Скоро защита?
Меню Услуги

Билеты к экзамену по дисциплине Безопасность на воздушном транспорте

Вид работы:
Тема:

Безопасность полётов: основные понятия и определения 


Обеспечение безопасности полетов (БП) является одной из наиболее актуальных проблем гражданской авиации.

Следует отметить, что в России существуют регионы к которым можно добраться только воздушным путем. К таким регионам относится около 60 процентов территории страны. Это определяет не только высокую значимость гражданской авиации как транспортной системы, но требование по обеспечению безопасности перевозок и авиационных работ.

При решении вопросов безопасности полетов на нынешнем этапе развития гражданской авиации необходимо учитывать стремительный рост объемов перевозок, массовое обновление парка воздушных судов и смену поколения авиационных специалистов.

Обеспечение безопасности полетов при воздушных перевозках пассажиров и грузов является приоритетной задачей государства. При этом в условиях рыночной экономики роль государства должна заключаться во введении требований ко всем элементам авиационно-транспортной системы и организации контроля за их исполнением.

В «Государственной программе обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации» утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 641-р, дано определение безопасности полетов.

«Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.»

Данная Программа учитывает анализ результатов расследования авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами гражданской авиации, а также выявленные в работе авиационно-транспортной системы недостатки за длительный период. Программа направлена на предотвращение авиационных происшествий, которые могут быть устранены усилиями органов законодательной власти и органов исполнительной власти Российской Федерации и авиационных организаций Российской Федерации.

Порядок расследования авиационных происшествий и инцидентов и их определение изложены в «Правилах расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации» утвержденных Правительством Российской Федерации 18 июня 1998 года Постановлением № 609.

Авиационные события подразделяются на:

— авиационные происшествия;

— авиационные инциденты (серьезные авиационные инциденты);

— производственные происшествия.

Авиационное происшествие — событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имеет место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, и в ходе которого:

— какое-либо лицо получает телесное повреждение.

— воздушное судно получает повреждение или происходит разрушение его конструкции.

 

Основные факторы, влияющие на безопасность полетов

На безопасность полетов влияет большое количество факторов, от которых зависит качество функционирования АТС.

Фактором считают определенное действие, случай, условие или обстоятельство, наличие либо отсутствие которого увеличивает или уменьшает вероятность благоприятного окончания полета. Техническая и организационная сложность АТС, большая численность авиационного персонала служб, принимающих участие в организации, подготовке, выполнении и обеспечении полетов, а также эксплуатация ВС в широком диапазоне погодных и климатических условий порождают значительное количество составляющих, которые влияют на конечный результат полета. Учитывая сложность и разветвленность АТС, перечислить все факторы практически невозможно. Степень их детализации определяется конкретизацией условий функционирования системы и характером их влияния на возникновение потенциальной опасности для полетов.

Факторы влияния на безопасность полетов можно разделить на системные (составляющие, определяемые внутренними свойствами АТС) и внесистемные (факторы внешней среды). Такое деление имеет условный характер, поскольку состояние внешней среды контролируется соответствующими службами и экипажами с использованием специальных технических средств. В этом случае ВС не должны попадать в нерасчетные условия внешней среды.

В связи с тем, что АТС является сложной поли-эргатической системой, каждый элемент которой имеет человеческие и машинные звенья, можно выделить общие группы факторов, которые влияют на надежность функционирования этих элементов, т. е. на безопасность полетов. К ним относятся: профессиональная подготовка и дисциплина авиационного персонала; психофизиологическое состояние операторов; организация функционирования системы (службы); техническая оснащенность каждой подсистемы и надежность технических средств; качество нормативно-технической документации, которая регламентирует летную, техническую эксплуатацию, аэронавигационную систему и обеспечение полетов.

Факторы, которые проявляются в авиационных происшествиях и инцидентах: уровень квалификации командно-руководящего состава, службы УВД, экипажа и инженерно-авиационной службы; состояние материально-технического обеспечения служб (метеорологической, аэродромной, электро-светотехнической, организации перевозок, горюче-смазочных материалов); правильность решений; соблюдение технологии производства; качество технического обслуживания. Сюда относятся также отказы элементов функциональных систем и условия, связанные с деятельностью человека, недостатками авиационной техники и влиянием внешней среды.

Анализ причин АП и инцидентов свидетельствует, что в большинстве случаев в процессе развития АП возникают события, которые последовательно усложняют ситуацию в полете. По статистическим данным, свыше 70 % АП обусловлены возникновением в полете совокупности неблагоприятных факторов. Как правило, это совокупность нескольких факторов, связанных с деятельностью экипажа, функциональной эффективностью ВС и условиями внешней среды. Иллюстрацией этого служит — функциональная эффективность ВС; К-функциональная деятельность экипажа; Z — условия внешней среды. Конкретный полет определяется положением точки на поверхности S. Поверхность S разделяет все пространство на два подмножества. Внутреннее пространство соответствует безопасному полету, а внешнее — аварийной или катастрофической ситуации. Аварийная и катастрофическая ситуации могут возникнуть в том случае, если какой-либо фактор вышел за установленные пределы или все факторы находятся в допустимых пределах, но их неблагоприятное сочетание приводит к аварийной или катастрофической ситуации.

Процесс развития отрицательного явления, которое заканчивается авиационным происшествием, в большинстве случаев может иметь несколько причин, которые последовательно усложняют ситуацию и приводят к авиационному происшествию.

Если рассматривать последовательность развития неблагоприятного события, то можно выделить главные, непосредственные и сопутствующие причины. Главной является причина, которая в данной ситуации создает потенциальную возможность возникновения АП, а непосредственные и сопутствующие — это причины, создающие реальные условия для превращения возможности в действительность. Таким образом, непосредственной будет причина, которая приводит к возникновению АП. Очевидно, что она является следствием главной причины. Носители главных причин АП — это дефекты, заложенные в конструкцию ВС в процессе его создания или производства, несовершенство системы профессиональной подготовки авиационного персонала, упущения в организации работы всех звеньев авиационной транспортной системы, недостатки нормативно-технической документации и др.

Возникновение сопутствующих причин может быть связано с недостаточной эффективностью действий экипажа по устранению последствий опасной ситуации или с наложением неблагоприятных внешних условий на развитие ситуации, которая усложняет деятельность экипажа. В зависимости от сложившейся ситуации сопутствующая причина может выступать как непосредственная. Устранение непосредственных и сопутствующих причин авиационного происшествия снижает вероятность их повторения, но не исключает возможности возникновения сложной, аварийной или катастрофической ситуации из-за наличия главной причины.


Методы количественной оценки уровня безопасности полетов. Статистические показатели безопасности полетов. Оценка рисков 

Для количественной оценки уровня безопасности полетов и выявления его зависимости от свойств авиационной системы ис­пользуют специальные показатели (критерии). В настоящее вре­мя в авиационной практике и исследованиях (анализах) безопас­ности полетов применяют два типа показателей – статистичес­кие и вероятностные.

Статистические показатели обычно выражаются физически­ми величинами или отношением этих величин, получаемых в ре­зультате обработки статистических данных эксплуатации. Ве­роятностные показатели вычисляют методами теории вероятнос­ти аналитическим путем. Строго говоря, статистические и ве­роятностные показатели связаны функционально друг с другом (см. п. 1.3.), поэтому и тот, и другой типы показателей в принципе могут быть рассчитаны и по данным статистики ава­рийности, и аналитическим путем на основе использования ве­роятностных методов. Как правило, их непосредственное вычисление производится так, как указано выше.

Статистические показатели можно разделять на общие и частные, абсолютные и относительные. Общие показатели харак­теризуют уровень безопасности полетов, учитывая интегральное влияние на нее всех факторов, а частные – влияние только отдельных факторов или групп однородных факторов.

Общие абсолютные статистические показатели. К ним отно­сят: абсолютные числа авиационных происшествий  , катас­троф  , инцидентов  , число погибших в АП членов экипа­жей и пассажиров  , материальный ущерб от АП.

Абсолютные показатели могут быть использованы при дол­госрочном планировании заказов авиационной техники, для уточнения соответствующих статей расходов на развитие авиа­ции, для выявления общих тенденций в динамике аварийности и других случаях.

Потери авиационной техники от АП достаточно велики. Ежегодно в результате аварий и катастроф теряются более десятка ЛА. Все возрастающая стоимость современных боевых ЛА приводит к росту материального ущерба от АП.

При ведении боевых действий авиация наряду с боевыми потерями несет значительные потери от АП (небоевые потери). Это подтверждается опытом второй мировой войны и последую­щих локальных войн и конфликтов. В годы второй мировой вой­ны США потеряли больше самолетов от АП, чем в результате действий противника. В 1983г. во время конфликтов в Гренаде и Ливане, в которые была вовлечена авиация ВМС США, аварий­ность в них возросла более чем в два раза. Резкое увеличение аварийности в период ведения боевых действий объясняется специфическими условиями применения авиации: существенным увеличением нагрузки на летные и наземные экипажи, использо­ванием предельных режимов полета, полетами в сложных ме­теоусловиях и др. Вполне очевидно, что проблема снижения аварийности в период ведения боевых действий является весьма актуальной.

Абсолютные показатели в прямой постановке количествен­но не характеризуют уровень безопасности полетов, так как они зависят от количественного и качественного состава пар­ка ЛА, суммарного налета и т.д. По абсолютным показателям нельзя сравнить уровни БзП различных типов ЛА, родов авиа­ции. От рассмотренных недостатков в определенной мере сво­бодны относительные статистические показатели.

Общие относительные статистические показатели. В воен­ной авиации в качестве относительных показателей используют два типа показателей:

  • средний налет на одно событие рассматриваемой тяжести, на одно авиационное происшествие, на одну катастрофу, на один инцидент;
  • среднее число событий рассматриваемой тяжести, приходящееся на часов налета.

Показатели могут вычисляться как годовые (анализируе­мый период – один календарный год) или как кумулятивные (суммарные). В последнем случае анализируемый период состав­ляет несколько календарных лет. Кумулятивные показатели яв­ляются более достоверными в статистическом смысле и менее подвержены случайным колебаниям по сравнению с годовыми по­казателями.

Рассмотрим общие тенденции изменения годового среднего налета на одно авиационное происшествие  как наиболее общие характеристики уровня безопасности полетов на примере дан­ных аварийности по ВВС США. Анализ графиков позволяет сформулировать выводы, отражающие общие закономер­ности в изменении уровня БзП военных самолетов:

  1. Развитие военной авиации сопровождается увеличением среднего налета на одно АП, хотя эта тенденция крайне неравномерная. Периоды роста уровня БзП чередуются с периодами его практи­ческой стабилизации.
  2. Для самолетов тактической авиации (штурмовиков, ис­требителей, истребителей-бомбардировщиков) средний налет на одно АП значительно меньше, чем в среднем по парку ЛА. Это объясняется тем, что в составе парка ЛА определенную часть составляют тяжелые самолеты (бомбардировщики, военно-тран­спортные самолеты), для которых средний налет на одно АП значительно больше, чем для легких самолетов.

В гражданской авиации для оценки достигнутого уровня безопасности полетов используют показатели, регламентирован­ные ИКАО (международной организацией гражданской авиации при ООН).

Частные статистические показатели. Общие статистичес­кие показатели имеют интегральный характер и в силу этого не позволяют выявить влияние на уровень БзП отдельных факторов. Эта задача в определенной мере решается при использовании частных показателей. Как и общие показатели, они могут быть абсолютными и относительными.

В табл. 1.1 приведено распределение в процентах АП по основным группам причин и по этапам полета для военной и гражданской авиации.

Т а б л и ц а 1.1

Группы причин АП Этапы полета
Ошибки лич­ного состава Отка­зы авиа- ци­онной техни­ки Неблаго-прият-ные условия Причи-ны АП не установ-лены Взлет и набор высоты Марш-рут-ный полет Зона, боевое приме-нение Заход на посадку и посадка
В о е н н а я а в и а ц и я
60…70 20…30 2…5 2…4 15…20 10…20 30…50 20…40
Г р а ж д а н с к а я а в и а ц и я
60…80 10…25 5…10 5…7 30…35 15…20 ¾ 50…55

Из данных табл. 1.1 следует:

  1. Ошибки личного состава как причины АП являются превали­рующими среди других причин как в военной, так и в граждан­ской авиации. Это подтверждает важность проблемы выявления причин ошибочных действий личного состава с позиций личнос­тного и человеческого факторов.
  2. Для военной авиации наиболее аварийные этапы полета: заход на посадку и посадка, полет в зону и боевое примене­ние. Первый этап связан со скоротечностью процессов управления в режиме захода на посадку, дефицитом времени на исправление допущенной ошибки, необходимостью строгого выдерживания задан­ных параметров полета и профиля полета; второй – полет в зо­ну и боевое применение – обусловлен использованием на этих этапах полета режимов полета, близких к предельным, с повы­шенной нагрузкой на летные экипажи и их некоторым отвлече­нием от задач пилотирования при выполнении боевой задачи.
  3. Для гражданской авиации наиболее аварийный этап поле­та – заход на посадку и посадка, так как из всех этапов полета этот этап является наиболее сложным по выполнению.

Статистические показатели вычисляются по реальным дан­ным массовой эксплуатации, их главное достоинство – объек­тивность. Однако статистические показатели имеют и ряд недостатков, сужающих область их практического использо­вания. К ним можно отнести:

  • оценку уровня БзП по статистическим показателям произво­дят тогда, когда АП произошли, то есть они регистрируют прош­лые факты;
  • статистические показатели невозможно применить для прог­ноза уровня БзП при изменении условий эксплуатации и приме­нения;
  • по статистическим показателям невозможно дать оценку эф­фективности различных организационных и технических мероп­риятий, направленных на повышение БзП, еще до их практичес­кой реализации;
  • по статистическим показателям невозможно выявить влия­ние на уровень БзП какого-либо конструктивного или аэродина­мического параметра ЛА, провести оптимизацию уровня БзП с учетом стоимости и эффективности.

Перечисленные недостатки статистических показателей принципиально устранимы или могут быть компенсированы ис­пользованием второго типа показателей – вероятностных.

Характеристика особых ситуаций и нормированные вероятности их возникновения по степени опасности 

Особая ситуация – ситуация, возникающая в полете в результате воздействия неблагоприятного фактора или сочетания неблагоприятных факторов и приводящая к снижению безопасности полетов. По степени опасности особые ситуации подразделяются на усложнение условий полета, сложную, аварийную и катастрофическую ситуации.

Неправильные действия экипажа Функциональные отказы техники Негативные внешние воздействия
Н еблагоприятные факторы и их сочетания

 

Элементы влияния Особые ситуации в полёте
Усложнение условий полётов (УУП) Сложная ситуация

(СС)

Аварийная ситуация

(АС)

Катастрофическая ситуация

(КС)

Психофизиологическая нагрузка на экипаж Незначительна Заметное повышение Значительное повышения Предотвращение гибели людей практически невозможно
Лётные характеристики ВС Незначительное ухудшение, без выхода за эксплуатационные ограничения Заметное ухудшение, выход за эксплуатаци-онные ограничения Значительное ухудшение, выход за предельные ограничения
План полёта Как правило, не требует немедленного изменения Немедленное изменение плана полёта Немедленное изменение плана полёта

+По частоте возникновения особые ситуации делятся на повторяющиеся, умеренно вероятные, крайне маловероятные, практически невероятные. Для количественной оценки вероятностей возникновения особых ситуаций используются следующие значения вероятностей, отнесенные либо к одному часу полета, либо к одному полету, в зависимости от характера рассматриваемого события: повторяющиеся – более 10-3, умеренно вероятные 10-3-10-5, маловероятные 10-5-10-7, крайне маловероятные 10-7-10-9, практически невероятные менее 10-9.

 

Классификация негативных авиационных событий


Авиационные события подразделяются на:

— авиационные происшествия;

— авиационные инциденты (серьезные авиационные инциденты);

— производственные происшествия.

Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:

— авиационные происшествия с человеческими жертвами (катастрофы);

— авиационные происшествия без человеческих жертв (аварии).

Производственные происшествия подразделяются на:

— повреждения воздушного судна;

— чрезвычайные происшествия.

Авиационное происшествие – событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имеет место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, и в ходе которого:

а) какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом в результате нахождения в данном воздушном судне, за исключением тех случаев, когда телесные повреждения получены вследствие естественных причин, нанесены самому себе либо нанесены другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены безбилетным пассажирам, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам экипажа;

б) воздушное судно получает повреждение или происходит разрушение его конструк­ции, в результате чего:

— нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характе­рис­тики воздушного судна;

— требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента, за исключением: случаев отказа или повреждения двигателя, когда поврежден только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты, или повреждены только воздушные винты, несиловые элементы планера, обтекатели, законцовки крыла, антенны, пневматики, тормозные устройства или другие элементы, если эти повреждения не нарушают общей прочности конструкции, или в обшивке имеются небольшие вмятины или пробоины; повреждений элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта, трансмиссии, повреждений вентиляторной установки или редуктора, если эти случаи не привели к повреждениям или разрушениям силовых элементов фюзеляжа (балок); повреждений обшивки фюзеляжа (балок) без повреждения силовых элементов;

в) воздушное судно пропадает без вести или оказывается в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен.

Авиационное происшествие с человеческими жертвами (катастрофа) — авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа. К катастрофам относятся также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна.

Авиационное происшествие без человеческих жертв (авария) — авиационное происшествие, не повлекшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа.

Авиационный инцидент – событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, поки­нули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием.

Серьезный авиационный инцидент – авиационный инцидент, обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие.

Для серьезных авиационных инцидентов характерны следующие признаки:

— выход воздушного судна за пределы ожидаемых условий эксплуатации;

— возникновение значительных вредных воздействий на экипаж или пассажиров (дыма, паров едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т.п.);

— значительное снижение работоспособности членов экипажа;

— значительное повышение психофизиологической нагрузки на экипаж;

— получение серьезных телесных повреждений каким-либо лицом, находящимся на воздушном судне;

— значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик;

— возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате взрыва, пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т.п.;

— разрушение или рассоединение элементов управления;

— повреждение элементов воздушного судна, не относящееся к авиационному проис­шест­вию.

Повреждение воздушного судна на земле – событие, связанное с обслуживанием, хранением и транспортировкой воздушного судна, при котором судну причинены повреждения, не нарушающие его силовые элементы и не ухудшающие летно-технические характеристики, устранение которых возможно в эксплуатационных условиях.

Чрезвычайное происшествие – событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, но не относящееся к авиационному происшествию, при котором наступило одно из следующих последствий:

— гибель кого-либо из находившихся на борту воздушного судна в результате умышленных или неосторожных действий самого пострадавшего или других лиц, не связанная с функционированием воздушного судна;

— гибель какого-либо лица, самовольно проникшего на воздушное судно и скрывав­шего­ся вне зон, куда открыт доступ пассажирам и членам экипажа;

— гибель членов экипажа или пассажиров в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после вынужденной посадки воздушного судна вне аэродрома;

— гибель или телесные повреждения со смертельным исходом любого лица, находящего­ся вне воздушного судна, в результате непосредственного контакта с воздушным судном, его элементами или газовоздушной струей силовой установки;

— разрушение или повреждение воздушного судна на земле, повлекшее нарушение прочности его конструкции или ухудшение летно-технических характеристик в результате стихийного бедствия или нарушения технологии обслуживания, правил хранения или транспортировки;

+- угон воздушного судна, находящегося на земле или в полете, или захват такого судна в целях угона.

 

Федеральные полномочные органы и их роль в системе обеспечения безопасности полётов в РФ
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)

Действует на основании Перечня вопросов Минтранса России, утв. постановлением Правительства РФ от 11.06.04 № 274. Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере воздушного (гражданской авиации) и др. видов транспорта.

Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) — Росавиация

Действует на основании Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.04 № 396 и

Перечня вопросов ФАВТ, утв. постановлением Правительства РФ от 06.04.04 № 172)

Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере ВТ. Находится в ведении Минтранса России и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Основные функции:

  1. Издание индивидуальных правовых актов.
  2. Организация исполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы.
  3. Проведение обязательной сертификации объектов ГА (за исключением деятельности по обеспечению авиационной безопасности и организации воздушного движения).
  4. Ведение Государственных реестров гражданских ВС, аэродромов и аэропортов РФ.
  5. Организация обучения и повышения квалификации авиационного персонала ГА.
  6. Осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, своего и государственных учреждений, подведомственных Агентству.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ) — Ространснадзор

Действует на основании Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.04 № 398 и

Перечня вопросов ФАВТ, утв. постановлением Правительства РФ от 07.04.04 № 184)

Является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, промышленного транспорта и дорожного хозяйства. Находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации. Основные функции

  1. Осуществление контроля и надзора за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных законодательством Российской Федерации общеобязательных правил поведения
  2. Выдача разрешений (лицензий) юридическим лицам и гражданам на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий
  3. Осуществление эксплуатационной сертификации в области гражданской авиации
  4. Регистрация актов, документов, прав и объектов
  5. Организация, проведение и участие в установленном законодательством Российской Федерации порядке в проведении расследований транспортных происшествий на железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте, а также участие в расследовании причин разрушений автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на них
  6. Издание индивидуальных правовых актов на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства транспорта и связи Российской Федерации

Федеральная аэронавигационная служба (ФАНС) — Росаэронавигация

Действует на основании Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 30 марта 2006 г. № 173

Является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания. Руководство ФАНС осуществляет Правительство РФ.

Основные функции:

Осуществляет полномочия, возложенные в соответствии с законодательством РФ на федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации, уполномоченный орган в области обороны, руководящий орган единой системы организации воздушного движения, государственные инспекторские органы гражданской авиации в сфере использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ и авиационно-космического поиска и спасания.

В установленной сфере деятельности:

  1. вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;
  2. самостоятельно принимает нормативные правовые акты;
  3. осуществляет полномочия по контролю и надзору;
  4. осуществляет полномочия по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг;
  5. осуществляет иные полномочия, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами и международными договорами РФ.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК)

Выполняет функции Авиарегистра РФ на основании полномочий и ответственности, определенных Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 г. №367 (с изменениями) «О совершенствовании системы сертификации и порядка расследования авиационных происшествий в гражданской авиации Российской Федерации».

Основные функции Авиационного регистра:

  1. Разработка и совершенствование авиационных правили процедур сертификации в части, относящейся к воздушным судам и их компонентам, производству авиационной техники и ремонтным предприятиям, воздействию на окружающую среду.
  2. Разработка и издание директив лётной годности,директивных писемрекомендательных циркуляровдирективных циркуляровквалификационных требованийруководств, методов определения соответствия к авиационным правилам.
  3. Сертификация воздушных судови их компонентов (с выдачей соответствующих сертификатов).
  4. Сертификация производства авиационной техникии ремонтных предприятий (с выдачей соответствующих сертификатов).
  5. Сертификация организаций-разработчиков авиационной техники (с выдачей соответствующих сертификатов).
  6. Аккредитация организаций (центров), осуществляющих сертификационные работы(с выдачей соответствующих сертификатов) и уполномоченных представителей Авиарегистра МАК (с выдачей соответствующих удостоверений).
  7. Осуществление надзора за сертифицированными объектами и организациями, организация взаимодействия с Военными представительствамина предприятиях-разработчиках и предприятиях-изготовителях авиационной техники.
  8. Экспортная сертификация летной годностиэкземпляров авиационной техники.

 

Расследование авиационных происшествий , авиационных инцидентов и других негативных событий в системе обеспечения БП в РФ

Авиационные события подразделяются на:

— авиационные происшествия;

— авиационные инциденты (серьезные авиационные инциденты);

— производственные происшествия.

Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:

— авиационные происшествия с человеческими жертвами (катастрофы);

— авиационные происшествия без человеческих жертв (аварии).

Производственные происшествия подразделяются на:

— повреждения воздушного судна;

— чрезвычайные происшествия.

Расследование – на основе Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации

Правила включают в себя определения и классификацию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами, устанавливают порядок проведения расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами Российской Федерации и гражданскими воздушными судами иностранных государств на территории Российской Федерации, участия уполномоченных представителей Российской Федерации в расследовании авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами Российской Федерации на территории других государств, учета указанных событий, а также разработки рекомендаций и мероприятий по их предотвращению.

Авиационное происшествие или инцидент с гражданским воздушным судном Российской Федерации либо с гражданским воздушным судном иностранного государства на территории Российской Федерации подлежат обязательному расследованию. Расследование проводится уполномоченными органа­ми, создающими соответствующие государственные комиссии

Целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем. Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или инцидента.

Процесс расследования авиационного происшествия или инцидента включает в себя сбор и анализ информации, проведение необходимых исследований, установление причин авиационного происшествия или инцидента, подготовку отчета и заключения, разработку рекомендаций, разбор (слушание) по результатам расследования.

Расследование авиационного происшествия или инцидента проводится по принципу многофакторности, предусматривающему выявление отклонений от нормального функционирования авиационной транспортной системы и оценку влияния этих отклонений на исход полета воздушного судна.

+Полномочия и ответственность специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области расследования авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами возложены на Межгосударственный авиационный комитет. Полномочным федеральным органом регулирования деятельности в области гражданской авиации, в компетенцию которого входит участие в расследовании авиационных происшествий, а также организация и проведение расследования авиационных инцидентов, является Федеральная авиационная служба России (ФАС России).

 

Сертификация объектов ГA и её роль обеспечении безопасности полётов 

Сертификация и лицензирование в ГА — инструмент государственного контроля и регулирования гражданской авиационной деятельности для обеспечения установленных требований к безопасности полётов, авиационной безопасности и качеству услуг по авиационным перевозкам и выполнению авиационных работ.

Сертификат подтверждает способность профессиональную, материальную и технологическую подго-товленность исполнителя авиационных работ к соответствующим видам авиационной деятельности.

Лицензия – даёт разрешение на выполнение определенного вида авиационной деятельности.

Лицензированию подлежат (ВК РФ, ст. 9. Лицензирование деятельности в области авиации)

  1. Деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе.
  2. Деятельность по обеспечению авиационной безопасности.

Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности N 128-ФЗ, 08.08.01

Регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Критерии определения лицензируемых видов деятельности и полномочия лицензирующих органов
Критерии (Ст.4) Полномочия (Ст.6)
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. • Предоставление лицензий;

• переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

• приостановление действия лицензий;

• возобновление действия лицензий;

• аннулирование лицензий;

• ведение реестра лицензий;

• контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

 

Срок действия лицензии (Ст.8) и осуществление контроля (Ст.12)
Срок действия Не может быть менее чем 5 лет.

Может быть продлен по заявлению лицензиата.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Контроль 1. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.
2. Лицензирующие органы имеют право:

• проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;

• запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;

• составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

• выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

• выносить предупреждение лицензиату.

Приостановление действия и аннулирование лицензии (Ст.13)

+Лицензия может быть приостановлена (в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий) или аннулирована (в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ) решением суда на основании заявления лицензирующего органа.


Государственный контроль и надзор за обеспечением безопасности полётов 

Целями государственного регулирования, контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности полетов авиации Российской Федерации являются:
1) обеспечение приоритетности сохранения жизни и здоровья людей в процессе авиационной деятельности;
2) предотвращение ущерба от авиационных происшествий, представляющих опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Задачами государственного регулирования, контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности полетов авиации Российской Федерации и безопасности использования воздушного пространства Российской Федерации являются:
1) исключение незаконного вмешательства в деятельность в области авиации;
2) создание условий для повышения заинтересованности всех участников авиационной деятельности в предотвращении авиационных происшествий и авиационных инцидентов;
3) обеспечение ответственности всех участников авиационной деятельности за невыполнение требований по безопасности полетов;
4) распределение и использование государственных финансовых средств, предназначенных для реализации федеральных программ и проведения мероприятий по обеспечению безопасности полетов авиации Российской Федерации и безопасности использования воздушного пространства Российской Федерации;
5) осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности полетов.

Государственное регулирование в сфере обеспечения безопасности полетов авиации Российской Федерации — деятельность федеральных органов государственной власти по установлению обязательных правил, требований, прав и обязанностей для всех участников авиационной деятельности в сфере обеспечения безопасности полетов.
Государственный контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности полетов авиации Российской Федерации — осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими и физическими лицами действующего законодательства, правил и требований по безопасности полетов, выработке предложений и рекомендаций по предотвращению авиационных происшествий.

Государственное регулирование в сфере обеспечения безопасности полетов авиации Российской Федерации осуществляется на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и международных договоров Российской Федерации согласно установленным для федеральных органов исполнительной власти нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации полномочиям и функциям нормативно-правового регулирования деятельности в области авиации.
Государственный контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности полетов авиации Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Правовые основы государственного регулирования, контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности полетов авиации Российской Федерации составляют настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации.
Положения нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы применения настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора. Если из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта, то применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.
Российская Федерация в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, применяемыми к обеспечению безопасности полетов, и международными договорами Российской Федерации осуществляет государственное регулирование, контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности полетов авиации Российской Федерации над территорией Российской Федерации.
Российская Федерация, являясь основным субъектом государственного регулирования, контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности полетов, осуществляет функции государственного регулирования, контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности полетов через органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Юридические и физические лица, осуществляющие авиационную деятельность, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности полетов авиации Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом государственного регулирования, контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности полетов авиации Российской Федерации является деятельность:
1) по обеспечению состояния защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации;
2) научно-исследовательских и проектных организаций в области авиации;
3) разработчиков и производителей авиационной техники;
4) по использованию воздушного пространства над территорией Российской Федерации;
5) по созданию и безопасному функционированию авиационной инфраструктуры;
6) образовательных учреждений по подготовке авиационного персонала;
7) организаций и учреждений государственной, гражданской и экспериментальной авиации, других юридических, а также физических лиц, осуществляющих авиационную деятельность.
Государственное регулирование в сфере обеспечения безопасности полетов авиации Российской Федерации осуществляют:
1) Правительство Российской Федерации;
2) специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области государственной авиации;
3) специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гражданской авиации;
4) специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспериментальной авиации.
Государственный контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности полетов авиации Российской Федерации осуществляет федеральный орган по контролю и надзору в сфере обеспечения безопасности полетов авиации Российской Федерации.

 

 

Оценка риска и управление безопасностью полётов 


R i = S i Q i ,

R i – величина риска при наступлении i-го негативного события;

Si – вероятность наступления i-го негативного события (повторяемость);

Q i – вероятность АП вследствие i-го негативного события (опасность).

Вариант классификации событий по составляющим риска

СЕРЬЕЗНОСТЬ ПОСЛЕДСТВИЙ ВЕРОЯТНОСТЬ СОБЫТИЯ
Авиаци-онное опре-

деление

Значение Класс

опас-ности

Качест-

венная ха-

рактери-

стика

Значение Кате-

гория повто-ряемо-сти

Ката-строфи-ческие Разрушение оборудования. Человеческие жертвы. 5 Частое Может происходить

многократно

E
Опасные Серьезное уменьшение «запаса прочности», физическая боль либо уровень рабочей нагрузки, не позволяющий гарантировать четкого и полного выполнения операторами своих задач. Серьезные травмы людей.

Крупные повреждения оборудования.

4 Перио-дическое Может происходить

время от времени

D
Значи-тельные Существенное уменьшение «запаса прочности», снижение способности операторов преодолевать неблагоприятные эксплуатационные условия как

результат повышения рабочей нагрузки или вследствие условий, снижающих эффективность их работы.

Серьезный инцидент.

Телесные повреждения.

3 Редкое Малая, вероятность,

но может произойти

C
Незна-читель-ные Помехи. Эксплуатационные ограничения. Использование аварийных процедур.

Незначительный инцидент.

2 Маловеро-

ятное

Очень малая вероятность

события

B
Ничтож-

ные

Малозначительные

последствия.

1 Практически невоз-можное Возможность

наступления события

почти исключена

A

Пример использования схемы классификации рисков (матрицы рисков)

Вероятность

события

Степень серьёзности (опасности) события
Незначи-тельная Малозна-чительная Значи-тельная Очень зна-чительная Катастро-

фическая

Весьма вероятное E1

Допустимо

E2

Неприемлемо

E3

Неприемлемо

E4

Неприемлемо

E5

Неприемлемо

Вероятное D1

Приемлемо

D2

Допустимо

D3

Неприемлемо

D4

Неприемлемо

D5

Неприемлемо

Возможное C1

Приемлемо

C2

Приемлемо

C3

Допустимо

C4

Неприемлемо

C5

Неприемлемо

Мало-

вероятное

B1

Приемлемо

B2

Приемлемо

B3

Приемлемо

B4

Допустимо

B5

Неприемлемо

Практически невероятное A1

Приемлемо

A2

Приемлемо

A3

Приемлемо

A4

Приемлемо

A5

Допустимо

Элементы влияния Особые ситуации в полёте
Усложнение условий полётов (УУП) Сложная ситуация

(СС)

Аварийная ситуация

(АС)

Катастрофи-ческая ситуация

(КС)

Психофизиологиче-ская нагрузка на экипаж Незначительна Заметное повышение Значительное повышения Предотвра-

щение гибели людей практически невозможно

Лётные характеристики ВС Незначительное ухудшение, без выхода за эксплуатационные ограничения Заметное ухудшение, выход за эксплуатаци-онные ограничения Значительное ухудшение, выход за предельные ограничения
План полёта Как правило, не требует немедленного изменения Немедленное изменение плана полёта Немедленное изменение плана полёта
Нормируемая сум-марная вероят-ность события

на 1 ч полёта

≤ 10-3 ≤ 10-4 ≤ 10-6 ≤ 10-7
Допустимая повторяемость событий на 10 7 ч

налёта

10000 1000 10 1

Классификация риска (матрица риска)

Серьезность последствий
Ничтожные

(БУУП)

Незначи-тельные (УУП) Значи-тельные

(СС)

Опасные

(АС)

Катастро-фические

(КС)

Вероятность события Частое

10-3 < Q ≤ 100

Подлежит анализу Неприем-лемо Неприем-лемо Неприем-лемо Неприем-лемо
Весьма вероятное

10-5 < Q ≤ 10-3

Подлежит анализу Подлежит анализу Неприем-лемо Неприем-лемо Неприем-лемо
Вероятное

10-6 < Q ≤ 10-5

Приемлемо Подлежит анализу Подлежит анализу Неприем-лемо Неприем-лемо
Маловероятное

10-7 < Q ≤ 106

Приемлемо Приемлемо Подлежит анализу Подлежит анализу Неприем-лемо
Крайне мало-вероятное

Q≤10-7

Приемлемо Приемлемо Подлежит анализу Подлежит анализу Подлежит анализу

 

Определите понятие «Авиационная транспортная безопасность ( АТБ )». Перечислите и определите виды актов незаконного вмешательства в деятельность ГА 


Авиационная безопасность— состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации — противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации и повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.

В соответствии с классификацией ИКАО акт незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность гражданской авиации это — акт:

а) насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если
такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна;

б) разрушения воздушного судна, находящегося в эксплуатации, или причинения этому
воздушному судну повреждения, которое выводит его из строя или может угрожать его
безопасности в полете;

в) помещения или совершения действий, приводящих к помещению, на воздушное
судно, находящееся в эксплуатации, каким бы то ни было способом устройства или
вещества, которое может разрушить такое воздушное судно или причинить ему
повреждение, которое выводит его из строя или причинить ему повреждение, которое может угрожать его безопасности в полете;

г) разрушения или повреждения аэронавигационного оборудования или вмешательства
в его эксплуатацию, если любой такой акт может угрожать безопасности воздушного судна в полете;

д) сообщения заведомо ложных сведений, создающих угрозу безопасности воздушного
судна в полете;

е) незаконного и преднамеренного использования любого устройства, вещества или
оружия:

— для совершения акта насилия в отношении лица (лиц) в аэропорту, на борту воздушного судна, который причиняет или может причинить вред здоровью или смерть;

— для разрушения или серьезного повреждения оборудования и сооружений аэропорта, воздушного судна, для нарушения работы служб аэропорта.

ж) любой другой акт, который угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту.

В соответствии с существующей в Российской Федерации классификацией, все акты незаконного вмешательства условно отнесены к следующим видам:

  • Взрыв ВС или объекта ГА
  • Захват (угон) ВС
  • Попытка захвата (угона) ВС
  • Диверсия
  • Нападение (в том числе с захватом заложников)
  • Угрозы в адрес ГА
  • Блокирование ВС и объектов ГА
  • Несанкционированное проникновение в ВС и на объекты ГА
  • Другие АНВ (инциденты).

Инцидент — случай, имеющий цель незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Например:

  • Загорание ВС или объекта ГА
  • Повреждение ВС или объекта ГА
  • Случаи применения оружия, производства выстрелов (в том числе самопроизвольных) в контролируемых зонах аэропорта, в аэровокзалах или в воздушных судах лицами, не имеющими отношения к обеспечению авиационной безопасности данного аэропорта
  • Случаи обнаружения оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ у посторонних лиц и пассажиров в контролируемых зонах аэропорта
  • Случаи насилия в отношении лиц, находящихся на борту ВС в полете, и угрожающие безопасности этого ВС.

 

Определите государственный уполномоченный орган регулирования деятельности в области авиационной безопасности ( АБ ) и его основные функции 


С мая 2004 года надзор и контроль в области АБ ГА России осуществляет Управление транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России (ФСНСТ) и отделы АБ в территориальных ор­ганах воздушного транспорта.

Центральный аппарат ФСНСТ и территориальные органы воздушного транспорта выполняют задачи по формированию и реализации политики государственного регулирования, управления и контроля деятельности авиапредприятий ГА в области АБ, взаимодействия с заинтересованными федеральными и местными органами исполнительной власти, с подразделениями ФСБ, МВД России и другими ведомствами по предупреждению и пресечению АНВ в деятельность ГА.

Основные функции:

Государственное регулирование деятельности по АБ осуществляется специально уполномоченным органом в лице Управления транспортной безопасности ФСНТ России и его региональных (территориальных) отделов. Его основу составляют четыре подсистемы.

  • госнадзора и сертификации деятельности по АБ;
  • нормативного обеспечения деятельности по АБ,
  • подготовки по АБ персонала служб авиационной безопасности (САБ) и авиаперсонала,
  • учета и анализа состояния АБ.

Первая из них реализуется деятельностью Органа по сертификации АБ в системе сертификации в ГА (ССГА), осуществляющего совместно с аналогичными региональными органами сертификацию предприятий и служб, осуществляющих деятельность по АБ и применяемых специальных технических средств, а также государственными инспекциями по АБ Сертификация является эффективным инструментом государственных органов для обеспечения соответствия деятельности по АБ правовым и нормативным требованиям.

Рассматривая функции государственного инспекционного контроля качества, следует иметь в виду, что главное условие успешного применения мер авиационной безопасности заключается в том, чтобы меры контроля применялись на постоянной основе и могли гарантировать эффективный уровень безопасности

Это достигается установлением государственных стандартов в отношении набора, отбора, профессиональной подготовки и сертификации персонала службы безопасности и проведения периодических инспекционных проверок, анализов, полномасштабных проверок полномочными инспекторскими органами с целью определения соответствия указанным стандартам.

Инспекционная проверка представляет собой рассмотрение одного или нескольких аспектов действующих мер и процедур безопасности, применяемых в аэропорту или эксплуатантом ВС, для определения того, насколько эффективно они осуществляются. Как правило, такая проверка проводится в течение короткого периода времени, например, в течение нескольких часов или одного дня.

Полномасштабная проверка представляет собой подробное рассмотрение всех аспектов действующей программы безопасности аэропорта или Эксплуатанта ВС для определения того, применяются ли они на непрерывной основе и с соблюдением одного и того же уровня требований. Такая проверка обычно проводится в течение длительного периода времени, например, в течение многих дней, недель или одного месяца.

Вторая из основных подсистем системы обеспечения АБ — функционально определена созданием правового и нормативного поля деятельности по АБ.

Нормативное правовое обеспечение деятельности по АБ является одним из важнейших компонентов системы, обеспечивающих её устойчивое и эффективное функционирование в соответствии с требованиями по безопасности воздушного транспорта РФ, а также международными стандартами и рекомендациями по защите ГА, возникающие в связи с нахождением ВС Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами.

Нормативные документы (вновь разрабатываемые федеральные авиационные правила по АБ, положения, наставления и инструкции по отдельным видам деятельности и др.) определяют требования к деятельности по обеспечению АБ, порядок их выполнения, требования и процедуры сертификации, стандартные технологические процедуры и т.п.

Третья из рассматриваемых подсистем — предусматривает разработку государственных требований к процессам обучения персонала САБ и авиационного персонала по вопросам авиационной безопасности в учебных заведениях начального и дополнительного профессионального образования.

Даже при наличии самого современного специального досмотрового и охранного оборудования и надлежащем планировании процедур безопасности, успешные результаты зависят от лица, использующего оборудование или выполняющего указанные процедуры. Поэтому для обеспечения надлежащего и эффективного применения мер безопасности и контроля всегда необходимо учитывать вопросы набора, отбора, профессиональной подготовки и сертификации персонала службы безопасности.

Поэтому весь авиационный персонал, работники аэропортов (авиапредприятий, эксплуатантов), сотрудники сторонних организаций, работники которых связаны с деятельностью ГА, учащиеся учебных заведений ГА должны пройти соответствующее обучение мерам обеспечения АБ по учебным программам, утвержденным специально уполномоченным органом в области ГА.

Подготовка по АБ авиационного персонала, работников организации ГА и сотрудников сторонних организаций, связанных с деятельностью ГА, проводится в учебных заведениях ГА и образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования.

Четвёртая подсистема — представляет необходимую функцию обратной связи в процессах корректировки и совершенствования деятельности в области обеспечения АБ.

Анализ состояния безопасности представляет собой оценку функционирования аэропорта или Эксплуатанта ВС с целью выяснения потребностей в сфере безопасности. Это также включает выявление возможного уязвимого места, которое может быть использовано для совершения акта незаконного вмешательства, несмотря на применение мер и процедур безопасности, предусмотренных федеральной программой безопасности ГА, а также выработку рекомендаций относительно мер защиты, соответствующих степени угрозы и способных устранить любой выявленный фактор риска

+Анализ практических результатов работы САБ, инспекторских проверок, учений, действий по урегулированию кризисных ситуаций позволяет корректировать планы обеспечения АБ аэропортов и авиапредприятий, планы урегулирования чрезвычайных ситуаций, действия по государственному регулированию.

 

Охарактеризуйте основные нормативно — правовые документы по обеспечению АТБ 


Организационно-распорядительная документация:

  1. Воздушный кодекс;
  2. Наставление по производству полётов;
  3. Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники (НТЭРАТ-93);
  4. Различные другие наставления (НПП);
  5. Стандарты;
  6. Приказы;
  7. Указания;
  8. Инструкции общего характера;
  9. Методические документы;
  10. Материалы Федерального и Регионального органов государственного управления воздушным транспортом;
  11. Федеральные авиационные правила (ФАП-145);
  12. Трудовой кодекс.

 

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф