместителем главного бухгалтера Главной бухгалтерии. Администратор АБС предоставляет указанным в заявке сотрудникам доступ в АБС «Форпост», устанавливает права доступа к изменению даты операционного дня, указанной в заявке, о чем сообщает любым доступным способом ответственному сотруднику Отдела сводной отчетности и организации внешнего аудита Главной бухгалтерии.
После получения сообщения об окончании внесения изменений, администратор АБС закрывает соответствующий доступ исполнителю, о чем сообщает ответственному сотруднику Главной бухгалтерии.

В АБС «Форпост» устанавлен следующий режим обработки заявок на решение проблем эксплуатации АБС:
— С целью обработки, исполнения и последующего контроля исполнения заявок на решение проблем эксплуатации АБС отделом администрирования, отправитель оформляет заявку установленного образца с заполнением обязательных полей, согласовывает руководителем структурного подразделения, после чего заявка отправляется на адрес «ADMIN99».
— Заявки принимаются администратором отдела администрирования, который проверяет соблюдение формальных требований к оформлению заявки и корректность текста. Заявки, не соответствующие требованиям настоящего Регламента, к исполнению не принимаются, не регистрируются и возвращаются отправителю с указанием причины отказа.
— Администратор АБС направляет заявку на согласование в подразделения согласно перечню ответственных сотрудников по направлениям деятельности. Перечень ответственных сотрудников по направлениям деятельности (Приложение 2 к настоящему Регламенту) формируется администратором АБС и обновляется по мере поступлений изменений. Инвентаризация актуальности данных, указанных в перечне ответственных сотрудников по направлениям деятельности, проводится по состоянию на 1 января каждого года.

Обработанная заявка помещается в отдельную папку для временного хранения заявок, находящихся на согласовании. После получения согласования заявки исполняются администратором АБС согласно плану работ отдела.

Порядок проведения последующего контроля исполнения заявок.

Последующий контроль обработанных за прошедший день заявок, распоряжений, служебных записок на администрирование прав доступа в АБС в разрезе структурных подразделений Банка осуществляется администратором информационной безопасности АБС на следующий день на основании полученного из АБС отчета: «Протокол изменений доступа к ресурсам Банковской системы».

Порядок исполнении заявок по администрированию АБС Форпост.

Для отправителей из филиалов «Запсибкомбанк» ОАО: электронные заявки направляются через корпоративную почтовую (информационную) систему (узел связи) на отдел администрирования:
Имя файла: NDNNMMDD.???, где ND — код, NN — номер филиала в соответствии с внутренней нумерацией Банка, ММ — месяц, DD — день, ??? — расширение формата файла. Заявки, полученные с личных электронных адресов сотрудников филиалов к обработке не принимаются, уведомление об отказе не формируется.

Для отправителей из Головного Офиса: заявки отправляются по средствам электронного документооборота руководителем структурного подразделения (начальником департамента, начальником отдела) в адрес отдела администрирования «ADMIN99».

Заявки, полученные с личных электронных адресов рядовых сотрудников, к обработке не принимаются, уведомление об отказе не формируется.

3.5. Организация процесса обработки и исполнения заявок, поступающих в адрес отдела администрирования

Обработка почтовых сообщений (прием, расшифровка, исполнение), поступающих по электронной почте в отдел администрирования, производится ежедневно с 8-30 до 20-30.

Заявки, направляемые на исполнение в отдел администрирования, подлежат регистрации в автоматизированной системе регистрации заявок Управления автоматизации.

Заявки на решение проблем эксплуатации АБС «Форпост» (заявки, не подпадающие под действие пунктов 3.3. — 3.5. настоящего Порядка) принимаются и контролируются в следующем порядке.

С целью обработки, исполнения и последующего контроля исполнения заявок отделом администрирования, отправитель оформляет заявку установленного образца с заполнением обязательных полей (Приложение 3 к настоящему Порядку).

Заявки принимаются администратором отдела администрирования. Администратор проверяет соблюдение формальных требований к оформлению заявки и корректность текста. Заявки, не соответствующие требованиям настоящего Порядка, к исполнению не принимаются, не регистрируются и возвращаются отправителю с указанием причины отказа.

Администратор отдела администрирования направляет заявку на согласование в подразделения согласно перечню ответственных сотрудников по направлениям деятельности. Перечень ответственных сотрудников по направлениям деятельности формируется администратором отдела администрирования и обновляется по мере поступлений изменений, но не реже одного раза в полгода.
Обработанная заявка помещается в отдельную папку для временного хранения заявок, находящихся на согласовании. После получения согласования заявки исполняются администратором отдела администрирования согласно плану работ отдела.

После исполнения заявки ответственный администратор находит заявку в папке регистрации, проставляет в ней отметки об исполнении.

При получении сообщения об отказе в исполнении заявки, ответственный администратор, находит заявку в папке регистрации, проставляет в ней отметки об отказе, прикрепляет отказ к заявке, формирует отправителю уведомление об отказе.

Заявки, распоряжения, служебные записки на администрирование прав доступа в АБС «Форпост» по филиалам и Головному Офису оформляются, принимаются и исполняются администраторами отдела администрирования на основании Положения «О порядке предоставления доступа в Автоматизированной банковской системе «Форпост» «Запсибкомбанк» ОАО (в действующей редакции) в следующие сроки:
Заявка на открытие доступа в АБС «Форпост», Заявка на смену фамилии пользователя в АБС «Форпост» — оформляются и передаются в отдел администрирования за два рабочих дня до даты открытия доступа. Отдел администрирования направляет заявку администратору СУБД АБС «Форпост», который в течение одного рабочего дня создает извещение с идентификатором и временным паролем на доступ в АБС «Форпост» новому пользователю и направляет его в отдел администрирования, после чего заявка исполняется администратором в течение одного рабочего дня с момента поступления извещения от администратора СУБД АБС «Форпост».

Заявка на изменение прав доступа в АБС «Форпост» — оформляется и передается в отдел администрирования за два рабочих дня до даты изменения прав доступа, исполняется в сроки, указанные в заявке.

Заявка на добавление технологии в группы в АБС «Форпост» — оформляется и передается в отдел администрирования за два рабочих дня до даты изменения прав доступа, исполняется в сроки, указанные в заявке.

Заявка на закрытие доступа в АБС «Форпост» — блокировка (закрытие доступа) пользователя в АБС «Форпост» осуществляется в течение 30 минут с момента получения заявки, последующее закрытие всех. имеющихся прав пользователя в АБС «Форпост» осуществляется отделом администрирования в течение пяти рабочих дней с момента приема заявки.

Заявка на открытие прав сотрудникам Управления автоматизации в АБС «Форпост» — исполняется в течение одного рабочего дня с момента поступления согласования от начальника Отдела режима и защиты информации Департамента экономической безопасности (далее — ОРиЗИ ДЭБ).

Заявка на открытие прав доступа в АБС «Форпост» сторонним организациям — исполняется в течение одного рабочего дня с момента поступления согласования от начальника ОРиЗИ ДЭБ.

Заявка на смену пароля (разблокировку) пользователя АБС «Форпост» — исполняется в течение 30 минут с момента поступления согласования от начальника ОРиЗИ ДЭБ. —

Заявки на временную блокировку/разблокировку пользователей АБС «Форпост» по филиалам (на период отпуска, командировки, больничного) принимаются и исполняются отделом администрирования на основании Положения «О порядке предоставления доступа в Автоматизированной банковской системе «Форпост» «Запсибкомбанк» ОАО (в действующей редакции), телеграммы об изменении порядка предоставления информации по кадровым изменениям № 18-3/131 от 06.08.2010г. в следующие сроки:
Заявка на разблокировку пользователей исполняется в течение 30 минут с момента приема в зависимости от количества пользователей, указанных в заявке.
Заявка на блокировку пользователей, связанную с их временным отсутствием, исполняется в течение одного рабочего дня с момента приема в зависимости от количества пользователей, указанных в заявке.
Заявки, распоряжения, служебные записки по внесению изменений параметров счетов в АБС «Форпост» по филиалам и Головному офису формируются, принимаются и контролируются в следующем порядке.
Заявки на корректировку лимитов по счетам доходов/расходов адресуются в Финансовый отдел Главной бухгалтерии Банка.

Имя файла: DRNNMMDD.???, где DR — код, NN — номер филиала в соответствии с внутренней нумерацией банка, ММ — месяц, DD — день, ???- расширение формата файла.

Прием заявок финансовым отделом осуществляется в следующем режиме: с 8-30 до 17-30, в пятницу с 8-30 до 16-30 (ограничение по времени не действует в первые два рабочих дня месяца, следующего за отчетным).

Ответственный сотрудник финансового отдела сверяет сумму лимита, указанную в заявке, с суммой переданного филиалом дохода либо расхода на баланс Головного офиса с начала отчетного года, визирует заявку, согласовывает заявку с начальником финансового отдела и направляет в электронном виде на исполнение в отдел администрирования.

Заявки на корректировку лимитов по счетам доходов / расходов исполняются отделом администрирования в течение 30 минут с момента получения согласованной заявки от финансового отдела.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Заявки на корректировку лимитов по счетам (кроме счетов доходов/расходов) направляются в отдел администрирования согласно п.2.1.1 и п. 2.1.2. настоящего Порядка.

Заявка на корректировку лимитов по счетам исполняется отделом администрирования в течение 30 мин с момента получения согласования от заместителя главного бухгалтера «Запсибкомбанк» ОАО.

Заявки на временную разблокировку счета направляются отделом Управления кредитными рисками Кредитно-инвестиционного департамента в отдел администрирования согласно п.2.1.2 настоящего Порядка.

Заявка исполняется отделом администрирования в течение 30 минут с момента получения согласованной заявки от отдела Управления кредитными рисками Кредитно¬инвестиционного департамента.

Заявки по внесению изменений в книгу регистрации счетов (Приложение 4 к настоящему Порядку) по филиалам и Головному Офису направляются в отдел администрирования согласно п.2.1.1 и п. 2.1.2 настоящего Порядка.

Заявка по средствам электронного документооборота направляется в Отдел сводной отчетности, согласовывается с заместителем главного бухгалтера «Запсибкомбанк» ОАО и при наличии согласования исполняется отделом администрирования в течение 30 минут с момента получения согласования, о чем сообщается ответственному сотруднику отдела сводной отчетности. На основании заявки ответственный сотрудник отдела сводной отчетности не позднее дня, следующего за днем получения заявки, переформировывает ведомость открытых/закрытых счетов за соответствующий заявке день и осуществляет контроль поступления обновленного отчета.
Заявка на перенос ответственного исполнителя по счетам (продуктовой привязки) направляются в отдел администрирования согласно п.2.1.1 и п.2.1.2, настоящего Порядка. Время исполнения отделом администрирования зависит от объема вносимой информации и наличия продуктовой привязки.

Заявки по регулированию операционного дня Банка по филиалам и Головному офису адресуются в отдел сводной отчетности Главной бухгалтерии Банка.

Имя файла: ZWNNMMDD.???, где ZW — код, NN — номер филиала в соответствии с внутренней нумерацией банка, ММ — месяц, DD — день, ???- расширение формата файла. Сотрудник отдела сводной отчетности рассматривает и контролирует исполнение заявки в следующем режиме: с 8-30 до 17-30, в пятницу с 8-30 до 16-30 (ограничение по времени не действует в первые два рабочих дня месяца, следующего за отчетным).

При получении заявки ответственный сотрудник отдела сводной отчетности выполняет следующие действия:
— осуществляет контроль правильности заполнения заявки;
— обеспечивает регистрацию получаемых заявок в Журнале регистрации заявок по регулированию операционного дня Банка;
— направляет заявку электронно заместителю главного бухгалтера, курирующему направление учета, указанного в заявке, для принятия решения о необходимости исполнения заявки и мерах по недопущению подобных ошибок в дальнейшей работе;
— контролирует заявку, направленную на согласование заместителю главного бухгалтера.

Заместитель главного бухгалтера Банка согласовывает внесение указанных изменений либо отклоняет заявку, после чего заявка передается ответственному сотруднику отдела сводной отчетности.

О факте отклонения заявки заместителем главного бухгалтера, а также о фактах нарушений составления заявки ответственный сотрудник отдела сводной отчетности сообщает по средствам электронного документооборота в филиал (отдел Головного офиса).

В случае согласования заместителем главного бухгалтера ответственный сотрудник отдела сводной отчетности направляет заявку администратору отдела администрирования. Администратор отдела администрирования предоставляет указанным в заявке сотрудникам филиала (Головного офиса) доступ в АБС «Форпост» для выполнения указанных в заявке действий, о чем сообщает главному бухгалтеру филиала (начальнику отдела Головного офиса).

В случае отказа в согласовании заявка отклоняется о чем ответственный сотрудник отдела сводной отчетности сообщает администратору и филиалу.

Главный бухгалтер филиала (начальник отдела Головного офиса) при получении информации от администратора отдела администрирования о предоставлении доступа, выполняет следующие действия:
— незамедлительно организует выполнение сотрудниками филиала (отдела Головного офиса) указанных в заявке операций;
— производит контроль: внесенных изменений по всем операциям, указанным в заявке и проведенным в АБС «Форпост» по данным оперативного баланса, сформированного до и после внесения изменений; правильности сформированных остатков по лицевым счетам; соответствия остатков и оборотов по счетам 30301, 30302 «Расчеты с филиалами» филиала с Головным офисом, используя отчет «Сверка клиринговых счетов», соответствия и наличия единого остатка по счетам 30301, 30302 «Расчеты с филиалами» с учетом перекрытия сальдо по указанным счетам; сообщает о завершении внесения изменений администратору отдела администрирования по средствам электронного документооборота;
— контролирует получение из Головного офиса баланса в рублях и копейках с учетом внесенных изменений и производит контроль правильности отражения изменений по счетам баланса, сформированного в рублях и копейках, в соответствии с заявкой;
— предоставляет электронно в отдел сводной отчетности Головного офиса баланс, сформированный в тысячах рублей, с идентичными изменениями, отраженными в балансе в рублях и копейках.

Администратор отдела администрирования на основании полученного сообщения об окончании внесения изменений закрывает доступ исполнителю, о чем сообщает ответственному сотруднику отдела сводной отчетности.

3.5.6.5 Ответственный сотрудник отдела сводной отчетности после получения от администратора отдела администрирования подтверждения о закрытии доступа на выполнение проводок в филиале (отделе Головного офиса) в АБС «Форпост» производит:
— формирование отчета «Список операций по урегулированию операционных дней» и сверку с отчетом операций, указанных в заявках;
— технологические процедуры по перекрытию счетов 303 «Расчеты с филиалами», и проверку соответствия клирингового равенства, если изменения затрагивали счета 303 «Расчеты с филиалами» в течение отчетного месяца;
— технологические процедуры по закрытию месяца, если изменения проводились по счетам 303 «Расчеты с филиалами», 706 «Финансовый результат текущего года» в последний день месяца;
— технологические процедуры по пересчету и проверке курсовых разниц, если измененные операции отражались по валютным счетам;
— создает фиксированные сальдовые и балансовые точки по филиалу (Головному офису) последовательно во всех последующих днях, начиная со дня внесения изменений по заявке филиала (Головного офиса).

3.5.6.6. Ежедневно (на утро следующего дня) ответственный сотрудник отдела сводной отчетности выпускает из АБС «Форпост» отчет «Список операций по урегулированию операционных дней», сверяет данные отчета с полученными за прошедший день заявками по регулированию операционных дней Банка, визирует отчет и подшивает в отдельный сшив в хронологическом порядке регулируемых операционных дней Банка.

Заявки на изменение кассового символа (Приложение 5 к настоящему Порядку), определенного формой 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте», по филиалам и Головному офису адресуются в отдел сводной отчетности Главной бухгалтерии Банка.

Имя файла: ZXNNMMDD.???, где ZX — код, NN — номер филиала в соответствии с внутренней нумерацией банка, ММ — месяц, DD — день, ???- расширение формата файла. Сотрудник отдела рассматривает и исполняет заявку в следующем режиме: с 8-30 до 17-30, в пятницу с 8-30 до 16-30 (ограничение по времени не действует в первые два рабочих дня месяца, следующего за отчетным).

При получении заявки ответственный сотрудник отдела сводной отчетности выполняет следующие действия:
— осуществляет контроль правильности заполнения заявки;
— осуществляет контроль обоснованности изменений символов кассового плана, указанных в заявке, исходя из экономической сущности вида операции;
— обеспечивает регистрацию получаемых заявок в Журнале регистрации заявок на изменение кассового символа (Приложение 10 к настоящему Порядку) в разрезе отчетных периодов по филиалам и изменяемым символам;
— направляет заявку электронно администратору отдела администрирования на внесение изменений в АБС «Форпост»;
— контролирует своевременность исполнения заявки администратором;
— обеспечивает своевременное переформирование отчета по форме 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте».

Администратор отдела администрирования исполняет заявку в течение одного рабочего дня с момента приема, проставляет в графе 12 заявки дату внесения изменений, после чего сообщает по средствам электронного документооборота ответственному сотруднику отдела сводной отчетности об исполнении заявки. Исключением являются заявки на изменение, полученные до 13-00 часов в третий рабочий день месяца, следующего за отчетным, и относящиеся к предыдущему отчетному месяцу, администратор исполняет до 14-00 часов.

Сотрудник филиала (Головного офиса), ответственный за контроль применения символов кассового плана, выполняет следующие действия:
— контролирует правильность внесения изменений в АБС «Форпост» по заявке, заполняет в заявке графу «Дата изменения в Форпосте»;
— переформировывает отчет по форме 0401744 «Ведомость учета кассовых оборотов» за день, в который вносились изменения, и проверяет соответствие измененных показателей отчета данным, содержащимся в заявке;
— предоставляет исполненную заявку для помещения в сшив кассовых документов за соответствующий день;
— предоставляет копию исполненной заявки для помещения в сшив отчета по форме 0401744 «Ведомость учета кассовых оборотов» за соответствующий день;
— контролирует соответствие измененных показателей в день получения корректировочного отчета по форме 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте» с предыдущим отчетом по форме 0409202 за отчетный месяц, а также с формой 0401744 «Ведомость учета кассовых оборотов», сформированной накопительно за соответствующий отчетный месяц, в котором произведены изменения в течение отчетного года (Приложение 6).

В Головном офисе Банка установка, удаление, замена и обновление ПО производится сотрудниками управления автоматизации (далее по тексту УА), за исключением ПО, устанавливаемого сотрудниками департамента экономической безопасности (далее по тексту ДЭБ).

В филиалах и дополнительных офисах Банка функции УА. указанные в данном Положении, выполняет структурное подразделение с аналогичными обязанностями. Функции ДЭБ в филиалах и дополнительных офисах Банка возлагаются на ответственных за информационную безопасность в филиалах и дополнительных офисах Банка.

Соответствующим приказом Президента Банка (директора филиала) назначаются сотрудники, ответственные за установку и удаление ПО. Проведение операций по установке или удалению ПО сотрудниками, не назначенными приказом Президента Банка (директора филиала) на проведение подобных действий запрещается и идентифицируется как факт несанкционированного доступа.

Соответствующие права и обязанности по установке и удалению ГІО должны быть прописаны в должностных инструкциях сотрудников.

Установка и удаление ПО, конфигурирование ОС на серверах производится ответственным за конкретный сервер системным администратором УА или ДЭБ либо лицом, его замещающим в обязанности которых входит установка и удаление ПО (согласно приказу Президента Банка и должностной инструкции). Установка и удаление ПО, конфигурирование ОС на серверах другими сотрудниками Банка — запрещена.

Установка и удаление ПО. Конфигурирование ОС на рабочих станциях производится сотрудниками УА или ДЭБ в обязанности которых входит установка и удаление ПО (согласно приказу Президента Банка и должностной инструкции). Установка и удаление ПО, конфигурирование ОС на рабочих станциях другими сотрудниками Банка — запрещена.

ПО должно быть лицензированным, за исключением ПО, разработанного собственными силами Банка. На каждую рабочую станцию должен быть свой пакет лицензий на используемое ПО.

Для обеспечения стандартизации ГІО и исключения дублирования программ разных разработчиков, но с одинаковыми функциями, а также исключения использования устаревшего ПО, УА ведет учет имеющегося ПО и количества лицензий. Ведение данных перечней осуществляется в электронном виде.

Используемое ПО согласовывается с ДЭБ и разрешается к использованию после утверждения приказом Президента Банка. Утверждение списка разрешенного к использованию ПО осуществляется при каждом изменении в списке ПО . Устанавливать и использовать ПО, не включенное в список разрешенного к использованию ПО запрещается.

На каждый сервер ведется карточка с описанием основных технических характеристик, настройками ОС. перечнем установленного ПО и открытых портов, а так же с отображением всех изменений в аппаратной конфигурации и настройках ОС и ПО . Ответственным за ведение карточки сервера является системный администратор УА, ответственный за конкретный сервер. Карточка сервера хранится в электронном виде в базе данных технических ресурсов и доступна в режиме просмотра сотрудникам ДЭБ Банка

На каждую рабочую станцию пользователей ведется карточка с описанием основных технических характеристик, настройками ОС и перечнем установленного ГІО, а так же с отображением всех изменений в аппаратной конфигурации и настройках ОС и ПО Ответственность за ведение карточек рабочих станций возлагается на сотрудников УА, ответственных за установку и удаление ПО, конфигурирование ОС на рабочих станциях. Карточки рабочих станций хранятся в электронном виде в базе данных технических ресурсов.

Для предотвращения несанкционированного внесения, изменения в аппаратную конфигурацию рабочих станций, системный блок опечатывается голографической печатью. Опечатывание системных блоков производят сотрудники У А при передаче в работу рабочих станций пользователям. Снятие печати разрешено только сотрудникам У А, в обязанности которых входит техническое обслуживание рабочих станций. Отсутствие печати или наличие повреждений печати расценивается как факт совершения несанкционированного доступа в аппаратную конфигурацию рабочей станции. При обнаружении отсутствия печати или ее повреждения сотрудник, обнаруживший данный факт, обязан незамедлительно сообщить в ДЭБ в письменной форме.

Порядок приобретения и регистрации ПО.

Инициатором приобретения ПО может выступить любое структурное подразделение Банка.
Для приобретения ПО, структурным подразделением, инициирующим приобретение ПО, оформляется служебная записка с указанием наименования ПО и необходимостью его приобретения. Служебная записка о приобретении ПО согласовывается с УА и ДЭБ. УА должно подтвердить совместимость приобретаемого ПО с уже имеющимся оборудованием и ПО. ДЭБ должен подтвердить соответствие приобретаемого ПО требованиям безопасности. После вышеуказанного согласования служебная записка направляется на согласование Вице-президенту, курирующему структурное подразделение, инициировавшее приобретение ПО. После чего решение о приобретении ПО принимается Правлением банка.

После получения ПО и сопутствующей документации, ПО оформляется в Главной бухгалтерии, согласно установленного порядка.

Новое ПО регистрируется в перечне разрешенного к использованию ПО в Банке с указанием количества приобретенных лицензий и необходимой дополнительной информацией о данном ПО.

Порядок ввода ПО в эксплуатацию

Перед проведением работ на серверах по установке ПО необходимо оформить задание на проведение работ, с перечнем всех проводимых работ, а также указанием возможных проблем и путей их решения. Задание оформляет системный администратор У А и подписывает у начальника УА. Задание согласовывается с ДЭБ.

При вводе в эксплуатацию нового или ранее используемого ПО на рабочую станцию, при установке или переустановке операционной системы, а также установке дополнительного ПО оформляется соответствующая заявка. Заявка оформляется начальником структурного подразделения. Устные указания об установке ГІО не подлежат исполнению.

При установке новой рабочей станции или переустановки всего ПО. Начальник структурного подразделения оформляет заявку «На установку программного обеспечения». ПО устанавливается согласно первоначальному перечню ПО, устанавливаемого на рабочую станцию, а так же при необходимости указывается дополнительное ПО. Первоначальный перечень ПО состоит из разрешенного к использованию ПО, согласованного с ДЭБ и утвержденного приказом Президента Банка.
При установке дополнительного ПО начальник структурного подразделения оформляет заявку «На установку дополнительного программного обеспечения». В заявке необходимо указать обоснование необходимости использования данного ПО.

При замене ПО на новую версию или на другое ПО начальник структурного подразделения оформляет заявку «На изменение программного обеспечения».

Заявки на установку, удаление или изменение программного обеспечения согласовываются с ДЭБ.

Оформленная заявка после согласования с ДЭБ поступает в сектор прикладного администрирования отдела эксплуатации информационных систем У А (далее по тексту службу поддержки УА), где она регистрируется и согласовывается с начальником УА. В соответствии с предоставленной в Заявке информацией служба поддержки УА передает заявку на исполнение ответственным специалистам УА.

Проведение операций по установке ПО без согласования начальника УА либо лица его замещающего запрещается.

Все работы по установке ПО на новой рабочей станции или переустановки всего ПО производятся внутри УА, рабочая станция предается пользователю после установки и настройки всего указанного в заявке перечня ГІО.

Сотрудник, получивший заявку от службы поддержки УА. выполняет установку ПО, его настройку, устанавливает необходимые обновления ПО. После завершения установки ГІО сотрудник, производивший установку, ставит отметку об исполнении и передает бланк заявки следующему исполнителю. После завершения всех работ, указанных в заявке, рабочая станция передается пользователю, устанавливается и подключается, бланк заявки с отметками о выполненных работах передается в ДЭБ.

В ДЭБ ответственный исполнитель сканирует систему на наличие уязвимостей, устанавливает и настраивает систему безопасности и ставит отметку в заявке о выполненных работах и дает разрешение на ввод в эксплуатацию рабочей станции.

Оригинал заявки с отметками об исполнении и подписями остается на хранении в ДЭБ. Копии заявки по требованию передаются в УА и начальнику структурного подразделения оформившему заявку. Срок хранения заявки не менее 1 года.

Настройка ОС и устанавливаемого ПО

На каждый сервер устанавливается ПО для обеспечения функционирования не более одной главной функции.

Выполнение основных бизнес-функций регламентируется нормативными актами, соответствующими стандартами, регламентами, технической документацией и технологическими картами пользователей.
Выполнение работ по установке и настройке ОС и ПО на сервера и рабочие станции регламентируется соответствующими стандартами, регламентами и технической документацией.

ПО серверов и рабочих станций настраивается согласно установленным требованиям для обеспечения выполнения конкретных служебных функций сотрудниками Банка, а также установленных требований для обеспечения безопасности, удаления или отключения всех неиспользуемых для реализации основных бизнес-функций протоколов, сервисов, приложений, утилит, скриптов и пр.

Перед проведением работ на серверах по внесению изменений в настройки ОС. установленного ПО или внесению изменений в аппаратную конфигурацию сервера необходимо оформить задание на проведение работ, с перечнем всех проводимых работ, а также указанием возможных проблем и путей их решения. Задание оформляет системный администратор УА и подписывает у начальника УА. Задание согласовывается с ДЭБ.

Изменение настроек ОС и ПО должны быть отражены в соответствующих карточках серверов и рабочих станций, согласно п.3.9 и и.3.10 данного Положения.

Порядок вывода ПО из эксплуатации

Основанием для вывода ПО из эксплуатации может являться:

— Приобретение новой версии данного ПО;

— Приобретение другого ПО, которое выполняет аналогичные функции, но является более совершенным;

— Исключение из технологического цикла бизнес-процесса, для которого использовалось ГІО.

Факт вывода ПО из эксплуатации регистрируется в списке разрешенного к использованию ПО.

Дистрибутивы и его копии остаются в хранилище ГІО до полного изъятия ПО из эксплуатации.

Вывод ПО из эксплуатации осуществляется путем деинсталляции ПО с рабочей станции или сервера с соответствующими отметками в карточке рабочей станции или сервера.

Перед проведением работ на серверах по удалению ПО необходимо оформить задание на проведение работ, с перечнем всех проводимых работ, а также указанием возможных проблем и путей их решения.

Задание оформляет системный администратор УА и подписывает у начальника УА. Задание согласовывается с ДЭБ.

Работы по осуществлению вывода ПО из эксплуатации возлагаются на УА за исключением ПО, устанавливаемого сотрудниками ДЭБ.

После вывода ПО из эксплуатации УА направляет в Главную бухгалтерию служебную записку, согласованную с ДЭБ, где указывает наименование ПО и причину вывода ПО из эксплуатации.

Сбои в ПО.

Факт возникновения критических сбоев в работе с ПО регистрируется в журнале регистрации сбоев в ПО. Журнал хранится в электронном виде в базе данных технических ресурсов.

В случае возникновения сбоя в ПО, пользователь обращается в службу поддержки УА для привлечения специалиста к решению проблемы.

Сотрудник УА при решении проблемы классифицирует сбой по степени критичности, установленной в данном Положении. В случае возникновения критического сбоя в ПО факт возникновения сбоя регистрируется в журнале регистрации сбоев в ПО. При систематическом возникновении критических сбоев в ПО решается вопрос о замене данного ПО.

Для исключения возникновения сбоев в ПО, должно производиться его своевременное обновление, согласно Политики установки обновлений программного обеспечения «Запсибкомбанк» ОАО. Установка обновлений ПО производится сотрудниками УА, за исключением ПО, устанавливаемого сотрудниками ДЭБ.. Обновление ПО производится после выпуска разработчиками обновлений для данного ПО с предварительным тестированием на ограниченном числе персональных рабочих станций.

О фактах возникновения критических сбоев в ПО УА сообщает ДЭБ.

Ответственность

Ответственность за своевременное обновление системного и общего ПО возлагается на У А, за исключением ПО, устанавливаемого сотрудниками ДЭБ.

Ответственность за качество установки, конфигурирования, своевременного обновления ОС и ПО на серверах возлагается на системного администратора, отвечающего за конкретный сервер.

Ответственность за качество установки и первоначального конфигурирования ОС, приложений и прикладного ПО на рабочих станциях возлагается на сотрудников УА, производивших установку Г10, за исключением ГІО, устанавливаемого сотрудниками ДЭБ.

Ответственность за ПО, устанавливаемое и настраиваемое сотрудниками ДЭБ, возлагается на ДЭБ.
Пользователь несет персональную ответственность за самостоятельную установку ПО, не входящего в список разрешенного к использованию ПО в Банке, а также за последствия установки ПО, не входящего в список, повлекшие нарушение работоспособности рабочей станции или информационно-вычислительной системы Банка.

Пользователь несет персональную ответственность за самостоятельное изменение конфигурации ОС на рабочей станции, а также за последствия изменения конфигурации ОС, повлекшие нарушение работоспособности рабочей станции или информационно-вычислительной системы Банка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автоматизированные банковские системы часто разрабатываются под потребности потребителей, по индивидуальному заказу с полным сопровождением в ходе формирование “гибкой” банковской технологии. Любая автоматизированная банковская система представляет собой сложный аппаратно-программный комплекс, состоящий из множества взаимосвязанных модулей. Совершенно очевидна роль сетевых технологий в таких системах.

По сути АБС представляет собой комплекс, состоящий из множества локальных и глобальных вычислительных сетей. В БС сегодня применяется самое современное сетевое и телекоммуникационное оборудование. От правильного построения сетевой структуры АБС зависит эффективность и надежность ее функционирования. Поскольку спрос на АБС достаточно высок и цена высока, многие крупные компании-производители компьютерной техники и программного обеспечения предлагают на рынке свои разработки в данной области.

Перед отделом автоматизации банка встает трудный вопрос выбора оптимального решения. Банковская сфера определяет два основных требования к АБС — обеспечение надежности и безопасности передачи коммерческой информации.

Внедрение АБС позволяет:

  • увеличить эффективность работы подразделений банка;
  • уменьшить затраты на выполнение операций;
  • повысить качество клиентской работы с юридическими и физическими лицами;
  • организовать дистанционное обслуживание клиентов;
  • обеспечить максимальную прозрачность технологических процессов;
  • создать механизм разделение доступа к информации и ее защиту;
  • интегрировать бухгалтерский и управленческий учет;
  • обеспечить высокую надежность и скорость обслуживания клиентов.

Наличие единого информационного пространства обеспечивает единый и целостный взгляд на процессы, происходящие в банке, что, в свою очередь, повышает управляемость и надежность банка.

АБС обеспечивает автоматизацию традиционных задач банковской деятельности: ведение бухгалтерского учета, получение обязательной отчетности, автоматизированное расчетно-кассовое обслуживание клиентов, кредитно-депозитную деятельность и многих других. Как правило, внедрение современной АБС приносит еще и дополнительный эффект, поскольку на этапе разработки решения в банке перестраиваются и оптимизируются бизнес-процессы — просто за счет того, что внедрение системы позволяет по-новому взглянуть на существующие механизмы, упразднить «лишние звенья», использовать опыт поставщиков решения и консультантов.

Автоматизация повышает эффективность работы банка, обеспечивает более высокую надежность безошибочной обработки документов за счет сочетания различных видов автоматического и визуального контроля, а также дает возможность получения в любой момент времени общей картины деятельности и текущего состояния банка.

Автоматизированная система обеспечивает более качественное принятие решений, связанных с банковским риском при выдаче кредитов, инвестиций и ценных бумаг, за счет специальных процедур обработки всей имеющейся в системе информации. Использование автоматизированной системы позволяет значительно повысить качество обслуживания клиентов банка, что особенно важно в условиях реальной конкуренции.

В реальной практике трудно сделать типовой программный продукт, по­скольку спектр потребностей и услуг у разных банков не совпадает. Однако в любом случае автоматизированная система должна поставить преграду против “виртуозного мастерства” некоторых бухгалтеров, позволяющего представить финансовое положение банка не так, как оно есть в действительности.

Судя по всему,  в ближайшее время темпы развития АБС (особенно в нашей стране) будут стремительно расти. Практически все появляющиеся сетевые технологии будут быстро браться банками на вооружение. Неизбежны процессы интеграции банков в рамках национальных и мировых банковских сообществ. Это обеспечит постоянный рост качества банковских услуг, от которого выиграют, в конечном счете, все — и банки и их клиенты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Конституция Российской Федерации. [Текст]: офиц.текст: принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года, редакция от 11 апреля 2014 года// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. — Последнее обновление 29.05.2014.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. [Текст]: офиц.текст: принят ГД ФС РФ 21.10.1994 N 51-ФЗ: с изм. от 15 октября 2011г.- М.: Проспект, КноРус, 2011.-544с.
  3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : положение от 27 июля 2006 года № 149 – ФЗ с изменениями и дополнениями // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. — Последнее обновление 29.05.2014.
  4. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с изменениями и дополнениями.
  5. Вдовин, В. М. Информационные технологии в финансово-банковской сфере: учеб. / В. М. Вдовин, Л. Е. Суркова. –М.: Дашков и Ко – 304 с.
  6. Зикратов, И.А. Информационные технологии в управлении: учеб. / И.А. Зикратов, В.Ю. Петров – СПБ.: СПбГУ ИТМО   – 256 с.
  7. Крюков, Р. В. Банковское дело и кредитование: учеб. / Р. В Крюков. — М.: А-Приор – 236 с.
  8. Лаврушин, О.И. Банковское дело. Экспресс-курс: учеб. / О.И. Лаврушин– М.: КноРус – 352 с.
  9. Моор, П.К. Информационные системы в экономике: учеб. / П.К. Моор, С.М. Моор, А.П. Моор – Издательство Тюменского государственного университета 2011. – 192 с.
  10. Рубичев, Н. А. Измерительные информационные системы: учеб. / Н. А. Рубичев,– М.: Дрофа 2010. – 334 с.
  11. Тавасиев А. М. Банковское дело. Управление и технологии: учеб. / А. М. Тавасиев, В. Д. Мехряков, Н. Д. Эриашвили– М.: Юнити-Дана – 664 с.
  12. Черкасова, Е. А. Информационные технологии в банковском деле: учеб. / Е. А. Черкасова, Е. В. Кийкова — Владивосток: Изд-во ВГУЭС – 320 с.
  13. Чистов, Д. В. Информационные системы в экономике: учеб. / Д. В. Чистов, Ю. В. Амириди, Е. Р. Кочанова– М.: КноРус – 174с.
  14. Юсупов, Р.М. Концептуальныеи научно-методологические основы информатизации: учеб. / Р.М. Юсупов., Заболотский В.П.  — СПб.: Наука, 2009.— 542 с.
  15. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 544 с.
  16. Емельянова Н.З., Партыка Т.Л., Попов И.И. Основы построения автоматизированных информационных систем: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009 – 416 с.
  17. Ефимов Е.Н., Патрушина С.М., Панферова Л.Ф., Хашиева Л.И. Информационные системы в экономике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2010. – 352 с.
  18. Информационные системы в экономике: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и специальностям экономики и управления (060000)/ под ред. Г.А. Титоренко. – 2-е. изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 463 с.
  19. Информационные системы в экономике: Учебник для студентов высших учебных заведений/ В.Б. Уткин, К.В. Балдин. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с.
  20. Проектирование информационных систем: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности в области информационных технологий/ В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. – М.: Интернет Ун-т Информационных технологий, 2011. – 304 с.
  21. Проектирование экономических информационных систем: Учебник/Г.Н. Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов; Под ред. Ю.Ф. Тельнова. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 512 с.
  22. Тютюнник А.В., Шевелев А.С. Информационные технологии в банке – Издательская группа «БДЦ-пресс», 2010 г.
  23. Фельдман Я.А. Создаем информационные системы. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2012. – 120 с.
  24. Борисенко Е.В. Изучаем АБС // Организация продаж банковских продуктов, 2009, №2.
  25. Евсеева А.Ю. Перспективы компьютеризации учета банковских операций // Современный бухучет, 2009, №8.
  26. Литвиенко А. Выбор и внедрение автоматизированной системы банка // Бухгалтерия и банки, 2009, №3.
  27. Литвиенко А. Формирование требований к автоматизированным банковским системам, 2013, №12.
  28. Барсукова, Е.Л. Программируемые технологии и экономика [Электронный ресурс]: Загл. с экрана – Режим доступа: http://www.radiotec.ru
  29. Сбербанк России [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.sbrf.ru
  30. «Диасофт» официальный сайт фирмы. –
  31. Режим доступа: http://diasoft.ru/
  32. Cnews официальный сайт. – Режим доступа: http://www.cnews.ru/
  33. R-Style Softlab официальный сайт фирмы. – Режим доступа: http://www.softlab.ru

Страница:   1   2