Заявка на расчет
Меню Услуги

Безработица как макроэкономическая проблема. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


1.2 Система основных показателей рынка труда, методы их исчисления и анализа

 

Для того чтобы правильно изучить, проанализировать, выявить основные тенденции и направления развития необходимо определить систему показателей рынка труда. Система показателей, характеризуют изучаемое явление со всех сторон, учитывает существующие взаимосвязи между явлениями и между самими показателями. В систему входят те показатели, которые являются величинами, адекватно характеризующими отображаемое явление в конкретных условиях времени, места. При этом используются различные методы, такие как статистическое наблюдение, метод группировок, метод обобщающих статистических показателей, методы исчисления показателей структуры, динамики; табличный метод; графический метод.

а)Статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования.

Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода.

В международной статистике исходным показателем для анализа занятости является уровень экономической активности населения, т.е. доля численности экономически активного населения в общей численности населения. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных и измеряется по отношению к обследуемому периоду.

Уровень экономического активного населения рассчитывается по формуле:

 

Количественно занятость характеризуется показателем уровня занятости. Он может рассчитываться двумя способами.

Доля занятых в общей численности населения:

 

Доля занятых в экономически активном населении:

 

Безработица характеризуется показателями ее уровня, частоты и длительности.

Уровень безработицы определяется в процентах как отношение числа безработных к числу занятых и безработных:

 

б) Метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации.

При построении системы показателей наиболее важными для статистического анализа являются следующие группировки:

  • группировка по возрасту трудоспособности;
  • территориальная группировка, которая на международном уровне заключается в группировке стран по континентам и по объединениям стран (страны Европейского Союза, Организации по Экономическому Сотрудничеству и Развитию, Ассоциации Стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.).

Помимо этого все показатели статистики труда рассчитываются отдельно для городского и для сельского населения.

  • группировка по социальным формам хозяйства, выделяющая:
  • государственные предприятия и учреждения;
  • предприятия и учреждения коллективной формы собственности;
  • частные предприятия и учреждения;
  • предприятия, принадлежащие иностранцам;
  • предприятия смешанных форм собственности.
  • группировска по статусу занятости (положению в занятии);
  • профессиональная группировка, в основе которой лежит принятая МОТ Международная стандартная классификация профессий (МСКП), включающая 4 ступени [7, с.27].

в) Метод обобщающих статистических показателей, характеризующие совокупность единиц в целом. К обобщающим показателям относятся абсолютные, относительные и средние величины, а также аналитические показатели рядов динамики, индексы. Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин – абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки.

Абсолютные величины — это количественные показатели, которые характеризуют размер (уровень, объем, численность) изучаемых общественных явлений. Различают индивидуальные абсолютные величины, характеризующие признаки отдельных единичных явлений (например, численность экономически активного населения в одном регионе страны) и итоговые (или суммарные) абсолютные величины, характеризующие совокупность явлений (например, общая численность экономически активного населения страны).

Относительные величины выражают соотношение между явлениями в виде степени, доли или темпа. Исчисляются сопоставлением между собой абсолютных величин. Выражаются в коэффициентах, процентах и в промиллях.

Средняя величина количественный показатель, характерного, типичного уровня (или соотношения) массовых однородных явлений, которые складываются под влиянием общих причин и условий развития этих явлений рассчитываются на единицу их совокупности.

Используя различные методы, рынок труда характеризуется по следующим показателям, которые и составляют систему показателей рынка труда:

  • показатели статистики населения как базы формирования трудового потенциала любой страны (показатели численности и состава населения; показатели трудовой нагрузки; показатели естественного и миграционного движения населения и рабочей силы);
  • показатели экономически активного населения, занятости, безработицы и потерь экономики от безработицы;
  • показатели предложения рабочей силы, спроса на нее и конъюнктуры рынка труда;
  • показатели неполной (частичной) занятости, потерь экономики от неполной занятости и занятости в неформальном секторе экономики;
  • показатели продолжительности и использования рабочего времени;
  • стоимость рабочей силы;
  • показатели оплаты труда (заработная плата, прочие доходы по труду, номинальная и реальная заработная плата);
  • показатели производительности труда (уровень и динамика производительности труда; оценка влияния факторов на уровень производительности труда; международные сопоставления уровня производительности труда);
  • показатели условий жизни, труда и отдыха рабочей силы (реальные и номинальные доходы населения; расходы и сбережения населения; показатели потребления населением материальных благ и услуг; показатели розничного товарооборота; обеспеченность населения жильем и предметами длительного пользования; показатели производственного травматизма, профессиональных заболеваний, трудовых конфликтов; показатели свободного времени) [7, с.24].

Произведя анализ экономически активного населения, путем выявления относительных величин численности занятого населения, выявления численности безработных из числа экономически активного населения, а также численность тех безработных, которые имеют официальный статус на бирже труда, мы тем самым охарактеризуем общее состояние рынка труда со стороны количественного предложения рабочей силы.

 

2 Анализ занятости и безработицы в Республике Марий Эл

2.1 Общая характеристика экономической деятельности Республики Марий Эл

 

Республика Марий Эл расположена в центре европейской части Российской Федерации, в средней части бассейна реки Волги.

Республика Марий Эл входит в состав Приволжского федерального округа. С севера и северо-востока с ней граничит Кировская область, на юго-востоке — Республика Татарстан. С юга проходит граница с Чувашской Республикой, на западе — с Нижегородской областью. Длина ее границ превышает 1200 км. Общая площадь республики 23,4 тыс. кв.км (57,8 процента — леса, 33,3 процента — сельскохозяйственные угодья, 3,6 процента — водные ресурсы, 1,4 процента — заболоченные участки, 0,9 процента — прочие земли). Согласитесь, огромный экономический потенциал.

Численность постоянного населения Республики Марий Эл составляет 687,5 тыс. человек, в том числе городское население — 449,5 тыс. человек, сельское население – 238,0 тыс. человек. Средняя плотность населения – 29,4 человека на 1 кв.км. На долю экономически активного населения приходится 53,0 процента, или 366,1 тыс. человек. Столица Республики– г. Йошкар-Ола с населением 265,1 тыс. человек. Этнический состав населения (по данным переписи 2010 года):

47,4 процента – русские; 43,9 процента – марийцы; 5,8 процента – татары;

2,9 процента – прочие национальности.

Даже просто взглянув на эти скудные характеристики, можно понять, что в республике Марий Эл невозможно обойтись без многогранной и хорошо продуманной социальной политики. Она связана почти со всеми сферами жизни общества и определяет стабильность, качество жизни населения.

Согласно данным Росстат, среднедушевые денежные доходы населения республики Марий Эл в 2014 году составляли всего лишь 16,3 тыс. рублей на жителя республики, и по этому показателю республика Марий Эл занимала 80-ое место в России!

Причем в 2014 году:

— около 17% жителей получали менее 6 тысяч рублей в месяц;

— около 16% — от 6 тысяч до 8 тысяч рублей;

— около 20% — от 8 тысяч до 11 тысяч рублей;

— около 18% — от 11 до 15 тысяч рублей;

— около 13% — от 15 тысяч до 21 тысяч;

— около 10% — от 21 тысяч до 29 тысяч;

— около 6% — от 29 тысяч до 447 тысяч рублей;

— менее 2% — свыше 47 тысяч рублей.

Около 20% жителей республики в 2014 году получали меньше величины прожиточного минимума, и по этому показателю республика Марий Эл в 2014 году занимала пятое место во всей Российской Федерации.

Выше этот показатель был только в республике Калмыкия (31%), республике Тыва (28%), Чеченской республике (22%), Алтайском крае (20,5%).

Потребительские расходы жителей в 2014 году составили 11753 рублей в месяц, и по этому показателю наш регион занял 76 место в России.

На продукты питания жители региона расходовали 4500 рублей в месяц, 4600 рублей – на непродовольственные товары, 2600 рублей было израсходовано на услуги.

Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади жилищного фонда составляет более 4,8%, и по этому показателю Марий Эл занимает 22 место в России.

Удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату услуг ЖКХ составляет 43% от общей суммы расходов на оплату услуг. Это один из наиболее высоких показателей во всей Российской Федерации.

Объемы инвестиций в экономику республики Марий Эл, согласно открытым данным, в 2014 году составили более 40 миллиардов рублей.

Для сравнения: инвестиции в основной капитал республики Чувашия в 2014 году составили 57 миллиардов рублей, а в 2013 году – более 60 миллиардов!

Наш сосед – республика Татарстан в 2013 году «вложила» в развитие своей экономики более 500 миллиардов!

Результаты социально-экономического развития республики Марий Эл неудивительны. Общеизвестно, что глава республики пишет стихи, увлекается итальянской культурой, охотно строит памятники в Йошкар-Оле, однако в республике отсутствуют институты развития.

Кроме того, на весьма ответственные должности в Правительстве республики Марий Эл назначаются люди в нарушение требований федеральных законов, и главным критерием отбора являются не профессиональные качества претендентов, а критерий «свой — чужой».

Тем не менее, несмотря на провальную социально-экономическую политику и неудовлетворительные результаты в социально-экономической сфере, Леониду Маркелову удается оставаться оптимистом.

Однако, возникает вопрос. А куда смотрит федеральная власть? Не пора ли исправлять ситуацию в Марий Эл, чтобы не получить очаг нестабильности в Поволжье в среднесрочной перспективе?

Республика Марий Эл имеет крупные запасы строительного камня, керамзитного, кирпично-черепичного сырья, карбонатных пород для известкования почв, камня облицовочного, торфа, сапропеля, минеральных вод и грязей. Ведется разведка других полезных ископаемых. Основным природным богатством Республики Марий Эл является лес, общая площадь лесного фонда составляет более 1200 тыс. га или 56% территории республики.

В Республике Марий Эл в 2014 году сохранился стабильный рост основных показателей социально-экономического развития.

Валовой региональный продукт по оценке Минэкономразвития Республики Марий Эл за 2014 год составит 144,1 млрд. рублей, что на 1,7% больше по сравнению с 2013 годом в сопоставимых ценах

Определяющими отраслями в структуре экономики в 2014 году являлись промышленное производство, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь и торговля, на долю которых пришлось более 80% произведенного валового регионального продукта.

Предприятиями республики за 2014 год отгружено промышленной продукции

на сумму 116,8 млрд. рублей, что превышает уровень 2013 года на 13,9%; индекс производства составил 113,6%. По индексу промышленного производства Республика Марий Эл среди регионов Приволжского федерального округа за 2014 год заняла 1 место, среди субъектов Российской Федерации – 7 место.

В структуре промышленного производства основную долю занимают виды деятельности: производство нефтепродуктов (21,1% в общем объеме отгруженной продукции), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (13,9%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (12,2%), производство машин и оборудования (9,1%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (7,7%), пищевых продуктов (24,5%). Рост индекса производства обеспечен в основных видах деятельности: текстильное и швейное производство – 149,5%, производство пищевых продуктов – 115,4%, производство прочих неметаллических минеральных продуктов – 123,9%, транспортных средств и оборудования – 114%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 113,5%, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви – 107,8%, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – 109,7%, производство машин и оборудования – 108,3%, производство резиновых и пластмассовых изделий – 107,3%, производство нефтепродуктов – 104,5%, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность – 104,4%. Рост объемов промышленного производства обеспечен за счет модернизации и технического перевооружения предприятий, увеличения номенклатуры выпускаемой продукции, привлечения инвесторов и создания новых производств на территории республики.

