Меню Услуги

Безработица и современные проблемы борьбы с ней в РФ

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА БЕЗРАБОТИЦЫ В РФ
  • 1.1. Понятие, и виды и причины безработицы
  • 1.2. Анализ законодательства о занятости населения и защите от безработицы
  • ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
  • 2.1. Порядок признания и регистрации безработных в органах занятости населения
  • 2.2. Основания и условия выплаты пособия по безработице
  • 2.3. Актуальность проблемы трудоустройства населения и борьбы с безработицей в РФ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена неразработанностью в отечественной правовой науке такой важной социальной проблемы для населения России, как безработица. Это тем более важно, так как в современных условиях идет процесс совершенствования законодательства и деятельности Российского государства по защите интересов граждан.

Классическое объяснение безработицы можно сегодня назвать примитивным: оно исходит из взаимности между ценой труда и спросом на труд. Снижение зарплаты стимулирует спрос на труд и, стало быть, занятостью; рост зарплаты увеличивает предложение труда, но задерживает спрос.

Безработица — явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу.
Российская политика содействия занятости и защиты от безработицы основана на богатом опыте развитых стран. Однако опыт этот недостаточно корректируется применительно к российским условиям.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Таким образом, целью данной работы, является изучение и анализ безработицы, и современные проблемы борьбы с ней в РФ.

Теоретической основой настоящей работы являются труды С.С. Алексеева, М.И. Байтина, Ф.А. Григорьева, И.М.Зайцева, А.Б. Венгерова, Р.З. Лившица, B.C. Нерсесянц, В.А. Четвернина и других, а также специалистов в области трудового права.

Объектом исследования является отечественное законодательство в сфере занятости населения.

Предмет исследования — особенности безработицы и современные проблемы борьбы с ней в РФ

Задачи исследования:

• Изучить понятие, и виды и причины безработицы;
• Провести анализ законодательства о занятости населения и защите от безработицы;
• Проанализировать государственную политику в сфере содействия занятости населения.

Методологическую основу работы составили общенаучные методы исследования — формально-логический, историко-правовой, сравнительно -правовой, статистический и социологический методы, количественный и качественный анализ правоприменительной практики.

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА БЕЗРАБОТИЦЫ В РФ

1.1. Понятие, виды и причины безработицы

Сегодня, безработица — явление, характерное для всех стран с рыночной экономикой. Отношение к ней с момента ее возникновения по сию пору менялось, прежде всего, в зависимости от ее масштабов. При больших величинах считалось необходимым бороться с ней всеми силами, в том числе с обязательным использованием методов государственного регулирования. С середины XX века, в связи с успехами обществ с так называемой социальной экономикой (например, шведская модель развития), безработица стала рассматриваться как социальное явление, носящее эпизодический характер. В настоящее время, когда вновь стали ощущаться значительные потери от различных форм безработицы, основные усилия направляются на недопущение застойной безработицы.

Повышение или понижение экономической активности (цикличность развития экономики) являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы. Но развитие общества предполагает развертывание всех его потенций, которые дают не только количественное увеличение, но и порождают новое качество жизни. Можно сказать, что в конечном счете безработица всегда дает снижение темпов экономического роста, не говоря уже об ущербе для социальных отношений в широком смысле слова.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Безработица представляет собой с социологической точки зрения нарушение нормального взаимодействия людей по поводу купли — продажи рабочей силы, поскольку, как уже отмечали ранее, спрос на рабочую силу зависит от многих непосредственно с ним не связанных факторов, которые, тем не менее, поддаются регулированию и даже формированию, и обусловливают экономическое поведение людей.

Современные причины обуславливающие частичную безработицу:

Первая причина — общемировой кризис экономики, отягощенный взаимными санкциями. Безработица растет во всем мире, отнюдь не только в России. Санкции на нашей экономике сказались не фатально, но все же сказались. К примеру, при закрытии или сокращении выпуска продукции каким-либо из градообразующих предприятий в разряд безработных попадают не только те сотрудники, которые были сокращены, но и те, кто занимался обслуживанием их труда, кто в той или иной степени был с ними связан экономически. Мультипликатор подсчитать непросто, встречаются разные значения, но в первую очередь страдают торговля, сфера услуг, транспорт, что зачастую ведет к дополнительным сокращениям уже в этих отраслях.

Вторая причина — отсутствие у молодежи должного профессионального образования. Теперешнее образование по сравнению с советским выглядит пародийно. Благодаря системе учебно-производственных комплексов (УПК) советский десятиклассник вместе с аттестатом получал еще «корочку» о том, что у него есть какая-никакая, а профессия. И это не считая просто полезных навыков, полученных за время обучения в школе, — от банальных уроков труда, где учили держать в руках напильник и показывали основы работы на станках, и до кружков по интересам — автомотовождения, радиолюбительских и многих других. К сожалению, большинство знаний у современной молодежи — из интернета, а практические навыки в среднем немногим выше нуля и достигнуты почти исключительно за счет самообразования.

Третья причина — «наследие 1990-х». В те годы считалось, что каждый уважающий себя молодой человек рожден «для работы в офисе», труд рабочего стал считаться уделом неудачников, так же как и работа инженера, как и служба военного. Сперва котировались торговцы (спекулянты), потом брокеры (оптовые спекулянты), несколько позже — экономисты (высококвалифицированные бухгалтеры) и юристы, еще позже — люди свободных творческих профессий, теперь именуемые «креаклиат». И вот в этих-то областях в нашей стране явный «кризис перепроизводства», именно здесь — основная безработица.

Таким образом, причины временной незанятости экономически активного населения разнообразны:

1. Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
5. Изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

Соответственно, безработные (применительно к стандартам Международной организации труда) — лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям :

• не имели работы (доходного занятия);
• занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи и т.д., или предпринимали шаги к организации собственного дела;
• были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.

Уровень общей безработицы — отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в %).

Уровень регистрируемой безработицы — отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в %).

Занятые в экономике — лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. В численность занятых включаются лица, которые выполняли работу в качестве помогающих на семейном предприятии, лица, которые временно отсутствовали на работе, а также лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации.

Экономически активное население (рабочая сила) — отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в %).
Выделяют следующие виды безработицы:

1) Фрикционная безработица. Этот вид безработицы связан с английским словом «friction», что в переводе на русский язык означает «разногласие», «противоречие», «трения». Как экономический термин фрикционная безработица наглядно демонстрирует текучесть кадров, обусловленную поиском или ожиданием работы. Чтобы безработные нашли устраивающее их рабочее место, а работодатели — подходящую им рабочую силу, необходимо некоторое время. Данное время и выступает основой фрикционной безработицы.
2) Безработица вынужденная и добровольная. Первая возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Вторая связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; ее масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.
3) Безработица зарегистрированная — незанятое население, ищущее работу и официально взятое на учет.
4) Безработица маргинальная — безработица слабозащищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
5) Безработица неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности)
6) Циклическая безработица. Основу такого вида безработицы составляют циклические колебания. Одним из первых экономистов, уделивших этой проблеме должное внимание, был Карл Маркс. Он считал, что промышленный цикл состоит из четырех фаз: кризис, депрессия, оживление, подъем . Циклическая безработица вызвана спадом в экономике, которому соответствует фаза промышленного цикла «кризис».
7) Безработица структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и

Уровень общей безработицы — отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в %). Уровень регистрируемой безработицы — отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в %).

1.2. Анализ законодательства о занятости населения и защите от безработицы

Конституция РФ 1993 года в ст. 7 провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, и это не случайно. Так, авторы Комментария к Конституции РФ считают, что термин «социальное государство» отражает новую возросшую роль государства : забота о человеке и поддержка менее социально защищенных слоев населения. Следовательно, цель такого государства заключается в создании условий для повышения уровня социальной защищенности и в реализации законодательно закрепленных прав граждан на нее. Провозглашенное Конституцией РФ право граждан на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37) и предусмотренные в Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) социальные гарантии для безработных носят в основном декларативный характер. Ныне действующие нормы не обеспечивают (в нарушение ч. 1 ст. 7 Конституции РФ) достойной жизни и свободного развития человека, ищущего работу, признанного в установленном порядке безработным. Так, п. 2 ст. 12 Закона о занятости гарантирует социальную поддержку безработным гражданам, но нет определения ее уровня. Тогда как Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что именно является социальной поддержкой, а Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» перечисляет все меры, включаемые в содержание социальной поддержки. Следовательно, законодатель по-разному подходит к реализации социальных задач государства в отношении различных категорий граждан, т. е. в ряде случаев депутаты сами точно и подробно определяют уровень социальных возможностей государства (установление минимальной заработной платы и др.), а в других — эти полномочия делегируются Правительству РФ. Примером тому является содержание п. 2 ст. 33 Закона о занятости, где разъясняется, что размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ. Однако установленный с 1 января 2005 г. размер минимального (720 руб.) и максимального (2880 руб.) пособия по безработице до 31 декабря 2008 г. не повышался, а прожить на него просто не представлялось возможным. Лишь рост числа безработных в связи с кризисом стал основанием для увеличения размера пособия по безработице: с 1 января 2009 г. минимального — до 850 руб. и максимального — до 4900 руб.

Учитывая постоянное удорожание жизни и разные по расходам уровни проживания в том или ином субъекте Российской Федерации, было бы целесообразно, по нашему мнению, устанавливать изменяющийся поквартально (а ранее так и было) размер пособия по безработице, стипендии с учетом величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. В этой связи предлагаем изложить п. 2 ст. 33 Закона о занятости в следующей редакции: « Размеры, минимальной и максимальной величин пособия по безработице, стипендий пересматриваются ежеквартально в соответствии с величиной прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Максимальный размер пособия не может превышать величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, а минимальный размер не может быть менее 50% максимальной величины». Следует, на наш взгляд, дополнить новым абзацем п. 1 ст. 28 Закона о занятости, предусмотрев, что государство гарантирует: «…компенсацию расходов, связанных с выездом безработных граждан и членов их семей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Не соответствует, по нашему мнению, подлинному развитию социального государства и тот факт, что изменения, внесенные в Закон о занятости с 1992 года по настоящее время, неуклонно снижают правовой статус граждан России, признанных безработными. Примеров, доказывающих это, множество. Так, в первоначальной редакции Закона о занятости предусматривалось, что максимальный размер пособия по безработице равен среднему заработку в субъекте Российской Федерации; в редакции от 20.04.1996 — не может превышать величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, а в соответствии с изменениями от 22.08.2004, действующими с 01.01.2005, предусмотрено, что размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 N 591 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2005 год» была установлена максимальная величина пособия по безработице в размере 2880 руб., а минимальная — 720 руб. Безусловно, разница между первой редакцией и действующей весьма значительна. Это отрицательно отразилось на уровне социальной поддержки граждан, признанных безработными, и членов их семей, а кроме того, не соответствует тенденции развития социального государства. Учитывая вышеизложенное, п. 1 ст. 34 Закона о занятости справедливо было бы, на наш взгляд, изложить в следующей редакции: » Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, потерявшим работу и признанным в установленном порядке безработными, но имевшим в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели), при наличии 13 или менее календарных недель работы, пособие по безработице назначать на 6 месяцев. Гражданам, имеющим более 13 календарных недель работы, срок выплаты увеличивать на 1 неделю за каждые 2 недели работы сверх 13 календарных недель, но назначать пособие на срок не более 12 месяцев». Значительно изменился и порядок представления службой занятости граждан из числа безработных на досрочную пенсию. Так, п. 2 ст. 35 Закона о занятости в первоначальной редакции предусматривал право безработного гражданина по предложению службы занятости на досрочный выход на пенсию. Изменениями от 15.07.1992 предусмотрен выход на досрочную пенсию по предложению службы занятости, но с согласия гражданина; редакция Закона о занятости от 20.04.1996 увеличила число условий для назначения пенсии досрочно, а состояние здоровья во внимание не принималось. Было бы справедливо вернуть данное право гражданам и изложить п. 2 ст. 35 Закона о занятости в следующей редакции: «Граждане, предусмотренные в п. 1 данной статьи, имеют право на назначение досрочно пенсии по старости по ходатайству службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства, в том числе и по состоянию здоровья, если они были уволены в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Данная пенсия назначается на период до наступления…» . Конституция РФ прямо не гарантирует для граждан России права на труд, а предусматривает такие основы трудовых прав граждан, как свобода труда, право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Содержание ч. 1 ст. 37 Конституции РФ дает основание полагать, что обеспечение свободы труда является более актуальным для государства, чем обеспечение занятости граждан. Однако отсутствует правовой механизм, гарантирующий реализацию свободы труда. Так, участие работодателей в обеспечении занятости населения предусматривается статьями 25 и 26 Закона о занятости и определяет направления содействия работодателей в обеспечении занятости. Кроме того, ст. 25 Закона о занятости обязывает работодателей сообщать о вакансиях службе занятости населения. Да, о них сообщается, но далеко не обо всех и в основном о тех, которые предполагают неквалифицированный и низкооплачиваемый труд в непрестижных сферах деятельности. Можно понять работодателя и согласиться с ним, когда освободившаяся вакансия заполняется за счет перевода кандидата из числа работающих в организации или лицом, приглашенным по переводу, но достаточно часто это не так, и о вакансии не сообщается в службу занятости, что ограничивает конституционные права лиц, ищущих работу, на свободно избранную занятость. К сожалению, законодательством не предусмотрена ответственность работодателя за несообщение о вакансиях и неуказание истинных причин отказа в приеме на работу, в связи с чем ни одна из государственных служб не контролирует реальное положение дел при реализации гражданами права на свободу труда. А до суда с целью защиты своего права доходят лишь немногие граждане. Поэтому, по нашему мнению, было бы целесообразно: — дополнить п. 1 ст. 25 Закона о занятости: » Работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики занятости…»; — изложить абзац второй п. 3 ст. 25 Закона в следующей редакции: «информацию о наличии всех вакантных рабочих мест (должностей), подлежащих заполнению не позднее двух рабочих дней с момента их возникновения и с заработком не ниже прожиточного минимума»; — изложить п. 1 ст. 26 Закона о занятости: «Работодатель имеет право устанавливать требования к кандидату на занятие вакантной должности только по профессиональной пригодности»; — изменить название ст. 5.42 КоАП РФ , а именно «5.42. Нарушение прав граждан в области трудоустройства и занятости», и внести в нее следующие дополнения: «3. Необоснованный отказ работодателя в приеме на работу, не связанный с профессиональной пригодностью кандидата, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Несообщение или несвоевременное сообщение службе занятости о вакансиях, подлежащих заполнению, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, а при неоднократных нарушениях — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей. Несообщение или нарушение сроков сообщения работодателем информации о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов; о наличии вакантных рабочих мест (должностей) — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, а при неоднократных нарушениях — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей». Конституция РФ не закрепляет обязанность государства обеспечивать занятость всем гражданам, ищущим работу, а государственная служба занятости населения выступает лишь посредником, представителем услуг, связанных с занятостью, а не организатором дополнительных рабочих мест, органом надзора за законностью при найме на работу и обоснованностью отказа в приеме, органом, обеспечивающим цивилизованную занятость. Современный рынок труда социального государства требует более активного участия государства в процессе реализации прав граждан России, связанных с занятостью и защитой от безработицы. В этой связи, по нашему мнению, следовало бы: — заменить в п. 1 ст. 5 Закона о занятости слово «содействия» на слово «обеспечения»: » Государство проводит политику обеспечения реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость»; — дополнить подп. 1 п. 1 ст. 7.1 Закона о занятости, расширив полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: «1) осуществление контроля за: — законностью отказов работодателей при приеме на работу; — несообщением или несвоевременным сообщением работодателями о вакансиях, подлежащих заполнению; — несообщением или нарушением сроков сообщения работодателем информации о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов; — представлением к публикации и опубликованием, а также за иным информированием граждан через различные средства массовой информации о вакансиях, но с элементами дискриминации по различным признакам». Перечисленные выше предложения по изменению действующего законодательства с позиции социального государства реально повысили бы социальную защищенность граждан России от безработицы и способствовали их занятости.

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

2.1. Порядок признания и регистрации безработных в органах занятости населения

В статье 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определяются порядок и условия признания граждан безработными. В соответствии со статьей 3 регистрация безработных граждан осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в органах службы занятости населения по месту жительства. В пункте 3 статьи 3 Закона приводится перечень категорий граждан, не подлежащих признанию безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан. Порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации — паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Безработными не могут быть признаны граждане:

• не достигшие 16-летнего возраста;
• которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
• отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации — в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
• не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
• осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
• представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

2.2. Основания и условия выплаты пособия по безработице

Основание выплаты пособия по безработице регламентируется Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» . В соответствии с п. 1 ст. 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Таким образом, гражданин, отвечающий требованиям, предъявляемым к безработным гражданам, представивший документы, необходимые для его признания безработным, получает право на выплату пособия по безработице при отсутствии подходящей работы с первого дня представления указанных документов.

По общему правилу пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному по последнему месту работы, за три последних месяца работы. В п. 1 ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» даны обстоятельства, доказанность которых позволяет вынести решение о выплате пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку уволенного гражданина. Во-первых, таким обстоятельством является наличие у гражданина стажа работы на условиях полного рабочего времени в течение 26 календарных недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Во-вторых, к числу этих обстоятельств отнесено наличие у гражданина оплачиваемой работы на условиях неполного рабочего времени в пересчете равного 26 календарным неделям полного рабочего времени в течение 12 месяцев, которые предшествовали безработице. Следовательно, условием выплаты пособия по безработице в процентном отношении к заработку уволенного гражданина является наличие страхового стажа, равного 26 календарным неделям полного рабочего времени, которые приходятся на 12 месяцев, предшествовавших признанию гражданина безработным.

Размер пособия по безработице, назначаемого перечисленным гражданам, составляет в первые три месяца безработицы 75 процентов среднего месячного заработка по последнему месту работы, за последующие четыре месяца — 60 процентов среднего заработка, в дальнейшем — 45 процентов среднего заработка, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, и не ниже 20 процентов данного прожиточного минимума. Во всех случаях размер пособия указанных граждан не может быть меньше 100 рублей.

Во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также не имеющим необходимого страхового стажа для назначения пособия в процентном отношении к среднему заработку, пособие по безработице назначается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума субъекта Российской Федерации, на территории которого оно выплачивается. Но и в этом случае размер пособия по безработице не может быть меньше 100 рублей в месяц. Гражданам, которым пособие назначено в размере 100 рублей, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер пособия по безработице увеличивается пропорционально действующим на указанных территориях районным коэффициентам.

При наличии лиц, находящихся на иждивении безработного гражданина, размер назначенного ему пособия по безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, на каждого из указанных лиц. Однако такое увеличение не может превышать 30 процентов от размера данного минимума и не может быть меньше 50 рублей в месяц на каждого иждивенца безработного.

На основании п. 5 ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварий и катастроф, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие. Постоянно проживающим на территории с льготным социально-экономическим режимом при условии постоянного проживания до 1 января 1991 года дополнительное пособие выплачивается в размере 10 процентов величины прожиточного минимума соответствующего субъекта Российской Федерации, но оно не может быть меньше 50 рублей в месяц. Безработным, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом отселения, дополнительное пособие выплачивается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, но не менее 100 рублей в месяц. Безработным, постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения, дополнительное пособие выплачивается в размере 40 процентов величины прожиточного минимума, определенного в субъекте Российской Федерации, но не ниже 200 рублей в месяц.

По общему правилу, которое закреплено в ч. 1 п. 3 ст. 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать в суммарном исчислении 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев. Данное правило не распространяется на граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушения трудовой дисциплины и иные виновные действия, отчисленных за виновные действия с обучения по направлению органов службы занятости. Общая продолжительность выплаты пособия для перечисленных лиц установлена в 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев.

Безработным гражданам, имеющим стаж работы, необходимый для назначения пенсии по возрасту (по старости), в ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено продление сроков выплаты пособия по безработице. Срок выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый для назначения пенсии по старости (по возрасту) стаж. В этом случае общая продолжительность выплаты пособия по безработице не должна превышать 24 месяцев в течение 36 календарных месяцев. Для перечисленных лиц, имеющих право на получение пособия по безработице продолжительностью 6 месяцев в течение 12 календарных месяцев, продление срока выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Возможно повторное назначение пособия по безработице по истечении рассмотренных максимальных сроков его получения.

В соответствии с п. 5 ст. 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» такое пособие назначается в размере 20 процентов прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, но не ниже 100 рублей в месяц.

В соответствии с п. 6 ст. 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз в месяц. Право на получение пособия по безработице может быть ограничено по основаниям, исчерпывающий перечень которых дан в названном Законе. При нарушении сроков выплаты пособия по безработице не по вине гражданина он вправе требовать начисления установленных законодательством процентов за время задержки пособия. Поскольку пособие по безработице по своей правовой природе призвано компенсировать утраченный гражданином заработок в качестве меры ответственности за нарушение сроков выплаты пособия по безработице, применимы санкции, установленные в ст. 236 ТК РФ за задержку заработной платы. В данном случае применим принцип аналогии.

В п. 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены случаи прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного. К их числу относятся: 1) признание гражданина занятым; 2) прохождение гражданином профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; 3) длительная (более месяца) неявка безработного в органы службы занятости без уважительных причин; 4) переезд безработного в другую местность; 5) получение пособия по безработице обманным путем; 6) осуждение лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы; 7) назначение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет. При наличии перечисленных оснований органы службы занятости обязаны прекратить выплату пособия по безработице. Решение о прекращении выплаты пособия по безработице должно быть законным и обоснованным. Обязанность доказать законность и обоснованность решения о прекращении выплаты пособия по безработице лежит на представителях органа службы занятости, принявшего такое решение. Обратим внимание на то, что гражданин не может быть лишен права на получение пособия по безработице по формальным соображениям.

В частности, длительная неявка безработного в органы службы занятости может стать законным основанием для прекращения выплаты пособия по безработице лишь в том случае, если гражданину в этот период могла быть предложена подходящая работа. Применение такого основания для прекращения выплаты пособия по безработице, как получение пособия обманным путем, предполагает недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина. К числу обстоятельств, доказанность которых позволяет прекратить выплату пособия по безработице, относится, например, сокрытие гражданином сведений о получаемом заработке (доходе).

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена в случаях: 1) отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; 2) отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; 3) явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения; 4) увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия; 5) нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного; 6) самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Перечень оснований для приостановления выплаты пособия по безработице также является исчерпывающим. Приостановление выплаты пособия по безработице является правом, а не обязанностью органов службы занятости. Решение о приостановлении выплаты пособия по безработице должно быть законным и обоснованным. На представителях органа службы занятости, принявшего решение о приостановлении выплаты пособия по безработице, лежит обязанность доказать законность и обоснованность данного решения. Решение о приостановлении выплаты, пособия по безработице также не может быть обосновано формальными соображениями, его также следует связывать с обстоятельствами, характеризующими правовое понятие безработного гражданина. Например, нарушение сроков перерегистрации может быть признано законным основанием для приостановления выплаты пособия по безработице в том случае, если в связи с неявкой безработного на перерегистрацию орган службы занятости лишился возможности предложить ему подходящую работу. Периоды приостановления выплаты пособия по безработице входят в общую продолжительность выплаты пособия по безработице и не засчитываются в общий трудовой стаж.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в следующих случаях: 1) неявки безработного гражданина без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; 2) отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу). Решение о сокращении пособия по безработице также должно быть законным и обоснованным, оно не должно быть продиктовано формальными соображениями. При обжаловании данного решения обязанность доказать его законность и обоснованность лежит на представителях органа занятости, принявшего такое решение.

В связи с этим следует иметь в виду, что гражданин вправе отказаться от ведения переговоров с работодателем о работе, которая не является для него подходящей. Действия органа службы занятости по направлению гражданина на работу могут быть признаны законными, если предлагаемая работа была подходящей для безработного. В связи с чем гражданин вправе отказаться от явки за направлением на работу, которая не является для него подходящей.
Таким образом, пособие по безработице выплачивается гражданам, имеющим статус безработных. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных определен постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2010 г. № 847н «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан».

Не могут быть признаны безработными и не имеют права на получение пособия:

• занятые граждане, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера; индивидуальные предприниматели; граждане, проходящие военную и приравненную к ней службу; учащиеся в образовательных учреждения по очной форме; граждане избранные или назначенные на оплачиваемую должность; лица, являющиеся учредителями (участниками) коммерческих организаций;
• граждане, не достигшие возраста 16 лет;
• лица, которым назначена пенсия по старости;
• граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая временную, а впервые ищущие работу и не имеющие профессии — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом одна и та же работа не может предлагаться дважды;
• граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;
• лица, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
• лица, представившие подложные документы об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные для признания их безработными.

Решение о признании гражданина безработным принимает орган службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предоставления необходимых документов. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.


Страницы:   1   2