2.2. Деятельность Банка России по регулированию банковской системы
Для того, чтобы происходили, не только количественные, но и качественные изменения в банковской системе необходимы структурные мероприятия по ее развитию и продолжению реформирования. К положительным изменениям может привести дальнейшее совершенствование политики Центрального банка РФ, регулирования и контроля банковского дела, поддержка банков, занимающихся кредитованием инновационных проектов.
В нижеприведенной таблице рассмотрен характер принудительных мер, применяемых к коммерческим банкам.
Таблица 2.5. Принудительные меры, применяемые к коммерческим банка

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что в 2017 г. по сравнению с 2016 г. количество кредитных организаций, по отношению к которым были применены принудительные меры надзорного реагирования, увеличилось на 4,3%.
Почти к половине кредитных организаций были применены требования, они составляют наибольшее число в структуре всех мер за исследуемый период. Это связано с тем, что банки зачастую некорректно формируют резервы на возможные потери по ссудам и не реклассифицируют ссудную задолженность.
Динамика показателей документарного надзора и надзорного реагирования представлена на рисунке 2.6. В его осуществлении преобладают письменные предписания (информация), надзорные решения и штрафы.
Рисунок 2.6. Показатели документарного надзора и надзорного реагирования
Рост масштабов проверок уже не приводит к улучшению качества работы, поскольку их целью является контроль вчерашних событий на соответствие позавчерашним инструкциям. Управление постоянными изменениями в условиях непрерывных кризисов требует контроля современной ситуации, поэтому на смену вышеуказанных методов должен прийти консультативный надзор. Который способен выявить проблемы на ранних стадиях, произвести профилактическую работу по их предотвращению или хотя бы понимать масштабы проблем, чтобы можно было просчитать все возможные последствия.
Одно из направлений надзорной деятельности Банка России – проведение работы в части финансового оздоровления кредитных организаций. В таблице 2.6 представлены сведения об осуществлении мер по предупреждению банкротства банков. Данные, представленные в таблице 2.9, свидетельствуют о том, что в 2017 г. кредитных организаций, в отношении которых осуществлялись меры по предупреждению банкротства, стало больше на 94,7% по сравнению с 2016 г. Из них, возросло в 3 раза количество кредитных организаций, в которых завершена реализация мер по предупреждению банкротства и в 2,5 раза – количество кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Таблица 2.6. Финансовое оздоровление кредитных организаций
Также Банком России проводится работа в части ликвидации кредитных организаций. В таблице 2.7 приведены сведения о ликвидируемых кредитных организациях.
Таблица 2.7. Ликвидация кредитных организаций
Согласно данным, представленным в таблице 2.7, в 2017 г. на 65,3% больше кредитных организаций, подлежавших ликвидации. На 77,8% увеличилось число кредитных организаций, признанных банкротами. Принудительной ликвидации подверглись 37 кредитных организаций в 2017 г. Количество кредитных организаций, ликвидирующихся в добровольном порядке, увеличилось в 4 раза. Представленные данные так же свидетельствуют об ужесточении мер по отношению к кредитным организациям.
В 2016 – 2018 годах Банком России была проведена значительная работа в области банковского регулирования. К новым и наиболее значимым изменениям и достижениям в этой сфере следует отнести:
- получение высшей оценки российских подходов к регулированию банковских рисков в соответствии со стандартами Базельского комитета по программе RCAP;
- успешная оценка принципов базельского регулирования по программе FSAP;
- переход отечественного банковского сектора на новые виды лицензий и введение пропорционального регулирования банковской деятельности,
- внедрение пруденциальных подходов к недопущению схемного формирования капиталов кредитных организаций,
- использование нового механизма оздоровления финансового сектора, осуществляемого через Фонд консолидации банковского сектора,
- создание нового структурного подразделения Центрального банка — Служба текущего банковского надзора,
- введение норматива Н25, направленного на ограничение максимального риска связанных с банком лиц.
При использовании подходов пропорционального регулирования установлены обязательные нормативы с особенностями расчета, представленные на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7. Обязательные нормативы и особенности их расчета при пропорциональном регулировании
В качестве инструмента для анализа рисков банковской деятельности Центральный банк стал использовать стресс-тестирование – как для оценки рисков индивидуальных банков и финансовых организаций, так и для анализа рисков финансовой системы в целомСтресс-тестирование позволяет оценить устойчивость финансовых организаций, определить необходимый размер капитала для покрытия потерь в случае реализации кризисного сценария, рассчитать объем требуемой докапитализации в случае негативного сценария , провести количественную оценку отдельных видов риска. Особенности макропруденциального стресс-тестирования (МСТ) – в учете эффектов взаимосвязанности финансовых организаций, а также эффектов влияния финансового сектора на реальный. МСТ – область, которая активно развивается в ведущих центральных банках, единой признанной методологии пока не выработано.
В целях укрепления стабильности банковской системы, обеспечения ее устойчивого развития, а также защиты интересов кредиторов и вкладчиков банков в 2018 году продолжило осуществление мер по предупреждению банкротства банков.
На начало 2018 года меры по санации реализовывались в отношении 26 банков. В течение года приняты предложения Банка России об участии в предупреждении банкротства 2 банков и в урегулировании обязательств 1 банка, при этом впоследствии в отношении 2 банков (ПАО «ОФК Банк» и Банк МБСП (АО)) Банком России приняты решения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций. Данное обстоятельство обусловлено установленным временной администрацией Агентства низким качеством активов указанных кредитных организаций и, как следствие, невозможностью дальнейшей реализации мер по предупреждению их банкротства.
Динамика количества проектов по предупреждению банкротства банков представлены на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8. Количество проектов по предупреждению банкротства и передаче имущества и обязательств банков (начатых и завершенных)
Среди важных событий 2018 года следует отметить применение в отношении АО Банк «Советский» механизма урегулирования обязательств банка, предусматривающего передачу части обязательств и имущества на эквивалентную сумму из проблемного банка в финансово устойчивую кредитную организацию.
2.3. Проблемы развития банковской системы в условиях ее трансформации
На контрасте с положительной динамикой и ростом показателей банковского сектора, существуют ряд проблем, которые препятствуют развитию банковского сектора.
Во-первых, это снижение курса рубля, что является следствием западных санкций.
Во-вторых, это расчистка банковского сектора от ненадежных банков и усиление государственного регулирования. Данный процесс является неоднозначным, так как с одной стороны повышается надежность банков, с другой стороны частным банкам становится тяжелее конкурировать с государственными (контрольный пакет акций принадлежит государству), которые имеют больше доверия у населения.
В-третьих, это наличие «проблемных заемщиков». Вследствие этого, банкам приходится формировать резервы и увеличивать затраты.
В-четвертых, еще одной проблемой остается высокий уровень банковских рисков.
В-пятых, можно отметить слабое участие банков в инвестировании. Кредитные организации не способны предоставить предприятиям свободный доступ к финансам, быть партнерами в инновационных проектах. Ресурсы, которые поступают в банковскую систему, идут на ее поддержание, а не улучшение и развитие экономики страны.
Существенным является дефицит заемного капитала, что обусловлено низкими доходами домохозяйств, недостаточной эффективностью экономики, оттоком капитала за границу, наличием значительных средств вне банков, в теневой экономике. Это, в свою очередь, обуславливает применение недостаточно эффективных методов кредитования. Среди них преобладает краткосрочное кредитование и вовсе низкая доля средне- и особенно долгосрочных кредитов, кредит в основном используется для покрытия дефицита оборотного капитала, слабым является его влияние на осуществление структурных сдвигов, на повышение научно-технологического уровня производства, конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Сложившаяся ситуация не соответствует полученному статусу страны с рыночной экономикой и требует разработки системы мер, которые бы обеспечили развитие кредитной системы для удовлетворения экономических агентов заемным капиталом, повышения темпов экономического роста.
Угрожающей особенностью для банковского кредитования является зарождение тенденций к более дифференцированному формированию прибыли банков и уменьшению доминирующей роли кредитов в их активах. За последние 6 лет доля кредитов в активах банка снизилась. Предоставленные кредиты в активах отечественных банков составляют 75 %. Нельзя не упомянуть такой важный момент, как выход иностранного капитала с российского рынка банковских продуктов.
Работа над совершенствованием банковского надзора представляет собой сложную систему мероприятий проводимых Банком России, и, тем самым, в первую очередь, должна быть связана с улучшением уже существующей банковской системы.
Одним из существующих проблем при осуществлении контрольно-надзорных полномочий Банком России является создание им «административного барьера» для участников финансового рынка, что, в свою очередь, создает серьезные сложности для последних. В данном случае остается открытым вопрос об эффективности использования своих контрольно-надзорных полномочий со стороны Центрального банка Российской Федерации.
В качестве еще одной проблемы, с которой сталкивается сегодня Центральный банк Российской Федерации в рамках осуществления надзорных функций, является проблема количества участников на финансовом рынке.
Так, сегодня только закрепленных видов финансовых организаций и различных лиц, которые действуют на финансовом рынке более 18, а тех, кто специализируется по тем или иным финансовым направлениям – более 10 тысяч. Конечно, огромное количество участников создает серьезные сложности при осуществлении Банком России своих полномочий. Ведь сложность также заключается в том, что данные участники финансового рынка осуществляют свою деятельность в абсолютно разных направлениях, что, в свою очередь, требует индивидуального подхода (например, участники рынка страховых услуг, ломбарды, кредитные организации и др.).
Стоит отметить, что сегодня Центральный банк Российской Федерации является особым органом контроля за данной деятельностью. Некоторыми авторами отмечается, что право Банка России в законодательстве раскрыто не столько по вопросам осуществления им надзорных функций, сколько функции осуществления контроля. В свою очередь есть и противоположная точка зрения. Как считают другие авторы, Банк России является скорее надзорным органом, и поэтому недопустимо в данном случае смещение функций контроля и надзора.
Сегодня именно участники банковской деятельности подвергаются наиболее усиленному контролю со стороны органов государственной власти. Это объясняется спецификой банковской сферы. С одной стороны, это улучшает условия работы и препятствует незаконной деятельности отдельных субъектов. С другой стороны, усиленный контроль со стороны органов государственной власти создает негативные последствия.
Сильный государственный контроль за деятельностью кредитных организаций «не способствует привлечению новых кредитных организаций на рынок банковских услуг». Так, усиленный контроль в первую очередь связан с проблемой отчетности кредитных организаций.
Итогом всех возникших проблем стало огромная работа Центрального банка РФ по «расчистке» банковских структур. Немаловажную роль в данной ситуации играло то, что внесенные изменения в законодательство позволило Центральному банку РФ принимать активное участие в процедуре ликвидации банков и небанковских организаций, однако контрольные функции Центрального банка РФ по вопросам ликвидации банковских структур имел лишь косвенный характер.
Сегодня существует достаточно проблем, связанных с осуществлением Банком России полномочий по контролю и надзору за деятельностью участников рынка финансовых услуг. Данные проблемы требуют пристального внимания, так как только рациональное использование контрольных функций со стороны Центрального банка Российской Федерации является необходимым условием эффективного регулирования правоотношений на финансовом рынке.