В республике продолжается реализация инвестиционных проектов, направленных на создание новых производств, модернизацию и техническое перевооружение производства.

В 2014 году реализовано 25 инвестиционных проектов на сумму 3,2 млрд. рублей, в рамках которых создано порядка 850 новых рабочих мест, из них: ЗАО «Марийское» – по модернизации производства мяса бройлера, ООО «Технотех» – по производству стеклотекстолита, ООО «Фирма «Сувенир» – по расширению и модернизации производства, ОАО «Шелангерский химзавод» – по строительству цеха по производству колеровочных паст, ООО «Транстехсервис» – по строительству 2 и 3 очередей автомобильной деревни. Объем сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех сельхозпроизводителей за 2014 год составил 27,4 млрд. рублей, или 114,7% в сопоставимых ценах к 2013 году, в том числе продукции растениеводства – 108,8%, животноводства – 119,7%.

В сельскохозяйственных организациях выпущено продукции сельского хозяйства на сумму 11,7 млрд. рублей, или 120,0%. В 2014 году в республике по сравнению с 2013 годом в хозяйствах всех сельхозпроизводителей увеличилось производство картофеля на 19,2%, овощей – на 7,5%, производство мяса – на 36,8%. В структуре производства мяса наблюдался рост удельного веса мяса птицы до 58,6% против 52,3% в 2013 году. По темпам роста производства сельскохозяйственной продукции республика среди регионов Приволжского федерального округа за 2014 год заняла 1 место, среди субъектов Российской Федерации – 2 место.

В 2014 году в отрасли реализованы 2 крупных инвестиционных проекта: по строительству свинофермы с полным циклом ЗАО ПЗ «Шойбулакский» в Оршанском районе и 5-я очередь по реконструкции и модернизации производства современного птицекомплекса ООО «Птицефабрика Акашевская» в Новоторъяльском и Сернурском районах.

По оценке на 1 января 2015 года в республике осуществляют деятельность 8,1 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. Общая численность занятых в малом бизнесе с учетом индивидуальных предпринимателей составляет 57,6 тыс. человек.

Оборот малых и средних предприятий по оценке за 2014 год составляет 100,0 млрд. рублей с ростом к уровню 2013 года на 20%. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта республики по оценке за 2012 год составляет около 16%.

В 2014 году на развитие экономики и социальной сферы республики направлено 31,6 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах на 10,1% больше, чем в 2013 году.

Объем работ по виду деятельности «строительство», выполненный на территории Республики Марий Эл, в 2014 году составил 12,3 млрд. рублей, или 100,1% к уровню 2013 года.

За 2014 год в республике построено жилья общей площадью 351,8 тыс. кв. м, или 111,6% к уровню 2013 года. По темпам роста жилья республика среди регионов

Приволжского федерального округа за 2014 год заняла 1-е место, среди субъектов Российской Федерации – 15 место.

Положительные тенденции развития достигнуты и на потребительском рынке

республики. За 2014 год оборот розничной торговли (включая продажу на рынках) составил 56,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 6,9% больше, чем в 2013 году, объем платных услуг, оказанных населению, увеличился на 0,7% и составил 16,9 млрд. рублей.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 50,6%, непродовольственных товаров – 49,4%.

 

2.2 Регулирование занятости и безработицы в Республике Марий Эл.

 

С развитием рыночных отношений в России существенно обострились проблемы в сфере занятости населения и связанной с ней безработицы. Так, начиная с 2005 года, наивысший уровень безработицы (8,4% от экономически активного населения в целом по стране) был зафиксирован статистикой в 2009 году. В 2011 году имело место существенное снижение этого показателя — до 6,6%. А к концу 2014 года, по данным Росстата, уровень безработицы в России снизился до 5.2% от экономически активного населения.

В конце 2014 года самый низкий уровень безработицы в федеральных округах отмечен в Центральном федеральном округе (3,2%), а самый высокий — в Северо-Кавказском федеральном округе (11.8%). В Москве и в Санкт-Петербурге уровень безработицы составил 1,6% (самый низкий в стране). Анализируя эти показатели, явно наблюдается резкое различие в уровне безработицы по регионам страны. В разрезе отдельных регионов динамика безработицы также является неустойчивой. Так, например, в Республике Марий Эл наивысший уровень безработицы за последние десять лет отмечен в 2009 году – 11,5% от экономически активного населения. В дальнейшем имело место небольшое снижение, а в 2010 году безработица в Марий Эл составила 10,1% — наивысший показатель среди всех 14 регионов Приволжского федерального округа. Отметим, что средний показатель по ПФО за 2013 год составил, как и по России, 5,2%. Статистические данные за 2014 год свидетельствуют о снижении безработицы в Республике Марий Эл до 4,8% к экономически активному населению. Дальнейшее увеличение безработицы в регионе имело место в 2015 году. Так, в мае-июле 2015 года безработица в Марий Эл составила 5,3%.

Численность экономически активного населения Республики Марий Эл, 2009-2014гг., тыс. чел.

Экономически Активные Занятые Безработные Уровень Безработицы
2014 358 000 340 700 17 300 4,8
2013 366 600 347 400 19 200 5,2
2012 366 100 342 400 23 800 6,5
2011 372 400 334 800 37 600 10,1
2010 375 300 335 900 39 400 10,5
2009 366 300 324 300 42 100 11,5

Таблица 1

 

 

Как видно из таблицы 1 динамика численности ЭАН не равномерна, и постоянно колеблется из года в год.

Естественно, в каждом российском регионе имеются свои специфические особенности, оказывающие влияние на уровень безработицы и ее характер: например, подъем или, наоборот, спад темпов экономического развития в регионе, половозрастной состав населения, действия государственных органов власти, направленные на содействие занятости населения и снижение напряженности на рынке труда и др. Все эти факторы требуют серьезного всестороннего анализа.

Например, по моему мнению, кажущееся снижение безработицы в Республике Марий Эл в 2013-2014 гг. представляется весьма сомнительным. Во-первых, это объясняется более строгим контролем при постановке на учет в качестве безработного службами занятости. Во-вторых, многие лица вообще не обращаются в службу занятости для постановки на учет в качестве безработного. Это связано, в частности, с имеющими подчас место задержками в выдаче пособий по безработице, а также с весьма малой величиной самих пособий, зачастую не обеспечивающих прожиточного минимума.

В республике каждому безработному, вставшему на учет в службе занятости, есть возможность предложить не одну, а две или даже более вакансий. Однако, чаще всего безработных не устраивает уровень предлагаемой заработной платы, а работодателей — отсутствие у претендентов необходимого опыта. Кроме того, примерно одна восьмая часть всех предлагаемых вакансий это неквалифицированный труд: грузчики, разнорабочие, уборщицы. Можно отметить, что процесс трудоустройства безработных граждан во многом определяется низким качеством предлагаемых работодателями рабочих мест. Значительную часть вакантных рабочих мест отличают неблагоприятные условия труда из-за высокого износа оборудования, а также низкий уровень заработной платы. Таким образом, существующее несоответствие спроса и предложения на рабочую силу не позволяет своевременно заполнять имеющиеся вакансии.В 2014 году принято на работу 20 648 человек, или 102,4 процента к уровню 2011 года.

По данным Маристата, численность занятого населения в 2014 году составила 340,7 тыс. человек. Уровень занятости населения за указанный период составил 65,7 процента.

Общая численность безработных по методологии Международной организации труда (далее — методология МОТ) в республике в 2014 году по отношению к 2011 году уменьшилась на 3,3 тыс. человек и составила 18,3 тыс. человек. Уровень общей безработицы снизился с 11,1 до 4,8 процента численности экономически активного населения.

В январе — декабре 2014 г. численность граждан, обратившихся в службу занятости в поиске подходящей работы, составила 10 900 человек, что составляет 93 процента к соответствующему периоду прошлого года, официальный статус безработного получили 5,5 тыс. человек (на 19,1 процента меньше, чем в соответствующем периоде 2013 года.

В 2014 году в Республике Марий Эл по-прежнему наблюдаются положительные темпы развития экономики и социальной сферы.

В большинстве отраслей экономики республики наблюдается тенденция к росту спроса на рабочую силу.

С начала 2014 года предприятиями и организациями республики было заявлено о наличии 17 900 вакансий, что меньше чем за аналогичный период прошлого года — 15 650 вакансий.

Департаментом государственной службы занятости населения Республики Марий Эл осуществляется еженедельный мониторинг по выполнению программ содействия занятости населения, продолжается контроль за увольнением работников организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников и изменением численности безработных. Их анализ свидетельствуют о снижении численности работников, уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата, почти в 2 раза по отношению к соответствующему периоду 2013 года (на 1 июля 2013 г. — 801 человек, на 1 июля 2014 г. — 440 человек).

В результате совместной работы всех социальных партнеров ситуация в сфере занятости населения и на рынке труда Республики Марий Эл стабилизировалась.

По данным Маристата, численность занятого населения в июне 2014 г. составила 340,7 тыс. человек. Общая безработица по методологии МОТ в июне 2014г. по отношению к июню 2013 г. уменьшилась с 19,2 до 17,3 тыс. человек. Уровень общей безработицы за этот период снизился с 5,2 до 4,8 процента к численности экономически активного населения.

Продолжает стабилизироваться ситуация и на регистрируемом рынке труда. За шесть месяцев 2014 года численность граждан обратившихся в органы службы занятости в поисках работы к соответствующему периоду 2013 года сократилась на 18,0 процента. Необходимо отметить, что положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Имеют место трудности как на открытом, так и на регистрируемом рынке труда.

У безработицы в Республике Марий Эл женское лицо. Согласно данным статистики, обстановка на рынке труда Республики Марий стала менее напряженной. Общая безработица в 2014 году, рассчитанная по методологии Международной организации труда (МОТ) в сравнении с 2013 годом уменьшилась с 37,3 до 24,3 тысяч человек. Разрыв между общей и регистрируемой безработицей сократился с 6,6 до 5,3 раза. Число безработных на одну вакансию за год снизилось с 1,6 до 0,6 человека. Найти работу стало легче. Вместе с тем, занять свободные вакансии в республике не так-то просто. Труднее всех приходится молодежи и женщинам.

Порядка 25% безработных граждан Марий Эл составляет молодежь в возрасте 16 – 29 лет, и этот факт вызывает озабоченность органов власти Марий Эл. Но причины, по которым молодые люди ищут работу, не одинаковы. Однако молодежь не спешит занять свободные вакансии. Многие ищут работу по приобретенной в учебных заведениях специальности, но на поиск нужных вакансий уходят долгие месяцы. Государственной службой занятости организуется обучение безработных по специальностям, востребованным на рынке труда. Но более 50% молодых людей не хотят работать на рабочих должностях, даже с высоким заработком. По убеждению психологов, главной причиной нежелания молодых людей приобретать рабочие профессии является многолетняя «обработка» молодежи центральными телеканалами, пропагандирующими «легкие» деньги и «престижные» профессии.

Многие безработные граждане считают, что найти подходящую работу через службу занятости вообще невозможно. Установлено также, что чаще всего граждане ищут работу самостоятельно, через друзей, родственников, по объявлениям и значительно меньше обращаются в службу занятости. Немалое количество граждан находит себе применение в различных секторах «теневой экономики».

100%-я занятость трудоспособного населения невозможна как в условиях рыночной, так и административно-командной экономики. Во-первых, необходимо принимать во внимание так называемую фрикционную безработицу, которая связана с поисками или ожиданием работы. Так, по некоторым оценкам, в бывшем СССР данный вид безработицы составлял около 0,5 млн. человек.

Во-вторых, технологические изменения в производстве, неизбежно влекут за собой структурные изменения в спросе на рабочую силу. При этом оказывается, что новой структуре рабочих мест не соответствует сложившаяся структура рабочей силы, и это приводит к вытеснению из производства некоторой части работников.

В-третьих, следует принимать во внимание и циклическую безработицу, вызванную спадом производства и уменьшением спроса на рабочую силу. В этой связи следует отметить такую специфическую проблему для Республики Марий Эл, как прекращение в последние годы экономической деятельности немалого количества предприятий различных отраслей, что, естественно, повлекло за собой увольнение работников этих предприятий. Особенно существенное сократилось количество предприятий и организаций сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства.

Ситуация, сложившаяся с занятостью населения в республике повлияла и на обеспечение законных прав работающих граждан. В особо бесправном положении находятся работники многих частных предприятий: на них часто не заводятся трудовые книжки, у них нет страхового медицинского полиса и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.

Серьезную тревогу вызывает несоблюдение трудовых прав работающих женщин и молодежи, что также характерно в основном для частных предприятий. Для этих категорий работников зачастую работодатели не предоставляют предусмотренные трудовым законодательством льготы: в частности, сокращенный рабочий день, они подчас используются также на тяжелых и вредных для здоровья работах.

В целом, как показывает наше исследование, необходимо существенно повысить роль такого важнейшего инструмента государственного регулирования занятости населения в регионе, как государственная служба занятости населения. Следует положительно оценить создание информационного портала органов службы занятости населения Республики Марий Эл, где размещается весьма полезная информация для безработных. Здесь есть возможность познакомиться с ситуацией на рынке труда, получить сведения о нормативных правовых актах в области занятости населения, получить ответы на интересующие вопросы. Есть также рекомендации о том, как вести себя в случае сокращения; на собеседовании у работодателя; составить резюме; подать заявку с целью поиска работы.

Не должны оставаться в стороны от помощи гражданам в трудоустройстве и работники правоохранительных органов. Здесь могут сыграть свою роль периодические проверки со стороны прокуратуры центров занятости населения по вопросу соблюдения последними федерального законодательства.

Весьма актуальной задачей, стоящей перед учеными, является изучение и анализ опыта, накопленного в регионах, по повышению уровня занятости населения и разработка на этой основе научно обоснованных рекомендаций для региональных органов власти.

Регулирование политики занятости на территории республики происходит прежде всего через принятие Программы содействия занятости населения «Содействие занятости населения Республики Марий Эл на 2012 — 2020 годы». Разработал данную Программу Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл.

Основная цель Программы: содействие занятости населения, обеспечение социальной поддержки безработных граждан в период поиска работы; важнейший целевой показатель — уровень регистрируемой безработицы.

Задачами Программы являются поддержание стабильности на рынке труда, повышение уровня занятости населения, качества, конкурентоспособности и востребованности рабочей силы, информирование граждан о ситуации на рынке труда, о предоставляемых услугах и возможностях трудоустройства населения.

Cрок реализации настоящей Программы с 2012 по 2020 год
в два этапа: первый этап 2012 — 2014 годы; второй этап 2015 — 2020 годы.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: реализация Программы в 2012 — 2020 годах позволит:

  • Оказать содействие в поиске подходящей работы 62,4 тыс. незанятых
    и безработных граждан;
  • Организовать 1 350 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • Организовать профессиональную ориентацию не менее 107,3 тыс. незанятых и безработных граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • Оказать услуги по психологической поддержке не менее 8,1 тыс. безработных граждан;
  • Направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение в другой местности, не менее 11,0 тыс.граждан, в том числе 10,8 тыс. безработных граждан и 225 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • Организовать проведение оплачиваемых общественных работ для 21,3 тыс. граждан;
  • Организовать временное трудоустройство 1,6 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • Организовать временное трудоустройство не менее 225 безработных граждан в возрасте 18-20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • Организовать временное трудоустройство не менее 25,6 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
  • Оказать государственные услуги по социальной адаптации не менее
    10,3 тыс. безработных граждан на рынке труда;
  • Оказать услуги по содействию самозанятости не менее
    1 434 безработным гражданам, включая оказание услуги гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным
    в установленном порядке безработными и прошедшими профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, оказание единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
  • Оказать услуги по содействию 153 безработным гражданам в переезде
    и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
  • Осуществлять социальные выплаты в среднем 6,4 тыс. граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Конечные результаты реализации Программы могут корректироваться при изменении ситуации на рынке труда и порядка финансирования мероприятий Программы.

Целесообразность разработки настоящей Программы вызвана необходимостью дальнейшей реализации мер по стабилизации ситуации на республиканском рынке труда в условиях восстановительного роста экономики.

Прогнозируемый экономический рост, в том числе увеличение объемов выпуска продукции основных видов экономической деятельности, потребует от рынка труда оперативного реагирования в части удовлетворения растущего спроса на рабочую силу, в первую очередь — на квалифицированные кадры рабочих и специалистов. Потребуется реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, эффективному трудоустройству молодых специалистов, преодолению структурной безработицы, развитию территориальной мобильности рабочей силы. Сохранится необходимость в межотраслевом перераспределении трудовых ресурсов, высвобождающихся в ходе процессов оптимизации численности работников отдельных организаций.

В связи с применением некоторыми работодателями практики введения режимов неполной занятости работников с целью сохранения кадрового потенциала часть работников будет испытывать необходимость в поиске вариантов эффективной вторичной занятости.

Таким образом, потребность в оказании услуг в области содействия занятости населения в республике будет расти, чему будет способствовать не только безвозмездность оказания услуг, но и наличие и развитие обширной базы сведений о вакантных рабочих местах, широкий спектр оказываемых услуг, развитие системы предоставления услуг в электронном виде, возможность получения гарантированной социальной поддержки в период вынужденной безработицы.

Программа предусматривает дальнейшее развитие социального партнерства на рынке труда, так как функционирование и регулирование рынка труда республики является сферой интересов не только органов службы занятости населения, но и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, учебных заведений, объединений организаций профсоюзов, работодателей.

Использование программно-целевого метода при решении поставленных задач будет способствовать созданию условий для осуществления государственной политики содействия занятости населения на территории республики, обеспечению гарантий государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

Программа обеспечит преемственность реализуемых мер на основе системного подхода к решению существующих проблем рынка труда.

Показатели, характеризующие масштабы безработицы в Республике Марий Эл, приведены в Приложение

Для минимизации негативного влияния внешних факторов на реализацию Программы предусматриваются следующие механизмы:

  • Отсутствие финансирования (или неполное финансирование) мероприятий, предусмотренных Программой, — подготовка расчетов по корректировке Программы и представление заявки в Роструд и Правительство Республики Марий Эл о получении дополнительных финансовых средств из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл. Финансовые риски могут возникнуть по причине значительной продолжительности реализации Программы;
  • Резкое снижение спроса на рынке труда, связанное с кризисным состоянием экономики, — разработка дополнительных мероприятий, направленных на обеспечение занятости населения;
  • Резкое увеличение предложения на рынке труда, связанное с массовым высвобождением работников, — подготовка расчетов по корректировке Программы и представление заявки в Роструд и Правительство Республики Марий Эл о получении дополнительных финансовых средств из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл.

К факторам риска реализации Программы также можно отнести:

  • добровольный характер участия безработных в профессиональном обучении, в организации индивидуального предпринимательства, в общественных, временных работах;
  • отказ организаций от создания временных рабочих мест.

 


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф